Эти смуты кончаются восшествием на престол Ниневии Феглаф-Фелассара, имя которого читают ученые Тиглат-Пилезер, в Ассирийском каноне II. Тиглат-Пилезер II (Феглаф-Фелассар) восстановляет военное могущество Ассирии и подчиняет ей снова все те области, которые стремились воссоздать свои национальные царства, отделившись во время смут от Ассирии. Он является в Палестину грозным завоевателем при царе Израильском Факее, овладевает Галаадом и частию Палестины по сю сторону Иордана, и начинает ту систему переселения народа Израильского в дальния страны на восток, которую продолжает сын его и как военачальник отца и позже как царь, Салманассар IV. Тиглат-Пилезер не трогает однако гористой Иудеи, где на 52 году царствования умирает прокаженный царь Азария (Озия) давно живший одиноко, и за которого управлял царством сын его Иоафам 44 . Вероятно лишь в последние годы Озии (Азарии) начинает свое пророческое служение пророк Исаия. Первое его пророчество (первые пять глав его книги) произнесены, как думают, до смерти Озии; в год его смерти он видит то величественное видение, о котором мы будем говорить в своем месте и которое описано в главе VI 45 . В Израиле после убитого праправнука Ииуя, Захарии, царствуют быстро сменяясь, Саллум, Менаим и Факия, убитый своим приближенным военачальником Факеем, сыном Ремалииным. Но и Факей убит Осией во время нашествия Тиглат- Пилезера, и Осия овладевает престолом Израиля. В царстве Иуды после Иоафама, восходит на престол сын его Ахаз. Ахаз со дня его воцарения становится почти совершенно язычником, что заставляет нас предполагать, что среди Иерусалима было общество людей, придерживавшихся тайно,– даже при хороших царях, – языческих обрядов и верований ( 2Пар. 27:2 ), которые всегда привлекали к себе Израильтян потворством худших страстей. Очевидно, что молодой царь развратился уже в отрочестве в этой среде, и с восшествием на престол только начал творить явно то, что доселе он творил тайно 46 . При Ахазе царство Иуды подвергается большим бедствиям от нашествия Сирийцев, соединившихся с Израильтянами: „Тогда пошел Рецин царь Сирийский и Факей сын Ремалиин царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли“ ( 4Цар. 16:5 ). Ахаз обращается в это время 47 к Тиглат Пилезеру (Феглаф-Фелассару) Ассирийскому и обещает ему покорность, если он придет и спасет его от царей Сирийского и Израильского. Пророк Исаия (глава VII) именем Господа глаголал к Ахазу и говорил ему, что не эти цари будут гибельны царству, а будет страшна сама Ассирия (Ис. 7и след.); но Ахаз не послушался гласа Господня и подчинился царю Ассирийскому, (разгромившему Дамаск), до такой степени, что, отправившись на поклонение ему в Дамаск, принял повидимому из рук его чертеж языческого жертвенника 48 и приказал воздвигнуть такой жертвенник в храме Господнем на место старого законного жертвенника, который был для этого сдвинут в сторону 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.13:15 . Но кто по­падет­ся, будет про­нзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ис.13:16 . И младенцы их будут раз­биты пред глазами их; домы их будут раз­граблены и жены их обесчещены. Картина избиения младенцев у пророка нарисована совершенно согласно с теми известиями древних писателей, какие они сообщают о жестокостях, какими сопровождалось взятие в древности вражеских городов, долго сопротивлявшихся. Ис.13:17 . Вот, Я подниму про­тив них Мидян, которые не ценят серебра и не при­страст­ны к золоту. Ис.13:18 . Лýки их сраз­ят юношей и не по­щадят плода чрева: глаз их не сжалит­ся над детьми. «Мидяне». Это имя (ср. Быт.10:2 ; 4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ) подразумевает под собой, может быть, не только обитателей древней Мидии, а и всех арийских обитателей Ирана. Во времена Исаии мидяне причинили немало вреда Ассирийскому государству. Тиглат-Пилезер и Саргон Ассирийские смирили этот беспокойный народ и последний переселил даже значительное число мидян в Емаф и Келесирию (712 г.). Но чем больше ослабевало могущество Ассирии, тем больше возвышалось значение Мидии. И Вавилону, таким образом, в свою очередь, приходилось считаться с этим народом. О персах, как союзниках мидян, пророк не упоминает, потому что персы во времена Исаии были евреям еще не известны (еламитяне, упоминаемые у Исаии ( Ис.21:2 ), не имеют ничего общего с персами). «Не ценят серебра». Мидяне нападут на Вавилон не из простого желания ограбить этот богатый город. Исаия хочет сказать, что они явятся бессознательными исполнителями воли Божией относительно Вавилона (ср. Иер.51:11, 28 ). «Луки» были главным орудием у северных народов (Герод VII, 61; Кироп II, 1. 1), и это оружие в руках мидян будет смертоносно для юношей вавилонских, которых мидяне будут расстреливать без жалости, так как молодые, сильные люди, естественно, казались им опасными. «Не пощадит плода чрева». В древности при взятии вражеских городов иногда победители рассекали чрево у беременных женщин, чтобы вражеское племя уничтожить до последнего зародыша ( 4Цар.8 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сын зари». Утренняя заря представляется как бы матерью, рождающею эту звезду. У древних звезда служила символом царского могущества (ср. Чис.24:17 ); поэтому и Исаия, желая указать на высокое политическое значение вавилонского царя, прообраза антихриста, назвал его звездой. Ис.14:13 . А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих воз­несу пре­стол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Ис.14:14 . взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». «А говорил в сердце своем», т. е. размышлял, мечтал. «Взойду на небо». Царь вавилонский мог мечтать о таком же апофеозе, какой устраивали себе египетские фараоны и – впоследствии – некоторые из римских императоров, (ср. Дан.4:22, 29 ). «Выше звезд Божиих». Древние представляли себе небо как бы потолком, по наружной стороне которого утверждены звезды, освещающие землю, а над этим потолком, в высших сферах, стоял, по их пониманию, престол Божий. Туда же, в эти недоступные взору человеческому пространства, и хотел бы вознестись вавилонский владыка. «Сяду на горе, в сонме богов», – с евр. «сяду на горе собрания» (behar moed). 18 . Почти все народы древности верили, что боги их пребывают на самых высоких горах. Так, греки и римляне смотрели на Олимп, Атлас и Иду как на местопребывание своих богов. Известно также, что и древние ассирийцы считали гору Аралу местом рождения и пребывания богов и эту гору имел ввиду царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, который в одной из своих надписей хвалился тем, что его священническая фамилия призвана к пребывание в «доме горы стран мира (Eharsagkurkurra)». У пророка Иезекииля Бог говорит царю Тирскому: «Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» ( Иез.28:14 );). В частности, у древнейших обитателей Вавилонии, переселившихся сюда около 2500 л. до Р. Х., мы встречаем воззрения на Бога как на Единую могучую личность. Они выражаются, напр., так: Бог дал, Бог правит, Бог есть Бог . (Делич. Библия и Вавилон изд. Суворина 1906, с. 65) Там, в клинописных памятниках, за 3000 лет до Р. Х. уже встречается упоминание о Всевышнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По причине этого молчания ассирийских летописей относительно Фула (Пула), мы обратимся к древнему месопотамскому историку Берозу, и увидим, что мы сделаем это не напрасно. Бероз, действительно, упоминает о Пуле и относит его к тому же точно периоду, как и Писание, но он называет Пула монархом „халдейским», а не ассирийским. Если действительно так, если Пул царствовал в Вавилоне, а не в Ниневии, то ассирийские документы совершенно естественно могли о нем со своей стороны умолчать. Но по какой причине, – можно спросить, – священные писатели не называли его „царем Вавилонским», если он действительно был таким? Может быть, достаточно будет на это ответить, что всякий самый могущественный властелин западной Азии, во все времена после появления Ассирийской империи, считался у евреев как бы унаследовавшим эту (Ассирийскую) империю; почему и был назван ими „царем Ассирийским», как и Набопалассар ( 4Цар.23:29 ) и Дарий, сын Гистаспа ( 1Ездр.6:22 ). Но, может быть, есть и другая причина, по которой Пул назван ассирийским в то время. В Ассирии около 763 года до P. X. было замечено разделение, с одной стороны, – нетерпеливое желание в провинциях свергнуть иго Ниневии, а с другой – слабость со стороны Ниневийских монархов, которые могли допустить западным провинциям империи перейти в руки честолюбивого Вавилонского царя; последний, став властелином части Ассирии, естественно показался евреям как „царь Ассирийский». Таково, вероятно, было положение Фула (Пула). Это был „халдей», который в эпоху смут, постигших Ассирию, около 763–760 г. (до P. X.), – добился господства над западной Месопотамией, и, завладевши Сирией с той стороны, откуда обыкновенно приходили ассирийские войска, стоя во главе ассирийских полков, – показался евреям столько же ассирийским монархом, как и цари, имевшие свою резиденцию в Ниневии. Что касается царствования Тиглат-Пилезера (Феглафелассара) в Ассирии, – Азарии (Озии) и Ахаза в Иудее, также как Менаима и Факея (Пека) в Израиле, то есть очень много пунктов соприкосновения между документами ассирийскими и еврейскими (Библии). Тиглат-Пилезер рассказывает, что около пятого года (своего царствования) (741 до P. X.), занятый войной в южной Сирии, он встретил и вызвал многочисленную армию, под начальством Азарии, царя Иудейского, могущественного монарха; эта армия исчислена в книге Паралипоменон в 307,500 человек, и военные действия ее описаны там с значительными подробностями ( 2Пар.26:6–15 ). Затем Тиглат-Пилезер рассказывает также, что от двенадцатого и до четырнадцатого года (734–732 до P. X.), он воевал в тех же странах против двух царей, Пекаха (Факея) из Самарии и Рессина (Раассона) из Дамаска, которые были союзниками; далее, что он осаждал Рессина в его столице в продолжение двух лет, после которых взял его и предал смерти; между тем, как Факея наказал, отнявши у него большую часть его владений и уведя в плен большую часть его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Низвержение Ассура есть только один из моментов Суда Божия, который, несомненно, прострется на все народы мира. Ис.14:28–32 Пророчество о судьбе земли Филистимской. При Ахазе, который был стеснен союзными царями сирийским и израильским, филистимляне свергли с себя иго, которое возложил на них иудейский царь Озия ( 2Пар.26:6 ) и даже сами завладели несколькими иудейскими городами ( 2Пар.28 и сл.). Но затем они потерпели большое поражение от ассирийского царя Тиглат-Пилезера II. Теперь, – говорит Исаия, – филистимляне рады, что этот страшный враг их – умер (в 727 г., почти одновременно с Ахазом), но их радость будет недолговременна. За Тиглат-Пилезером явятся в Филистимлянскую землю его преемники (Салманассар, Саргон, Сеннахирим) и вся земля Филистимская распадется. Ис.14:28 . В год смерти царя Ахаза было такое про­роческое слово: «Пророческое слово» – по евр. massa, т.е. пророчество печального содержания, см. Ис.13:1 . Ис.14:29 . не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который по­ражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. «Жезл» – это не Ахаз, который не мог сам воспротивиться филистимлянам, когда они отняли у него несколько городов, а царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, только что умерший. «Из корня змеиного». Пророк держит здесь образную речь, но образы его очень понятны. «Корень змеиный» – это только что умерший Тиглат-Пилезер II. «Аспид» – вероятно, Саргон, который два раза разбил филистимлян (721 и 720 г.), относительно которых ему было донесено, что они составляли против него заговор с соседними народами (Schrader. Die Keilinschuften и das А. Т. 2 Auf, 1883, с. 398). «Летучий дракон» – это название как нельзя лучше подходит к Сеннахириму, который за непокорство предал казни многих филистимских аристократов и много филистимлян выселил из их страны. Под именем «летучего дракона» (saraph meophel) пророк разумеет, вероятно, крылатую ящерицу, водящуюся в Восточной Индии и Африке. Ис.14:30 . Тогда бедней­шие будут накормлены, и нищие будут по­ко­иться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этих таблиц только б и д представляют приблизительно исторический ход событий, а другие даны лишь для сравнения. Давид (40 лет) Соломон (40) Основание храма Ровоам (17) Авиа (3) Аса (41) Иосафат (25) Иорам (8) Охозия (1) Гофолия (6) Иоас (40) Амасия (29) Азария (Озия) (52) 789 767 789–767 Иофам (16) Ахаз (16) Езекия (29) Падение Самарии Нашествие Сеннахирима Манассия (55) 697 686 697–686 Аммон (2) Иосия (31) Иоахаз (3 месяца) Иоаким Иехония (3 мес.) Седекия (11 лет) Разрушение Иерусалима Иеровоам (22 года) Нават (2) Вааса (24) Ила (2) 900 890 900–890 Замврий (7 дней) 899 889 899–889 Амврий (12 лет) 899 889 899–889 Ахав (22) Охозия (2) Иорам (12) Ииуй (28) Иоахаз (16) Иоас (17) Иеровоам II (41) Захария (6 месяц.) Селлум (1 месяц) Менаим (10 лет) Факия (2) Факей (20) Осия (9) Падение Самарии Рассматривая библейские показания, мы видим и из разнообразия способов счисления и из очевидной несовместимости синхронизмов (если только не принять всегда меняющийся факт соцарствования), что должно искать еще другой источник для определения истинной хронологии этого периода. Источник этот, – в ограниченных размерах, – найден в Ассирийских надписях. Надписи эти датированы по Ассирийскому календарю, или канону. В этом каноне, существующем в нескольких, очень близко согласных между собою, копиях, обнимается период времени от (приблизительно) 900 до 650 год до Р. Хр.; каждый год называется именем чиновника (являющегося «эпонимом» – подобно определяемому этим термином первому из девяти Афинских архонтов, именем которого обозначается год). Упоминанием полного затмения, которое было в 763 г. до Р. Хр. (15-го июня), определяются даты всех других лет. Следующие личности и события библейской истории упоминаются в Ассирийских надписях и датированы по Ассирийскому канону. Ахав (в битве при Каркаре) 854 год Ииуй (уплата дани) Азария (война с Тиглат Пилезером) 742–740 Менаим (уплата дани) Ахаз (уплата дани) Осия (преемник Факея) Падение Самарии (близ конца года) Нашествие Сеннахирима Манассия 681–668 По Ассирийским источникам Тиглат-Пилезер (Феглаффелассар) III (745–728 гг.) вел войну (742–738 гг.) против Сирии, Эмафа и Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Народ, живущий на Сионе, исцеляется от язв и болезней своих, и ему отпускаются согрешения, потому что Сам Господь Царь его, спасает его (ст. 20–22). Воды, окружающие град Божий, как символ милующей благодати, с одной стороны делают врагов Сиона бессильными, с другой исцеляют душу и тело живущих под защитою благодати. Нельзя не обратить внимания на то, что пророчество об отпущении грехов может относиться к одному только Господу и составляет исключительно Мессианское пророчество, не применимое ни в каком случае ни к одному царю Израильскому. Поэтому то и выражение стиха 22: „Он спасет нас“ должно понимать в смысле спасения человека Господом нашим Иисусом Христом 1139 . 1113 Ряд возгласов горе! произнесенных во время царствования Озии в Ис. 5:8–23 и во время царствования Ахаза в Ис. 10относятся ко внутреннему строю общества. С главы же XXVIII возгласы горе относятся в внешней полнтике царства. 1114 См. Геродота I, 106 и всю IV кн. Геродота. Скифополис, древний Бефсан в Палестине свидетель этого нашествия. Ср. еще Полибия V, 70, § 4. 1115 Тиглат Пилезер I, сын Ассур-риз-Илима, царствовал приблиз. от 1130 до 1110 г. до Р. Хр. Надпись его на древней скрижали в Брит. Муз. См. Rowlinson’s Assyria, V, II, р. 49. (Second ed. of 1871, Great Monarchies; G. Smith’s Assyria, p. 28 sq. Ed. of the Soc. for prom. Christ. Knowl.). 1116 См. у Ленормана, в его Lettres Assyriologiques, edit. lithographiée de 1871, Lettre deuxième, vol. I. p. 132, sur l " Armenie; см. еще его Atlas de l’hist. ancienne de l’Orient; planche XVII, надпись: „Alarodiens“ за Араксом. Урарди и Алароды суть названия одного и того же народа, который начертал Ванские надписи на языке несомненно родственном Грузинскому. 1117 Только последующие события выясняли это пророчество, что гибель армии Сеннахерима была лишь частным его исполнением, но что полное его исполнение было в гибели Ниневии и всего царства Ассура. 1119 См. примечание на XXXII, 15–17 и ср. о Царе Правды наши мысли в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 225–230, разбор Псалма 44-го озаглавл.: „песнь любви“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Во главе коалиции против него (742–740 гг.) упоминается Азария, царь Иудейский. Менаим также упоминается, как платящий дань в 738 г. Во время 737–735 гг. Тиглат-Пилезер воевал на Востоке, но в 734 г. он воротился, чтобы подавить другую коалицию на Западе, когда покорил Факея и на его место назначил Осию царем Самарии. Согласно библейским известиям, Менаим и Азария были современники и Менаим платил дань Тиглат-Пилезеру (называемому Фулом в 4Цар. 15:19 ); после краткого царствования Факия сын Менаима, Факей, в последний год Азарии вступил на престол. Факей, вместе с Рецином, царем Дамаска, в царствование Иофама и Ахаза имел войну с Иудейским царством. ( 4Цар. 15:37, 16:5 . Иса. 7:1), – очевидно, – с целью заставить Иудеев вступить с ними в союз против Ассириян. Во время царствования Факея царство Израильское имело большие потери в земле и населении через нашествие Ассириян, за Факеем следовал Осия. Оба эти показания, – библейское и Ассирийское, – согласны между собою; остается только установить даты. В 737 г. Факия является царем, вступив на престол, вероятно, в предыдущем году. Царствование его было непродолжительно: в 736 или 735 г. он убит был Факеем. В 737 г. или 736 г. Азария умер и Иофам (который уже около 14 лет – можно полагать – был соправителем, ибо его отец был прокаженный) стал царем. В 735 г. Ахаз заместил Иофама; в 734 году Факей убить и царем стал Осия. Самария пала зимою 722–721 гг. Таким образом, в этот период библейские хронологические показания должны быть значительно изменены. Результаты указаны в таблицах в и е. Затруднение встречается также в 4Цар. 18:10–13 , где падение Самарии относится к 6-му году Езекии, а нашествие Сеннахирима к 14-му; но первое событие совершилось в 722 г., а последнее в 701 г. Согласно с первым счетом, Езекия вступил на престол в 728 или 727 г., а по последнему счету – в 715 или 714 г. Если мы примем последний счет, то царствование Ахаза должно быть удлиннено почти на 20 лет, а Манассии или Езекии сокращено приблизительно на 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Эта последняя достигает в это время мирового владычества, не смотря на то, что в ней мы видим по временам внутренния смуты и перемены династий. Смуты, как мы видели, были во времена Ионы, которого мы относим ко времени Салманассара II и сына его Шамас-Вула (823–810 до Р. Хр.). Потом мы видим перемену династии: из документов Ассирийских выясняется, что следующие монархи Тиглат-Пилезер II, или как пишет наша Библия Феглаф-Фелассар, и сын его Салманассар IV взявший Самарию, суть цари особой династии, заменившей предыдущую. После Салманассара IV опять совершается в Ассирии перемена династии; и мы видим, что впродолжение первых лет царствования первого царя этой династии, неизвестного по происхождению Саргона, Вавилон отпадает от Ассирии 16 . К этому времени по-видимому относится появление загадочного Фула, который берет дань с Израиля при Менаиме. (Ср. 4Цap. XV, 17, 19 ). Это происходит, по всей вероятности, когда Вавилон старается возвратить свою независимость 17 и борется за нее вплоть до воцарения Есахардона, который даже находит нужным поселиться в Вавилоне, чтобы положить конец этому сильному движению южной Месопотамии, хотящей отложиться от Ассирии 18 . Но в то время, когда Саргониды не упрочили еще своего влияния, Фул почти несомненно был или временный царь, или усилившийся вождь Вавилона, который старался подчинить себе страны, бывшие до него данниками Ассирии, как Дамаск, Моав, Едом и царство Израильское. Царство же Иуды было отчасти безопасно от этих временных нашествий, защищенное гористой и скалистой местностью, среди которой оно лежало. Мы заметили по поводу Израиля, что нашествие Фула, кроме взятой им дани, не имело никаких последствий, – но Ассирия действовала настойчиво и систематично в одном духе и направлении, не смотря ни на какие перемены династий. Так очень замечательно, что сын Феглаффелассара Салманассар IV берет Самарию и уводит часть жителей в плен; династия его после его смерти прекращается; на престол восходят Саргониды, но Сеннахерим сын Саргона 19 делает нашествие на Палестину и берет дань с Езекии царя Иудейского ( 4Цар. 18:13 ), а во Израиле очевидно он же оканчивает переселение Израиля на восток и довершает начатое при предшествовавшей династии, переселением язычников на запад в Палестину ( 4Цap. XVII ), чтобы навсегда обезличить страну от ее коренных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Едва ли необходимо доказывать полное совпадение, существующее между этим рассказом и библейским повествованием, по которому Факей и Раассон заключили союз против Ахаза; Ахаз же позвал на помощь Феглафелассара, Ассирийского царя, который, согласившись, пошел против Дамаска, взял его, увел пленных жителей в Кир, и умертвил Раассона ( 4Цар.16:9 ), а Факея наказал, захвативши его землю и переселивши колена Рувимово, Гадово и полплемени Манассиина ( 4Цар.15:29 ; 1Пар.5:6,26 ), водворил их на реке Гозане. Еще больше, – Тиглат-Пилезер рассказывает, что прежде, чем покинуть Сирию, он в Дамаске содержал свой двор, получив там изъявление покорности и дань от соседних государей, в числе которых ясно упоминается не только Пекар (Факей) из Самарии, но и „Вагу-Кхази (Ахаз), царь Иудейский». Этот текст, взятый из ассирийских документов, бросает свет на рассказ четвертой книги Царств (16:10–16) о посещении Ахаза, который отправился в Дамаск навстречу Феглафелассару. Летописи Тиглат-Пилезера упоминают еще двух израильских монархов, Манаима и Осию. Манаим представлен ассирийским данником в первые годы царствования Тиглат-Пилезера (около 743 г. до P. X.), a Осия подчиняется ассирийскому монарху, вероятно, в его последний год (около 728 г.). Эти ассирийские числа порождают несколько хронологических затруднений, при сравнении их с числами евреев (Библии); но очевидно, неточность заключается в еврейских числах этой эпохи, так как вообще достоверно, что действительные числа, приводимые священными писателями, иногда переданы переписчиками иначе. Чтобы установить совершенное согласие между двумя хронологиями в этом месте, нам нужно определить время царствования Факея в 10 лет, вместо 20. Больше этого ассирийские документы не говорят об Осии, последнем израильском царе. Ассирийский монарх Салманассар, много лет воевавший с ним, не оставил никаких письменных документов, что можно объяснить себе кратковременностью его царствования, или тем фактом, что его место заступил узурпатор. Однако ассирийский список согласуется с Писанием, возводя Салманассара на престол тотчас после Тиглат-Пилезера; и Менандр ефесский, повествуя о его войнах на юге Сирии, говорит, что Салманассар осаждал Тир в продолжение пяти лет. А надписи египетские бросают некоторый свет на союз Осии с Со (Сигором), царем египетским ( 4Цар.17:4 ), так как почти как раз во время царствования Осии произошла вдруг перемена в списке египетских династий вследствие возвращения у египтян энергии и прежней политики наступления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

  001     002