Аннотация В статье приводятся принципы отношения свт. Феофана к анализу и идентификации иного религиозного опыта, представлена его оценка западного мистицизма, указаны выявленные им причины заблуждений западных мистиков, и недостатки их духовных практик. Приводится данный свт. Феофаном анализ мистических «откровений» с позиции православной аскетики, критически рассматривается концепция «рождения Христа» в мистиках. Введение Тема сравнения православного мистического опыта с неправославным мистицизмом в трудах свт. Феофана Затворника , в настоящей статье исследуется на примере его «Писем о духовной жизни». Эти «Письма…» (1872) 1 представляют собою своеобразный комментарий к «Письмам» графа М. М. Сперанского (1772–1839), адресованным в 1814–1818 гг. его другу Ф. И. Цейеру, и напечатанным через 36 лет после смерти М. М. Сперанского в «Русском Архиве» за 1870 г. 2 Из этих «Писем» следует, что М. М. Сперанский увлекался Я. Беме, К. Л. Сен-Мартеном, Э. Сведенборгом, Терезой Авильской, Франциском Ассизским. В этот период своей жизни он сделал перевод «Подражания Христу» Фомы Кемпийского, который пожертвовал Библейскому обществу, а Александр I «приказал напечатать перевод за свой счет», а также перевел «Избранные места из творений Таулера». Принимал Сперанский участие и в деятельности масонской ложи под руководством Фесслера, 3 однако впоследствии утверждал, что вошел в ложу с ведома государственных властей, чтобы лучше изучить масонские дела. 4 Интерес М. М. Сперанского к мистицизму определялся, по мнению свт. Феофана, духом той эпохи, когда «в высшем круге нашего общества, в его время, это было почти общим занятием», и «как человек, получивший настоящее христианское образование, [Сперанский] тотчас понял, что в этом движении была своя истинная сторона, которую и в себе раскрыть положил он законом». 5 Как следует из «Писем», М. М. Сперанский отвергал учение масона А. Ф. Лабзина о молитве, и создании «нового храма духовного», 6 т. е. «внутренней церкви», и не верил «истории [свидетельствам]» об учрежденных Лабзиным посвящениях и таинствах. Масонскому мистицизму он предпочитал теософию, 7 которая, по мысли свт. Феофана, походила не на оккультные взгляды Е. Блаватской, а методологически больше на то, что в православном богословии названо богомудрием. После периода увлечения западными мистиками, М. М. Сперанский вспоминал: «Десять лет провел… в ее [теософии] изучении, и когда я думал, что овладел всем, [оказалось, что] я трудился лишь над начатками. Это было преддверие Царствия Божия». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/krit...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Беатификация Иоанна Павла II носит антирусский и антиправославный характер» Диакон Владимир Василик о значении причисления к лику блаженных прошлого понтифика 03.05.2011 2723 Время на чтение 8 минут Я оцениваю беатификацию папы Римского Иоанна Павла II , прежде всего, как внутреннее дело Римо-католической церкви, которая никакого отношения к нам не имеет и иметь не может. Поэтому, если вдруг в квазирелигиозной общественности и в околоправославных либеральных кругах возникнет истерика по поводу того, что почивший Римский папа был «святой человек», и ему надо молиться вместе с Терезой Авильской, Франциском Ассизским и прочими западными «святыми», которых святитель Игнатий (Брянчанинов) называл сумасшедшими, то я могу сказать, что мы тут совсем не при чем. Понятно, что Римский папа, который жизнь свою положил на разрушение Православной Церкви, в том числе и Русской, особенно на Западной Украине, с точки зрения Православной Церкви святым или блаженным почитаться не может. С точки зрения внутреннего положения Римо-католической церкви, я бы сказал, что маски сброшены. В известном смысле в начале своего правления Бенедикт XVI пытался в известном смысле дистанцироваться от политики своего предшественника, а именно от его чрезмерной русофобии, от его стремления быть авангардом западного мира Drang nach Osten («Натиск на Восток»). Стремился он дистанцироваться и от его либерализма, разыгрывая из себя консерватора. Но после событий прошлого года, когда он посетил синагогу , а потом снял с иудеев вину за распятие Христа , стало ясно, что он продолжает политику Иоанна Павла II. Вспомним, что сделал Иоанн Павел в первые годы своего правления. Он посетил синагогу и вместе с иудеями пел псалмы. В свое время я даже написал гимн в честь этого события: Иное чудо созерцаем странное, Войтыла песнопевец псалмопевцем стал. И в синагоге вместе с иудеями Совоспевает он псалмы Давидовы. Молитвы делит с ними сей преемник тех, Кто иудеев жгли от страсти к золоту

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/03/be...

Новости Папа Франциск: Тереза Авильская – свидетельство роли женщин в Церкви и обществе 14.04.2021 11:26 Фото с сайта Vatican News Ватикан, 14 апреля. Папа Франциск направил послание по случаю 50-летия провозглашения Учителем Церкви испанской монахини Терезы Авильской, наследие и учение которой и сегодня обращено к тем, кто «умеет низвергать любую стену, будь она физической, экзистенциальной или культурной». Она стала первой женщиной – Учителем Церкви, и этот титул был признанием «драгоценного учения, которое Бог передал через ее сочинения и через свидетельство жизни». Об этом Папа Франциск пишет епископу Авилы монсеньору Гилю Тамайо по случаю 50-летия с тех пор, как 27 сентября 1970 года святой Павел VI провозгласил святую Терезу Авильскую Учителем Церкви. Католический университет Авилы, посвященный испанской женщине-мистику, празднует юбилей международным конгрессом «Незаурядная женщина», как называл ее тот же Папа Монтини. Конгресс продлится до 15 апреля, сообщает Русская служба Радио Ватикана . Святая родилась в 1515 и умерла в 1582 году. Спустя пять столетий «пламя, зажженное Иисусом в Терезе, продолжает сиять в нашем мире, который по-прежнему нуждается в отважных свидетелях, способных низвергнуть любую стену, будь она физической, экзистенциальной или культурной», пишет Папа, упоминая также об интеллекте и о стойкости этой женщины, которые дополняли «восприимчивость к красоте и духовное материнство по отношению к тем, кто приобщался к ее трудам». Она была примером «выдающейся роли, сыгранной женщинами на протяжении истории Церкви и общества». Авильская святая и сегодня нас наставляет благодаря своим сочинениям. Ее послание и ее пример обращены ко всем, пишет далее Папа: «к тем, кто чувствует призвание к монашеству», а также «ко всем желающим совершенствоваться на пути очищения от всего мирского, направляясь к единению с Богом, к высоким обителям внутреннего замка». «Дружба с ней, с этой спутницей, указывающей направление в нашем земном странствии, вселяет уверенность и спокойствие». В заключение Папа напоминает о глубоком почитании Терезой святого Иосифа и призывает еще глубже изучать ее послание и учение», – отмечает Папа. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Статистика Креста Иоанн Иоанн Креста (также известен как Св.Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный, исп. Juan de la Cruz); (24 июня 1542, Онтиверос, Испания — 14 декабря 1591, Убеда (Úbeda), Хаэн, Испания), настоящее имя Хуан де Йепес Альварес (исп. Juan de Yepes Álvarez) — католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. Учитель Церкви. Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию. В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста. В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности. Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты — «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви». Скончался св. Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви — 14 декабря. Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела. Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём. Стихотворения св. Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул, Борис Дубин. Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950—1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста» Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1048

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии. Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан , а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов , проведенную Терезой Авильской , в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов. Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Corpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений. В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь , Пасхалия ). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвиж­ничеству, как не эти постоянные кощунственные заяв­ления: “Душа моя была принята в несотворенный свет и вознесена, — эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.? В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которой пригвожде­на ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: “Иногда от теснейшего этого объ­ятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела”. Не менее показательны и “откровения” другой великой католической святой. “Учитель Церкви” Тереза Авильская восклицает перед смертью: “О, Бог мой, супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!” Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он — закономерное следствие всего “духовного” подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте.  После многочисленных своих явлений “Христос” говорит Терезе: “С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг”. “Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!” — молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками, закатывает глаза, дышит все чаще и по всему телу ее пробегает содрогание. Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина, — пишет Мережковский, — увидела ее в ту минуту, то поняла бы..., что все это значит, и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины; а если бы и в колдовстве была эта женщина опытна, то подумала бы, что с Терезой вместо мужчины тот нечистый дух, который колдуны и ведьмы называют “инкубом”. “Душу зовет возлюб­ленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать, — вспоминает Тереза. — Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания. Не случайно американский психолог начала нашего века Вильям Джемс, оценивая ее мистический опыт, писал, что “се представления о религии своди­лись, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божест­вом”.

http://radonezh.ru/analytics/o-individua...

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви , расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты ): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер . Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской , оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

http://pravenc.ru/text/62636.html

А. присутствовал на генеральном капитуле ордена в Л " Акуиле. Стараниями П. А. кустодия реформированных конвентуалов св. Иосифа Обручника получила статус провинции (2 февр. 1561). В 1561 и 1562 гг. П. А. составил Первые и Вторые конституции провинции св. Иосифа Обручника (11 и 20 статей; действовали до 1598). Наряду с подробным распорядком обязательных богослужений конституции содержали следующие установления: монахам предписывался ручной труд, запрещалось распоряжаться деньгами, носить обувь, давались указания по устройству и размерам конвентов и келий (исключалось наличие б-к). Деятельность П. А. оказала заметное влияние на течение босых монахов в ордене францисканцев и в др. орденах монашеских . Наиболее известна его роль в жизни католич. св. Терезы Авильской, описанная ею в автобиографических сочинениях. П. А. познакомился с Терезой летом 1560 г. в доме вдовы Гиомар де Ульоа, к-рой он помогал. Впосл. он неск. раз навещал Терезу, переписывался с ней. П. А. стал ее наставником в мистических опытах и поддержал ее труды в период основания ею мон-ря св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе; впосл. эта обитель стала центром течения босых кармелиток - подробнее см. в ст. Кармелиты ). После смерти П. А. папа Римский Пий IV (1559-1565) подчинил конвенты реформированных (босых) францисканцев генеральному министру францисканцев-обсервантов, сохранив для них прежний устав (булла «In suprema militantis Ecclesiae» от 25 янв. 1563). Однако уже в 1578 г. папа Григорий XIII (1572-1585) запретил вмешательство руководства обсервантов во внутренние дела провинции св. Иосифа Обручника. Вскоре эта мера была распространена на провинцию арх. Гавриила, а также на основанные П. А. конвенты в Пиедади и Аррабиде в Португалии. Впосл. эти провинции францисканского ордена получили еще большую автономию. Босые францисканцы этих провинций (их стали называть алькантаринцами) вели широкую миссионерскую деятельность. Опираясь на конституции, составленные П. А., и др. его установления, они занимались проповеднической работой на Филиппинах, о-вах Карибского м., на территории современных Мексики, Бразилии и др.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Интуиция любви ведет любящих к разлуке и одиночеству, преобразуя любовную муку «в сияющее ледяное величие» 8 . Важно также, что не только ставшие достоянием истории и культуры романтические драмы, но и, казалось бы, прозаические тяготы повседневной жизни могут привести к тому же результату, ведь кроме тех, о ком мы знаем благодаря случайно сохранившимся письмам, стихам или портретам, есть, утверждает автор «Записок», еще бесчисленное множество других, среди которых – «старухи, одевшиеся твердой скорлупой, чтобы скрыть драгоценное зерно; бесформенные, тучные женщины, располневшие, истощая себя в стараниях стать похожими на своих мужей, и все же совсем иные внутри, там, где во мраке трудилась их любовь; роженицы, которые никогда не собирались рожать и, когда наконец умирали от восьмых родов, обретали жесты и легкость девушек, радующихся любви; и те, которые остались рядом с мужланами и пьяницами, потому что нашли средство укрыться от них в себе так глубоко, как нигде; но когда они оказывались среди людей, то не могли скрыть это и светились, как будто прожили жизнь с праведниками. Кто может сказать, сколько их было и кто они? Ведь они как будто специально заранее уничтожили все слова, по которым их можно было бы узнать» 9 . Наконец, в этой галерее любящих можно встретить и тех, кто отдал свою любовь Богу, хотя их портреты и находятся в самом конце ее – на периферии и романа, и, очевидно, авторских предпочтений. Тем не менее в нескольких посвященных им абзацах есть ряд важных мыслей. Во-первых, если задача любящей – очистить любовь от всякой направленности на конкретный предмет (alles Transitive zu nehmen 10 ), то по определению недостижимый Бог есть только «направление, но не предмет любви» 11 и в этом смысле любовь к Нему удовлетворяет всем требованиям интранзитивной любви. Однако на этом пути любящую зримой конкретностью Своего мужского образа может смутить Христос. Именно это произошло, по мнению автора романа, с Мехтхильд, Терезой Авильской, Розой Лимской: встреча с Христом приводила к тому, что «мощная линза их сердца снова сводила уже параллельные лучи сердца в одну точку, и они, кого ангелы полагали видеть уже вполне принадлежащими Богу, сгорали в пустыне своего томления» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Есть, конечно, и иные предметы для медитаций. Можно представить себя воспринимающим благоухание Девы Марии в раю. Можно поставить себя рядом с апостолами на горе Преображения. Можно представить себя следующим Via Dolorosa следом за Христом. Слишком эмоциональная католическая медитация приводит к тому, что в область собственно религиозную вторгаются пробужденные ею человеческие эмоции, которым совсем не место в религии (по крайней мере - в непреображенном виде). И итог оказывается с точки зрения православного святоотеческого опыта просто пугающим. А с точки зрения светской психологии - напротив, очень понятным и знакомым, совершенно не мистическим, а очень даже мирским... Посмотрим сначала, как такого рода ошибочные состояния рождаются в христианском мире и какую они получают оценку в православной традиции. Замечу сразу, что в этой части нашего разговора я удаляюсь со сцены, умолкаю, предоставляя слово другим голосам. Моя задача показать, что является своего рода константой в православии и в русской религиозной философии (рериховцы любят выдавать себя за ее продолжателей). Сначала - характерный пример из жизни католической святой Терезой Авильской. “Часто Христос мне говорит: Отныне Я — твой и ты — Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая... Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее” . Теперь - оценка этих откровений Терезы, даваемая из перспективы православной традиции. Д. Мережковский: “Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010