Абалак. Абалакский Знаменский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1783. Ссылки:     Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, Абалак Координаты: 58.13007, 68.588671 Проезд:Добираться до Свято-Знаменского Абалакского монастыря проще всего из Тобольска. На автомобиле к Абалаку из города ведет дорога, идущая вдоль Иртыша. Расстояние — около 30 км. На общественном транспорте: с автовокзала ежедневно по расписанию отправляются маршрутные автобусы, совершающие в день шесть рейсов. Автобус идет до Абалака примерно полчаса. Можно доехать до монастыря и на такси. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Абалацкий Знаменский монастырь, 2 класса, в 25 верстах от горда Тобольска, при селе Абалак, на берегу реки Иртыша. Основан в 1783 году. Здесь находится чудотворная Абалацкая икона, представляющая собой изображение Знамения Божией Матери, по сторонам которого находятся изображения святого Николая чудотворца (с правой стороны) и преподобной Марии Египетской (с левой стороны). В таком виде это изображение чудесно явилось в 1636 году жившей в Абалацком погосте благочестивой вдове Марии. Сама же икона была написана в 1637 году искуснейшим в то время в Сибири живописцем, Тобольским протодьяконом Матфеем, по просьбе страдавшего расслаблением крестьянина Евфимия, который, по написании святого образа, получив чудесное исцеление, сам отнес святую икону к Тобольскому архипастырю Нектарию. Обрадованный чудесною помощью Богоматери недужному, архипастырь с великою честью препроводил святую икону в Абалацкий погост для поставления там в новосозданном храме. Во время этого пути святая икона снова прославилась чудесным исцелением от нее одной девицы, пораженной слепотою. В 1665 году, во время святительства Корнелия, святая икона прославилась чудесным избавлением окрестностей Тобольска от грозившего неурожая и голода, вследствие непрерывных дождей. И сам архипастырь Корнилий, впавши в продолжающуюся пять лет тяжкую болезнь, был чудесно исцелен помощью Богоматери по молитвам перед той же Ее святой иконой.

http://sobory.ru/article/?object=00962

Иркутск. Знаменский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан ещё в конце XVII века. Сейчас из монастырских строений сохранились только церковь Знамения Пресвятой Богородицы, некоторые хозяйственные постройки и монастырская ограда с воротами. На его территории похоронены несколько декабристов и их родственников. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Знаменский монастырь, 2 класса, общежительный, в 1 версте от города Иркутска. Основан в 1693 году. Ежегодно 27 ноября совершается крестный ход с Казанскою иконой Божией Матери из кафедрального собора в монастырь и обратно. При монастыре образцовая школа женского духовного училища, мастерская для рукоделия, больница, странноприимный дом и свечной завод. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь Знамения Пресвятой Богородицы (женский), 1689 г. (совр. адрес ул. Ангарская, 14). Женский Знаменский монастырь возник на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка) в одной версте от Иркутского острога. По поводу даты основания монастыря существует два мнения. Наиболее часто называется 1693 г., приведенный в иркутской летописи П.И. Пежемского и В.А.Кротова. Но в документах сохранилась и более ранняя датировка – 1689 г. Именно тогда митрополит Тобольский и Сибирский Павел благословил строительство женского Знаменского монастыря. Первым строителем монастыря был Влас Сидоров. В 1764 г. монастырь зачислен во 2-й класс, а в 1836 г. переведен в 3-й класс. В ограде монастыря погребены: известный сибирский промышленник и мореплаватель Г.И. Шелихов, жена декабриста С.П. Трубецкого, декабристы В.А. Бечаснов, П.А. Муханов, Н.А. Панов. В начале ХХ монастырь имел свечной завод, просфоропекарню, рукодельную и переплетную мастерские, оранжерею, церковно-приходскую школу, приют для девочек дошкольного возраста. Сейчас из монастырских строений сохранились: церковь Знамения Пресвятой Богородицы, кельи настоятельские, кельи старые, кельи Чупаловские с домовой церковью, кельи новые, святые ворота, монастырская ограда, общая трапезная, больница, каменный дом с сеновалом. Постановлением СМ РСФСР 1327) от 30 августа 1960 г. комплекс построек Знаменского монастыря отнесен к памятникам федерального значения и охраняется государством.

http://sobory.ru/article/?object=11663

Протоиерей Стефан Иаковлевич Знаменский – природный сибиряк: сын священника Барнаульского округа, Томской губернии. Родился он в 1804 г. и богословское образование получил в Тобольской духовной семинарии, где кончил курс в 1824 г., с званием студента. В семинарии молодой Знаменский отличался добрым поведением, значительными успехами в науках, и, в особенности, в изучении древних языков, преимущественно же, еврейского, которым впоследствии владел в совершенстве, читая на нем свободно Библию без помощи словаря. О. Стефан Иаковлевич Знаменский был во всех отношениях красою своего курса, такого курса, подобного которому по общему отзыву ни прежде, ни после никогда не было в Тобольской семинарии. Тотчас по окончании курса и по вступлении в брак, Стефан Иаковлевич, 20 лет от роду, 15-го сентября 1824 года, архиепископом Тобольским Амвросием II рукоположен во священника в городе Барнаул. После Барнаула о. Стефан служил в городах: Кургане, Тобольске, Ялуторовске и, наконец, Омске. Заметим здесь, что только с первого на второе место служения о. Стефан перемещен по собственному желанию, а с прочих мест на другие был перемещен по воле Тобольских архипастырей, и перемещаем с одной стороны для возвышения по достоинству самого перемещаемого, а с другой – для пользы тому месту или той должности, на которые его перемещали. Кроме обязанностей приходского пастыря, о. Стефан, в продолжение пятидесятилетней службы в священном сане, проходил должности: члена консистории и духовных правлений, эконома семинарии, благочинного, миссионера среди раскольников, законоучителя в уездном училище и губернской гимназии, наконец, в последние годы своей жизни, экзаменатора по закону Божию во всех учебных заведениях г. Омска. Не говорим уже о более мелких побочных должностях. За усердное и полезное служение свое Церкви и обществу о. Стефан имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, палицу, орден св. Анны 2-й степени с короною и орден св. Владимира 4-й степени. В 1839 году, тридцати пяти лет от роду, о. Стефан архиепископом Афанасием возведен с сан протоиерея. Кроме того, в память его пятидесятилетнего служения в священническом сане, поднесен был ему в 1873 году Омским городским обществом золотой наперсный крест с украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тобольск. Знаменский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1623. Адрес: Тюменская область, г. Тобольск, улица Декабристов, 21 Координаты: 58.190675, 68.238257 Проезд:Тюменская Государственная Сельскохозяйственная академия Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Тобольский Знаменский монастырь. Самый древний сибирский монастырь был основан одновременно с постройкой Тобольского острога (в 1586 или 1587 г.) на левом берегу Иртыша, близ устья реки Тобол. Первые настоятели обители - строитель Логвин и игумен Дионис. В 1610 году монастырь был переведен к верхнему посаду города, но за острогом. По воздвигнутой в нем церкви стал именоваться Успенским. До постройки архиерейского двора монастырь служил пристанищем для прибывающих в столицу Сибири митрополитов и архиепископов. В 1623 году по воле архиепископа Киприана обитель перевели в подгорную часть города (в нагорных постройках разместилась женская обитель). А когда на территории монастыря появились Преображенский собор, Казанская и Знаменская церкви, он стал именоваться Знаменским. Постепенно с ростом посада в нем воздвигались приходские церкви. В 1621 году братия состояла из десяти монахов, да и впоследствии она не была многочисленной, хотя владел монастырь обширными землями, на которых, оказывая помощь инвентарем, скотиной, семенами, селили гулящих и прихожих людей. " Собирание " земель вели все настоятели монастыря, особо количество их приумножилось при архимандрите Варлааме в 1641 году. К 1757 году монастырь владел двумя вотчинами - Вагайской (31 деревня) и Николаевской (4 деревни), пятью подгородными деревнями, а также сельцом Иакимовское и Серебрянской заимкой, которые населяли более 2140 душ мужского пола. Основу хозяйственной деятельности составляло земледелие. По официальным данным, в 1761 году на землях Тобольского Знаменского монастыря засевалось без учета пара 2000 десятин, из которых 43 процента отводилось под рожь озимую, 27 - под овес, 14 - под ячмень. Кроме этих культур, выращивалась пшеница, рожь яровая, горох, лен и конопля, просо, репа, огородная мелочь. Излишки продуктов продавались, на вырученные средства содержалась богадельня - со времен Петра I при обители жили отставные солдаты и офицеры (около 20 человек), страннопримный дом, поддерживалась миссионерская деятельность, сооружались храмы.

http://sobory.ru/article/?object=35582

(Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. До покорения Сибири войсками атамана Ермака (после 1581) на месте А. м. находилась татар. крепость сибир. хана Кучума. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери «Знамение» и икон свт. Николая и прп. Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636-1637 гг. построили деревянную ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Божией Матери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митр. Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор А. м. был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и др. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальным частям здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в сер. XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный зап. притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й пол. XVIII в., украсили и др. главные постройки А. м. В 1748-1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1752-1759 гг.- храм во имя прп. Марии Египетской с колокольней.

http://pravenc.ru/text/62412.html

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 9 Архиепископ Иоанн (Братолюбов) Архиепископ Иоанн (в миру Братолюбов Сергей Васильевич) родился 16 июня 1882 года в Казани в семье протоиерея. Учился в Казанском духовном училище, затем в семинарии, в 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 декабря 1906 года определен на должность помощника инспектора в Симбирскую духовную семинарию. 15 апреля 1907 года пострижен в монашество в Жадовской пустыни Симбирской епархии с наречением имени Иоанна в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля 1907 года рукоположен в сан иеродиакона Симбирским архиепископом Иаковом (Пятницким). На следующий день его уже рукоположили в сан иеромонаха. 24 августа 1907 года иеромонах Иоанн был назначен на должность помощника смотрителя в Усть-Сысольское духовное училище Вологодской епархии. В 1908–1912 годах занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сентября 1912 года назначен на должность заведующего Могилевскими пастырскими курсами и возведен в сан архимандрита. С 12 августа 1914 года – смотритель Каргопольского духовного училища. 28 октября 1915 года уволен от духовно-учебной службы и перемещен на службу по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 декабря 1916 года – помощник начальника Житомирского училища пастырства. С 3 сентября 1917 года – исполнял должность настоятеля в тюменском монастыре Тобольской епархии. С 1920 года по май 1921 года исполнял пастырские обязанности в селе Пятницком и Усть-Тунгузка Енисейской епархии. С июня 1921 года – настоятель тобольского Знаменского второклассного монастыря . 22 января 1922 года Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Иоанн (Братолюбов) определен на кафедру епископа Березовского, викария Тобольской епархии. Поскольку не было возможности выехать для хиротонии в Москву, он оставался еще в течение года в Сибири. С 1 июня 1922 года по резолюции Тобольского архиепископа Николая исполнял обязанности настоятеля Обдорских церквей и управлял храмами Березовского викариатства в сане архимандрита с правом служения на орлецах и с дикирием и трикирием. 19 мая 1923 года епископ Керженский Павел определил его исполнять пастырские обязанности в Керженском единоверческом женском монастыре.

http://pravoslavie.ru/31380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

XIV. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ От святые иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верой и любовию приходящим к ней. (Тропарь, глас 4) Исчислить все чудотворные иконы невозможно: их ведает разве одна Царица Небесная. Мы приведём названия преимущественно тех, о коих существуют сколько-нибудь определённые сведения; упомянём и о тех, которые известны нам по одному лишь имени. Для удобства же справок предлагаем список их в азбучном порядке. В списке этом указываем годы явления, или принесения в Россию, или прославления икон Божьей Матери, дни празднования им и место нахождения их. При этом заботимся почти исключительно о полноте находящихся в России чудотворных икон и едва касаемся сущих на Западе. «Божья Матерь повсюду едина Божья Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» – учит нас святитель Московский Филарет. Абалацкая-Знаменская, 1636–1637г. икона Знамения Б.М.: справа святитель Николай, слева преподобная Мария Египетская; в руках Богоматери свиток: радуйся, Царице, матеродевственная славо. Празднование 7 и 20 Июля и 27 Ноября, в Тобольской епархии, в Абалацком монастыре (Изображена в Русском Паломнике. 1892, стр. 49). Абульская, явилась в 692г. в Сербии; с 1570г в г. Абуле, в Испании. Празднование 11 Июня. Азовская... Азуровская, явилась 1 Сентября 856г, близ г. Азуры, в Македонии, в Амасийском монастыре. Акафистная-Зографская, 1276г., на Афоне в Зографском болгарском монастыре. Глас от неё предварил иноков о вторжении в обитель папистов. Называется «акафистной» оттого, что монахи на литургии, вместо причастна, поют пред нею акафист. Празднование 10 Октября. Акафистная-Хиландарская, на Афоне, в Хиландарском монастыре. В 1837г. осталась невредимой при пожаре иконостаса и получила название от читанного тогда пред нею акафиста. Тамошние монахи называют её и «Скоропослушницей». Празднование 12 Января Аксайская,– в Старочеркасской станице. Албазинская, см. «Слово плоть бысть» Александрийская,– 1 Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010