Толковый типикон, 1 «Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением.» Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую, в своё время, событием в жизни Русской Церкви.Книга включает 1-ю главу работы. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН Вступительная глава История Богослужебного Устава От автора История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких например частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой, или почему на 9 часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вечерня Вечерня . Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию типикона, «пред вечером мало» (веч. вседневная), прежде солнечного захождения (веч. малая) и «по еже зайти солнцу мало» (веч. великая). В своём современном виде она состоит из следующих частей: начального возгласа священника «благословен Бог наш»; троекратного «приидите, поклонимся»; предначинательного 103 пс.; светильничных молитв; великой ектении; стихословия одной из кафизм Псалтири; малой ектении; Господи воззвах; стихир на Господи воззвах; богородична; Свете тихий; прокимна; сподоби Господи; просительной ектении; тайной молитвы священника; стихир на стиховне; богородична или крестобогородична; Ныне отпущаеши; трисвятого; Отче наш ; тропаря; богородична отпустительного; сугубой ектении и молитв отпуста. Таков состав обычной, вседневной веч., совершаемой, по предписанию Типикона, всякий день, в который не случится праздника с полиелеем или бдением, а также на данные праздники, раз они падают на сырную седмицу. От вседневной веч. отличается малая и великая. Первая совершается в те дни, когда полагается бдение, начинающееся вечернею, и по сравнению с вседневною представляет следующие особенности: не имеет великой ектении – «миром Господу помолимся»; стихословия Псалтири; малой ектении; вместо 6-ти и более стихир на «Господи воззвах» имеет не более 4-х; из ектении «помилуй нас, Боже» содержит лишь три прошения; совсем не имеет ектении – «исполним вечер. молитву» и великий отпуст заменяется малым. Вторая, т. е., великая совершается или отдельно от утрени, или в соединении с нею и от вседневной отличается тем, что имеет после прокимна сугубую ектению, начинающуюся прошением: «рцем вси»; стихословие первого антифона первой кафизмы; вход; паремии и стихиры на 8-мь и на 10-ть. В большей части указанного содержания веч. восходит к древнему времени. Так, с некоторыми из перечисленных частей встречаемся уже в IV – V вв. Точкою отправления при образовании её состава в данное время послужил 140 пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Можно ли в пост исправить все и сразу? И зачем для этого голод, усталость и недосып 16 марта, 2021 И зачем для этого голод, усталость и недосып Каяться, что не можешь выполнить все предписания Типикона, или «главное — людей не есть»? Об этом до сих пор спорят. Светлана Охрименко объясняет, зачем она постится, что дается ей сложнее всего и почему в борьбе с грехом важна стратегия. Зачем это лично мне Каждый Великий пост для многих становится поводом поразмышлять, зачем вообще поститься, почему и в какой мере это должен делать лично я. Каяться, что не можешь выполнить все предписания Типикона, или «главное — людей не есть»? Об этом до сих пор спорят. Понимание, что эти вещи взаимосвязаны и пост как воздержание от пищи нужен далеко не всем людям, формально подпадающим под критерии здоровых и ничем не обремененных, приходит далеко не сразу. На днях я услышала от своего архиерея: в пост мы искусственно загоняем себя в состояние, в котором склонны поступать максимально неадекватно, и если мы научимся в таких условиях вести себя достойно, то тем более будем делать так в обычной жизни. Голод, усталость и недосып — если ходить на первой седмице на службы дополнительно ко всем своим обязанностям — способны сделать из нас «людоедов», но только если мы сами это позволим. Получается, что соблюдать соответствующие аскетические предписания стоит только тем, кто хочет меняться к лучшему и готов прилагать к этому усилия. Если такого намерения нет, надо честно это признать и не мучить себя и окружающих. Разве что карго-культ поста необходим для имиджа, но это уже совсем не про христианство. Более интересный вопрос — а что такое «вести себя достойно»? Ответ здесь у каждого будет свой, они даже могут быть диаметрально противоположными. Над чем именно в своей душе трудиться — моя личная ответственность и мое творчество. «Батюшка, с какой страстью благословите бороться» — послушать проповеди, почитать наугад святых отцов или статьи в интернете — не работает, проверено неоднократно.

http://pravmir.ru/mozhno-li-v-post-ispra...

Сортировать по Исключить новости Великая суббота Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. 14 апреля, 2012 Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 118 кафизма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-3/

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2-я часть вечерни Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том же порядке) ектении; в древней вечерне и утрене сходство это увеличивалось еще присутствием молитв за оглашенных, просвещаемых, кающихся и т. п. У вечерни сходство это еще более, чем в утрене: конец вечерни – Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь – вполне совпадает с концом литургии, концом, который, впрочем, совершается священником уже про себя, после благодарственных за причащение молитв. Итак, вторая часть вечерни, как и конец утрени 2259 , – это, собственно, литургия без Даров, но не лишенная вполне молитвенной благодати настоящей литургии, так как священник здесь (после входа) приступает к тому же престолу благодати. И заключает она молитвы уже об одних верных. Сугубая ектения Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией 2260 , а в богослужебных книгах «прилежным молением» ( εκτενς δησις) 2261 . Вознесенные до сих пор короткие молитвы на нескольких ектениях в 12 (считая с возгласом) прошениях настоящей ектении возвышаются в своей силе: верующие приглашаются вознести их от всей души и всего помышления и начинают моление свое прошением об услышании и помиловании вообще. Сугубая ектения – это молитва об одних верных, как и определяет ее содержание св. Симеон Солунский : «о верных царях, о местном иерархе, о предстоятеле монастыря, о попечителях храма, о предстоящих православных и повсюду верных» 2262 . С особенною раздельностью ектения молится о царе, именно о 10 нуждах его: о силе власти его («державе», κρτους), победе (в сражениях), долголетии («пребывании», διαμονς), мире, здравии, спасении (вечном), еще большем («наипаче», επιπλον) содействии («пособити», συνεργσαι) Божием ему и полном успехе («поспешити», κατευοδσοα) 2263 во всем, совершенном («под нозе») покорении ему врагов внутренних ( χθρν) и внешних («супостата» πολμιον); затем отдельное прошение за царицу и отдельное о наследнике и царствующем доме (без соединения первого с прошением о царе, а второго с прошением о палате и воинстве, как на великой ектении), о духовной власти (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Б.И.Сове (Сокращенный вариант исследовательской статьи Б. И. Сове , известного библеиста, историка и литургиста Русского Зарубежья «Русский Гоар и его школа», опубликованной в 4-ом томе «Богословских трудов»,1968. СС. 39–84) В марте исполнилось 150 лет со дня рождения одного из крупнейших русских церковных ученых с мировым именем Алексея Афанасьевича Дмитриевского . Выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, он стал основоположником русской православной исторической литургики и воспитал целую плеяду ученых-литургистов в духовных академиях Русской Православной Церкви. За свой неутомимый, самоотверженный труд и крупномасштабные исследования, которые А.А.Дмитриевский вел на протяжении всей своей жизни во многих странах православного Востока, он получил наименование «русского Гоара», в честь величайшего западно-христианского ученого-монаха XVII века Иакова Гоара, положившего начало научному изучению литургического богатства Православия. Великим тружеником русской литургической науки был профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856–10 августа 1929). Он принимал деятельное участие в ее создании, и с вдохновением самоотверженно всю жизнь разрабатывал ее проблемы. За труды по собиранию и изданию греческих литургических текстов Типикона и Евхология он заслужил наименование «русского Гоара». Им была создана Киевская школа русских литургистов (Прилуцкий, Пальмов, Неселовский, Дьяковский, Лисицын, Кекелидзе, Скабалланович, Барвинок, еп. Гавриил (Чепур). 1 Дмитриевский , радуясь быстрому росту литургической науки в России в начале XX века, не переставал указывать литургистам, среди которых были ученики его школы, на огромные задачи, стоящие перед ними, и на ответственность перед православным миром. Он призывал русских литургистов к напряженному труду. Дмитриевский был уроженцем Астраханской губернии, чем объясняется вспыхивавший у него по временам интерес к церковной истории этого края. 2 . По окончании Астраханской духовной семинарии он в 1878 г. поступил в Казанскую духовную академию на церковно-практическое отделение. Здесь он на студенческой скамье вдохновляется тем интересом к древнерусским церковным памятникам, который вызвало соловецкое собрание рукописей, полученное академией. Дмитриевского вдохновляют свежестью и интересом содержания лекции проф. Н. Ф. Красносельцева . Он пишет ему кандидатское сочинение по рукописным первоисточникам – «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке», пользуясь доброжелательностью и помощью Красносельцева. Он вспоминает, как его учитель тратил на беседы с ним «много времени в промежутках между лекциями и у себя на дому по вечерам, охотно снабжал источниками и пособиями и нередко из собственной библиотеки щедро и великодушно отдавал в руки неизданные материалы, почерпнутые из рукописей, и собранные им самим разного рода заметки». «Сердечные, истинно отеческие отношения» Красносельцева к Дмитриевскому продолжались до кончины Красносельцева (11 сентября 1898 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010