Кандидат искусствоведения Екатерина Анатольевна Дорохова – Получается, что это своеобразный нью-эйдж? Люди, которым не нравится растущее присутствие в культурной жизни Православия и христианства, берут все это на вооружение и раскручивают. А.Е.: Это началось с 60-х годов ХХ века. Создавались специальные праздники – целый государственный календарь появился, который должен был заслонить православные праздники. Все эти проводы зимы, праздник русской березки и т.д. Проводилась очень большая работа, чтобы отвлечь молодежь от Церкви. И сейчас похожая ситуация. Зайдите в интернет и наберите в поисковой системе «Русский фольклор». Первыми окажутся сайты неоязычников. Кто такие эти неоязычники? Это, как правило, офисные работники, что называется, научившиеся пользоваться интернетом. Они не стесняют себя соблюдением авторских прав – стягивают на свои ресурсы много разнообразной информации и этим привлекают публику. Если человеку нужен зрительный или звуковой контент, он заходит в поисковую систему, попадает к ним, идет по ссылкам и погружается в этот омут. Работники учреждений культуры также часто обращаются к неоязыческим ресурсам. Предположим, надо срочно подготовить сценарий народного праздника. Они заходят в интернет, попадают на неоязыческий сайт, скачивают оттуда информацию, на основании которой делают методичку, и у них получается в итоге нечто весьма странное. Отличить, где реальный фольклорный материал – научно выверенный, точный, а где сумасшедший бред – они не могут. И это притом, что Государственный центр русского фольклора как раз осуществляет методическую помощь и может дать исчерпывающие консультации по работе с нематериальным культурным наследием, направить, научить всех, кто хочет заняться собиранием, исполнением, любой деятельностью, связанной с традиционной народной культурой. Но к нам, к сожалению, обращаются немногие, потому что проще скачать информацию с сомнительного сайта, чем разобраться в чем-то серьезно. Сейчас центр стал создавать большие информационные ресурсы, мы работаем и в социальных сетях. Началась большая просветительская и информационная работа.

http://pravoslavie.ru/94301.html

Проблему развития «Нью эйдж» католики видят не в «промывании мозгов» и обмане – эти термины даже не употребляются в тексте, – а в состоянии своей церковной жизни, поскольку ее деформация «способствовала повороту к «я“, минуя традиционную веру. Авторы текста, обращаясь к католикам, предупреждают: «Если Церковь не желает быть обвиненной в глухоте к человеческой тоске, ее члены должны принять во внимание две вещи – укорениться еще сильнее в фундаменте веры и понять: часто немота, крик в сердце иных людей заведет их куда-нибудь, если они не найдут мира в Церкви». 123 Кто стоит за «Нью эйдж»? Нельзя однозначно сказать, что массовое распространение является спланированной акцией или является стихийным. Тема планомерной пропаганды «Нью эйдж» как идеологии – это чрезвычайно сложная проблема. Некоторые подозревают «Нью эйдж» в неком заговоре против христианства, но в нынешних условиях, когда идет процесс спонтанной смены культур, направление которого неподвластно контролю людей, трудно представить, чтобы само «Нью эйдж» координировало действия различных факторов. 124 Спорным также считается вопрос преднамеренного использования массмедиа в глобальном распространении «Нью эйдж». Обращение: принуждение или поиск Касательно вовлечения людей в «Нью эйдж» отмечается, что многие люди сами вольны решать, принадлежать ли к каким-либо группам или нет, но вызывает тревогу увеличение количества фирм, в которых от людей требуют участия в медитациях и использовании техник расширения сознания для развития их профессиональных навыков. Предварительные выводы Итак, последний официальный ватиканский документ, появившийся через семнадцать лет после документа «Секты или новые религиозные движения: пастырский вызов», не использует таких понятий, как: «секта», «культ», «промывание мозгов», «обман» и тому подобное,хотя среди групп «Нью эйдж» названа «Трансцендентальная медитация», представляющая собою, с точки зрения теории тоталитарного сектантства, типично тоталитарную секту, или деструктивный культ. Вовлечение людей в «Нью эйдж» является в большинстве случаев результатом свободного и искреннего поиска смысла жизни. Таким образом, налицо эволюция официальной католической позиции в отношении сект и антицерковных движений, она проявляется в отходе от идеологии антикультового движения и его терминологии. Свою задачу католики видят не в обличении «Нью эйдж» в криминале и неприглядных деяниях, а в том, чтобы ознакомить верующих с идеями «Нью эйдж» и показать им, чем католическая вера отличается от этой доктрины и чем превосходит ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Можем привести следующий пример: эннеаграмма, служащая для исследования 9 типов характера, будучи используема как средство духовного роста, вносит неясность в понимание христианского учения и в жизнь, основанную на христианской вере. 1.5. Открытый вызов Не следует недооценивать притягательность религиозности Нью Эйдж. В ситуации, когда ослаблено понимание сути христианской веры, человек ошибочно полагает, что христианская религия не пробуждает глубокой духовности, и поэтому начинает искать духовность в других местах. На самом деле, некоторые люди говорят, что время Нью Эйдж уже проходит, и при этом ссылаются на «некст эйдж» (англ. «следующий век») 7 . Они говорят о кризисе, начавшемся в США в начале 1990-х, отмечая при этом, что вне англоязычного мира этот «кризис» может возникнуть позднее. Но книжные магазины и радиостанции, обилие «групп самопомощи» во многих западных городах и мегаполисах – все это говорит о совершенно ином положении дел. Поэтому представляется, что, по крайней мере, на настоящий момент, движение Нью Эйдж продолжает быть весьма активным и является существенным элементом современной культурной жизни. Успех Нью Эйдж бросает вызов Церкви. Люди чувствуют, что христианская религия больше не дает – или, возможно, никогда не давала – того, что им действительно нужно. Поиск, который часто приводит людей к Нью Эйдж, – результат искренней жажды более глубокой духовности, чего-то, что тронет их сердца, жажды осмысления запутанного и часто чуждого мира. В Нью Эйдж присутствует позитивный критический тон в отношении «материализма повседневной жизни, философии и даже медицины и психиатрии; редукционизма, который отказывается принимать во внимание религиозный и сверхъестественный опыт; индустриальной культуры с ее безграничным индивидуализмом, которая учит эгоизму и безразличию к другим людям, к будущему, к окружающей среде» 8 . Все проблемы, связанные с Нью Эйдж, заключаются в том, что именно это движение предлагает в качестве альтернативных ответов на вопросы, которыми человек задается на протяжении жизни. Если Церковь не хочет быть обвиненной в глухоте к человеческой жажде, от ее членов требуются две вещи: еще прочнее утвердиться на фундаменте, которым является их вера, и ощутить – часто беззвучный – крик в сердцах людей, который уводит их неизвестно куда, если они не находят успокоения в Церкви. Кроме того, все это побуждает стать ближе к Иисусу Христу и быть готовым следовать за Ним, поскольку Он – настоящий путь к счастью, к истине о Боге и к полноте жизни для каждого человека, готового ответить на Его любовь. 2. Духовность Нью Эйдж: обзор

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Предлагаемые размышления предназначаются в качестве руководства для тех католиков, которые проповедуют Евангелие и учат вере на различных уровнях в Церкви. Данный документ не ставит целью дать готовые ответы на многочисленные вопросы, поднимаемые Нью Эйдж или другими современными явлениями, указывающими на вечный поиск людьми счастья, смысла и спасения. Он приглашает понять Нью Эйдж и вступить в искренний диалог с теми, кто находится под влиянием его идей. Данный документ должен послужить руководством для тех, кто задействован в апостольском служении, для их понимания явления Нью Эйдж и для того, чтобы они могли дать ответ на его духовность, как указывая на моменты, где она противоречит католической вере, так и через опровержение тех позиций, которые идеологи Нью Эйдж выдвигают в качестве антитезы христианству. То, что в действительности требуется от христиан, это, в первую очередь, твердое основание их веры. На этом прочном фундаменте они могут построить жизнь, которая будет положительным ответом на призыв из 1-го Послания святого апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр.3:15 ). 1.1. Почему именно сейчас? Начало третьего тысячелетия – это не только две тысячи лет после Рождества Христова, но и то время, когда, по убеждениям астрологов, подходит к концу эра Рыб, которую они называют Христианской эрой. Настоящий документ – это размышления о Нью Эйдж (англ. New Age – Новая эра), получившем свое название от приближающейся астрологической эры Водолея. Нью Эйдж дает одну из многочисленных интерпретаций того, насколько важен этот исторический момент, – тех интерпретаций, которыми сейчас атакуется современная (особенно западная) культура, причем трудно четко определить, какие из них согласуются с христианским посланием, а какие нет. Таким образом, представляется верным именно сейчас предложить христианскую оценку идеологии Нью Эйдж и движения Нью Эйдж в целом. Говорится, причем справедливо, что в наши дни многие люди разрываются между уверенностью и неуверенностью, особенно в вопросах собственной идентичности 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пастырские средства. В Главе 8 указаны основные документы Католической Церкви, которые содержат оценку взглядов Нью Эйдж. Во-первых, это обращение к епископам Папы Иоанна Павла II, которое цитируется во введении. Папа признает некоторые позитивные аспекты этой культурной тенденции, такие как «поиск нового смысла жизни, нового экологического восприятия и стремление идти дальше холодной, рационалистической религиозности». Но он также обращает внимание верующих на некоторые двусмысленные элементы, несовместимые с христианской верой: эти движения «мало внимания уделяют Откровению», «они имеют тенденцию к релятивизации религиозного учения в пользу неопределенного, неясного мировоззрения», «они часто предлагают пантеистическую концепцию Бога», «заменяют личную ответственность перед Богом за наши действия чувством долга перед космосом, таким образом опровергая истинное понимание греха и необходимость искупления через Христа» 91 . 6.2. Практические шаги Прежде всего, стоит повторить, что не всё и не все из широкого спектра Нью Эйдж в равной степени соотносятся с теоретической основой движения. Таким же образом и само название часто по ошибке или в силу расширительного толкования присваивается явлениям, которые можно классифицировать иначе. Термином «Нью Эйдж» также злоупотребляли с целью демонизировать людей или практики. Необходимо уяснить, отражают ли явления, связанные с движением, пусть даже в малой степени, христианское видение Бога, человека и мира, или они находятся в противоречии с ним. Само по себе использование термина «Нью Эйдж» мало о чем говорит, если вообще о чем-либо говорит. Единственное, что имеет значение – это насколько люди, группы, практики или какие-либо предметы соотносятся с христианским учением. У Католической Церкви есть своя собственная, очень эффективная, сеть, которая могла бы быть использована лучше. Например, существует огромное количество пастырских, культурных и духовных центров. Было бы хорошо, если бы они тоже могли быть задействованы для преодоления путаницы, связанной с религиозностью Нью Эйдж, какими-либо творческими инициативами, например, обеспечением площадки для обсуждения или изучения [идей Нью Эйдж]. К сожалению, приходится признать, что отмечено много случаев, когда католические духовные центры вместо этого активно распространяют внутри Церкви религиозность Нью Эйдж. Такая ситуация без сомнения нуждается в исправлении, не только с целью положить конец распространению путаницы и ошибочных взглядов, но также с тем, чтобы эти центры могли по-настоящему содействовать истинной христианской духовности. Католические культурные центры являются не только образовательными институтами, но местом для искреннего диалога 92 . Некоторые превосходные специализированные учреждения занимаются всеми этими проблемами. Это ценные ресурсы, которые надо активно использовать в тех областях, где таких ресурсов еще недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1.4. Нью Эйдж и католическая вера Даже если допустить, что религиозность Нью Эйдж в некотором роде дает ответ на обоснованную духовную жажду, свойственную природе человека, следует обратить внимание на то, что на практике она [религиозность Нью Эйдж] противоречит христианскому Откровению. В западной культуре особенно силен призыв к «альтернативному» пониманию духовности. С одной стороны, новые формы психологического утверждения личности стали очень популярны среди католиков, даже в домах для реколлекций, семинариях и институтах монашеской формации. В то же время растет ностальгия и интерес к мудрости и ритуалу давних времен, что является одной из причин значительного роста популярности эзотерики и гностицизма. Многие люди особенно очарованы тем, что – справедливо или нет – называется «кельтской» духовностью 5 , а также религиями древнего мира. Книги и курсы на тему духовности древних или восточных религий стали процветающим бизнесом, и очень часто их преподносят под видом принадлежности к Нью Эйдж из коммерческих соображений. Но на самом деле связи с этими религиями не всегда прослеживаются, а их принципы часто отрицаются. Компетентный взгляд с христианской точки зрения на идеи и практику Нью Эйдж не может не отметить, что, подобно гностицизму II-III вв., они вобрали в себя те положения, которые Церковь определяет как гетеродоксальные. Иоанн Павел II с беспокойством предостерегает о «возрождении старых гностических воззрений в виде так называемого Нью Эйдж. Нельзя обольщаться тем, что движение это хочет обновить религию. Это лишь новая разновидность гностицизма, то есть такого образа мыслей, который во имя глубокого познания Бога отвергает Его Слово, заменяя его тем, что придумал сам человек. Гностицизм никогда не покидал область христианства, всегда словно сосуществовал с ним как под видом определенных философских течений, так и под видом тайной парарелигиозной практики, очень глубоко порывающей с тем, что сущностно важно для христиан, но не выражающей этого открыто» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А.Л. Дворкин Раздел седьмой. Культы «Новой эры». Глава 21. Движение «Нью эйдж» Сама ситуация в современном мире в ее духовных, социальных и технических аспектах способствует отказу от христианства и утверждению сознания «Нью эйдж». Еще недавно в оккультной среде господствовал эзотеризм. Сегодня оккультизм зкзотеричен – он открыт для всех. Даже самые одиозные проекты «очищения Матери-Земли» не особо скрываются. Мы являемся свидетелями пронизывающего весь мир «заговора». Это – заговор Водолея. Вячеслав Алексеев, Андрей Григорьев. Религия Антихриста 1316 . 1. Старые идеи новой религии «New Age («Нью Эйдж») – английское выражение, которое переводят по-разному («Новое время», «Новый век»), но, как мне кажется, наиболее точный перевод – «Новая эра» . Это самая известная на Западе (а теперь уже и на Востоке) и самая широко рекламируемая современная религия. Сразу отметим, что не существует единой секты под названием «Новая эра» (НЭ); секта всегда характеризуется четко организованной структурой, а «Нью эйдж» – явление широкоохватное, аморфное, в которое вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей НЭ, но при этом не входить ни в одну из организаций. Собственно, за термином «Нью эйдж» стоят два понятия. В более строгом смысле – это широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной довольно свободно сформулированной идеологической базе, которое сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии. Но можно говорить о НЭ и в расширительном смысле как о социокультурном феномене – идеологической основе современной постхристианской цивилизации. И в этом, втором смысле практически все секты, о которых рассказывается в нашей книге, относятся к этой парадигме, органично включают в себя ту или иную (или сразу несколько) из входящих в нее идей и, соответственно, в свою очередь являются ее составными частями. Поэтому разговор о НЭ мы и ведем в самом конце, подытоживая все вышесказанное. Дать сколько-нибудь точное определение движения «Нью эйдж» в первом смысле довольно трудно. Можно назвать его конгломератом различных спиритистских и оккультистских групп, культов, школ, сект и учений. Само название его может ввести в заблуждение, потому что в религиозной сути НЭ собственно нового ничего нет, все это – старые замшелые идеи и старые, траченные молью теории.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

– По милости Божией иногда приходит понимание, что главное – не скорость, а направление. Разобраться в этом с помощью ума почти невозможно, потому что в «Нью эйдж» всякое сомнение мгновенно забалтывается. Там достаточно неглупых людей, которых переиграть на их поле невозможно. Только Господь может разрушить это наваждение. – Насколько «Новый век» завязан на оккультизм?Оккультизм, неосознанный сатанизм, пронизывает все практики «Нью эйдж», даже самые скромные. Но в чем трудность борьбы с ним? Если православный батюшка придет и назовет ньюэйджеров сатанистами – его не поймут и совершенно искренне отвергнут. Невоцерковленный человек приходит в общину, где ему говорят, что если Бог – это добро, то, значит, и добро – это Бог. А что такое добро? Это то, что нам полезно, приятно. Такая вот подмена, очень удобная. – Вы могли бы кратко охарактеризовать идеологию «Нью эйдж»? – Мысль заложена примерно такая. Наступает эпоха Водолея. Она требует новых идей и новых людей, которые не признают никаких авторитетов, лояльно относятся ко всем религиям, в том числе к христианству. Но при этом они считают Христа не Богом, а одним из великих учителей. Внешне это все выглядит презентабельно. Предлагается экологическое отношение к телу, к природе. Другое название «Нью эйдж» – холистическое движение, от «хол» – целый. Речь идет о целостности духа, души и тела. Это мне вначале тоже очень понравилось. – С чего начиналось движение «Нью эйдж» в нашей стране? – Вы знаете, приход либерализма, разрушение компартии и проникновение «Нью эйдж» каким-то образом оказались у нас завязаны на одну фигуру – Александра Яковлева, был такой секретарь ЦК КПСС. А его дочь Саша Яковлева и стала создателем первого холистического центра в России «Путь к себе». Я лично был с ней знаком. По натуре Саша – космополитка, но с такой установкой: «Мой внутренний мир важнее всего остального». Это привлекло в «Новый век» часть рериховцев, уфологов, сторонников нетрадиционных методов лечения и т.д. Когда мне в руки попал журнал «Путь к себе», я как психолог тоже заинтересовался. Стал одним из организаторов холистического центра в Вологде. Сначала прошел, а потом сам стал вести ряд семинаров по усовершенствованию способностей человека.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-odnim-iz-b...

Одной из основных проблем движения Нью Эйдж является поиск «целостности». Это призыв преодолеть все формы «дуализма», поскольку всякое разделение рассматривается как нездоровый продукт темного прошлого. В число разделений, которые, по мнению поборников Нью Эйдж, должны быть преодолены, входят различие между Творцом и творением, между человеком и природой, духом и материей. Часто предполагается, что эти дуалистические тенденции опираются на иудео-христианские корни западной цивилизации, в то время как точнее было бы отнести их к гностицизму, в частности к манихейству. Научная революция и дух рационализма Нового времени особенно виноваты в тенденции к фрагментарности (рассматривающей органическое целое как механизм, сводимый к своим отдельным частям, который затем можно объяснить на основании этих частей), а также в тенденции редукции духа к материи, так что духовная реальность – включая душу – становится всего лишь случайным, дополнительным эпифеноменом процессов, в основе своей материальных. Во всех этих областях Нью Эйдж предлагает так называемые «холистические» альтернативы. Холизм пропитывает движение Нью Эйдж, от целостного подхода к здоровью до поисков объединяющего сознания, от беспокойства по поводу экологии до идеи глобальной «сети». 2.3. Фундаментальные принципы мышления Нью Эйдж 2.3.1. Глобальный ответ в эпоху кризиса «Как христианская традиция, так и частная вера в неограниченный прогресс науки вынуждены были столкнуться с суровым потрясением, впервые проявившимся в студенческих бунтах 1968 года» 27 . Мудрость прошлых поколений внезапно лишилась значимости и уважения, в то время как всемогущество науки испарилось, так что теперь Церковь «вынуждена столкнуться с серьезным срывом в передаче своей веры молодежи» 28 . Общая утрата веры среди этих бывших столпов сознательности и общественного согласия сопровождалась неожиданным возвратом космической религиозности, ритуалов и верований, которые многие считали вытесненными и искорененными христианством; но это постоянное и неиссякаемое подводное течение эзотеризма на самом деле никогда не исчезало. Волна популярности азиатских религий в этом смысле была чем-то новым в западном контексте, но это вылилось в теософское движение конца XIX века, отразившее «растушую информированность о глобальной духовности, включающей в себя все существующие религиозные традиции» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Везде, где есть истинная любовь, должен быть другой (личность). Истинный христианин ищет единства в способности и свободе другого сказать «да» или «нет» дару любви. Христианство рассматривает единение как общность, единство – как общину. Наше будущее зависит от звезд или мы сами помогаем его создавать? Зарождающаяся Новая эра будет населена совершенными андрогинными существами, которые будут полностью подчинены космическим законам природы. В этом сценарии христианство должно быть уничтожено, чтобы освободить путь глобальной религии и новому мировому порядку. Христиане всегда бодрствуют и готовы к наступлению последних дней, когда Христос придет вновь; их новая эра началась 2000 лет назад пришествием Христа, Который есть не кто иной, как «Иисус из Назарета; Он есть Слово Божие, ставшее человеком для спасения всех». Его Святой Дух присутствует и действует в сердцах отдельных людей, в «обществе и истории, в людях, культурах и религиях». «Дух Отца, щедро дарованный Сыном, оживляет все и вся» 84 . Мы живем в последние времена. С одной стороны, тем, кто увлечен практиками Нью Эйдж, кажется, что они не ставят доктринальных вопросов; но в то же время невозможно отрицать тот факт, что эти практики сами по себе сообщают, пусть даже косвенно, установки, которые влияют на мышление и могут создать весьма своеобразный взгляд на реальность. Несомненно, Нью Эйдж создает собственную атмосферу, и трудно отделить безобидное от того, что следует поставить под вопрос. Необходимо помнить, что доктрина о Христе, распространенная в кругах Нью Эйдж, вдохновлена теософскими учениями Елены Блаватской, антропософией Рудольфа Штайнера и «Школой Арканов» Элис Бейли. Их современные последователи не только продвигают сегодня их идеи, но также работают с приверженцами Нью Эйдж над развитием абсолютно нового понимания реальности, над доктриной, называемой некоторыми исследователями «истиной Нью Эйдж» 85 . 5. Иисус Христос предлагает нам воду живую Единственным основанием Церкви является Иисус Христос, ее Господь. Он средоточие всякого христианского действия, всякого христианского послания. Поэтому Церковь постоянно вновь обращается к встрече со своим Господом. Евангелия рассказывают о встречах множества людей с Иисусом, от Вифлеемских пастухов до разбойников, распятых вместе с Ним; от старейшин, слушавших Его в Храме, до учеников, скорбно бредущих в Эммаус. Но есть один эпизод, в котором ясно видно то, что Он предлагает нам, – это рассказ о встрече с самарянкой у колодца Иакова из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Эту встречу даже называют «парадигмой нашей встречи с истиной» 86 . Переживание опыта встречи с Незнакомцем, Который предлагает нам воду живую, является ключом к пониманию того, как христиане могут и должны вступать в диалог с каждым, кто не знаком с Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010