Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОРДАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. Профиль р. Иордан, Т. Даули География Принято географическое разделение Иордана на верхний - от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний - от Тивериадского озера до Мёртвого моря . Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной. Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» ( Зах. 11, 3 ) ), водилось много диких зверей: львов ( Иер. 49, 19 ; Иер. 50, 44 ; Зах. 11, 3 ), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

http://drevo-info.ru/articles/1486.html

Разговор о богатстве Часть 2 Рембрандт. Притча о богаче Если нас учат или, что хуже, поучают люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно дубиной, отмахиваться притчей «Врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах остаться без наказания. Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки, то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо поэтому Моисей брал во свидетели небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1) Люди, бывшие свидетелями, могут умереть, не передав следующим поколениям важных знаний. Люди могут быть забывчивы, легкомысленны, наконец, корыстны. Из свидетелей они могут превратиться в лжесвидетелей. А вот небо и земля никуда не исчезают, все помнят и продолжают быть свидетелями верными. Нужно лишь изучить их язык, чтобы уроки природы стали для сердца и разума внятны. Один урок предложим нынче общему вниманию. Связан он с рекой Иордан. У вас в школе могла быть «двойка» по географии. Вы можете не знать имена главных водных артерий планеты, но об этой речушке вы слышали наверняка. Собственно она не такая уж речушка. Общее протяжение Иордана насчитывает 252 км. На своем пути она впадает в два больших озера, которые носят имя «морей»: море Галилейское и море Мертвое. Первое озеро многоименито. Это самое озеро Геннисаретское озеро или море Тивериадское, о котором пишется в Евангелии. Евреи называют его Кинерет. Этот водоем кипит жизнью. Его берега покрыты тропической растительностью, а вода богата рыбой. Будучи озером, этот водоем ведет себя временами, как настоящее море, и вспенивается высокими и опасными волнами. А дальше, вытекая из Кинерета, Иордан, пройдя еще 100 км, впадает в Мертвое море. Этот водоем действительно мертв. В нем нет не то что рыбы, а даже моллюсков и водорослей. Это, как говорят справочники, самый низкий участок земной поверхности. Словно сходя к аду, Мертвое море хранит на своем дне то, что осталось от Содома и Гоморры.

http://pravoslavie.ru/46870.html

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю шестую (Мф.9:1–8) «Убо вера от слуха, говорит Богоглаголивый Апостол Павел, слух же глаголом Божиим» ( Рим.10:17 ). Сих Апостольских слов толкование преимущественно понимаем мы из ныне чтенной Евангельской истории. Чудо, на расслабленном сотворенное, неопровергаемую имело силу уверить всех, видевших оное своими глазами, что Иисус Христос есть истинный Бог. Ибо кто иной, или знает тайные грехи, или судит о сокровенных сердечных помышлениях, или единым токмо словом связует и укрепляет расслабленные и бездейственные члены, разве токмо единый сердцеведец и всесильный Бог ? Однако книжники говорили, что Иисус Христос есть человек хульник: а простой народ утверждал, что Он есть точию человек творящий чудеса. Бесконечное множество людей ни сего, ни других чудес Иисуса Христа не видели: токмо «глаголом Божиим», то есть, посредством Евангельских слов, слышали повествование о чудесах Иисуса Христа, и однако уверовали что оные сотворивый Иисус Христос есть совершенный Бог. Вотще убо ищут некоторые видения чудес для подкрепления и умножения веры. Ибо достойным оныя довлеет слух и слово Божие, чрез слух входящее в сердце наше. Слово Божие и просвещает, и укрепляет, и приумножает истинное Богопознание и благочестие. Вы убо, благословенные христиане, уготовите внимательный и благоговейный слух ваш, мы же будем влагать в ушеса ваши слово Божие святое и истинное. Мф.9:1 .  Во время оно, влез Иисус в корабль, прейде и прииде во Свой град. Гергесеняне удалили Иисуса Христа от предел страны их. Страна же их, Гергеса или Гераса, было приморское место на море Тивериадском, на восточной его стороне лежащее. Почему вшедши Иисус в корабль, преплыл море Тивериадское и пришел во Свой град, то есть в Капернаум ( Мк.2:1 ). Сей град священный Евангелист собственным Иисуса Христа назвал потому, что в нем было Его жительство, так как на другом месте он же свидетельствует, глаголя: «и оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие» ( Мф.4:13 ). Мф.9:2 .  И се принесоша Ему разслаблена (жилами) на одре лежаща, и видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Часть 5. Чудеса Господа Иисуса Христа Что есть чудо? «Чудом» называется необычное событие, когда, по-видимому, нарушаются естественные законы природы. Но, строго говоря, разделение всего, что происходит, на чудесное и естественное – чисто условно. По существу, нет ничего «естественного», но весь мир с его действующими законами – чудо, потому что возник из ничего, единственно по Божьей воле. Для Бога же – напротив: все, что Он творит: начало ли мира, установление ли законов природы, изменение ли этих законов, все это совершенно естественно. Но к чудесам, которые совершаются постоянно, изо дня в день, например, восход солнца, рост зерна, – мы привыкаем, и начинаем думать, что это происходит само собой, независимо ни от кого, в том числе и от Бога. И чтобы стряхнуть с нас эту инерцию мышления, чтобы напомнить, что все это – непосредственные дела Живого Бога, чтобы помочь нам возвести очи на небо, – Бог и совершает время от времени то, что мы называем чудесами. Иными словами, чудо, это такое событие, когда специально для слепых показывается и воля, и рука Божья. Власть над стихиями Господу Иисусу Христу были подвластны все стихии и все, что в них. Он ходил по воде, как по суху. Однажды «понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде его на другую сторону». Поднялась буря, лодку «било волнами». И «пошел к ним Иисус, идя по морю». Он дал и Петру идти по воде, и не дал утонуть, когда в нем поколебалась вера. Когда же «вошли они в лодку, ветер утих» ( Мф.14:22–33 ). И еще в другой раз, во время бури на море, Господь прямо «запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» ( Мк.4:35–41 ). Господь мог в любое, самое неблагоприятное время дать рыбакам невиданный улов. Так было в самом вначале. Петр с товарищами, закинув, по Его слову, сети, «поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась», и даже «лодки начинали тонуть» ( Лк.5:1–11 ). И уже воскресший Господь, тоже при море Тивериадском, велел закинуть «сеть по правую сторону лодки,... Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» ( Ин.21,1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Глава 5 Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице. Повествование о чуде исцеления Иисусом Христом бесноватого в стране Гадаринской находится и в Евангелии Матфея ( Мф.8:26–4 ). Но здесь у евангелиста Марка оно отличается особенными подробностями. Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. Это было после укрощения бури (чит. 4 гл. 35–41). На другой берег моря. Море это – Галилейское (иначе Тивериадское или Геннисаретское озеро. Чит. о нем в объясн. 16 ст. 1 гл.). Другой берег, это – юго-восточный берег от Капернаума (4 гл. 1 ст.). В страну Гадаринскую. Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 ). У еванг. Матфея названа она Гергесинской от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что Евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собой, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, разноречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его из гробов человек, одержимый нечистым духом, У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа ( Мф.27:44 ; Мк.15:32 ); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем ( Лк.23:39–43 ). Человек, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

История Литургии Предвечный смысл Евхаристии Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками, при произнесении Им слов «приимите, ядите... пийте от нея вси... сие творите в Мое воспоминание...» Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови. В самом деле, сразу же после первого чудесного насыщения 5 000 человек пятью хлебами, т.е. еще задолго до Преображения и до Его входа в Иерусалим, точнее, в период между I и II пасхой Своего общественного служения 8 , Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни. Тут, среди этих стройных колонн классического греческого стиля, украшенных, однако, и еврейскими религиозными эмблемами – семисвечниками, гранатовыми яблоками, шестиконечными звездами, – в этом, ныне вполне уже раскопанном и очищенном дивном портике данной синагоги, с видом на Тивериадское море, Спасителем было предложено Его учение о Небесном Вечном Хлебе ( Ин. 6:24–66 ). В сущности, эта проповедь естественно распадается на две части: предварительную, в которой Он говорит больше о ветхозаветном прообразе Евхаристии (ст. 27–47), и само учение о Небесном Хлебе Жизни (ст. 48–66). Обратиться к ветхозаветному символу Евхаристии побудили Спасителя сами же ученики, вспомнив по поводу бывшего накануне ( Ин. 6:12 ) чудесного насыщения 5 000 людей, ветхозаветное чудо с падавшей с неба манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин. 6:31 ; Исх. 16:15 ; Пс. 77:24 ). Господь должен был, как часто и в других случаях, иметь перед Собой узкую национальную психологию иудейскую и их известную косность, неспособность подняться над уровнем исторического и буквального понимания библейских фактов. Надо было им показать, что манна была только прообразом истинного Небесного Хлеба. Но это, всё же, никак не значило бы, что она является опять-таки только единичным историческим фактом, простым эпизодом Иудейской истории. Манна была символом Вечного Хлеба. Это конкретное историческое событие было и служит прообразом, «типом» вечной реальности, от века установленной евхаристической трапезы. Но только прообразом, и потому, неполным и несовершенным. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в известное время, а Евхаристия установлена на бесконечные времена, «всегда, ныне и присно, и во веки веков». Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецелого человека и проходит «во уды, во вся составы, во утробу, в сердце». Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Капернаум Капернаум (Καπερναομ; Capharnaum; Капернаумъ; Capernaum): Мф.4:13, 8:5, 11:23, 17:24 . Мк.1:21, 2:1, 9:33 . Лк.4:31, 7:1, 10:15 . Ин.2:12, 4:46, 6:17, 24. 59 . – Небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря ( Ин.6:17, 24 ), принадлежащий к Галилее ( Лк.4:31 ), на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым ( Мф.4:13, 15 ), где была синагога, в которой Господь часто учил ( Мк.1:21 . Ин.6:59 ). О городе этом не упоминается в Ветхом Завете; и потому полагают, что он основан в последнем веке пред Р. Хр. Название «Капернаум» объясняют различно. Оно состоит из капар или кенар и нахум. Капар или кепар с еврейского значит село, огороженное место, мыза, поле, деревня. «Нахум» иные принимают за имя собственное, другие за нарицательное. В первом случае Капернаум будет значить селение или деревня Наума; и в 16-м веке здесь указывали еще гробницу пророка Наума. В последнем – от , , – будет значить село утешения, отрады, успокоения. И последнее это значение весьма идет к Капернауму по его местоположению и тогдашнему благосостоянию. Он лежал на мысе морском, недалеко от впадения Иордана в море; пред ним море или озеро Геннисаретское; а на юго-запад от него, вдоль по берегу морскому – красивейшая и богатая растительностию долина Геннисар, которую так живописно изображает Флавий. «Долина эта, замечательная по своему естественному положению и красоте, так плодоносна, – пишет он, – что нельзя указать такого растения, которое на ней не могло бы произрастать, и жители насадили их множество всякого рода. Здесь разводятся в большом изобилии и орехи, которые растут собственно в холодных странах, и пальмы, смоквы и оливы, любящие теплые страны. Можно сказать, что здесь природа, по некоторому любочестию, делает над собой насилие, чтобы соединить воедино то, что в других местах непримиримо. В течение 9-ти месяцев здесь не переводятся смоквы, а другие плоды здесь зреют круглый год до новых. Долина обильно орошается источником Капернаум» (О Войн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Об Адаме и Еве Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Апокриф об Адаме и Еве встречается в древнерусских рукописях под разными названиями: «О исповедании Евгине и о воспросе внучят еа, и о болезни Адамове», «Слово о Адаме и о Евзе от зачала и совершения», «Слово о Адаме от начала и до конъца и како изгнан из рая» и просто «О Адаме». Апокриф дополняет народными легендами краткий рассказ Библии о создании первого человека, согрешении, изгнании его из рая и о некоторых событиях его жизни на земле. Характеризуя апокрифы, А. Н. Пыпин писал: «Там, где библейский и евангельский рассказ был краток и где невольно возникал вопрос, апокриф являлся, чтобы досказать то, чего не было в священной книге, и в представлениях читателя то и другое сливалось в одну цельную картину» (Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб., 1898. С. 424). Различные версии апокрифа об Адаме и Еве встречаются у разных народов – в арабских, эфиопских, сирийских, греческих, латинских, армянских и болгарских рукописях; отразился он и в украинских народных сказаниях и песнях. В русскую литературу апокриф пришел из Болгарии, где был переведен с греческого. Но в Болгарии больше был в ходу первый вид текста (первая редакция), а на Руси – второй (вторая редакция), по мнению И. В. Ягича, здесь и составленный не ранее XV в. Этот текст представляет собой рассказ Евы у ложа умирающего Адама и завершается историей путешествия Сифа, сына Адама, с Евой к вратам рая за лекарством для Адама и известием о смерти Адама и Евы. В науке этот вид текста назван «Исповедание Евы». Греческий оригинал был значительно переработан на славянской почве, в него был добавлен ряд эпизодов, в частности рассказ о том, как дьявол взял с Адама «рукописание», крепостную запись на него и его детей, под тем предлогом, что дьяволу принадлежит вся земля и только заложившись за дьявола Адам сможет пахать на ней. Аналогичный рассказ о «рукописании» Адама известен в болгарских народных сказаниях, читается в апокрифе о Тивериадском море. Этот сюжет интересовал русских читателей как намек на социальную борьбу низов против закабаления. Именно так трактовал его в первой половине XVI в. Иван Пересветов в Большой челобитной, приводя слова Петра, волосского воеводы: «Коли Адама Господь Бог изгнал из раю, а он заповедь Божию преступил и тогда дьявол его искусил и запись на него взял. И Адам был навеки погибл, и Господь Бог милосердие свое учинил, волною страстию своею святою Адама извел изо ада и запись изодрал. И един Бог над всею вселенною, и то есть, которыя записывают людей в работу ввеки, прельщают, дьяволу угождают, и которыя прельщаются для светлыя ризы да ввеки записываются в работу, те оба погибают навеки». (Сочинения Ивана Семеновича Пересветова см. в т. 9 наст. изд., и ПЛДР, т. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание, как сотворил Бог Адама Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Сказание, как сотворил Бог Адама» – один из древнейших апокрифов, который многими исследователями связывается с болгарской ересью богомилов, названной так по имени болгарского попа Иеремии Богомила и отразившейся в духовной жизни Древней Руси. «Сказание» дошло до нас в нескольких редакциях; южнославянские списки этого памятника известны с XIV в., русский текст сохранился в списках преимущественно поздних, XVII–XVIII вв. «Сказание» входит составной частью в апокрифический цикл сочинений об Адаме, об Адаме и Еве, о Тивериадском море и др. В апокрифе выражен подчеркнуто дуалистический взгляд на мир и на происхождение человека. В его создании, согласно богомильским представлениям, участвовали две равные силы – Бог и Дьявол. Таким образом человек несет в себе духовное и материальное начала. Подобный взгляд на происхождение человека встречаем в «Повести временных лет» под 1071 годом – в рассказе о восстании волхвов, в котором исследователи видят следы не дошедшего до нас апокрифического сказания: «Богъ мывься въ мовници и вспотивъся, отерся вхтемъ и верже с небесе на землю. И распрся Сотона с Богомь, кому в немь створити человка. И створи Дьяволъ человка, а Богь душю во нь вложи...» Рассказ о создании первого человека в «Сказании» отличается от рассказа об этом событии в Библии , где Бог создает человека по своему образу и подобию. В «Сказании» Бог «строит» человека с помощью окружающей его природы – солнца, моря, ветра, камня, огня. Дополняет это действие Дьявол, наделяющий Адама семьюдесятью недугами и выступающий, таким образом, как противоположная Богу и разрушающая сила. Текст «Сказания, как сотворил Бог Адама» издается по списку начала XVII в., опубликованному А. Н. Пыпиным в «Памятниках старинной русской литературы». Вып. 3. СПб., 1862. С. 12–14. СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА (...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли – тело, 2) от камня – кости, 3) от моря – кровь, 4) от солнца – глаза, 5) от облака – мысли, 6) от света – свет, 7) от ветра – дыхание, 8) от огня – теплоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Э. Артемьева-Скворцова Третья книга о православной вере Предисловие Данная книга является пособием для первоначального изучения Слова Божия в классах или в кружках молодежи. Она содержит в себе рассказ о главных событиях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и излагает основы Его учения о Царствии Божием. Однако книга далеко не исчерпывает всего содержания Евангелия. Многие притчи и чудеса не вошли в изложение, также, как и объяснение описанных чудес совершенно не претендует на исчерпывающую полноту. Предмет изучения необъятен. Школьное руководство может дать лишь общее понятие об Евангельской истории и указать путь к дальнейшему, более глубокому изучению Нового Завета. Один из русских богословов-поэтов сказал про Евангелие, что оно как звездное небо – чем больше и внимательнее в него всматриваешься, тем больше новых и новых звезд открывается взору наблюдателя, но всех небесных светил не может обнять человеческое око. Мириады их погружены в бесконечных глубинах небесного свода. И Евангелие Христово – чем глубже и внимательнее в него вчитываешься, тем яснее оно открывает верующей душе истину о Боге и Человеке. Жизнь наша скоротечна, а содержание Евангелия неисчерпаемо. Поэтому чтение и изучение Слова Божия должно продолжаться всю нашу жизнь. Евангелие не похоже ни на какую другую книгу, которую можно просто изучить и отложить в сторону. Евангелие, в зависимости от состояния души человека и в различные возрасты и моменты его духовной жизни, открывает новые и новые истины. Поэтому Святое Евангелие должно быть нашей настольной книгой для ежедневного чтения в наиболее спокойные минуты дня. Для первоначального знакомства с личностью Иисуса Христа и Его учением предлагается эта элементарная книга. Ее легко прочесть сразу от начала до конца, посвятив неторопливому чтению два-три спокойных, свободных дня. Затем книгу надо изучать понемногу, по отдельным главам. Необходимейшим добавлением к изучению должны служить указанные в руководстве тексты Священного Писания, а затем, конечно, рассказы и толкования законоучителя или опытного руководителя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010