Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. М. Концевич. Фотография. 3-я четв. XX в. Иван Михайлович (19.10.1893, Полтава (по др. сведениям, 13.10.1893, Варшава) - 6.07. 1965, Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), историк Церкви, публицист, брат Сиэтлского еп. РПЦЗ Нектария (Концевича). Из семьи чиновника судебного ведомства (впосл. податного инспектора). После окончания Полтавской гимназии поступил на математический фак-т Киевского ун-та. В 1915 г., во время первой мировой войны, при эвакуации ун-та из Киева перешел в Харьковский ун-т. В Харькове жил в доме свящ. Николая Загоровского, к-рому прислуживал в церкви. В 1916 и 1917 гг. К. приезжал в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , где, по его словам, «родился духовно», пользовался руководством оптинского старца прп. Нектария (Тихонова) . К. стремился к монашеству, но старец не благословил его на этот путь и посоветовал продолжать образование. Впосл. они поддерживали связь через переписку. Во время гражданской войны К. ушел с 4-го курса ун-та и вступил в Добровольческую армию. Принимал участие в боевых действиях, был контужен. Побывал в Балаклавском во имя вмч. Георгия Победоносца мон-ре . В 1920 г. вместе с войсками Белой армии эвакуирован из Крыма. В лагере для интернированных рус. военных в Галлиполи окончил Николаевско-Алексеевское инженерное уч-ще, был произведен в офицеры. Позднее работал на прокладке туннеля в Болгарии, затем переехал во Францию. В 20-х гг. XX в., когда появилась возможность посылать письма в Советскую Россию, смог возобновить переписку с прп. Нектарием и до самой его смерти пользовался непосредственным духовным руководством одного из последних подвижников Оптиной пуст. В 1930 г. К. окончил физико-математический фак-т в Сорбонне, а затем парижскую Высшую физико-электрическую школу, получил специальность электроинженера. Занимался проведением электролиний на юге Франции. В 1935 г. женился на Елене Юрьевне Карцевой (1893-1989). Их обвенчал в г. Алжир прот. В. В. Шустин, с к-рым они поддерживали связь в дальнейшем. Невеста была племянницей камер-фрейлины Е. А. Озеровой, жены известного религиозного писателя С. А. Нилуса . Е. Ю. Концевич стала помощницей и продолжателем дела своего мужа. У супругов Концевичей оказались нек-рые рукописи Нилуса, они занимались публикацией этих текстов, использовали их в своих произведениях. Во время второй мировой войны К. поступил в парижский Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , который окончил в 1948 г. Был удостоен звания кандидата богословия за диссертацию, к-рая была написана под рук. проф. А. В. Карташёва . В 1952 г. в Париже была издана подготовленная на материале диссертации главная работа К., кн. «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Работа над книгой проходила при поддержке Свято-Сергиевского богословского ин-та, предоставившего К. стипендию, и при помощи Троицкого еп. Серафима (Иванова ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2057170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Оболенский. Фотография. Нач. ХХ в. Алексей Дмитриевич (24.11.1855, С.-Петербург - 21.09.1933, Дрезден, Германия), князь, обер-прокурор Синода (1905-1906), гос. деятель. Княжеский род Оболенских из династии Рюриковичей берет свое начало от Юрия, кн. Тарусского и Оболенского, сына мч. Михаила Всеволодовича , кн. Черниговского. О.- 2-й сын юриста, сенатора (с 1870), члена Гос. совета кн. Дмитрия Александровича Оболенского (26 окт. 1822 - 22 янв. 1881) от брака со статс-дамой кнж. Дарьей Петровной Трубецкой (9 июля 1823 - 8 янв. 1906). Проживал значительную часть времени в калужском имении Березичи на берегу р. Жиздры, в 6 верстах от г. Козельска. Имение соседствовало с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью , и семья О. часто посещала эту обитель, а также, вероятно, Тихонову Калужскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь . В Оптиной пуст. 26 июля 1877 г. О. и его отец встречались с Л. Н. Толстым . В годы учения в Имп. уч-ще правоведения в С.-Петербурге О. придерживался материалистических и агностических взглядов и поэтому не соглашался с религиозно-философским учением писателя, хотя ценил его творчество и дружил с его шурином и своим однокашником С. А. Берсом. Вторая встреча с Толстым произошла осенью 1901 г. в Гаспре, когда буд. обер-прокурор заочно пытался примирить Толстого со взглядами Вл. С. Соловьёва , которые к тому времени полностью разделял. По окончании в 1877 г. уч-ща правоведения О. служил в лейб-гвардии Гусарском полку. 24 мая того же года причислен к Мин-ву юстиции в 1-й департамент Сената с чином титулярного советника (до 19 авг. 1880). Оставив столицу, уехал в Калужскую губ. 8 окт. 1881 г. избран почетным мировым судьей по Козельскому окр. (до 1884, затем в 1887-1890, 1893-1896) и председателем съезда мировых судей (в этой должности оставался до 1884). Козельский уездный предводитель дворянства (1884-1889) предполагал избираться губ. предводителем дворянства (до 1893). Также был гласным Калужского губернского земского собрания. С 28 марта 1882 г. камер-юнкер, с 14 дек. 1892 г. статский советник. Занимался вопросами народного образования, 31 марта 1892 г. удостоен признания министра народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/2578069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798, с. Красное Малоархангельского у. Орловской губ.- 13.07.1882, г. Задонск Воронежской губ.), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , основатель задонского Тихоновского в честь Преображения Господня мон-ря . Из дворянской семьи. Получил домашнее образование. Позднее окончил гимназический курс в Москве. 12 февр. 1824 г. подал прошение о зачислении на военную службу и был принят вольноопределяющимся в 3-й резервный кавалерийский корпус. В 1826 г. переведен юнкером в Казанский кавалерийский драгунский полк, базировавшийся попеременно в Старооскольском и Елецком уездах. По сообщению архим. Геронтия (Кургановского) , во время пребывания в Ельце «молодой офицер Григорьев» почти ежедневно, до начала занятий по службе, посещал раннюю обедню в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Порученных его командованию солдат также приучал к молитве и посещению храмов в праздники. Старался в годы воинской службы вести образ жизни «трезвый, деятельный, уклонялся, по возможности, от всего, что вызывало бы укор совести». Достигнув в Казанском полку чина поручика, в 1835 г. уволился со службы. Пожив нек-рое время в имении с. Красного, разделил имущество с родственниками и, дав вольную с наделением землей 217 крестьянам, доставшимся ему при разделе, отправился в паломничество по обителям. В Оптиной Макариевой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы муж. пуст. состоялась встреча Григорьева с прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его на монашеский путь. В 1842 г. поступил в число послушников малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . В 1847 г. перемещен в Акатов во имя свт. Алексия мон-рь Воронежской губ. В 1848 г., по поставлении викария Воронежской епархии еп. Елпидифора (Бенедиктова) на самостоятельную Харьковскую кафедру, послушник Григорьев последовал за ним. В Харькове 16 сент. 1848 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий. 17 сент. 1848 г. рукоположен во диакона, 19 сент. того же года - во иерея. С 1852 г. Д.- в числе братии ТСЛ. С 3 сент. 1852 г. иеромонах при мощах прп. Сергия Радонежского . 16 сент. 1848 г. назначен казначеем лавры, награжден наперсным крестом, введен в состав лаврского собора.

http://pravenc.ru/text/178155.html

Реутов Валентин Васильевич Родился 10 марта 1887 г. в семье священника с. Апухтино Одоевского уезда Тульской губ. Окончил Белевское духовное училище, Тульскую духовную семинарию. В 1908 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со званием кандидата 392 . Учился на одном курсе с будущим епископом Афанасием. После окончания академии был приглашен учителем детей Ирины Яковлевны Коншиной 393 , известной меценатки, общественного деятеля, певицы, педагога 394 в с. Ахлебинино Калужской губ. После смерти мужа И. Я. Коншина вышла замуж за В. В. Реутова. В 1918 г. он исполнял послушание псаломщика в с. Авчурино 395 . После 1918 г. семья Реутовых переехала в Калугу. В 1937 г. Ирина Яковлевна скончалась. Через несколько лет Валентин Васильевич женился вторично. Работал старостой храма в Калуге. 1. 19 октября 1954 г. Дорогой Владыка! Письмо от 1/14 окт[ября] я получил несколько позднее, так как был в М[оскве] и в Загорске, где вспомнил у Преп[одобного] и тебя. Храм наш акад[емический] не сохранился. В Москве имел намерение зайти к Ник. Фед. 396 и Выс[око]преосв[ященнейшему] Николаю, но не пришлось: первый был занят, а 2-го не было в Москве. О моих воспитанниках – детях первой жены (ум[ерла] в 37 г. р[абы Божией] И[рины]) – не имею сведений, они уехали в 23 г. После смерти 1-й жены я очень скучал и в 1940 г. женился; 2-я жена – Любовь Владимировна – духовно настроенная. Она работала долго, и теперь мы пенсионеры, она помогает мне в моей работе по украшению. Детей своих нет. Не могу сейчас послать своей фотографии, нет, я не любитель сниматься. Я по своей работе имею оч[ень] много хлопот и порой очень устаю; здоровье не то, и силы ушли; думаю иногда передать свою работу и перейти на другую, чтобы иметь больше времени и почитать, и, м[ожет] б[ыть], заняться трудом, как ты предлагаешь. У нас имеется только акафист Кал[ужской] Ик[оны] Б[ожией] М[атери], служба не сохранилась. 12 окт[ября] и 2 сент[ября] служба совершается по общ[ей] мин[ее]. Акафист читается общий. Постараюсь что-либо начать с твоего благословения. Я теперь вспоминаю, как я еще 10-л[етним] юношей с мамой ездил в 1897 г. в Калугу и в Тихонову Пустынь получить благословение на поступление в Белевское духовное училище. Теперь мы ежегодно бываем в Тих[оновой] пуст[ыни] и купаемся в сохран[ившемся] источнике, больше там ничего не осталось, немцы все сожгли. Мой дух[овный] руководитель (после о. Серап[иона]) о. Георгий Спас-Чекряковский умер в 1928 г. 397 – помяни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († после 1503, Никольская Тихонова пуст. (ныне с. Тимирязево Лухского р-на Ивановской обл.)), прп. (пам. 7 июня - в Соборе Ивановских святых и 23 янв. - в Соборе Костромских святых), Лухский (Луховский), один из первых учеников прп. Тихона Лухского († 1503). Основным источником сведений о Г. является Житие прп. Тихона, составленное после 1569 г. (старший список - РНБ. Погод. 781б. Л. 22-52, 30-е гг. XVII в.; запись чудес шла до 1651), к-рое сообщает о том, что Г. одним из первых пришел в урочище Копытово на берегу р. Лух, где в то время жил прп. Тихон. Прп. Тихон, еще будучи мирянином Тимофеем, выехал из Литвы вместе с кн. Ф. И. Бельским, перешедшим на службу к московскому вел. князю в 1481/82 г. В янв. 1497 г. кн. Бельский получил от вел. кн. Иоанна III Васильевича в удел г. Лух на средней Волге (ПСРЛ. Т. 28. С. 152, 324, 330). По-видимому, основание Тихонова Лухского (Луховского) в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря (Никольской Тихоновой пуст.) следует отнести к времени после указанной даты. Прп. Тихон заповедал своим ученикам избегать общения как с мирянами, так и с др. иноками. Жизнь Лухских подвижников проходила в бедности и нестяжании. Кормились они своим трудом, обрабатывая землю, причем прп. Тихон «впрязашеся сам в ярмо оралное и повелевая учеником своим управляти орало на себе». Архим. Леонид (Кавелин) ошибочно указывает, что Г. в иночестве имел имя Варлаам (Св. Русь. С. 192), но это не подтверждается источниками. В XVII-XX вв. Г. почитался в мон-ре и Лухском крае как ученик прп. Тихона, место его погребения в Тихоновой пуст. было забыто уже к нач. XIX в. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ивановских святых, празднование к-рому было установлено 7 дек. 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . До закрытия Никольской Тихоновой пуст. (в нач. 20-х гг. XX в.) в ней имелись иконы, на к-рых Г. был изображен вместе с прп. Тихоном и др. учеником основателя обители - прп. Фотием (Фаддеем) Лухским. На совр. монастырской иконе 90-х гг. XX в. Г., облаченный в схиму, в куколе, также представлен вместе с этими святыми, к-рые держат модель обители (Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 267).

http://pravenc.ru/text/164543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/Анатолий ...

(XV или 1-я пол. XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Калужский. Как ученик прп. Тихона Калужского Н. упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отецъ Никифор иже бысть ученик Святому Тихону». Время жизни самого Тихона Калужского, основателя Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни в Медынском у., устанавливается только предположительно на основе сообщения «Книги глаголемой...» о том, что он преставился в 7000 (1492) г. В монастырской вкладной книге 1666 г. упоминалось напрестольное Евангелие, пожертвованное царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Тихоновой пуст.: «...дано... в дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 12). Если в годы правления Иоанна Грозного (1547-1584) пустынь уже именовалась Тихоновой, можно предполагать, что прп. Тихон преставился не позже сер. XVI в. В 1892 г. в обители праздновалось 400-летие ее основания. Н. не упоминается в монастырском синодике в числе игуменов Тихоновой пуст. Архим. Леонид (Кавелин), составивший описание пустыни, предполагал, что Н. мог быть «основателем Спасской пустыни, что на устье Угры, упраздненной в 1764 г. и находящейся не в дальнем расстоянии от Тихоновой обители (ныне село Спас - Сгомони)...» (Там же. Примеч. 7). В 1991 г. началось возрождение этой обители. В 2005 г. Спасо-Воротынский в честь Преображения Господня мон-рь был передан Калужской епархии (ныне подворье Казанского Девичьего мон-ря в Калуге; Калуга, пригородная зона, с. Спас). Память Н. празднуется в этой обители 19 апр.- в день тезоименитого святого прп. Никифора Катавадского. Существуют совр. иконы Н. По свидетельству архим. Леонида, Н. изображался вместе с прп. Пафнутием Боровским и прп. Тихоном Калужским на иконах церквей Калуги. Канонизацией Н. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен в 70-х гг. XX в. во время подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370).

http://pravenc.ru/text/2565446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (Махров Михаил Емельянович; 3.10.1875, с. Зайцево Малоярославецкого у. Калужской губ.- 5.12.1937, г. Сухиничи, Смоленская обл.), прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших), мон. Из крестьянской семьи. Поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь близ Козельска. 24 июня 1911 г. принял постриг с именем Марк. Проходил послушание садовника. Духовником его был иером. прп. Нектарий (Тихонов) . В 1923 г., после закрытия Оптиной пуст., М. поселился в Козельске. Зарабатывал на жизнь, помогая жителям по хозяйству, остальное время посвящал молитве в храме или в келье. 30 окт. 1937 г. он был арестован в Козельске и доставлен в окружную тюрьму в г. Сухиничи. Обвинялся в «контрреволюционной агитации, клевете на Советскую власть» и в участии в «тайных сборищах монахов». На допросах говорил, что раньше в мон-ре жилось лучше: монахи были обеспечены «хлебом и квартирой», а после закрытия обители, когда их перестали принимать на работу, жизнь ухудшилась, а теперь «совсем стало плохо». 21 нояб. 1937 г. Особая тройка НКВД по Смоленской обл. приговорила М. и арестованных с ним оптинских монахов, преподобномучеников Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова) и мирянина мч. Бориса Козлова, к расстрелу. Они были расстреляны 5 дек. 1937 г. и погребены в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода от 27 марта 2007 г. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Д. 3; ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339; Арх. Оптиной пустыни; Арх. УФСБ России по Калужской обл. Д. П-1218. Лит.: Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма прп. Рафаила исп./Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562184.html

(Никольский Виктор Александрович; 1888, Санкт-Петербург – 11.12.1937, пос. Пезмог Сывтывкарского р-на Коми АССР), прмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок. Род. в семье чиновника мин-ва финансов, происходившего из духовного сословия. В мае 1913 г. стал послушником Оптиной пустыни. В 1918 г. принял монашество с именем Викентий. Во время пребывания в мон-ре нёс послушание на кухне, читал правило ослабевшему настоятелю обители схиархим. Ксенофонту (Клюкину), трудился в пекарне, просфорне, канцелярии. В духовной жизни руководствовался наставлениями духовника братии иером. прп. Нектария (Тихонова) , от которого приобрел навык постоянной Иисусовой молитвы. После закрытия Оптиной пуст. прп. Нектарий передал духовное руководство В. козельскому священнику, на приходе у к-рого он прожил два с половиной года, продолжая вести строгую монашескую жизнь. Около года В. работал в музее «Оптина пустынь», был сокращён и летом 1924 г. переехал в более подходящий по климату его слабому здоровью г. Ромны (ныне Сумской обл.), где два года до закрытия храма служил церковным сторожем. В авг. 1927 г. вернулся в Козельск. 18 авг. 1930 г. был арестован в числе большой группы монашествующих и мирян. 27 ноября 1930 г Особой тройкой ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. 31 дек.1930 г. был отправлен в Вишерские лагеря в г. Соликамске Пермской обл. Этап проходил через Пермь, где В. пробыл в тюрьме 5 месяцев, а затем был отправлен в Соликамск. Состояние здоровья В. было крайне тяжелым, медицинская комиссия нашла у него туберкулез легких в открытой форме, отчего он испытывал большую слабость и не мог работать. 26 апр. 1931 г. Центральная комиссия ОГПУ по разгрузке Вишерских ИТЛ от инвалидов, стариков и тяжело больных постановила освободить его и выслать на оставшийся срок на Урал. Он был отправлен сначала в с. Кудымкар, а затем в д. Дубровку Пермской обл. 5 сент. 1935 г. ему было разрешено вернуться в Козельск. 24 июля 1937 г. во время массовой чистки В. был арестован, 8 сент. Особой тройкой НКВД приговорен к 10-ти годам заключения в ИТЛ. 29 сен. выслан этапом в г. Котлас, затем в Локчимлаг Архангельской обл. Скончался 11 дек. 1937 г. в Локчимлаге, погребен в безвестной могиле. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/1356217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нектарий Оптинский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) . Много читал и занимался самообразованием. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. 14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью. В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/Нектарий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010