29 февраля – 2 июня Новости Папа Франциск: Тереза Авильская – свидетельство роли женщин в Церкви и обществе 14.04.2021 11:26 Фото с сайта Vatican News Ватикан, 14 апреля. Папа Франциск направил послание по случаю 50-летия провозглашения Учителем Церкви испанской монахини Терезы Авильской, наследие и учение которой и сегодня обращено к тем, кто «умеет низвергать любую стену, будь она физической, экзистенциальной или культурной». Она стала первой женщиной – Учителем Церкви, и этот титул был признанием «драгоценного учения, которое Бог передал через ее сочинения и через свидетельство жизни». Об этом Папа Франциск пишет епископу Авилы монсеньору Гилю Тамайо по случаю 50-летия с тех пор, как 27 сентября 1970 года святой Павел VI провозгласил святую Терезу Авильскую Учителем Церкви. Католический университет Авилы, посвященный испанской женщине-мистику, празднует юбилей международным конгрессом «Незаурядная женщина», как называл ее тот же Папа Монтини. Конгресс продлится до 15 апреля, сообщает Русская служба Радио Ватикана . Святая родилась в 1515 и умерла в 1582 году. Спустя пять столетий «пламя, зажженное Иисусом в Терезе, продолжает сиять в нашем мире, который по-прежнему нуждается в отважных свидетелях, способных низвергнуть любую стену, будь она физической, экзистенциальной или культурной», пишет Папа, упоминая также об интеллекте и о стойкости этой женщины, которые дополняли «восприимчивость к красоте и духовное материнство по отношению к тем, кто приобщался к ее трудам». Она была примером «выдающейся роли, сыгранной женщинами на протяжении истории Церкви и общества». Авильская святая и сегодня нас наставляет благодаря своим сочинениям. Ее послание и ее пример обращены ко всем, пишет далее Папа: «к тем, кто чувствует призвание к монашеству», а также «ко всем желающим совершенствоваться на пути очищения от всего мирского, направляясь к единению с Богом, к высоким обителям внутреннего замка». «Дружба с ней, с этой спутницей, указывающей направление в нашем земном странствии, вселяет уверенность и спокойствие». В заключение Папа напоминает о глубоком почитании Терезой святого Иосифа и призывает еще глубже изучать ее послание и учение», – отмечает Папа. ВКонтакте Telegram Twitter LiveJournal Одноклассники Мой Мир Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии . Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания). Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу. Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII . В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским . В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому ). Сочинения

http://pravenc.ru/text/189615.html

Был ли Гоголь мистиком? Гоголь был мистиком в православном смысле этого слова. Он верил в чудеса, - без этого нет веры Но в чудеса не сказочные, не в фантастические истории, а в таинственные и великие события, творимые Богом. Они пронизывают всю жизнь христианина. Чудом является Воплощение Христа, Его Искупление, Вознесение. Разве не чудо Таинство Евхаристии - ежедневное участие Господа в богослужении? Пресуществление Святых Даров - хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - тоже чудо. Но Гоголь не был мистиком в смысле приписывания себе неоправданных духовных достоинств, таким, которому кажется, что Бог общается с ним ежеминутно, что у него пророческие сны, видения. С ним якобы постоянно происходят необыкновенные события. Подобными мистиками были Франциск Ассизский, Игнатий Лойола, а в России - многие писатели и философы так называемого Серебряного века, например, Дмитрий Мережковский, автор известной книги о Гоголе. Такие люди, как правило, не видят собственных грехов, а то и прямо считают себя святыми, угодными Богу. Вспомним того же Франциска Ассизского или Терезу Авильскую. Вопрос о мистицизме Гоголя, по-моему, трактуется нередко упрощенно (тем же Мережковским или Константином Мочульским). Ни в одном из писем Гоголя нет и следа мистической экзальтации. В 1844 году он отвечал Сергею Тимофеевичу Аксакову на подобные упреки: " О себе скажу вам вообще, что моя природа совсем не мистическая. Недоразуменья произошли оттого, что я слишком рано вздумал было говорить о том, что слишком ясно было мне и чего я не в силах был выразить глупыми и темными речами, в чем сильно раскаиваюсь, даже и за печатные места " . Но с Гоголем, как и с каждым христианином, конечно, происходили чудеса. В Оптиной Пустыни сохранилось предание, пересказанное преподобным Амвросием. Во время пребывания в этой обители Гоголь рассказывал отцу Порфирию Григорову, издателю жития и писем затворника Задонского Георгия, что он видел мощи святого Спиридона Тримифунтского и был свидетелем происшедшего от них чуда. При нем мощи, которые были не только нетленны, но в продолжение пятнадцати веков сохраняли мягкость, обносились вокруг города, как это ежегодно совершается 12 декабря (по старому стилю) с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы прорезана и тело набальзамировано, потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие, в том числе и Гоголь.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/06...

А. присутствовал на генеральном капитуле ордена в Л " Акуиле. Стараниями П. А. кустодия реформированных конвентуалов св. Иосифа Обручника получила статус провинции (2 февр. 1561). В 1561 и 1562 гг. П. А. составил Первые и Вторые конституции провинции св. Иосифа Обручника (11 и 20 статей; действовали до 1598). Наряду с подробным распорядком обязательных богослужений конституции содержали следующие установления: монахам предписывался ручной труд, запрещалось распоряжаться деньгами, носить обувь, давались указания по устройству и размерам конвентов и келий (исключалось наличие б-к). Деятельность П. А. оказала заметное влияние на течение босых монахов в ордене францисканцев и в др. орденах монашеских . Наиболее известна его роль в жизни католич. св. Терезы Авильской, описанная ею в автобиографических сочинениях. П. А. познакомился с Терезой летом 1560 г. в доме вдовы Гиомар де Ульоа, к-рой он помогал. Впосл. он неск. раз навещал Терезу, переписывался с ней. П. А. стал ее наставником в мистических опытах и поддержал ее труды в период основания ею мон-ря св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе; впосл. эта обитель стала центром течения босых кармелиток - подробнее см. в ст. Кармелиты ). После смерти П. А. папа Римский Пий IV (1559-1565) подчинил конвенты реформированных (босых) францисканцев генеральному министру францисканцев-обсервантов, сохранив для них прежний устав (булла «In suprema militantis Ecclesiae» от 25 янв. 1563). Однако уже в 1578 г. папа Григорий XIII (1572-1585) запретил вмешательство руководства обсервантов во внутренние дела провинции св. Иосифа Обручника. Вскоре эта мера была распространена на провинцию арх. Гавриила, а также на основанные П. А. конвенты в Пиедади и Аррабиде в Португалии. Впосл. эти провинции францисканского ордена получили еще большую автономию. Босые францисканцы этих провинций (их стали называть алькантаринцами) вели широкую миссионерскую деятельность. Опираясь на конституции, составленные П. А., и др. его установления, они занимались проповеднической работой на Филиппинах, о-вах Карибского м., на территории современных Мексики, Бразилии и др.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

В авг. 1577 г. новый нунций в Испании еп. Филиппо Сега, считавший босых К. нарушителями орденской дисциплины, признал полномочия Х. Тостадо. В окт. того же года пресв. Эрнандо Мальдонадо, приор Кастильской пров. ордена К., по приказу Х. Тостадо вмешался в выборы приориссы мон-ря Воплощения Господня в Авиле, потребовав от монахинь отклонить кандидатуру Терезы Авильской, к-рая в это время находилась в Толедо. Большинство кармелиток проголосовали за Терезу Авильскую, что Э. Мальдонадо расценил как бунт и объявил об отлучении монахинь от Евхаристии. В нояб. 1577 г. по просьбе Терезы Авильской кор. Филипп II поручил королевскому совету приостановить полномочия Х. Тостадо по инспекции мон-рей босых К. в Кастилии и Андалусии и обязать его снять отлучение с монахинь мон-ря в Авиле. Тем не менее в нач. дек. того же года Мальдонадо распорядился арестовать и заключить в тюрьму мон-ря в Толедо Иоанна Креста и Матфея св. Германа, духовников обители Воплощения Господня в Авиле, объявив их виновниками «бунта» в мон-ре. Несмотря на старания Терезы Авильской и сторонников босых К., Иоанн Креста оставался в тюрьме до авг. 1578 г. В июле 1578 г. нунций еп. Ф. Сега принял в отношении босых К. новые ограничительные меры и запретил Х. Грасиану выполнять обязанности визитатора кармелитских мон-рей Кастилии и Андалусии. Это решение не было утверждено королевским советом, что дало Х. Грасиану основание созвать в Альмодоваре-дель-Кампо капитул провинции босых К. Пресв. Антоний де Эредия (монашеское имя - Антоний Иисуса) был избран провинциалом, а пресв. Никола Дория (монашеское имя - Николай Иисуса и Марии) - прокуратором, к-рый должен был поехать в Рим и ходатайствовать перед Папским престолом о предоставлении автономии босым К. По окончании заседаний члены капитула отправились в Мадрид, чтобы утвердить у нунция принятые решения, однако еп. Ф. Сега обвинил босых К. в нарушении церковной дисциплины, не признал легитимность принятых капитулом решений и отлучил его участников от Евхаристии. Нунций распорядился передать жен.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Есть, конечно, и иные предметы для медитаций. Можно представить себя воспринимающим благоухание Девы Марии в раю. Можно поставить себя рядом с апостолами на горе Преображения. Можно представить себя следующим Via Dolorosa следом за Христом. Слишком эмоциональная католическая медитация приводит к тому, что в область собственно религиозную вторгаются пробужденные ею человеческие эмоции, которым совсем не место в религии (по крайней мере - в непреображенном виде). И итог оказывается с точки зрения православного святоотеческого опыта просто пугающим. А с точки зрения светской психологии - напротив, очень понятным и знакомым, совершенно не мистическим, а очень даже мирским... Посмотрим сначала, как такого рода ошибочные состояния рождаются в христианском мире и какую они получают оценку в православной традиции. Замечу сразу, что в этой части нашего разговора я удаляюсь со сцены, умолкаю, предоставляя слово другим голосам. Моя задача показать, что является своего рода константой в православии и в русской религиозной философии (рериховцы любят выдавать себя за ее продолжателей). Сначала - характерный пример из жизни католической святой Терезой Авильской. “Часто Христос мне говорит: Отныне Я — твой и ты — Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая... Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее” . Теперь - оценка этих откровений Терезы, даваемая из перспективы православной традиции. Д. Мережковский: “Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Присутствовавший при этом П. встал на колени перед сидевшим при алтаре митрополите и в знак смирения и уважения поцеловал его ноги. 27 июня 1977 г. П. принял на аудиенции митр. Мелитона как главу правосл. Синода и руководителя делегации К-польского Патриархата. В 1977 г. в связи с 80-летним юбилеем П. получил поздравительные телеграммы от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и председателя ОВЦС митр. Ювеналия (Пояркова) (ЖМП. 1977. 11. С. 5). Поддерживался диалог Римско-католической Церкви с зап. протестант. церквами. 23 марта 1966 г. П. встретился в Сикстинской капелле с англикан. архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем. На следующий день в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была подписана и оглашена совместная декларация на лат. и англ. языках «Hac in Urbe Roma - In this City of Rome» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 286-288). 11 лет спустя, 28-29 апр. 1977 г., П. принимал в Ватикане нового архиепископа Кентерберийского Д. Коггана, с к-рым также была подписана совместная декларация - «After Four Hundred Years» (AAS. 1977. Vol. 69. P. 283-289). Канонизации и беатификации За 15 лет понтификата П. совершил канонизации 86 святых, в т. ч. 3 групп мучеников (40 английских и уэльских мучеников XVI-XVII вв., 22 угандийских мучеников 1885-1887 гг. и 4 иерусалимских мучеников 1391 г.), подтвердил 2 уже существовавших культа и причислил к блаженным Римско-католической Церкви 66 чел., включая 2 группы мучеников. Впервые в истории католич. Церкви П. провозгласил учителями католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae) 2 св. женщин: Терезу Авильскую (27 сент. 1970) и Екатерину Сиенскую (4 окт. 1970). Сопротивление реформам П. Противостояние курсу на реформирование Римско-католической Церкви началось на II Ватиканском Соборе, когда таковой курс был только заявлен. Однако консервативно настроенные епископы, объединенные в Международное об-во отцов (Coetus Internationalis Patrum), оказались в меньшинстве. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиционной лат.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Приходится глубоко сожалеть, что для Католической церкви такие вопиющие факты являются нормой святости и что она предлагает Екатерину в качестве примера подражания русскому православному верующему, издав на русском языке её биографию. Ещё одному «учителю Церкви», Терезе Авильской (XVI в.), «Христос» после многочисленных своих явлений говорит: «С этого дня ты будешь супругой Моей… Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг». Тереза признаётся: «Душу зовёт Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания». Перед смертью она восклицает: «О Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!» 83 Известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая её мистический опыт, писал: «Её представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством» 84 . Яркой иллюстрацией полного искажения в католицизме понятия о христианской любви и святости является Тереза из Лизьё (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса, XIX в.), которая, несмотря на свой юный возраст (23 года), была по просьбе французской молодёжи возведена папой Иоанном Павлом II в «учители Вселенской Церкви». Вот несколько цитат из её духовной автобиографии «Повесть об одной душе». «Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой». «В сердце моей Матери-Церкви я буду любовью… тогда я буду всем… и через это моя мечта осуществится!» Что это за любовь – об этом Тереза пишет откровенно: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: „Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки“. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли всё… Этот день принёс не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах» 85 . Едва ли требуются комментарии к этому сладкому роману бедной девушки – учителю (!) той церкви, которая в таком искажённом понимании духовной любви воспитала Терезу. Отсюда становится вполне понятно, что произошло с самой этой церковью и куда она ведёт своих подвижников. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о них: «Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность… многие сочли [их] исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения» 86 .

http://azbyka.ru/bog-2

[nnnn] Папа Павел VI, отклоняя жесткую трактовку павлова стиха “жена в Церкви да молчит” (1 Кор. 14, 34) провозгласил Терезу Авильскую “доктором Церкви” 27 сентября 1970 г. [oooo] Отсюда становится виднее христианское понимание происхождения зла: природа добра. И личность добротна (это сказано несколько условно, ибо добротность есть все же качество, а “Кто” личности некоторым образом трансцендентно по отношению к любым “чтойным” качествам). Зло рождается в зазоре между ними: если личность не сможет исполнить своей миссии и овладеть полнотой природы, то в мире является не-полнота, ущербность. [pppp] Первые подступы к трансцендентальному пониманию личности мы встречаем у Платона (Федон, 94св), который выводит сверхмирность, сверхматериальность души из ее способности не быть “гармонией”, функцией внешних воздействий, из способности волевым образом противостоять изменениям среды и даже управлять ими. Трансцендентным в послекантовской мысли называется то, что находится принципиально вне нашего опыта; трансцендентальным – то, что входя в состав нашего опыта, тем не менее не может быть его предметом: например, мы воспринимаем все вещи в пространстве, но пространство само по себе “трансцендентально”, ибо не может быть непосредственным предметом нашего восприятия. У Канта «трансцедентальным единством апперцепции» оказывается перцепция себя в акте перцепции как воспринимающего объект перцепциии. То есть то, что в любом восприятии я ощущаю не только то, что держу в руке или вижу глазами, но и то, что ощущаю именно я, вижу именно я и это ощущение – мое. [qqqq] О до-патристическом звучании слова ипостась см.: Майборода А. Слово «ипостась» в Священном Писании//Богословский вестник. вып. 10. М., 2002. [rrrr] «Для нас немыслимо, чтобы Христос в своем сознании отличал себя как " я " от Логоса. Но несторианин – А. К. Феодор Мопсуестийский различает Слово и Иисуса как „спасающего“ и „спасаемого“» (Болотов В. В. История древней Церкви. т.4. с. 156). [ssss] Галатам 2,6: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека».

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Бывают ли ложные духовные переживания и откровения? Очевидно, да – вспомним хотя бы откровения “Белого братства”. Могут ли они перемешиваться обычными для христианина чувствами, словами, мыслями? Да – достаточно вспомнить “Богородичный центр”. Но тогда само резкое отталкивание православных людей от некоторых проявлений инославной мистики не должно восприниматься как нечто “невежливое”. Можно обсуждать мотивы этого отталкивания, но нельзя не принимать в свое поле зрения сам факт этого отторжения. Характерно при этом, что в восприятии людьми православного воспитания католической мистики сформировалась уже вполне определенная константа. Зримое и эмоционально окрашенное представление предмета религиозного опыта приводит некоторых западных подвижников к таким состояниям, которые заставляют усомниться в целомудренной чистоте их переживаний. Чтобы не показаться голословным, приведу несколько текстов, представляющих как сами эти соблазнительные для православного взгляда моменты западного мистического опыта, так и реакцию православных людей на них. Вот характерный пример с Терезой Авильской. “Часто Христос мне говорит: Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая… Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее” . Приводя эти откровения Терезы, Д. Мережковский комментирует: “Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины”.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010