Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [лат. Jonas] († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения . Род. в Аквитании (Юго-Зап. Франция), там же получил начальное и церковное образование, стал клириком. В посвящении Валькальду, еп. Льежскому, к-рым начинается Житие св. Губерта, И. упоминал об их совместном обучении в придворной школе. В 818 г., после низложения Орлеанского еп. Теодульфа , обвиненного в причастности к мятежу Бернарда Итальянского, племянника франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), И. с одобрения императора занял Орлеанскую кафедру. Вскоре епископ стал активным гос. и церковным деятелем, неизменно поддерживал имп. Людовика Благочестивого. Особое значение имела деятельность И. на Парижском Соборе 825 г., где обсуждался вопрос о почитании икон. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл (умеренный противник почитания икон) обратился к франк. имп. Людовику Благочестивому с жалобой на иконопочитателей, к-рые бежали в Рим и распускали слухи об иконоборческой ереси. Михаил II в послании подчеркнул, что принятые им меры были направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против икон вообще, и просил Людовика содействовать одобрению этих мер Римским папой и изгнать клеветников из Рима. Франк. император направил в Рим Фрекульфа, еп. Лизьё, однако папа Римский Евгений II отказался идти на уступки, заявив, что вопрос о почитании икон решен на Вселенском VII Соборе (787) и не может быть пересмотрен. Однако в гос-ве Каролингов господствовало негативное отношение к этому Собору, что нашло отражение в «Libri Carolini» (Карловых книгах). Парижский Собор 825 г. в целом одобрил позицию визант. императора и особым меморандумом (libellus) запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (veneratio). Сансский архиеп. Иеремия и И. передали решения Парижского Собора папе Римскому, однако Евгений II не изменил свою позицию. Тогда же И. выступил против франк. сторонников радикального иконоборчества во главе с Туринским еп. Клавдием.

http://pravenc.ru/text/578290.html

Иона , епископ орлеанский, был одним из важнейших церковных деятелей франкской империи в первой половине IX в. Он происходил из Аквитанин. По смерти Теодульфа, архиепископа орлеанского († 18 сентября 821 г.), Иона назначен был его преемником и с этого момента играл видную роль во всех церковных событиях своего времени. Он участвовал почти во всех соборах царствования Людовика Благочестивого. Так, И. присутствовал на парижском соборе, созванном Людовиком в ноябре 825 г. по поводу письма об иконопочитании греческого императора Михаила. Епископы собора стояли на той же точке зрения, как и франкфуртский собор 794 г., и отвергали как иконоборчество, так и крайности иконопочитания, признавая мнением отцов то, что иконы не должны быть предметом боготворения или поклонения, а могут быть употребляемы только в знак любящего воспоминания об изображаемых на них лицах. Ионе орлеанскому вместе с Иеремиею сенским было поручено Людовиком отвезти постановления собора папе Евгению II (см. «Энц.» V, 183–184). Император, кроме того, дал им свое письмо, в котором просил папу быть посредником между иконоборцами и иконопочитателями. В данных им инструкциях им предписывалось действовать осторожно, чтобы папе не показалось, что собор навязывает ему свое мнение. Результат посольства не вполне известен, но, во всяком случае, папа не осудил соборного постановления. Видное участие принимал Иона и на соборе 829 г., собранном императором для обсуждения мер против современных недостатков церковной жизни. Постановления этого собора с буквальной точностью содержатся в двух сочинениях Ионы Institutio regia и Institutio laicalis; обычное мнение, которого держатся Вähr, Knusm, Dummler, Baxmann, d " Achery, A. Freystedt, что соборные постановления заимствованы именно из этих сочинений Ионы, основательно оспаривает Kessel, доказывая, что Ионе было поручено формулировать соборные постановления, а его сочинения есть лишь второе издание его работы на соборе. Institutio laicalis содержит в себе много ценных сведений о низком полудиком уровне нравов того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Отсюда, в древней Церкви на Востоке и Западе, установилась практика, чтобы больного помазывал не один из пресвитеров, а все пресвитеры, участвовавшие в богослужении таинства. В чине Теодулъфа Орлеанского, VIII в., говорится, что у греков три пресвитера, участвуя в совершении чина, все три и помазывали елеем больного 444 . Магтепе свидетельствует, что, в средние века, и у латинян помазание больного елеем совершалось не одним пресвитером, а многими, участвовавшими в богослужении Елеопомазания 445 . Действительно, по чиноположению св. Григория Великого , VI в., недужного помазывали епископ и сослужащие ему пресвитеры 446 . По «Последованию», изложенному в Liber pontificate Tilianum, VIII в., при участии в  богослужении нескольких священников, помазание совершал каждый из них, с произнесением положенной для сего одной молитвы и различных формул, смотря по помазуемой части тела, которых тогда назначено было пятнадцать 447 . Но в других ритуалах (обрядниках) таинства, собранных как у Менарда, так и у Martene, в рубриках, где говорится о елеопомазании, везде предписывается, чтобы, из участвующих в богослужении пресвитеров, только один, именно – primus presbyterorum, совершал помазание больного елеем, прочие же совершали бы лишь обряды священнослужения, напр., читали молитвы с возложением рук 448 и т. п. По западному чину Теодульфа, VIII в., это совершалось таким образом: «по произнесении литании (священник) начинает молитвою помазание в то время, как прочие (священники) поют приличные псалмы и антифон, и делает елеем двенадцать (на болящем) знаков креста 449 . В настоящее время, в Западной Церкви помазание св. Елеем недужного совершает, также, только один пресвитер. Как совершалось помазание елеем в апостольском веке – неизвестно. Судя же по тому, что св. Писанием внушается помазывать недужного, т. е., тело его, без назначения для сего каких-либо отдельных его органов, следует заключить, что, в первые века христианства, пресвитеры, следуя буквальному смыслу Писания, при таинстве св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

В вопросе о священных образах И. особо выделял почитание Св. Креста. Являясь подлинным орудием Спасения, Крест и его изображения обладают животворящими свойствами. Отрицание Клавдием необходимости почитать Св. Крест И. оценивал как богохульство. И. также выступал в защиту почитания св. мощей (что отвергал Клавдий), указывая на несомненную древность этой благочестивой практики. Аргументы в защиту почитания св. мощей И. заимствовал в основном из соч. «Против Вигиланция» блж. Иеронима Стридонского . И. защищал душеполезную практику паломничества, поскольку в гробницах святых, считал он, пребывает благодать. Объясняя различие между священными изображениями и мощами святых, И. указывал на то, что святые живут в Боге и могут передавать почитателям дарованную им благодать. В качестве примера автор приводит паломничество к гробницам апостолов в Риме: власть апостолов «вязать и разрешать» сохраняется и после их кончины, поэтому тот, кто исповедуется перед гробницей ап. Петра, получает отпущение грехов от самого апостола. Однако эта благодать не может быть отделена от личности святого. На этом основании И. отрицает учение о благодатной преемственности от ап. Петра к Римскому папе, т. к. каждый папа как преемник должен сравниться с апостолом по духовному совершенству. Однако человек не может достичь того совершенства, к-рым обладали апостолы, поэтому мнение о том, что их преемники восприняли всю полноту апостольской власти (jura judicatoria), является, по мнению И., абсурдным. Власть принадлежит апостолам даже после их смерти, она не может переходить к их преемникам. Изложенную И. позицию, к-рую разделяли мн. франк. иерархи, обычно называют «каролингским галликанизмом». В своих произведениях И. демонстрирует широкую эрудицию и знание мн. античных авторов, однако в отличие от др. писателей каролингской эпохи ( Алкуина , Теодульфа Орлеанского) он берет за образец христ. лит-ру - Вульгату и творения блж. Иеронима Стридонского, а не классические лат. произведения Вергилия и Саллюстия. Греч. авторы известны И. только в лат. переводах (нек-рые гомилии свт. Иоанна Златоуста , комментарии Оригена на книги Исход и Левит в переводе Руфина Аквилейского, исторические произведения Евсевия Кесарийского в переводах Руфина и блж. Иеронима Стридонского). Из лат. отцов Церкви И. был знаком с произведениями сщмч. Киприана Карфагенского, Лактанция , свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина, а также менее известных галльских авторов VI в.- свт. Кесария Арелатского и Юлиана Померия (соч. «О созерцательной жизни» Юлиана Померия было известно И. как творение Проспера Аквитанского ); в круг его чтения входили сочинения свт. Григория I Великого , Исидора Гиспальского (Севильского) и Беды Достопочтенного , а также его старшего современника Алкуина.

http://pravenc.ru/text/578290.html

3) К таинству св. елея не могут быть допущены, без присоединения к Св. Церкви по установленным чиноположениям, верующие и крещеные во имя Христово, но принадлежащие к инославным Церквам, исповеданиям, ересям, расколам, сектам. 4) К таинству св. елея не должны быть допущены те из православных, которые отступили от Св. Церкви по своему произволу или по внешнему принуждению, и которые властью Церкви отделены от нее. Таинство установлено только для полноправных членов Св. Церкви, а отступившие и отсеченные теряют все церковные права, следовательно, и на принятие Елеосвящения. Такие люди не иначе могут быть елеопомазаны, как после вторичного вступления их в число чад Божиих через совершение над ними установленных чинопоследований, после исполнении епитимии и окончательного разрешения от нее. 5) Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаявшиеся и ожесточенные грешники. По видимости они имеют внешнее право на принятие таинства, ибо находятся в составе Св. Церкви, но у них нет внутренней правоспособности к таинству. Для принятия его требуется вера, сердечное сокрушение, истинное и полное покаяние в грехах с решимостью исправиться и жить благочестиво. Нераскаявшийся же и ожесточенный остается непреклонным и упорствует в своем греховном состоянии, внутренно и существенно прервал свой союз со Св. Церковью и потому не может быть допущен к принятию Елеопомазания. 6) Наконец, из членов Св. Церкви не могут быть допущены к св. елею кающиеся, т. е. проходящие степени церковного покаяния, публичного или тайного, например, отлученные от таинств и молитв церковных, а также и отлученные только от причащения Святых Таин. Таинством Елеопомазания могут пользоваться только полноправные члены Св. Церкви, а кающиеся лишены участия в таинствах и молитвах, следовательно, и в Елеосвящении. Апостол Иаков обязанность принимать Елеопомазание возлагает на всех верующих, к какому бы званию и состоянию не принадлежал кто-либо из них: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры... Тут ни для кого нет исключений, все члены Церкви должны обращаться к таинству: и пастыри, и пасомые, и правители, и подчиненные, – все подвержены болезням, нет человека на земле, иже... не согрешит ( Еккл. 7:21 ). Значит, всем одинаково вожделенна и благопотребна благодать исцелений и отпущения грехов, обетованная в Елеосвящении. Поэтому таинство во все времена и на Востоке, и на Западе было приемлемо всеми членами Церкви и всем им преподавалось. В чине Елеосвящения Теодульфа Орлеанского сказано, что елеем все могут быть помазуемы: и клирики, и миряне, и мужчины, и женщины, и дети. В римско-католической церкви последнее помазание также обязательно всегда совершалось и ныне совершается над мирянами и клириками, над епископами всех степеней и папами, если только не застигнет кого из пап внезапная кончина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В каком сосуде елей предлагался для освящения в древнейшие времена св. Церкви, на это нет указаний в письменных памятниках. Но с VIII в. употреблялись для сего разные вместилища. По чину Елеопомазания, принадлежащему Теодульфу Орлеанскому, для сего употреблялся стеклянный сосуд 394 , но какой формы – неизвестно. Для елея при крещении, в то время, употреблялась открытая чаша (τρβλιον, patina). Вероятно, такой же сосуд из стекла принят был и при Елеосвящении, ибо в обоих случаях тогда употреблялся одинаковый способ помазания – возлияние, – для чего требовалось немалое количество елея. Блаж. Симеон Фессалоникийский, XV в., говорит, что елей для освящения, в его время, или вливался в лампаду, или предлагался к освящению в другом каком-либо сосуде 395 ,– следовательно, о сосуде не было еще никакого постановления. В нынешнем «Последовании» таинства, для елея определительно назначено «кандило». Слово: кандило , есть греческое: χανδλα, по-латыни: candela, u oзhaчaem тот же предмет, что и другое греческое слово: лампада (λμρας), получившее в нашаем языке право гражданства и понятное всем и каждому. А лампадою или кандилом называется церковный сосуд, в котором оливковый елей возжигается в храмах пред святыми иконами 396 . В настоящее время, при совершении таинства на домах, елей постоянно предлагается в сосудах нецерковного употребления, напр., в стаканах и т. п. Должно наблюдать, чтобы сосуды сии были, по крайней мере, благоприличные, совершенно новые, и чтобы, по совершении таинства, они, как причастные к освящению, не поступали на обычное житейское употребление. По уставу же нынешнего «Последования», сосудом для елея назначено «кандило» 397 , а потому, каждый храм должен бы иметь, в числе утвари, особую лампаду для таинства Елеосвящения, так как назначением кандила отменяется употребление другого рода сосудов, и особенно – домашних. В случае неимения оливкового елея, можно ли для таинства Елеопомазания взять какое-либо другое масло, также – растительного царства и добрых качеств? Этот вопрос нельзя назвать праздным, ибо возможны такие обстоятельства (места, времени, лиц), при которых оливкового масла нет, да и богословы иногда занимали этим вопросом свое любомудрие 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Но общее употребление перевода Иеронима, повлекшее за собой изготовление множества его списков, поспешность в работе, неподготовленность переписчиков и т.п. обычные в этих случаях явления, послужило причиной порчи текста перевода. В то время, как входил в употребление Иеронимов перевод, не вышел еще из употребления на западе и существовал во множестве списков, пользовался общим уважением древне-италийский перевод. И вот, естественно, в обилии являлись читатели, справщики и переписчики, старавшиеся соединить оба перевода в одних списках, поправлявшие и свободно изменявшие один перевод по другому. Уже в VI-м веке, как ни мало еще времени прошло с появления перевода и как ни мало еще был он распространен, Кассиодор, ученый настоятель Виварийского монастыря, замечал в нем порчу, собирал древние списки его, также текст LXX и древне-италийского перевода, «поправлял текст Псалтири, пророков и апостольских посланий и учил монахов своего монастыря, как нужно пользоваться древними списками, что делать, чего остерегаться при переписке их» (De instit. div. lit. 12. Praef. 30). Кажется, это свидетельство очень поучительно: автор и сам свободно поправлял Иеронимов перевод по LXX и италийскому переводу и монахов «простых сердцем» (и вероятно умом) учил тому же. Можно думать, что это за рецензия получилась... Очевидно она клонилась не к улучшению, а к ухудшению текста. Таких справщиков было, без сомнения, не мало и в VII веке, так как в сохранившихся и рассмотренных Верцельоном рукописях VIII века «многие стихи (И. Навина и Пятикнижия) перемешаны: один из Иеронимова, другой из италийского переводов взяты, начало главы из италийского перевода, продолжение из Иеронимова; в тексте стоят италийский и LXX, а на полях примечания из Иеронима; часто двойные переводы одного выражения: италийский и Иеронимов. Сохранились эти погрешности и в позднейших рукописях. В VIII в. настолько уже стало общераспространенным убеждение в порче Иеронимова перевода, что Карл Великий в 789 г. приказал, во избежание крайней порчи библейских списков, не позволять детям заниматься перепиской Священных книг, а только возрастным людям со всей тщательностью этим делом заниматься. Кроме того он велел ученому Алкуину заняться исправлением его. Алкуин «с великой тщательностью» собирал и сличал древние списки латинского (опять, вероятно, смешанного: италийского и Иеронимова) перевода, «не пользуясь еврейским текстом» (конечно по незнанию), и представил «исправленное» издание Карлу Великому в 801 году. Очевидно, оно не могло блистать совершенствами, а только изобиловало погрешностями. Эта – «Библия Карла или Алкуина» была руководственной и архетипной на западе с IX-XIII вв. История упоминает и о современнике Алкуина Теодульфе Орлеанском (798–818 гг.) и о позднейших исправителях перевода. Таковы: Петр Дамиан (†1072 г.), Ланфранк (†1089 г.), Стефан Гардинг аббат (†1134 г.). Последний сличал даже перевод Иеронима с еврейским текстом, для чего нанял еврея. Но это были частные исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но соединение «Напутствия» с Елеосвящением, как изъяснено выше, не имеет обязательной силы, а потому, эти два священнодействия совершаются и раздельно в разные времена: Елеосвящение – в период наступления тяжкой болезни, как благодатное врачество, а св. «Напутствие», как залог вечного блаженства, ввиду опасности смерти. Здесь возникает вопрос практики: как соединять «Напутствие» с Елеосвящением, в каком порядке эти священнодействия должны следовать одно за другим и как должны быть совершаемы? В историческое время, это совершалось неодинаково. Цезарий, пресвитер Арелатсий VI в., поучает своих слушателей, в случае болезни, сперва принять Тело и Кровь Христову, а потом помазать тело елеем 693 . Феодор, архиеп. Кантербурийский (ум. 690 г.), в Liber Poenetentialis, давал иное наставление пресвитерам по сему предмету: «от больных, находящихся в опасности смерти (in periculo mortis positis), должно требовать чистого исповедания грехов... Быв помазаны (после сего) св. помазанием Елея (sacra unctione Olei injancti), да сподобятся они, по установлению св. Отцев, приобщения «Напутствия» (communione Viatici) 694 , т. е., св. Таин. По греческому чину Теодульфа Орлеанского, VIII в., и по многим чинам Западной Церкви, св. «Напутствие» преподавалось недужному по совершенном окончании и елеопомазания. «Помазанному больному, повествует Теодульф, повелевается священником прочитать молитву Господню и Символ, и дух свой предать в руки Божии, оградив себя крестным знамением, и проститься с живущими. Тогда священник дает ему мир (примиряет с Богом через покаяние) и приобщает его, говоря: «Тело и Кровь Господа да будет тебе во отпущение грехов твоих и да сохранит тебя в жизнь вечную » 695 . Итак, практика VI–VIII вв. представляет три различные способа соединения «Напутствия» с Елеопомазанием. Существу священнодействий, из сих способов, прямым образом соответствует правило, чтобы сперва исповедать больного, потом совершить Елеосвящение, а по окончании помазаний сподобить св. напутствия. Ибо через молитвы и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Ок. 806 г. Эту стенопись трудно точно датировать из-за отсутствия сравнительного материала, можно говорить лишь в целом о ее принадлежности к каролингскому периоду. На территории Франции сохранился фрагмент цикла, посвященного первомч. Стефану, в крипте ц. Сен-Жермен в Осере; стиль этих росписей можно сравнить с книжной миниатюрой эпохи кор. Карла Лысого (840-877). Украшались и светские постройки. В жизнеописании имп. Карла Великого, составленном Эйнгардом, содержатся сведения об украшении стен имп. дворца изображениями 7 «свободных искусств» ( Schlosser. 1892. N 1023). Эрмольд Нигелл приводит также описание дворца и церкви в Ингельхайме (Ibid. N 1007) с аналогичной церковной программой и фресками на светские сюжеты - там в приемном зале представлены знаменитые римляне и христ. правители. Видимо, существовали и донаторские изображения, подобные фигурам клирика и воина, фланкирующим апсиды ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста (обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Единственная сохранившаяся мозаика времени Карла Великого - композиция в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре (806), сделанная по заказу еп. Теодульфа Орлеанского. Ее сюжет - «Поклонение ковчегу завета» - близок к содержанию «Libri Carolini», написанных, видимо, им самим. На мозаике представлены антропоморфные, но не человеческие изображения - 2 золотых херувима, украшающие крышку ковчега, и 2 поклоняющихся ковчегу завета ангела. После эпохи К. в. искусство мозаики к северу от Альп возобновилось лишь в сер. XII в. Декоративно-прикладное искусство Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи К. в. можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й - конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия рим.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

от VIII до XVII в., составлялись уже на Востоке и Западе разные церковно-богослужебные чины Елеосвящения, каковы из восточных Теодульфа, архиеп. Орлеанского, Гоара, Иерусалимский, Фессалоникийский блаж. Симеона, Сербский и многие другие, о которых мы упоминали выше. В этом периоде, кроме разных частностей относительно совершения таинства, развитие происходило уже во внутреннем, строе самих чинов. Некоторые части их вовсе отменялись, напр., помазание присутствующих при таинстве, помазание домов, иные заменялись новыми, напр., возлияние елея – помазанием органов, иные дополнялись тем, чего недоставало, делались разные прибавления напр., новые молитвы, апостолы, евангелия, переставлялись одни части на место друтих и т. п. В одно и тоже время, в разных местах одной и той же, Восточной или Западной, Церкви, даже в одной в той же поместной Церкви, напр., и нашей Русской, употреблялись разные чины, в сущности согласные, но в частностях несходные между собою, и еще дополнявшиеся новыми прибавлениями, напр., особыми евангелиями для жен. Одни из чинов были, напр., приспособлены к дневным богослужениям, по другим – таинство совершалось, отдельно от них, на домах у постели больных. Такое положение вещей не согласовалось с церковным благоустройством. Отсюда возникла потребность из многих чинов св. Елея составить один соответственно существу таинства, целям его учреждения, применительно к общему типу церковного богослужения, с сохранением древних святоотеческих основ, молитв, чтений, обрядов и т. п. В Западной Церкви, по ее особому учению и взгляду на таинство, и согласно с ее чинами средних веков, нынешний ритуал таинства был установлен на Тридентском соборе (1543–1563 гг.), и введен в общее употребление, в новоисправленных богослужебных книгах папой Пием V (1568 и 1570 гг.) 562 . В нашей Русской Церкви, благоприятный момент для сего наступил тогда, когда она окончательно занялась общим пересмотром и исправлением церковно-богослужебных книг. И когда в XVII в. приступили, в частности, к исправлению «Потребника», то в чине «Маслосвящения» нашлось много разностей как между славянскими переводами, так и в сравнении славянского чина с греческим 563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

  001     002    003