Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Книга пророка Софонии Вниманию читателей предлагается перевод главы из книги испанских библеистов Луиса Алонсо Шёкеля и Хосе-Луиса Сикре Диаса, в которой дается комментарий на пророков Ветхого Завета. Данная глава посвящена пророку Софонии. Статья 1. Автор и эпоха Генеалогия Софонии восходит к его прапрадеду (1:1). Странная диспропорция по отношению к Аввакуму, даже имя отца которого нам не известно. Комментаторы пытались объяснить это скопление имен. Некоторые видят в этом демонстрацию царского происхождения Софонии, и поэтому его титул восходит к Езекии, одному из самых известных царей Иуды (727-698). Однако такую идентификацию трудно гарантировать.  Проще столь длинное родословие объяснить так. Отца пророка зовут Куши . В ушах иудеев это имя должно было звучать как «нубиец» («кушит»). Чтобы избавить пророка от подозрений в иностранном происхождении, редактор книги и восходит так далеко, включая в его генеалогию три теофорных иудейских имени (Гедалья, Амаръя, Хизкийя) . В любом случае, ясно, что Софония был иудеем, проповедовал в Иерусалиме в царствование Иосии (639-609), как об этом и сказано в надписании книги. Хотя Хьятт и Уильямс относят его книгу ко времени Иоакима (609-598), данные, имеющиеся в самой книге, позволяют поместить ее точно в ту эпоху, которая обозначена редактором. Относя время написания книги Софонии к царствованию Иосии, мы легче поймем содержащуюся в ней проповедь. Иудея уже век как подчинена Ассирии, с 734 года – с тех пор, как Ахаз испросил помощи у Тиглатпаласара III против Дамаска и Самарии. Во время Езекии страна попыталась выйти из вассальной зависимости, но не смогла. Мало-помалу и все с большей интенсивностью народ все больше увлекался иностранными обычаями и языческими практиками. В долгое царствование Манассии (698-643) религиозное развращение распространилось чрезвычайно.  Этот царь, согласно 4Цар 21:3-9 реконструировал святилища на высотах, воздвиг алтари Ваалу, стал поклоняться и служить всему воинству небесному, сжег своего сына, практиковал ворожбу и магию и поставил в иерусалимском Храме истукан Астарты. К этим преступлениям против истинного культа прибавились еще и беззакония против собственного народа: «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края» (4Цар 21:16).

http://bogoslov.ru/article/4616424

Тиглатпаласар III осуществил радикальные реформы во всех областях. Прежде всего он реорганизовал армию, которая теперь состояла не из ополченцев и военных колонистов, а из профессиональных воинов, находившихся на полном обеспечении царя. Основной ударной силой при Тиглатпаласаре III стала кавалерия, традиционные колесницы сделались лишь вспомогательным родом войск. В ассирийской армии появились саперы, которые прокладывали дороги, наводили переправы, сооружали осадные валы. Ученые отмечают превосходно налаженную службу разведки и связи в реорганизованной ассирийской армии. Ядром армии стал элитный «царский полк», включавший в себя все рода войск – своего рода армия в миниатюре. В ходе наступательных операций стали широко применяться такие тактические приемы, как внезапные набеги легкой кавалерии и охваты с флангов. Все операции тщательно прорабатывались, и каждая часть получала от главнокомандующего (царя или замещавшего его туртану – высшего военачальника) строго определенную задачу. Административная реформа была не менее радикальной. Обширные области были раздроблены на более мелкие, а ненадежные князьки из местной знати были заменены «областеначальниками» – лояльными царю ставленниками из ассирийцев, чаще всего евнухов (чтобы не могли посягать на передачу власти по наследству). Вассальные договоры сменились аннексией завоеванных территорий. Этим резко пресекались сепаратистские поползновения окраин . Назывались новообразованные области просто по имени их главного города – Арпад, Цумур, Дор, Дамаск, Мегиддо и т.д. Преемники Тиглатпаласара продолжат эту традицию. Так, после захвата Самарии в списке ассирийских провинций появится Шомрон. Но, пожалуй, самая важная реформа Тиглатпаласара III связана с изменением отношения к завоеванному населению. Если непокорные народы истреблять, это дурно скажется на экономике страны; если оставлять жить на родной земле, это чревато сепаратизмом, особенно в периоды политической нестабильности или во время оборонительных войн с внешними агрессорами. И то и другое случалось в долгой истории Ассирии не раз, и потому Тиглатпаласар III придумывает гениальное решение проблемы – депортацию. Население завоеванных стран и раньше переселялось в коренную Ассирию, но это было редко и весьма лимитированно – переселяли лишь небольшие группы воинов или высококвалифицированных ремесленников. Теперь депортация становится внутриполитической доминантой. Перемещаются целые народы, целиком. Обычно как можно дальше от родных мест, желательно вообще на противоположные окраины империи . Вдали от родины переселенцы не способны на бунт, на организацию народно-освободительного сопротивления. А во втором-третьем поколениях они в большинстве своем просто ассимилируются . Что и произойдет с десятью коленами Израильского царства, переселенными в Ассирию и расселенными «в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4Цар 17:6).

http://bogoslov.ru/article/4241753

Книги исторические не идеализируют людей — как израильтян, так и их врагов и дают строгую и нелицеприятную оценку даже национальным героям. Они помогают нам учиться как на положительных, так и на отрицательных примерах. Период, который относится к книгам Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, по мнению ученых, авторы Священных книг описывают на основании хроник, которые часто цитируются дословно. Эти книги составлялись, главным образом, летописцами и писцами, которым было поручено записывать выдающие события царства. Достоверность этих повествований может быть проверена древними ассирийскими и вавилонскими документами, которыми располагает современный историк. Действительно, в этот период маленький еврейский народ вступил в соприкосновение с великими державами Востока. И поэтому, к удивлению даже тех, кто всегда верил в историчность Библии, в результате последних раскопок внезапно заговорили и зажили новой жизнью те персонажи, восточные цари, о которых говорила Библия. Их имена нашли свое отражение в клинописных таблицах, они найдены и соотнесены с историей Израиля, что показало историчность этих персонажей. В клинописных документах нашлись имена царей Иудейских и Израильских с событиями, связанными с этими восточными властелинами. Например, 854 год (3 Цар.,20). Салманассар III разбил Бендада II Дамасского, союзника Ахава Израильского. В найденном документе Ахав называется Аххабу. (3 Цар. 20) Салманассар III получил в дань от Иисуса пленника Хуммури. Тиглатпаласар III получил дань от Менаима, царя Самарии. Некоторый анализ встречающихся трудностей в книгах исторических. При изучении этой эпохи определенную трудность представляют собой некоторые хронологические данные, связанные с синхронизацией периодов царствования царей Иудеи и Израиля в 3-й и 4-й книгах. В них много несовпадений: цари Израильские, цари Иудейские, как они соотносились, когда они правили, когда они воевали, какими узами родства они были связаны. Мне хотелось бы, чтобы вы запомнили имена царей в связи с эпохой. Хроника очень трудна, даты иногда не совпадает. Книги искажены по вине переписчиков; по-видимому, часто употребляются одновременно две системы подсчета продолжительности царствования, так что год смерти царя считается дважды. Новый царь считается иногда вступившим на престол с начала нового года после смерти предшествующего. Промежуток приписывается предшественнику, хотя он уже умер. Такая хроника встречается также у ассирийцев и в Вавилоне. У израильтян был обратный порядок. Весь год, на который приходится дата смерти царя, приписывается его преемнику. Это объясняется тем, что по представлению евреев, мера времени была неразделима, время не должно разделяться, оно идет вечно. Не существовало дня или года, который можно было считать абстрактным, не обращая внимания на начало года или дня. Если 12 месяцев, даже если меньше истекали от начала года, то они считались не за один год, а за два.

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

До Тиглатпаласара III военная политика Ассирии была следующей. Атакуемым городам и народам предлагалось на выбор: или признать над собой власть ассирийцев и начать выплачивать дань, или, в случае неповиновения, подвергнуться тотальному истреблению. Пока военной целью оставался лишь грабеж, такая политика была вполне эффективной. Все награбленное – кони, военное снаряжение, металлы, драгоценности и прочее – транспортировалось в коренную Ассирию. Стены покоренных городов разрушались, каналы засыпались, сады вырубались, жители поголовно, включая женщин и детей, истреблялись. Телевидения в ту пору еще не было, и ассирийцы в пропагандистских целях пользовались приемами самой простой и наглядной агитации: непокорных подвергали самому жестокому террору – массово сажали на кол или сжигали живьем; на городских площадях сооружали пирамиды из связанных пленников, обрекая их тем самым на мучительную смерть. Все это должно было убедить жителей других, еще не захваченных городов самим отворять ворота перед захватчиком. Но в долгосрочной перспективе такая политика была губительной: когда города разрушены, а их жители истреблены, когда стада угнаны или просто пущены под нож, когда сожжены поля и сады, это не может не сказаться на экономике. Вот как описывает последствия экономических просчетов ассирийцев на захваченных территориях уже цитированный выше В.А. Якобсон: «Вновь присоединенные провинции в значительной части были опустошены. Они не давали более дохода, а лишь требовали новых и новых расходов на их удержание… Торговля стала постепенно направляться по новым путям, в обход ассирийских владений и районов возможных военных действий. Из-за экономического упадка значительная часть мелких производителей попадала в долговую кабалу, теряла свои земли. Это ослабляло и военную мощь Ассирии. Огромная военная добыча расходовалась на новые военные экспедиции или оседала в руках военно-бюрократической верхушки, приобретавшей все большее влияние. Наместники провинций обладали чрезмерной властью, они были почти царями, и некоторые из них не прочь были стать царями вполне» .

http://bogoslov.ru/article/4241753

В то время иудейский царь Иоафам (740-735 гг. — годы правления) не дал вовлечь себя в союз против Ассирии. За Иоафамом следует Ахаз, и ему приходится противостоять мощным нападкам едомитян, филистимлян и отражать вторжение царей Дамаска, которые намереваются упразднить в Иерусалиме династию Давида. Именно в этот момент, когда Иудея одновременно должна была отражать нападения с различных сторон, особую значимость получает пророчество Исаии и так называемая «политика веры», к которой он призывал. Ахаз не верит пророчествам Исаии, он предпочитает опираться не на веру, а на свои военные приготовления и отправляет огромные посольства с богатыми дарами Тиглатпаласару III со словами: «Раб твой и сын твой я, прииди и защити меня» (4 Цар.16, 17) Ассирийский царь не заставляет себя долго ждать. С помощью ловкого политического маневра он проходит вдоль побережья Средиземного моря, занимает Газу, ряд других городов и затем нападает на Израиль, переселяет часть населения Галилеи, Галаада и земли Неффалимской. Значит часть Израиля уже переселяется. После ассирийских походов у Израиля остается только одна его центральная часть — Эфраим, Самария, все остальные области были переселены, а на Иудею ложится тяжкое время дани. События, описанные в Книге Царств, происходили на фоне служения пророка Исаии. Что же представляло служение пророка в идейном и духовном смысле? Он был призван на служение, когда ему было около 30 лет. Волевая, сильная, одаренная личность — таким предстает Исаия в своих проповедях. Он обладает призванием вождя. И в период нестроений, общего смятения, он спокойно и уверенно идет свои путем. Исаию никогда не покидает чувство постоянной связи с Богом. Пророк видит свое призвание в том, чтобы, воздействуя на умы и сердца людей, возводить их к нравственному совершенству, этим самым стараясь направить ко благу своего народа сам ход исторических событий. Дальновиден,, мистик, активный участник общественной жизни, он гармонично в себе сочетает то, что казалось бы сочетать невозможно. Он был предтечей тех подвижников христианства, которые стремились подчинить мир духовным идеалам. Исаия по праву считается крупнейшим пророком-писателем Израиля. Он доводит до классического совершенства свою проповедь, которую пишет в виде поэмы. Его монологи дышат огромной эпической силой, он любит величественные образы, грандиозные картины, смелые обороты речи. «Мысль и слово его доходят до высшего предела полноты, за которой разбиваются рамки слова и оказывается бессильной мысль» — так пишет о нем Ренар.

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

С первого взгляда этот стих вызывает затруднения: как Господь может быть одновременно и освящением, и преткновением? Это объясняется в греческом переводе III–II вв. до Рождества Христова, сделанном 70 толковниками — иудейскими старцами-мудрецами: И если будешь на Него надеяться, Он будет тебе во освящение, и не преткнешься, как о камень преткновения, или об упавшую скалу; домы же Иаковлевы — в сети, и живущие в Иерусалиме — в западне » (переведено с греческого П. А. Юнгеровым) Итак, уповающие на Господа не встретят затруднений, и для них Бог будет освящением. А отступившим от Господа Он Сам воспрепятствует, для них Он будет камнем преткновения. Камень преткновения в Библии Обратимся к историческому контексту пророчества. В VIII веке до Рождества Христова Израиль был разделен на Северное — Израильское и Южное — Иудейское царства. Царь Северного царства Факей заключил договор с царем Сирии Рецином, чтобы пойти войной на Южное царство, свергнуть династию Давида и посадить на трон своего ставленника. Но этому не суждено было сбыться. Царь Южного Иудейского царства Ахаз договорился с ассирийским царем Тиглатпаласаром, который покорил Дамаск и завоевал несколько городов Северного, Израильского царства. Предвосхищая эти события, пророк Исаия показывает, что любые хитросплетенные заговоры может разрушить Сам Господь. В Новом Завете на пророчество Исаии ссылаются два самых авторитетных апостола — Петр и Павел, говоря об Иисусе Христе: Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень претыкания и камень соблазна… (1 Пет 2:7). Как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим 9:33). «Преткновения», «претыкания» — в данном случае два варианта перевода одного и того же греческого слова «πρσκομμα». Напоминая об этом пророчестве, апостолы подчеркивают, что Иисус и есть Бог, пришедший во плоти. Говоря, что Христос есть камень преткновения для неверующих, апостолы имеют в виду фарисеев, которые не поверили Спасителю. Они надеялись достичь праведности соблюдением всех обрядовых постановлений Закона, ожидая, что за это Мессия возвысит их в Своем царстве. Но когда Мессия, то есть Христос, пришел, Он обличил их за грехи, а в ответ они распяли Его на кресте. Как бы споткнувшись о Христа, они не только не достигли праведности, но, напротив, еще больше отдалили себя от Бога и явили себя преступниками.

http://foma.ru/kamen-pretknovenija.html

Тиглатпаласар III известен из ассирийской истории и под другим именем. В 729 году могущественный монарх, реформировавший страну и раздвинувший ее границы до невиданных раньше пределов (на юге – до самой Газы, то есть до египетской границы), короновался в Вавилоне с именем Пулу . Носил ли он это имя до интронизации в Вавилоне, ассиро-вавилонские источники не сообщают. К действиям этого великого завоевателя в Израиле и Иудее обратимся ниже. На смену Тиглатпаласару III пришел Салманасар V (726–722 гг.), с именем которого связано падение Израиля. В 724 г. Салманасар V начал трехлетнюю осаду Самарии. Во время взятия израильской столицы он умер или был убит заговорщиками. Плодами победы над Израильским царством воспользовался уже Саргон II (722–725 гг.), основатель новой династии ассирийских царей. После падения Израиля Ассирийская империя просуществует еще больше столетия, ее цари завоюют Египет и покорят Элам, Ассирия станет первой в истории человечества «мировой сверхдержавой». Но все это будет уже после гибели Израильского царства. Обратимся теперь к истории самого Израиля последних десятилетий его политического существования.   Закат Израиля В долгое царствование Иеровоама II (787–747 гг.) Израиль достиг своего экономического и политического апогея. Израильское царство при этом последнем успешном царе простиралось от Хамата (Емафа) на севере до Мертвого моря на юге: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4Цар 14:25). Ему удалось даже то, что до сих пор не удавалось ассирийской армии – захватить Дамаск, главный очаг антиассирийского сопротивления (4Цар 14:28). Отечественный историк Израиля Игорь Тантлевский предполагает, что Аммон и Моав в это время сделались вассалами Израильского царства . Эпоха Иеровоама II совпала с временным ослаблением Ассирии и Арама. Воспользовавшись этим, Израиль, как справедливо отмечает Тантлевский, занял «первенствующее место в регионе» . Основные торговые пути, ведущие из Египта в Месопотамию – «Приморский путь» по побережью Средиземного моря, через Финикию и «Царская дорога», проходившая через Моав, Аммон, Башан (Васан) и Дамаск – оказались на довольно значительной протяженности под контролем израильтян. Контроль за товарооборотом внутри Плодородного полумесяца обеспечил необычайный экономический подъем Израиля, что в свою очередь привело к глубокому имущественному расслоению внутри израильского общества и резко обострило социальные противоречия в нем: все пошлины оседали в руках аристократии, а основная часть населения оказалась у последних в ипотечной кабале. Амос, пророчествовавший в эпоху Иеровоама II, сурово обличал социальные язвы израильского общества .

http://bogoslov.ru/article/4241753

Пророки в своих книгах используют различные жанры, сложившиеся на протяжении веков: а) обличительные речи; б) покаянные и благодарственные псалмы; в) эсхатологические и мессианские пророчества; г) послания; д) притчи; е) автобиографические свидетельства; ж) предсказания о бедствиях и плачи. Большая часть пророческих книг — произведения боговдохновенной поэзии, которая строилась по определенным литературным законам (см. §8). Язык и стиль пророков считаются классическими в библейской письменности. 3. Пророки в контексте гражданской и религиозной истории. Время деятельности большинства пророков определяется сравнительно точно, поскольку редакторы книг указывали, при каких царях совершал служение тот или иной пророк. Некоторые хронологические данные можно найти и в самом тексте. Эпоха пророков-писателей падает на четыре столетия (VIII–V bb.). С V века пророческая харизма становится все более редкой. Во II b. до Р.Х. в Израиле уже ясно сознавали, что голос пророков умолк. Возродилось профетическое служение только в новозаветное время, с приходом Иоанна Крестителя. Пророки-писатели были свидетелями недолгого процветания обоих еврейских царств, затем их гибели в 722 году (Ефрем) и 587 году (Иудея). Они не оставляли своего руководства народом в эпоху Плена и продолжали служение в первый период после возвращения из Вавилона. Хронология (до Плена Вавилонского) Израиль (Ефрем) 783-743 Иеровоам II 796-74О Азария (Осия) Ок. 750 Пр. АМОС и ОСИЯ Захария — падение дома Иегу Селлум Призвание пр. ИСАЙИ 743-738 Менаим — данник Ассирии 740-736 Иофам. Призвание пр. МИХЕЯ 738-737 Факия. Убит Факеем 737-732 Факей. Война Израиля против Иудеи. Тиглатпаласар III захватывает Галилею 736-716 Ахаз. Война с Израилем. Пророчество ИСАЙИ об Еммануиле 732-724 Осия. Осада Самарии 722-721 Падение Самарии. Конец Северного царства Иудея 716-687:Благочестивый царь Езекия. 2-е мессианское пророчество ИСАЙИ 701:1-й поход Синахериба в Иудею Ок. 688:2-й поход Синахериба в Иудею. 3-е мессианское пророчество ИСАЙИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Учение об «остатке» будет развито в пророчестве Исайи. Но сама мысль об уцелевшем ядре ветхозаветной Церкви уже присутствует у Амоса (5,15). Она смягчает грозный тон всей его книги, эпилог которой (9,11–15) дышит надеждой. Бог обещает, что падший шатер Давидов будет восстановлен, изгнанники возвратятся из плена и вновь застроят опустевшие города. Это произойдет во исполнение обетования, ибо слово Господне не может быть отменено. В пророчестве о царстве Давида, объемляющем «все народы» (9,12), ап. Иаков, Брат Господень, видел прообраз Вселенской Церкви, которая включает как иудеев, так и эллинов (Деян 15,15–18). Вопросы для повторения 1. К какому разделу Ветхого Завета относится Кн. пр. Амоса? 2. В чем исключительное значение пророка? 3. Когда он жил и что известно о его личности? 4. Откуда происходил пр. Амос и где проповедовал? 5. Каковы основные разделы его книги и как она была составлена? 6. Каковы основные 5 тем Кн. пр. Амоса? 7. Чем характеризуется учение пр. Амоса о Боге? 8. Как понимает пророк истинное служение Богу и почему осуждает народное обрядовое благочестие? 9. Чем продиктован социальный протест, запечатленный в Кн. пр. Амоса? 10. В чем особенности универсализма пророка? 11. Как понимает он избранность Израиля? 12. Каково было популярное представление о Дне Ягве? 13. Чем является для пр. Амоса этот День? 14. В чем конкретно должен выразиться Суд Божий над народами и Израилем? 15. В чем заключалась надежда пр. Амоса на будущее? 16. Прообразом чего, согласно ап. Иакову, являлось пророчество о возрождении Дома Давидова? §3 Осия — пророк требовательной любви Божией (ок. 740–730 годов) 1. Личность пр. Осии и его эпоха. Осия, сын Беерии, — последний великий пророк Северного царства. Его имя (евр. Гошеа) близко по своему значению к имени Иисус (оно может быть переведено как «Ягве спасает»). Этим именем как бы определяется и сам характер служения пророка. «Если Амос указывает на правосудие Божие, то Осия проповедует Его милосердие» (Б. А. Тураев). Осия был младшим современником Амоса. Его служение проходило в Самарии, когда царство Ефраима стало клониться к упадку (Ос 1,1; 4 Цар 15,8-29). Пророк был свидетелем конфликтов Севера и Юга, дворцовых переворотов, нравственного и религиозного упадка общества. При нем ассирийская угроза стала уже вполне реальной: в 740 году царь Израиля стал данником Тиглатпаласара III (в Библии он назван Фулом, по его второму имени — Пулу). Но, по-видимому, пророк не дожил до разрушения Самарии в 722 году. Во всяком случае, в его книге нет намеков на это событие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ок. 765 Рождение пророка В Израиле правит Иеровоам II; в Иудее Озия (Азария) Основание Рима Призвание Исайи Смерть Озии Воцарение Тиглатпаласара III в Ассирии Воцарение Азаха в Иудее Пророчество об Еммануиле Война Ахаза с ефремо-сирийской коалицией 733-732 2-е мессианское пророчество Вторжение Тиглатпаласара III в Галилею. Ахаз в ставке Тиглатпаласара. Языческие культы в Покорение Сирии и Вавилона Тиглатпаласаром Смерть Тиглатпаласара. Воцарение Салманасара V 725-724 Пророчества о Самарии Взятие царя Осии под стражу. Осада Самарии 722-721 Падение Самарии Воцарение Саргона II Смерть Ахаза Воцарение Езекии Начало эфиопской династии в Египте. Фараон Шабако 713-711 Выступление пророка против военных союзов Войска Саргона II в Палестине 2-я антиассирийская коалиция. Послы Смерть Саргона. Воцарение Синахериба Мардук-аплуиддина у Езекии Синахериб разбивает войско Мардук-аплуиддина Обличение народа пророком 1-й поход Синахериба на Иудею Начало династии Ахменидов в Иране Пророчество о спасении Иерусалима. 2-й поход Синахериба 3-е мессианское пророчество Ок. 687 Смерть Исайи Воцарение Манассии. Гонение на пророков 3. Писания пр. Исайи отличаются высокими литературными достоинствами. В его речах и гимнах соединились монументальная мощь сурового Амоса и лиризм Осии. Мы находим у него разнообразие жанров — от гневного обличения до торжественного славословия и притчи. Исайя был поэтом, язык которого признан классическим. Он образен, богат метафорами и сравнениями. Данное ему божественное Откровение пророк воплощал в совершенной форме, ставшей образцом для многих поколений наследников Исайи. Произведения Исайи — яркий пример сочетания гениальности писателя с воздействием Духа Божия. Пророчества, заключенные в первой части книги, расположены учениками Исайи не в хронологическом, а в тематическом порядке: 1) Обличительные речи, ставшие введением в книгу (гл. 1). Между 733 и 701 годами. 2) Призвание Иерусалима и его грехи (гл. 2–4). Около 740 года. 3) Песнь, или притча, о винограднике (гл. 5). Около 740 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010