Архив Пн Протоиерей Владимир Воробьев: «Воспитываем кадры для Церкви, работаем на всю страну» 21 ноября 2017 г. 15:23 Интервью ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева «Журналу Московской Патриархии» ( 11 за 2017 год ). От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли Вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания Патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу Вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно.

http://patriarchia.ru/db/text/5067074.ht...

Матушке Амвросии 85 лет. В миру ее звали Екатерина Тимофеевна Емельянова, в девичестве Ларина. Она родилась в семье глубоко верующих людей, крестьян Тамбовской губернии. Родители часто бывали в паломничествах, еще до революции ездили на торжества по случаю прославления преподобного Серафима Саровского, были и на канонизации патриарха Гермогена. Уже в советские годы шестилетней девочкой она вместе с семьей побывала на юбилейных торжествах в Задонске, где чествовали святителя Тихона. В 30-м году отца арестовали как врага новой власти. До сих пор не известна его судьба. Семью раскулачили, осиротевшие Ларины едва не погибли от голода. Спасли их тогда соседи, такие же бедняки. Война застала Лариных в Воронеже. Екатерина пошла добровольцем в госпиталь, и четыре года спасала жизни раненых. Один из них, Григорий Степанович Емельянов, стал ее мужем. После войны молодая семья вернулась в Воронеж. У Григория и Екатерины родились три девочки – Вера, Надежда, Любовь. И сын Леонид. Все четверо выросли верующими. Вера вышла замуж за священника. Дочь Любовь – учительница. Надежда приняла постриг: теперь ее зовут монахиня Митрофания, она пишет иконы в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. А сын Леонид тоже принял монашество. Сейчас он архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Матушка Амвросия живет в Москве, но часто навещает детей. Приезжает и на родину – теперь это Липецкая область, где ее стараниями восстанавливаются два храма. Домовой церковью стал и бывший воронежский дом Емельяновых. Престол этого храма освящен во имя небесного покровителя русского воинства великомученика Георгия Победоносца. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, матушка! Христос Воскресе! Монахиня Амвросия: – Воистину Воскресе! Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В эти пасхальные дни мы празднуем и великий государственный праздник, который всех объединяет – это День Победы. В этот день мы посвящаем нашу программу ветеранам, тем, кто прошел войну. Вы одна из участниц войны. Матушка, сколько Вам было лет, когда Вы попали на фронт?

http://pravoslavie.ru/36743.html

«Гибель империи. Российский урок» Презентация книги (+ВИДЕО) 7 декабря в ТАСС прошла пресс-конференция в формате телемоста Москва–Симферополь, посвященная выходу книги митрополита Тихона «Гибель империи. Российский урок». По видеосвязи из Симферополя в мероприятии примет участие автор книги, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов). Елена Емельянова (ТК «Крым 24»): К сожалению, мы ничего не можем изменить в прошлом. Что нужно делать? Ответы в книге «Гибель империи. Российский урок». Я с огромной радостью представляю её автора – митрополита Симферопольского и Крымского Тихона. Владыка, здравствуйте. Митрополит Тихон: Здравствуйте. Елена Емельянова (ТК «Крым 24»): Также с нами Павел Кузенков, кандидат исторических наук, научный консультант по изданию книги «Гибель империи. Российский урок». На самом деле живой и неподдельный интерес к вашему историческому исследованию событий 1917 года, когда была брошена на произвол судьбы величайшая на земле страна, как отметит Бунин. У нас в зале журналисты, блогеры, политологи, общественники. Я уверена, что вопросов действительно будет много. Также с нами на прямой связи Москва, Российское информационное агентство ТАСС. Николай Яковлев (ТАСС): Мы приветствуем уважаемых коллег, уважаемого владыку Тихона из Пресс-центра Информационного агентства России. В знаменитом здании с глобусом наверху на Тверском бульваре собрались как представители традиционных средств массовой информации, так и российские блогеры. Я с удовольствием представлю всех, кто занял свои места в президиуме Пресс-центра ТАСС: основатель медиахолдинга «Readovka» Алексей Костылев; генеральный директор Института развития Интернета Алексей Гориславский спешит к нам; блогер, историк Дмитрий Самойлов; публицист, член Союза журналистов России, писатель Егор Холмогоров; журналист, блогер Евгений Норин. Владыка, у нас много вопросов к вам. Право задать первый вопрос мы решили предоставить журналисту, ведущему «Первого канала» Руслану Осташко. Руслан Осташко («Первый канал»): Владыка Тихон, здравствуйте. Несколько лет назад я прочитал Вашу книгу «Несвятые святые». Скажу мягко: она произвела на меня очень сильное впечатление и поменяла моё отношение и к миру в целом, и к нашей вере. В этой книге вы пишете о том, что, находясь в канализационной яме, мир кажется тёмным и несправедливым. Выход вашей новой книги на такую важную тему означает ли, что мы как страна, как общество вылезли из этой канализационной ямы и можем на мир посмотреть объективно; можем принять и признать ошибки нашей истории; главное – поделиться этим опытом со всем миром? Готов ли мир принять наш опыт? Готово ли наше общество принять уроки нашей истории?

http://pravoslavie.ru/157676.html

В издании публиковались общие религиеведческие и этнографические статьи: «Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья» Н. В. Никольского (1912. Т. 1. Кн. 1. С. 3-5), «Культ умерших в язычестве и исламе» М. Г. Иванова (1914. Т. 1. Кн. 8. С. 515-536), «Религиозные верования инородцев Присаянья» Н. Ф. Неговского (1915. Т. 1. Кн. 12. С. 923-968) и др. Печатались статьи, посвященные верованиям и обычаям, истории, памятникам искусства отдельных народов Поволжья, Урала, Сибири и Ср. Азии и состоянию образования у них. Эти статьи вместе с краткими заметками, переводами, обзорами выходили под рубриками «Киргизы-мусульмане», «Черемисы крещеные и язычники», «Мордва-христиане», «Башкиры-мусульмане», «Вотяки-христиане», «Буряты-ламаиты» и т. п. Наиболее обстоятельные статьи посвящены бурятам: «Краткие сведения о технике ламайской иконографии у бурят Агинского дацана Забайкальской области» (1912. Т. 1. Кн 1. С. 20-24), «Дацан в селе Агинском Забайкальской области» (1916. Т. 2. 2/3. С. 131-151) и «Бурятский праздник «Обо»» (Там же. 4/5. С. 273-276) В. Иванова; татарам: «Смерть и похороны» (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 117-120) и «Праздник Сабан-Туйы» (1916. Т. 2. 4/5. С. 277-291) Ш. Саттарова, «Конфессиональные школы казанских татар» Я. Д. Коблова (1915. Т. 2. 1. С. 3-119), «К вопросу о магометанских и русско-татарских училищах» О. Г. Романова (1916. Т. 2. 2/3. С. 152-176), «Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах» (доклады Катанова, Коблова, И. И. Ашмарина и А. И. Емельянова) (Там же. С. 197-249); казахам: «Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области» М. Н. Греховодова (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 83-112); марийцам: «Весенние праздники у черемис» (Там же. Кн. 4. С. 246-260) и «Черемисы-христиане: I. Черемисская масленица. II. Святки черемис. III. Умыкание (кража) невест у черемис» (1915. Т. 1. Кн. 11. С. 813-840) М. Г. Васильева, «Роль песен у черемис в их племенной языческой жизни» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 261-266) и «О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемис» (Там же. С. 269-273) свящ. Тихона Ефремова, «Материалы для изучения верований и обрядов черемис» В. М. Васильева (Там же. Кн. 5. С. 323-341; 1915. Кн. 10. С. 704-729; Кн. 12. С. 969-995); чувашам: «Чувашские поминки» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 274-286) и «Языческие представления чуваш о загробной жизни» (Там же. Кн. 5. С. 342-355) М. Г. Васильева; мордве: «Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии» Г. А. Филиппова (Там же. С. 356-365). В «И. о.» вышла заметка Чистопольского еп. Анастасия (Александрова) «Историко-этнографический миссионерский музей при Казанской духовной академии» (Там же. Кн. 2. С. 140-141).

http://pravenc.ru/text/468815.html

Новости 15 января, 2010 Скончался профессор Николай Евгеньевич Емельянов В ночь с 14 на 15 января после тяжелой и продолжительной болезни скончался доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Университета, автор портала «Правмир» Николай Евгеньевич Емельянов. Просим молитв о упокоении новопреставленного и выражаем соболезнования родным и близким! Публикации Николая Евгеньевича на правмире: Сколько репрессированных в России пострадали за Христа? За […] 14 января, 2010 Патриарх Кирилл освятил домовый храм в Счетной палате РФ 14 января, после освящения домового храма в честь преподобного Сергия Радонежского в здании Счетной палаты РФ, в конференц-зале прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с коллективом Счетной палаты. Вместе с Его Святейшеством в президиуме находились председатель Счетной палаты С.В. Степашин и управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин. В зале присутствовали председатель Синодального […] 14 января, 2010 Глава Иоанна Златоуста будет принесена из Москвы в Нью-Йорк В Знаменский синодальный собор Нью-Йорка 6 февраля будет доставлена глава святителя Иоанна Златоуста, хранящаяся в московском храме Христа Спасителя. Здесь святыня будет выставлена для поклонения верующих до 12 февраля, затем делегация Московского патриархата доставит ее обратно в Москву. Честная глава святителя Иоанна Златоуста была принесена на Русь в XVII веке из афонского Ватопедского монастыря. Она […] 14 января, 2010 Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников Новый наместник Донского монастыря Москвы планирует открыть в нем музей новомучеников и сделать обитель местом паломничества школьников, студентов и интеллигенции. «Это святыня общенационального значения. Во-первых, это исторический центр сопротивления воинствующему безбожию и политическому антихристианству: здесь был «штаб» святого патриарха Тихона, в котором этот великий святитель боролся за будущее Церкви», — заявил епископ Павлово-Посадский Кирилл. По […]

http://pravmir.ru/category/news/page/575...

В Москве продолжает работу Юбилейная ХХ международная богословская конференция ПСТГУ 12 октября, 2009. Редакция " Правмира " В Москве продолжает работу Юбилейная ХХ международная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Ежегодный форум в этом году совпал со знаменательной датой — 200-летием первой реформы высшей духовной школы в России. Также 9 октября исполнилось 20 лет со дня прославления в лике святых Тихона, патриарха Всероссийского, имя которого носит университет. В Москве продолжает работу Юбилейная ХХ международная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Ежегодный форум в этом году совпал со знаменательной датой — 200-летием первой реформы высшей духовной школы в России. Также 9 октября исполнилось 20 лет со дня прославления в лике святых Тихона, патриарха Всероссийского, имя которого носит университет. Конференция проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви по благословению ее председателя – митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Белоруссии. 9 октября на открытии конференции прозвучало приветствие Патриарха Кирилла, в котором отмечается, что «за двадцать лет из чтений, посвященных памяти протоиерея Всеволода Шпиллера и объединявших в основном московскую церковную интеллигенцию, конференция превратилась в представительный международный научный форум». «Радуюсь тому, что Свято-Тихоновский университет сохраняет добрую традицию богословского преемства, уделяя должное внимание актуальным вопросам православного свидетельства в современном мире», — пишет в своем приветственном слове Патриарх Кирилл. Открывая первое пленарное заседание в конференц-зале ПСТГУ, заместитель декана богословского факультета, протоиерей Николай Емельянов отметил существенный рост числа докладов, которые богословы из разных стран стремятся представить на ежегодном форуме ПСТГУ. Так, если год назад таких докладов было 70, то в этом году заявили о себе 110 докладчиков. В ХХ конференции принимают участие богословы из Италии, Германии, Великобритании, Франции и других стран. Богословская работа ПСТГУ включена в общий план научной деятельности всей РПЦ.

http://pravmir.ru/v-moskve-prodolzhaet-r...

Круглый стол «Значение подвига новомучеников в истории России» прошел в Москве Москва, 22 октября 2007 г. Круглый стол «Значение подвига новомучеников в истории России», организованный Православным Свято-Тихоновским  гуманитарным университетом (ПСТГУ), прошел 19 октября в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. В ходе встречи состоялась презентация базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ в.» и I тома сборника «Современники о Патриархе Тихоне», выпущенного ПСТГУ. Круглый стол приурочен к выставке «Новомученики и исповедники российские» в галерее Воскресенских ворот. На встрече выступили ст. н. сотрудник ПСТГУ священник Александр Мазырин, зав. кафедрой информатики ПСТГУ проф. Николай Емельянов и ст. научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Наталья Кривошеева. «Задача этого круглого стола – популяризация знаний о новомучениках российских, т.к. их роль недооценена в сознании  в сознании нашего общества», - сказал, открывая встречу, о. Александр Мазырин. В своем выступлении о. Александр указал на связь между подвигом новомучеников и крушением большевистского режима. «Почему советская власть преследовала верующих, почему мы считаем пострадавших мучениками?» -- поставил он вопрос. «Зачастую от людей не требовали напрямую отречения от Бога, -- отметил он. – Где здесь страдания за Христа?». По его словам, нежелание предать ближнего, согласно евангельской притче, - это и есть страдания за Христа, сообщает Благовест-инфо. Преследования никак не были связаны с нелояльностью Церкви режиму. Тем более что Церковь в лице иерархов, в частности, в лице Патриарха Тихона давала понять, что не преследует цели борьбы с советской властью. В 1927 году «о гражданской лояльности» заявил местоблюститель Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский), - так, что его заявления даже «некоторых смутили». К гражданской лояльности призывали другие иерархи – митрополиты Кирилл Казанский, Агафангел Ярославский, Иосиф. «Но большевизму требовалось не просто подчинение – борьба шла за душу человека», -- пояснил священник. В архиереях, священниках, мирянах власть видела духовных врагов. Большевизм был силен своей демонической одержимостью. «В итоге Церковь явила миру величайший сонм мучеников», -- сказал выступавший. И внешние обстоятельства стали претерпевать метаморфозу, продолжил он. «Господь, видя подвиг новомучеников, направил историю так, что власть стала меняться», - считает о. Александр. При Хрущеве власть вновь попыталась «на большую высоту возвести культ богохульства», но режим уже не был таким кровавым. Начало крушения режима о. Александр относит к концу 30-х годов – «когда совершился подвиг новомучеников российских».

http://pravoslavie.ru/24508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии Новосибирской митрополии), находится в микрорайоне ОбьГЭС г. Новосибирска. История Н. П. м. началась 6 окт. 1999 г., когда решением Синода был учрежден муж. мон-рь во имя мч. Евгения Севастийского, первоначально располагавшийся на Заельцовском кладбище г. Новосибирска, при Евгениевской ц. (1992-1993). 23 марта 2001 г. по благословению архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) обитель переехала в микрорайон ОбьГЭС, к строящемуся храму арх. Михаила (1999-2003). Решением Синода от 27 марта 2007 г. Евгениевский мон-рь был посвящен св. Иоанну Предтече. В 1914 г. в дер. Н. Чёмы (Нижнечемская, ныне микрорайон ОбьГЭС) был построен деревянный храм во имя арх. Михаила. Первым настоятелем был свящ. Гавриил Никанорович Лебедев (род. в 1886), выпускник Томской ДС, ранее служивший в Вознесенской ц. (1913) г. Новониколаевска (ныне Новосибирск). Среди др. клириков упоминаются священники Димитрий Виноградов (ок. 1917-1918), Феодор и Василий. В 1937 г. храм был закрыт, в 1940 г. сняты купола. Решением Новосибирского облисполкома от 17 апр. 1940 г. в здании церкви был оборудован клуб. Когда в 1953 г. создавали площадку для строительства Новосибирской ГЭС, церковь разобрали до основания, а из бревен построили школу в пос. Коммуна Новосибирской обл. В 1992 г. в микрорайоне ОбьГЭС была организована правосл. община, в окт. 1994 г. получившая статус юридического лица. Прихожане собирались в ДК «Приморский», в кинотеатре «Волна» и других местах, богослужения в дни великих праздников совершали клирики собора св. кн. Александра Невского. В 1993 г. новообразованному приходу был отведен земельный участок, на котором вскоре началось строительство небольшого деревянного храма во имя арх. Михаила, в 1996 г. освященного во имя св. Иоанна Предтечи. 29 июня 2003 г. архиеп. Новосибирский Тихон (Емельянов) освятил в Н. П. м. кирпичный собор во имя арх. Михаила, состоящий из основного 8-гранного объема, завершенного главой, окруженного галереями, с колокольней под луковичным куполом. На цокольном этаже устроен придел во имя равноап. Марии Магдалины. К сент. 2018 г. на территории мон-ря также находились кирпичные часовня над св. колодцем (2003), водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2007), 2-этажный братский корпус (2004), одноэтажный дом священника (2000), ограда с башнями и со св. воротами (2000-е гг.), действует воскресная школа для детей и взрослых. Служители обители окормляют детские дома, интернаты, санатории и психиатрическую больницу в Новосибирске и области.

http://pravenc.ru/text/2577871.html

К 30-летию Свято-Тихоновского университета открылась выставка «Московский епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций» 16.09.2022 19:12:42 МОСКВА 13 сентября 2022 года в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве состоялось открытие выставки «Московский епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций». Выставка приурочена к 30-летию ПСТГУ и 120-летию освящения Епархиального дома. Вместе с выставкой также стартовал новый сезон образовательных и культурных мероприятий историко-культурного центра «Соборная палата», действующего в ПСТГУ. За последние годы бывший Епархиальный дом стал одним из важных центров просветительской и культурной жизни Москвы, поэтому на торжественное открытие экспозиции пришли представители университетской корпорации и многочисленные гости. Выставка организована при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России начала XX века». Экспозиция представляет собой итог серьезных архивных изысканий и подготовки документов, свидетельств и фотографий, связанных с деятельностью Епархиального дома в период революционной смуты и красного террора, а также с проведением здесь Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Особое внимание уделено святым XX века — новомученикам и исповедникам Церкви Русской, которые были связаны с домом в Лиховом переулке. На открытии выставки проректор ПСТГУ по стратегическому развитию протоиерей Николай Емельянов зачитал поздравительное слово ректора университета протоиерея Владимира Воробьева, в котором отмечалось, что Московский епархиальный дом вскоре после его создания стал «местом духовного делания и подвига Русской Православной Церкви в один из самых трагических периодов ее истории». Новая экспозиция поможет посетителям «увидеть историю России ХХ века в особой перспективе» — с церковной точки зрения. В начале ХХ века Московский епархиальный дом создавался как духовный, просветительский и культурный центр для самых широких слоев общества; Свято-Тихоновский университет, как отметил отец Николай Емельянов, стал преемником дома в Лиховом переулке и продолжает просветительские инициативы: «Реконструкция и восстановление этого здания не ограничивается только его стенами. Для нас важно, что есть преемственность деятельности университета, носящего имя первого Патриарха ХХ века, святителя Тихона, трудам новомучеников, их служению Церкви». Отец Николай также отметил, что Соборная палата уже стала значимой концертной площадкой столицы, и это позволяет университету делиться с приходящими «наследием Московского епархиального дома, делиться традицией почитания новомуче