Из предметов древности замечательны в монастыре: 1) местная икона Преображения Господня 2-х аршин 2-х вершков в вышину и 1 аршин 11 вершков в ширину, древнего хорошего письма; поставлена княгинею Анною Васильевною Волконской в 1622 году, как гласит об этом надпись на иконе; 2) икона Печерской Божией Матери; 3) икона Иоанна Предтечи, по письму сходна с иконой Преображения Господня и, вероятно, писана в одно с нею время; 4) древняя икона Успения Божией Матери; 5) икона Божией Матери Одигитрии старинного письма пожертвованная тою ж княгинею Волконской в 1622 году; 6) икона святого Николая, бывшая, вероятно, местною иконою в упразднённой в первой четверти XVII столетия Николаевской церкви, что стояла на святых воротах; 7) икона Преображения, поданная в церковь в 1700 году по окольничем Тимофее Борисовиче Юшкове. Этою иконою, как гласит надпись на ней, некогда благословил Юшкова царь Иоанн Алексеевич; 8) икона святой Троицы; эта икона, вероятно, была местною в Троицком монастыре Кромского уезда и перевезена оттуда с прочим церковным имуществом в Спасопреображенский монастырь во второй половине XVII века, когда Троицкий монастырь был упразднён и присоединён к Спасопреображенскому; 9) иконы Божией Матери Толгской и преподобного Сергия; 10) древняя икона Скорбящей Божией Матери чтится как чудотворная; 11) очень древняя икона Рождества Христова (ей, вероятно, более 200 лет) и 12) древняя икона Алексия митрополита Московского; 13) два евангелия издания 1698 года, евангелие 1759 года и два евангелия 1760 года; 14) крест напрестольный, пожертвованный в 1798 году; 15) кадило серебряное, пожертвованное помещиком Кологривовым в 1667 году и 16) медная люстра пред иконостасом в Введенской церкви с 21 шандалами. Думают, что это вклад царя Ивана Васильевича Грозного. К монастырю приписана Николо-часовенская церковь, в которой находится чтимая всем городом и окрестными жителями икона святого и чудотворца Николая. Церковь эта построена в 1869 году вместо бывшей там Никольской часовни. До 1764 года монастырь владел многими вотчинами, отобранными у него в государственную собственность. Взамен этого монастырь стал получать из государственного казначейства 711 рублей 72 копейки, но с 1885 года выдача эта прекратилась. В монастыре с 1865 года помещается Белёвское духовное училище. В 1914 году при монастыре начато строительство приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=04683

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930?х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством. В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г). В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан. Возрождение обители началось в 1987 году. 26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день. 29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия. В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри). 25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении. На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер, в том числе: На территории монастыря действуют следующие храмы: Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Краткая летопись Толгского монастыря 1314 — явление святителю Трифону иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря

http://patriarchia.ru/db/text/1269339.ht...

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.   Справка : Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон " О музейном фонде и музеях в РФ " , по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения – например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной Церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода – икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Бесстолпная одноглавая Толгская церковь сооружена в 1761 г. Имеет башнеобразную колокольню и небольшой северный придел. В 1760-х г.г. интерьер Толгской церкви был украшен фресковой росписью, заново переписанной маслом в конце XIX в. От первоначальной живописи сохранился небольшой фрагмент «Вознесение Иоанна Милостивого» на арке, разделяющей главный храм и трапезу (под иконой «Покрова Богоматери»). В центре сомкнутого свода «Саваоф», парящий на херувимах. На своде - «Распятие», «Снятие со креста», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб». Написанная в манере сухого официального академизма, роспись размещена на стенах в два яруса в виде небольших панно, обрамленных плетеночным орнаментом. Среди сюжетов - изображения ростовских свв.: Леонтия и Иакова в круглых медальонах; Димитрия и юродивого Иоанна Милостивого. На своде трапезы «Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому», «Кончина Иоанна Милостивого», «Рождество Иоанна Предтечи». В северном приделе на своде «Богоявление» и «Сретение», а на стенах - «Ростовские чудотворцы». Четырёхярусный золоченый иконостас храма сооружен в середине XIX в. Он украшен витыми колоннами, виноградными гроздьями и увенчан небольшим скромным крестом. Иконы написаны в 1770 г. художником Харковым. Среди икон местного яруса некоторые древнего письма: «Параскева Пятница» XVI в., «Богоматерь Толгская» и «Избранные святые» XVII в. В главном храме сохранились древние иконы в отдельно стоящих резных киотах: «Никола» (поясной), «Ростовские чудотворцы», «Не рыдай мене мати», «Покров» XVII в. У северной стены находится серебряная рака XVIII в. с мощами Иоанна Милостивого, ростовского чудотворца (ум. 1580). Она украшена барочными клеймами со сценами жития святого, исполненными в технике литья, гравировки и чеканки. Над ракой небольшая, вытянутая по горизонтали икона «Иоанн Милостивый» XVIII в., написанная в иконных традициях. В среднике иконы Иоанн изображен в рубище с посохом и свитком, слева и справа сцены из его жития, а вверху деисус с 20 фигурами предстоящих к трону Христа ростовских и ярославских святых. Над ракой резная деревянная сень, украшенная витыми колоннами, волютами и вензелем «И» «М» (XVIII в.).

http://sobory.ru/article/?object=00600

В 20-х гг. XVIII в. вместо Власиевской ц. (вероятно, поставленной в 1-й пол. XVII в. ростовским купцом Гурьевым на месте старого храма, около к-рого был погребен И.) был построен храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи с приделом во имя сщмч. Власия, и гробница И. оказалась внутри церкви. В 1762-1767 гг. на месте Предтеченской ц. была воздвигнута ц. в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия. Гробница И. оказалась в главном храме у левого клироса. На гробнице святого находится рукописная лат. Псалтирь, написанная «готическим шрифтом». На вшитых в начале книги бумажных листах имеется запись: «От времени преставления блаженного Иоанна Власатого, прозываемого Милостивого, даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха,- Псалтирь Давидова на латинском диалекте, юже той угодник, моляся Богу, чтяше». В записи также сообщалось о том, что свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , занявший Ростовскую кафедру в 1702 г., повелел Псалтирь «вновь переплести и, обновив, паки на гробе блаженного Иоана положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» (см. описание кодекса и воспроизведение записи: Красноцветов. 1967. С. 22-23, 25). Сведения о Псалтири И. отразились и в Житии святого. В более поздней редакции текста (представленной, в частности, в ркп. РНБ. Тит. 43 и 2021) сообщается о лат. Псалтири, находившейся на гробе святого и заново переплетенной по распоряжению свт. Димитрия. В рукописи РГБ. Ф. 254. 93 эта Псалтирь описана как греческая: «Святая же его богодухновенная книга Псалтырь греческаго письма уставнаго, в полдесеть, и до днесь на гробе его… верность, яко Греческия земли бе, и по ней всегда и глаголаше, и молитвы Господеви творяше» (Л. 100 об.). Согласно описи Толгской ц. 1820 г., над местом погребения святого стояла сохранившаяся до наст. времени деревянная рака, украшенная медными чеканными пластинами с изображением 4 чудес И., с иконой святого. Рядом с ракой находились деревянный крест с медным распятием и Псалтирь, по преданию принадлежавшие И., напротив раки - житийная икона святого (ныне над ракой). В 1849 г. над надгробием была устроена резная сень. В 1967 г. на гробнице И. помимо лат. Псалтири и деревянного креста с медным распятием сохранялся яшмовый, оправленный в серебро крест, к-рый, как считалось, принадлежал святому.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Исторический интерес представляет «Псалтирь» на латинском языке, написанная на пергаменте и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Милостивому. Эту «Псалтирь» Димитрий Ростовский в 1702 г. приказал переплести и положить в гроб блаженному Иоанну. Среди прочих предметов утвари заслуживают внимания «Святцы» в изящном серебряном окладе, исполненные в технике финифти в конце XVIII в., а также деревянный расписной крест 1706 г. с именами заказчиков, перенесенный из Леонтьевской церкви. В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи сохранился небольшой иконостас XVIII в. с иконами древнего письма («Ангел Хранитель» и «Св. Власий с чудесами» XVII в.). В отдельно стоящем киоте в трапезе находится уникальная икона (возможно XVI в.) «Св. Василий Великий» (210х85 см), к сожалению, искаженная позднейшими записями. Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. На шумной и оживлённой улице Декабристов (бывшей Ивановской), чуть в стороне от дороги, стоит небольшая церковь в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы, у ростовцев известная как храм блаженного Иоанна Милостивого, поскольку здесь покоятся мощи этого святого. Жил он во времена Иоанна Грозного, но откуда был родом и кто по происхождению, не известно. Поскольку он при себе имел Псалтирь на латинском языке, историки делают вывод, что он был человеком знатным и образованным. Некоторые считают, что " по смутным обстоятельствам времени он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу " .

http://sobory.ru/article/?object=00600

При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Соответственно, среди наиболее почитаемых - храмовая икона Преображения конца XVIII века. Это подарок прихожанина - владельца антикварного салона раба Божия Андрея, на поиски этой иконы он потратил немало времени. Специально для этой иконы был изготовлен ковчег, куда поместили камни со святой горы Фавор, специально привезенные из паломнической поездки со Святой земли. Вскоре наш храм обрёл Казанскую икону Божией Матери, которая сразу стала особенно почитаема прихожанами храма. Икона Владимирской Божией матери, подарок учащихся местной поселковой школы, украшена бисером и жемчугом. Образ Николая Чудотворца греческого письма подарен подарен прихожанами нашего храма, а киот изготовлен известными по всей стране мастерами Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области. Образ первомученика архидьякона Стефана изображен на металле, эта икона была вывезена из разрушенного православного храма в городе Грозный. В алтаре находится Казанская икона Божией Матери подаренная монахиней Толгского женского монастыря матушкой Евфимией. Церковную утварь для временного храма изготовили мастера из разных уголков России: иконостас из Волгодонска, хорос и бра из Воронежа, подсвечники из Сергиево-Посада. В декабре 2010 года были открыты воскресная школа и библиотека. Мобильное здание, состоящее из двух модулей 6х12 метров, пожертвовал приходу генеральный директор ГК МИЦ А.М. Рябинский. На первое же занятие пришло более 30 детей. Большую часть взрослых слушателей составили прихожане прихода. Библиотека храма организована по принципу общего доступа. Люди сами берут книги, сами отмечают, что взяли и сами возвращают литературу после прочтения. Показательно, что книги не только не пропадают из библиотеки, но фонды ее даже расширяются за счет подаренных книг. Практически с самого начала жизни прихода образовался хор. С самого момента возникновения приходской хор вела раба Божия Ирина, которая позже окончила регентские курсы в Даниловом монастыре и стала профессиональным регентом. Сейчас Ирина проводит занятия со всеми желающими, и из их числа уже образовался народный хор, который посильно помогает основному составу певчих.

http://sobory.ru/article/?object=32865

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010