а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей ( Тит.2:1–10 ) Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых. От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными ( Тит.2:2 ). Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам ( Тит.2:3 ); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни ( Тит.2:4–5 ). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными ( Тит.2:6 ). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7–8 ). Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» ( Тит.2:9–10 ) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни ( Тит.2:11–3, 7 ). б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7) Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» ( Тит.2:11 ), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Целью послания было дать указания Титу: а) очень внимательно подбирать кандидатов во пресвитеры; б) строго обличать лжеучителей; в) учить критян в зависимости от возраста, пола, общественного положения. РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ Послание к Титу повторяет в конспективном изложении главные мысли 1Тим.В нем ап. Павел преподает наставления относительно избрания пастырей, т. е. выражает заботу об иерархическом устройстве Церкви (1 гл.), затем научает достойному прохождению пастырского служения (2 и 3 гл.) 1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 гл.) После приветствия ( Тит.1:1–4 ), в котором ап. Павел указывает на цель своего апостольского служения: проповедь «истины», относящейся к благочестию ( Тит.1:1 ), он напоминает о задаче, порученной им Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я приказывал» ( Тит.1:5 ). Стих ярко изображает начало истинного пастырства в Церкви: ап. Павел не обществу верующих поручает избрать себе пресвитеров, как делают теперь протестанты, но одному человеку – рукоположенному им Титу. Значит, полномочия Тита можно объяснить только тем, что он сам был рукоположен Апостолом, который в свою очередь, получил дары Духа Святого для иерархического устройства Церкви ( 1Тим.4:14; 5, 22 ). Ап. Павел далее указывает, какими качествами должен обладать пресвитер (епископ) и каких пороков он должен избегать (они изложены так же, как и в первом послании к Тимофею ( Тит.3:2–7 ). Эти качества следующие: а) семейные: «муж одной жены, детей имеет верных» ( Тит.1:6 ); б) нравственные: «непорочен... не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» ( Тит.1:7–8 ); в) умственные: «держащийся истинного слова... чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:9 ). Указание это было очень важно для Тита, потому что среди критских христиан было много лжеучителей: пустословов, обманщиков, корыстолюбцев, как из иудеев, так и из самих критян, что и подтверждает изречение о них Критского прозорливца Епименида (VI в. до Р.Х.): «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит.1:10–12 ). 2. Наставления к должному прохождению пастырского служения (Тит.2:1–3, 14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Тит также был ценным для Павла помощником, однако его имя упоминается не столь часто. В адресованном ему Послании он именуется «истинным сыном» апостола (Тит.1:4). Возможно, Тит был обращен непосредственно апостолом Павлом; во всяком случае, мы находим его в окружении апостола во время Апостольского Собора, который состоялся в Иерусалиме после первого миссионерского путешествия (Гал.2:1). Как и Тимофею, апостол Павел доверял Титу; когда последний был отправлен в Коринф, ему удалось урезонить коринфян (2Кор.7:6). В Послании, адресованном Титу, ему поручается «довершить недоконченное» и «поставить по всем городам пресвитеров», как ранее приказал апостол (Тит.1:5). Согласно христианскому преданию, Тимофей и Тит почитаются как епископы Ефеса и Крита; однако, представляется более вероятным, что они были лишь верными продолжателями дела апостола Павла (подобными апостолам). Обстоятельства написания Пастырских посланий Нам неизвестно, откуда были отправлены 1Тим. и Тит., однако не представляет труда понять, что они были написаны, когда апостол Павел находился на свободе. В момент написания 1Тим. он собирался, как читаем мы, отправится «в Македонию» (1Тим.1:3); будучи на свободе, он хотел присоединиться к Тимофею в Ефесе (1Тим.3:14). Маршруты апостола Павла, упоминаемые в трех пастырских посланиях, не вписываются в повествование Книги Деяний: Послание к Титу позволяет предположить, что апостол проповедовал еще раньше на Крите (Тит.1:5). Новозаветная критика использует этот факт в качестве аргумента против подлинности трех посланий. Сторонники же подлинности выдвигают гипотезу, которая нам кажется вполне разумной: они считают, что ап. Павел был освобожден после двух лет римских уз, рассказом о котором заканчивается Книга Деяний (Деян.28:23–31). На свободе он, вероятно, совершил четвертое миссионерское путешествие, о котором в Книге Деяний уже не рассказывается, и отдельные этапы которого мы можем уловить в Пастырских посланиях. Вполне правомочно задать вопрос, не удалось ли ап. Павлу во время четвертого путешествия осуществить проповедь в Испании, как он собирался сделать, согласно Посланию к Римлянам (Рим.15:24; 15:28). Подобное предположение косвенно подтверждается свидетельством Климента Римского : в своем Послании к Коринфянам (кон. I века) он сообщает нам, что Павел «быв семь раз отягощен узами, изгнан, побиваем камнями, стал вестником (κρυξ) на Востоке и на Западе… проповедовал Правду (δικαιοσνην) всему миру, он достиг пределов ( ρμα) Запада»; 24 с точки зрения Климента, епископа Рима, пределами запада вполне могли быть земли Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

8:6, 16-17). При этом св. апостол рекомендовал Тита коринфянам как надежнейшего и вернейшего человека (2 Кор, 8:20-23). Далее из послания св. апостола Павла к Титу мы видим, что Тит сопровождал св. апостола Павла после освобождения его от первых уз, во время четвертого его путешествия и был оставлен им на острове Крите, чтобы недоконченное довершить и поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). Но затем, как видно из Тит. 3:12, Тит снова был вызван апостолом и разделял с ним дальнейшие труды четвертого благовестнического путешествия от Никополя Киликийского в Македонию, Ахаию, Испанию и Рим, где апостол оказался во вторых узах, закончившихся мученическою смертью. Во всяком случае из 2 Тим. 4:9-10 ясно видно, что Тит находился при апостоле в Риме и был послан им оттуда в Далматию с каким-то поручением. Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров св. Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 году по Р. X. Память его празднуется 25 августа. О критских христианах. Основание церкви Критской Послание к Титу, конечно, имеет в виду и критских христиан, для которых он был поставлен епископом. Остров Крит, или Кандия, по своей обширности и плодородию названный " царицей островов " Средиземного моря, в древности отличался многолюдством и славился своими торговыми сношениями и образцовым законодательством. С упадком греческих республик и Крит начал приходить в упадок. В 69 году до Р. X. римский консул Метелл сделал его римской провинцией. Оживленные торговые сношения привлекли на Крит множество людей низкого нравственного уровня, жаждавших наживы. В результате явилась нравственная порча, которая проявлялась в разврате и в склонности к обману, так что у греков " говорить по-критски " сделалось синонимом слову " лгать " . Еще древний поэт Эпименид, уроженец Крита, отметил это свойство своих соплеменников, а св. апостол Павел утвердил истину его слов в своем послании к Титу (1:12-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

Тит.3:12 . Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: тамо бо судих озимети. Тихик был Асианин, Апостол от семидесяти, последователь Павла, и самый ближайший ему, коего он посылал в различные места для утешения верных ( Деян.20:4 ; Смот. месячн. Янв.). Увенчал его и хвалами Боговдохновенный Павел, пиша к Ефесеям: « вся скажет вам Тихик возлюбленный брат и верен служитель о Господе » ( Еф.6:21 ). И к Колоссаям: « яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе » ( Кол.4:7 ): Артема же был един от семидесяти Апостолов, епископствовавший в Листрех (Смот. месячн. Октяб. день 1). А из предлежащих слов явствует, что и Тит был возлюбленный Павлу, и верный служитель Евангельской проповеди: вот и довольная похвала! Заметь же Апостольское промышление: приглашает Тита, чтобы поспешил придти к нему, для нужных без сомнения потреб церковных, или чтобы преподать ему совершеннейшие поучения, но поелику был он Епископ (Злат. Феофил. в он. месте), то завещевает тогда придти к нему, когда пришлет к нему Артему или Тихика, чтобы сей, как местоблюститель его, исполнял его должность. Сие же, « тамо бо судих озимети », показывает, что не был он там, то есть в Никополе, когда писал к Титу послание, но в Македонии и Ахаии, или может быть на пути, когда то есть шел в Никополь (Феодорит. в он месте). Тит.3:13 . Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Зина был из числа семидесяти Апостолов, и в законах Иудейских искусный, почему назывался законником (Смот. месячн. Янв. 4 день). Об Аполлосе же известно из Деяний Апостольских, что он был Иудеянин, Александриец родом, муж ученый, сильный в Писании, ревнитель и учитель веры во Христа, и сопричислен был к лику семидесяти Апостолов ( Деян.18:24–25 ). Сии оба, сколько видеть можно, не имели под смотрением своим определенных Церквей, как имели Тимофей и Тит, но повсюду ходя проповедывали слово благочестия, и устрояли нравы верных. В помощи же их имея нужду, Павел писал к Титу, чтобы прислал их к нему, « скоро предпосли »; и толкуя, что значит сие, говорит: « да ничто же им скудно будет ». С надлежащим, говорит, тщанием и попечением отправь их в путь, дав им нужное, « да ничтоже им скудно будет ». А поелику блаженный Тит был скуден, то показывает ему, чем может он напутствовать их, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3–20) Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3–11) Самосвидетельство ап. Павла (1. 12–17) Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18–20) Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2. 1 – 4. 16) Относительно церковных собраний (2) Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1–13) Церковь – столп и утверждение истины. Тайна Боговоплощения (3. 14–16) Правила учительства словом и жизнью (4. 1 – 16) Дисциплинарные наставления (5) Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1–19) О рабах и господах (6. 1–2) О лжеучителях (гл. 6. 3–5) Об опасности сребролюбия (6. 6–10) О целях Божиих людей (6. 11 – 16) О нравственности состоятельных христиан (6. 17–19) Заключение (6. 20–21) План Тит Введение с надписанием и приветствием (1. 1–4) О пастырях Церкви (1.5–16) Требования к пастырям (1. 5–9) Обличение лжеучителей (1. 10–16) Наставления об учительной деятельности пастыря (2. 1–2. 10) Старцы (2. 1–3) Мужчины и женщины (2. 4–8) Рабы (2.9–10) Спасительная сила благодати (2. 11–15) Нравственные качества христиан (3. 1–7) Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (3. 8–15) Семинар 18. 1 Тим. и Тит Домашнее задание Найти в Посланиях отрывки текста, позволяющие понять богословие ап. Павла (христология, экклесиология, пневматология, сотериология). Определить их связь с Посланиями из уз (см.: еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп, Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). Найти в тексте 1 Тим. и Тит места, позволяющие сделать выводы об историческом контексте написания Посланий, а также найти отрывки текста, указывающие на освобождение ап. Павла из уз. Найти в кн. Деяний апостолов и Посланиях ап. Павла места, раскрывающие иерархическое устройство Церкви. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла Какие послания называются Пастырскими и почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

«Явил Свое слово». Конечно, чрез Христа, Который в Своем лице и деятельности вполне выяснил слово Божие или решение Божие о спасении людей от греха, проклятия и смерти. «В проповеди ». Это выражение относится к словам апостол Иисуса Христа. Павел явился апостолом Иисуса Христа особенно чрез свою проповедь , которая ему доверена (ср. 1Кор 9:17 ; Гал 2:7 ). «По повелению» – это выражение относится также к слову апостола (ср. 1Тим.1:11 ). «Спасителя нашего Бога». Замечательно, что Бог Отец называется Спасителем у апостола Павла только в пастырских посланиях. Быть может, в этом наименовании проявляется у апостола благодарное воспоминание о многоразличных случаях спасения от опасностей, каким он подвергался особенно в последние годы своей жизни: Бог всегда оказывал ему Свою спасительную помощь. Тит.1:4Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. «Истинному сыну по общей вере». Именно в вере своей, которая оставалась твердою, несмотря на всяческие испытания, Тит и показал, что он был настоящим духовным сыном апостола Павла, который также отличался твердостью веры ( 2Тим 4:7 ). Тит.1:5 .  Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: «В Крите». Остров Крит, на Средиземном море, имеет 36 миль в длину и 197 миль в окружности. Остров был густо населен жителями. В 69 году пред Р. X он был обращен в Римскую провинцию. В числе жителей острова были и иудеи ( Деян 2:11 ). Вероятно, христианство насаждено было здесь пришельцами с первого христианского праздника Пятидесятницы. Апостол Павел с проповедью Евангелия прибыл на остров Крит после освобождения из первых римских уз, но недолго здесь оставался и вместо себя для приведения в порядок церковных дел оставил Тита. «Пресвитеров». См. Деян 11:30 ; 1Тим.3:2 и сл. Тит.1:6 .  если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. См. 1Тим 3и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Видимую сторону в таинстве крещения составляет троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, н Святого Духа. На воду, как на необходимую принадлежность крещения указал Сам Господь Иисус Христос ( Ин.3:5 ); в воде совершали крещение и апостолы ( Деян. 8:36–39; 10:47–48 ). Крещение совершается чрез троекратное погружение; чрез троекратное – по правилу св. апостолов и по учению древних учителей Церкви во имя трех лиц Св. Троицы. Чрез погружение крестился Сам Господь ( Мф.3:16 ) и крестили апостолы ( Деян. 37–89 ). Крещение представляется в Свящ. Писании точным подобием всемирного потопа ( 1Пет.20–21 ); банею водною, в которой Господь очищает нас ( Еф.5:26 ; Тит.3:5 ); и как бы гробом, в котором мы спогребаемся Христу в смерть ( Рим.6:4 ): все такие названия, которым только тогда будет соответствовать это таинство, когда будет совершаемо чрез погружение. У западных христиан, католиков и протестантов, крещение вместо погружения совершается чрез окропление и обливание. Такой образ совершения крещения допускался в древности и теперь допускается в православной Церкви только в виде исключения из общего правила, в случаях крайности, преимущество для тяжких больных и при недостатке воды. Благодатный дар, преподаваемый в таинстве крещения, есть духовное возрождение ( Ин.3:5 ), почему и апостол Павел называет это таинство банею пакибытия ( Тит.3:5 ). При сем крещающийся очищается от всех грехов – прародительского, или Адамова, и от всех грехов произвольных, сделанных возрастными до крещенья ( Деян. 2:38 ; Еф.5:25–27 ; 1Кор 6:11 ), усыновляется Богу и присоединяется к числу спасаемых ( Гал.3:26–28 ; Мк.16:164 Тит.3:5–7 ). Власть совершать таинство крещения принадлежит епископам, а чрез них и священникам. Но впрочем, в случаях крайней нужды, напр., слабости младенца и невозможности скорого прибытия священника, дозволяется православною Церковью совершение крещения мирянам, мужчинам и женщинам. В этом случае крестящий, ближайший родственник или повивальная бабка, должен трижды погрузить младенца в чистой воде, с наречением ему имени, при произнесении слов: «крещается раб Божий (или раба Божия)... (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Если младенец остается жив, то приглашается священник, который уже не делает троекратного погружения в воду, но только дочитывает по требнику молитвы и совершает над младенцем таинство миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Библейские изречения об отношениях к сектантам Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего должны позаботиться о своём благочестии: может быть, из-за нас хулится имя Божие и этим внушается нам покаяние: Рим.4:4 . А также должны, не стыдясь, твёрдо держаться своего исповедания веры: Евр.4:14 ; 2Тим.1:8 . Господу угодно дабы мы не были более младенцами колеблющимися: Еф.4:14 . Когда отступник, будучи обличён пастырями пред Церковью, остаётся в своём заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от еретика: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Однако не должно считать его врагом: 2Фес.3:14–15 ; должно вразумлять его, ибо обративший грешника от ложного пути покроет множество грехов: Иак.5:19–20 ; Иуд.1:23 . Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста: Тит.1:10–11 ; 1Пет.2:15 . Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать: 2Ин.1:10–11 ; вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4:6:5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6 , дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить: 2Кор.11:3–4 . В несчастье еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать и всем заблуждающимся; Гал.6:10 ; Лк.10:35–36 , и должно молиться за них: 1Ин.5:16 . Краткое объяснение мест Священного Писания, служащих к выяснению вопроса об отношении к сектантам Мф.24:9 . «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё». Объясн. Это пророчество сбылось над сонмом мучеников, святых угодников Православной Церкви, и стало быть к врагам её относиться не может. За ложное учение хотя и страдали заблуждающиеся люди, но от этого их учение не делалось истинным: Деян.5:36–37 ; 2Тим.2:5 . 1Пет.4:14:16 . «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010