Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Кафедра была основана для управляющего русскими приходами в Западной Европе, подчиненными прежде пастырскому руководству Петроградского митрополита и утратившими затем это руководство по обстоятельствам революционного времени, поэтому учреждение кафедры предполагалось как временное мероприятие впредь до восстановления нормальной связи с Петроградским митрополитом. Правящий архиерей официально именовался Управляющим русскими приходами в Западной Европе, но ему не было присвоено титула по какому-либо европейскому городу, так как по понятиям того времени подобное титулование явилось бы покушением со стороны Русской Церкви на право других Православных автокефальных Церквей в Европе. Впоследствии это Управление преобразуется в Экзархат Московской Патриархии. Первый Управляющий русскими приходами, эмигрировавший впоследствии за границу, архиепископ бывший Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 18.09(01.10)1920 указом Южно-русского ВЦУ, находившегося в то время в г. Симферополе (в стане генерала Врангеля). Подтвердительный указ был издан этим же ВЦУ 01.1921 уже из Константинополя, где оно имело тогда временное пребывание по пути в Сербию. Указом от 17(30)01.1922 Святейший Патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия (Георгиевского) в сан митрополита, санкционировав тем самым его назначение. Впоследствии полномочия митрополита Евлогия (Георгиевского) были подтверждены также и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) (26.04(09.05)1928), после того как часть зарубежной иерархии и духовенства отказалась подчиниться Московской Патриархии. В 1931 г. антимосковски настроенная часть иерархии с клиром и паствой переходит в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, образуя собой ее Экзархат в Западной Европе. Еще через три года, после безуспешной попытки повлиять на «карловацкую» иерархию при посредстве Сербского Патриарха Варнавы (Росича), Московская Патриархия 09(22)06.1934 издает указ 944 на имя митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) о предании суду и запрещению в священнослужении зарубежных иерархов: Антония (Храповицкого) , Анастасия (Грибановского) , Мелетия (Заборовского), Серафима (Лукьянова), Нестора (Анисимова) , Тихона (Лященко), Тихона (Троицкого), Виктора (Святина) (некоторые из них впоследствии вернулись в Русскую Православную Церковь ). Возглавивший РПЦЗ после, скончавшегося 28.07(10.08)1936, Антония (Храповицкого) митрополит Анастасий (Грибановский) (скончался 09(22)05.1965) при поддержке немецких властей 13(26)05.1942 открывает «Средне-Европейский Митрополичий округ» для Православных в Германии и оккупированных: Бельгии, Словакии и Люксембурга; округ возглавляется митрополитом Серафимом (Лядэ). По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в Западной Европе для Православных, состоящих в каноническом подчинении Святейшему Патриарху Московскому учреждаются Экзархаты Западно-Европейский и Средне-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Берлин. Домовая церковь Владимира равноапостольного при Императорском российском посольстве. /// Объект утрачен Довоенный фасад посольства. Фото с сайта Андрей Агафонов 1 января 1930 Карта и ближайшие объекты В 1837 году при Императорском российском посольстве в Берлине на Унтер-ден-Линден появилась домовая церковь св. Владимира. Её настоятелем по предложению митрополита Санкт-Петербургского Исидора был назначен в 1886 году священник Алексей Петрович Мальцев, возведённый в сан протоиерея. Один из очевидцев оставил описание, как проходили там богослужения: «Здесь в надворном флигеле помещается маленькая, изящно обставленная… домовая посольская церковь… Смотрю с удивлением на почтенных немцев, благоговейно опустившихся на колени при возгласе диакона: «Услышим святаго Евангелия чтение!». Молятся истово, усердно, благоговейно. Понимают ли? Ответ слышится из алтаря: вслед за прочитанным диаконом святым Евангелием на русском языке из алтаря раздается мягкий баритон на немецком языке, повторяющий слова Священного Писания… Немцы ценят это христианское снисхождение к ним… С каким умилением они слушают слово Учителя, несущееся из православного алтаря из уст православного священника, выговаривающего немецкие слова с сильно русским акцентом». Богослужения совершались здесь до 19 июня 1922 г., когда Россия и Германия взаимно признали друга друга и здание перешло к Советской России. Когда стало известно об этом решении, группа прихожан с благословения архимандрита Тихона (Лященко), впоследствии епископа Берлинского и Германского, ночью вынесла из церкви самые ценные иконы и утварь, которые были перенесены в помещение русской гимназии на Находштрассе. Церковь ведет свою историю еще с освященной в 1837 году домовой церкви св. Владимира при Императорском российском посольстве. В 2010 году в районе Марцан был основан новый православный приход и выкуплен участок земли для постройки храма, а в апреле 2014 года начались богослужения в только что построенной деревянной церкви. В планах строительство настоящего православного приходского центра с каменным собором, воскресной школой, студией иконописи и классом для музыкальных занятий. http://berlinavigator.livejournal.com/34796.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35597

Когда я прибыл в патриархию, владыка Антоний сказал мне, что митр. Евлогий был у него с жалобой на меня и уехал в Белую Церковь . Он просил меня убедить моих единомышленников изменить свое решение, т. к. Берлин входит в епархию архиеп. Евлогия. Указал я тогда владыке на неустойчивость архиеп. Евлогия, в предреволюционные годы все более левевшего, напомнил его же разсказы мне, как тот трусливо держал себя при общем их заточении в католическом монастыре. Добрый архипастырь ответил мне: «Право, он теперь исправился!» По настоянию владыки, я изложил его мнение в письме Маркову. В Берлине с неудовольствием склонились тогда перед волею почитаемого первоиерарха, но настойчиво просили его о назначении настоятелем храма архим. Тихона (Лященко) и б. Харьковского протодиакона Вербицкого. Митр. Антоний горячо одобрил выбор о. Тихона, высказав сомнение согласится ли уехать болеющий Вербицкий. Тот действительно не захотел покидать Земун. Архиепископу Евлогию деньги были вручены. В книге «Путь моей жизни» – Воспоминания митрополита Евлогия, изложенныя по его разсказам М. Манухиной (Париж, 1947 г.), события эти изображены так (стр. 376–7): «Вскоре после этого прибыл из Берлина представитель Высшего Монархического Совета Н. Д. Тальберг   17 с приглашением приехать в Германию. «Мы облегчим все условия Вашего устройства в Берлине, но только просим Вас удалить протоиерея Зноско, а взять с собою архимандрита Тихона, настоятеля посольской церкви в Болгарии», сказал Тальберг и вручил мне на организацию управления 10000 марок. Я с радостью вызвал архимандрита Тихона. Он привез с собою из Софии бумагу – ходатайство русских в Софии о назначении на его место Лубенского епископа Серафима. Это несколько мои планы меняло (я хотел назначит в Софию протопресвитера Шавельского), но я все же на назначение епископа Серафима согласился. Начались приготовления к отъезду. Моим преемником в институте я оставлял протоиерея Николая Александрова; вместе с ним приехал Е. И. Вдовенко, по профессии электротехник, но церковный человек, близко знавший Патриарха Тихона и московское духовенство, часто вращавшийся в этой среде. Я предложил ему быть диаконом при мне и поехать вместе со мною в Европу: он согласился. Перед отъездом он соорудил мне митру из бального лифа жены генерала Поливанова. Кроме митры и старенькой епитрахили никакого облачения при выезде из Белой Церкви не было. Разставание с институтом было милое. Девочки плакали, провожая меня. Я заехал в Карловцы проститься с владыкой Георгием (Сербским – Н. Т.). Он подарил мне не новое, но очень красивое архиерейское облачение: шитое шелками по парчевому фону».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

23 декабря 1992 года Синод РПЦ принял решение об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Берлинскую и Германскую епархию. 21 марта 1996 года Берлинской епархии отошло Венгерское благочиние Московского Патриархата, которое до этого подчинялось непосредственно ОВЦС. С начала 1990-х годов до середины 2000-х в Германию прибыло более 300 тысяч человек из России и стран бывшего Советского Союза, многие из которых являются православными. С 1992 по 2007 годы количество приходов увеличилось с двенадцати до шестидесяти одного. В 2008 году был открыт мужской монастырь Св. Георгия Победоносца в Гётшендорфе. Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) [ править править код ] Берлинская и Германская епархия (нем.  Diözese der Russischen Orthodoxen Auslandskirche) — епархия Русской православной церкви заграницей, возглавляемая архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом). Действует Штутгартское викариатство, возглавляемое епископом Агапитом (Горачеком). История [ править править код ] В 1924 году было учреждено Берлинское викариатство в подчинении управляющего приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). В июне 1926 года, после Архиерейского Собора РПЦЗ в Сремских Карловцах, Берлинское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все русские православные приходы в Германии. В период правления нацистов германское государство проявляло показную заботу о Германской епархии Зарубежной Церкви, при этом оказывая на неё давление с целью её использования в пропагандистских целях. Так, власти оказывали давление на остававшиеся в Германии «евлогианские» приходы для переведения последних в состав епархии Зарубежной Церкви. В феврале 1938 года германское руководство потребовало от Архиерейского Собора назначить вместо действующего епископа Берлинского и Германского Тихона этнического немца Серафима (Ляде), что и было сделано.

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

В 1938 году не стало великого князя Кирилла Владимировича. Его сын Владимир Кириллович провозгласил себя главой Императорского Дома, не объявляя себя императором. К тому времени не было в живых и старого конкурента этой династической ветви – великого князя Николая Николаевича. Таким образом, личность Владимира Кирилловича могла внести примирение в монархический лагерь. Руководство Русской Зарубежной Церкви не замедлило поддержать великого князя. В Рождественском послании 1939 года митрополит Анастасий (Грибановский) назвал главу Императорского Дома «живым символом» народного единства . Свою поддержку Владимиру Кирилловичу митрополит выразил и в личном письме . Собор призывал паству молить Бога о возвращении на престол Помазанника Божия – но имени его не называл Важным событием в формировании монархической идеологии РПЦЗ стал Архиерейский Собор 1939 года. По причине начавшейся войны он был малочисленным и включал всего пять архиереев: митрополита Анастасия, архиепископов Гермогена (Максимова), Феофана (Гаврилова), Серафима (Соболева) и Тихона (Лященко). Русскую паству в Китае представлял игумен Нафанаил (Львов). Опоздавший на Собор епископ Серафим (Ляде) поставил свою подпись под его деяниями позже . На этом Соборе митрополит Анастасий заявил, что в связи с поддержкой монархическим лагерем Владимира Кирилловича нет необходимости иметь еще один объединяющий центр в виде Архиерейского Синода. Создание второго центра, – сказал митрополит, – было бы опасно, ибо служило бы к разъединению, и потому не было предпринято дальнейших шагов к национальному объединению вокруг церковного центра. Необходимо всем держаться одной линии и объединяться вокруг великого князя, в каковом смысле Председателем Синода и велась переписка с Его Императорским Высочеством. Остальные участники Собора согласились с митрополитом. «Веря, что национальное объединение вокруг Главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича послужит возрождению Родины под благодатным покровом Святой Церкви, призвать Божие благословение на труды Его Императорского Высочества», – говорилось в постановлении Собора .

http://pravoslavie.ru/114425.html

Когда в 1915 Болгария вступила в войну на стороне Германии, российский посол и первый настоятель о. Петр Григорьевич Преображенский, ученик знаменитого богослова В. В. Болотова и сам патролог, вернулись на родину, и целых пять лет посольская церковь стояла закрытой. С окончанием войны она открылась, и причт возглавил архим. Тихон (Лященко), уехавший затем в Берлин, где стал епископом. В 1922 российское посольство прекратило свое существование. Из России в Болгарию бежало от революции до 50 тыс. человек, в основном казаков. Несмотря на тяжелые условия, беженцы создавали русские школы, общества, библиотеки, и, конечно, церкви. Образовались приходы в городах: Варна, Шумен, Пештера, Перник, Пловдив, мужской монастырь свв. Кирика и Иулиты. По распоряжению Патриарха Тихона русскими приходами управлял епископ Лубненский Серафим (Соболев, с 1934 — архиепископ Богучарский), подчинившийся РПЦЗ. Так как русская колония в Софии сильно выросла, то при Никольской церкви в 1921 был создан самостоятельный приход. В храме в эти годы служили известные священники: в 1920–1926 — бывший военный протопресвитер Георгий Шавельский, в 1920–1944 — прот. Николай Владимирский, бывший настоятель придворной церкви в Ливадийском дворце, в 1926–1949 — прот. кн. Андрей Ливен. До Второй мировой войны в церкви пел прекрасный хор, руководимый последовательно А. Шаровым, С. Игнатьевым и Н. Паниным, которому в 1931 митрополит Антоний (Храповицкий) присвоил имя архиерейского. Активную работу вело церковное братство — оно заботилось о материальном обеспечении одиноких и нетрудоспособных прихожанах и собирало для этого средства. В 1934 в Болгарию прибыл первый полпред СССР небезызвестный Ф. Ф. Раскольников, который в конце года отдал русский храм Болгарской Церкви. Взамен митрополит Софийский Стефан предоставил общине другой Никольский храм на ул. Царя Калояна, где приходская жизнь продолжилась в прежнем виде. Здесь в 1935 торжественно встречали великую русскую святыню — чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери «Знамение», прибывшую из Югославии. Ее встречало русское и болгарское духовенство во главе с архиепископом Серафимом, вся русская колония и множество болгар, заполнивших площадь перед вокзалом.

http://sobory.ru/article/?object=07086

В мае 1922 г. Н. Н. и А. В. Глубоковские покинули Финляндию. О своих дальнейших планах Николай Никанорович писал митрополиту Антонию (Храповицкому) в Сремски Карловци: «Мало у меня надежды устроиться в Белграде, ибо 1) мне желательно взять новый завет и 2) найти помещение с пансионом (без чего мы сами не справимся и погибнем), а не видно, чтобы все это оказалось. Но есть путь и в Прагу: не знаете ли об условиях жизни и работы там? Буду благодарен за сведения». Глубоковские направились сначала в Берлин в надежде на помощь знакомых и расположенных к Николаю Никаноровичу иностранцев – профессоров А. фон Гарнака и Н. Бонвеча. Однако, по свидетельству самого Глубоковского, после революции те лишились своего «прежнего административного влияния, чтобы доставить беженцу некоторое занятие и обеспечение» 2902 . Из Берлина (где Глубоковские провели около трех недель) 22 мая Николай Никанорович сообщал в Киев епископу Василию (Богдашевскому) : «...пробираюсь пока в Прагу, имея намерение водвориться в Белграде. Судит ли Бог, – не знаю. Молитесь! Тяжело нам двум беспомощным и больным. Писал я многократно Вам из Финляндии, но видимо письма не доходили. Остановились у о. Тихона, много беседуем и со слезами читаем Ваши послания» 2903 . Бывший инспектор КДА архимандрит Тихон (Лященко) покинул Россию еще в 1919 г., некоторое время служил настоятелем посольской церкви в Софии, а весной 1921 г. по приглашению монархистов перебрался в Берлин также настоятелем бывшей посольской церкви на Unter den Linden, 7 (квартира о. Лященко находилась в соседнем доме) 2904 . К 15 июня 1922 г. Глубоковские добрались до Праги. Еще во время пребывания в Финляндии Глубоковский был избран (27/14 октября 1921 г. при участии профессоров Η. Φ. Ястребова и И. И. Лаппо) членом «Учебной коллегии по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике» 2905 . В Праге Глубоковский переписал свою речь о Б. А. Тураеве (прочитанную в 40-й день по его кончине, 31/18 августа 1920 г.), указав в примечании: «Просим иметь в виду и помнить, что это – голос «с того света», где и говорят совсем по-иному» 2906 . Оказавшись в Праге «без всякого регулярного и обязательного дела» 2907 , Глубоковский не задержался надолго в чехословацкой столице и, «увлекшись проклятым славянофильством» 2908 (по собственному признанию), направился в Сербию, куда супруги прибыли 3 августа 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

По мнению автора, в Германской епархии РПЦЗ от митрополита Анастасия (Грибановского) нацистские власти ни требовали убрать архиепископа Тихона (при нем прошел закон о Германской епархии), ни назначить архиепископа Серафима. Мы позволим себе не согласиться в этом с мнением епископа Григория, поскольку увольнение архиепископа Тихона (Лященко) и назначение, архиепископа Серафима (Ляде) является прямым следствием нажима нацистских властей, желавших иметь во главе Германской епархии архиерея германской нации. Епископ Григорий (Граббе) также пишет о том, что митр. Анастасий во время Второй мировой войны оказывал поддержку русским антикоммунистическим начинаниям: сформированному в Югославии Русскому корпусу и Армии генерала Власова. 1077 Большое внимание русской церковной жизни в нацистской Германии уделяет архиепископ Иоанн (Шаховской) в книге «Письма о вечном и временном», посвятив этому вопросу специальную главу «Город в огне». 1078 В 19361945 годах владыка в сане архимандрита возглавлял германские общины евлогиан и был непосредственным участником событий. Об РПЦЗ он пишет нейтрально, в целом положительно оценивает личность главы православной епархии Германии в 19381945 годах митрополита Серафима (Ляде): «Преосвященный митрополит Серафим, возглавлявший Епархию Берлинскую и Германскую, также не обострял этих делений и делал, что мог, для их смягчения». 1079 На страницах воспоминаний архиепископа Иоанна много ценных подробностей о поддержке и помощи, оказанных духовенством и прихожанами русской православной общины восточным рабочим и советским военнопленным. Архиепископ подчеркивал, что «война смягчила атмосферу наших юрисдикционных расхождений. Этому в значительной мере способствовали пастыри, прибывшие из России и Прибалтики... Огонь, падавший на нас, сжег солому юрисдикционных противоречий. Митрополит Серафим также не обострял этих делений и делал что мог для их смягчения». 1080 Эту мысль в дальнейшем подчеркивали и развивали многие современные историки (А.К. Никитин, М.В. Шкаровский, протоиерей Аркадий Маковецкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1938 г. на место Тихона (Лященко) митрополитом Берлинским и Германским был назначен Серафим (Ляде). В 1923 г. он был рукоположен во епископа обновленцами Украины во главе с " митрополитом " Пименом Пеговым а затем вошел в состав обновленческого Синода Украины Приехав в 1929 г. в Германию и вступив в контакт с РПЦЗ епископ Серафим получил испытательный срок и около года числился простым монахом. Затем, как сообщал орган РПЦЗ журнал " Православная жизнь " , публично сознался, что являлся агентом ОГПУ, и после рассмотрения его дела Архиерейским Собором РПЦЗ был назначен на епископскую кафедру От гитлеровцев митрополит Серафим (Ляде) получил титул " фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях " . 25 февраля 1938 г. Гитлер издал закон, по которому вся русская церковная собственность передавалась в распоряжение еп. Серафима. После назначения еп. Серафима власти Германии оказали помощь в ремонте 19 православных храмов РПЦЗ. В результате давления немецких властей все приходы в Германии, ранее входившие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, перешли в юрисдикцию РПЦЗ В начале строительства православного собора в Берлине епископом Серафимом была заложена плита с надписью: " При правительстве христианского вождя германского народа Адольфа Гитлера... построен сей кафедральный собор " 12 июня 1938 года митрополит Анастасий (Грибановский), сменивший в 1936 г. на посту главы РПЦЗ митрополита Антония, обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, где писал: " Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам посильную помощь " Таким образом, глава РПЦЗ фактически призывал к агрессии и разорению России. Во время войны, когда десятки миллионов русских людей стали жертвами агрессивной языческой идеологии, митрополит Анастасий от имени архиереев РПЦЗ с радостью приветствовал фашистскую агрессию и оккупацию русских городов. В пасхальном послании 1942 г. он, касаясь положения русского народа на занятых гитлеровскими войсками территориях, писал: " Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего "

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010