Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Епископ Подольский Тихон (Зайцев): Здесь, в России, нам и Вифлеем, и Голгофа Как четырёхлетний мальчик побывал в монастыре, а потом стал солдатом, монахом и владыкой 15.01.2016 1166 Время на чтение 4 минуты 5 фактов из жизни владыки Тихона В числе лучших выпускников семинарии без экзаменов поступил в Московскую духовную академию. В 42 года стал епископом Подольским, викарием Патриарха. В 2009-2014 годах был председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Ныне возглавляет две зарубежные епархии - Венско-Австрийскую и Венгерскую, а также Северо-Восточное московское викариатство. Кандидат богословия, автор ряда научных трудов и публикаций, активно переводит работы греческих богословов. Обычно детская память начинается с шести-семи лет. Епископ Тихон рассказывает, как в четырёхлетнем возрасте был с мамой в Псково-Печерском монастыре. Помнит благоухание цветущих в саду флоксов, прозрачную воду артезианского источника, таинственные пещеры и игумена Савву (Остапенко) - старца, к которому многие ехали тогда за советом. «С тех пор монашество стало моей мечтой», - говорит владыка. «Только в весенний призыв!» - Когда вас крестили? - В 13 дней от роду, 26 апреля 1967 года. Мама и бабушка принесли меня в храм Пимена Великого, недалеко от «Новослободской». Таинство совершалось при закрытых дверях, чтобы никто не увидел: тогда были годы гонений, власть боролась с верой. Крестил известный пастырь, протоиерей Алексий Лапин. Он, слава Богу, и сейчас служит, в 90 лет. - И потом вас водили на службы? - Да, мои родные сделали всё, чтобы я полюбил храм, богослужение. Вскоре мы пере­ехали в Тушино, и мама вошла в состав приходского собрания церкви Всех святых на Соколе, стала помощником старосты, казначеем. Она много лет трудилась без выходных и отпусков и на скромную зарплату покупала творения Святых Отцов, дореволюционные издания Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского. Я читал, старался понимать. В то время я учился в физико-математической школе. Я очень любил русский язык, а вот к точным наукам меня не тянуло, я желал поступить в духовную семинарию, а перед этим послужить в армии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Зайцев Предел компромисса. Как было получено заявление о лояльности патриарха Тихона советской власти Источник:  Нескучный сад 27 июня 1923 года газета " Известия " опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению. Время показала односторонность этого подхода, а само послание святителя Тихона " из уз " – тот предел личного компромисса, на который был готов пойти святой первоиерарх ради спасения Церкви, считает историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ. " Заявление в Верховный суд РСФСР " стало итогом многомесячного судебного разбирательства, в ходе которого патриарха неоднократно обвиняли в контрреволюционной деятельности. С точки зрения большевиков, патриарх Тихон стал " преступником " еще за несколько лет до того момента, как Поместный собор 1917-1918 годов избрал его первым предстоятелем Церкви после двухсотлетнего перерыва. В деле святителя Тихона новая власть в качестве вещественного доказательства использовала надпись с упоминанием черносотенцев на деревянном блюде, на котором еще до 1917 года ему поднесли хлеб-соль. Следующим " прегрешением " святителя Тихона стал сам факт его избрания на Поместном соборе. В обвинительном заключении по делу патриарха, составленном в начале апреля 1923 года, анализировался сословный состав Поместного собора и делался вывод о том, что патриарх Тихон был ставленником монархистов, помещиков и графов. Иными словами, предстоятель Церкви был виноват перед советской властью еще до того момента, как она появилась на свет. Непосредственным же поводом для обвинений в контрреволюции и попытках свержения новой власти стали послания патриарха Тихона 1918-1919 годов, а также его позиция в ходе кампаний по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей.

http://religare.ru/2_95382.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Ответить на любовь Божию " Беседа с начальником русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Тихоном (Зайцевым) 04.05.2007 516 Время на чтение 4 минуты Архимандрит Тихон (Зайцев) - Отец Тихон, в свои 39 лет вы недавно возглавили деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме, а до этого, кажется, занимались преподавательской работой в Московской духовной академии? - С детских лет я имел огромное желание стать служителем Церкви. Посещение храмов и монастырей, особенно Псково-Печерской обители и Троице-Сергиевой лавры, все более и более укрепляло во мне это желание. По окончании средней школы и службы в армии я устремился к осуществлению своего желания и поступил сначала в Московскую духовную семинарию, а позже в академию. На втором курсе принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона и пресвитера. Троице-Сергиева лавра и академия, где Господь судил мне провести 18 лет, были для меня поистине той школой, где органично сочетаются воспитание сердца и ума. Мне всегда было отрадно именоваться " воспитанником " , общаться как со старцами, так и с профессорами и наставниками, вынесшими на своих плечах все тяготы открытого гонения на Церковь. После защиты кандидатской диссертации меня оставили преподавателем в академии. В течение десяти лет я читал курсы литургики и гомилетики, кроме того, факультативно преподавал новогреческий язык, которым очень увлекся после посещения Святой горы Афон и Святой Земли. В своих молитвах с благодарностью вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Кирилла, довершивших мне нести ответственное послушание на Святой Земле сначала в качестве члена, а затем и начальника Русской духовной миссии. - Сохраняя духовное и культурное наследие Русской Церкви на Святой Земле, возглавляемая вами миссия решает ряд первостепенных задач, содержание которых небезынтересно и читателям нашего сайта. Каковы они? - Многогранную деятельность Русской духовной миссии определяют те цели и задачи, которые поставило перед ней церковное священноначалие. Это, в первую очередь, молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь на Святой Земле, совершение богослужений в храмах и монастырях Русской духовной миссии, духовное окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, испытывающей определенные трудности и являющей собой пример твердости в вере и упования на Господа. К числу других основных задач миссии относится развитие и поддержка братских отношений с Иерусалимским Патриархатом, испытыващим, как известно, в последние годы усиленные давление и вмешательство в дела Церкви со стороны светских властей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла РПЦ, расположена на территории ФРГ. Кафедральный город - Берлин. Кафедральный собор - Воскресенский. Епархия разделена на 5 благочиний: Северное, Южное, Западное, Восточное и Баварско-Гессенское. Правящий архиерей - архиеп. Тихон (Зайцев) . В янв. 2002 г. в епархии было 42 прихода и 22 храма, численность священнослужителей - 33 священника и 8 диаконов. В 2018 г. в епархии - 102 прихода, 68 священников, 19 диаконов, 15 монашествующих. В епархиальном управлении работают отделы: по образованию и преподаванию Закона Божия и катехизиса, информационный, по делам молодежи, по делам женщин, по работе с казачеством, отдел межцерковных отношений, паломнический отдел, епархиальный суд, литургическая комиссия. В XVIII-XIX вв. правосл. храмы на территории Германии в основном возникали при рус. дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). После 1917 г. русскоязычное население Германии стало резко увеличиваться за счет покинувших родину эмигрантов. В местах постоянного и временного пребывания русских стали образовываться крупные правосл. общины. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский свт. Тихон , ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 нояб. 1920 г., своим указом поручил управление приходами в Зап. Европе архиеп. Волынскому Евлогию (Георгиевскому) , оказавшемуся в эмиграции в числе др. иерархов РПЦ. Местом пребывания архиеп. Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архим. Тихоном (Лященко) и где отслужил первый молебен на Страстную пятницу 1921 г. Стараниями архиеп. (с 1922 митрополит) Евлогия была устроена деятельность правосл. общин в Берлине, Тегеле, Дрездене, Висбадене, Бад-Киссингене, Баден-Бадене и Гамбурге. Кроме того, появились общины в лагерях рус. военнопленных и поселениях беженцев в Вюнсдорфе, Кведлинбурге, Лихтенхорсте и Шойене. Важным шагом к передаче храмов в собственность рус. общин послужила отмена их принудительной опеки со стороны Германского гос-ва после заключения мирного договора с Советской Россией. Однако нехватка храмовых помещений сильно затрудняла полноценную церковную жизнь рус. диаспоры. Напр., в Берлине до 19 июня 1922 г. богослужения совершались в бывш. посольском Владимирском храме, но после установления дипломатических отношений Германии с РСФСР храм при посольстве был закрыт уполномоченными советского правительства. Для богослужений общинам часто приходилось использовать помещения в частных домах.

http://pravenc.ru/text/78160.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Как большевики боролись с голодом, но уничтожали Церковь К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе Источник:  Татьянин день 19 марта 1922 года В.И. Ленин пишет секретное письмо " членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви " . В истории Церкви ХХ века найдется мало документов, имевших столь кровавые последствия для верующих. Ленинский текст был сигналом для открытого наступления на верующих и превращению их в одного из главных врагов советской власти. С этого момента большевики стали открыто выносить из храмов священные сосуды, демонстративно вывозить награбленные ценности на грузовиках, преследовать и расстреливать христиан, осмелившихся защищать свои святыни. Непосредственными жертвами кампании стали известные московские священники, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), расстрелянный по ложным обвинениям, и Патриарх Тихон. Арест святителя Тихона был связан с его воззванием к верующим от 28 февраля 1922 года с призывом защищать священные сосуды от поругания. В 1923 году Владимир Маяковский чеканными фразами сформулировал тот образ врага, который большевики старались сделать из Церкви: Тихон патриарх, прикрывши пузо рясой, звонил в колокола по сытым городам, ростовщиком над золотыми трясся: " Пускай, мол, мрут, а злата – не отдам! " Чесала языком их патриаршья милость, и под его христолюбивый звон на Волге дох народ, и кровь рекою лилась – из помутившихся на паперть и амвон. Гениальный поэт вместе с большевиками напрасно клеветал на святителя Тихона. Маяковский в эпиграфе к стихотворению обрывает на полуслове цитату святителя и немного ее искажает: " Мы не можем дозволить изъятие из храмов " .У читателя может сложиться впечатление, что Патриарх действительно не хотел отдавать ни копейки денег на помощь несчастным. Но на самом деле все было совсем наоборот. 23 февраля 1922 года выходит " Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации кампаний по изъятию церковных ценностей " , в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: " Кампания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем " . Молотов откровенно заявляет, что власть сделает все, чтобы Церковь не смогла добровольно помочь голодающим и была ограблена.

http://religare.ru/2_93169.html

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

«Наставляя по морю плавающих…». Записки паломника В Троицком соборе, главном храме Русской духовной миссии в Иерусалиме, есть необычная икона святителя Николая Мирликийского. Помещена она на правом клиросе, во втором ряду под образом Спасителя и рядом с иконой «Достойно есть». Икона выглядит несколько поврежденной. От служителей храма можно о ней услышать немного. «Этот образ у нас чудотворный, – говорят они. – Но мы знаем только, что около 100 лет назад в качестве дара он преподнесен нашему храму русскими паломниками». В иерусалимских архивах Русской духовной миссии где-то затерялись, а может, вообще исчезли документы, рассказывающие об истории приобретения этой чудотворной иконы. О том, когда и где был написан, где хранился этот образ Николая Чудотворца до того, как был прославлен в 1910 году, неизвестно. Описывая внешний вид иконы, замечу, что она, как и многие святыни такого рода, не отличается никакими особыми внешними красотами. Икона писана на доске. Святитель Николай изображен в архиерейском облачении и в митре. Письмо на иконе, обрамленной простой деревянной рамой, греческое и, кажется, не очень хорошего стиля. Чувствуется, что над иконой работал провинциальный мирской художник, а не опытный иконописец. Возможно, от времени, а может быть, и от нанесенного на поверхность иконы лака изображение потемнело, так что с трудом различимы детали и некоторые черты на лике угодника Божия. Краска кое-где расползлась или осыпалась, а во многих местах вспухла разновеликими оспинками, как будто икона долгое время находилась около огня или под палящимися лучами солнца. Реставрация этой иконы никогда не входила в планы Русской духовной миссии. «Пусть этот чудотворный образ пока останется таким, каким мы его приняли в дар от благодарных богомольцев», – считает начальник миссии архимандрит Тихон (Зайцев). Из литературы известно, что русские паломники во все времена глубоко почитали Николая Угодника и всегда благоговели перед его именем. На протяжении более чем десяти веков испытано благоволение и отзывчивость святителя Николая, Мирликийского чудотворца, на нужды России и каждого верующего человека. Не случайно богомольцы, согласно давней православной традиции, отправляясь в дальнее путешествие, всегда читали перед дорогой акафист святителю Николаю, а паломники брали с собой в дальнюю дорогу его икону, которую часто торжественно несли впереди группы. Они всегда с молитвою обращались к своему скорому помощнику и заступнику, а потому на груди у многих из них рядом с крестиком были нательные его образки.

http://pravoslavie.ru/3857.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Планы " реформации " Церкви: взять все, да и поделить Источник:  Нескучный сад В нашумевшей статье предлагается упразднить Патриархию и превратить Русскую Православную Церковь в конфедерацию независимых приходов. А к чему это могло бы привести на практике? Сейчас в социальных сетях идет активное обсуждение идеи превратить Русскую Православную Церковь в " конфедерацию независимых приходов " . Поводом стала статья Станислава Белковского в МК, однако, очевидно, идея эта будет витать в воздухе независимо от того, кто ее озвучил. Иерархичность Церкви сама по себе будет казаться чуждой и несовременной постиндустриальному обществу, которое стремится к сетевой, а в перспективе и атомарной структуре, так же как устойчивость догмата чужда обществу, воспитанному на информационном шуме. Дискуссия с тем, кто ее озвучил едва ли уместна. Но, повторим, сама эта идея не так проста, чтобы сказать, как профессор Преображенский, " в печку ее " . Она льстит сознанию современного человека, прельщает его хорошими словами про демократию, про близость клира к народу и про достойных священников. На первый взгляд идея " конфедерации независимых приходов " выглядит весьма привлекательно, поскольку позволяет священнику и прихожанам каждого храма быстро решать возникающие вопросы. В истории Русской Церкви ХХ века был период с февраля по октябрь 1917 года, когда епископ выбирался общим собранием приходов и голосованием. Так на Московскую кафедру был избран святитель Тихон (Беллавин), а на Петроградскую – священномученик Вениамин (Казанский). В Сурожской епархии при митрополите Антонии (Блуме) прихожане также решали многие вопросы и фактически выбирали себе священников на приход, выборность существует в Православной Церкви Америки, да и сейчас в нескольких московских храмах вопросы решаются общим голосованием общины. Другое дело, что понятие " независимых приходов " таит в себе иную опасность – нарушение иерархичности, на котором со времен апостольских строится Церковь. О важности апостольского преемства говорил еще священномученник Климент Римский в I в. По учению Церкви, священник является лишь представителем епископа, который " надзирает " за верующими своей епархии. Без благословения епископа священник не имеет права проводить никаких литургических изменений.

http://religare.ru/2_99841.html

поиск:   разделы   рассылка Епископ Бронницкий Амвросий: " То чудо, которое происходит в день Великой Субботы в храме Гроба Господня, невозможно описать человеческим языком " Источник:  Патриархия Ру Делегацию, доставившую в Россию Благодатный огонь из Храма Гроба Господня в Иерусалиме возглавили Председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин и епископ Бронницкий Амвросий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В состав делегации вошли: заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков; министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов; заместитель Председателя СФ РФ А.П. Торшин; Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский; Президент Республики Марий Эл Л.И. Маркелов; первый заместитель руководителя фракции партии " Единая Россия " в ГД ФС РФ В.Н. Богомолов; президент Фонда Андрея Первозванного, член Совета Федерации ФС РФ С.Е. Щеблыгин. – Владыка, расскажите о том, как начался ваш визит в Святую Землю. – Вся наша делегация под эгидой Фонда Андрея Первозванного, которая состояла из приблизительно ста человек, собралась перед началом полета в аэропорту Внуково-1, где мы совершили молебен перед путешествием. Прибыв в Святую Землю, мы посетили в первую очередь Троицкий собор Русской духовной миссии, где делегацию приветствовал начальник духовной миссии архимандрит Тихон (Зайцев). Владимир Иванович Якунин, глава делегации, также приветствовал от себя и от Фонда Андрея Первозванного, центра Национальной славы России Русскую духовную миссию и сестер Горненского монастыря, а также поздравил архиманрита Тихона с днем тезоименитства и предстоящим сорокалетием. От лица Святейшего Патриарха я передал благословение всем трудящимся в Святой Земле и рассказал о целях нашей поездки. Затем в храме мученицы Александры состоялась встреча с новым послом России в Израиле, Петром Владимировичем Стегнием. Также прошла встреча с министром туризма Израиля, который отметил важность паломничества из России, и сообщил, что министерство туризма заинтересовано в том, чтобы в Израиль прибывал как можно больше паломников и российских делегаций, которые бы проводили научную и иную деятельность.

http://religare.ru/2_40292.html

Православные святыни на Святой Земле: Горненский женский монастырь 6 сентября 2006 г. 16:40 Заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Тихон (Зайцев) рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей Лизе Дорон об истории и нынешнем укладе Горненского женского монастыря, расположенного в Эйн-Карем — южном районе современного Иерусалима. Монастырские земли уже более века принадлежат Русской Православной Церкви. Один из самых выдающихся начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), в 1871 году оформил купчую на земельный участок к югу от Иерусалима, включающий селение Эйн-Карем («Источник в винограднике»), и назвал его по-евангельски — «Град Иудов» или «Горняя». —  Когда была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме и каковы ее заботы? — Со времени принятия на Руси христианства русский благочестивый человек устремлял свои взоры на Святую Землю, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого, где, пролив кровь, через жертву явил любовь к человеку. Человек, в благодарность принявший веру Христову, стремился ответить на эту любовь многоразличными подвигами, среди которых было паломничество к местам, связанным с жизнью Спасителя. Путь паломника был не просто труден, но и опасен. Видя нужды благочестивого человека, Русская Церковь организовала здесь представительство для вспомоществования стремящихся сюда паломников. Но только к началу XIX века удалось наладить взаимоотношения с турецкой Портой, что вселило надежду на установление духовной миссии, которая и была учреждена в 1847 году. Основные ее задачи остаются сегодня теми же — быть связующим звеном между Церквами Иерусалимской и Русской, иметь заботу о русских паломниках, число которых, например, к концу XIX в. достигало 10 тыс. человек в год. Поддерживая паломников, миссия помогала и местному населению в его нуждах, возводя приюты, больницы и школы, неся свет веры народам, не просвещенным верой Христовой. Величайшей заслугой архимандрита Антонина (Капустина) является приобретение им в собственность Русской Церкви участков земли в местах, тесно связанных со священной историей Ветхого и Нового Завета.

http://patriarchia.ru/db/text/139546.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010