I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста: [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того память разрешаемъ, и творимъ за любовь святому праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ среду и въ пятокъ, разрешаемъ точию на елей и вино, рыбы же не ядимъ, кроме храма. Аще ли единому отъ сихъ во обители храмъ, разрешаемъ на рыбу и вино. Введение же Богородицы въ кийлибо день случится, аще въ среду, или пятокъ разрешаемъ и на рыбы. Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников: А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется – вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба); Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст./29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст./8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст./13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст./17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст./18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст./19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст./22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст./30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу – растительное масло и вино; В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день). I. 4. Рождественский пост разделен на два или три периода: [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же уставы отъ 9-го числа декемвриа повелеваютъ поститися, и на рыбы не разрешати, кроме субботъ, и недель, и храма святого. Отъ 20-го же числа, даже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешаемъ на рыбы.

http://pravoslavie.ru/108588.html

1. Четверг сырный. Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (с 2 марта) . Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Служба прмц. Евдокии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А) . На этот день может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я, 4-я и 5-я Марковы главы) (Б) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и прмц. Евдокии на 4. 4-я, 8-я и 9-я песни: канон прмц. Евдокии со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона прмц. Евдокии, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдокии, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В женах Святая, Богородице...». По Трисвятом – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

2 В Типиконе это Трисвятое называется «конечным». 3 Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах. 4 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 435), из Октоиха поются оба канона (1-й – Креста, 2-й – Богородицы): в 1-й, 6-й и 7-й песнях – со ирмосом на 4 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 2); в 4-й и 5-й песнях – со ирмосом на 6 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 3). 5 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит. 6 По аналогии с богослужением св. Четыредесятницы, можно считать допустимым пение по 6-й песни канона мученична Октоиха (из приложения Постной Триоди), глас 7-й: «Безбожия мучителей презревше...». По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». 7 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см.: Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435). 8 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя... Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 848; Богослужебные указания на 1956 год для священно-церковнослужителей. М., 1955. С. 49; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 54; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 40–41.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3. Пантократорский (Παντοκρατορο " ) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4. Мамонтский (Μαμοντο " ) Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5. Богородицы " тон Елегмон " Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6. Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII-XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь–Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз.171, 572; см. Кекелидзе: 473): первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры (Кекелидзе: 486): Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание. В своем Очертании (см. выше стр.48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития (МАН:222; СКА:397, зам. 5). Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско–савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий всенощные бдения, более длинные службы и, особенно, более частый и строгий пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Слава, и ныне, праздника, глас 1: Лик Ангельский да удивится чудеси: (зри в сам день праздника). По 2-м стихословии седален святаго, глас 4. Подобен: Вознесыйся: На Божественней стражи стал еси, блаженне,/и разумел еси Божие приятие пророческими очима, Богодохновенне./Темже и возопил еси, Симеоне Богоприимче, со страхом:/Господи, услышах славное восприятие Твое/и воспеваю Тя, в плоть бренную от Девы волею облекшася. Слава, и ныне, праздника, глас 1: В церковь принеслся еси, Жизнь всяческих: (зри службу выше). Величание: Величаем тя,/святый праведный Симеоне Богоприимче,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши о нас/Христа, Бога нашего. По полиелеи седален Симеону, глас 5: Очистив от скверны ум, премудре,/зерцало Божественное соделался еси/и ныне к восприятию Сына Божия, радуяся, пришел еси, пророче Симеоне. Слава, и ныне, праздника глас 5: Во храм принеслся еси, обычная исполняя: (зри службу выше). Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой,/внегда молити ми ся к Тебе. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 8. По 50-м псалме стихира самогласна, славник Господи, воззвах: глас 6: Пророче и проповедателю Христов: (зри службу выше). Канон праздника со ирмосом на 6 (зри в сам день праздника) и святаго Симеона на 6 (зри службу выше). По 3-й песни кондак и икос праздника, седален святаго (зри в сам день праздника), Слава, и ныне, тойже. По 6-й песни кондак и икос святаго. Кондак Симеону глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Старец днесь отрешитися от юз молящеся/сего жития тленнаго,/Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Икос: Господня свидетельства прием, Симеоне Богоприимче,/паче всех человек высши был еси;/темже похвалы принести тебе ужасохся,/но, любовию понудився, песнь начати дерзнух,/темже не отрини, помощник нам буди, прехвальне,/да возмогу пети честны руце твои,/воистину прикоснувшиися Богоприятне Божественному Младенцу,/ибо се Христа восприял еси на руку, Зиждителя и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святаго апостола от 70-ти Кодрата, иже в Магнисии († ок. 130; службу зри 22 сентября) Преподобнаго Иосифа Заоникиевскаго, Вологодскаго († 1612) Преподобнаго Даниила Шужгорскаго (XVI) 22 сентября Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго († 117). Святаго пророка Ионы (VIII до Р. X.). Преподобнаго Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго († 22 января 1622; службу зри 22 января) Преподобнаго Ионы Яшезерскаго († ок. 1589–1592) 23 сентября Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Святителя Иннокентия, митрополита Московскаго (прославление, 1977; службу зри 31 марта) 24 сентября Святыя первомученицы равноапостольныя Феклы (I) Преподобнаго Никандра пустынножителя, Псковскаго († 1581) Святаго преподобномученика Галактиона Вологодскаго († 1612) Иконы Божия Матере Мирожския (1567; явилась в 1198) 25 сентября Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца († 1392) Преподобныя Евфросинии Александрийския (V) Преподобныя Евфросинии Суждальския, в миру Феодулии († 1250; службу зри 18 сентября) Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (пренесение мощей, 1595;службу зри 6 ноября) 26 сентября Святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова († нач. II) Святителя Тихона, Патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989; †25 марта 1925) Преподобнаго Ефрема Перекопскаго, Новгородскаго († 1492; службу зри 16 мая) 27 сентября Святаго мученика Каллистрата и дружины его († 304) Преподобнаго Савватия Соловецкаго († 1435) Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго († 1937) 28 сентября Преподобнаго Харитона Исповедника († ок. 350) Собор Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии († ок. 1337), родителей преподобнаго Сергия Радонежскаго Святаго благовернаго князя страстотерпца Вячеслава Чешскаго († 935) Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго († 1541) 30 сентября Святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России (пренесение мощей, 1730)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

30 «В среду пятыя седмицы вечера звон в красныя. Такожде и в четверток ко утрени и вечерни» (Типикон, гл. 49, 4-я Неделя вечера). 31 Принято на практике читать этот канон священнику и так же, как и в четыре дня 1-й седмицы, посреди храма. Для этого священник во время пения ирмоса: «Помощник и Покровитель...», облаченный в фелонь (от начала утрени), исходит северными дверьми к уготованному аналою. Впереди свещеносец со свечой. Царские врата закрыты. Завеса Царских врат стоит отверзена от начала утрени. 32 «Поскору» выражается в том, что на кафизмах между «Славами» нет пения, тропари на часах читаются, а не поются; в конце каждого часа молитва св. Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами. «Во царствии Твоем…» на изобразительных читается, а не поется. 33 Храмовой праздник, если случится в Страстную седмицу до Великой пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в пятницу или в субботу Страстной седмицы, или на первый день Пасхи – переносится на понедельник Светлой седмицы. 34 «Поется же первее посреде церкве канонархом единожды. Таже: Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, Вел. понед., утреня). 35 «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь, Служба в Великий понедельник). 37 «На трапезе же ядим сухоядение и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»). 38 «Сице же творим в великий понедельник вечера и во вторник к среде» (Типикон, Великий понедельник вечера, 3-е «Зри»). 39 В обителях бывает расход. «В соборных же храмех и приходских росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, Великая среда, утреня). 41 «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны...» (Типикон, Великая среда, вечер). 42 «Ведомо же буди, яко от сего святаго дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литии стихиры Успения, глас 1: Подобаше самовидцем Слова и слугам: Таже глас 2: Всенепорочная Невеста: Слава, и ныне, глас 3: Приидите, вси концы земнии (писаны на самый праздник, зри день 15-й ). На стиховне стихиры Успения со стихи их (зри день 15-й ). Слава, Премудрости, глас 6: Господи, воплотился еси, якоже восхотел еси,/изволил еси восприяти нищету нашу/и богатство благосердия показал еси./Славим Тя, Человеколюбче,/смотрения Твоего таинство почитающе/и молящеся даровати нам оставление прегрешений наших,/мир и велию милость. И ныне, Успения, глас 4: Егда изшла еси, Богородице Дево: (писана на самый праздник, зри день 15-й ). На благословении хлебов тропарь Премудрости, дважды. И Успения, единожды. Тропарь Премудрости, глас 1: На Престоле огнезрачием/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси явитися на земли, яко человек,/исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе;/сего ради и пострадал еси плотию,/да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя,/идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши./Слава всеблагому Твоему Совету,/Слава премудрому смотрению Твоему,/Слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбие. Ин тропарь Премудрости, глас 8: Премудрость Отчая,/Сияние славы и Образе Ипостаси Его,/в начале Небеса и землю основавый,/благослови достояние Твое,/сохрани в мире Церковь и град Твой и люди Твоя спаси. На УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Премудрости, дважды. Слава, и ныне, Успения. По 1-м и 2-м стихословиих седальны Успения (зри день 15-й ) Величание: Величаем Тя,/Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,/вся премудростию Твоею в начале сотворшаго/и человеческий падший род от вечныя смерти/всемилостивно искупившаго. По полиелеи седален Успения (зри день 15-й ). Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой. Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна (глава 3, ст. 13–17): Рече Господь: никтоже взыде на Небо: конец: но да спасется Им мир. По 50-м псалме, Слава: Всяческая днесь радости исполнишася,/Бог Господь, и явися нам. И ныне, тойже. Таже Помилуй мя, Боже: и стихира, глас 6 (зри Славник на Господи, воззвах: страницы 144–145). Каноны Иисусу Сладчайшему, глас 2 и Успению сего дне, глас 1. Канон Иисусу Сладчайшему. Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть:/препрославленный Господь славно бо прославися. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе Долготерпеливе,/души моея язвы исцели, Иисусе,/и услади сердце мое, Многомилостиве, молюся,/Иисусе, Спасе мой, да величаю Тя, спасаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 в.от Рима, основанного иноком Нилом † 1004 г., который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II † 1303 г. в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы 1620 . 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону (с. 402) южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV в. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника » 1621 . В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2 . Евергетидский ( Ευεργετιδο«) Типикон: рукоп. Афин. 788, XII в.: полный текст: ДМИ-1:256–656; см. ed. M. Mullet and A. Kirby «The Theotokos Evergetis and eleventh- century monasticism», Belfast, 1944; id. «Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200», Belfast, 1997. Thiermeyer: 490. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т. е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона. После 31 августа идет Триодная часть, соответствующая Канонарию, начиная с недели Мытаря и Фарисея. На каждый день указываются: а) начало всех стихир, тропарей и канонов, б) начало святоотеческих чтений на утрени, в) начало Апостола и Евангелия, г) разные типиконные указания. В конце, после недели Всех Святых, находится целый ряд важных указаний общего характера: а) Воскресное бдение, содержащее: 1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3 . Пантократорский ( Παντοκρατορο«) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4 . Мамонтский ( Μαμοντο») Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5 . Богородицы «тон Елегмон» Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6 . Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XIIXIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010