Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1724-1737/38 или 1735) из знатного рода Орбелишвили-Бараташвили, представитель давидгареджийской лит. школы. Получил хорошее духовное образование, особо преуспевал в догматике и литургике. В 1697 г. В. стал иеромонахом в мон-ре Иоанна Крестителя, в лавре Давидгареджи, где руководил обучением молодых монахов, интересовавшихся духовной лит-рой. Приписки к рукописям из Гареджи свидетельствуют, что его учениками были церковный писатель еп. Тимофей (Тимотэ) (Габашвили, † 1764, Астрахань), к-рый переписал сочинение В. «Грдемли» (Наковальня) (Кекел. А-119) ( Хаханов А. Очерки по истории грузинской словесности. Т. 1. С. 299-300), писатель и иером. Иосиф (Эриствисшвили) и др. Совместно с игум. Харитоном и монахами Свимеоном и Саввой В. принимал участие в решении мн. церковных и общественных проблем Грузии. Благодаря специальной миссии В. к правителю Гурии Мамия Гуриели был составлен акт, т. н. Клятвенная книга, о совместной борьбе за отмену продажи пленных (Акты Кавказской археогр. комис. Т. 1. С. 52). В 1724 г., после отъезда царя Вахтанга VI (Багратиони) в Россию, Католикос Доментий IV был вынужден отправиться в К-поль (откуда его затем сослали на о-в Тенедос). Новый царь Иесей поставил В. во главе Картлийской Церкви, но возведение в сан Католикоса-Патриарха состоялось только в 1730 г. (ркп. из Кутаисского гос. музея им. Н. Бердзенишвили, 28. Л. 188). Большое внимание В. уделял духовной лит-ре и переписке рукописей, в архиве Ин-та рукописей им. К. Кекелидзе Груз. АН хранятся переведенные В. сочинения древних авторов (Молитвенник, часть литургии свт. Иоанна Златоуста. А-198, 1696 г.; Клемакс Иоанна Синайского (пер. на груз.). А-105, 1697 г.; «Лавсаик» Палладия и сочинения св. Ефрема Сирина. А-196, 1696-1697 гг. и др.). На рубеже XVIII-XIX вв. ощущалась острая необходимость в создании груз. агиографического сборника. Уже в 1699 г. Онофрэ (Мачутадзе), настоятель Давидгареджийского мон-ря, составил сборник житий 13 сир. отцов (Кекел. А-160). В нач. XVIII в. под рук. Католикоса Доментия в него включили мученичества и жития груз. святых (Кекел. А-130, 1705-1713 гг.). В. написал агиографическое сочинение о груз. святых, а также распорядился, чтобы были созданы гимнографические каноны. Дошедший список сборника свидетельствует о лит. доработке, сделанной рукой В. (Кекел. S-3269). К числу оригинальных трудов В. принадлежат «Мученичество и подвиг св. великомученика Раждена», «Восхваление и мученичество св. мученика Арчила», «Подвиг святого и блаженного мученика царя Луарсаба», «Восхваление св. мучеников Бидзина, Шалва, и Элизбара и уведомление об их мученической смерти», «Смерть прп. отца Иесея, Цилканского епископа» (Кекел. А-170).

http://pravenc.ru/text/158766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ [Кумурдоели; Наксадзе Зебеде (Зеведей), сын Науа; груз. ], свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528). Анализ переписанной неким Зебеде рукописи сборника молитв и гомилий позволил К. Шарашидзе на основании редкого имени отцов переписчика и З. К. считать Зебеде братом З. К. (НЦРГ. А 1737: бумага, 249 с., 14×9,5 см - Опись (Колл. А). 1955. Т. 5. С. 205). Однако более вероятной представляется т. зр. Е. Метревели, предположившей, что Зебеде - мирское имя самого архиепископа ( Тимофей (Габашвили), еп. 1956. С. 436; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 513). В рукописи содержится 2 записи Зебеде: «Переписчику сего, воспитанному Богом, излюбленным и милостивым к нищим, сыну Науа - Зебеде и родителям его да простит Господь, аминь, аминь» (Л. 137 об.); «Переписчику сего Зебеде и родителям его да простит Господь, аминь; и кто с молитвою прочтет, да простит и его Господь прегрешения, аминь» (Л. 213). Архиерейская деятельность З. К. напрямую связана с предстоятельством католикоса-патриарха Вост. Грузии Василия VI (1517-1528, 1529-1531): в грамоте верности, выданной З. К. католикосу-патриарху, указано: «...грамоту сию осмелился написать... когда Вы рукоположили меня в архиерея Кумурдо и я получил из Ваших рук благословение». Завершается документ автографом З. К.: «Зосиме» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 251-252; Жордания. Хроники. Т. 2. С. 345-346; Мат-лы по истории Юж. Грузии. 1961. С. 30-31; Силогава. 1994. С. 95-96). Занимая Кумурдойскую кафедру, З. К. осуществил реставрационные работы в кафедральном соборе Кумурдо , о чем сообщается в строительной надписи у западного входа в церковь, где к имени Зосим добавлен также титул «Кумурдоели» (Там же. С. 76, 87, 112, Табл. XXIX). З. К. принадлежит особая роль в решении спора между ГПЦ и католич. Церковью об обладании иерусалимскими святынями. На рубеже XV и XVI вв. обострилась борьба за право владения Голгофой, в Иерусалим был послан молодой и энергичный дипломат кн. Беена Чолокашвили. В записи от 14 сент., сделанной в Синаксаре Крестового монастыря в Иерусалиме ( Метревели. 1962. С. 81), указано, что «пришел Зосиме Кумурдоели, сын Науа, и принес пожертвования свои и патронессы Кристины, бывшей Кетаон, и дочери ее Гулкани. В то время франги (католики.- В. С.) отобрали у нас Голгофу, и он выручил ее, уплатив 400 флурий (флоринов.- В. С.),- совершил великое дело, и за это на его имя одну вечную лампаду подвесили на Голгофе и одну - у Креста (в церкви Крестового мон-ря.- В. С.). Кто упразднит их, да стерта будет душа его Господом из Царствия Небесного» (Там же. Запись 18). Очевидно, что денежный вклад З. К. сыграл решающую роль в исходе спора: в 1512 г. кн. Беена окончательно «волею Божией… изгнал франгов с Голгофы», в 1514 г. им же был возвращен ГПЦ храм Воскресения Христова в Иерусалиме ( Марр. 1955. С. 36-39).

http://pravenc.ru/text/200055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЙХОСРО ГРУЗИН (Картвели) [груз. ] († 1612), сщмч. (пам. груз. 16 июня) Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем сохранились в сочинении архиеп. Тимофея (Габашвили) «Посещение святых и других мест восточных» (НЦРГ. H 842, 1742 г.; Q 80, 1753 г.; S 3244, 1753 г.), или «Странствия», где описывается 4-летнее путешествие архиепископа к святыням Афона, К-поля и Иерусалима. Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Архиеп. Тимофей находился в Иерусалиме с поздней осени 1757 г. до пасхальных праздников 1758 г. Характеризуя одну из фресок груз. Крестового монастыря в Иерусалиме, созданную при настоятеле монастыря (1614-1626; 1643-1649) игум. Никифоре Ирбахе (Ирубакидзе-Чолокашвили), он описывает изображенных на ней 13 груз. мучеников и приводит текст подписи, помещенной под фигурой 3-го святого: «Святой мученик Кайхосро Картвели, который был замучен Аббасом I за иконы (иконопочитание). Короникон 1312» (1612). Сведения об обстоятельствах кончины К. Г. позволяют установить, что он принял мученическую кончину не в Иерусалиме, к-рый не был завоеван иран. шахом Аббасом I, и не в Грузии, т. к. 1-е вторжение Аббаса в Картли-Кахети произошло в 1614 г. Единственно возможным остается предположение, что К. Г. (очевидно, насельник Крестового мон-ря) был замучен в Иране, при дворе шаха, где в то время в качестве заложников находилось много грузин. В сочинении архиеп. Тимофей приводит подписи еще под 4 фигурами груз. святых, изображенных на иерусалимской фреске: 1-й святой - «священномученик Мосе Картвели» (Моисей Грузин); 2-й - «священномученик Мари Картвели» (Мар Грузин); 12-й - «преподобный Нунус, епископ Картвели» (Нон Грузин); 13-й святой - «преподобный Кинд, епископ Картвели» (Киндей Грузин); др. сведений об этих святых нет. В календарь Грузинской Православной Церкви память К. Г. была внесена в нач. 30-х гг. XX в. при католикосе-патриархе всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) с изменением в дефиниции и с указанием ошибочной даты его мученичества: «Среди святых, отца нашего Кайхосро Грузина (1558)» (Календарь. 1938. С. 69).

http://pravenc.ru/text/1319903.html

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Др. сохранившиеся сходные греч. версии Сказания (BHG, N 1070, 1070b и 1070c) не могли служить источником для редактора версии 1540 г. (BHG, N 1070е) из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Наиболее ранняя из версий - «Воспоминание» (Υπμνημα), к-рая содержится в Сборнике из Линкольн-колледжа в Оксфорде (Oxon. Lincoln. 10), была переписана в К-поле Михаилом Анеристом в 1599 г. Сказания в Сборнике Paris. Suppl. gr. 1116, XVII в., и опубликованное по неизвестной рукописи в «Проскинитарии Иверского монастыря» отличаются нек-рыми деталями. Сказание в рукописи ГИМ. Син. греч. 436, 1-я пол. XVII в., озаглавленное «Повествование» (Διγησις), помимо ряда различий содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов в отместку за погибших товарищей (Л. 32 об.- 34). В нек-рых поздних источниках арап назван Рахаем и указано его имя в монашестве - Дамаскин ( Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 168-169). Однако он просил братию именовать себя Варваром. Ни в одной версии, кроме BHG, N 1070е, не упоминаются проэстос Павел и местность Сисик, а рассказ об обретении И. и. предваряется историей распространения христианства на Афоне и основания Иверского мон-ря. Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту. В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 11; Bury. 1897. Р. 93). Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; «Воспоминание» и «Проскинитарий...» не уточняют срока), тогда как если считать, что время ее обретения приходится на игуменство преподобных Иоанна или Евфимия Святогорцев, то срок составляет примерно 170 лет. Груз. историки П. Иоселиани и А. Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп. Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), Д. Пурцеладзе, М.-Г. Сабинин , А. Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. X в. Архим. Сергий (Спасский) предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. обители Афо, а после основания прп. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда ( Сергий (Спасский). 1880. С. 658).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Также существует предположение (И. В. Абашидзе, Б. Гасс), что население расположенного близ К. м. в Вади-эль-Вард (т. н. «Лощина роз») сел. Малха имеет груз. происхождение (внешне оно значительно отличается от араб. населения региона, жители Малхи именуют себя гурджами, до нач. XX в. они обслуживали обитель и обрабатывали земли К. м., передавая ему треть урожая). По мнению груз. историков, это косвенно может подтверждать сведения некоторых груз. источников о том, что в V в. груз. царь св. Вахтанг Горгасали поселил здесь гарнизон груз. всадников с целью охраны груз. святынь Иерусалима и, очевидно (исходя из мест их поселения), уже существовавшего к тому времени К. м. ( Гасс. 1990. С. 3). Исторически доказано присутствие в Палестине в IV-V вв. иберийских (грузинских) монахов и паломников (в особенности царского рода), однако современные тому периоду сведения о груз. мон-ре в окрестностях Иерусалима, посвященном Св. Кресту, отсутствуют. Часть груз. ученых связывают основание К. м. с именем известного груз. богослова V в. Петра Ивера , еп. Маюмского. В Житии святого, написанном Захарией Грузином, указано, что Петр и его сподвижник Иоанн Лаз до 50-х гг. V в. подвизались в мон-ре Гроба Господня в Иерусалиме, затем основали мон-рь «в пустыне» близ Иерусалима, получивший название Иверский, и еще один мон-рь на берегу р. Иордан (Житие Петра Ивера. 1896. С. 90-92; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. T. 1. 256-272; КЦ. 1955. Т. 1. С. 133-134; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 194, 261-263; Давид. 1976. Т. 1. С. 263; Иоселиани. 1978. С. 314; Лолашвили. 1989. С. 116, 262; Тархнишвили. 1994. C. 273-273). Схожая пара мон-рей упоминается в сочинении Прокопия Кесарийского, где сказано, что имп. Юстиниан I (527-565) вместе с монастырями св. Талале и св. Григория восстановил «обители иверов и лазов» ( Иона ( Гедеванишвили). 1852. С. 51-52, 58-61; Тимофей (Габашвили). 1956. С. 72-90, 014-016, 052-057, 0194-0197; Георгика. 1956. Т. 1. С. 77-78; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 22-24; Мамиствалишвили. 2002. С. 11-13). Нек-рые ученые отождествляют лазский мон-рь с К. м. ( Жанен. 1992. C. 16). О К. м. как о мон-ре «гогаренов» (грузин) писал арм. путешественник Л. Алишан ( Григорий (Перадзе). 1995. C. 19-26).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

М. являлась руководителем и консультантом научных сотрудников, работавших в различных областях филологии. Почти все важные публикации в Ин-те рукописей готовились под ее непосредственным руководством. С целью системного изучения груз. лит. памятников, установления и издания их критических текстов М. основала в 1977 г. академическую сер. «Памятники древнегрузинской литературы», взяв на себя роль главного редактора. Она являлась членом главных редакционных коллегий серий «Источники истории Грузии» и «Памятники письменности Востока», а также академических изданий произведений груз. писателя св. Илии Чавчавадзе в 20 томах и сочинений Джавахишвили в 12 томах, сб. «Проблемы палеографии и кодикологии в СССР», где в числе др. материалов были напечатаны научные труды сотрудников Ин-та рукописей. М. принимала активное участие в обсуждении всех важных исследований в области картвелологии, занималась популяризацией груз. культурного наследия, охотно консультировала зарубежных ученых, проявлявших интерес к картвелологии. Ей принадлежит заслуга в подготовке целого поколения груз. филологов, плодотворно исследующих богатое наследие многовековой груз. лит-ры в ведущих востоковедческих центрах Грузии и за рубежом. За плодотворную научно-педагогическую и общественную деятельность М. была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1976) и Чести (1996), удостоена Государственной премии Грузии (1994, за соч. «Древнейший Иадгари») и премии акад. К. Кекелидзе (1998, за монографию «Очерки из истории культурно-просветительского центра на Афоне»). Соч.: Материалы к истории Иерусалимской груз. колонии (XI-XVII вв.). Тб., 1962 (на груз. яз.); Две древние редакции груз. Ирмология по рукописям X-XI вв. Тб., 1971 (на груз. яз.); Очерки из истории культурно-просветительского центра на Афоне. Тб., 1996 (на груз. яз.); Книга агап Афонского груз. мон-ря. Тб., 1998 (на груз. яз.); Филолого-исторические разыскания. Тб., 2007. Т. 1; 2012. Т. 2 (на груз. яз.). Изд.: Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие/Подгот. текста, исслед., указ., слов.: Е. П. Метревели. Тб., 1956 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Подгот. текста, исслед., слов., указ.: Е. П. Метревели. Тб., 1967 (на груз. яз.); Древнейший Иадгари/Подгот., исслед., указ.: Е. П. Метревели и др. Тб., 1980 (на груз. яз.); Actes d " Iviron/Ed. J. Lefort et al., avec la collab. d " H. Metreveli. P., 1985. Vol. 1; 1990. Vol. 2; 1994. Vol. 3; 1995. Vol. 4.

http://pravenc.ru/text/2563084.html

Церковный деятель и путешественник XVIII в. еп. Тимофей (Габашвили) в своих «Путешествиях» упоминает еп. Ниноцминдского Иоанна, к-рый подвизался на Св. Горе Афон после преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 22), в связи с чем можно поставить вопрос о тождестве этого Иоанна и архиеп. Иоанна, известного по надписи на кафоликоне мон-ря Ниноцминда, к-рый впосл. подвизался на Афоне. С XII по XVI в. сведения о Н. е. в источниках отсутствуют, в то время как документы XVI - нач. XIX в. содержат много информации о ниноцминдели и Н. е. По мнению Б. Ломинадзе, ниноцминдели неск. раз занимали должность архимандритов гареджийских мон-рей: с XVI в. до 1739/40 г. и в 1764-1810 гг. (Давидгареджийской лавры), с XVI в. до 1760 г. (мон-ря Додо), с XVI в. до 80-х гг. XVII в. и с 1760 г. (мон-ря Натлисмцемели) ( Ломинадзе. 1966. Т. 1. С. 146). М. Шаоршадзе внесла уточнения в этот список. Так, ниноцминдели были архимандритами лавры Давидгареджи с XVI в. до 1737 г. Ниноцминдели Иосиф (Вачнадзе) передал в 1737 г. управление лаврой еп. Некресскому Иоанну (до 1751, затем лаврой управлял еп. Бодбийский до 1760) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). После этого управление лаврой вновь вернулось к ниноцминдели (1760-1810). Мон-рем Додо ниноцминдели управляли с XVI в. до 1760 г. и с 1794 г. до упразднения мон-ря в нач. XIX в.; мон-рем Натлисмцемели - с XVI в. до 1692/93 г. и с 1760 г.- до нач. XIX в. (в 1692/93 - 1760 гг.- Кацаретский (Самебский) архиерей). Примечательно, что на протяжении XVI-XVIII вв. передача гареджийских монастырей др. епископам носила временный характер и производилась с разрешения Ниноцминдского архиерея в зависимости от ситуации, в то время как в правовом отношении «благословителем» мон-рей всегда оставался ниноцминдели ( Шаоршадзе. 2008. С. 113-134). Над зап. входом в кафоликон Ниноцминды сохранилась надпись ниноцминдели Николая (Андроникашвили), в к-рой указано, что в 1671 г. он «обновил снаружи кирпичом» храм, заказал новый иконостас, «построил и полностью украсил ворота» ( Ростомашвили. 1901. C. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/?id=748

М. неск. раз совершал паломничество в Иерусалим, доставляя в груз. обители Св. земли щедрые пожертвования грузинских царей, вельмож и духовенства. Его изображение как ктитора груз. Крестового монастыря в Иерусалиме было помещено в росписи кафоликона мон-ря, вместе с изображениями груз. царей святых Мириана , Вахтанга Горгасали и др. Фреску, ныне утраченную, описал видевший ее в 50-х гг. XVIII в. архиеп. Руис-Урбнисский Тимофей (Габашвили) ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 82, 123). По его сведениям, М. умер в Иерусалиме в 1657 г. и был погребен, очевидно, в Крестовом мон-ре ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 469). В мон-ре Гелати хранилась митра М. (утрачена), обтянутая золотой тканью и богато украшенная драгоценными камнями. На ней были помещены изображения Пресв. Богородицы с Младенцем, Христа, композиции «Тайная вечеря», «Омовение Христом ног апостолов», «Причащение апостолов» с надписями на греч. языке. На тулье были изображены 4 евангелиста и 4 святых: св. Иоанн Предтеча, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай, архиеп. Мирликийский, вверху - 4 херувима; митру украшал алмазный большой крест и 7 малых крестов из аметистов, сапфиров и жемчуга ( Кондаков. 1890. С. 38). Ист.: Посольство дьяка Федота Елчина и свящ. Павла Захарьева в Дадианскую землю, 1639-1640/Предисл.: С. Белокуров//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 1. С. 257-376; Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Церковные док-ты Зап. Грузии/Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. Т. 1 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие/Исслед., указ., слов.: Е. Метревели. Тб., 1956 (на груз. яз.); Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., сост. Алексеем Иевлевым/Сост., рус. текст с груз. пер.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг. Тб., 1970 (на рус. и груз. яз.). Лит.: Ломинадзе Б. Материалы по хронологии Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. Вып. 31. С. 129-143 (на груз. яз.); она же. Из истории груз. феод. отношений. Тб., 1966. Т. 1: Сеньории: Бичвинта (VI-XVIII вв.), Гареджи (XVI-XVII вв.). С. 196-197 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-полит. истории Зап. Грузии феод. эпохи. Тб., 1973. Т. 1. С. 247 (на груз. яз.); Коридзе Т. Максиме I (Мачутадзе)//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 148-149 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010