Источник: Ближе к середине XVIII века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселёвском бугре, стала образовываться слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне «без роду, без племени». Эти слобожане были прихожанами Петропавловской церкви, что стояла у Адмиралтейства. Начатое в 1744 году сооружение в Астрахани канала отделило Безродную слободу от приходского храма. Теперь священнослужителям этой церкви, вызываемым на различные требы к безродненским жителям, из-за стоящего на их пути канала и из-за постоянных бываемых здесь от дождя грязей тяжело было попасть на место. Такая же трудность возникала и у слобожан, желавших побывать у церковной службы. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось уже триста дворов, просили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Архипастырь дал им своё благословение, и в этом же году она была перенесена на новое место, на самый центр Киселёвского бугра, с учреждением здесь своего прихода. В середине XVIII века с северной стороны храма был устроен деревянный тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 10 августа 1803 года по благословению архиепископа Платона (Любарского) этот придел по ветхости был упразднён, а в 1818 году сломан. В 1819 году астраханский мещанин Иван Петрович Шарыгин на свои средства восстановил, теперь только с южной стороны, тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Придел был освящён в том же году кафедральным протоиереем Фёдором Александровым с благословения архиепископа Гаия (Токаова). Но сама деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. Это побудило её священнослужителей, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, просить в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма. По этой книге было собрано пожертвований до 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. После чего сразу же началось строительство храма. После постройки каменной трапезы был перенесён из старого храма и устроен здесь с правой стороны придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Устройство придела финансировал тот же благотворитель – И.П. Шарыгин. Этот придел был освящён 18 ноября 1823 года членом Консистории священником Андреем Ивановым. С левой стороны трапезы на средства астраханского купца Ивана Матвеевича Хлебникова был устроен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот придел был освящён 8 мая 1824 года строителем Иоанно-Предтеченского монастыря иеромонахом Серафимом. Сама церковь была достроена старанием нового церковного старосты Ивана Андреевича Чучина в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930?х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Бесстолпная одноглавая Толгская церковь сооружена в 1761 г. Имеет башнеобразную колокольню и небольшой северный придел. В 1760-х г.г. интерьер Толгской церкви был украшен фресковой росписью, заново переписанной маслом в конце XIX в. От первоначальной живописи сохранился небольшой фрагмент «Вознесение Иоанна Милостивого» на арке, разделяющей главный храм и трапезу (под иконой «Покрова Богоматери»). В центре сомкнутого свода «Саваоф», парящий на херувимах. На своде - «Распятие», «Снятие со креста», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб». Написанная в манере сухого официального академизма, роспись размещена на стенах в два яруса в виде небольших панно, обрамленных плетеночным орнаментом. Среди сюжетов - изображения ростовских свв.: Леонтия и Иакова в круглых медальонах; Димитрия и юродивого Иоанна Милостивого. На своде трапезы «Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому», «Кончина Иоанна Милостивого», «Рождество Иоанна Предтечи». В северном приделе на своде «Богоявление» и «Сретение», а на стенах - «Ростовские чудотворцы». Четырёхярусный золоченый иконостас храма сооружен в середине XIX в. Он украшен витыми колоннами, виноградными гроздьями и увенчан небольшим скромным крестом. Иконы написаны в 1770 г. художником Харковым. Среди икон местного яруса некоторые древнего письма: «Параскева Пятница» XVI в., «Богоматерь Толгская» и «Избранные святые» XVII в. В главном храме сохранились древние иконы в отдельно стоящих резных киотах: «Никола» (поясной), «Ростовские чудотворцы», «Не рыдай мене мати», «Покров» XVII в. У северной стены находится серебряная рака XVIII в. с мощами Иоанна Милостивого, ростовского чудотворца (ум. 1580). Она украшена барочными клеймами со сценами жития святого, исполненными в технике литья, гравировки и чеканки. Над ракой небольшая, вытянутая по горизонтали икона «Иоанн Милостивый» XVIII в., написанная в иконных традициях. В среднике иконы Иоанн изображен в рубище с посохом и свитком, слева и справа сцены из его жития, а вверху деисус с 20 фигурами предстоящих к трону Христа ростовских и ярославских святых. Над ракой резная деревянная сень, украшенная витыми колоннами, волютами и вензелем «И» «М» (XVIII в.).

http://sobory.ru/article/?object=00600

С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами во имя св. Архангела Михаила и св. чудотв. Николая, каменный, холодный, построен в 1874-80 гг. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 дес., пахотной 62 ½ дес., причт владеет только 43 ½ дес. Жалования 270 руб. 48 коп., братского дохода до 900 руб. Дома для священников церковные. Прихожан муж. пола 1938 душ, жен. пола 1915 душ. Приход состоит из села и деревни Аксеновки. Имеются церковно-приходское попечительство, в селе земское училище, а в деревне Аксеновке школа грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила и свт. и чуд. Николая. Строился с 1873 (1874) по 1880 г. по инициативе председателя приходского попечительства, впоследствии церковного старосты (1883–1901), Ивана Ивановича Попова и его помощника, крестьянина Сергея Ивановича Мясникова. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 24 октября 1882 г., 9 сентября 1884 г. – правый придельный престол во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил и левый придельный алтарь во имя свт. и чуд. Николая. Постройка его вместе с тремя иконостасами обошлась в 40 тыс. руб. В 1889 г. вокруг храма установили железную на каменном фундаменте ограду. В 1898 г. церковь внутри была расписана, иконостас и иконы подновлены. 20 июня 1908 г. в память рождения Алексея Николаевича был приобретен новый колокол весом 199 п. 16 ф. Среди благотворителей следует отметить храмоздательницу помещицу д. Аксеновки Марию Ильиничну Сабурову, которой предание приписывает появление престола, посвященного Толгской иконе Божией Матери, в память ее чудесного спасения от грозившей ей опасности быть погребенной подо льдом реки в одну из зимних поездок в Москву. До него в селе был деревянный храм, сооруженный в 1795 г. и капитально отремонтированный и поднятый на каменный фундамент на средства губернского секретаря Николая Ильича Иванова в 1841 г., с четырьмя престолами: в настоящей – во имя Толгской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Михаила и в трапезной – во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя свт.

http://sobory.ru/article/?object=04066

С праздником всех вас поздравляю». Вчера, в самый день праздника, там же, на монастырской площади, Его Святейшество возглавил Божественную литургию. Кроме местного хора, за богослужением на этот раз пел также хор московского Сретенского ставропигиального монастыря под управлением регента Никона Жилы. Многочисленные паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря. На малом входе во внимание к усердному служению Церкви Христовой и в связи с празднованием 700-летия со дня основания Толгского Введенского монастыря г. Ярославля Святейший Патриарх Кирилл удостоил старшего священника Толгской обители протоиерея Александра Чураева права ношения креста с украшениями. По сугубой ектение Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Кравченко, благочинный приходов г. Рыбинска, настоятель Вознесенско-Георгиевского храма г. Рыбинска. По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Владыка передал старинный список Владимирской иконы Божией Матери, созданный по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. «Я хотел бы, чтобы эта святыня, чудом дошедшая до нашего времени, находилась в этой православной обители — одной из самых древнейших в Русской Православной Церкви», — отметил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона за труды и архипастырское попечение о Толгской обители и вручил владыке юбилейную панагию в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Настоятельнице Толгского монастыря игумении Варваре Святейший Патриарх вручил юбилейный наперсный крест. Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил митрополита Феодосийского и Керченского Платона и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла — в прошлом Преосвященных Ярославских и Ростовских — за труды на Ярославской земле и особо приветствовал митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — уроженца г. Ярославля. Митрополит Ярославский Пантелеимон обратился со словами приветствия к Святейшему Владыке и преподнес Его Святейшеству образ Христа Вседержителя. Также Предстоятеля приветствовала игумения Варвара, которая преподнесла Патриарху икону «Чудеса Толгской иконы Божией Матери», выполненную в технике финифти.

http://e-vestnik.ru/church/tolgskie_yubi...

Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей вЧувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуля­ризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская. Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ан­самбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759).

http://sobory.ru/article/?object=04978

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством. В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г). В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан. Возрождение обители началось в 1987 году. 26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день. 29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия. В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри). 25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении. На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер, в том числе: На территории монастыря действуют следующие храмы: Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Краткая летопись Толгского монастыря 1314 — явление святителю Трифону иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря

http://patriarchia.ru/db/text/1269339.ht...

Исторический интерес представляет «Псалтирь» на латинском языке, написанная на пергаменте и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Милостивому. Эту «Псалтирь» Димитрий Ростовский в 1702 г. приказал переплести и положить в гроб блаженному Иоанну. Среди прочих предметов утвари заслуживают внимания «Святцы» в изящном серебряном окладе, исполненные в технике финифти в конце XVIII в., а также деревянный расписной крест 1706 г. с именами заказчиков, перенесенный из Леонтьевской церкви. В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи сохранился небольшой иконостас XVIII в. с иконами древнего письма («Ангел Хранитель» и «Св. Власий с чудесами» XVII в.). В отдельно стоящем киоте в трапезе находится уникальная икона (возможно XVI в.) «Св. Василий Великий» (210х85 см), к сожалению, искаженная позднейшими записями. Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. На шумной и оживлённой улице Декабристов (бывшей Ивановской), чуть в стороне от дороги, стоит небольшая церковь в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы, у ростовцев известная как храм блаженного Иоанна Милостивого, поскольку здесь покоятся мощи этого святого. Жил он во времена Иоанна Грозного, но откуда был родом и кто по происхождению, не известно. Поскольку он при себе имел Псалтирь на латинском языке, историки делают вывод, что он был человеком знатным и образованным. Некоторые считают, что " по смутным обстоятельствам времени он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу " .

http://sobory.ru/article/?object=00600

При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00217

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010