Краткие беседы с именующимися духовными христианами, более известными под именем молокан В моих путешествиях по разным местам для собеседования с именуемыми старообрядцами случайно приходилось мне беседовать и с молоканами (которые себя называют духовными христианами). Эти беседы частью напечатаны уже в собрании моих сочинений; но исполняя желание некоторых моих знакомых, я почел небесплодным изложить вновь, несколько полнее, мои беседы с молоканами и собрать их воедино. Считаю нужным предварительно заметить, что между молоканами есть немалая часть не признающих Божество Иисуса Христа, то есть не признающих Его соприсносущным и единосущным Богу Отцу (с такими я встречался на Дону). В опровержение этого злочестивого мнения я не пишу ничего, потому что о Божестве Иисуса Христа множество доказательств представлено и изложено святыми отцами древности: Афанасием Великим , Василием Великим , Григорием Богословом и прочими. Еще должным нахожу сказать, что я намереваюсь писать против молокан не о всех их недоумениях, ибо я специально изучать молоканство себя не посвящал, но буду только говорить о тех предметах, о которых мне случалось с молоканами беседовать. И я, описывая эти беседы, не буду собеседующего называть молоканом, дабы не оскорблять тем религиозных чувств и не отвращать его от внимания к приводимым доказательствам, но буду именовать просто пришедшим на беседу. Молокане не имеют и не признают таинства священства, не совершают и не считают нужным совершать водою таинство крещения, не приносят бескровной жертвы тела и крови Господних, под видом хлеба и вина, и в таинство тела и крови Христовы не веруют; говоря, что все относящееся к сим таинствам нужно разуметь и исполнять духовно, например: прочитать книгу значит креститься в воде, а понять ее разум – креститься в духе; также и о приношении бескровной жертвы тела и крови Господни говорят, что нужно приносить Господу Богу приношения только духовные. Не приемлют они правила св. Апостолов и вселенских соборов, и писания мужей апостольских и богоносных отец, не кланяются св. иконам, – просто сказать, не приемлют всего предания церковного, и потому отметают церковью установленные посты и изложенные св. отцами и принятые церковью песнопения. А некоторые из них, как сказано, приходят и в злейшее лжеучение, не исповедуют Иисуса Христа единосущным Богу Отцу. Это неверие в Божество Иисуса Христа может в них удобно развиваться потому, что они не читают о том от Божественного Писания собранные свидетельства св. отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Мы, конечно, не можем считать, что у нас имеется не одна, а три рода Евхаристии. Евхаристия – одна, о чем свидетельствует ее единственный чин, но, несомненно, мы имеем двоякое состояние верных на Евхаристическом собрании: одно, когда верующие причащаются, а другое, когда они не причащаются. В древней церкви причащение было завершительным моментом всего Евхаристического собрания, который не мог быть оторван или выделен в самостоятельный акт. Причащались те, кто участвовал с самого начала в Евхаристическом собрании, а участвовал в Евхаристическом собрании только тот, кто причащался. В нашей литургической практике выпал момент собрания: у нас собственно нет Евхаристического собрания. Евхаристия включена в особое богослужение, которое получило наименование литургии. Как всякое богослужение, оно предполагает участие народа, но совершение его не обуславливается этим участием. Оно имеет вполне самостоятельное значение, совершенно независимо от участия народа. Евхаристия, совершаемая на литургии, обратилась в одно из таинств в Церкви наряду с другими таинствами. В свете нашего современного школьного богословия Евхаристия, как таинство в Церкви, является сакраментальным актом, совершаемым полномочным лицом над отдельными верующими. Оно, как и остальные таинства, совсем не требует собрания верующих, как его необходимый элемент. В отличие от таинств крещения, миропомазания и священства, Евхаристия принадлежит к числу повторяющихся таинств, совершаемых над теми, кто к ним подготовился или в них чувствует потребность. Поэтому одни во время литургии причащаются, а другие нет. Как показывает самый термин «причащение», они через причащение становятся причастниками тела и крови Господней. Остальные верные только лишь присутствуют при причащении. Не причащаясь, они не принимают участия в таинстве Евхаристии, т. к. «Евхаристия есть такое таинство, по словам М. Макария, в котором христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного тела и крови своего Спасителя» 66 . Основное положение древней церковной жизни атомизировалось: «всегда все и всегда вместе» обратилось в противоположное «и не все и не вместе», но каждый за себя и каждый в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Предисловие к 15-му слову Мы слышали от неистового объедения, что блудная брань в теле есть его исчадие; и это не удивительно. Сему научает нас древний наш праотец Адам; ибо если бы он не был побежден чревом, то, конечно, не познал бы, что такое жена. Посему соблюдающие первую заповедь (о воздержании) не впадают во второе преступление (нарушением целомудрия); и хотя пребывают сынами Адамовыми, однако не знают, что был Адам (по падении); но бывают малым чим умалены от Ангел; и это для того, чтобы зло не пребывало бессмертным, как говорит учитель, почтенный именем Богослова 55 Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами 1. Чистота есть усвоение бестелесного естества. Чистота есть вожделенный дом Христов, и земное небо сердца. 2. Чистота есть вышеестественное отречение от естества, и поистине преславное соревнование мертвенного и тленного тела с бестелесными духами. 3. Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовью (божественною), и телесный огнь угасил огнем невещественным. 4. Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. 5. Целомудрие есть чистота души и тела. 6. Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает. 7. Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. 8. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных. 9. Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим. 10. Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается с блудными прилогами и без мечтаний случается по временам во сне истечения; а средина чистоты, когда от довольства пищи бывают естественные движения, но без мечтаний; конец же чистоты – умерщвление тела (т. е. телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Роудс Рон (протестант) Душа и сон души Единственной альтернативой вечной жизни является вечное наказание. Гарри У. Поуст 676 Свидетели Иеговы не верят, что у человека есть душа и дух, отличные от физического тела. Они считают, что человек – это совокупность тела и «дыхания», которые вместе составляют «живую душу». Иными словами, Свидетели Иеговы верят, что душа – это не некая нематериальная часть человека, которая продолжает существовать после смерти, а сама жизнь человека. Человек и есть «душа» – не потому, что имеет нематериальную сущность, а потому, что он – живое существо. «Душа, небесная или земная, состоит из тела вместе с оживотворяющим его жизненным принципом, или жизненной силой " 677 . В подтверждение своей точки зрения Свидетели Иеговы ссылаются на 1Пет.3:20 : »...во дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды» (ПНМ). В Быт.9:4 сказано, что у души есть кровь, – но кровь есть только у живых существ, но никак не у нематериальных сущностей. В Книге Иисуса Навина в «Переводе нового мира» есть такие слова: «Они начали побивать все души... острием меча» ( Нав.11:11 , пер. с англ.), – однако нематериальной сущности мечом не коснуться. Слово «душа» в этих отрывках явно выступает как синоним «живого существа». Дальнейшее подтверждение своей точки зрения Общество Сторожевой Башни находит в жизнеописаниях библейских персонажей. Например, об Адаме сказано, что он как душа долго жил на земле, а затем умер. В журнале «Сторожевая башня» за 1999 г. написано: «...говоря, что Адам умер, мы подразумеваем, что умерла душа по имени Адам» 678 . Аналогично из Евангелия от Лк.23:46 мы узнаем, что Иисус испустил вздох, сказав Отцу: «В твои руки вверяю дух мой» (ПНМ). Общество Сторожевой Башни утверждает: «Обратите внимание: Иисус испустил вздох. Когда дух вышел из него, он не отправился на небо. Лишь на третий день после этого Иисус был воскрешен из мертвых» 679 . Иными словами, «очевидно, что даже человек Христос Иисус был смертным. У него не было бессмертной души: Иисус, человеческая душа, умер» 680 . Что же Иисус хотел сказать Своими предсмертными словами? «Он имел в виду, что знает: после смерти все его надежды на будущую жизнь целиком зависят от Бога» 681 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Рубрики Князь Мышкин и Христос: что упускают, когда их сравнивают 4 мин., 21.12.2018 Поделиться О романе Достоевского «Идиот» до сих пор спорят, находят там все новые и новые смысловые пласты. Споры в основном ведутся по поводу главного героя, князя Льва Николаевича Мышкина, в котором видят Христа, но Христа лишь наполовину, Христа без Его Божественной Ипостаси. Мне же кажется, что Достоевский имел в виду вовсе не это, он вовсе не стремился доказать «от противного», что Христос — Богочеловек, а не просто совершенный человек. То есть автора интересовал не богословский аспект, не христологические догматы. На мой взгляд, в образе князя Мышкина действительно раскрыты очень важные вещи о Христе, но касающиеся не Его природы, а Его отношения к людям. Князь Мышкин нужен автору не для того, чтобы показать, как плохо люди поступают со Христом или что Христу ничего бы не удалось, будь он всего лишь человеком — тут другая цель: показать, как вообще действует Христос в истории, как Он живет с каждым из нас, как мы для Него важны, как Он входит в самые предельные глубины нашего бытия. Князь Мышкин служит иллюстрацией этого отношения Христа к нам: он принимает всех людей, с которыми его свели обстоятельства, он проявляет к ним не поверхностный интерес, а готов полностью войти в их жизнь, в их проблемы, в их скорби, в самые глухие тайники их душ, готов разделить с ними их боль, их стыд, их отчаянье. Это абсолютная, стопроцентная эмпатия, это восприятие другого человека как самого себя. Для Достоевского это вообще стержневая идея: мы — не совокупность замкнутых в себе индивидуумов, мы — одно. Но не в том смысле, будто мы разные части некого единого целого, а в том, что, обладая каждый своей уникальностью — мы как бы разные духовные центры одного и того же огромного тела, человечества (а лучше сказать, единой человеческой природы). Не разные органы этого тела, а каждый из нас и есть воплощение этого тела. Именно поэтому мы и способны слышать и чувствовать любого ближнего не как другого, а как самого себя. По мысли Достоевского, именно это и подразумевается в заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». «Как самого себя» — это не сравнение, а констатация того факта, что ближний — это ты сам и есть. Именно это Достоевский и пытался сказать читателям — и в романе «Идиот» , и, позже, в «Братьях Карамазовых» . Воспринимать другого как другого — это, считал он, ошибка восприятия. Ошибка — и одновременно грех, потому что грех это и есть ошибка, дословно, с греческого, промах, непопадание лучника в цель.

http://foma.ru/knyaz-myishkin-hristos-ch...

Скачать epub pdf Память святой мученицы Дросиды Память 22 марта По повелению императора Траяна 2075 , исповедников Христа ежедневно предавали смерти и тела их повергали в непотребных и нечистых местах. В это время, упражняясь в исполнении заповедей Божиих и смиренно совершая свои подвиги, проводили в воздержании жизнь некоторые христианские девственницы, и их наставницы всякий раз подбирали тела святых мучеников и, помазав их ароматами, завертывали в чистое полотно и хоронили в своих жилищах. Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда все бывшие при ней слуги объяты были глубоким сном, пришла к этим девственницам, имея при себе драгоценную одежду, и просила их позволить ей идти вместе с ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого мученика. Между тем некий Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал ему такой совет: – Самодержавной владыка! повели поставить воинов для охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их. Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на стражу, бодрствуя всю ночь, схватили пятерых вышеназванных христианских наставниц, а вместе с ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро, привели всех их к императору. Увидев Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам строго охранять ее в закрытом помещении, надеясь на то, что, раскаявшись, она, может быть, исправится. Для дев же наставниц он приказал выковать большой котёл и бросить их в него и вместе с ними – большое количество меди для сплава, чтобы медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он повелел, далее, выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь выстроенной им бане, которая в праздник Аполлона 2076 в первый раз должна была быть истоплена и открыта для уврачевания болезней и отдохновения от трудов единомысленных с ним почитателей языческих. Когда повеление императора было исполнено: святые мученицы Христовы были сожжены и скованы были треножники для жертв, то баню истопили и повсеместно оповестили народ, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других Память 6 июля В царствование римского императора Клавдия 4425 пришел из Персии в Рим некий муж благородного происхождения, богатый и по вере христианин, именем Марин, с женою своею, Марфою, и двумя сыновьями, Авдифаксом и Аввакумом, чтобы поклониться гробам святых Апостолов 4426 и других святых. Находясь в Риме, они стали посещать христиан, содержавшихся в оковах, и погребать тела тех, которые были казнимы за веру во Христа. Перейдя реку Тибр 4427 , они нашли там в другом городе святого мученика Кирика, который был заключен в темницу и который перенес уже до этого много страдания за Христа. Придя к нему, они поверглись к ногам его, прося его, чтобы он помолился о них Господу, а потом стали служить ему и другим заключенным с ним Христовым узникам имением своим, умывали им ноги и кропили себя этою водою. Служа таким образом святым, они пробыли там восемь дней. В это время император Клавдий повелел без суда предавать смерти всех тех, кто окажется принадлежащим к христианской вере. Незадолго пред этим были схвачены 260 человек христиан, которым по судебному приговору императора определено было копать землю, а место заключения их находилось за городом, при дороге, называвшейся Саларийской 4428 , где производились гончарные работы. Всех этих христиан император повелел воинам расстрелять стрелами на месте народных зрелищ, а тела их сжечь огнем. Когда Марин и Марфа с сыновьями своими узнали об этом, то они сильно опечалились и, отправившись вместе с святым Иоанном пресвитером на место казни святых мучеников, тайно вынимали из огня тела их, какие только можно было вынуть, обвертывали в чистое полотно и погребали в пещере 4429 , находившейся при Саларийской дороге на склоне горы, называемой Кекумер. Вместе с телами сих святых мучеников они погребли и тело одного убитого за Христа императорского трибуна 4430 , по имени Власта, и пробыли там много дней, вместе с пресвитером Иоанном, проводя время в посте и молитвах. Узнав об этом, император Клавдий повелел разыскать Марина и спутников его, но они не были найдены, потому что скрывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Суббота седмицы 30-й по Пятидесятнице Господь нас создал по образу Своему и по подобию. А поскольку Господь – это есть Святая Троица, то нам также присуща троичность, которая наблюдается во всем. Например, человек состоит из тела, души и духа, хотя он часто этого даже и не знает. Некоторые доходят даже до того, что отрицают существование души и считают, что состоят только из одного тела – и практически так, собственно, и получается порой. Если мы долгое время будем только сидеть или лежать, то по прошествии нескольких месяцев наши ноги атрофируются, мы уже ходить не сможем, нам придется учиться этому заново. Если нам завязать глаза и в течение года не давать смотреть на Божий свет, а потом внезапно повязку снять, то мы ослепнем, потому что глаза отвыкли от света, атрофировались. И так происходит со всем, что касается нашего тела, с любым органом. То же самое и с душой. Если душа человека не действует, то она постепенно атрофируется, она как бы засыпает и исчезает. То же самое и с духом. Дух – это самая важная, бессмертная часть нашей души, которая должна быть обращена к Богу. А большинство людей, живущих на земле, совершенно не пользуются этой главной частью своей души, она никак не действует. Поэтому дух как бы умирает в человеке, и он превращается в животное – сперва разумное животное, а потом уже и неразумное. Действительно, иногда смотришь на человека и думаешь: почему же он так неразумно поступает? А именно потому, что душа его и дух деградировали. В зависимости от того, какая сфера в них развита, люди так и называются: духовными, душевными или плотскими. Человек, который пренебрегает жизнью телесной и душевной, развивает в себе сферу духовную. Он не думает о том, во что ему одеваться, что есть, пить, какие ему книжки читать, какой сегодня фильм по телевизору. Его это абсолютно не волнует. Его волнует только то, угодил ли он Богу, как он исполняет заповеди Божии, есть ли у него возможность сегодня в храм пойти. Он жаждет постоянно причащаться Святых Христовых Тайн, он любит читать слово Божие, святых отцов, любит молиться – то есть его интересует только духовное. Такого человека называют духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 60 зач., 11, 34—41 Сказал Господь: светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. «Светильник тела есть око, — говорит Христос, — итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Господь говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение — око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так внутреннее наше духовное зрение определяет все. Все в нашей жизни зависит от того, какое у нас око, то есть куда мы смотрим и какие цели имеем. Если мы устремляемся к чистоте, к добру, то, естественно, и поступки наши будут добрыми и чистыми, вся жизнь наша будет светлой и светлым станет наше тело. Если же наше внутреннее око — лукавое, злое и похотливое сердце — устремлено к злу, к развращенности, к приобретению богатства и славы на земле, то, соответственно, в зависимости от того, куда оно смотрит, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека. Омертвение и потемнение нашей жизни происходит именно по той причине, что мы не туда глядим. Это произошло, как мы знаем, со всем человеческим родом. Это происходит и сегодня и раскрывается на все большей глубине. Единственным светом, чистотой и добром, к которому должен устремляться человек, если он хочет обрести свое око светлым, является Сам Христос — Свет мира.

http://pravoslavie.ru/3765.html

I. Наступал великий вечер пасхальной субботы. Все спешили кончить свои дела, чтобы встретить праздник в том строгом покое, к которому фарисеи приучили народ. И вот, в то время, как враги Христовы спешили к Пилату за тем, чтобы получить позволение сократить жизнь распятых, рассчитывая, как можно скорее, снять бездыханные тела с крестов и бросить их туда, куда обыкновенно бросали тела преступников, спешил к правителю другой проситель, уже знавший о смерти Господа, совсем с иною целию. Это был знаменитый член синедриона ( Мк. 15:43 ) – Иосиф, родом из древнего города Рама или, по тогдашнему произношению, Аримафеи (Цар. 1:1; Мф. 2:18 ). Он был человек богатый ( Мф. 27:57 ) и вместе с тем добрый и правдивый ( Лк. 23:50 ). Вместе с лучшими людьми того времени, «чаявшими избавления во Иерусалиме» ( Лк. 2:38 ), Иосиф и сам ожидал пришествия Мессии, открытия Царства Божия. Хотя чаяния его, по всей вероятности, не возвышались над понятиями народа, представлявшего царство Мессии в земном и чувственном виде, но почтенный член синедриона и мудрый советник, чуждый односторонности своих товарищей, слепых приверженцев буквы и старческих «преданий» ( Мк. 7:3, 8 ), ревностно искал наставления в истине, разъяснения и просветления своих смутных чаяний. Жажда благочестивой души, требовавшая удовлетворения, сделала Иосифа «учеником Иисуса» ( Ин. 19:38 ; Мф. 27:57 ). Но враги Христовы были так сильны и мстительны, что страх пред ними заставил его скрывать свое расположение к благоговейно-чтимому Иисусу: Иосиф был тайным учеником Его ( Ин. 19:38 ). В богоубийственном замысле синедриона против Иисуса Христа и в исполнеши этого замысла он не прининал ни малейшего участия ( Лк. 23:51 ), или потому, что, не видя никаких средств спасти Невинного, не хотел быт свидетелем Его осуждения, или потому, что хитрость первосвященников нашла средство совершенно устранить его от сего дела. Когда же Господь умер на кресте, Иосиф, подобно другим тайным последователям Божественного Учителя, почувствовал в себе особое дерзновение, желая вознаградить прежнюю осторожность явными знаками любви и почтения к смертным останкам Распятого. Он не страшился теперь подпасть преследованию со стороны первосвященников и соумышленников их, зорко следивших за приверженцами Распятого: удивительная перемена, которую можно объяснить тайным действием благодати Божией на сердце его! С твердою решимостью привести в исполнение великодушное намерение, Иосиф дерзнул войти в римскую преторию и обратился к Пилату с просьбою о дозволении снять с креста и предать погребению бездыханное тело своего Наставника. Для правителя, считавшего Распятого невинною жертвою злобы врагов, такая просьба не представляла ничего странного или преступного, – он лишь удивился скорой смерти Господа и для удостоверения призвал сотника, стоявшего на страже у креста. «Аще уже умре?» ( Мк. 15:44 ) спросил его Пилат. Осведомившись от сотника о времени кончины, прокуратор повелел отдать тело Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010