36. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М.: ПСТБИ, 2001. 37. Михаил Псёлл. Богословские сочинения. СПб.,1998. 38. Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. 39. Никодим Святогорец, преп. Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского – СПб.: Изд. «Знамение, 1998. 40. Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведений из творений святых отцов и учителей Церкви. Репринт по изд. СПб.: Синодальная типография, 1894. М.: Изд. московского подворья СТСЛ, 2002 . 41. Паисий Святогорец, монах. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2001. 42. Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000 43. Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М.: ПСТБИ, 2003. 44. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Christliche Verlagbuchhandlung Paderborn, 1999. 45. Сергий (Соколов), архим. Священное Писание Ветхого Завета. Исторические книги. Сергиев Посад, 1995. 46. Сергий (Соколов), еп. Священное Писание Ветхого Завета. Пророческие книги. Сергиев Посад, 1996. 47. Симеон Новый Богослов преп. Деятельные и богословские главы//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. 48. Симеон Новый Богослов, преп. Творения в 3-х томах. СТСЛ, 1993. 49. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952. 50. Толкование на паремии (на основании труда еп. Виссариона Нечаева). М., 1997. 51. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П.Лопухина): В 12 т. Репринт по изд. СПб., 1904 – 1913. Т. 1, 1904. Т. 2, 1905. Т. 3, 1906. Т. 4, 1907. Т. 5, 1908. Т. 6, 1909. Т. 7, 1910. Т. 8, 1911. Т. 9, 1912. Т. 10, 1912. Т. 11, 1913. Т. 7а 1913. Стокгольм, 1987. 52. Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. СТСЛ, 2000. 53. Феодорит Кирский, блж. Творения. СТСЛ, 1906–1907. Серия: творения святых отцов в русском переводе. Изд. при МДА. Т. 29. Часть 4. Т. 30. Часть 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

3 .     Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное чтение 1866 г., ч. 3, 12, 319–332; Горы на западе от Иордана. 1867 г., ч. 1, 1, 43–69; 1869 г., ч. 2, 6, 97–112. 4 .     Псалмы в русском переводе 4 (76–150). Ibid.1868 г. ч. 1, 1, 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. 2; 5, 49 –64 (в приложении). 5 .     История Триденстского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5, 1–104: 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 .     О трудах архимандрита Михаила 5 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие 1, 2, 289–310: 4, 658–693. 7 .     Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 6 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе.(Душеп. Чтение 1875 г. ч. 3, 11). Ibid. 1875 г. т. 3, 11, 505–540. 8 .     О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. 1, 4, 687–702 (статья 3-я). 9 .     Псалтырь в новом славянском переводе Амвросия 7 Архиепископа Московского 8 . Ibid. 1878 г. т. 1, 1, 1–16: 2, 17–32: 3, 33–64: т. 2, 5–6, 65–128: 7, 129–160: 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции «Православного Обозрения». Москва. В Унив. Тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятикнижия 12 века 9 . Славянская Псалтирь 18 века, переведенная с еврейского 10 . Две заметки 11 . Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. Том 1-й под редакцией В.В. Григорьева. Спб. 1879–1880, – тр. 591–594. 11 . Народная библия во времена Христа Спасителя. Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии, 1 октября 1880 г. Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1880 г., ч. 26, 1070–1085; перепечатана а) в книге: Годичный акт в Московской Духовной академии 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7–22, и б) в Православном Обозрении 1880 г., т 3, 10, 363–375.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В межзаветной лит-ре и более поздней раввинистической письменности, повлиявших на христ. традицию, А. также первый библейский праведник (ЗавИссахар. 5. 4 - «все святые от Авеля до сего дня»; Иосиф Фл. Иуд. древн. I 53; Philo. De sacrificies Abelis et Caini. 14 (Авель=ρετ (добродетель); Каин=κακα (порок, грех)); Таргум Ионатан II [Быт 4. 10]; 4 Макк 18. 11). В «Завете Авраама» А.- это уже эсхатологический судия, к-рый судит все творение, праведных и неправедных (13. 3). В традиции ислама подчеркивается богобоязненность А. и его непротивление насилию брата (Сура 5. 30-33). Лит.: Авель и Каин//Библейский биографический словарь. СПб., 1850. М., 2000р; Baring-Gould J. Legends of the Old Testament Characters. L., 1871; Gunkel H. Genesis. Gött., 1902. (HKAT; 1); Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1904. Т. 1; Aptowitzer V. Kain und Abel in der Agada, den Apokryphen, der hellenistischen, christlichen und muhammedanischen Literatur. N. Y., 1922; Cabrol F. Abel dans la Liturgie//DACL. T. 1; Kuhn K. G. Αβελ-Καιν//ThWNT. Bd. 1. S. 6-7; Ulrich A. Kain und Abel in der Kunst: Untersuchungen z. Ikonographie und Auslegungsgeschichte. Bamberg, 1981; Westermann C. Genesis (1-11). Neukirchen-Vluyn, 19833. (BKAT; 1/1) [библиогр. C. 381-435]; Rad G. v. Das erste Buch Mose (Genesis). Gött., 198712. (ATD; 2-4); Новая толковая Библия Л., 1990. С. 280-281; Hess R. J. Abel//ABD. Vol. 1; B ö ttrich Chr. Die Vögel des Himmels haben ihn begraben: Überlief. zu Abels Bestattung und zur Ätiologie des Grabes. Gött., 1995. (Schriften des Inst. Judaicum Delitschianum; 3); Seebass H. Genesis I: Urgeschichte 1, 1-11, 26. Neukirchen-Vluyn, 1996 [библиогр.]; Glenth ø j J. B. Cain and Abel in Syriac and Greek writers (4th - 6th centuries). Louvain, 1997. (CSCO; 95); Uebele W. Der zweite Sündenfall und die Frommen der Urzeit: Kain und Abel, Henoch und Noach im Spiegel d. alttestamentlich-frühjudischen u. urchristlichen Literatur//Alttestamentliche Gestalten im Neuen Testament: Beitr. z. Biblischen Theologie. Darmstadt, 1999. S. 40-53.

http://pravenc.ru/text/71275.html

Михаил (Лузин) , епископ. Евангелие от Матфея... с подробными объяснительными примечаниями. Изд. Киево-Печерской Лавры, Киев, 1889. Михаил (Лузин) , епископ. Евангелие от Марка и от Луки... с подробными объяснительными примечаниями. М., Синодальная типография, 1871. Михаил (Лузин) , епископ. Евангелие от Иоанна... с подробными объяснительными примечаниями. М., Тип. Современных известий, 1874. Михаил (Лузин) , епископ. Толкование на Соборные Послания. Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990. Spurgeon С.Н. Ich fand, dem meine Seele liebt, 35 Predigten über das Hohelied. Kassel, Verlag von J.G. Onken Nachfolger, 1907. Толковая Библия, под ред. А.П. Лопухина , т. 1, СПб., 1904. Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 2, СПб., 1905 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 3, СПб., 1906 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 4, СПб., 1907 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 5, СПб., 1908 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 6, СПб., 1909 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 7, СПб., 1910 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 7-а, СПб., 1913. Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 8, СПб., 1911 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 9, СПб., 1912 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 10, СПб., 1912 . Толковая Библия, изд. преемников А.П. Лопухина , т. 11, СПб., 1913 . Толковая Псалтирь (на славянском языке с толкованиями св. отцов). Изд. свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря, 1994 . Фаст Геннадий , протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2000. Фаст Геннадий , протоиерей. Толкование на Апокалипсис. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2004. Feldmann F., Professor. Die heilige Schrift des Testamentes, Bonn, 1923. Многотомное комментированное издание «Боннская Библия». Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., «Теревинф», 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

67 . «Изборник. Повести Древней Руси». «Художественная литература», М., 1987 г. 68 . Куприн А. И. Сочинения в двух томах, т. 1, «Суламифь». М., «Художественная литература», 1980 г. 69 . Лопухин А. «Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет», 1890 г. 70 . Лопухин А. П. «Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета», издание преемников А. П. Лопухина , т. V, Петербург, 1908 г., Книга Песнь Песней Соломона, стр. 37–75, комментарий А. Глаголева . Петербург, 1908 г. 71 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. «Введение в свято-отеческое богословие», изд. второе. Изд. «Религиозные книги для России», Нью-Йорк, 1985 г. 72 . Библейская энциклопедия, иллюстрированная полная популярная, в 4-х выпусках. Труд и издание архимандрита Никифора, М., 1891 г. 73 . Овчинникова Е. С. « Церковь Троицы в Никитниках». Изд. «Искусство», М., 1970 г. 74 . Олесницкий А. А. «Книга Песнь Песней и ея новейшие критики». Изд. «Труды Киевской Духовной Академии», Киев, 1881–1882 гг. 75 . «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», четвертое издание. Сергиевское подворье, 1948 г. 76 . Покровский Н. В. , проф. «Очерки памятников христианского искусства и иконографии», третье пересмотренное издание. Синодальная типография, СПб., 1910 г. 77 . Поселянин Е. «Русские подвижники 19-го и 20-го века», изд. 3-е. Изд. И. Л. Тузова, СПб., 1910 г. 78 . Рижский М. И. «История переводов Библии в России». Изд. «Наука», Сибирское отделение, Новосибирск, 1978 г. 79 . Сендерленд. «Священные книги Ветхаго и Новаго Завета; их происхождение, развитие и характер». 1907 г. 80 . Сергиев Н. «Несколько слов о книге Песни Песней». Православное Обозрение, X, 1863 г. 81 . Сиделин А. Курсовое сочинение «Историко-экзегетический анализ книги Песнь Песней». Троице-Сергиева Лавра, г. Загорск, 1974–1975 гг. 82 . «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», изд. восьмое. Издание Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, М., 1904 г. 83 . Талмуд, Мишна и Тосефта, критический перевод Н. Переферковича, т. VI, кн. 11–12. Изд. П. П. Сойкина, СПб., 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4 .  Commodianus. Instructiones/Ed. B. Dombart//CSEL. 1887. V. 15. P. 1–112. 5 .  Dulaey M. Jerome, Victorin et le millenarisme « Ed M. Duval//Jerome entre l’Occident et l’Orient. Paris, 1988. P. 83–98. 6 .  Dulaey M. Victorin de Poetovio, premier exegete latin. Paris, 1993. V. 1. 373 p. 7 .  Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis auf Eusebius. Leipzig, 1904. V. 2. 564 s. 8 .  Hippolytus. De Apocalypsi (fragments)/Ed. and trans. P. Prigent and R. Stehly//ThZ. 1973. 29. P. 313–333. 9 .  Tyconius. The Turin Fragments: Commentary on Revelation/Ed. F. LoBue and G. G. Wills. Cambridge, 1963. XV† 198 p. 10 .Victorin de Petovio. Sur l’Apocalypse/Ed. M. Dulaey//SC. 1997. V. 423. Р. 45–135. 11 .Victorinus Petaviensis. Commenmarius in Apocalypsin » Ed. J. Haussleiter//CSEL. 1916. V. 49. P. 11–154. 12 .Victorinus Petaviensis. Scholia in Apocalypsin Joannis/Ed. A. Galandi//BVP. 1781. V. 14. 13 .Zeiller J». Les Origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Emépire romain. Paris, 1918. 589 p 14 .Деревенский Б.Г. Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб.: Алетейя, 2000. 528 с. 15 . Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и про­блемы//Эсхатологическое учение Церкви. Москва, 14–17 ноября 2005 г. Материалы. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007. С. 161–175. 16 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 144 с. 17 . Фокин А.Р. Латинская патрология. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2005. Т. 1. Период первый: Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). 362 c. 18 .Хандога Н.А. Латинский хилиазм III-IV вв.//Христианское чтение. 2010. 2(33) С. 158–177. 19 .Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский : жизнь, труды, учение//Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2010. 1. С. 6–26. 20 .Шафф Ф. История христианской Церкви/Пер. с англ. О. А. Рыбакова. СПб.: Библия для всех., 2007. Т. 2. Доникейское христианство . 100–325 гг. по Р. Х. 589 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

1892. Ч. 2. 11/12. С. 678-684; Новое открытие имени евр. народа в егип. памятниках//Там же. 1897. Ч. 1. 5. С. 695-707; К вопросу о кн. прор. Софонии//Там же. 1898. Ч. 2. 7. С. 106-140; Разбор мнений т. н. высшей критики о ветхозаветной истории//Там же. 1899. Ч. 2. 6. С. 67-96; 12. С. 981-1005; Разбор суждений критики о религ. верованиях, какие имел израильский народ во времена, предшествовавшие т. н. первым пророкам писателям//Там же. 1900. Ч. 2. 12. С. 913-939; Отечественные труды по изучению Библии в XIX в.//Там же. 1901. Ч. 1. 1. С. 5-28; 5. С. 633-660; Труды по изучению книг ВЗ. Труды по Исагогике. Труды по введению в учительные книги//Там же. 1902. Ч. 1. 1. С. 39-64; 4. С. 504-524; Ч. 2. 7. С. 107-125; Примеры сделанных Елизаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной слав. Библии, не служащих к его усовершенствованию//Там же. Ч. 2. 5. С. 675-684; 6. С. 841-852; По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре слав. перевода Библии. СПб., 1902; Новый замечательный результат библейско-филол. изысканий относительно кн. прор. Даниила//ХЧ. 1903. Ч. 1. 4. С. 674-676; Разбор приводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева//Там же. Ч. 2. 9. С. 289-314; Комментарии на Пятикнижие// Лопухин. Толковая Библия. 1904. Т. 1; Следы влияния евр. текста и древних, кроме греческого LXX, переводов на древнеслав. кн. Бытия и Исход//ХЧ. 1905. Ч. 1. 1. С. 26-38 (отд. отт.: СПб., 1905); Сравнительное достоинство греко-слав. и еврейско-слав. переводов Быт 2. 5//Там же. 2. С. 173-193; Кому обязан своим происхождением древний слав. перевод нек-рых мест древнеевр. текста, сделанный с еврейского?//Там же. Ч. 2. 10. С. 411-426; 11. С. 573-579; Древнеслав. перевод Исх 1. 7 и 3. 4//Там же. Ч. 1. С. 486-500; Комментарий на кн. Иисуса Навина// Лопухин. Толковая Библия. 1905. Т. 2 (отд. отт.: СПб., 1906); Амос//ПБЭ. Т. 1. С. 619-629; Библия в России//Там же. Т. 2. С. 490-544; Библейские общества в России//Там же.

http://pravenc.ru/text/189767.html

Дальнейший период западной литературы, средневековой и новой, не имеет для православного богослова особого значения 18 . На Востоке за то же время не появлялось экзегетических трудов на Пятокнижие, кроме толкований катенарного характера Прокопия Газского 19 . Позднейшие, с конца XIX века, наиболее ценные католические толковательные труды на Пятокнижие следующие: Lamy/.] Commentarius in lib[rum] Geneseos. Mechliniae, 1883; Crellier. L " Exode et Levitique. Paris, 1886 20 ; Hummelauer [F. de]. [Commentarius in] L[ibrum] Genesis. Paris, 1895; Exodus-Leviticus. 1897; Numeri-Devteronomium. 1899–1901; Hetzenauer [M.] Com[mentarius] in Genesim. Wien, 1910. Протестантские труды: Kell [С. F.) Com[mentar] ub[er] die Bucher Moses (Genesis-Deuteron.) 21 . Leipzig, 1861, [:21 1866, 1878; Strack [H. L. Die Biicher] Genesis, [Exodus, Leviticus und] Numeri [ausgelegt. Munchen,] 1892–1894, 1897. На Бытие: Delitzsch, [Franz]. 1852; 1872; 1887 22 . Русские экзегетические труды 23 : Филарет, митр. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. СПб., 1816 (Μ., 1867) 24 ; Властов [Г. К.] Священная летопись первых времен мира и человечества как путеводная нить при научных изысканиях: в т. СПб., 1875–18 [Т. 1: Книга Бытия. СПб., 4875 (обл. 1876). 680 с. разд. паг., 1 л. карт.; 2 1879 (обл. 1878). 520 с. разд. паг.]; прот. В. Нечаев (он же еп. Виссарион). Толкование на паремии из книг Моисеевых. М., 1876 и 1894 25 ; Толковая Библия . Т. 1. Пятокнижие Моисеево. СПб., 1904. У Вигуру в т. 1 «Руководства» много дано объяснений отделов из Пятокнижия (М., 1897). Ценно было для нас по обилию цитат из святоотеческих творений сочинение о. [Д.] Поликарпова: Толкования святых отцов и учителей Церкви [и богослужебные песнопения] на мессианские места Библии . Вып. I. Книги законоположительные и исторические. СПб., 1914. У преосв. Порфирия есть перевод 1–18 глл. Бытия и паремийных праздничных чтений из Пятокнижия 26 . Перевод сделан с московского (1821 г.) издания перевода LXX с поправками в некоторых случаях по греческим и славянским паремийникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Спасский И. А. Исследование библейской хронологии: Магист. дис./КДА. Киев, 1897. Темномеров А. М., свящ. Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых. СПб., 1899. Тихон Задонский , свт. Творения: В 5 т. М., 1889. Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. Толковая Библия , или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./Под ред. Лопухина А. П. . СПб., 1904 – 1913. Триодь постная: В 2 ч. М., 1992; М., 2003. Триодь цветная. М., 2003. Феодорит Кирский , блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. Феодорит Кирский , блж. Творения: В 7 ч. М., 1855–1861. Феофан (Быстрое), архим. Тетраграмма, или ветхозаветное имя IHWH (Ягве): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1905. Феофан Затворник , свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1890; М., 2007. Феофил Антиохийский , св. К Автолику//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. Экземплярский В. И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства: Докт. дис./КДА. Киев, 1904. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет : В 2 кн. М., 2003. Юнгеров П. А. Очерк истории толкования ветхозаветных книг Священного Писания. Казань, 1910. Юнгеров П. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни: Магист. дис./КазДА. Казань, 1899. Cassuto U. A Commentary on the Book of Exodus. Jerusalem, 1967. Childs B. S. Introduction to the Old Testament as scripture. Philadelphia, 1979. Crenshaw J. L. Theodicy in the Old Testament. Philadelphia; L., 1983. Culley R. С Studies in the structure of Hebrew narrative. Philadelphia, 1976. De Wit R. The Date and route of the Exodus. L., 1960. Eissfeldt O. The Old Testament: An introduction. N.Y., 1965. Fishbane M. Biblical interpretation in Ancient Israel. Oxford, 1985. Fohrer G. Introduction to the Old Testament. Nashville, 1968. Fokkelman J. P. Narrative art in Genesis. Amsterdam, 1975. Hayes J. H. An introduction to Old Testament study. Nashville, 1979. Licht J. A commentary on the Book of Numbers 1-Х. Jerusalem, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Не менее ясно это единство мессианской идеи сквозит и в общем плане Библии. По своему характеру и содержанию все ветхозаветные книги могут быть разделены на три основные группы: книги законоположительно-исторические, книги пророческие и книги поэтическо-назидательные. Первый класс излагает историю теократии, т. е. прав правления Всевышнего над Израилем. Но с какой целью Господь употребляет столь различные методы воспитания Своего народа? Завет на Синае, Моисеево законодательство, бедствия пустыни, завоевание земли обетованной, победы и поражения, отчуждение от других народов, наконец, тягость вавилонского плена и радость возвращения из него – все это имело очевидной своей целью сформировать еврейскую нацию в известном духе, в духе сохранения и распространения мессианской идеи. Еще очевиднее этот мотив в пророческих книгах, где, то через угрозы, то через обещания наград, народ еврейский постоянно поддерживался на известной нравственной высоте и приготовлялся в духе чистой веры и правой жизни, ввиду грядущего Мессии. Что касается, наконец, до книг последней группы – поэтически-назидательных, то одни из них, как, например, Псалмы, были прямо мессианскими молитвами еврейской нации; другие, как Песнь Песней, под формой аллегории изображали союз Израиля со Христом; третьи, как книги Премудрости, Екклезиаст и др. раскрывали различные черты Божественной Премудрости, лучи того Божественного Слова ( Λγος), которые сияли среди мрака язычества и в дохристианском мире. Таким образом, с полным убеждением можно сказать, что главным и основным предметом Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт 3.15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр 21:6–21, 22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 6 «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet». Ср. блаж. Августин, Вопрос 73 на Исходе. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : С иллюстрациями, в 12 т./под ред. А. П. Лопухина. - СПб : тип. Монтвида, 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека)/Т. 1. Пятикнижие Моисеево. - 1904. - 672 с./Понятие о Библии. III-VII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010