Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петроградский богословский институт Русской Православной Церкви (недейств.). 24 августа 1918 года на основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, все духовные учебные заведения вынуждены были прекратить свое существование, была закрыта и Санкт-Петербургская духовная академия . Государственная Комиссия по просвещению, вынеся решение о закрытии духовно-учебных заведений, вместе с тем признала возможным устройство церковной властью особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из учебных программ этих курсов и недопущением в них лиц моложе 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) и Священный Синод Указами от 19 сентября 1918 года за и от 25 октября 1918 года за предложили епархиальным архиереем открывать в своих епархиях пастырские училища, которые могли временно решить проблему подготовки кадров и сохранения традиций русского богословия. Такое училище на базе неполной средней школы было открыто 1 октября 1918 года в Петрограде. Помещалось оно в северо-западной башне Александро-Невской Лавры. Более года продолжалась подготовка к возрождению высшей богословской школы. 9 апреля 1919 года митр. Вениамину (Казанскому) была представлена докладная записка о необходимости открытия Богословского института. Инициатива по созданию Богословского института, а именно: подача докладной записки Владыке Вениамину, разработка Положения о Богословском институте, а также о богословских курсах и кружках, как низшей ступени богословского образования, принадлежала бывшему преподавателю Петроградской духовной семинарии Ивану Павловичу Щербову . 16 апреля 1920 года прошло торжество открытия Богословского института. «Положение» об институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

http://drevo-info.ru/articles/13653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК» издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей» . Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: 1 (1 янв.) - 46 (26 февр.); 1 (7 апр.) - 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.). 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов . С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов , начавший нумерацию заново. С 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский . Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах. Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г . С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский . Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

http://pravenc.ru/text/155540.html

святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси Содержание Информация о первоисточнике    «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31).    Принято прежде, чем исследовать какой-нибудь предмет, показывать важность этого исследования. Предмет нашего исследования сам говорит за свою высокую важность. Христианство не мыслимо без Христа (вопреки Бауру, хотевшему объяснить происхождение и сущность христианства без Христа). В других религиях хотя жизнь и характер основателей их и имеют важное значение, однако личность их не связана так тесно и неразрывно с самою идеею их религии, как личность Христа связана с христианством. Основатели разных религий были выразителями религиозных идей, нужд своего времени, потребностей своего народа, были религиозными реформаторами, а не творцами в строгом смысле слова. Христос-же не только основатель христианства, но вместе и главный предмет, сущность и центр его. Христианство всецело построено на Нем, есть в собственном смысле Его творение, вышедшее из глубины Его Божественного Духа, и вполне запечатлено характером Его Личности. Личность Христа нераздельно связана с самою сущностью христианства, ибо оно есть не что иное, как учение о том, чему учил и что сделал Господь Иисус Христос.    Отсюда, для правильного понимания христианства, необходимо изучение Личности Христа Спасителя. Изучение это проливает обильный свет и на понимание христианских истин, ибо, например, христианское нравственное учение есть не простая, отвлеченная мораль, а живое изображение Самого Иисуса Христа, как божественного образца и нравственного идеала, — и на понимание дел Христовых. Дела Христовы нужно рассматривать в связи с Его Личностью. Если даже и о делах человека нельзя правильно судить, не обращая внимания на его личность, то тем более это следует сказать о делах Христа. Дела человека определяются не одною только его личностью, но и условиями времени и места, в которых находится эта личность, — среды, в которой она вращается; дело-же Христа — Его дело, все существенные элементы которого берутся из Его Личности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович) Дата рождения: 19 января 1865 г. Дата смерти: 7 апреля 1925 г. Дата хиротонии: 19 октября 1897 г. Дата пострига: Декабрь 1891 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин (Беллавин)) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье потомственного священника. Окончив курс торопецкого духовного училища в 1878 г., поступил в Псковскую духовную семинарию, по ее окончании в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания. 11 июня 1888 г. приказом обер-прокурора Святейшего Синода назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую духовную семинарию. Примечательно, что товарищи по семинарии называли Василия Белавина Архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его Патриархом. В декабре 1891 г. епископом Псковским и Порховским Гермогеном пострижен в монашество с именем Тихона в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день в кафедральном соборе Пскова рукоположен в сан иеродиакона, через неделю — в сан пресвитера. В марте 1892 г. определением Святейшего Синода назначен инспектором, а впоследствии ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. 19 октября 1897 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры  Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Петербургский и Ладожский Палладий. 14 сентября 1898 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским; с 17 января 1900 г. — епископ Алеутский и Северо-Американский. 6 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа. Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошли десятки униатских общин, имели место случаи перехода американцев из инославия в Православие. При активном участии главы Русской миссии в Северной Америке завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты первая в США православноая духовная семинария, приходские школы и приюты для детей.

http://patriarchia.ru/db/text/671310.htm...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере января 2015 Забытая миссия патриарха Тихона «Каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан призван стать участником миссии», — такие слова сказал Святейший Патриарх Кирилл на прошедшем в ноябре 2014 года V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви миссия определяется как «деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения», а целью ее является «созидание евхаристических общин „до края земли“ (Деян. 1, 8)». Но в той же Концепции обозначено: «Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы… к иным культурам и религиозным убеждениям». Кажущееся противоречие — «распространить до края земли» и «быть терпимыми к иным религиям» — на самом деле являет разные грани дела, названного на упомянутом съезде «главной темой Церкви». Быть настойчивыми или терпимыми, неуспокоенными или мирными — в разных ситуациях, временах и местностях миссионеры проявляли и те, и другие качества. Патриарх Тихон в бытность свою епископом Алеутским и Аляскинским был настойчив и даже «агрессивен» в своей проповеди северным народам. Патриарх Тихон (Белавин) Патриарх Тихон в бытность свою епископом Алеутским и Аляскинским был настойчив и даже «агрессивен» в своей проповеди северным народам. Патриарх Тихон (Василий Иванович Белавин) родился 150 лет назад, 31 января (н. ст.) 1865 года, на погосте Клин Псковской губернии в семье священника. Окончил Торопецкое духовное училище, Псковскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию. В 1891 году был пострижен в монахи с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). В 1892 году возведен в сан архимандрита, занимал ряд епархиальных должностей. В 1897 году — епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. В 1898–1907 годах — епископ (с 1905-го — архиепископ) Алеутский и Аляскинский. В 1907–1913 годах — архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1914 года — Виленский и Литовский. с конца августа 1917-го — митрополит московский и коломенский. 18 ноября 1917 года избран Патиархом Московским и всея России. Скончался 7 апреля 1925 года. Канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви в лике святителей 9 октября 1989 года.

http://aquaviva.ru/journal/zabytaya-miss...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воображаемый раскол 09.12.2008 1299 Время на чтение 6 минут На днях на сайте «Мысли о России» был опубликован открытый ответ от 4 декабря бывшего епископа Диомида (Дзюбана) , ныне простого монаха , «последователям русских зарубежных юрисдикций». «После рассылки моего архиерейского Обращения от 4 (17) июля 2008 года мне поступил ответ прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских», подписанный настоятелем прихода иереем Валерием Леоничевым, членом приходского совета чтецом Александром Хитровым и прихожанами. В открытом ответе прихожане предложили мне ряд вопросов, ответы на которые нужны им для полного понимания исповедуемого мной вероучения. Ряд вопросов задал в своем письме, поступившем в ноябре с.г., мирянин РПЦЗ Михаил Викторович Назаров. Эти вопросы, в своем большинстве, волнуют многих верующих русских зарубежных юрисдикций, ибо эти юрисдикции едины в своем истоке. Посему даю настоящий открытый ответ последователям русских зарубежных юрисдикций», - говорится в начале послания монаха Диомида, воображающего себя «Преосвященным епископом Анадырским и Чукотским». Начал свой очередной опус монах Диомид с того, что обвинил членов Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского Владимира (Богоявленского) и Московского Макария (Парвицкого-Невского), архиепископов Финляндского Сергия (Страгородского) и Литовского Тихона (Белавина), принявших 9 марта 1917 года определение 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием», в том, что они «приняли участие в антимонархической революции». «В этом послании синодальными вероотступниками был дан призыв всероссийской пастве признать итоги февральского бунта и подчиниться «временному правительству»», - утверждает монах Диомид. Обращение Синода, по его словам, является «открытой проповедью» «ереси цареборчества». Кроме того, пишет бывший епископ, Синод принял тогда «ряд прочих определений, спешно закрепляя достижения революции». «Впоследствии, - сокрушается монах, - никто из членов того состава Синода не покаялся соответствующим образом в своем участии в цареборческом бунте, пытаясь загладить свой грех и вернуть всероссийскую паству на путь Православия открытым своим заявлением». Анафему Патриарха Тихона (Белавина) от 19.01(01.02).1918 года «творящим беззакония и гонителям веры и Церкви Православной», по словам монаха, «невозможно считать таковым покаянием, ибо она направлена только против лиц, начавших бандитские разграбления материальных ценностей храмов – «достояния», сопровождающиеся убийствами клириков».

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

Тихон (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и всея Руси Родился 19января 1865 года вг.Торопце всемье священника Псковской губернии. Когда наступило время обучения его наукам, родители определили отрока в Торопецкое духовное училище, где он с необыкновенным желанием и старанием впитывал в свое сердце и ум преподаваемые дисциплины. Кроткий и молчаливый нрав отрока приводил в удивление его товарищей, которые, зная его незлобие, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше святейшество». А однажды, желая еще больше позабавиться над ним, сделали из каких-то отбросов жести кадило и, махая на него, восклицали: «Вашему Святейшеству, многая лета». Так десница Божия и через невинные шалости детей указывала на присущую благодать Божию в сердце отрока, приготовлявшую его к высшему служению Церкви. Окончив училище, он поступил в Псковскую духовную семинарию, в которой учился одним из первых, а по окончании семинарии поступил в СПБ духовную академию. В 1888 году окончил академию и был определен преподавателем Основного, Догматического и Нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. Преподавал он и французский язык. В декабре 1891 года пострижен в монашество, а 22 декабря – рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а в июле того же года определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии. Здесь он, кроме обязанностей по семинарии, выполнял и другие поручения. Он состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем православного братства и цензором изданий. На нем лежало руководство монастырским благочинием Холмско – Варшавской епархии. 19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом СПБ и Ладожским Палладием, архп. Казанским и Свияжским Арсением, архп. Финляндским и Выборгским Антонием и Преосвященными: Иоанном, епископом Нарвским и епископом Гурием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В алтаре нашего храма святителя Николая в Пыжах есть икона святого Царя-мученика Николая и святого Патриарха Тихона. Она была написана русским эмигрантом в Харбине в 1930 году, после того как ему во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках точно такой образ. На обратной стороне иконы автор изобразил бывшее ему видение со следующей надписью: «Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял как повеление написать такой образ. Беженец из Благовещенска на Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин». Когда Китай стал «красным», русские рассеялись по всему свету. Совсем небольшая часть их оказалась в Швейцарии, в том числе и автор иконы. Сейчас все беженцы из Китая уже отошли в вечность, кроме одной, р.Б. Ольги, которая и передала эту икону православному священнику из Страсбурга отцу Владимиру Шибаеву. А он в свою очередь передал ее точную копию нам. В период, казалось бы, полной безнадежности Господь посылает «мужей силы и разума» для духовной поддержки целой нации. Можно сказать, что такая ситуация всегда была характерна для истории России. Лицо патриарха Тихона — это лицо самой России в ее самом высоком проявлении. Такое лицо могло быть и у крестьянина, и у Царя. Лицо, в котором нет лжи. Лицо человека, который живет не для себя. Такое чувство, что в присутствии этого человека ничего не страшно. Обнадеживающий покой. В нем – простота аристократа. Лучше сказать, Божественная простота. Как сказал старец Амвросий: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Эта простота и ангельское — небесное и чудесное — с самого начала присутствует во всей жизни патриарха Тихона. Чем подлиннее простота, тем таинственнее жизнь. Будущий патриарх Тихон — Василий Иванович Белавин родился 19 января в селе Клин в семье священника. Однажды во сне его отцу явилась покойная мать и предсказала судьбу троих своих внуков. Про одного сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого, что он умрет молодым, а про Василия сказала, что он будет велик. Это предание сохранялось в семье священника Белавина. И все в точности исполнилось. Мы помним главные вехи его биографии. Будущий патриарх блестяще окончил Псковскую Семинарию, где получил от своих сокурсников шутливо-уважительное прозвище «архиерей». (Невольно вспоминается эпизод из жизни его небесного покровителя — Тихона Задонского, которого в годы учебы в семинарии товарищи тоже дразнили «архиереем» и «кадили» ему лаптями). А позднее, уже в Петербургской Духовной Академии, Василий Белавин получил новое пророческое прозвище — «патриарх».

http://moral.ru/st_patriarch/

Скачать epub pdf Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона 599 Будущий патриарх, Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Детские и юношеские годы прошли в русской деревне. После окончания церковноприходской школы в 1878 году он поступил в Псковскую семинарию. Среди товарищей пользовался уважением и любовью. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный, уравновешенный, среди товарищей он выделялся своими успехами в учебе и полным отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком – семинарист Белавин, напротив, всегда стремился помочь своим товарищам. Он рад был объяснить и помочь в приготовлении уроков. Причем часто сопровождал свои объяснения шуткой. Уже в семинарии за ним установилось шутливое прозвище «архиерей». После окончания Псковской семинарии в 1883 году он поступает в Петербургскую духовную академию. После окончания Петербургской академии в 1888 году назначается преподавателем в Псковскую семинарию. В течение трех лет преподает в семинарии. За это время его полюбили не только семинаристы, но и жители Пскова. Жил он в мезонине деревянного дома близ храма Николы Соусохи. В этот же период принимает решение об избрании монашеского пути, а в 1891 году принимает монашеский постриг. Учитывая всегдашнюю кротость, при постриге ему дают имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского , также отличавшегося кротостью. Вскоре после пострига иеромонаха Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию. Холм – скромный уездный городок бывшей Люблинской губернии, с польско-еврейским населением, с налетом польской культуры даже на русских горожанах. Основное население – украинцы. Среди постоянных жителей немало униатов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший ректором Холмской семинарии сразу после архимандрита Тихона, так описывал жизнь Холмщины: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие – как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии – как дальнейшее наслоение...» 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышла в свет новая книга архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев» В начале января 2023 года увидела свет новая книга игумена Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев». Книга повествует о жизненном пути иерея Василия Степановича Гундяева — деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вступительное слово к книге написал сам Святейший Владыка. В начале января 2023 года увидела свет новая книга игумена Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев». Книга повествует о жизненном пути иерея Василия Степановича Гундяева — деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Родившись в семье отставного солдата, он своим упорным трудом овладел профессией машиниста и водил поезда по Московско-Казанской железной дороге. После 1917 года Василий Степанович активно включился в борьбу с обновленчеством в городе Лукоянове, в котором возглавлял Братство святой Софии. Он неоднократно общался с Патриархом Тихоном (Белавиным) и Патриархом Сергием (Страгородским) . С 1923 года начался его крестный путь за правду Божию. Василий Гундяев прошел через несколько тюрем и лагерей. В 1953 году сбылась мечта Василия Степановича — он принял священный сан. Служил в Уфимской епархии . Будучи с детства глубоко верующим человеком, он воспитал в вере всех своих детей. Его сын Михаил, как и отец, пройдет через страшные застенки ГУЛАГа и впоследствии тоже примет священный сан. Вступительное слово к книге написал сам Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, отметил: «В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-01-11/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010