34 «Поется же первее посреде церкве канонархом единожды. Таже: Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, Вел. понед., утреня). 35 «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь, Служба в Великий понедельник). 37 «На трапезе же ядим сухоядение и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»). 38 «Сице же творим в великий понедельник вечера и во вторник к среде» (Типикон, Великий понедельник вечера, 3-е «Зри»). 39 В обителях бывает расход. «В соборных же храмех и приходских росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, Великая среда, утреня). 41 «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны...» (Типикон, Великая среда, вечер). 42 «Ведомо же буди, яко от сего святаго дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер). 43 «Подобает ведати, яко лития за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины» (Типикон, Великий четверг, 1-е «Зри»). Это указание Типикона является основанием тому, чтобы в последующие дни Страстной и Светлой седмиц не совершались заупокойные поминовения. 44 Входные молитвы священнослужители совершают пред началом часов, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много просфор, она может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах». 45 «И поем множицею, причащаются братия Божественных Таин» (Типикон, Великий четверг, вечер). 46 «...Входим в трапезу, и ядим варение с елеем. |
Здесь надобно еще припомнить сказанное нами при обозрении великопостного богослужения. Там мы видели, что, не допуская заупокойного богослужения в постные дни Великого поста в том виде, в каком оно возможно в другое время, Типикон, после вечерни понед., вторн. и четв. и утрени всех постных дней св. Четыредесятницы, предписывает петь в притворе литию по усопших, запрещая оную только в период времени от Великого четверга до недели Фоминой (посл. св. и Вел. четверт., л. 339 на об.). Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной 907 . Книги, в которых напечатаны. Листы либо страницы 1. Песнопения, употребляющиеся на различных службах. Воскресные тропари 8 гласов, напр., 1 гл.: Камени запечатану..., 2 гл.: Егда снисшел еси к смерти... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Богородичны воскресных тропарей, напр., 1 гл.: Гавриилу вещавшу тебе, Дево...; 2 гл.: Вся паче смысла... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Воскресные кондаки 8 гласов, напр., 1 гл.: Воскресл еси, яко Бог..., 2 гл.: Воскресл еси от гроба... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалт. Часослов. Дневные тропари, поемые в седмичные и субботние дни, напр., в понедельник 4 гл.: Небесных воинств архистратизи..., во вторник 2 гл.: Память праведного... и др. Типикон. Общая Минея. 237 на об. Часослов. Богородичны дневных тропарей, напр., в понедельник: Воспитавшейся во храме.., во вторник: Божественного быхом... и др 908 . Типикон. Часослов. Дневные кондаки, напр., в понедельник 2 гл.: Архистратизи Божии..., во вторник 2 гл: Пророче Божий... и др. Типикон. Тропари и кондаки двунадесятых праздников. Типикон. 48, 49 и 50 |
София, 1984. Кн. 15. С. 110-111; Winkelmann F. Zur der Vita Athanasii praemetaphrastica BHG Nr. 185//Opes Atticae. Steenbrugge, 1990. P. 455-463; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (Статья 2-я: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Stiernon D. Atanasio, vescovo di Alessandria//Enciclopedia dei santi: Bibliotheca Sanctorum. R., 1998. T. 2. P. 522-547; Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; H gg T. Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Crimicism//DOP. 1999. Vol. 53. P. 43-58; Щеголева Л. И. Житие святого Афанасия Александрийского в переводной литературе Древней Руси//Мир житий. М., 2002. С. 12-15, 18. О. В. Лосева Гимнография В дни памяти А. В. (18 янв. и 2 мая) Типикон Великой ц. IX-XI вв. предписывает петь последование А. В. с тропарем и чтениями на литургии. Тропарь по 50-м псалме и входе свидетельствует об особом почитании святителя в К-поле. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-202, 278). Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322, 342), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 394-395, 451-452), южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 109-110, 149) - указывают 18 янв. и 2 мая совершение службы, аналогичной шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. отмечается редакциями Иерусалимского устава начиная с самых ранних (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 38, 48). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 421-423, 617), так же как и памятники Студийского устава, предписывает совершение шестеричной службы, а согласно указанию Виолакиса Типикона , используемого ныне в греч. |
По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта. На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл. 2). Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» ( Лк.22:30 ) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения («руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12месяцев. Триодион, Пентикостарион). Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались. Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смерти». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971 г. стр. 94, 140). В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2 «зри»), или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита. |
18 . Если случится служба шестеричная или без знака в субботу, – тропари: дня («Апостоли, мученицы»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38-е). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари: дня («Апостоли, мученицы», «Помяни, Господи», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста). 21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу», храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). Примечания Заупокойные приношения, т. е. поминовение на проскомидии (заказные литургии), могут быть во все дни седмицы, но «Со святыми упокой» в воскресенье никогда не поется (см. Типикон, гл. II–V). Не поется «Со святыми упокой» и в седмичные дни, в том числе и в субботы, если прилучится бдение, или полиелей, или великое славословие. Поется только, если прилучится шестеричная служба или без знака в Уставе (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38, 40–43-е). Никогда не поется «Со святыми упокой» в предпразднство и попразднство и в период пения Цветной триоди (кроме Троицкой субботы) (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е, и службы Триоди цветной). В Четыредесятницу и Пятидесятницу Тропари и кондаки поются по уставу, указанному в Триоди постной и цветной, в Минее и Типиконе. Общие указания к пению тропарей и кондаков 1 . Перед предпоследним кондаком всегда поется «Слава», а перед последним – «И ныне». 2 . Если только один кондак, то перед ним поется «Слава, и ныне». 3 . Если святой храма совпадает со святым дня седмицы, то поется только один тропарь и кондак, без повторения их. 4 . Если святой Минеи по чину выше святого храма, то тропарь и кондак святому Минеи поются раньше тропаря и кондака святого храмового. |
Их еще можно было наблюдать в XVII в. Это, прежде всего, были торжественные входы на вечерне, отличавшиеся многочисленностью их участников: для их совершения в соборные храмы в обязательном порядке должно было собираться духовенство окрестных церквей. Такие же торжественные входы совершались и на утрене – после великого славословия, с изнесением Креста и Евангелия и с чтением Евангелия. С возникновением полиелея (псалмы 134-й и 135-й), который стал постепенно заменять более древнее пение Непорочных (псалом 118-й), и распространением практики полиелейных входов, входы после славословия прекратились. Только на утрене Великой субботы сохранилась практика входа на утрене по великом славословии. Многочисленными по числу участников были и малый, и великий входы на литургиях архиерейским служением. Эти входы также совершались с большой торжественностью, особенно великий вход, во время которого выносились все святыни и даже сокровища соборные. При богослужебной реформе Патриарха Московского Никона были подвергнуты правке Служебник, Требник и ряд других богослужебных книг. Современная русская редакция Типикона восходит к изданию Типикона при Патриархе Московском Иоакиме в 1682 году. Следуя тогдашним греческим уставам, в этом издании Типикона правщики «под числом» в месяцесловной части оставили лишь в большинстве случаев службы святым вселенским, а службы многим русским святым вынесли «за число», с отдельным оглавлением: «В той же день» (так и в современном нашем Типиконе и Минеях месячных), тогда как в Типиконах предыдущих изданий те и другие службы сочетались вместе под одним числом, с преобладанием при этом иногда песнопений русскому святому. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Она отличается от Иоакимовского Типикона дальнейшим пересмотром месяцесловной части и согласованием ее с исправленными к тому времени Минеями месячными. |
В 8-й главе Типикона говорится о том, в какие часы должно начинать литургию в неделю и праздники великие, средние и малые. После указаний, как отправлять службы в дни воскресные, в Типиконе следуют указания на службы в дни седмичные, кроме суббот. 9-я глава надписывается так: «еже како подобает знаменати на всяк день, зде же указания о вечерни и о утрени дней седмичных и в них же поем аллилуиа, и о первом часе». В этом заглавии отличаются одни седмичные дни от других дней, в которые поется «Аллилуиа». Под пением «Аллилуиа» разумеется то пение, которое бывает на утрени по прочтении шестопсалмия. В известные дни года вместо «Аллилуиа» поется «Бог Господь». При пении «Аллилуиа» и «Бог Господь» бывают при общественном Богослужении неодинаковые изменяемые молитвословия. Особенности в службах, при пении «Бог Господь» и при пении «Аллилуиа» в дни седмичные, кроме субботы, изложены в 9-й главе. О них же, кроме того, должно смотреть во 2-й части Типикона: в месяцеслове. под 14-м числом ноября и в триодионе – особенно в последованиях седмицы Сырной и первой Великого поста. Выражение: «поем Аллилуиа», встречаемое в месяцеслове Типикона, указывает на молитвословия седмичных дней, кроме субботы. В 10-й главе показано, из каких книг бывает по кафизмам на утрени «чтение во Евангелии», «чтение во Евангелии толковом», и какому порядку оно следует. После общего последования (9 главы) для дней седмичных содержатся в 11-й главе общие указания о пении канонов на утрени в седмичные дни. Хотя в месяцеслове Типикона, почти в каждом последовании, показано, сколько следует на утрени петь или читать тропарей из канонов Минеи и из канонов Октоиха; но в месяцеслове Типикона это указано без различия к дням седмичным. |
В целом надо сказать: где бы человек ни находился – в городе или на селе, путешествует ли по воде или по воздуху, от себя он никуда не скроется. Все зависит от внутреннего состояния души, которая или оживотворяется и одухотворяется верой, или охлаждается и обедняется отступлением от Бога и оскверняется грехом. – Церковный устав, Типикон, которым мы пользуемся, написан много веков тому назад. В наше время люди стали более немощные и порой жалуются, что им тяжело все записанное там понести. Есть ли какой-то минимум правил, придерживаясь которых, можно считаться православным христианином, какие-то универсальные принципы? – Думаю, что в этом вопросе соединено несколько проблем, каждая из которых должна иметь свое разрешение и развитие. Любой мало-мальски церковно образованный человек прекрасно знает, что Типикон уже очень давно не может исполняться в реальной приходской, да порой и монастырской жизни. Классическим является пример, когда в дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии в течение трех–четырех месяцев готовились к совершению службы дословно по Типикону и потом всю ночь ее пытались совершать. Мы являемся свидетелями развития богослужебных традиций. Все знают, например, что в Типиконе нет ни чина выноса плащаницы в Великую пятницу, ни чина погребения в Великую субботу, ни иных многих близких нашему верующему сердцу служб, без которых сегодня невозможно представить русское православное благочестие. Несомненно, новое поколение православных христиан, верных Священному Преданию и любви к богослужебной сокровищнице нашей Церкви, со временем, вероятно, просто обязаны создать Типикон Русской Православной Церкви, включающий в себя службы новомученикам Российским, формирующих новые правила соединения этих служб с греческими и другими вселенскими святыми, дающих пояснения, как следует составлять богослужения трем-четырем, а может быть, и более святым, так как нынешний Типикон сопряжение более чем трех служб не предполагает. Но ведь это было в IX веке. А, слава Богу, святые умножаются, и не совершать им служб нельзя. Но все, о чем мы ведем речь, следует делать благочестивой рукой и без ошибочной «исторической» практики, которая в прошлом влекла за собой смущение и разделения. |
Следующий момент богослужения – стихиры на стиховне, они есть на вечерне всегда, потом Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш, затем тропарь, – т.е. три момента службы, которые всегда есть в вечерне, независимо от литии. Потом наступает тот момент, который есть только тогда, когда есть лития. Это благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Кратко эта молитва называется «благословением хлебов». Благословение хлебов совершается только тогда, когда была лития, но как бы не в рамках самой литии (ели лития входит в состав полиелейного, а не бденного богослужения, то благословения хлебов не бывает. Это понятно: служба не продолжается всю ночь, и силы молящихся не нуждаются в дополнительном подкреплении). Затем при бденной службе поется 33-й псалом до середины, и иерей произносит благословение молящимся. Великая вечерня кончается. По Уставу, когда окончилась великая вечерня, всем надо сесть, и келарь должен раздробить благословенные хлебы, налить по чашечке вина и раздать всем молящимся, а чтец в это время читает назидательное чтение. Все это совершается труда ради бденного, так как трудно молиться всю ночь; в Типиконе много таких человеколюбивых указаний. Кажется, что Типикон – это нечто очень строгое, невыполнимое, выше сил человеческих, но мы имеем возможность заметить, что не редко Типикон сокращает богослужение из-за того, что люди устали. Часто говорится: «труда ради бденного» не будет этого, не будет того, часто по определенным причинам сокращаются поклоны и т.д. Типикон знает, знают, что телесные силы требуют подкрепления. Но Типикон, который составлялся в течение многих веков, содержит и такое довольно позднее замечание в этот момент службы (во 2-й главе Типикона): «Ныне сей чин весьма в церквах упразднися», т.е. |
Погрешность эта кажется неважной, но для «изучающих» устав, она может служить недоразумением. стр. 147 В рубрике «Часы великопостные» под цифрой 1) сказано, что если в среду и пятницу сырной недели случатся перечисленные здесь же праздники, то совершаются обыкновенно вседневные часы. – Слово «обыкновенно» должно быть выкинуто совсем. стр. 165 На этой стр. в четвертой сноске сказано, что на малой вечерне однажды положена паремия на субботу сырную, если в этот день случится Сретение. – Является вопрос: почему упускается паремия на малой вечерне, если Сретение случится в четверг сырный? Ее вовсе упускать не следует и хотя в Типиконе не указано относительно ее чтения, но это, – потому что в главе четверга совмещаются одновременно главы понедельника и вторника. Следует читать также паремию в день храма (Тип. храм. гл. 29). Ссылка на 26-ю храм. гл. Типикона и указание «Пособия», что в Мясопустную субботу, если будет храм, на малой вечерне читается паремия, – чистейший вымысел. стр. 166 В таблице «Малой вечерни» пред «Господи воззвах» пропущено «Слава, и ныне» (Тип. гл. 1.). стр. 169 В таблице «Великой вечерни», совершаемой отдельно от утрени, за указанием о 1-м антифоне 1-й кафизмы, помещено примечание, где сказано, что в неделю вечера кафизмы вовсе не бывает и сделана ссылка на гл. 17 Типикона. – В ссылаемом месте Типикона действительно есть такое указание, но оно вовсе к великой вечерне не относится, так как за ним тотчас же следует исключение: «Аще же прилучится празднество, тогда поем «Блажен муж» первый антифон». Примечание, о котором идет речь, может быть применено только в единственном случае; когда 13 сентября случится в понедельник, ибо тогда хотя под этот день совершается великая вечерня, но «Блажен муж» не поется, следовательно, кафизма рядовая должна быть упущена, – но ради такого исключительного случая, примечание это также излишне будет, потому что в воскресенье вечером кафизма по расписанию гл. 17 Типикона не положена, так что и упускать нечего. |
|