Глава XVI. Озеро Тивериадское. – Вифсаида. – Генисарет. – Капернаум «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая. Народ, сидящий во тьме, увидели свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». ( Мф 4:15–16 ) Когда мы выехали из дефилея, было 10 часов с четвертью. Тут нам открылось почти все Тивериадское озеро. Болото, образованное горными ручьями, препятствует приблизиться к береговой дороге. Мы направились к северной части озера. Через четверть часа пути я заметил, между береговою и нашею дорогою, большой круглый бассейн древнего построения, выложенный внутри плитами. Впереди, к северу, на горах второго плана, видна Ветулия (ныне Сафет), отечество Иудифы. Мы ехали вдоль речки, называемой Уади-Саламе (общее имя с долиною), по кустарникам; тут мы видели пасущиеся стада и встретили дамасской караван с хлопчатою бумагою. Мы переехали вброд речку Уади-Саламе; она течет от севера, вероятно из горных окрестностей Ветулии, где столь обильны источники, по свидетельству Книги Иудиф (Иф 6:11). Тут же мы видели развалины на низменном берегу, равно как и на ближнем холме [это на расстоянии 25 минут пути от дефилея]. Через десять минут отсюда 146 мы поравнялись против пещеры довольно обширной и правильно высеченной в подошве небольшой скалы, где пролегает дорога в Ветулию. Почти тотчас за сим, на легком пригорке, возле озера, видны небольшие груды камней, поросших рожцами. Это несчастная Вифсаида, которой предречено горе! устами Иисуса. Имя Вифсаиды, согласно с ее местоположением, означает на еврейском языке рыбачье место 147 . Здесь Христос даровал зрение слепому и отсюда направился по пути в Кесарию Филиппову за Иордан ( Мк 8:22 ). Апостолы Филипп, Андрей и Петр были от Вифсаиды ( Ин 1:43–44 ). По свидетельству евангелиста Луки, умножение пяти хлебов происходило в пустом месте близ Вифсаиды, и здесь предрек Спаситель Апостолам свои страдания и воскресение ( Лк 9:11–23 ). Отсюда дорога поднимается мимо развалин Хан-Миние на береговую скалу, называемую Джебелюль-Ханазир, то есть гора Свиней; она образует мыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОРДАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. Профиль р. Иордан, Т. Даули География Принято географическое разделение Иордана на верхний - от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний - от Тивериадского озера до Мёртвого моря . Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной. Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» ( Зах. 11, 3 ) ), водилось много диких зверей: львов ( Иер. 49, 19 ; Иер. 50, 44 ; Зах. 11, 3 ), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

http://drevo-info.ru/articles/1486.html

Разговор о богатстве Часть 2 Рембрандт. Притча о богаче Если нас учат или, что хуже, поучают люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно дубиной, отмахиваться притчей «Врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах остаться без наказания. Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки, то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо поэтому Моисей брал во свидетели небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1) Люди, бывшие свидетелями, могут умереть, не передав следующим поколениям важных знаний. Люди могут быть забывчивы, легкомысленны, наконец, корыстны. Из свидетелей они могут превратиться в лжесвидетелей. А вот небо и земля никуда не исчезают, все помнят и продолжают быть свидетелями верными. Нужно лишь изучить их язык, чтобы уроки природы стали для сердца и разума внятны. Один урок предложим нынче общему вниманию. Связан он с рекой Иордан. У вас в школе могла быть «двойка» по географии. Вы можете не знать имена главных водных артерий планеты, но об этой речушке вы слышали наверняка. Собственно она не такая уж речушка. Общее протяжение Иордана насчитывает 252 км. На своем пути она впадает в два больших озера, которые носят имя «морей»: море Галилейское и море Мертвое. Первое озеро многоименито. Это самое озеро Геннисаретское озеро или море Тивериадское, о котором пишется в Евангелии. Евреи называют его Кинерет. Этот водоем кипит жизнью. Его берега покрыты тропической растительностью, а вода богата рыбой. Будучи озером, этот водоем ведет себя временами, как настоящее море, и вспенивается высокими и опасными волнами. А дальше, вытекая из Кинерета, Иордан, пройдя еще 100 км, впадает в Мертвое море. Этот водоем действительно мертв. В нем нет не то что рыбы, а даже моллюсков и водорослей. Это, как говорят справочники, самый низкий участок земной поверхности. Словно сходя к аду, Мертвое море хранит на своем дне то, что осталось от Содома и Гоморры.

http://pravoslavie.ru/46870.html

Галилея Галилея (по-еврейски – Галил, Нав.20:7, 21:32 ; 1Пар.6:76 ; у 70-ти и в Нов. Зав. Γαλιλαα) – северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. Так как эта земля была обитаема множеством языческих племен, то прор. Исаия ( Ис.9:1 ) называет ее «Г. языческая». Впоследствии это название стало прилагаться и ко всей гористой возвышенности, лежащей между Иорданом и Средиз. морем, к которому примыкала равнина Ездрилонская. В эпоху Маккавеев мы видим уже эту область отделенной от Самарии и Иудеи. Г. составляла одну из трех главных частей Палестины к западу от Иордана ( Лк.17:11 ; Деян.9:31 ). Она заключала в себе земли древних колен Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара. В целом, Г. представляла собою продолжение Ливана и так связана с ним, как, можно сказать, корень с деревом. Этой зависимости отчасти она обязана своим плодородием, ставящим ее даже и теперь много выше Самарии и Иудеи. И действительно, Ливан, скопляя в себе влагу, приносимую западными ветрами, насыщенными морскими испарениями, изобилует зимними снегами и орошает корни лесов сокровищами скопленной им в своих недрах влаги. Благодаря этому, при более обильных дождях образуются многочисленные потоки, орошающие страну. Поэтому мягкая температура на берегах, жаркая в долине Иордана и всегда свежая в горах. Воздух там живителен. Особенно в прежнее время: леса, луга, обработанные земли, поля, покрытые рожью и пшеницей, сады, огороды, виноградники, источники, озера и реки, многочисленные цветущие города придавали этой стране разнообразный и пленительный характер. В благословении Иакова и Моисея, относящемся к северным коленам ( Быт.49:13, 14, 20, 21 ; Втор.33:18, 19, 23, 24 ) есть указание на эти богатства. В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам И. Флавием (В. Иуд. 3:3, 2; 10, 8 ), рисует нам поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы – все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 5 Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице. Повествование о чуде исцеления Иисусом Христом бесноватого в стране Гадаринской находится и в Евангелии Матфея ( Мф.8:26–4 ). Но здесь у евангелиста Марка оно отличается особенными подробностями. Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. Это было после укрощения бури (чит. 4 гл. 35–41). На другой берег моря. Море это – Галилейское (иначе Тивериадское или Геннисаретское озеро. Чит. о нем в объясн. 16 ст. 1 гл.). Другой берег, это – юго-восточный берег от Капернаума (4 гл. 1 ст.). В страну Гадаринскую. Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 ). У еванг. Матфея названа она Гергесинской от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что Евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собой, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, разноречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его из гробов человек, одержимый нечистым духом, У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа ( Мф.27:44 ; Мк.15:32 ); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем ( Лк.23:39–43 ). Человек, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Капернаум Капернаум (Καπερναομ; Capharnaum; Капернаумъ; Capernaum): Мф.4:13, 8:5, 11:23, 17:24 . Мк.1:21, 2:1, 9:33 . Лк.4:31, 7:1, 10:15 . Ин.2:12, 4:46, 6:17, 24. 59 . – Небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря ( Ин.6:17, 24 ), принадлежащий к Галилее ( Лк.4:31 ), на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым ( Мф.4:13, 15 ), где была синагога, в которой Господь часто учил ( Мк.1:21 . Ин.6:59 ). О городе этом не упоминается в Ветхом Завете; и потому полагают, что он основан в последнем веке пред Р. Хр. Название «Капернаум» объясняют различно. Оно состоит из капар или кенар и нахум. Капар или кепар с еврейского значит село, огороженное место, мыза, поле, деревня. «Нахум» иные принимают за имя собственное, другие за нарицательное. В первом случае Капернаум будет значить селение или деревня Наума; и в 16-м веке здесь указывали еще гробницу пророка Наума. В последнем – от , , – будет значить село утешения, отрады, успокоения. И последнее это значение весьма идет к Капернауму по его местоположению и тогдашнему благосостоянию. Он лежал на мысе морском, недалеко от впадения Иордана в море; пред ним море или озеро Геннисаретское; а на юго-запад от него, вдоль по берегу морскому – красивейшая и богатая растительностию долина Геннисар, которую так живописно изображает Флавий. «Долина эта, замечательная по своему естественному положению и красоте, так плодоносна, – пишет он, – что нельзя указать такого растения, которое на ней не могло бы произрастать, и жители насадили их множество всякого рода. Здесь разводятся в большом изобилии и орехи, которые растут собственно в холодных странах, и пальмы, смоквы и оливы, любящие теплые страны. Можно сказать, что здесь природа, по некоторому любочестию, делает над собой насилие, чтобы соединить воедино то, что в других местах непримиримо. В течение 9-ти месяцев здесь не переводятся смоквы, а другие плоды здесь зреют круглый год до новых. Долина обильно орошается источником Капернаум» (О Войн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Скачать epub pdf Глава VI Ин.6:1 .  После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. По сих иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска, моря Галилейского, или Тивериадского. Морем Галилейским называет озеро Тивериадское, как сказано в Евангелии от Матфея. Иисус Христос пошел туда, избегая гнева начальников народных, возбужденных произнесенными словами. Ин.6:2 .  За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. И по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными. Почему же евангелист чаще не перечисляет знамений? Потому что он по преимуществу занимается учением и речами Иисуса Христа. Этот народ, будучи грубее, следовал за Иисусом Христом ради чудес, а не ради учения Его, а тот, о котором говорится у Матфея, дивился учению Спасителя ( Мф.7:28,22:33 ). Ин.6:3 .  Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Взыде же на гору Иисус, и ту седяше со ученики Своими. Взошел на гору, уча нас успокаиваться от шума и смятения мирского, так как уединение удобно для любомудрствования. Часто Иисус Христос Сам один отправляется на гору, проводит там ночь и молится, научая нас тому, что всякий, прибегающий к Богу, должен сам быть свободным от всякого смущения и избирать место, свободное от шума и смятения. Ин.6:4 .  Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Бе же близ Пасха, праздник Жидовский. Почему же Иисус Христос не пошел на праздник, но в то время, как все отправляются в Иерусалим, Он не только Сам идет в Галилею, но и учеников ведет? Потому что Он мало-помалу разрушал уже прообразовательный закон, найдя повод для этого в зависти иудеев; притом же, со временем Он намерен был прекратить прообразовательную Пасху, преподав нам истинную. Ин.6:5 .  Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?: Возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Увидеть Святую Землю... 12.04.2008 249 Время на чтение 8 минут Впереди десять дней на Святой Земле. Собираясь в поездку, думаешь: " Как долго! " Строишь какие-то планы, что-то себе представляешь... А там - все совсем не так. Настолько " не так " , насколько это возможно. Эта Земля переворачивает все представления о мире, людях, вере, святости, народах, политике - обо всем. Ожидания оборачиваются изумлением. Евангельские строки обретают новое измерение, их тоже начинаешь читать по-другому, воочию созерцая те места, о которых они говорят. Почти все воображаемые картины, что ты накопил, можно выбросить как сор: там это просто не нужно. Самолет заходит на посадку над распустившим на земле три лепестка аэропортом имени Бен-Гуриона. Красные крыши белоснежных домиков словно собраны в ожерелья кварталов и круги городов: прямые линии оставлены для плантаций и полей, ровными лоскутками мелькающих за иллюминатором. Формально, по всем документам, мы прилетели в Израиль. Но, проходя таможню, на самый главный вопрос: " Цель поездки? " - я отвечаю: " Увидеть Святую Землю " . Путь наш лежит на берега Галилейского моря. Пройдя по местам земного служения Спасителя, мы двинемся в Иерусалим, и есть в этом своя важная логика: Иерусалимом горит наше сердце, но достойны ли мы сразу отправиться туда? Озеро Кинерет, Генисаретское озеро, Галилейское море с высоты похоже на арфу - кинор, игрой на котором Давид успокаивал царя Саула. Оно именуется также Тивериадским озером, по названию города Тверии, основанного Иродом Антипой в честь императора Тиберия незадолго до Рождества Христова. В Тверии и прожили мы несколько дней, выезжая в близкие и дальние поездки. Иордан словно бы протекает Галилейское море насквозь, впадая в него на севере и вытекая из него на юге. По самому морю специально для паломников и просто туристов ходят небольшие деревянные суденышки, на одном из которых довелось сплавать и нам. Глядя на кипящие за бортом волны, представляешь, как волновалось море в тот день, когда по нему прошел Своими стопами Спаситель.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

О святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. 30.05.2016 08:47:57 Протоиерей Андрей Ткачев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/05/20/21-00.html О святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. - Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Андрей Ткачёв. Нам сегодня сам Бог велел говорить о святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. Поскольку сегодня совершается его память, и нам нужно почтить словом этого ученика Бога Слова. Он был любимый ученик Христов. Допустим, Христа больше всех любил Пётр, а сам Христос больше всех любил Иоанна. Любовь - это тайна, она редко бывает полностью взаимной, бывает так, что один любит другого сильней, чем тот – его, в общем, здесь взаимность непропорциональна. Иоанн был любимый ученик Иисуса Христа, и в силу качеств души, которыми обладал: невинный, горячий, сильный, умный -  удостоился имени любимого ученика. Я хотел прочесть  сегодня Евангелие, которое читалось на богослужении вечернем, праздничном. О явлении Христа на озере Тивериадском. У евреев всякое озеро - море, они изначально не мореходы. В этом нет ничего плохого. Они  не хотели плавать по морям, в отличие от финикийцев или греков. Они по земле ходили, им этого хватало,  и правильно делали. Итак, были вместе: Симон, Петр, Фома  Близнец и Нафанаил из Каны Галилейской, два сына Зеведеевы, т.е. Иоанн и Иаков, ещё двое учеников. Они пошли ловить рыбу, ничего не поймали. И под утро Иисус обратился к ним с берега, говоря «Дети! есть ли у вас какая пища? Отвечали ему: «Нет». Он сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить  сети  от множества рыбы, т.е. рыба наперегонки мчалась в сеть со всех водных пространств этого озера. Кстати, озеро красивейшее. Мчалась, чтобы наполнить собой сеть, потому что Иисус приказал. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Здесь мы сделаем первую остановку и отметим, что Иоанн Богослов говорит о себе в третьем лице. Т. е. тот, которого любил Иисус, например: ученик, которого любил Иисус, бежал быстрее Петра.

http://radonezh.ru/text/o-svyatom-aposto...

Глава VII. О первом соборном послании апостола Петра § 62. Краткие сведения о жизни Апостола Петра Св. Апостол Симон Петр был сын рыбаря Ионы из галилейского города Вифсаиды, лежащего недалеко от впадения Иордана в Тивериадское озеро, или Галилейское Море, и до призвания в апостольство именовался Симоном. Брат его Андрей, услышавши от своего учителя Иоанна Предтечи указание в Иисусе истинного Искупителя ( Ин.1:36 ), пробыв у Иисуса с Иоанном Богословом некоторое время, привел и Симона к Иисусу. Господь, взглянув на него сказал: ты Симон сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит Петр ( Ин.1:32 ). Впрочем, после сего Симон и Андрей возвратились в Вифсаиду к своим прежним занятиям. Господь нашел их потом на берегу Тивериадского озера, когда, сопровождаемый множеством народа, желавшего слышать слово Его, вошел в лодку Симона и в небольшом расстоянии от берега стал учить стоявший на оном народ ( Лук.5:3 ; Мф.4:18–20 ). Окончив поучение, Господь повелел Симону отплыть на глубину и закинуть сети для лова. Симон, несмотря на то, что во всю предшествовавшую ночь не мог поймать ничего, по слову Иисуса закинул сети и, к изумлению своему, поймал столько рыбы, что наполнил оными две лодки, яко погружатися има ( Лук.5:7 ). В ужасе от чудесного успеха сей ловитвы и в сознании своего недостоинства, Симон припал к коленям Иисусовым, говоря: изыде от мене, яко муж грешен есмь, Господи ( Лук.5:8 ). Но Господь сказал: не бойся, с сего времени будешь ловить людей ( Лук.5:10 ). Подите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков ( Мф.4:19 ) присовокупил Он, обращаясь к обоим братьям, Симону и Андрею. И они оставили все и пошли вслед за Ним. С сего времени Симон сделался неотлучным спутником Иисуса Христа, удостоен чести быть в числе двенадцати апостолов и принадлежал к числу трех избранных свидетелей Преображения, воскрешения дочери Иаировой и молитвы в саду гефсиманском. Во многих обстоятельствах, упоминаемых в Евангелии, Симон является то дивным образцом высокой веры, пылкой стремительности и пламенной ревности, то разительным примером слабости природы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010