Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1314. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь Координаты: 57.696594, 39.82905 Проезд: На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная площадь " в Яросласле до Толгского монастыря на автобусном маршруте 34. В период навигации до монастыря от Речного вокзала г. Ярославля ходит теплоход на внутригородской линии. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1609 г. монастырь был сожжен поляками, в огне погибла почти вся братия. В конце 17 века по инициативе игумена Германа в Толге разворачивается активное строительство, возводятся каменные стены с башнями, 4 храма, настоятельский корпус, больничная палата. В 1672 были поставлены Святые ворота с надвратным Никольским храмом и двумя фланкирующими башнями. Ворота и церковь украшены висячими гирьками, изразцовым фризом, нарядными деталями в стиле нарышкинского барокко. Крестовоздвиженская церковь с трапезной были сооружены в 1670-х гг. на фундаментах более старой церкви (1625 г.). В 1735 г. пристроен северный придел, в 19 веке вся церковь перестроена в духе классицизма. В советское время находилась в руинах, но к настоящему времени восстановлена, заново расписана в 2000-2002 гг. Внутри храма покоятся мощи св. Игнатия Брянчанинова. В центре монастыря - грандиозный пятиглавый Введенский собор, который был воздвигнут в 1681-88 гг. на месте собора, строившегося еще на средства Ивана Грозного. Это классический пример ярославского храма 1680-х гг. за той разницей, что декор его по-монастырски сдержан. Интерьеры были расписаны в 1690 г., однако от той росписи мало что уцелело вследствие многократных подновлений и долгих лет запустения. Одновременно с собором была сооружена огромная многоярусная звонница прямоугольной формы, надстроенная в 1826 году в классическом стиле. Со звонницей и трапезной церковью собор соединен крытыми переходами.

http://sobory.ru/article/?&object=00217

Чебоксары. Троицкий мужской монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Троицкий Чебоксарский монастырь. Действующий, мужской. Основан в 1566 г. как один из первых миссионерских центров Среднего Поволжья. Сыграл огромную роль в просвещении чуваш светом Христовым. Из нескольких монастырей в черте Чебоксар, действовавших до 18 века (известны Никольский, Благовещенский, Сретенский), он – единственный уцелевший после екатерининской реформы 1764 года. Тогда, при учреждении штатов, его причислили к 3 классу, что было своеобразным признанием его духовного значения. Ведь во всей огромной Казанской епархии, включавшей значительную часть Поволжья, в том числе территорию современной Чувашии, лишь 11 монастырей остались тогда «в штате». Из упразднённого Никольского монастыря в Троицкий была перенесена великая местная святыня – резная икона-скульптура Николая Чудотворца. По преданию, в древние времена она сама приплыла в Чебоксары по Волге. Почитание этого образа было распространено не только среди православных, но и среди язычников. Даже не крестившиеся чуваши и марийцы из многих окрестных мест приходили «судиться к Николаю Угоднику» - считалось, что перед этой иконой невозможно сказать неправду и при этом не упасть замертво. В 18 – начале 20 вв. икона находилась в отдельной часовне возле врат Троицкого монастыря, ныне она пребывает в Толгской церкви этой обители. Вторая главная святыня, находящаяся в той же церкви – древний чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. Перед ним регулярно совершаются молебны с акафистом. Существующий архитектурный ансамбль обители сложился в 17-19 вв. Он включает в себя большой Троицкий храм, церковь Толгской иконы Божией Матери и малую церковь св. великомученика Феодора Стратилата, а также живописные стены и башни, имеющие скорее декоративное, чем оборонительное значение. Над восточной стеной восстановлена разрушенная в советское время колокольня. Благодаря своему местоположению в самом центре Чебоксар, на берегу Волги, монастырь, несмотря на небольшие размеры, стал по сути одной из архитектурных доминант города, его своеобразным «кремлём». Богослужения в обители проводятся ежедневно утром и вечером. Монастырь не рассчитан на приём большого количества паломников, однако может разместить на ночлег нескольких богомольцев, разумеется, по благословению наместника или благочинного.

http://sobory.ru/article/?object=04978

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы " Собор Ростовских святых " . Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы " Собор Ростовских святых " , 1838 год. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов 24 июня 1408 года в Ростове случился пожар, во время которого обрушились своды каменного Успенского собора (сохранились стены «по комары» и алтарь), " иных церквии погоре 14, и людии много истопе " . В декабре 1408 года бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Еп. Григорий вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели многие храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь , ограждаемый, как пишет летописец, " молитвою святыа Богородици " . 1 октября 1410 года еп. Григорий освятил восстановленный на его средства (к 26 сентября) Успенский собор . Владычный летописец особо отметил, что " людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь " . В 1411 году в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, " выше первых " . 6 октября 1411 года на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия еп. Григорий освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 1520-х годов, еп. Григорий отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) . 22 марта 1416 года участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Северной и Северо-Восточной Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

http://drevo-info.ru/articles/13677986.h...

Нижегородская губерния Обителей мужских 8, женских 23. Мужские обители Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. Этот монастырь находится в самом Нижнем Новгороде, на берегу реки Оки, при ее впадении в Волгу, в версте от Кремля, напротив ярмарки. Основан он был в 1221 году, т. е. в то время, когда полагалось основание самому городу. Через 8 лет после основания монастырь был разрушен князем мордовским Пургасом; возобновил его митрополит Алексий. Проезжая из Орды, он обратил внимание на эту обитель, возобновил и украсил ее. Нижегородский князь Борис подарил монастырю разные земли и угодья. В последующее время правительство также не оставляло эту обитель без внимания и дарило ей разные угодья. В XVIII веке монастырь достиг цветущего состояния; так в 1722 году за обителью числилось более 4159 крестьянских душ! В Благовещенском монастыре имеется пять каменных храмов. Главный из них, соборный, носит название Благовещенского; построил его возобновитель обители Св. митрополит Алексий в 1370 г. Другой храм, посвященный имени прп. Сергия Радонежского, построен в веке патриаршим ризничим Иосифом Булгаковым. Третья каменная церковь именуется Успенской, построена в веке; при ней находится придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Четвертый храм – домовая церковь в честь Св. Андрея Первозванного и, наконец, храм во имя Св. Алексия, митрополита Московского, с двумя приделами: в честь Св. Пантелеимона и во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница». Благовещенский монастырь, живописно расположенный при слиянии Оки и Волги, привлекает много богомольцев своими достопримечательностями. Из них можно указать на Корсунскую икону Божией Матери, написанную в 999 году монахом Симоном (на ней имеются две надписи на греческом и славянском языке), затем на икону Богоматери «Скоропослушница», которая является единственной копией с образа, писанного евангелистом Лукой (в этой иконе заключены частицы свв. мощей с Афона); далее, в монастыре имеется образ Св. митрополита Алексия с частью его мощей, писанный в начале века, икона Св. Иоанна Лествичника , на которой изображена лествица и восходящие по ней праведники; местночтимая Смоленская икона Божией Матери, древние ризы и др. вещи. Вне монастыря, под горой, которая защищает обитель с южной стороны, находится Алексеевская часовня, сооруженная по воле императора Николая I.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в. Основание Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание - или возобновление - обители в том году связано с чудесным событием смутного времени . В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина . От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к " бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье " с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери . Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного , которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла . Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему " без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии , " что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо - исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь . После этого события моровое поветрие в городе прекратилось. В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке " других усердных ревнителей святого дела " обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами .

http://drevo-info.ru/articles/20489.html

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1526. перестроена в 1829 г. в связи со строительством колокольни. Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем) Адрес: Ярославская область, Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки) Изменить описание объекта Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества.  В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня. Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера. В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма. Трагической участью Покровского Паисьева монастыря стали не только утрата, но и забвение. Замечательный ансамбль, включавший архитектурные памятники XV-XIX веков, разрушенный и затопленный при строительстве Угличского гидроузла в конце 1930-х годов, остался малоизученным. В последующее время он лишь в редких случаях привлекал внимание исследователей. Конечно, в последние годы создано немало научных работ, но в истории Покровского монастыря остаются «белые пятна», тиражируются и бесконечно повторяются нарочито ошибочные сведения.

http://sobory.ru/article/?object=59060

Архив Святые и святыни 1908 г. В привычных монастырских трудах прошло первое десятилетие XIX века. В декабре 1811 года был «возобновлен живописью и устройством иконостас преподобного Ферапонта». Но вот грянула гроза двенадцатого года. Конечно же, монастырю, расположенному у Смоленского тракта, по которому к Москве двигалась разноязыкая армия Наполеона Бонапарта, невозможно было оказаться не затронутым бедствиями военного времени. При приближении неприятеля к Можайску с 18 августа город и Лужецкий монастырь были объявлены в осадном положении. 20 августа из Лужецкого монастыря было внесено две тысячи рублей серебряной и медной монетой и ассигнациями на пользу раненых воинов русских, за что по приказанию главнокомандующего Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова братии была объявлена «совершенная признательность». Тогда же был выписан «Открытый лист» на свободный проезд братии по российским губерниям. 25 августа 1812 года, за день до генерального сражения Отечественной войны под Бородиным, лужецкие монахи с сокровищами ризницы отправились из Можайска в Ярославль, где и пробыли в Толгском монастыре до конца октября. В их родной обители тем временем располагался штаб вестфальского корпуса генерала Жюно. Неприятельских войск в монастыре находилось до четырех тысяч человек. Общеизвестно, как относился безбожный завоеватель к православным святыням: многие алтари были осквернены, святыни поруганы. Не стал исключением и Лужецкий монастырь. При отступлении французы даже хотели взорвать его, но штатный служитель монастыря, крестьянин из подмонастырской слободы Иван Матвеев, прибежавший сразу же после ухода неприятеля в соборную церковь и увидевший, что в соборе пожар, иконостас горит, а на окнах лежит в мешках порох, все эти мешки собрал и вынес вон. Обитель преподобного Ферапонта и в этот раз не исчезла с лица земли, но братия, вернувшись 10 ноября из Ярославля, застали ее в плачевном состоянии. Только в ограде монастыря проломано было двести двадцать отверстий для пушек, а внутри… Здесь предоставим слово монастырскому казначею иеромонаху Иоасафу († 1827), под управлением которого Лужецкий монастырь находился в 1812 году.

http://pravoslavie.ru/put/080110173653

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

22 августа 2014 г. 12:30 В Толгском Введенском монастыре прошли посвященные 700-летию обители торжества Их возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Началась череда праздничных богослужений 21 августа, когда на Соборной площади монастыря Святейший владыка в сослужении сонма архиереев, священников Ярославской митрополии совершил Всенощное бдение. За богослужением молились настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, игумении ряда женских монастырей, участники традиционного ежегодного крестного хода со списком Толгской иконы Божией Матери от Успенского собора Ярославля, паломники. Пел хор сестер Толгского монастыря, регент монахиня Иринарха (Ворожцова). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с кратким словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимая матушка игумения, дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой святой обители, всей Ярославской земли и всей Церкви нашей! Не так много монастырей, история которых насчитывает семь веков. Мы, действительно, находимся с вами на святой земле, которая стала процветать благодаря несомненному присутствию на ней Божественного начала. Церковь хранит священное предание о том, как по воле Божией чудесным образом была явлена Толгская икона Божией Матери, которая стала покровительницей этого места и всего Ярославского края, дивным чудотворным образом для всей Руси и всего мира. Семь веков, сопровождавшихся множеством войн и исторических потрясений, прошли над этим местом, но даже суровый XX век, отмеченный страшным гонением на Церковь и закрытием Толгского монастыря, не сумел уничтожить в людях память о явлении чудотворной иконы Богоматери. Неслучайно поэтому, что первым в России, как только появилась возможность, был возрожден именно этот монастырь. История обители свидетельствует о явлении людям благодати и милости Божией. Действительно, если мы идем навстречу Богу с молитвой, с открытым сердцем, с верой, то Он отвечает нам Своею благодатью, Своей любовью, Своею помощью. Как много на этом месте возносилось молитв, как много было духовных подвигов и все это не ушло в небытие. Сегодня, взирая на этот возрожденный монастырь, на эту дивную обитель, мы возносим благодарение Господу Промыслителю, Его Пречистой Матери Деве Марии, Которая Своим дивным и чудотворным образом пребывает на сем святом месте. Под Ее покровом да пребывает и Отечество наше, Церковь наша и все, кто с верой и благоговением обращают к Ней свои молитвы.

http://e-vestnik.ru/church/tolgskie_yubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010