Е.К. Братчикова. Выговская редакция Сказания о иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской (список из собрания В.Г. Дружинина ) В Рукописном отделе БАН хранятся два лицевых списка Сказания о иконе Богоматери Тихвинской: один – в собрании В. Г. Дружинина , другой – в коллекции А. Е. Бурцева. Дружинин и Бурцев – известные коллекционеры иллюстрированных рукописных книг поздней традиции. Документально подтверждено, что Дружинин специализировался на собирании старообрядческих рукописей, отдавая предпочтение спискам мастеров Выго-Лексинского монастыря 233 . Бурцев же в своей деятельности руководствовался принципом подборки парадно украшенных рукописных книг, поэтому вычленение из его коллекции старообрядческих, в том числе и сделанных на Выгу, – предмет атрибуционной работы. Список «Сказания» из собрания Дружинина, вне всяких сомнений, старообрядческий 234 . Принадлежность же Бурцевского списка к кругу старообрядческих вызывает ряд вопросов 235 . Тем не менее именно он и аналогичные ему списки, позволяют точно сформулировать отличия между существующими традициями рукописного лицевого «Сказания» и проследить их развитие во времени. Лицевой список из собрания Бурцева создан не ранее второй четверти XVIII в., о чем свидетельствует бумага с филигранями, датируемыми в пределах 1738–1746 гг., а также его стилистические особенности. Рукопись на 226 листах большего формата, иллюстрированная 95-ю миниатюрами. Например, лицевое Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери из собрания Е.В. Барсова (ГИМ, Барс. 905), датируемое серединой XVIII в., состоит из 200 листов и содержит 97 миниатюр 236 . Созданная в 80-е гг. XVIII в. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской (РНБ, ОЛДП, Е38) написана на 374 листах и украшена 124 миниатюрами 237 . Несмотря на различия, незначительные между Бурцевским и Барсовским списками и более существенные в сравнении их со списком из собрания ОЛДП, все они восходят к одной и той же текстовой редакции и развивают одну и ту же лицевую традицию «Сказания», разработанную еще в древнерусский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Материалы Научных Чтений 10 Августа 2010 г. Содержание От редактора Н.Ю. Бубнов. Собрание рукописей В.Г. Дружинина в Библиотеке Академии наук Приложение. Владимир Малышев. Рукопись протопопа Аввакума Е.М. Юхименко. Научное творчество В.Г. Дружинина в контексте общественно-культурной жизни конца XIX – начала XX в Т.Г. Смирнова. В.Г. Дружинин и Археографическая комиссия Е.К. Пиотровская. Из архивных материалов о закрытии археографической комиссии (Постоянной историко-археографической комиссии Академии Наук) Н.В. Пивоварова. Итоги и перспективы его научного изучения Приложение 1. II-e приложение к протоколу II заседания Общего Собрания Императорской Академии Наук 4 февраля 1917 года (к § 66) Приложение 2. Опись коллекции В.Г. Дружинина (около 1917 г.) Е.3. Панченко. Книги В.Г. Дружинина в фонде библиотеки СПб ИИ РАН В.Г. Подковырова, игумен Стефан (Садо), А. Н. Михайлов. К вопросу о судьбе библиотеки В.Г. Дружинина. Книги из собрания В.Г. Дружинина в СПб. Духовной Академии Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям З.А. Лучшева. Рисованные лубки из коллекции В.Г. Дружинина Ф.В. Панченко. Музыкальные рукописи в собрании В.Г. Дружинина Е.К. Братчикова. Выговская редакция Сказания о иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской А.А. Романова. «Бабушкинские святцы» Е.Г. Попова-Яцкевич. Василий Григорьевич Дружинин, его предки и родственное окружение Е.Г. Неклюдов. Владение Кыштымскими заводами на Урале предками и семьей В.Г. Дружинина З. В. Ладыгина. В.Г. Дружинин – выпускник Третьей Санкт-Петербургской классической гимназии В.Д. Чебанов. Последние годы В.Г.Дружинина «Собрание рукописей В.Г. Дружинина в Библиотеке РАН». Обзор юбилейной выставки Сочинения писателей-старообрядцев XVII в. Старообрядческая поморская книжность Рукописи орнаментированные и лицевые Старообрядческие гектографированные издания Список трудов Василия Григорьевича Дружинина Список сокращений     От редактора 22 августа 2009 г. исполнилось 150 лет со дня рождения широко известного научной общественности нашей страны крупного историка, выдающегося археографа, библиографа, собирателя старообрядческих рукописных памятников Василия Григорьевича Дружинина . Его юбилей – это возможность охватить весь творческий путь, который он прошел, показать непреходящую ценность проводимых им исследований, воздать должное автору ценнейшего библиографического справочника сочинений русских старообрядцев, коллекционеру русского декоративно-прикладного искусства, а также познакомиться с новыми открытиями, сделанными современными специалистами в сфере научных интересов, которые так увлекали Василия Григорьевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Тихвинская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери «Тихвинская», с видом Тихвинского монастыря. Начало XIX века. Мастерская Тихвинского монастыря (?). Дерево, левкас, темпера. 22,5х19 см.На иконе монастырь изображен в том состоянии, в котором он был в конце XVIII в., когда в 1795 г. были достроены каменные монастырские стены. В центре позема древние соборы XVI в. (около 1515, 1591-1593 и 1600 гг.), окруженные внутренним «замком» времен Ивана Грозного, вокруг — стены конца XVIII в. Река Тихвинка с перекинутым через нее мостом,[...] Файл 13442.jpg:   Размер: 886x1024, 0.91 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-09-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (182) , (7) . Описание: Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Туруханской Свято- Троицкой церкви С надписью о событиях 1918 года «Сия икона приобретена в честь спасения обители и жителей села от погрома междоусобной брани с 25-го по 26 июля 1918 года» Файл 14974.jpg:   Размер: 400x527, 0.21 MPix, 63 Kb. Дата: 2011-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (239) , (10) . Описание: икона Божией Матери ТИХВИНСКАЯ Палех. Александр Кузьменко. липовая доска, льняная паволока, левкас, яичная темпера, золото, олифа, модифицированный лак 10х15 см. Файл 15276.jpg:   Размер: 509x600, 0.31 MPix, 116 Kb. Дата: 2011-12-20, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (173) , (7) . Описание: Тихвинская икона Божией Матери. Холст, масло. Размеры: 49 х 66 см. Предположительное время создания: начало 20 в. Реставрация Rusart Файл 16360.jpg:   Размер: 527x700, 0.37 MPix, 64 Kb. Дата: 2012-02-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (217) , (8) . Описание: Тихвинская икона Божией Матери. Удивительна и необычна история этого небольшого, но благодатного образа. В с. Дежнево дети Зеленовой Веры Юрьевны нашли и принесли домой какую-то серую доску. Это было в 1981 или в 1983 году - никто уже и не помнит точно. При внимательном рассмотрении обнаружили, что это икона с еле заметным ореолом над совершенно неразличимым ликом. Образ, видимо, был принесен сюда еще первыми переселенцами. Вера Юрьевна, омыв от грязи и вытерев чистой тряпочкой, поставила об[...]

http://pravicon.com/icon-317-photo

Епифаново. Молельный дом Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Епифаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Приняв во внимание самые ранние архивные документы, следует отметить, что при Петре Алексеевиче (Петре 1. 1694-1725гг.), царе русском, в селе Епифаново Нижегородской губернии Горбатовского уезда Елизаровской волости был деревянный храм. Один из престолов ветхой церкви был посвящён святому великомученику Георгии Победоносцу. Поэтому приход и селение назывались Георгиевскими. В Епифанове Егорьев день ежегодно отмечается 9 декабря.  Однажды в середине XVIII века (по народному преданию  в 1750 году) в селе Георгиевское на церковной земле около родника  пастух, выгоняя утром стадо, заметил чудо: на дикой яблоньке среди ветвей стояла икона Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в местный храм и стали люди замечать, как только помолятся они иконе, окатятся из источника водой, сразу отступают болезни. В холерные годы не раз прихожане совершали крестные ходы с чудотворной иконой и носили её по домам. Случаев смертности не было. И разнеслась тогда в народе молва о чудотворной  иконе. Видя, как почитается эта святыня, решено было построить новый деревянный храм, Главной иконой, которой стала икона Тихвинской Божией Матери. Церковь была построена помещиком Антоном Ивановым Аламикиным в 1761 году. Храм состоял из двух пределов: главный холодный был посвящён Тихвинской иконе Божией Матери, а второй – Георгию Победоносцу. Колокольня имела круглую форму (данные Государственного архива Нижегородской области). В летописи упоминается, что до XYIII века при селе Георгиевском в приходе числились  селения:  Сергеево, Берёзино поле и Бересениха. В1853 году храм пришёл в ветхость, поэтому его отремонтировали, поставили на каменный фундамент, крышу покрыли железом, внутри стены отштукатурили, окрасили белой краской и расписали живописью. Отопление в церкви сделали печное. Храм был небольшим: длина его составляла 8 сажен, а ширина - 6 сажен. В холодном приделе высота составляла 4 сажени, а в тёплом – 5 аршин. Особенно тесно в храме было в зимнее время, когда холодное помещение закрывалось на зиму стеклянными дверями.

http://sobory.ru/article/?object=22145

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

Подвижницы Борисовской Тихвинской пустыни – инокини: Тарсилия, Евпраксия, Маргарита, Марионилла, Афанасия, Ангелина, схимонахиня Агриппина, послушницы: Марфа, Пелагия, Елисавета и Анна, духовник обители иеромонах Феодосий и его келейник Лукиан (Память 26 июня). Основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый русский фельдмаршал из природных русских, граф Борис Петрович Шереметев. Он основал эту обитель в честь иконы Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогой ценой Русской крови, покрыла военной славой Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвой, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что, когда, по предложению фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавой, то назначил его на 26 июня, т.е., в день, посвященный Церковью празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к этой Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах, упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерной храбростью, являлся в самых опасных местах и испытал над собою очевидный знак небесного заступления: ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстегнутого камзола. У государя так же в этот достопамятный день была пробита пулею шляпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе Источник Благодати Твоея новое знамение дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла ecu, Богомати, в иконе Твоей, да верующии вразумляются, труждающиися и скорбящии обретают готовое прибежище и заступление и прославляют Бога, даровавшего таковая (12 Кондак Акафиста). Величественный и знаменитый по своему богатству и благолепию Исаакиевский Кафедральный Собор пресветло красуется, яко зарею солнечною, чудотворною иконою Владычицы Богородицы. С пришествием в сей храм Святой Иконы, в нем открылся неистощимый источник исцелений и небесных утешений для всех с верою прибегающих к Заступнице Усердной. Пресвятая Богородица воистину неусыпающая в молитвах о роде христианском. Она, еще, будучи на земле, молилась за людей и по успении Своем предстоит престолу Всевышнего, изливая на род христианский бесчисленные благодеяния. Христиане с первых времен поручали себя покрову Матери Господа. Особенный покров Царицы Небесной распростерт над нашим отечеством, с самого начала его исторического бытия, Она, Небесная Заступница, дарует обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать от неистощимого источника святых икон Ее. По особенной благодати Божией Россия получила множество чудотворных икон, которыми укрепляется вера русских в предстательство Богоматери. В каждом городе, во многих селениях, в многочисленных храмах Руси православной находятся чудотворные иконы Владычицы. Бесконечное разнообразие чудотворных икон Пресвятой Богородицы есть памятник бесчисленных Ее благодеяний к роду человеческому. Дивную картину для благоговейного взора представляют самые явления чудотворных икон, великое утешение проливают сказания о бесчисленных чудесах, явленных от икон Богоматери. «Чудотворность является в иконах, – говорит знаменитый Святитель нашей церкви Филарет, – или ради молитв и совершенной веры избранных Богом, чтобы утешить и наградить их благотворными чудодействиями, или по вере некоторых человек начинающейся, чтобы ее подкрепить, или наконец по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить, и расположенных на добро – к добру подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовная сила, привлекающая благодатную и чудодейственную силу». Но вера, привлекая чудо, и сама возвышается чудом. Сказания о чудотворных иконах Богоматери в России укрепляют веру в необоримую Заступницу земли Русской, расширяют любовь к Ней, поддерживают упование на Ее заступление пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К воздвизанию храмов святых возбуждаше... В акафисте Тихвинской иконе Божией Матери поётся о покровительстве образа строительству храмов 08.07.2018 614 Время на чтение 3 минуты Наступила весна, на улице залежи снега, - дома бы на диванчике лежать с книжкой. Так нет, начальник вдруг командирует в Псковскую область. Вдвоём с товарищем приехали на поезде в Бежаницы. До деревни Бардово ехали на легковой машине, разговорились с водителем. Дороги там весьма извилистые, впору тренироваться участникам автомобильных гонок. Водитель уверенно вёл машину сквозь густой утренний туман. Изредка сбавлял скорость на крутых поворотах. Через два часа мы познакомились с местными прихожанами. Владимир кандидат наук, Нина работала в православном издательстве. Переехали жить сюда из Ленинг рада в 1990 году с дочерью и тремя внуками. Получили благословение восстановить церковь. Стены алтаря разрушенного храма оставили прежними, брёвна оказались крепкими, твёрдыми, как сталь. Владимир с Ниной постепенно собрали необходимую сумму денег. За дело взялась московская фирма. Директор обещал отправить строителей в деревню только после перевода денег на счёт. Нина просила начинать немедленно, но разговор закончился безрезультатно. В расстроенных чувствах она поехала в Троице-Сергиеву Лавру. К преподобному Сергию. Вернулась домой, следом неожиданно прибыли четверо плотников из московской фирмы. Работа закипела. Небеса способствовали строительству: сорок дней на небе ни облачка, из Москвы ни звука. Вдруг звонит директор: " Нина Дмитриевна! Что происходит? Кто прислал строителей? Я не получал деньги " . Они пришли на счёт в день, когда покрыли крышу. К вечеру грянул ливень. Церковь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре из дальней деревеньки пришла старушка и сообщила, что раньше здесь стояла Троицкая церковь. Посему над папертью висит большой уличный образ Живоначальной Троицы. Эту историю рассказала Нина за обедом. Через час Владимир показал план работы, принёс инструменты. К нашему приезду иконы сняли со стен, нам предстояло обшить брёвна вагонкой. Такую же внутреннюю отделку увидел позже в храме преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. Настоятелем там служил протоиерей Василий Ермаков, духовный отец Владимира и Нины. Эти две церкви даже внешне похожи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/09/...

Копорье. Собор Спаса Преображения. Крепостной собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1705. перестройка 1756-1760. Архитектор:С.А. Волков (перестройка трапезная) Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Копорье, крепость Координаты: 59.709012, 29.031457 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы. Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада - позднейших времен. Восточная - из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху - восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви - 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора - по 3 окна. Над папертью - колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4 аршин - малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь - из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери - портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Н. И. Комашко Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» Фрагмент статьи из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. Празднование в честь этой иконе совершается 24 октября - день первого чуда от иконы. Чудотворный образ, иконография которого в России складывалась под западноевропейского влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивыми были типы, восходящие к чудотворным иконам: московской из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке и петербургской из Тихвинской часовни у стеклянного завода. История Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке прославилась в 1688 г. после чудесного исцеления сестры Патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским. В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «Всех скорбящих радость». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.

http://sedmitza.ru/text/517612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010