Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днём; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моём, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31–32). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа».   Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно также как Им были установлены таинства крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит:   Каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа даётся слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки  .   Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по–прежнему занимает в церкви униженное и оскорблённое положение. В большинстве приходов она является чем–то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для неё не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики.   Однако в древности всё было совершенно по–другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходлейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» (peri < w=n kathch> qhv) (Лк 1: 3–4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы. Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5). Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка. Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Аминь. Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский , блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.

http://pravoslavie.ru/97141.html

Однако это учение о блаженной вине Адама, берущее здесь начало, в целом, чуждо православному богословию, по крайней мере в том виде, который оно приняло на Западе в Средние века.   6. Экклезиология и сакраментология Святитель Амвросий полагает, что все эти плоды спасительного дела Христова могут быть усвоены каждым человеком только в Церкви, основанной Самим Господом. Церковь есть “Град Божий” (civitas Dei, Толкование на Пс 118.35; Толкование на Пс XLVII .5,22), или “небесный Град” (О девстве XIV.90; О покаянии II.3), в противоположность миру сему, который есть “Град земной” (civitas terrena, Письмо 14.104) 9 . В предведении Божием она вечно существует как единая, но в истории разделяется на Церковь небесную и Церковь земную. Последняя является только “образом небесного” (О жалобе Иова и Давида IV.9). Она есть единое собрание всех верующих, как святых, так и грешных, стремящихся к покаянию и исцелению (О покаянии I.7). Церковь называется соборной и апостольской (О вере I.120) как основанная на Апостолах, распространившаяся через них по всему миру и неизменно хранящая их веру (Об Аврааме II.71; Письмо 16.11; 22.10). В своем таинственном , духовном аспекте Церковь есть прежде всего Тело Христово (Толкование на Пс 118.35), Дом Божий (Тол­кование на Пс XXXV .3), Святой Храм Божий (Толкование на Лк VII.1844), Луна, отражающая Божественный Свет (Шестоднев IV.32, Толкование на Пс XLIII .4), Новая Ева, Невеста Нового Адама (Письмо 16.4; Шестоднев V.17; Толкование на Лк VII.90). В ней, в ее Таинствах Бог изливает на людей благодатные дары спасения. Свое учение о таинствах (mysteria, sacramenta) святитель Амвросий развивает главным образом в одноименном сочинении, где он последовательно объясняет смысл таинства крещения, миропомазания и Евхаристии. Крещение — это Таинство возрождения, в котором благодать Святого Духа избавляет человека от вины и заблуждения, освобождает его от наследственных и личных грехов (О таинствах 5,12,20,32; О покаянии I.8). В водах крещения человек умирает для мира и для греха и воскресает для вечной жизни и для Бога (О таинствах 21), отрицается от сатаны и обращается ко Христу (Там же 7).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Иоанн лишь в том смысле Илия, в каком советская пропаганда говорила, что «Сталин – это Ленин сегодня». Нередко Пушкина называют русским Шекспиром… Лермонтова – русским Байроном… Что же – неужто всякий так выражающийся тем самым верит в то, что душа Шекспира переселилась в Пушкина, а Байрона в Лермонтова?.. По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии” ( Лк.1:17 ) 083 . “Дух” есть нечто иное, чем душа. О “духе Илии” Писание говорит, что “опочил дух Илии на Елисее” ( 4Цар.2:15 ). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением “Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне” ( 4Цар.2:9 ). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. “И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее” ( 4Цар.2:14-15 ). Итак, “дух Илии”, пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий “в духе Илии”, действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя “Богом Авраама, Исаака, Иакова”. Почему же Святой Дух не может назвать себя “духом Илии”? (Толкование на Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между “духом Илии” и “духом Иоанна”, как общим “пророческим духом”, то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование “таинства Предтечи” (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк.4,29 ). Слова апостола “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” ( 1Кор.12:3 ) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — “голос” (“глас вопиющего в пустыне”), а Христос — Слово (Толк. на Ин.2:32 ). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин.2:37 ). “Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению (parousia) Господа” (Толк. на Лк. 4:29 ) 084 . Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17) [ 110 ]. «Дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 15). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2, 9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между «духом Илии» и «духом Иоанна», как общим «пророческим духом», то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование «таинства Предтечи» (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк. 4, 29) [ 111 ]. Слова апостола «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — «голос» («глас вопиющего в пустыне»), а Христос — Слово (Толк. на Ин. 2, 32). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин. 2, 37). «Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению Господа» (Толк. на Лк. 4, 29). Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ср. разные наименования на иностранных языках: Vorstellungen (Bardenhewer 1924. S. 49): memorial (Quasten 1960. P. 126): oratio (CPG 5218– 5220). В русской патрологической литературе нет устоявшегося определения жанра этих сочинений. Ср.: «три письма, или лучше три книги» (Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. СПб., 1859. С. 75): «три книги о вере» (Миролюбов 1889. С. 43): «догматическое послание» (Лященко 1916. С. 279), «послание» (Лященко 1916. С. 281), «слово» (Лященко 1916. С. 283–284). 6 «Прекрасное вероучительное целое о Христе» (Un bel ensemble doctrinal sur le Christ), по выражению французского теолога и церковного историка первой половины X X в. А. Алэ (Aies 1931. Р. 104). 7 Oratio ad Theodosium imperatorem de recta hde. CPG 5218. ACO 1, 1, 1, 42–72 (PG 76, 1133–1200). Рус. пер.: Ce. Кирилла, архиепископа Александрийского, (книга) о правой вере в Господа нашего Иисуса Христа, обращенная к благочестивейшему императору Феодосию//Дмитриев 1916. С. 13–62. 9 Oratio ad Arcadiam et Marinam augustas de hde. CPG 5219. ACO 1, 1, 5, 62–118 (PG 76, 1201–1336). Рус. пер.: Ce. Кирилла, архиепископа Александрийского, (книга) обращенная к благочестивейшим царицам/« Дмитриев 1916. С. 63–160. К вопросу об адресатах второй и третьей книг «О правой вере» см.: БВ 5–6. С. 66 (примеч. 6). 10 32-я книга сочинения св. Кирилла « Сокровищница (изречений) о Святой и Единосущной Троице» (PG 75, 453–565), также представляющая собой выборку различных мест из Нового Завета с краткими толкованиями, дает эти места в том же порядке новозаветных книг, что и в каждом отделе книги «О правой вере к царевнам». Можно предположить, что он соответствует порядку этих книг в том библейском списке, который был под руками святителя. Порядок этот следующий: Павловы послания (Рим. – 1, 2 Кор. – Гал. – Еф. – Флп. – Кол. – 1, 2 Фес. – Евр. – 1, 2 Тим. – Тит.), Деяния, Соборные послания (Иак. – 1, 2 Пет. – 1 Ин. – Иуд.), Евангелия (Мф. – Ин. – Лк.). Цитат из Флм., 2 Ин., 3 Ин., Мк.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1Мак. 1:10–15, 43, 42 ), но были конечно и такие, которые в глазах иудеев выдавали себя за соблюдающих закон, а втайне были в союзе с язычниками. Этих-то и разумеет пророчество, говоря: беззаконнующии завет наведут с прелестию (32 ст.). Были также среди иудеев и люди, искренно и твердо преданные своей вере и своему закону, которые не смотря ни на какие угрозы и опасности остались верными своему завету с Богом ( 1Мак. 1:62–63; 2:16–30 ). Положение этих последних было самое ужасное: дома и имущество разоряли и разграбляли, их самих истребляли мечем и огнем и томили в плену ( 1Мак. 1:20–32, 36–37, 57–61; 2:26–38 ). Изнемогающие среди этих бедствий, верные закону Божию иудеи получили некоторую поддержку в лице великого ревнителя веры Маттафии, который воодушевил многих поднять оружие на защиту попирателей святыни и истребляемого народа и не без успеха сопротивлялся врагам ( 1Мак. 2:16–48 ). Но этой помощи было далеко недостаточно для победы над таким сравнительно сильным врагом, каков был Антиох, и поэтому от руки последнего гибли иудеи во множестве, и гибли не только те, которые за нечестие свое достойны были этой участи, но и люди верные своему закону и твердые в вере ( 1Мак. 2:26–38 ). Это было для них испытанием Божиим, имеющим благую цель нравственного очищения их (бл. Феодорит). Тоже имеет быть и при антихристе. Наряду с людьми твердыми в вере будут и такие, которые лишь только по виду будут верующими (ср. Лк. 18:8 ) и потому примут сторону антихриста, в то время как первые будут подвергаться от него всевозможным гонениям. «Как Антиох принуждал нечествовать и вести жизнь противозаконную; так человек беззакония, сын погибели, высящийся и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией: показующе себе яко бог есть ( 2Сол. 2:3, 4 ), во всяких знамениих и чудесех ложных (9 ст.), будет все делать к обольщению благочестивых, то пытаясь обольстить и обмануть ложными чудесами, то действуя властительски, подвергая питомцев благочестия всякого рода наказаниям» (бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

67 «А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» ( Лк. 8:13 ). Не относятся ли эти слова Христовы ко многим их наших интеллигентов, которые пред революцией увлекались так называемым богоискательством: они как птички радостно порхали от одного христианского учителя к другому, а то и неверующему, не отличая христианских учителей от лжеучителей. Но это увлечение христианскою верою оказалось призрачным: когда наступили искушения их веры, в современный период, многие из них совсем отпали от веры Христовой! 68 «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» ( Пс. 1:3 ). Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело. И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания... А вырваться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божием – никак нельзя нам. А смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божией. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение! 69 «И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный сверток. И он развернул его предо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе» ( Иез. 2:9–10 ). Не такова ли вся жизнь христианина на земле? – Со всех сторон горе: от явных и тайных врагов Христовых. Постоянные волнения, стоны от борьбы со злом... Болезни тела и бедствия внешния... Скорби за близких и всех людей... Тогда особенно желанного для христианина явления жизнь будущая, где не будет ни стонов, ни плача, ни болезни, но вечная блаженная жизнь со Христом Богом и всеми святыми... Однако, без этих страданий на земле не можно получить вечной небесной радости: свиток скорбный необходимо нам вкусить, как пророку... 70 «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» ( Лк. 12:32 ). Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо!.. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе... Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, – постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию... Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства!.. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие!.. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией... Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество...

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Ст. 3. На свет славы Господней, воссиявший в Сионе, пойдут цари и народы (ср. Лк. 2:32 ). “Все мы, говорит бл. Иерон. пойдем во свете апостольском, который светит в мире, и тьма его не имет; цари, сердце которых в руце Божией ( Притч. 21:1 ), и над которыми не царствует в смертном теле грех ( Рим. 6:12 ), пойдут во свете церкви, – и подклонят выи вере в истинного царя Христа“. Ст. 4–5. Отовсюду и издалеча соберутся чада Сиона (ср. Зах. 2:11 ; Деян. 2:9:11 ); вместе с ними прибудут в Сион богатства морей и народов (ср. Тов. 13:11 ). Ст. 6. Сион увидит вокруг себя множество верблюдов, на которых привезут дары славящие Господа: вельблюди мадиамстии и гефарстии: мадиам и ефа (в греч. γαιφ, но в ал. код γαιφáρ почему в слав. гефарстии) находились на Синайском полуострове, на восточном берегу Эланитского залива (ср. Быт. 25:2, 4 : Исх. 2:15, 18:1:5 ). Вси от Савы приидут: Сава ( " ?), о которой здесь идет речь, находилась в южной Аравии (ср. Быт. 10:28 ), и славилась в древности богатством золота, ладана и благовонных веществ (ср. Страб. Геогр. 14:4, 19; Вирг. Georg. 2:117); главным городом ее был Мариба. Слав. сл. и камень честенг (α λϑον τμιον) не им. соотв. в евр. м. т. Ст. 7. Овцы Кидара и овны Наваиофа будут доставлены в дар Господу. О Кидаре ср. 42:10 объясн. Наваиоф (набатеи) есть название одного из измаильских племен (ср. Быт. 25:13 ), которое кочевало между Эланитским заливом и восточно-иорданской областью, преимущественно в каменистой Аравии. От набатеев осталось много надписей. Как кидаряне, так и набатеи занимались преимущественно скотоводством, и имели лучшие породы овец. Вместо =в р. с. и дом славы Моей, 70 читали: , почему: α οος τς προσευχς μου, ср. сл. Бл. Иерон. словам ст. 6-го и 7-го дает смысл аллегорический. Основываясь на нарицательном значении употребляемых здесь собственных имен, из которых мадиам он переводит, “неправда”, ефа – “разрешенный” или “изливающий”, сава – “обращение” или “плен”, кидар – “мрак”, наваиох – “пророчества”, он так раскрывает аллегорию пророка: “стада верблюдов, разрешенных от оков неправды, изливающих души свои Богу, покроют Иерусалим дарами, – и придут они все из плена, принося в своем обращении золото веры и фимиам жертвы“. Под верблюдами бл. Иерон. разумеет здесь богачей (ср. Мф. 19:24 ), под овцами – верующих, под овнами наваиофскими – избранных из язык священников, служителей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В Священном Писании , однако, содержится ясное учение, что Церковь и верные должны пострадать со своим Главой – Христом. Ап. Павел ставит участие в Царстве Христовом в зависимость от нашей жизни со Христом, верности Ему и терпения скорбей: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может ( 2Тим. 2:11–13 ). Все эти условия, согласно апостолу, касаются всех христиан (он везде говорит «мы»), т.е. Церкви. В другом месте ап. Павел настаивает, что спасение совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим ( 2Кор. 1:6 ). Еще более подробно апостол говорит об этом в Евр. 11–12 . Поэтому св. Андрей Кесарийский понимает сохранение от годины искушения во времена антихриста в Откр. 3:10  как разрешение верных от их земной жизни, чтобы они не претерпели искушений свыше сил 329 . Действительно, в том же стихе Господь напоминает о терпении, а предыдущей главе призывает быть верным до смерти ( Откр. 2:10 ). Вместе с тем, некоторые верные переживут скорбь, поэтому Откр. 3:10  можно понимать и как дарование сил пережить искушение и не пасть (ср. Мф. 24:22 ). Иными словами, Господь обещает Церкви «оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад» 330 . Эти два толкования взаимно дополняют друг друга. В «малом апокалипсисе» Христос подтверждает, что избранным придется пережить великую скорбь: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 , ср. Мк. 13:20 ) 331 . Более того, избранных будут стараться прельстить в это время ( Мф. 24:24 ), и они останутся до явления Сына Человеческого на облаках небесных с силою и славою великою. Упомянутые в «малом апокалипсисе» гонения, несомненно, предваряют Второе пришествие ( Мф. 24:3, 27, 37, 39 ). Поэтому призыв Христа к малому стаду не бояться ( Лк. 12:32 ) не означает, что не будет гонений, но что Он Сам поможет верным, а боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:18 ). Вместо страха верные ожидают с небес явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010