Типиконе Великой

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Божественная литургия Великого четвертка и особые ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия ( Ин13. 3-30 ) , ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои. Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя xii. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга – этот порядок отраженв Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, вЕвергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную) , и начинается ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
История плащаницы - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... соборных храмах хоть сколько-нибудь уподобить богослужение богослужению иерусалимскому 127. Многое, конечно, воспроизведено быть не могло, но кое-что имело отголоски в богослужении, например, в Великой Константинопольской церкви. Между прочим, уже в весьма древних святогробских уставах богослужение Великой Субботы так или иначе связывается с Гробом Господним. О бдении накануне Великой Субботы святогробский Типикон 1122 года замечает: ερχονται οι μοναχοι Σπουδαιοι 128 και αρξονται οπίσω του ζωοποιου και παναγίου Τάφου ανευ φωνης, αλλ᾿ εν πραότητι και φόβω πολλω 129. Параллель есть в Типиконе Великой церкви: γίνεται και παννυχις εν τω νάρθηκι της μεγάλης εκκλησίας παρα των εβδομαρευόντων, και ψάλλεται ο κανων του μεγάλου σαββάτου Κυμάτι θαλάσσης 130. С XIV века встречаем в богослужебных книгах замечание о том, что на входе во время великого славословия носили воздухи. По уставу афонского Ватопедского монастыря 1346 года, Евангелие носилось не обычно, но на плече, завернутое в воздух (ενειλημένον μετα του αέρος) 131. Славянский Требник начала XVI века знакомит нас с тем, что было в Святой Софии Константинопольской. В интересующей нас части Требник этот (рукопись из ... далее ...
Толковый Типикон - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... ( XI-XII в. ) насчитывает 14 «владычних праздников (δεσποτικω ν ἑορτω ν) »: Благовещение, Р. Х., Обрезание, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, неделя, Ваий, Преображение, Тайная вечеря, (с. 451) Распятие, Воскресение, неделя Новая, вознесение и Пятидесятница. Феодор Продром XII в. из этого перечня опускает Тайную вечерю и Новую неделю и получается т. о. 12 праздников; Никифор Каллист XIV в. заменяет Обрезание Успение и т. о. получается то же число 12. След. богородичные праздники, к которым не причисляли Благовещения (­ Зачатие Христово) , не вносились в разряд 12-х. В Типиконе Великой К-польской церкви Введение только названо под 21 ноября, но относительно службы ему не сделано никаких замечаний, даже не указано апостола и евангелия, что здесь делается для многих святых. Но все другие Типиконы, начиная с древнейших Студийских, дают для всех Богородичных праздников службы такой же торжественности, как для Господних праздников, при тех исключениях, которые в этом отношении делаются и нынешним уставом (отсутствие антифонов на литургии, что древние уставы допускали и для некоторых Господних праздников, – и более короткое попразднство) . С такою же почти ... далее ...
ЛитургикаИскать в ИсточникеИсточник
... Типиконов (например, в Типиконе патриарха Алексия Студита и в Евергетидском типиконе) [ 4 ]. Отличительной чертой этого месяцеслова является наличие местных памятей, в том числе памятей предстоятелей Константинопольской Церкви, и местных праздников (например, воспоминание положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви или храмовые праздники константинопольских церквей) . Константинопольская лекционарная система послеиконоборческого периода отражена в Лекционариях константинопольского происхождения, в лекционарных указателях служебных Апостолов и Евангелий, а также в Типиконе Великой церкви [ 5 ]. Именно с этой лекционарной системой связана принятая в настоящее время последовательность чтения Евангелий в течение богослужебного года — от Иоанна, Матфея, Луки и Марка, а также чтение Пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной Литургии. Лекционарии и лекционарные указатели, отражающие константинопольскую лекционарную систему послеиконоборческого периода, характеризуются наличием двух частей, первая из которых содержит чтения подвижного богослужебного года (от Пасхи до Великой Субботы) , а вторая — неподвижного (от 1 сентября до 31 августа) [ 6 ]. ... далее ...
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Типиконам, за богослужением праздника В. Г. в И., всегда приходящегося на воскресенье, отменяются все воскресные тексты (при этом нек-рые из них - напр., тропарь «Воскресение Христово видевше» - поются на утрене Лазаревой субботы, т. е. как бы переносятся на предыдущий день) , исполняются песнопения только праздника (однако на вечерне поются обычные для вечера субботы кафизма «Блажен муж» и прокимен) ; основу гимнографического формуляра праздника составляют те же тропари 1-го гласа Τὴν κοινὴν ᾿Ανάστασιν̇ () и 4-го гласа Συνταφέντες σοι διὰ τοῦ βαπτίσματος̇ () , что упоминаются в Типиконе Великой ц., а также кондак 2-го плагального ( т. е. 6-го ) гласа Τῷ θρόνῷ ἐν οὐρανῷ̇ () и канон утрени 4-го гласа, написанный прп. Космой Маюмским; все памятники указывают паремии на вечерне - те же, что в Типиконе Великой ц. ; на утрене читается Евангелие (различные Типиконы указывают разные зачала) , к-рые предваряют прокимен из Пс 8 и «Всякое дыхание»; после утрени положено совершение крестного хода в память о событии В. Г. в И. ; литургия имеет входный стих (Пс 117. 26 или 26-27a; указания о литургийных антифонах различны в разных Типиконах) ; чтения литургии ... далее ...
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... рус. Минеях. Большинство текстов службы А. В., помещенных в печатных Минеях под 18 янв. и под 2 мая, известны по описаниям в Евергетидском, Мессинском и Студийско-Алексиевском Типиконах. Канон А. В. Феофана с акростихом «̓Αθανάσιος εὖχος ὀρθοδοξίας ἔφυ» (Афанасий хвалой Православия был) указан под 18 янв. в Евергетидском Типиконе; один из корпусов стихир 5-го гласа печатных Миней - в Евергетидском и Студийско-Алексиевском Типиконах; 2 из самогласнов последования () , а также тропарь А. В. и свт. Кириллу, общий священномученикам, отмечены во всех 3 памятниках (тропарь, кроме того, и в Типиконе Великой ц.) ; еще по одному самогласну - в Мессинском (Х) и Евергетидском () Типиконах. Особый тропарь А. В. 3-го гласа «Στύλος γέγονας ὀρθοδοξίας» () упомянут лишь в Мессинском Типиконе. Последование, помещенное в печатных Минеях под 18 янв., содержит ряд общих текстов А. В. и свт. Кириллу ( в т. ч. тропарь 3-го гласа ) , неизвестных по студийским Типиконам. Студийские уставы и Минеи студийского типа (напр., ГИМ. Син. №163. Л. 169об., №166. Л. 4, XII в. - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 47, 60) указывают также не вошедший в печатные богослужебные книги канон ... далее ...
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87) , Апостол ( 1 Кор 1. 18-2. 2 ) , аллилуиарий и Евангелие, «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, «Ныне отпущаеши», тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф») , просительная ектения и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач. : «Κύριε ᾿Ιησοῦ Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ σωτὴρ τοῦ κόσμου, ὁ καταξιώσας ἐν τῇ ὥρᾳ ταύτῃ» - Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в к-польских Типиконе Великой ц. и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни - составное) Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 (, как и в Типиконе Великой ц., хотя в Святогробском Типиконе указаны лишь 1-й и последний стихи) . Богослужение В. п. в к-польской соборной традиции IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 76-82 ) . Сравнительно с памятниками древней иерусалимской традиции богослужение В. п. (как др. дней Страстной седмицы) в составе ... далее ...
ВЕЛИКАЯ СУББОТАИскать в Источникеpravenc.ru
... 1-й: «Θῶς σπερινὸν ἐπέλαμψεν» ) () со стихами Пс 96. 11 и 35. 10 (на «Слава» - 3-я из вост. стихир 1-го гласа) , «Ныне отпущаеши», отпустительный «седален» - воскресный тропарь 1-го гласа и, наконец, «молитва» (отпуст?) Патриарха, после к-рой он отправлялся крестить оглашенных. После Крещения Патриарх возвращался в базилику и начиналась Божественная литургия (на входе: «῾Ο ἄγγελός σου, Κύριε, ὁ τὴν ἀνάστασιν») Ангел Твой, Господи, Воскресение [возвестивший] ( , «Слава, и ныне» - кондак ) тот же, что по 6-й песни канона (; вместо Трисвятого - «Елицы во Христа»; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ; тропарь «εἰς τὰ ἅγια») на святыню; древний тропарь на умовение рук (: «Τῆς λαμπρᾶς καὶ ἐνδόξου ορτασίμου ἀναστάσεως») Светлого и славного празднственного Воскресения (со стихом Пс 79. 3b; херувимская: «᾿Εξηγέρθης, Χριστέ, ἐκ τοῦ μνήματος») Восстал, Христе, из гроба ( ; причастен: «Тело Христово» ) . Патриарх возглавлял Божественную литургию только до херувимской, далее служил старший священник, а Патриарх вместе с архидиаконом уходил ко Св. Гробу. Внутри кувуклии Патриарх читал Евангелие ( Ин 20. 1-18 ) и совершал на Св. Камне традиц. иерусалимскую литургию ап. ... далее ...
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Brakke D. The Greek and Syriac Versions of the Life of Antony Le Muséon. 1994. T. 107. P. 29-53; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 121-134; Хосроев А. О подлинности «Посланий» Антония он же. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. С. 286-311; Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monastisism and the Making of a Saint: (Revised and Enlarged Version) . Minneapolis, 1995; Войтенко А. А. «Житие прп. Антония Великого» свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества ВВ. 2001. Т. 60. С. 83-98. А. Войтенко Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-Х вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 200) помещен тропарь А. В. по 50-м псалме «Tὸν ζηλωτὴν ̓Ηλίαν τοῖς τρόποις μιμούμενος» () , что свидетельствует об особом почитании А. В. в К-поле. Студийские Типиконы - Студийско-Алексиевский 1034 г. ( ГИМ. Син. 330. Л. 135, XII в. ) и Евергетидский 1-й пол. ХII в. (Дмитриевский.) Описание. Т. 3. C. 284 (, в первопечатном русском 1610 г., в принятом ныне в РПЦ) Типикон. Т. 1. С. 419-421 (, афонских мон-рей - память А. В. обозначается как бденная.) Последование А. В. со времен действия Студийского устава в основном не изменилось. ... далее ...
ВОСКРЕСЕНЬЕИскать в Источникеpravenc.ru
... вечерни в субботу была паннихис (. На вечерне в качестве 1-го изменяемого антифона пели Пс 1 и 2 - тем самым с В. начинался новый цикл стихословия Псалтири. На утрене вместо изменяемых антифонов пели непорочны) Пс 118 (на 3 статии, а после великого славословия, тропаря и прокимна читали утреннее воскресное Евангелие. По крайней мере с IX в. в К-поле использовалась система из 11 утренних воскресных Евангелий, образовавшаяся, видимо, под влиянием цикла евангельских чтений Светлой седмицы древнего иерусалимского богослужения) Janeras. 1986 (. Из гимнографических текстов воскресной службы в Типиконе Великой ц. упоминаются только 3 тропаря: исполняемый со стихами Пс 140 вечерни и называемый κεκραγάριον) от [Κύριε, ] ἐκέκραξα - [Господи, ] воззвах (; исполняемый со стихами Пс 50 утрени и называемый πεντηκοστάριον) от πεντηκοστός - 50-й (; исполняемый после великого славословия утрени. Тексты первых 2 тропарей в Типиконе Великой ц. не приводятся; 3-м были попеременно) по нечетным и четным В. (тропари Σήμερον σωτηρία τῷ κόσμῳ γέγονεν) (и ᾿Αναστὰς ἐκ τοῦ μνήματος) (. В певческих Псалтирях XV в.) Athen. Gr. 2061 и 2062 (, отражающих более позднюю, чем Типикон Великой ц., стадию ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Типиконе Великой
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера