Поэтому-то и говорит нам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Но какое здесь терпение имеется в виду, вот вопрос. Пассивное терпение тех проблем, которые ты сам и нажил? Например, я регулярно пью спиртное большими дозами, у меня развился цирроз печени, и я это мужественно терплю? Нет, не о таком терпении говорит Христос. Имеется в виду терпение в христианских трудах, активное терпение; стойкость в несении жизненного креста, в гонениях, в борьбе со грехом, при нападках диавола. Только такое терпение спасительно. И только такое терпение, донесенное до конца, увенчивается. Наше терпение дает Богу возможность действовать в нас. И наоборот, наше нетерпение мешает Богу нас спасать. Был такой случай в практике известного духовника, схиигумена Саввы (Остапенко). К нему ходила женщина, терпящая издевательства от пьющего мужа и непутевых детей. Она плакала и просила отпустить ее в монастырь. Схиигумен Савва выслушивал ее, утешал и всегда говорил одни и те же слова: а ты потерпи. Придет она вновь, рыдает, жалуется, а он снова: а ты потерпи. Терпела она более года. И действительно, вдруг муж образумился, бросил пить, начал ходить в храм, каяться. Дети тоже пришли в себя, извинились перед матерью. Постепенно семья обновилась, укрепилась. Так, терпя и молясь, женщина дала Богу простор действовать в ее жизни – и Он подействовал. Терпение делает христианина воистину непоколебимым. Иногда ведь стоит задача не то что расти в вере и дерзать, а просто в том, чтоб удержать лодку веры на плаву. Терпение тут незаменимо. «Терпение и пождание, терпение и пождание» – это были любимые слова оптинского подвижника схиигумена Гавриила (Виноградова). Святитель Димитрий Ростовский, рассуждая об этой добродетели, вспоминает евангельскую притчу о сеятеле. Как мы помним, некоторое семя падает на добрую землю, некоторое на худую. Насчет доброй земли Евангелие говорит: «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Святой Димитрий пишет: «Послушаем эти слова: кто имеет уши слышать, да слышит!” Терпение и есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел» .

http://pravoslavie.ru/111555.html

Мы слышим также, как Господь вопрошает о тайне Мессии тех, кто хочет одним умом постигнуть непостижимое. Из Писаний ясно, что Христос должен быть Сыном Давидовым. И так же ясно, что Давид называет Мессию своим Господом. Если Он — Сын ему, почему же он называет Его Господом, а если Он Господь ему, какой же Он ему Сын? Мудрецы и книжники и здесь не могут справиться с кажущимся противоречием. Благодарение Богу, благодатью Его нам дано знать, что Христос, оттого что Он Бог, — Он Господь Давиду, а оттого что Он — Человек, Он — Сын Давидов. Тайна Христа, как и тайна Воскресения, постигается только благодатью Духа Святого. Вторник Лк, 106 зач., 21, 12—19 Сказал Господь Своим ученикам: возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши. Христиане часто говорят о признаках приближения Второго Пришествия Христова. Но они сами, по слову Христа, должны стать его знамениями и чудесами. Прежде же всего, — говорит Господь, — возложат на вас руки». Речь идет не только о страдании гонимых, но о раскрытии «тайны беззакония», о грехе гонителей. Гибель народа совершается всегда грехом нечестивых. Христос заранее предупреждает, что предстоит претерпеть верующим во имя Его. Поэтому они должны сесть и исчислить, сколько эта вера будет им стоить. «Будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». Ваши близкие и родные предадут вас: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями». Вы будете призваны к стоянию за веру до пролития крови. «И некоторых из вас умертвят». Мы знаем, какие реки крови пролились в Отечестве нашем, но мы знаем так же, что зло еще не раскрылось до конца. «И будете ненавидимы всеми, — говорит Господь, — за имя Мое». Это хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

Признак, что мы почитаем новых мучеников и исповедников Российских — то, как мы относимся к таким мученикам, как новый мученик воин Евгений Родионов. Если мы способны духовно воспринимать этот подвиг, явленный в наши дни, значит наше почитание мучеников, пострадавших в годы коммунистического гонения, тоже не ложно, не лицемерно. Потому что это одна и та же святость. Или мы ждем времени, когда они перестанут быть новыми мучениками? Всякий раз, прославляя святых, мы размышляем об особых духовных дарах, которые они получили от Господа. Мы говорим, что в каждом народе, так же как и в каждом человеке, есть какие-то черты, которые особенным образом роднят его с Господом. Не потому что в других людях или в других народах эти черты отсутствуют, но есть какие-то особенные черты, которые присущи именно этому народу и этому человеку и соединяют его со Всечеловеком Христом. Всем известно общее мнение, что русский народ отличается смирением и терпением. И это самые замечательные черты, потому что Христос говорит, что нужно научиться смирению. Божию Матерь «ублажат все роди» за то, что Господь призрел на Ее смирение. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), — говорит Христос. — «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Однако если эти качества не во Христе, то они становятся своей противоположностью. Они становятся тем, что губит человека окончательно. То есть смирение превращается в рабскую покорность злу, в раболепство — то, что мы можем сейчас наблюдать. Терпение же без Христа может становиться отдачей себя на милость любого победителя. И это мы видим сегодня, когда большинство людей терпеливо плывет по течению, не сопротивляясь злу и не отличая добра от зла. Поэтому сегодня мы должны особенно молиться нашим новым мученикам и исповедникам, явившим подлинное Христово смирение и терпение. Потому что мы призваны к той же самой святости. Мы щедро облагодатствованы от Господа теми же самыми дарами, что и святые. Всеми теми же дарами, ничуть не меньше, даже, может, чуть побольше. Потому что у них не было такого сонма новомучеников, какой есть у нас.

http://moral.ru/о-призвании-учеников/

Сожалеешь, что сновидение твое не сбывается и ты все живешь. Не ложны апостольские слова: Долготерпение Божие почитайте спасением ( 2Пет. 3, 15 ). Слова эти означают: если долготерпит нас Господь и прилагает дней жизни, то делает это для спасения нашего. Вот Господь помог тебе оказать ближнему любовь и сделать доброе дело – убедить старообрядца приобщиться Святых Таин, а Господь за чашу студеной воды без мзды не оставляет. Говоришь, что у тебя водянка; с этой болезнью нельзя рассчитывать долго жить, а лучше всего положиться на волю Божию и чаще вспоминать евангельские слова: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), и претерпевший до конца спасется ( Мф. 10, 22 ) (прп. Амвросий, 1). Иди мытаревым путем – и спасешься, говори: «Боже, милостив буди мне, грешной!» (см. Лк. 18, 13 )(прп. Амвросий, 2, ч. 2). С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т.е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 )... Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Итак, заботящийся о своем спасении должен внимать только своей пользе душевной, идя путем послушания и отсечения своей воли, и должен быть благодарным и располагаться любовью к тем, кто заботится о нас и помогает нашему спасению своими советами, хотя бы и терпкие иногда употреблял средства. Но никак не должен позволять себе судить собственные дела и поступки духовного своего помощника или делать что-либо без ведома его. В противном случае жизнь наша будет беспорядочнее живущих по своей воле и разуму. Труды и скорби понесем, но мзды себя лишим (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божие хотение (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Господь всех равно призывает, а быть между избранными от самого человека зависит (прп. Амвросий, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Болезни - от нашего  невоздержания во всем. Я вспоминаю, как жили люди добрые, святые. Был такой смиренный монах Вениамин, жил в монастыре. И Господь попустил ему для спасения болезнь «водянка».  Она так сильно его разнесла! Ему сделали огромное кресло. И когда он уже был на исходе в духовный мир, то братия собралась -  а на лице у него улыбка. Он сказал: «Братья, порадуйтесь со мной, Господь меня помиловал». Если Господь попустил ему такую болезнь,  а он никого не обвинял, не роптал -  то это он во Славу Божию болел, Господа прославлял. Такие подвиги люди совершали, и это нельзя забывать никогда, потому что на земле, мы знаем, нет мирных годов, постоянно войны, убийства, грабежи, цунами, землетрясения . Все гнется, разбивается, ломается, ржавеет, все портится. Почему?  Потому что здесь, мы знаем, нет полноты жизни. Господь через это указывает нам, что есть новое небо, есть новая земля, которую нам Господь приготовил для всего рода человеческого. Поэтому Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши». И претерпевший до конца спасется.  И, чтобы быть в душе мирным, спокойным -  Господь говорит: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Это все нам Господь попускает, чтобы мы не привязывались к земле. Потому что Господь сказал: «ищите Царства Божия и правды его, а остальное все приложится вам». Здоровье -  хорошо, конечно, но хорошо, когда человек здоров душой. У него нет гнева, обиды, ревности, раздражения -  да много что там. Если человек может достигнуть этого, то душа его наполнится любовью. И человек не будет уже спрашивать ближнего: почему ты меня не любишь? Потому что у человека у самого душа наполнена любовью, он  уже в другой любви не нуждается. Любовь Божественная наполняет душу. Самое главное любить Бога! Любить ближних! Любить все творение божие на  земле. Святые отцы говорят – надо жить подобно колесу - одной точкой касаться земли, а остальным стремиться к небу. -Как спастись? Как искренне полюбить ближнего?

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-amv...

Господь нам дал молитву «Отче наш». Очень простую, но в ней все сказано. Это основа общения души со своим Отцом. Все мы - дети Божии. Поэтому обращаясь к Отцу, говорим: «...И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (см.: Мф. 6:9-13). То есть мы не только просим у Господа необходимого нам, но и обещаем сами, что будем прощать наших братьев и сестер, которые нам что-то сделали не так, и мы этим недовольны. Терпение - это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение - сатанинское. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), - говорит Господь. Так и святые отцы завещали: христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог и посылает человеку всяческие скорби внешние и внутренние. Внешние - это болезни, нищета, поругание, презрение от ближних. Внутренние - страсти, они иногда тоже, утесняя душу, помогают ей обратиться к Богу, заставляя человека, который мучается в совести от своего дурного нрава, искать Спасителя. Мытарь, сказано (см.: Лк. 18:14), пошел из храма более оправданным, чем фарисей, хотя был весь в грехах, а тот - в добродетелях. - Смирения не оказалось у фарисея? - Да, и любви к ближнему. Смирение и любовь - это вершина добродетелей. Без любви и смирения невозможно прийти ко Христу: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), - сказано у апостола. Так же и со смирением. Сказано же: «Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Отца Небесного мы не видели, а Господь наш Иисус Христос, вочеловечившись, явил нам Бога. Мы призваны подражать Ему. Начнем жить в смирении, терпении, любви, тогда и молитва наша будет услышана. Всегда видно: молится человек или нет, есть в нем крепость от молитвы, или он весь повязан недугами. Самый большой грех, конечно, гордость. Гордые сами порой удивляются, почему это у них нет веры даже тогда, когда они как будто вроде бы и стремятся к ней? Все делают внешне правильно. Вера гордых - себялюбие, как у фарисея. А смирение и жертвенная любовь приближают ко Христу.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/8/pokaya...

86. «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.» (1Петр. 4:19). Чистота сердца Для канатоходца канат – единственный путь, Слепой без своей палочки не может выйти из дома, Тому, у кого нога в гипсе, нельзя терять костыли, Без чистоты сердца в духовной жизни – не пройти ни одного шага. 87. «…Терпением вашим спасайте души ваши.» (Лк. 21:19). Привычка к высоте Геолог отправился в экспедицию высоко в горы. Поначалу ему было трудно дышать и работать, к тому же его сильно утомляла бессонница. Сослуживцы успокаивали его: «Привыкнешь к высоте – потом будет легче». Прошло некоторое время, и приехавший освоился с высокогорьем. Он успешно работал и даже совершал небольшие путешествия. Когда ему предложили краткую поездку по делам в город, он с неохотой согласился покинуть на время высокогорье, к которому уже успел привыкнуть, и которое даже полюбил. В городе у него спросили: «Ну как, молодой человек, нашли что-нибудь?» – «Да, – ответил он, – терпение». 88. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24). Испытание министра Некогда одного министра по ложному доносу обвинили в тяжком преступлении: в заговоре против царя. Он не был виновен и отрицал на всех допросах свое причастие к этому делу. Царь принял решение испытать оклеветанного министра, и ему объявили следующее царское распоряжение: «Если обвиняемый будет упорно отрицать свою вину, тогда его следует казнить за упорство и нераскаяние. Если же обвиняемый сознается в своем участии в заговоре против царя, казнь милостиво заменить пожизненным заключением». А палачу и страже было дано указание казнить министра, если он признает свою вину в преступлении. Если же он будет настаивать, что не причастен к заговору, то его следует оставить в живых и отправить в ссылку. Палач зачитал министру царский указ и грозно сказал: «Говори свое последнее слово: если виновен, скажи «да», – и будешь помилован. Если же ты скажешь «нет», то будешь казнен, как упорствующий и не раскаивающийся в своем злодеянии». Министр выслушал указ и без колебаний сказал: «Нет!» Казнь не состоялась.

http://isihazm.ru/1/?id=106

  Когда предусматриваем какую-нибудь опасность жизни или опасность, угрожающую нашему здоровью или благосостоянию, не надобно безрассудно идти навстречу ей. Святой закон Божий и здравое рассуждение внушают нам заботиться о сохранении жизни и благосостояния, как даров Божиих, и обязывают нас устраняться от предусматриваемых опасностей. Могут, конечно, требовать иного наши высшие нравственные обязанности, ради которых человек должен бывает по доброй воле жертвовать всем, и даже своей собственной жизнью. Но когда таких случаев нет, тогда надо поступать так, как поступал Спаситель, - не вдаваться в опасность, уклоняться от нее, сколько возможно, не ожидая для нашего спасения каких-либо чрезвычайных промыслительных действий Божиих свыше, а пользуясь теми, которые находятся в наших руках. Некоторые говорят: " Я, несмотря на опасности, предаюсь воле Божией, если угодно будет Богу, то Он сохранит меня " . Но разве у Сына Божия не было средств для Своего спасения от Ирода? Он и тогда мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов Ангелов, но вместо этого употребляет естественные средства: несомый старцем Иосифом и Матерью Своею, бежит, подобно последнему из сынов человеческих, в Египет и таким образом спасает Себя. Так и нам должно поступать. Пользоваться доступными нам естественными средствами, а не искушать Господа ожиданиями в защиту нашу чудес и знамений, которые никогда не расточаются без крайней нужды. Кроме того, взирая на Божественного Младенца, спасающегося бегством в Египет, и помышляя, с какими трудностями сопряжено было это путешествие и для Него, и для Матери с праведным старцем, мы должны воспринять дух мужества и терпения. Должны прогонять от себя мысль, которая внушает нам: " Зачем скорби и напасти, ведь они несвойственны нашей природе? " . Мы должны знать, что тот, кто хочет работать Господу и служить Ему, должен, по слову премудрого Сираха, уготовить свою душу во искушение (см.: Сир. 2, 1). Истинный христианин - это воин и подвижник, которого за труды и подвиги его ожидают покой и награда, то, о чем сказал апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Но где ожидает? Не здесь, на земле, а там, на Небе. Здесь же - многи скорби праведным (Пс. 33, 20) и терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), - говорит Господь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=415

Господь воодушевляет учеников переносить все испытания и продолжать свой труд: «Будет же это все для свидетельства». Будучи открыто гонимыми, вы не можете остаться незамеченными. Вас поведут пред царей и правителей, и это даст вам возможность проповедовать им о Христе. Ваши страдания и ненависть к вам со стороны самых недостойных людей будет свидетельствовать о вашем достоинстве. Ваше мужество перед лицом смерти будет проповедью о том, что вы хранимы Божественной силой. Бог будет стоять рядом с вами и укреплять вас, и просвещать светом истины. «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать». Не полагайтесь на свой ум и красноречие, и ничего не страшитесь. «Я дам вам уста и премудрость». Те, кто жизнь свою посвящает делу Христову, может всецело рассчитывать на Господа. Господь даст им силу так говорить о Нем и о своей вере в Него, что «все противящиеся вам не возмогут ни противоречить, ни противостоять». Враги будут не в состоянии нанести вам какой-либо вред. «И волос с головы вашей не пропадет». Кто-нибудь, может быть, насмешливо скажет: «Снявши голову, по волосам не плачут». Поистине многие из вас положат головы свои за Христа, но также истинно и то, что волосы у вас все на голове сочтены, как сказано об этом же — в Евангелии от Матфея. Кто жизнь свою погубит за Христа, тот обретет ее. Велико будет воздаяние любящим Его. Мы можем потерпеть поражение на земле за Христа, но в конце мы явимся победителями со Христом. Потому «терпением вашим спасайте души ваши». Во все времена и особенно в опасные для Церкви времена, ни горе, ни страх не должны возобладать над нашими душами. «Наша Церковь крепка, — говорит преподобный Силуан Афонский, — святой мыслью и терпением». Среда Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24 Тогда некоторым, говорившим Иисусу о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

– Вам приходилось видеть, чтобы священник часто причащался без исповеди и духовно не рос? Вероятно, могут быть и очень серьёзные последствия… – Конечно. Давайте вспомним: «по причине беззакония во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). Проблема, прежде всего в нас, пастырях. Не пытаясь оправдывать, попробую объяснить: в условиях, когда поголовно вырезают десятки тысяч священников, когда нам обещают показать по телевизору «последнего русского попа», очень трудно сохранить духовную преемственность. Мы остались без корней. И многие молодые батюшки, искренне желающие служить, не умеют правильно бороться с соблазнами, и так мало старцев, мало духоносных пастырей, которые бы их этому научили. И это тоже нужно терпеть. Об этом Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). Что же делать в этой ситуации? Обратиться к Святым отцам. Преподобный Нил Сорский говорит, что «чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства» (Преп. Нил Сорский. Правила). Духовная аскеза обязательна для пастыря, если он хочет помочь пастве. Это подразумевает и соблюдение постов, и регулярное молитвенное правило, и доброделание, богомыслие, иначе не получится правильно пасти вверенное тебе ста- до, а это огромный грех. Такие пастыри встречаются, никто не спорит. Но это не повод, указывая на одного, предлагать всем быть такими же. Если двоечник получает двойки, это не значит, что троечники должны радоваться своим тройкам. – Исповедь и личная аскеза важны для священника не менее, чем для мирянина? – Конечно, без исповеди не очистить душу. Сегодня выходишь на улицу – непристойная музыка, люди непристойно одеты, нецензурная брань… Всё это бьёт по душе, провоцирует на осуждение, лишает мира. А служить можно, только когда в душе мир. Исповедь помогает его обрести, духовная работа служит для преображения, а чтобы были силы, человек прибегает к Таинству Евхаристии. Священник в данном случае отличается от мирянина только тем, что на нем лежит больший груз ответственности. И Господь с него спросит гораздо больше.

http://bogoslov.ru/article/3647194

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010