Однако, как верно заметил Томас, некоторые функции императорского монастыря сохранились за монастырем Пантократора в последующие годы. Так, он послужил местом заключения Исаака Комнина, старшего брата Мануила, будущего императора Мануила I. Здесь же находилась усыпальница некоторых правителей из рода Комнинов и их жен 725]. Можно считать императорским монастырем и лавру Святого Афанасия в первый период ее существования 3 . Ее ктитором был император Никифор Фока, он же издал хрисовул, который Афанасий Афонский цитирует в своих уставных документах. В хрисовуле он назначает преподобного ее первым игуменом. Император же ежегодно выделял деньги на проживание в Лавре определенного числа монахов. Однако Томас считает, что, поскольку монастырь сам себе выбирал игумена, он был независимым; более того, он называет Типикон «самым ранним документом в нашем собрании, составленным для независимого и автономного монастыря» 245]. И действительно, Афанасий прямо пишет: «…патриарх, или глава сакеллиона, или любое другое лицо да не претендуют на назначение настоятеля. Лавра должна остаться самоуправляемой и независимой» Но, как мы увидим далее, статус независимого монастыря, самостоятельно выбирающего себе игумена, вполне уживался с жалованной ставропигией, б) патриаршие Патриаршим монастырь мог становиться не сразу, а получить ставропигию впоследствии. Таков монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос. Он был основан иноком Христодулом, который получил на владение этим островом хрисовул 4 от императора Алексея I Комнина 5 44–49]. Согласно ему, весь остров отдавался в управление монахам, и на него запрещался доступ мирянам с семьями, безбородым юношам и евнухам 45]. Монастырь объявлялся самовластным (ατοδσποτος) и независимым (αυτεξοσιος), он должен будет управляться согласно типикону и правилу, которые напишет Христодул, и, главное, он не будет под властью «ни императорской, ни патриаршей, ни митрополичьей, ни епископской, ни церковной или частного лица» 46]. Эти сведения находят соответствие и в уставе-ипотипосисе 64–65 (ch. 9-ю), 69 (ch. 16)] и в завещании Христодула 84]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малая вечерня назначается Уставом перед всенощным бдением и совершается всегда в тех случаях, когда всенощное бдение начинается великой вечерней 167 . В этом случае бдение начинается «по еже заити солнцу мало» (Типикон, 2-я глава), то есть позже обычного времени, назначаемого для вечерни. А «чтобы не оставить без привычного молитвенного освящения обычный час вечерни, для него положена малая вечерня» 168 , которая совершается «прежде солнечного захождения» (Типикон, 1-я глава), то есть до заката. Малая вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при закрытой завесе царских врат. Служащий священник на протяжении всей малой вечерни по уставу облачен толь­ко в епитрахиль. Также на малой вечерне (в сравнении с вседневной и великой) опускаются кафисма и почти все ектении. В силу указанных обстоятельств чин малой вечерни приближается к богослужению часов, отличаясь только наличием изменяемых частей (стихир и тропарей). Последование малой вечерни находится в 1-й главе Типикона, а особенности ее указаны также в 3-й, 4-й, 15-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона. §2.1. Последование малой вечерни В конце 9-го часа священник выходит на амвон и, дож­давшись окончания молитвы 9-го часа, начинает малую вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов). Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды) (вместо ектении) , «Слава, и ныне». Хор: «Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры). Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «От стражи утренния до нощи...». Хор далее поет стихиры на 4 по Уставу, а затем исполняет песнопение «Свете тихий...». Священник: «Вонмем» . «Мир всем». «Премудрость. Вонмем» 169 . Затем священник и хор исполняют прокимен дня (если малая вечерня совершается в субботу вечером, то поется прокимен «Господь воцарися…» с одним стихом (первым стихом «Облечеся Господь…»), а не с тремя, как это бывает на великой вечерне).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

46 . Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся (из творений св. Феодора Студита )//Воздвижение Креста Господня. Служба на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1907. – С. 21–24. 47 . Процвети яко финикс (св. Амвросия Медиоланского )//Вход Господень во Иерусалим с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1903. – С. 25–27. 48 . Радость Богоотец Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во храм Приснодевы Марии (из слова св. Германа, Патриарха Константинопольского)//Введение во храм Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1907. – С. 25–27. 49 . Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. – М.: Наука-ВЛ, 199З. С. 142. 50 . Рубан Ю.И. День Святой Троицы. Пятидесятница (www. azbyka.ru). 51 . Рубан Ю.И. Сретение Господне (опыт историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. С. 224. 52 . Рубан Ю.И. Сретение Господа нашего Иисуса Христа (azbyka.ru). 53 . Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. – Киев: Издательство журнала «Проповеднический листок», 1916. С. 118. 54 . Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. С. 258. 55 . Скабалланович М.Н. Пятдесятница. – Киев: Издательство журнала «Проповеднический листок», 1916. С. 180. 56 . Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. – Киев: Пролог, 2004. С. 194. 57 . Скабалланович М.Н. Рождество Христово. – Киев: Издательство «Петр Барский в Киеве», 1916. С. 196. 58 . Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. С. 816.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В каких же случаях и в какие дни употребляются будничные антифоны? Будничные антифоны поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет Блаженн, то есть, когда в Типиконе не указаны Блаженны – тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов. Второй вид антифонов – не по значимости, а по порядку рассмотрения – антифоны праздничные. Их также три, и они построены несколько иначе, чем будничные. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону – «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «плотию Распныйся», «во Иордане Крестивыйся», «Рождейся от Девы» и т. д.). Итак, стих псалма, затем припев. Третий антифон выглядит следующим образом: избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Мы уже говорили о том, что тропарь (от греческого τρπω – «обращать») – это удобообращаемый текст, такой текст, который удобно перемежать с какими-либо стихами, и третий праздничный антифон – яркий тому пример. Что такое избранные стихи? Это стихи, выбранные из всей Псалтири, которые Церковь считает наиболее подходящими к сегодняшнему празднику. Они образуют само тело этих антифонов, но к стихам постоянно есть припевы – молитвенное обращение ко Христу или тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава месяцеслова или глава, посвященная Триоди – 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах – Минее или Триоди. Антифоны праздничные Типикон назначает всего несколько раз в году, это очень редкий и торжественный вид богослужебного текста. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху (В современном греческом соборно-приходском Типиконе есть также антифоны на Сретение, Богородичные двунадесятые праздники, а также Недели Торжества Православия и Крестопоклонную и на освящение храма). Праздничные антифоны поются на Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление и Преображение (четыре неподвижных двунадесятых Господских праздника, устав которых – в месяцеслове, а тексты служб, и в том числе антифоны, в Типиконе и Минее месячной), а также в Неделю ваий, на Пасху и во все дни Пасхальной седмицы (которые проходят, как один), на Вознесение и Пятидесятницу (устав богослужения в Типиконе, тексты – в Триоди), Как видите, четыре случая по месяцеслову и четыре по Триоди – все вместе это двунадесятые Господские праздники плюс Пасха и Пасхальная седмица (не забывайте, что Пасха не относится к двунадесятым праздникам).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. В некоторые воскресные и седмичные дни периода пения Постной и Цветной Триоди отменяются службы Минеи, в этих случаях читается только рядовое (дневное) Евангелие 90 . 4. В дни памяти святых без знака, которым не положено в Уставе евангельское чтение, читается только рядовое Евангелие (например, 10, 27 сентября, 10, 30, 31 октября и др.). 5. В отдания Господских двунадесятых праздников читается только рядовое чтение (см. 21 сентября), исключая вариант, если в этот день случится память великого святого. Два евангельских чтения положены на литургии гораздо чаще, чем одно, а конкретно в следующих случаях: 1. В воскресные дни, если случится Богородичный праздник или святой, которому в Типиконе назначается евангельское чтение (почти все святые в месяцеслове, кроме некоторых святых без знака, имеют особое евангельское чтение на литургии), читаются воскресное Евангелие и праздника (святого). 2. В седмичные дни в случае памяти святых с полиелеем, славословием и шестеричных, а также вообще всех тех святых, которым в Типиконе назначается Евангелие, читаются рядовое зачало и зачало святому. Причем рядовое читается первым во все дни седмицы, кроме субботы. Лишь в субботние дни периода от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее предваряет чтение святого и только затем читается рядовое (см. Типикон, глава 12-я), исключая периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»). 3. Если в седмичный день случится недвунадесятый праздник Господский или Богородичный, соединяемый со службой святому, которому Устав назначает отдельные Апостол и Евангелие (например, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа и др.), то читаются два зачала, причем прежде идет Евангелие праздника, затем святого. В этом случае рядовое чтение дня седмицы переносится на предыдущий день (см. Типикон, 1 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

§3.4. Малый отпуст Все рассмотренные отпусты, как было сказано выше, произносятся на вечерне, на утрене и на литургии. А на так называемых часовых службах (то есть на повечерии, полунощнице и после 1-го часа, если перед ним произносился отпуст утрени) в течение всего года произносится малый отпуст: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот отпуст на воскрес­ном всенощном бдении после 1-го часа, а также на пасхальном часе и на всех часовых службах периода попразднства Святой Пасхи начинается словами «Воскресый из мертвых...». Следует заметить, что «Воскресый из мертвых…» – единственная вводная фраза, допустимая на малом отпусте; на Господские двунадесятые праздники и в периоды их попразднства малый отпуст произносится без вводной фразы. §4. Отпусты в период Великого поста В Великом посту на полунощнице полагается обычный малый отпуст. Также малый отпуст полагается всегда на малом повечерии. На великом повечерии же малый отпуст бывает только во все пятницы Святой Четыредесятницы вечером и накануне полиелейного праздника (см. Типикон, 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных»). Во всех остальных случаях в седмичные дни Великого поста отпустом великого повечерия служит молитва «Владыко Многомилостиве...», во время которой все молящиеся становятся на колени («нам же на землю приклоньшымся»; см. Типикон, глава 49-я, понедельник 1-й седмицы, «О часе девятом»). После 1-го часа, который следует непосредственно за утреней, полагается отпуст вседневной утрени, как он изложен в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...». Этот же отпуст произносится на изобразительных в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. После вечерни, если она совершается без литургии Преждеосвященных Даров, отпуст полагается также обычный вседневный, как он дан в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...», но с добавлением молитвенного призывания святого наступающего дня, то есть того, которому пелись стихиры на «Господи, воззвах…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

106 Нередко антифоны поют по Богослужебному сборнику, хотя эта книга не является источником, а носит характер пособия. 107 Если поется прокимен Богородице («Величит душа Моя Господа…») или святым отцам («Благословен еси Господи Боже отец наших…»), то перед текстом прокимена следует объявить соответственно «Песнь Богородицы» или «Песнь отцев», как это обозначено в Апостоле. Например, прокимен Богородице будет звучать так: «Прокимен, глас третий. Песнь Богородицы. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». 108 В богослужебных книгах всегда обозначается глас, на который следует петь «Аллилуиа», однако на практике глас произносить не обязательно, так как зачастую хор поет «Аллилуиа» не гласовым распевом, а на особый мотив. 109 Если 2-й прокимен того же гласа, что и 1-й, то нет необходимости вновь называть глас, а следует сказать: «Прокимен, глас тойже». Так, если в воскресный день 4-го гласа случится память священномученика, которому полагается прокимен также 4-го гласа (например, 4 сентября), то следует так объявить 2-й прокимен: «Прокимен, глас тойже. Святым, иже суть на земли Его…». 114 Так как правила относительно чтения Евангелия и Апостола в данном случае одинаковы, то см. перечень соответствующих дней периода Триоди в примеч. 90 на с. 110. 115 Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»). 116 Правда, это был не Студийский устав в его чистом виде, а так называемый Типикон Патриарха Константинопольского Алексия (1025–1043). Этот Патриарх был вначале иноком Студийского монастыря, затем в 1034 году основал около Константинополя монастырь в честь Успения Богородицы и, как ктитор, положил в основание его Студийский устав, но с некоторыми изменениями и дополнениями, воспользовавшись отчасти уставом Великой церкви и сложившимися правилами монашеского общежития. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика преподобный Феодосий Печерский и переписал устав для Печерского монастыря (см.: Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. С. 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

св. и Вел. четверт., л. 339 на об.). Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной 907 . Книги, в которых напечатаны. Листы либо страницы 1. Песнопения, употребляющиеся на различных службах. Воскресные тропари 8 гласов, напр., 1 гл.: Камени запечатану..., 2 гл.: Егда снисшел еси к смерти... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Богородичны воскресных тропарей, напр., 1 гл.: Гавриилу вещавшу тебе, Дево...; 2 гл.: Вся паче смысла... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Воскресные кондаки 8 гласов, напр., 1 гл.: Воскресл еси, яко Бог..., 2 гл.: Воскресл еси от гроба... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалт. Часослов. Дневные тропари, поемые в седмичные и субботние дни, напр., в понедельник 4 гл.: Небесных воинств архистратизи..., во вторник 2 гл.: Память праведного... и др. Типикон. Общая Минея. 237 на об. Часослов. Богородичны дневных тропарей, напр., в понедельник: Воспитавшейся во храме.., во вторник: Божественного быхом... и др 908 . Типикон. Часослов. Дневные кондаки, напр., в понедельник 2 гл.: Архистратизи Божии..., во вторник 2 гл: Пророче Божий... и др. Типикон. Тропари и кондаки двунадесятых праздников. Типикон. 48, 49 и 50 Часослов. Тропари и кондаки великих святых. Часослов. Тропари и кондаки на разные числа в году. Типикон. След.Псалтирь. Богородичны 8 гласов, поемые в седмичные дни: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, а также и в субботу, после тропарей святых в конце вечерни, начале утрени на Бог Господь и конце утрени, напр., 1 гл.: Чудо чудес... и др. Типикон. След.Псалтирь. Общая Минея. 232 на об Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе (25 марта). Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак – праздника, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Типикон содержит замечание, что 3-й, 6-й и 9-й часы на Благовещение совершаются «без поклонов». Потому если буквально следовать Типикону, то поклоны на часах в Благовещение надлежит отменить вовсе. Однако есть все основания полагать, что в Уставе говорится об отмене многочисленных поясных поклонов, «метаний», которые в большом количестве полагаются на великопостном богослужении. Как отмечено в современных «Богослужебных указаниях», «отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой преп Ефрема Сирина , поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. “На конец коегождо часа по три поклоны великия” предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой пр Ефрема Сирина . Например, в день Благовещения вечером “повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на «Слава в вышних...» 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по «Честнейшую...» 3 великия поклоны с молитвою: «Господи и Владыко...» и прочия 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст” (26 марта, 3-е “зри”). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св Четыредесятницы: “поем полунощницу без поклонов; точию по «Честнейшую Херувим...» 3 поклоны великия, с молитвою «Господи и Владыко живота моего...». Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны” (Типикон, гл 49)» 234 . §4.5. Особенности в четверг 5-й седмицы Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Собственно говоря, пассия – это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй – страсти по Марку, на третьей – страсти по Луке, на четвертой – страсти по Иоанну.) В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема – это глава 49-я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы». Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница (вседневная) Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет. По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны...» – молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон (в сумме 16). До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе (по крайней мере на Руси): полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» (а не «не даждь ми»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010