Это финансирование может быть предоставлено и христ. религ. учреждениям, но церкви в основном предпочитают самофинансирование. Большинство мусульм. праздников являются также праздниками национальными, в их числе Ашура, Арбайн, Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха и Маулид аль-Наби (День рождения пророка Мухаммада). Из христ. праздников национальным было объявлено Рождество Христово. И. Р. Л. Древнее Двуречье Статуэтка с развалин храма богини Нинту в Хафадже. XXVI в. до Р. Х. (Национальный музей Ирака, Багдад) Статуэтка с развалин храма богини Нинту в Хафадже. XXVI в. до Р. Х. (Национальный музей Ирака, Багдад) Территория совр. И. в основном совпадает с зоной древнейшего очага оседлой цивилизации - Двуречьем (греч.- Месопотамия). В предгорьях Загроса, в бассейне вост. притоков Тигра, в VII-V тыс. до Р. Х. сложились высокоразвитые культуры (Джармо, Самарры, Телль-Халафа), освоившие земледелие, скотоводство, изготовление керамики, на более поздних этапах - обработку меди. В кон. V-IV тыс. до Р. Х. была заселена Н. Месопотамия. Развитая система ирригации сделала возможным высокопродуктивное земледелие, на базе которого к рубежу IV и III тыс. до Р. Х. возникли первые гос. образования со сложной социальной структурой, с письменностью, крупными храмовыми хозяйствами, широкими торговыми связями. В становлении социально стратифицированных обществ региона важнейшую роль сыграли 3 неолитические культуры нижнего течения Евфрата, условно обозначаемые как Убейд (Телль-эль-Убейд), Урук и Джемдет-Наср (2 последние, согласно лингвистическим и топонимическим данным, связаны с шумерами - народом, чье этническое происхождение с точностью не установлено, мигрировавшим сюда с востока к нач. V тыс. до Р. Х.). Рельеф на мозаичных колоннах из храма богини плодородия Нинхурсаг в Талль-эль-Убайде. Ок. 2600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Рельеф на мозаичных колоннах из храма богини плодородия Нинхурсаг в Талль-эль-Убайде. Ок. 2600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Древнейшее оседлое население Убейда жило в хижинах, построенных из плетеного камыша, облепленного глиной.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Шумерские тексты указывают на произошедшую в начале времён «ошибку» (грех) мифологического героя как на причину несовершенства современного человека и всего мира 247 . И наконец, мифология шумеров содержит концепцию заместительной, искупительной жертвы (миф об Инанне и Думузи), благодаря которой человек (Думузи) получает возможность преодоления смерти, хотя бы и не в полной мере 248 . Также данный миф включает в себя идею спуска в ад (Кур) как способа победы над смертью 249 . Литература: 1 . Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. 2 . Крамер С. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. 3 . Крамер С. Мифология Шумера и Аккада//Мифология Древнего мира. М., 1977. 4 . Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М.: Центрполиграф, 2012. 5 . Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979. 6 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. 1. М.: Академический проект, 2009. 232 Большинство учёных склонны считать прародиной шумеров территорию Малой Азии. Но существуют и более смелые гипотезы. Так, современный исследователь-востоковед и шумеролог А.Г. Кифишин, изучив памятники Чатал-Хююка в Турции, относящегося к неолитической эпохе, и заповедника «Каменная могила» на Украине (близ Мелитополя), высказал предположение о том, что найденные рисунки и символы могли бы относиться к протошумерскому письму. Следовательно, маршрут миграции шумеров на юг мог проходить через территорию Прикарпатья и современной Турции. (Подробнее см. Кифишин А.Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII–III тысячелетий до н.э: в 7 т. К.: Аратта, 2001.) 233 Убейдская (обейдская) культура – культура бронзового века. Сложилась на территории Южной Месопотамии в V тыс. до н. э. К середине IV тыс. до н. э. распространилась на Северное Междуречье и территорию Малой Азии. Название получила по месту раскопок у поселения Телль-эль-Убейд в Ираке. Некоторые слова носителей данной культуры были заимствованы шумерами: например, названия богов Забаба, Инанна и Хумбаба.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Почти столетие после экспедиции Блисса — Макалистера Телль эс-Сафи практически не привлекало внимания. Отчасти это можно объяснить тем, что до 1948 года на вершине холма находилась арабская деревня со своими кладбищами, и археологов ждали мощные напластования Средневековья и Нового времени. Это, однако, не смутило известного израильского генерала Моше Даяна, взявшегося за незаконные любительские раскопки. Результаты, как и следовало ожидать, оказались плачевными... Только в 1996 году экспедиция во главе с Ареном Майером из Университета Бар-Илан при участии сотрудника Еврейского Университета Адриана Боаса возобновила исследования древнего памятника. Сюрпризом для них стало то, что участок был заселен почти непрерывно от периода халколита (IV тысячелетие до н.э.) до наших дней. Удалось определить, что площадь древнего города в Телль эс-Сафи была в четыре раза больше, чем предполагалось, и лишь частично перекрыта наслоениями последующих эпох. Широкомасштабные раскопки начались в 1998 году и продолжаются по сей день. Они дали возможность сравнить два поселения: Телль Микну (Екрон) и Телль эс-Сафи. Получившаяся картина поразила: на протяжении Железного века (1000 — 586 гг.), и особенно в филистимлянский период, история двух поселений отражалась как будто зеркально. Большое количество ранней филистимлянской посуды в развалинах древнего Екрона указывают на его важность в 1200 — 1000 годах до н.э. В Телль эс-Сафи эта керамика, напротив, малочисленна. Следующий этап жизни обоих поселений схож, от него осталось огромное количество бихромной керамики. Около 1000 года до н.э., однако, Екрон переживает упадок, от которого оправляется лишь после 721 года, когда ассирийцы разгромили Северное Израильское Царство. Телль эс-Сафи же, напротив, процветал в X и IX веках и был разрушен на рубеже IX и VIII веков. Пожар был такой силы, что стены одних построек спеклись, а других просто расплавились. Этот слой стал настоящим подарком для археологов. В нем сохранилось все, что было в помещениях на момент гибели: сотни сосудов, остатки ткацких станков и утвари. Найдены были культовые предметы, представлявшие собой лопатки коровы с гравированным орнаментом. Они имеют эгейское или кипрское происхождение, однако до сих пор попадались в гораздо более древних слоях, XIII — XI веков. Их открытие в Телль эс-Сафи показывает сохранение филистимлянских религиозных традиций до позднего железного века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Такие монументы, как «Стела Стервятников», являются пропагандой. На них всегда изображается могущественный правитель, который побеждает своих врагов, маленькие люди позади него – его войско, а также поверженные вражеские солдаты с отрубленными головами. Это очень шаблонно», — объясняет Селовер. Но если исследователи правы насчет «Белого памятника», то он окажется первым физическим свидетельством кровопролитных битв эпохи раннего бронзового века. В 1990-х годах засыпанный песком «Белый памятник» возвышался над хлопковыми полями, практически ничем не отличаясь от образовавшихся естественным путем дюн. «Это была просто огромная куча грязи», —вспоминает Портер. – «Но, когда на неё падал солнечный свет, насыпь искрилась белым цветом благодаря гипсу и мергелю, использовавшимися в Месопотамии в качестве строительных материалов. Тем самым холм заслужил свое прозвище». Большой сверкающий холм находился в нескольких сотнях футов от обширных руин древнего поселения. Энн Портер и её команда раскопали оба места и назвали «Белый памятник» «Северный Телль Банат», а руины — «Южный Телль Банат». Хотя в XX веке Южный и Северный Телль Банат выглядели как два отдельных холма, в третьем тысячелетии до нашей эры они являлись единым архитектурным комплексом, занимавшим более 70 акров. В пределах Южного Телль Баната археологи обнаружили древний город: здания, улицы, гончарные мастерские и каменную гробницу. «Белый памятник», или Северный Телль Банат, был исключительно погребальным курганом, возвышавшимся прямо за городскими стенами. «Где бы мы ни применяли кирку и шпатель, мы обнаружили нечто поистине выдающееся», — вспоминает Портер. – «Вся территория Телль Баната была обширным местом раскопок, над которым можно было работать всю жизнь». Однако древнее поселение, наряду с более чем десятком других мест, находилось в зоне запланированного затопления, устраиваемого для создания ГЭС Тишрин, строившейся в 1990-х годах. Археологи раскопали и задокументировали всё, что успели найти, и перевезли находки в хранилище, прежде чем воды затопили древние памятники, а также современные деревни в этом районе.

http://sedmitza.ru/text/10022744.html

Ориентация на топонимический анализ и установление связи совр. араб. названий с упомянутыми в Библии еврейскими была абсолютизирована в разработках Олбрайта и его школы во 2-й трети ХХ в., на их гипотезах основаны мн. совр. пособия по Г. б. Если ученые XIX в. имели в распоряжении топонимику и данные поверхностных разведок, то в 1-й пол. ХХ в. к этому добавилась керамическая стратиграфия, позволившая датировать уровни обживания памятников. Однако увеличение археологических данных зачастую приводило к тому, что падала обоснованность идентификаций библейских мест. Мн. гипотезы и мнения не выдержали со временем критики (напр., утверждения Олбрайта, что Давир не может лежать южнее Хеврона, т. к. там нет подходящих памятников, что Хирбет-Сеймуния нельзя отождествить с Симооном (Συμοων) из LXX Нав 19. 15). Становится ясно, что с учетом всего множества данных вне библейских и археологических источников установление географического положения библейских объектов не всегда надежно и понять смысл и генезис наименования, фиксируемого в XIX-XX вв., зачастую не удается. Большое количество первичных определений, к-рыми оперирует совр. Г. б., введено в научный оборот исследователями XIX в. без проверки. Гипотетические отождествления могут переходить из области дискуссии профессионалов в учебную, справочную и популярную лит-ру. Так случилось с ошибочным отождествлением Телль-эль-Фулль с Гивой Сауловой и со знаменитым Телль-эль-Хеси. Ранние исследователи (У. М. Питри , Ф. Дж. Блисс ) считали его Лахишем, но, когда получила распространение т. зр., что Лахиш - это нынешний Телль-эд-Дувейр, Олбрайт предложил считать Телль-эль-Хеси Еглоном ; однако др. исследователи (Нот, А. Ф. Рейни и др.) полагали, что Еглон - это Телль-Этон (между Лахишем и Хевроном), и не приняли новой версии; в итоге Телль-эль-Хеси, большой укрепленный центр Ханаана, остался не отождествленным с определенным библейским городом. Эти проблемы хорошо иллюстрирует дискуссия о завоевании и заселении Ханаана на рубеже бронзового и железного веков. Места мн. городов из списка, приводимого в Книге Иисуса Навина, идентифицированы с высокой степенью уверенности и отчасти раскопаны, но они не дают материалов эпохи, с к-рой соотносят завоевание Ханаана. Среди них такие памятники, как Арад , Хисбан, Иерихон (уничтожен в сер. XVI в. до Р. Х., есть слабые следы обживания в сер. XIV в. до Р. Х. и в раннем железном веке), Гай , Гаваон, Иерусалим (заселен в позднебронзовом или в начале железного века, но следов захвата израильтянами не обнаружено), Иармуф , Хеврон (заселен в конце бронзового - начале железного века, нет следов захвата), Вефиль (многократно подвергался уничтожению в конце бронзового - начале железного века). Т. о., из названных в Библии городов только археология Лахиша и Асора позволяет более-менее уверенно соотносить их с рассказом о завоевании Ханаана.

http://pravenc.ru/text/162155.html

2003. P. 274). III. Археологические аргументы Олбрайта в пользу поздней датировки. В результате раскопок 30-х гг. XX в.тавОлбрайт отождествил Телль-Бейт-Мирсим с библейским Давиром, Телль-Байтин - с Вефилем и Телль-эд-Дувайр (Тель-Лахиш) - с древним Лахишем ( Albright. 1935; Idem. 1937; Idem. 1939). На всех 3 теллях обнаружен слой сильного разрушения, датированный кон. XIII в. до Р. Х. На первых 2 теллях на смену культуре богатых городов периода поздней бронзы (1400-1200 гг. до Р. Х.) пришла значительно более бедная культура железного века I (1200-1000 гг. до Р. Х.), согласно Олбрайту - израильская. Лахиш после разрушения какое-то время оставался незаселенным. Упоминание в найденной здесь надписи «4-го года правления» Олбрайт интерпретировал как указание на 4-й год правления фараона Мернептаха и использовал его для датировки завоевания евреями Ханаана в 1230 г. до Р. Х. в соответствии с принятой в его время егип. хронологией ( Idem. 1937. P. 23-24; Wood. 2005. P. 476). С учетом текста стелы Мернептаха появление евреев в Ханаане не может быть датировано после 1208 г. до Р. Х. Однако анализ керамики, найденной в слоях разрушения на Телль-Бейт-Мирсим и Телль-Байтин, показывает, что это разрушение относится к нач. XII в. до Р. Х. (ок. 1177 г. до Р. Х.) и, вероятно, произошло в результате нападения филистимлян ( Wood. 2005. P. 476). Надписи на посуде, найденной на Тель-Лахиш в 70-х гг. XX в. в 6-м слое, свидетельствуют о том, что город имел хорошие связи с Египтом в период правления Рамсеса III (1182-1151 гг. до Р. Х. (вариант - 1190-1159 гг. до Р. Х.)) и был разрушен позже - ок. 1160 г. до Р. Х. ( Ussishkin. 1997. P. 319). Эти данные не позволяют с уверенностью связать разрушение городов, исследованных Олбрайтом, с входом евреев в Ханаан. Однако и в библейском повествовании о завоевании Ханаана нет указаний на взятие этих городов: евреи разрушили только Иерихон (Нав 6), Гай (Нав 8. 28) и Асор (Нав 11. 11). По этой причине результаты раскопок этих городов также используются для аргументации той или иной датировки И.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Я. Элгавиша, директора муниципального музея Хайфы. Находки позволили говорить о существовании здесь древнего поселения XIV-XI вв. до Р. Х.; были выделены основные культурные слои (результаты не опубл.). Сохранились остатки оборонительной стены времени царя Соломона (X в. до Р. Х.), а также 4-комнатный дом, типичный для этого периода. При римлянах и позже через Тель-Шикмону проходила Via maris, соединявшая это поселение с крупными центрами региона: Кесарией Приморской, Дором, Птолемаидой и Тиром. В наст. время остатки поселений на Тель-Шикмона, Телль-эс-Самак, а также в Шаар-ха-Алия считают единым поселением. Телль-эс-Самак идентифицирован с рим. Сикамином, это справедливо и для других частей поселения. Округу Сикамина принадлежала рим. дер. Каламон, находящаяся от него в 3 рим. милях (на территории совр. Хайфы). Здесь найдены остатки почтовой станции (mutatio). Вероятно, в округ Сикамина входила и рим. деревня Эфа. Остатки терм, мола и гробницы найдены в Хайфа-аль-Атика. От рим. эпохи в Телль-эс-Самак сохранилась небольшая гостиница. Поселение было возобновлено в визант. период, о чем свидетельствуют каменный могильный крест с именем Христа и бронзовый амулет с греч. надписью. В V-VII вв. оно достигло расцвета, став самым крупным центром на К. Шикмона существовала вплоть до эпохи мамлюков. Тель-Шикмона. Греч. надпись на мозаичном полу. VI–VII вв. Тель-Шикмона. Греч. надпись на мозаичном полу. VI–VII вв. О комплексе визант. построек со множеством мозаик в Телль-эс-Самак было известно уже в кон. XIX в. Раскопки здесь проводились в 1939-1940 гг. (под рук. Н. Махули ( Peleg. 1988)) и в 1951 г. (под рук. М. Дотана ( Dothan. 1955; Ovadiah, Silva. 1984. P. 162-163; Ovadiah. 1970. P. 165-166; Idem. 1987. P. 132)). С 2010 г. раскопки в Тель-Шикмона и Телль-эс-Самак были возобновлены под рук. М. Айзенберга (визант. период) и Шай Бара (ранние слои), археологов из Ин-та Зинмана при Хайфском ун-те. Исследованная территория была объединена в Национальный археологический парк с общим названием Шикмона.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

О. считается основателем библейского археологического движения. Особенно примечательно то, что, используя методы нем. радикальной библейской критики и основываясь на результатах своей археологической работы, он пришел к выводу, что библейские источники в целом довольно достоверны. О. поощрял публикации, к-рые иллюстрировали, помогали понять и в конечном счете подтверждали данные библейских источников. Так, он настаивал на том, что в целом картина книги Бытия - исторична, и нет причин сомневаться в общей точности биографических деталей (напр., таких исторических фигур, как Авраам). Аналогичным образом он утверждал, что археология доказывает историчность кн. Исход и завоевания Ханаана, описанные в книгах Иисуса Навина и Судей. Первые раскопки О. провел на Телль-эль-Фуль (1922), к-рый он идентифицировал как библейскую Гиву Саулову, затем в течение 4 (вместе с М. Г. Кайлом) сезонов раскопок на Телль-Бейт-Мирсим (1926, 1928, 1930, 1932) он отождествил этот телль с библейским Давиром (Дебиром) (Кириаф-Сефер). Эти работы и публикации материалов в 1932 г., а также инновационный подход к обработке керамики закрепили за О. репутацию ведущего специалиста-археолога. Созданная им хронология (публикации 1926-1933 гг.) керамики железного и бронзового веков, несколько скорректированная в последующие десятилетия, не утратила актуальности и по-прежнему используется учеными. О. вслед за У. М. Питри , впервые предпринявшего попытку датировать палестинскую керамику, разработал систему керамических типов II и раннего I тыс. до Р. Х., способствовавшую углубленному подходу к изучению керамики. Он установил новые стандарты для публикации найденных артефактов: внимание уделялось не только целым сосудам, но также и их фрагментам, профили предметов рисовали с большой точностью, делали качественные фотоснимки. Типология О. послужила началом систематического исследования библейских памятников Палестины, а впосл. и вост. берега Иордана, изученного его учеником Н. Глюком . О. принял участие в экспедициях в Беф-Цуре (1933) и Вефиле (1934), еще раз исследовал Телль-эль-Фуль (1933) и копал на Хирбет-эль-Адар (1934), присоединился к экспедиции, работавшей в Петре. Последние его раскопки были в Сарабит-эль-Хадиме (Синайская пустыня) (с У. Филипсом, 1947-1948) и в вади Байхан (Йемен, 1949-1951).

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

Методики исслед. расширялись и совершенствовались при более поздних Р.: Телль-Бейт-Мирсима в 1926–1932 гг. У.Ф.Олбрайтом, Самарии в 1931–1935 гг. Дж.У.Кроуфутом, Лакиша в 1932–1938 гг. экспедицией Уэлкома-Марстона и Иерихона в 1952–1958 гг. К.Кеньон. Другие комплексные Р. были проведены амер. археологами в Мегиддо. Полностью открытые в 1925 г. четыре верхних гор. слоя дали значит. находки, относящиеся к временам царя Соломона. В 1935–1938 гг. при Р. ученые обнаружили участок скалы, лежащей в основании города, и доказали, что это место было заселено прим. с 3500 г. до Р.Х. Частные Р. без научного контроля и варварские Р. «кладоискателей» сегодня пресекаются благодаря надзору на правит. уровне. Разрешения на Р. выдаются только известным науч. учреждениям и исследоват. обществам, что обеспечивает наилучшую сохранность и более полное изучение находок. Полит. неурядицы во многом осложняют проведение систематич. Р. на Ближнем Востоке. В результате все большее значение приобретают исследования, которые интенсивно проводились в Палестине Н.Глюком прим. в 1931–1945 гг. II. ПРАКТИКА РАСКОПОК Методика Р. во многом определяется тем, что представляет собой холм (телль) на месте развалин. Типичные для Ближнего Востока телли являются искусств. холмами, возникшими на местах древних селений в результате накопления там разного рода следов жизнедеятельности человека. В течение столетий и тысячелетий каждое новое поколение строило жилье на развалинах домов своих предшественников. Войны и стихии заставляли людей покидать города, после чего дождь и ветер сравнивали глинобитные постройки с землей. В таком холме за двухтысячелетнюю историю может накопиться до десятка слоев при общей толщине в 6 м, как это имело место, напр., в Телль-Бейт-Мирсиме (древнем Девире). Холм Телль-эль-Хёсн (Бет-Шеан) содержал 18 слоев совокупной толщиной 24 м со следами древних поселений, существовавших в течение 4 тыс. лет, за искл. некоторых перерывов. Трудность Р. заключается в том, что эти слои никогда не бывают строго отделены один от другого по всей протяженности, как это, напр., происходит со следами пепла после большого пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

до Р. Х. Была обнаружена небольшая толстостенная квадратная в плане крепость, окруженная казематной стеной, к-рая характерна для мн. построек времен Единого царства (Мегиддо, Асор, Гезер). Строительным материалом служили сырцовые кирпичи. Более поздний слой, видимо относящийся к VIII-V вв. до Р. Х., представлял собой укрепленное поселение с мощными стенами, сложенными из сырца, и двойными воротами, обращенными на юг, к морю. По версии археологов, здесь мог находиться крупный центр по переработке медной руды, доставлявшейся из месторождений в долине Араба и на Синайском п-ове. Впосл. после интенсивного исследования медных копей и металлургического производства региона эти предположения были опровергнуты (см., напр.: Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. L., N. Y., 19794. P. 254). Видимо, укрепленное поселение служило важным адм. центром, где морской путь пересекался с сухопутными торговыми дорогами, ведущими из Аравии к Средиземноморскому побережью. На складах Телль-эль-Хелейфе могли храниться товары, пришедшие по морю или готовящиеся к погрузке. Важнейшей находкой этого слоя следует считать перстень-печать с царским именем Иоафам VIII в. до Р. Х. На каменной печати изображено рогатое животное и бронзовый слиток. В наст. время выводы по результатам раскопок в Телль-эль-Хелейфе подвергнуты серьезному пересмотру. Наиболее полный критический анализ работы экспедиции Глюка был выполнен в нач. 90-х гг. XX в. Г. Пратико. Совр. исследователи справедливо указывают на небрежность Глюка в сборе и документировании материальных свидетельств, на избирательность в сборе керамических образцов, являющихся основой всякой археологической датировки. Так, древнейший слой поселения в Телль-эль-Хелейфе, отнесенный Глюком ко времени правления царя Соломона, представлен исключительно образцами лепной керамики, происходящей из пустыни Негев. Образцы сосудов иудейского гончарного производства, позволяющие точно датировать слой, не были сохранены экспедицией. Сравнительный архитектурный анализ древнейших построек Телль-эль-Хелейфе и крепостей периода Единого царства, обнаруженных в пустыне Негев, также заставляет усомниться в выводах Глюка.

http://pravenc.ru/text/182173.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010