А.Н. Стрижев Скачать epub pdf Замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – Николай Николаевич Муравьев (1768–1840), известный математик, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых – готовил боевых офицеров русской армии. С 1816 по 1823 год в муравьевском доме на Большой Дмитровке обучили целый корпус офицеров – 138 молодых людей, выше жизни ценивших ратные подвиги, честь и славу оружия. Летом воспитанники занимались в сельце Осташево, под Можайском, в родовом имении учредителя заведения. Зимой 1823 года Училище колонновожатых перевели в Петербург, а девять лет спустя там же преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. Мать писателя, Александра Михайловна (1768–1809), происходила из знатного рода Мордвиновых. Андрей Николаевич назван в память апостола Андрея Первозванного. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Для его обучения пригласили преподавателя российской словесности, поэта и переводчика Семена Егоровича Раича (1792–1855), родного брата Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) . Другой ученик Раича – Федор Тютчев. После знакомства дворянские отроки сдружились, полюбили друг друга, и юный Тютчев несколько позднее посвятит Муравьеву свое стихотворение «Нет веры к вымыслам чудесным». О Раиче-Амфитеатрове Андрей Николаевич на склоне лет вспоминал так: «Не будучи сам оригинальным поэтом, Раич имел, однако, тонкий образованный вкус и, по духу того времени, страстно любил поэзию, которой, можно сказать, посвятил всю свою жизнь. Многое перевел он на родной язык, но лучшим его произведением были Вергилиевы «Георгики», по трудности и верности перевода этой поэмы» 1 . В литературном кружке, который собирался в муравьевской усадьбе под Можайском, завсегдатаями были Н. И. Полевой, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, Н. В. Путята и будущий издатель «Русской беседы» славянофил А. И. Кошелев. При таком наставнике Андрей Муравьев не мог не увлекаться переводами. Сперва он целиком переложил прозой, а затем и гекзаметром «Энеиду» Вергилия, затем «Телемака» Фенелона и несколько книг Тита Ливия. Пробует и сам писать стихи, увлекается Г. Р. Державиным и И. И. Дмитриевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > На свободу заказчикам вопреки Подробности об удовлетворении апелляционной жалобы узника-патриота Николая Каклюгина на отказ в досрочном выходе из мест заключения… 05.08.2021 2504 Время на чтение 29 минут « Люди по своему неблагоразумию пускаются в заманчивые по началу предприятия, не замечая яда, кроющегося под внешней оболочкой …/…/… Так что кто не может распознавать грозящее государству зло при его, тот не может считаться истинно мудрым, а дано это не многим.» /Никколо Макиавелли «Государь» (созд. 1513, изд. 1532), гл. XIII/ « Если соблюдение богопочитания ведет к величию республик, то пренебрежение им бывает причиной их краха. Ведь в отсутствие страха Божия царство непременно должно погибнуть или недостаток благочестия в нем должен быть возмещен страхом перед государем. Но так как жизнь государей непродолжительна, то с угасанием их доблести нередко прекращается и существование царства. Поэтому государство, которое опирается только на доблесть одного человека, недолговечно…/…/… Таким образом, спасение республики или монархии не в том, чтобы иметь государя, который благоразумно управлял бы ею при жизни, но в том, чтобы его заветы сохраняли государство и после смерти правителя.» /Никколо Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (созд. 1516, изд. 1531), гл. XI/ «Религия наша допускает прославление и защиту Отечества …/…/… она требует от нас, чтобы мы любили и почитали Родину и готовили себя к тому, чтобы быть способными встать на ее защиту .» / Там же / «Участь государств определяется вечным законом истины, который положен в основание их бытия и который, по мере их утверждения на нем или уклонения от него, изрекает на них суд, приводимый потом в исполнение под всеобъемлющим судоблюстительством Провидения.» /Митрополит Московский Филарет (Дроздов) «Государственное учение», гл. II (1882)/ 26 июля 2021 года, проявив гуманность и милосердие, Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда удовлетворила ходатайства Николая Каклюгина и его защитника-адвоката по замене неотбытой части его заключения выходом на исправительно-трудовые работы (ИТР). Это ещё не повод праздновать победу и свидетельствовать о полном освобождении узника от всех обвинений – это всего лишь возможность обрести свободу через выход из застенок так называемого исправительного учреждения в вольный, свободный мир, но при этом оставаясь в некоторой мере привязанным на какое-то время к месту своего постоянного проживания. Более подробно о таком варианте освобождения читатель может узнать, к примеру, здесь .

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский (Стаховский Андрей Георгиевич; 60-е гг. XVII в., с. Репки близ Городни, территория Черниговского полка (мест. Олишевка близ Козельца?) - 27.03.1740, Тобольск), свт. (пам. 27 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Род. в семье священника из шляхетского рода. В течение 11 лет учился в КДА, по окончании к-рой принял монашеский постриг. В 1699 г. служил казначеем Черниговской епархии, в 1700 г. назначен наместником черниговского Борисоглебского мон-ря, префектом Черниговской ДС, в 1701 г.- проповедником Черниговской епархии. Преподавал в Черниговском коллегиуме пиитику и риторику, исполнял должности секретаря, эконома, инспектора и ректора. Во многом благодаря стараниям А., энергичного помощника свт. Иоанна (Максимовича) , Черниговская коллегия заслужила наименование «Афин», «Олимпа» и «Академии». В 1705 г. А. издал «Зерцало от Божественного писания» - сборник, состоящий из 5 Слов свт. Иоанна Златоуста (в переводе А.) и 3 проповедей свт. Иоанна (Максимовича), снабженный стихотворным предисловием А. Предисловие посвящено прославлению гетмана И. Мазепы и представляет собой, по выражению С. А.Венгерова, «характерный образчик той риторической напыщенности, вычурности и льстивости, которая господствовала в сложившейся под польским влиянием малорусской образованности конца XVII - начала XVIII в.». В том же году А. выпустил «Сказание о Священном Писании». В 1709 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря . В марте 1712 г. «чрез элекцию духовенства по обычаю» А. был назначен архиепископом Черниговским и Новоград-Северским. Хиротония по именному указу Петра I состоялась 20 сент. 1713 г. в Успенском соборе Московского Кремля . Продолжал заботиться о делах Черниговского коллегиума и в сане архиерея. По распоряжению А. учителями Черниговского коллегиума была переведена с лат. языка «История Тита Ливия» (1716). Возможно, А. перевел соч. Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (в кон. XIX в. рукопись-автограф, содержащая этот перевод, хранилась в б-ке тобольского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/115864.html

Сказав о том, какие дары Св. Духа преподаются каждому христианину ради его собственной нравственной пользы и общественной, апостол переходит к разъяснению взаимных отношений, которые должны существовать между членами Церкви Христовой, получившими такие или иные дары. Чтобы удобнее разъяснить свою мысль, он пользуется образом, часто, по-видимому, употреблявшимся в древности, – именно сравнивает Церковь с человеческим телом, а отдельных христиан – с его членами. Подобное сравнение встречается как у языческих, так и христианских писателей древности. У Тита Ливия, напр., есть известный рассказ о Менении Агриппе, который, когда возмутившаяся против патрициев чернь вышла из Рима и удалилась на священную гору, обратился к народу с речью, где искусно сопоставил отдельных членов общества с членами человеческого тела. Подобное же сравнение находим у Климента Римского 156 , и оно весьма напоминает сравнение апостола. Климент хочет показать, что «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать». Нечто подобное встречается также в сочинениях св. муч. Иустина 157 . Златоуст, по поводу сравнения, сделанного апостолом, рассуждает о членах человеческого тела. «Поражение одного члена», говорит он, «бывает причиною неблаговидности всего тела. А здоровое состояние одного члена сообщает телу общую красоту. Поэтому не будем возвышаться и стараться превзойти ближнего. Чрез это и малый член о большой бывает хорош и красив, а ресницами будет украшаться глаз». «Что может быть ниже», продолжает Златоуст, «просящих милостыню? Но и она служат для украшения Церкви. Ты присутствуешь в храме, когда хочешь; а они (вдовы) и день и ночь присутствуют, и делают так не из-за милостыни... но ради благочестия» 158 . Эти выдержки могут разъяснять дух и цель сравнения Церкви с человеческим телом, изложенного апостолом. У него самого такое сравнение встречается не один раз и не в одном только послании к Кор., но еще в послание к Римл. 12:4–9 , также Ефес. 1:22 и след; Колос. 1:18,24; 2:19 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) Ламперт (ранее 1028 – после 1081), один из наиболее выдающихся историографов средневековья, обучался в школе при кафедральном соборе в Бамберге, с 1058 г. – в Херсфельдском монастыре, тогда же совершил паломничество в Иерусалим, в 1081 г. стал аббатом в Хасунгене. Перу Ламперта принадлежат «Житие св. Лула» (который был основателем Херсфельдской обители), фрагментарно сохранившаяся история монастыря, но главным его трудом были «Анналы», которые писались в течение примерно двух лет, в 1077–1078/9 гг. Сочинение охватывает время от сотворения мира до марта 1077 г., когда заканчиваются формальной концовкой, в которой выражена надежда, что описание событий, открывшихся коронацией 15 марта этого года антикороля Рудольфа Райнфельденского, продолжит кто-либо другой. Историограф проявил себя в качестве яркого стилиста, ориентирующегося на классические образцы, прежде всего – Тита Ливия. Кризисные события правления Генриха IV (саксонское восстание, борьба за инвеституру и т. п.) делают эпоху его отца и предшественника, Генриха III, идеальной в глазах историка. Нескрываемый драматический субъективизм Ламперта никогда не переходит грань, отделяющую пристрастность от фальсификации; акцент на тенденциозности «Анналов», свойственный историографии XIX в., не оправдал себя и должен быть расценен как гиперкритическое преувеличение. «Анналы» Ламперта содержат целый ряд важных известий о Руси, в понимании которых принципиальную роль играет источниковедческая критика, что и отражено в соответствующих примечаниях. Издания: Lamp. 1894. Р. 3–304; Lamp. 1957. Переводы: На немецкий язык: Lamp. 1883; Lamp. 1957 (a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 163–165 (только «русские» фрагменты). Литература: Holder-Egger 1894. S. 141–213, 371–430, 508–574; Manitius 3. S. 322–329; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 456–471; 3. S. Struve 1969–1970. S. 1–123, 32–142; Eggert 1977. S. 89–120; более полную библиографию см.: RFHMAe 7. Р. 111–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Возрождение К Оглавлению Возрождение (франц. — Ренессанс), парадигма позднего феодализма и начала Нового времени, на три столетия определило все стороны западноевропейской жизни. Колыбелью Возрождения была Италия, родина античной культуры. Глубокий интерес итальянского общества к античности и попытки ее возрождения легли в основу Возрождения. Итальянское Возрождение делится на три периода: Раннее Boзpoждehue(XIV-XVbb.), Высокое Возрождение (конец XV-XV1 вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.). Практически во всех аспектах его проявления феномен Возрождения вызывает среди исследователей многочисленные споры и разногласия. Прежде всего, нет единого мнения о характере этой культуры — была ли она порождением позднего феодализма или раннебуржуазных отношений. Причинами Возрождения послужили глубокие изменения в области экономики. В XIV в. в Италии начинают бурно развиваться города, расцветает промышленность, возникают капиталистические мануфактуры. Резко возрастает торговля страны со странами Западной Европы и особенно с Востоком. Итальянские банки ведут международные валютные операции. В Италии зарождаются раннекапиталистические отношения. Деятели Возрождения, гуманисты, были в основном филологами, историками, писателями, юристами, художниками. Гуманисты разыскивали произведения античных скульпторов, рукописи античных писателей. Были найдены сочинения многих античных авторов, в частности, Цицерона и Тита Ливия. Гуманисты возрождали «золотую латынь» минувших веков, очищая ее от серьезной трансформации средневековья. Были переведены на латинский язык сочинения Аристотеля, Платона, Плутарха. Из Византии во Флоренцию (где зародилось Возрождение) ввозились греческие рукописи. Формировалась самобытная и неповторимая итальянская культура Возрождения. Мировоззрение как идеология Возрождения обозначалось термином гуманизм (от лат. humanus — человеческий). В отличие от деятелей средневековья, в центр своих интересов гуманисты поставили человека, а не Бога. Гуманисты рассматривали человека как творца всех ценностей и своей судьбы, как существо, добивающееся успеха разумом, жизненной активностью и оптимизмом. Для них человек — венец всего живущего.

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

1 Здесь Rev. James Moffatt указывает (Two Classical Parallels в „The Expository Times» XX, 4 [January 1909], p. 184b) параллель у Тита Ливия V, 4. 2 По вопросу о трихотомии и против усвоения ее Апостолу Павлу ср. у о. Ф.А. Стукова, Заметка относительно смысла учения Священного Писания о трехчастном составе человека в „Православном Собеседнике» 1885 г., ч. I, стр. 255–262, а для библейской психологии ср. у Ив. А. Олесницкого , Учение Ветхого Завета о бессмертии души в „Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1882 г., кн. III, стр. 259–298; кн. XI–XII, стр. 381–447; Ulysses G. В. Pierce, The Soul of the Bible, London 1907. 4 Это подчеркивает † Prof. Gustav Teichmüller, Aristotelische Untersuchungen III: Geschichte des Begriffs der Parusie (Halle 1873), S. 145. 5 Здесь сближения с философскими, стоическими идеями, а равно и об универсальной гуманитарности допускает еще, напр., Henry Berguer, Le milieu gréco-romain a-t-il fourni un des éléments constitutifs de la pensée et du caractère de saint Paul? в “Revue de théologie et de philosophie” 1908, N 6 (Novembre), p. 468–469; 466 suiv. 6 См. у † проф. П.И. Линицкого, Идеализм и реализм в журнале „Вера и Разум“ 1884 г., 17, стр. 184, 189, 193. 7 Трифон Джапаридзе, Влияние христианства на положение рабов в римском государстве (Ставрополь 1904), стр. 93 сл. 8 См. о сем даже у Prof. Dr. Wilhelm Soltau, Ursprüngliches Christentum in seiner Bedeutung für die Gegenwart (Lpzg 1902), S. 127 ff. 9 Так Lic. Paul Krüger (Hellenismus und Judentum im neutestamentlichen Zeitalter mit einem Geleitwort von Prof. Rud. Kittel, Lpzg 1908, S. 12) говорит, что циники и стоицизм подготовляли почву для христианских семян, но общее у них явилось не вследствие заимствования, а было тогда распространенным духовным достоянием. Посему † Prof. D. Otto Pfleiderer (Die Entstihung des Christentums, München 1905, S. 129) думает, что Апостол Павел и Сенека, во многом совпадая между собою, взаимно не знали друг друга и одинаково почерпали сходные элементы в тогдашнем образовании, проникнутом стоическими стихиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Во все времена была присуща человечеству не только глубокая, непоколебимая уверенность в бытии сверхчувственного и потому таинственного мира, но также сознание, или чувство непосредственной связи с этим миром и его постоянного влияния на человеческую жизнь. Эта уверенность прежде всего переходила из рода в род по преданию о первобытном состоянии человечества, а потом подтверждалась и различными другими соображениями. Начиная еще с глубокой древности, многие загадочные и необычайные явления духовной жизни, как например: необыкновенные сны, состояния ясновидения и предвидения, духовидения и явления умерших, призраков, двойников, внушали людям уверенность в реальности связи и взаимообщения двух миров. Классическая литература полна свидетельствами такой веры. Так, в сочинениях Платона, Плутарха, Ксенофонта, Цицерона, Тита Ливия, Геродота, Плиния и др., собрано множество фактов ясновидения, духовидения, явлений умерших, предвидения будущего и таинственного общения душ. В качестве ясновидящих выступают даже такие исторические личности, как Сократ, Платон, Эсхиль, Гораций, Фукидид, Сенека, Флавий и др. Классическая древность завещала также новому миру вполне разработанное учение, как о мистических способностях души, посредствующих взаимообщению с духовным миром, – так и об условиях этого последнего. Средние века по преимуществу представляют эпоху повсеместного увлечения таинственным и чудесным. Это было время всевозможных видений и привидений, суеверных басен и легенд. В новое время вера в реальность необычайных фактов ясновидения и духовидения была не совсем чужда даже просвященнейшим мыслителям, каковы Бэкон и Лейбниц. Шиллинг и его многочисленные ученики: Баадер, Шуберт, Кизер, Мейер, Фишер, Эшенмайер, Вейссе, Редсток, а из новейших философов – Гофман и Фихте Мл., Шопенгауэр и Гартман определенно и решительно высказываются в пользу возможности духоявлений. Весьма знаменательно и то, что глубокомысленный Кант, столь решительно и смело опровергавший большую часть философских учений, не решился составить об этом предмете определенного заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Глава II. Возрождение в XVI в. §1. Никколо Макиавелли Гуманисты были настроены, как мы видим, романтично и считали, что возрождение античного знания, античной философии, возвращение интереса к человеку позволит решить многочисленные проблемы того времени. Однако жизнь текла своим чередом, и гуманисты видели крушение своих идеалов. Это порождало более прагматические подходы к философии. Таким прагматиком эпохи Возрождения является Никколо Макиавелли (1469–1527). Он родился во Флоренции в семье бедного юриста, образование получил самостоятельно: сам изучал латынь, философию и в конце концов почувствовал огромный интерес к политическим наукам. Никколо в 30 лет начинает политическую карьеру, становится секретарем правительства Флорентийской республики, много ездит по Европе. Но в 1512 г. республика пала, Медичи попадают в опалу. Макиавелли оказывается в тюрьме, подвергается пыткам, а впоследствии его ссылают во Флоренцию. Последние годы жизни он проводит вдали от политики, пишет основные свои произведения, среди которых выделяются «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» (или «Монарх»). Интереса к философии и религии Макиавелли не испытывал, но, будучи человеком своего времени, он вынужден был обращаться к этим вопросам. Своё отношение к Богу он сформулировал следующим образом: Бог есть не тот Бог, Которого в виде некоего высшего существа представляют себе христиане, а некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Как у мира вещественного есть свои законы, так есть они и у мира общественного. Бог создал эти законы в виде судьбы и более в них не вмешивается, поэтому данная закономерность в обществе всегда постоянна. Человек должен познать эту закономерность и действовать в соответствии с ней. «…Пока между ними (человеком и судьбой. – В.Л.) согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец» (5, с. 121). Мир, следовательно, всегда в этой закономерности одинаков, в нём всегда есть добро и зло, есть политические интересы и т.п. Государства возникают и исчезают по законам фортуны, и человек, если будет познавать эти законы, будет успешен в своей деятельности. «…Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить её и пинать – таким она поддаётся скорее, чем тем, кто холодно берётся за дело», – писал Макиавелли в этой же работе (5, с.121).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Кастория. 6 июня. Вечер. С именем Кастории мы еще раз вступаем в именословный хаос, в котором не разглядишь ничего ясно и отчетливо. Как давно это имя, не знаем. У древних историков-географов его нет. На Феодосиевой (Певтингеровой) Табуле нет ни его, ни самого озера, при котором лежит Кастория. В Дорожнике Антониновом встречается станция: Castra на пути от Лигнидо к Гераклее (от Охриды к Битолю) 84 , но едва ли возможно, чтобы Via Egnatia делала такой тут крюк к югу, чтобы захватила и нашу Касторию. Да и Кастра (мн. ч.) не Кастория (ед. ч.). У Анны Комнины, наконец, встречаем город Касторию, словопроизводимую писательницею именно от слова: Castrum 85 . Греки-педанты, под влиянием своей любезной мифологии, конечно, могли переделать римское укрепление в город полубога Кастора. Славяне, в свою очередь не отстали от Греков, и из их Кастории выделали Костур. Турки, очевидно, не могли не наложить и своей руки на слово со столькими согласными буквами, и зовут город или Керсье (Вен. Топогр.), или Кестри (Киперт), или Кестир (Boue), или Кестрье (он же). Наконец, Албанцы кажется вернее и точнее всех удержали за городом его древнее, первоначальное имя Кастрон. Но все это родословие созвучных имен, выводимое из родоначального castrum, плохо связывается с положительным свидетельством Тита Ливия 86 о существовавшем тут при республике, городе Celetrum ( Κλευθρον?). Имя Castrum тогда только могло сделаться собственным именем какого-либо места, когда на нем, прежде укрепления или лагеря римского, не было ничего. А если в римско-македонскую войну тут уже существовал город Целетр, то ему совсем не приходилось, ради временной какой-нибудь стоянки римских легионов при нем, переменить свое имя. Остается разве допустить переделку Целетра прямо в Касторию без всякого римского посредства 87 . Просуществовав столько времени, место это конечно имело у себя богатую историю, но не имело ни одного историка, а если и имело, то не умело сохранить его записей. Мы уже пытались навесть на него фокус лучей из Сербского периода, из кралевствования Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010