6. Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди — я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, — сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои (Мф 3:6; Мк 1:5) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян 2:38) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12; Тит 3:5) 28 Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием — усыновление 29 за которым [следует] могущественный венец [всех] благ — исполнение закона (Рим 13:10) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5) 32 узнают все, что вы Мои ученики , поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас (Мф 7:22–23) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.   Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Происходит, однако, то, к чему боговдохновенный Иоанн не был готов: Тот, Кого он проповедует народу, не только Сам приходит к нему на Иордан, но и хочет с его помощью креститься, то есть исполнить тот самый обряд омовения… Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3, 14–15). Прочитав следующие евангельские стихи, мы поймем, почему наш любимый январский праздник именуется Богоявлением, а также Просвещением: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). В минуту выхода Богочеловека из иорданской воды пророку Иоанну (а по мнению некоторых толкователей, и другим людям) была явлена Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. На следующий день Иоанн Предтеча свидетельствовал об этом откровении: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 31–34). Но для чего же омывался в водах Иордана Тот, Кому не от чего было омываться? Что означают Его слова исполнить всякую правду? Вот как отвечает на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на Крещение Господне: «За нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас Он учит Божию правду точно исполнять; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, чтобы освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (см.: Тит. 3, 5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/18/dnes_v...

Что такое пересоздание имеет характер сверхъестественный, об этом, – помимо Рим.6сл., где наше спогребение и совоскресение со Христом представляются как нечто совершающееся действием свыше, – ясное свидетельство даёт апостол в наименовании крещения «банею обновления Духом Святым» ( Тит.3:5 ), равно как в словах 1Кор.6:11 , где в качестве действующего в крещении начала, совершающего наше оправдание и освящение, называет «Духа Бога нашего» (Ср. 12:13). – Такое же по существу, только выраженное с меньшею полнотой, учение о В. мы находим и у ап. Петра. Подобно ап. Павлу, и он указывает как на основу В. на воскресение Христа, а след., и на смерть, – поскольку первое понятно только при второй ( 1Пет.1:3 ). Новое состояние, получаемое через В., этот апостол характеризует как «упование живое» (ibid), предметом которого служит «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах» (ст. 4). В качестве силы, совершающей В., указывается «нетленное семя» (1:23), которое, хотя и стоит в теснейшей связи с «словом Божиим», однако не тождественно с ним (κ σπορς φθρτου δια­ λγου), и, очевидно, понимается как особенная жизненная сила, входящая в возрождаемого через слово. – У ап. Иоанна В. прямо определяется как «рождение от Бога», в противоположность рождению от крови, от хотения плоти ( Ин.1:13 ). Рождённый от Бога, в силу самого рождения, есть уже Сын Божий (ibid. ст. 12), и, как таковой, имеет общение с Богом здесь и твёрдую надежду на прославление в жизни будущей ( 1Ин.3:1, 2 ). Признаком этого рождения от Бога служит то, что возрождённый «не может грешить», потому что семя Божие пребывает в нем (ibid. ст. 9); – «не может грешить» не в том смысле, что у возрождённого нет никаких грехов, а в том, что грех чужд возрождённому по основному направленно его нравственного характера, по определяющему его личность началу, – см. 1Ин.5:18 , – ибо тот же апостол предполагает грех и необходимость очищения от него и в возрождённом, (см. 1:8 сл.; 2:1; 3:3; 5:16). С положительной стороны состояние рождённого от Бога характеризуется как делание правды (2:29), любовь к Богу и ближнему (3:10; 5:1) и победа над миром (5:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил (умалил) еси… Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (там же песнь 9-я). Ныне крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир весь (б янв. стихира на литии). Днесь тварь просвещается; днесь всяческая веселятся, Небесная вкупе и земная (там же и ныне). Адамово естество обновил еси (6 янв. седален по 2-й кафизме). В частности, Христос грядет ко крещению, безсмертие Божественною банею (то есть через наше крещение, см.: Тит. 3:5 ) всем подая (1-й тропарь 3-й песни канона предпразднства 5 янв.). Какое непостижимое «державное дело»! И действительно, можно и должно сказать, что происходит новое творение, ибо теперь все существующее умирает. Новотвориши земнородныя, нов Адам был Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… крещением богодетельным (боготворческим) новотворя (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Духом души новотвориши; водою же освящаеши тело (там же). Следовательно, и человечество, и весь мир обновляются крещением Христовым. Как же это происходит? – Двояким путем. Прежде всего, тем, что Сам Бог, воплотившись, причастился твари Своей, или миру, – и тем освятил его, обновил, очистил. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует, крещается Христос с нами… влагает священие воде (6 янв. стихира на хвалитех). Струи освятил еси Иорданския (6 янв. седален по 1-й кафизме). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). Но этих мыслей очень мало. Несравненно больше, вообще больше всего прочего, говорится о другом пути обновления: о благодати Божией. И прежде всего вспомним причастен в самый праздник Крещения (но не накануне в сочельник): Явися благодать Божия, спасительная всем человеком. Эти слова взяты из литургийного Апостола ( Тит. 2:11 ). Но мысль о благодати постоянно звучит на богослужении как основной мотив. Нет возможности, да и необходимости, переписать все выдержки об этом; укажем хоть на некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Относящиеся к пелагианству правила К. С. помещены в собрании Манси ( Mansi. T. 3. Col. 811-816) по-латыни и в греч. переводе под номерами 109-116; в издании Общества любителей духовного просвещения по-гречески и по-славянски (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 1880, 2000р. С. 692-708) под номерами 123-130; у еп. Никодима (Милаша) ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 257-261) под двойной нумерацией 109(123) - 116(130). Прав. 109(123) анафематствует утверждающих, что «Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в силу (merito, ξ) греха, но по необходимости естества». Прав. 110(124) анафематствует тех, кто либо полностью отрицают необходимость крещения новорожденных и младенцев, либо говорят, что хотя они и крестятся во оставление грехов, однако от прародительского (originalis, προγονικς) греха Адама не заимствуют ничего, что нуждалось бы в очищении банею возрождения (ср.: Тит 3. 5). Из этого следует, что противники крещения в младенчестве понимают крещение во оставление грехов как фикцию, поскольку игнорируют слова апостола: «...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (in quo, φ ) все согрешили» (Рим 5. 12). Согласно этому правилу, младенцы, которые еще не могут совершить никакого греха, «крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». В правиле не уточняются ни содержание, ни способ передачи прародительского греха. В цитированном стихе Рим 5. 12 имеется важное разночтение: в Вульгате in quo нек-рые воспринимают как выражение юридического понимания первородного греха и всеобщей ответственности за него, по-гречески же φ понимается как обозначение причины - «потому что». Русский Синодальный перевод хотел сочетать оба значения. Совр. Новая Вульгата (1979), соглашаясь с греческими толкователями, дает новый перевод: eo quod. Но независимо от понимания Рим 5. 12 церковные толкования учения Свящ. Писания о прародительском грехе несовместимы с пелагианством, с его рационализмом и индивидуализмом (подробнее см. в ст. Грех первородный ).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

И в-третьих, постановление 10 тит. 3 кн. 41 «Дигест» и постановление 26 тит. 16 кн. 50 «Дигест» (у Фотия тит. 4, гл. 10) четко определяют, что зародыш не есть часть матери, ибо находится в ней как иное в ином. Из этого следует, что поскольку он не часть матери, но имеет собственные и тело, и душу, и движение, то должен креститься не вместе с матерью, носящей его во чреве, но отдельно и сам по себе. Итак, утверждающие, что зародыш является частью матери, неправы, даже если так говорит 2-е положение (1-я гл. 7-го тит. 31-й кн. «Василии».), о чем мы сказали. 90 Ибо, согласно Дионисию Ареопагиту , родители по плоти передают своего ребенка какому-нибудь хорошему наставнику из посвященных в божественное, так что в дальнейшем ребенок находится под руководством этого наставника, как определенного Богом отца и поручителя его священного спасения (О церковной иерархии. Гл. 7) (Dion. Areop. De eccl. hierarch. VII, 3.11//PG 3, 568В.). И Златоуст говорит (Слово о расслабленном, спущенном через кровлю), что если один уверовал, другой от этого не исцеляется, разве только он или из-за незрелости своего возраста (как крещаемые младенцы), или из-за очень тяжелой болезни не в состоянии уверовать (как расслабленный) (Ioan. Chrysost. In paralyt. 5//PG 51, 56.). А Григорий Богослов (Слово на Крещение) говорит, что младенцев, которые не чувствуют ни вреда, ни благодати, должно крестить, если им угрожает опасность, потому что лучше им креститься, не осознавая благодати крещения, чем умереть некрещеными и несовершенными. Ведь и обрезание, которое было образом крещения, совершалось над неспособными размышлять и познавать восьмидневными младенцами, и помазание кровью дверных перекладин у евреев защищало первенцев при помощи неодушевленных вещей (Greg. Nazianz. Or. 40. 28//PG 36, 400A.). Если же кто-нибудь и говорит, что как неверующий муж освящается, согласно апостолу женою верующею, так и некрещеные младенцы крестятся и освящаются через крещение матери, поскольку и их тот же Павел называет святыми (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   Совершительной формулой крещения являются слова: «Крещается раб Божий (называется христианское имя крещаемого) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь». Таким образом, крещение, в соответствии с заповедью Спасителя, совершается во имя Пресвятой Троицы (см.: Мф.28:19). Упоминание в Священном Писании о крещении во имя Иисуса Христа (Деян.2:38, 10:48) или во имя Господа Иисуса (Деян.8:16, 19:5), согласно толкованиям отцов Церкви, отнюдь не означает, что в апостольские времена существовала также и практика совершать крещение только во имя Господа, а не во имя всей Пресвятой Троицы. Такими словами апостолы лишь хотели указать на христианское крещение как на священнодействие, установленное по заповеди Самого Господа Иисуса Христа и тем самым стремились отличить его от крещения Иоаннова.    Внутренним действием таинства крещения является очищение от всякой духовной скверны (см.: Еф.5:25-26), прощение грехов (см.: Деян.2:38) — как личных, так и первородного, спасение от вечного наказания (см.: Мк.16:16), приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения (см.: 1 Кор.6:11), со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни (см.: Тит.3:5). В крещении человек, приобщаясь Источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается. Поэтому Священное Писание говорит о крещении как о новом духовном рождении от Бога (см.: Ин.1:12-13, 3:6). Также в крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим (см.: Гал.3:26-28) и членом тела Христова, т. е. Церкви (см.: 1 Кор.12:13).    Условием принятия крещения являются покаяние и вера:     Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов... (Деян.2:38).     Кто будет веровать и креститься, спасен будет... (Мк.16:16).    Что касается младенцев, то они, в соответствии с традицией древней Церкви, принимают крещение по вере родителей и восприемников.    Таинство крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Писание неоднократно утверждает, что для прощения грехов, для спасения и для вхождения в Церковь нужно не только покаяние, но и крещение. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Ап. Павлу, который уже покаялся и находился три дня в посте и молитве, Анания обращает слова: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа» (Деян. 22:16). По-нашему, Ап. Павлу уже прощены были грехи, ведь он покаялся: зачем же их еще омывать в крещении? В Еф. 5:25-26 Ап. Павел говорит: «... Христос возлюбил Церковь..., чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Слово «баня» - это греческое «катарисмос», что буквально значит «омовение, очищение». Итак, Христос свою Церковь очистил омовением водным - куда уж понятнее, что речь идет о крещении? Подобное место есть в Тит. 3:5, где сказано, что «Он спас нас... банею (омовением) возрождения». Т. е. мы спасены омовением, крещением, а не только верою. Также и Ап. Петр пишет: «... крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает...» (1 Пет. 3:21). Слово «спасает» относится к слову «крещение». Между ними стоит просто объяснительная фраза, относящаяся к слову «крещение». Написано также, что «кто будет веровать и креститься - спасен будет; а кто не будет веровать - осужден будет» (Мр. 16:16) 80 . К тому же, Сам Христос прямо заявил: «... если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Протестанты говорят, что под рождением от воды здесь нужно понимать не крещение, а рождение от Слова Божия. Они считают, что Христос не мог говорить с Никодимом о крещении, так как церковное крещение еще не было установлено, и Христос бы не стал говорить ему того, чего он не мог понять. Но, во-первых, по протестантскому же принципу герменевтики простейшего значения текста, рождение от воды в контексте Св. Писания куда проще понять как крещение, нежели как рождение от Слова Божия. Во-вторых, Христос часто отнюдь не заботился о том, насколько хорошо понимают его слушающие (см., например, Ин. 2:19; 8:27; Лк. 2:50; 9:45; 18:34). В-третьих, Христос укорил Никодима за то, что он не понял Его слов, а значит он мог и должен был их понять. К тому же, все верующие, Отцы Церкви всегда понимали это место именно как крещение 81 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

5) Видим в святом Евангелии, что о тех, которые искали младенствующего Иисуса, чтобы убить, написано: Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2:20). Так суд Божий постигает всех тех, кто благочестивых озлобляет и гонит. Души благочестивые, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их и своевольных и нечестивых смиряет. Отсюда видим, что дивные Божии суды их постигают, и там падают в ров, где не чают, и ту яму, которую для благочестивых выкапывают, приготавливают самим себе. Так Авессалом, сын Давидов, искал, как бы святого своего отца убить и царством Израилевым завладеть, но вместо этого погибель себе нашел (см. 2 Цар. 15:1–18). Аман приготовил было виселицу неповинному Мардохею, но на той виселице сам был повешен (см. Есф. 3:1– 7; 10). Фараон, царь египетский, гнался следом за Израилем и хотел опять мучительством своим озлобить его, но узнал на себе праведный суд Божий и в море со всем воинством своим потонул (см. Исх. 14:5–30). Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых. Видим в святом Евангелии, что Иисус Сын Божий плотию, которую ради нашего спасения воспринял от Пречистой Девы Богородицы, возрастал (Лк. 1:80), как и прочие люди, и, придя в совершенный возраст, крестился (Мк. 1:9) в струях иорданских, освящая воды Своим прикосновением, и установляя Таинство спасительного крещения нашего и таинственную баню возрождения (Тит. 3:5) нашего, которой мы, оскверненные, омываемся, и умершие, оживляемся, и погибшие, спасаемся, и обветшавшие и истлевшие, обновляемся, и отлучившиеся от Бога, к Богу опять возвращаемся и неотступно за Ним следуем, и с Ним примиряемся, делаемся наследниками вечного Его царствия. Видим в святом Евангелии, что Иисус Христос после Своего Крещения возведен был Духом в пустыню (Мф. 4:1), и искушаем был сатаною (Мк. 1:3), и победил искусителя. Отсюда видишь, христианин, что всякого, кто родится водою и Духом, то есть всякого христианина ожидает искушение от дьявола и с ним постоянная борьба. Если Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух, неужели оставит христиан? Христос Господь во всем образ нам Собою подал. Он искушаем был сатаною – надо и нам искушенными быть. Он победил искусителя силою Своею – надо и нам Его силой врага победить. Не на оперы и роскошные банкеты позваны христиане, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не против плоти и крови, а против дьявола и злых его духов. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010