6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. После богослужения возглавил крестный ход к Москве – реке, где совершил освящение вод. 7/20 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца Новоспасского монастыря. 9/22 января. Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 12/25 января. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте»). 13/26 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца лицея цесаревича Николая на Остоженке. После богослужения присутствовал на торжественном собрании, посвященном 50 – летию основания лицея. 14/28 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Воробьине на Воронцовом поле («на Гостиной горке»), где произнес проповедь «Россия в проказе». («Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая родина, страдалица Россия. Все тело ее покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя».) 19 января/1 февраля. Патриаршее послание об анафематствовании гонителей Церкви и сеятелей братоубийственной брани. 20 января/2 февраля. Председательствовал в заседании возобновленного после перерыва Церковного Собора. В этот день Совет народных комиссаров принял «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня Алексеевского монастыря. После богослужения произнес поучение. 22 января/4 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора. Принял депутацию от Братства Петроградских приходских советов. 23 января/5 февраля. Служил литургию в Успенском соборе Кремля и возглавил крестный ход вокруг Кремля. 24 января/6 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора, где было рассказано о попытке большевиков захватить Александро – Невскую лавру и убийстве при этом протоиерея Петра Скипетрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вечером 20 июля Предстоятель возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе г. Саранска во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После богослужения Предстоятель посетил городское кладбище мордовской столицы, на котором похоронена его бабушка Параскева Ивановна Гундяева, и совершил заупокойную литию на могиле рабы Божией Параскевы. Затем Святейший Патриарх возглавил церемонию возложения цветов к Мемориалу Славы в г. Саранске, установленному в память о жителях Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны. В завершение церемонии Святейший Влыдка обратился к участникам церемонии со словом. В тот же день в Доме Правительства Республики Мордовия в Саранске состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. 22 июля Предстоятель посетил ряд храмов Саранской епархии. Утром Святейший Патриарх побывал в новопостроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово, где обратился со словом к собравшимся. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил церковь святителя Димитрия Ростовского в селе Ульянка Ичалковского района, а затем побывал в доме своего деда, священника Василия Гундяева, в селе Оброчное, и совершил заупокойную литию на его могиле. Затем Предстоятель направился в село Ичалки. В храме Архистратига Михаила Святейший Владыка приложился к мощам местночтимого святого Филарета Ичалковского и поделился с паствой своими воспоминаниями об этой церкви. В селе Кемля Святейший Патриарх посетил старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы и обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся на сельской площади.

http://pravmir.ru/zavershisya-pervosvyat...

Стоило только войти в храм и услышать начальные слова ектении в его исполнении, и ты уже не сомневаешься, что попал на патриаршее богослужение: настолько это было неразрывно связано друг с другом. Мне вспоминаются богослужения в Троице-Сергиевой лавре в дни лаврских праздников: преподобного Сергия, преподобного Никона Радонежского… Святейший Патриарх Пимен неизменно приезжал в лавру в эти дни, служил и всенощное бдение накануне и оставался служить Божественную литургию. Праздник Успения Пресвятой Богородицы… Чин погребения Плащаницы также возглавлял Святейший Патриарх Пимен. Праздник Святой Троицы… А Сергиев день отмечается в лавре дважды в году, и дважды эти торжественные богослужения, с совершением потом молебна на Лаврской площади под открытым небом, всегда возглавлял Святейший Патриарх Пимен. И неизменно, как я уже говорил, при нем был архидиакон Стефан. Наверное, в то время я не задумывался о том, что это за явление; сейчас же, вспоминая, как совершал богослужение отец Стефан, все-таки, положа руку на сердце, можно сказать: это был Великий Архидиакон. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:54 мин. Размер 7.1 Mb ) О. Стефан Гавшев. Вечная память Константину Розову В Русской Церкви начала века этого звания удостоился архидиакон Константин Розов – архидиакон храма Христа Спасителя. Мне кажется, что отец Стефан по праву мог бы тоже называться Великим Архидиаконом. Думаю, что в своем служении – по ревности в отношении к богослужению, по истовости своего служения, по тому, с какой любовью он совершал богослужение, – он был ему подобен. Как он старался донести слово Божие до всех присутствовавших в храме! Как он выносил Евангелие! Как он совершал каждение! Как он произносил возгласы, ектении!.. Весь его облик, который сейчас встает перед глазами, свидетельствовал о том, что это человек, отдавший всю свою жизнь Церкви. Как-то мы встречались с отцом Стефаном незадолго до его кончины, в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Это было уже после службы. Мы сидели на скамеечке у иконостаса. Мне запомнилась такая фраза, которую произнес отец Стефан (я не ручаюсь за дословную передачу, но суть помню): «В жизни я не приобрел для себя ничего – имею в виду какие-то материальные блага; главное, к чему я стремился всю свою жизнь, – это послужить Церкви!»

http://pravoslavie.ru/59080.html

29 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, в кафедральном храме в честь Трех Святителей при большом стечении казаков и атаманов России и зарубежья, гостей конференции, прихожан состоялась Литургия, которую возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. По завершении богослужения владыка митрополит, поблагодарив епископа Нестора за возможность совместной молитвы в главном православном храме Парижа вместе с казаками и священством Русской Православной Церкви. В ответном слове Владыка Нестор подчеркнул особое значение мероприятий по духовному окормлению казачества, их высокий статус в Париже, роль митрополита Кирилла в окормлении казаков, и передал ему издания Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской под Парижем. Затем в сопровождении представителей Корсунской епархии участники конференции посетили Александро-Невский собор (Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Константинопольский Патриархат ). В храме в присутствии учащихся казачьих кадетских корпусов из Ростовской области был совершен благодарственный молебен перед иконой Божией Матери «Донская», написанной потомками казаков Всевеликого войска Донского. Богослужение возглавил митрополит Кирилл. После богослужения состоялось возложение цветов к памятнику солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса. В рамках торжественного вечера, организованного для участников конференции в музее лейб-гвардии казачьего Его Величества полка, состоялось подписание Соглашения о создании Международного казачьего центра. Его учредители — ВКО «Всевеликое войско Донское», Южный федеральный университет и Общеказачья станица имени атамана А. Богаевского. В последний день пребывания во Франции участники посетили русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где у могилы почивших казаков митрополит Кирилл совершил панихиду в сослужении архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила, протоиерея Игоря Скобеева, иерея Тимофея Чайкина, клира Корсунской епархии. За богослужением молились казачий генерал В.Г. Гончаров, А.А. Пустобаев, А.А. Алтунин, атаман М.А. Дзюба, В.Н. Греков, князь А.А. Трубецкой, Л.В. Кузнецов, Г.Н. Сидорин, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. На торжественном приеме, завершавшем программу мероприятий конференции, митрополит Кирилл поблагодарил казаков, всех гостей за участие, выступления, высказанные идеи по дальнейшему соработничеству с Русской Церковью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4485820...

Архиепископ Тихон поздравил участников богослужения с днем памяти Крестителя Руси — «человека, просветившего русский народ светом Христовой веры и положившего основы христианской цивилизации в пределах исторической Руси». В день памяти равноапостольного князя Владимира епископ Сурожский Матфей возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Лондона. После запричастного стиха секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко и протодиакон Вадим Санцевич огласили на русском и английском языках посвященное 1030-летию Крещения Руси послание Предстоятеля и Священного Синода Русской Православной Церкви. В конце богослужения архипастырь и сослужившее ему духовенство совершили молитвенное славление у образа равноапостольного Владимира. По завершении Литургии владыка обратился к прихожанам со словами духовного наставления, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение, сообщает епархиальный сайт . В день празднования 1030-летия Крещения Руси управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Нью-Йорка в сослужении соборного духовенства. Во время богослужения прозвучало посвященное празднуемой дате Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам. После причащения Святых Христовых Таин было совершено торжественное славление равноапостольному князю Владимиру. Епископ Иоанн поздравил прихожан с 1030-летием Крещения Руси и памятью равноапостольного Владимира, сообщает сайт Патриарших приходов . Православные верующие в Таиланде отметили 1030-летие Крещения Руси. 28 июля соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжественные богослужения прошли во всех православных храмах Патриаршего благочиния в этой стране. Особо торжественно этот день был отмечен в Чиангмае, где Божественную литургию в храме святого Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира возглавил архимандрит Олег (Черепанин) , благочинный Патриарших приходов и представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5247060...

Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» вокруг Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход, который возглавил Предстоятель Русской Церкви. По традиции, за Пасхальной заутреней Святейший Владыка прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.  Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) читалось на 18 языках. Святейший Патриарх Кирилл начал чтение Евангелия, повествующего о воплощении Слова Божия, на греческом и латинском, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на древнееврейском, славянском, санскрите, русском, английском, французском, немецком, украинском, молдавском, эстонском, латышском, чувашском, татарском, гагаузском, японском и китайском языках. По запричастном стихе протоиерей Михаил Рязанцев огласил Пасхальное послание Его Святейшества архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.  После заамвонной молитвы Святейший Владыка освятил артос, а по окончании богослужения поздравил его участников с Пасхой Христовой:  «Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим светозарным и радостным праздником Святой Пасхи. Мы приобщились к великой Божественной благодати. Мы были сегодня силой Святого Духа соучастниками Воскресения Христова, ибо, совершая Таинство святой Евхаристии  Божественную литургию, силой Святого Духа мы, преодолевая пространство и время, духовно соприкасаемся и соучаствуем во всем том, что Христос совершил для нашего спасения, в том числе в Его страданиях, смерти, в Его Воскресении. И потому сегодня в храме мы не были зрителями, мы не просто стояли, наблюдая красивые обряды, мы не просто взирали на красоту богослужения и не просто слушали церковную музыку, но силой Святого Духа мы сегодня с вами реально были вместе с учениками, женами-мироносицами у того пустого гроба, что символизировал Воскресение Спасителя. Апостол есть свидетель о Воскресении, и мы, пережив сегодня радость Пасхальной ночи, являемся с вами апостолами, долженствующими идти в мир и свидетельствовать о том, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. 

http://patriarchia.ru/db/text/2161893.ht...

С 1 октября по 31 декабря 2010 года проходил Крестный ход с Барской Иконой Божьей Матери по всем благочинием Винницкой епархии, чтобы снова вспомнить о чудотворном образе, который знали и любили не только на Подолье, но и во всей России. 12 января 2011 торжественным Крестным ходом, в котором принимали участие все духовенство Винницкой епархии во главе с архиепископом Симеоном, Винницким и Могилев-Подольским, была перенесена икона Барской Божьей Матери из Свято-Успенского Собора города Бара в Скит Браиловского женского монастыря. Икона была установлена в специальном киоте в храме блаженной Матроны Московской с правой стороны у иконостаса. С этого времени в храме блаженной Матроны Московской каждый день служится Божественная литургия, перед началом которой сестры и все прихожане поют нараспев акафист перед чудотворным образом. В 2011 году Священным Синодом УПЦ день празднования Барской иконы Божией Матери был перенесен на 1 октября (нового стиля) и в этот праздничный день был освящен нововозведенный корпус для сестер. 4 июня 2012, в день Святого Духа, была осуществлена торжественная закладка собора в честь Барской иконы Божией Матери, с нижней храмом в честь пророка Божия Илии. Закладку собора возглавил Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон. 20 июля 2012 Священным Синодом УПЦ Скит в честь Барской Божьей Матери получил Статус самостоятельного монастыря, игуменьей которого является игуменья Антония (Стеценко). 1 октября 2012 в день празднования Барской иконы Пресвятой Богородицы в монастыре была отслужена Божественная Литургия под открытым небом в стенах нижнего храма будущего собора. Праздник возглавил митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон в сослужении духовенства епархии. Сейчас в монастыре проживает семь насельниц. Каждый день совершается суточный круг богослужений. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Барской иконы Божьей Матери - 1 октября Пророка Божия Илии - 2 августа Блаженной Матроны Московской - 2 мая Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

На Литургии пели хоры Санкт-Петербургских духовных школ и Регентского училища, а также хор Киевской духовной академии. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Кнутова, студента II курса Московской духовной академии, клирика Покровского храма Московских духовных школ, во иерея. По окончании Божественной литургии был совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. После молебна Святейшего Патриарха Кирилла и участников торжеств приветствовал ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий. Владыка Амвросий преподнес Его Святейшеству образ святого благоверного князя Александра Невского. Затем Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал образ Двенадцати апостолов. Также Святейший Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Верейского Евгения, отмечающего сегодня свой день  рождения, и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который 50 лет назад принял монашеский постриг в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. Торжественные богослужения транслировались в Интернете на портале «Всем миром». Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Юбилейный акт, посвященный 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения СПбДА. Торжественное собрание открыл епископ Гатчинский Амвросий, который представил доклад, посвященный юбилейным датам. Владыка Амвросий сообщил о присуждении Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии степени доктора богословия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Предстоятелю Русской Православной Церкви были вручены знаки доктора богословия — крест и диплом, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам юбилейных торжеств с Первосвятительским словом.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

Прямую трансляцию Патриаршего богослужения осуществляли телеканалы «Первый», «Россия 1» и «Спас» . При технической поддержке телеканала «Спас» Патриаршее богослужение транслировалось на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Телевизионную трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин. На телеканале «Спас» и портале Патриархия.ru трансляция осуществлялась с сурдопереводом. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире поздравил зрителей трансляции с праздником Светлого Христова Воскресения:  «Дорогие братья и сестры! По традиции, перед началом Пасхального богослужения я всякий раз обращаюсь к вам из алтаря Храма Христа Спасителя. И когда обращался в прошлом году , я говорил, что слово мое звучит в храме, в котором нет народа, — свидетелем тому была тишина, такая непривычная тишина в храме, где должно совершаться Пасхальное богослужение. И мы знаем, почему было так: эпидемия, страшная инфекция в значительной мере парализовала жизнь людей, и это сказалось, в том числе, и на религиозной жизни, на посещении храмов. А вот сегодня мы слышим шум — шум от наполняющего храм народа, и радуется сердце. Что-то все-таки произошло за этот год, и несмотря на то, что угроза заражения вирусной инфекцией еще остается, она постепенно отступает под натиском общих усилий — и врачей, и властей, и каждого из нас, кто научился жить во время пандемии и кто использует все необходимые средства для личной защиты и защиты своих ближних. В этот Пасхальный день мне бы хотелось от всего сердца пожелать всем вам, всему нашему народу скорейшего и полного освобождения от коронавирусной инфекции, но не только. Коронавирусная инфекция заражает тело человека, но мы знаем, что существует множество невидимых инфекций, которые заражают человеческую душу. И если болезнь тела очевидна, от нее и сам человек страдает, и окружающие видят, что он страдает, то вот от духовной болезни не всегда проистекают какие-то видимые проявления, которые помогали бы и людям, и ему самому опознать, что такая болезнь существует. Болезнь духа — это та болезнь, которая возникает от человеческого греха. Да-да, от того самого греха, о котором современный человек не имеет должного представления, а иногда даже иронизирует над этим понятием. А на самом деле грех есть духовная болезнь. Как вирус есть земная, физическая болезнь, так и грех есть духовная болезнь, и куда более опасная, чем физическое заболевание.

http://patriarchia.ru/db/text/5805198.ht...

По преданию, икона явилась детям, плывущим по р. Протва вскоре после польско-литовского разорения, и была принесена ими в собор. В 1815 г. в соборе был погребен герой Войны 1812 г. генерал И. С. Дорохов, который освобождал город от французов. В 1924 г. храм закрыли, в 1918 г. разорили захоронение генерала И. С. Дорохова. В 1999 г. храм возвращен верующим. В настоящее время он восстанавливается. В 2000 г. прошло первое торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Ювеналий, впервые зазвучали Рождественские колокола. В храме устроены престолы: в нижнем храме — главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельный — во имя сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского; в верхнем храме: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезной — во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Храмовые святыни: рака с частицами мощей сщмч. Илариона Верейского, икона с частицей мощей прп. Варнавы Гефсиманского, древняя икона св. мц. Параскевы Пятницы — в часовне св. Параскевы. Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”. Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.

http://sobory.ru/article/?object=01124

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010