Подобный взгляд на значение чувства осязания для нравственного состояния человека проводится и у Иоанна Лествичника . См. преп. отца нашего Иоанна, игумена горы Синайския, Лествица. М. 1851. Слово 15, стр. 181. § 52. Внешний монашеский ригоризм в древнерусской жизни простирался еще далее. В «наказаниях к братии общеживущей», встречающихся в рукописях XVI в. (См. напр. Рукоп. Моск. Дух. Акад. из собрания Волоколамского монастыря, (не разборчиво) л. 80–84 и (не разборчиво) л. 78), между прочим, попадаются следующие наставления иноку: никогда не простирай руки по нагому телу, ни на тяйныя уды не смотри никакоже, аще и изгниют. Рукоп, М. Дух. Акад. из Волокол. биб. (не разборчиво) л. 143 оборот. 1483 Л. 316. Слова Исаака взяты из его 57 слова «об удалении от мира и от всего смущающего ум». См. творения св. отцев т. XXIII. 356. 1484 л. 349. 352–333. Первое приведенное свидетельство св. Ерема вполне соответствует, по мыслям современному переводу его творений. См. творения св. отцев в русск. переводе т. XIII. Творен св. Ефрема Сирина , часть II. Поучение 37. 288. Что же касается второго места, то оказывается трудно отыскать что-либо строго соответствующее современному переводу. Между словами и поучениями св. Ефрема есть несколько таких, предметом которых служит воскресение мертвых, второе славное пришествие на землю Сына Божия, но ни в одном из них невозможно найти строгого соответствия цитату, приведенному Даниилом, хотя встречаются мысли и даже фразы сходные. См. Творения св. отцев т. XIII. Твор. Ефрема Сирина част. II. Слово 37. 380–406. Творен. св. отцев т. XII. Творен. св. Ефрема Сирина часть 1. Слово 15. 292–300. Твор. св. отцев т. XV. Твор. св. Ефрема част. IV. 95–107. 117–124. 130–141. Творен. св. Ефрема част. III. 24–36. 1485 л. 347–348. В своем понимании изучения писаний, как благодетельного условия для всякого желающего вести чистую жизнь, митрополит опирается на авторитет св. Исаака Сирина . Приводимые здесь слова св. Исаака взяты из его первого слова «об отречении от мира в житии монашеском».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

к христологии, они, таким образом, на первом плане поставляли Божественность Христа, исповедовали в Нем Бога во плоти. Эта черта отличает собой уже христологическое учение Афанасия. Внимание св. Афанасия всецело поглощено Божеством Христа; на защиту его направлена вся его энергия. «Слово неизглаголанно, неизъяснимо, непостижимо, вечно рожденное свыше от Отца, рождается долу во времени от Девы Богородицы Марии (De incarn. et contr. Orient., – Migne, gr. s., t. 29, col. 996; Творен. св Афанасия, III, 292)». «Будучи Всемощным и Создателем вселенной, Он в Деве уготовляет в храм Себе тело и усвояет себе оное, как орудие (De incarnatione, II; Твор., I, 91)», и в своих делах «являет себя, что Он – Отчее Слово, вождь и царь вселенной (ibid. 102)». Это выделение Божества во Христе было необходимо в целях борьбы с арианством, но оно еще не решало собой проблемы, а лишь усиливало его. Когда почувствовалась в церкви настоятельная нужда уяснить единение Божества и человечества во Христе, богословская испытующая мысль не вдруг стала на надежный и определенный путь. Несмотря на то, что в трудах писателей первых веков даны были прочные христологические формулы и указаны твердые данные к решению назревшего вопроса, продолжали еще существовать старые еретические мнения, принявшие только грубый, менее отталкивающий оттенок, и в половине IV-ro века вновь сильным потоком разлились в Церкви. Они принадлежали тоже людям, исповедовавшим никейский символ (Athan., Tomus ad ansiach., Творен, ч. III, 193:195), «хвалящимся никейским исповеданием отцов (Послание к Епиктету, Творен, ч. III, стр. 332)» и все-таки носили на себе явный отпечаток древних еретических воззрений. При крайнем разнообразии мнений и при недостаточности обстоятельных известий о них, все же можно различить в них две главные группы, из которых одна воспроизводила старое евионитское заблуждение, другая же имела докетический характер. Одни утверждали, что «как слово Господне было в пророках, так при окончании времен вселилось Оно в святого Человека (Послание к антиох., Творен. Афанас. ч. III, 194; послан. к Епиктету, ibid., стр. 341)», что « и ным есть Сын, а иным – Божие Слово» (послание к Епиктету, ibidem стр. 332; послан. к антиох. ibid., стр. 194; послан. к Максиму, ibid., стр. 354–3 55); другие, вдаваясь в противоположную крайность, говорили, что «тело, рожденное от Марии,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

645 Heinichen . Commentarii, p. 719 (Novella CXXIII. Cap. 23). 646 Hefele . Conciliengeschichte. В. Ill, 747. Frieb., 1877. 647 Соборное послание, упоминая о субинтродуктах епископа антиохийского Павла, затем добавляет о его пресвитерах и дьяконах, что «Павел помогал им скрывать и этот (сожитие с девственницами) и другие смертные грехи». Евсев., VII, 30. 648 Василия Великого прав. 89 (К хорепископам каноническое послание). 649 Творения св. Златоуста. Т. 1, стр. 416 (Слово III, гл. 4). Петерб., 1895. 650 Там же, стр. 460 (Сл. VI, гл. 1—2). 651 Творен. Григор. Богослова. Том I, стр. 60. М., 1843. 652 Творен, его, том I, стр. 424 (Ср. III, гл. 12). 653 Там же, стр. 426 (Ср. III, гл. 14). 654 Там же, стр. 431 (Ср. III, гл. 16). 655 Творен, его, стр. 463 (Сл. VI, гл. 4). 656 Там же. Т. I, стр. 33—35, 26. 657 Творения св. Златоуста, том I, стр. 428—429. (Сл. III, гл. 15). 658 Творения св. Златоуста, стр. 465—466 (Ср. VI, гл. 7). 659 Там же, стр. 425 (Ср. III, гл. 13). 660 Там же, стр. 460—461 (Ср. VI, гл. 2—3). 661 Там же, стр. 463, 464 (Ср. VI, гл. 5—6). 662 De officiis ministrorum. Идеал пастыря Амвросием начертан сообразно стоическому идеалу, как этот последний отразился в сочинении Цицерона De officiis, сочинении, имевшем большое влияние на указанное творение епископа Медиоланского. В частности, по Буассье, идеал латинского священника будто бы напоминает собой идеал римского жреца («Римская религия от Августа до Антонинов», русск. перев., стр. 288. Москва, 1878). 663 Из творения св. Амвросия Медиоланского: De officiis ministrorum. Издание П. Поспелова. Стр. 7—8. Киев, 1875. 664 Там же, стр. 8 и 9. Правда, изредка подобного же рода предписания встречаем и у восточных писателей. Например, по словам Феодорита, епископу или пресвитеру следует быть «степенным и в выговоре (дикции), и в наружности, и во взгляде, и в походке», но восточный писатель добавляет, «дабы и в теле было видно душевное целомудрие», т. е. он придает своим предписаниям исключительно нравственный характер (Н. Н. Глубоковский. феодорит, епископ Киррский, Т. I, 46. М., 1890). Да притом же восточные писатели не входят в мелочные подробности при указании внешних требований пастырского благоповедения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

882 Глубоковский . Вышеуказ. сочин., I, 47. 883 Творения его. Т. III, 172. 884 «Митрополические и патриаршие церкви бывали принуждены нести весьма значительные расходы представительства; в особенности патриарх Константинопольский принужден был нести такого рода расходы в соответствии его высокому положению». Соколов . Ук. соч., стр. 86. 885 Творен. Ill, 171. 886 Möller . Lehrb. d. Kirchengesch. S. 335. 887 Hefele . Op. cit., В. II, 71 (can. 15). 888 Прав. 25. Русск. перев. 889 Uhlhorn . Op. cit., S. 258 (из письма Августина к начальнику провинции Бонифацию). 890 Творен, его в русск. перев. Часть VIII, стр. 454. 891 Там же. Ч. III, 172. 892 Деян. Всел. Соборов. Т. IV, 168—169. 893 IV Всел. собора прав. 25— См. толкование Вальсамона на это правило. 894 Деян. Всел. Собор. IV, стр. 40, 41, 43. 895 Там же, стр. 123, 124. 896 90-е каноническое правило св. Василия Великого. 897 IV Вселен, собора правило 2-е. 898 Каноническое послание Геннадия, патр. Константинопольского (V в.). 899 Трулльского собора прав. 22. Особенно — VII Всел. собора прав. 5. 900 Möller . Op. cit., I, 343. 901 Трулльского соб. правило 9. 902 Иероним . Творен, в рус. пер. Т. I (письма), стр. 114, 119. 903 Созомен . Церк. история, кн. VIII, гл. 9. 904 Иероним .. Твор II, стр. 62—63 (письма). 905 Там же, стр. 62. — Закон, о котором у нас речь, издан импер. Валентинианом в 370 году и адресован на имя папы Дамаса. По точному смыслу этого закона, клирики (и монахи) 1) должны быть удаляемы из домов вдов и сирот (pupillarum) с помощью полиции, по требованию родственников; 2) не могут получать наследство от женщин, с которыми они находятся в особой близости под предлогом религии, — по дарственным записям и отказам на случай смерти (если это не родственницы их). Все подобные щедродательства объявлены лишенными юридической силы. Закон этот был подтвержден еще в 372 г. с разъяснением, что он относится и к епископам, и к девам (монахиням). Формально закон этот никогда не был отменен, хотя недолго удержал свою силу. Соколов : Церковно-имущ. право, стр. 128.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

525 Possidii. Vita Augustini. Migne . Patrolog. curs. Lat. ser. Tom. 32, p. 37 (cap. 5); p. 54 (cap. 25). 526 Augustini. Sermo 355. С. Н. Извеков . Иерархия северо-африканской церкви, Вильна, 1884, стр. 230. 527 Augustini. Sermo 356. Cf. Kurtz . Lehrbuch d. Kirchengesch. B. II, Abrheil. 2. S. 58. 2-te Ausg. 528 Kurtz . Ibidem. 529 Висковатов . Эпоха гуманизма. Журн. Мин. Нар. Проев ., 1872 (т. 161), стр. 171—172. Подобно тому, как на Востоке, существовали и на Западе школы, под руководством приходских священников. Собор Везонский (в Арльской провинции) требовал, чтобы все приходские священники, по прекрасному обычаю, соблюдаемому во всей Италии, принимали в свой дом молодых неженатых чтецов, учили их псалмопению, церковному чтению и наставляли в законе Господнем, дабы иметь в их лице способных преемников по должности. Hefele . Conciliengeschichte. В. II. 741. Указанный собор относится к 529 году. 530 Franz . Aurelius Cassiodorius. S. 26. 42—43. Breslau, 1872. 531 Ibid. 74.44. 532 «Золото есть и в навозе» (буквально — «золото отыскивать в навозе»). 533 Franz . Op. cit., S 49.68.73.71. 534 Там же. S. 76—77. 535 Письмо отца Никовула к своему сыну. В «Творен. Григория Богослова», т. V, стр. 289—290. 536 См., например, несколько писем его к разным лицам по этому поводу. Творен. Григория Богослова, т. VI, 224—226, 230—233. 537 Твор., VI, стр. 230. 538 Письмо Василия к Либанию. — Творен. Василия Великого в русск. пер. Том VII, стр. 315. Изд. 3-е. 539 Письмо Либания к Василию. См. в «Творениях» последнего, т. VII, стр. 320. 540 Блаж. Феодорит, кажется, тоже был питомцем языческих риторов. Во всяком случае, и он старался христианских юношей отправлять в подобные школы. Вот одно письмо его к софисту Исокасию: «К аттическим лугам вашим опять слетаются наши пчелы. Итак, ваше великолепие да наполнит их медом... я прошу, чтобы они сподобились большого попечения, так как желаю, чтобы и наш город блистал вашими плодами». Проф. Н. Н. Глубоковский . Блаж. Феодорит. Т. I, стр. 10. 541 Кстати сказать, что ни один древний век не богат так источниками для Изучения риторских школ, как IV по Р. Хр. (а на нем мы здесь преимущественно и остановимся), причем видное место между этими источниками занимают патриотические писания (Rauschen . Das Griechisch — römische Schulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums. S. 2—3. Bonn, 1901). Да и сами риторские школы принадлежали к числу очень славных и особенно любимых (Rauschen , S. 71).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

1495 Рукоп. 1281. л. 335. Свидетельство взято из 15 слова И. Лествичника о целомудрии и непорочности и соответствует мыслям современного перевода его творений. см. преп. отца нашего Иоанна, игумена горы Синайской, Лествица и слово к пастырю, м. 1851 г. 183. 1496 л. 313. В слове постническом св. Максима по вопросу и ответу находится только одно упоминание об известном обстоятельстве. См. препод. отца нашего Максима исповедника толкование на молитву: «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. Изд. Козельской Оптиной пустыни. М. 1853. 73. 1497 л. 308–309. Свидетельство взято из первого слова св. Исаака «об отречении от мира и о житии монашеском», См. творен. св. отцов в русск. перев. т. XXIII. Слово Исаака I. 4. 1499 Рукоп. 1281, л. 345–346. Цитат взят из второго (по современному славянскому переводу) или седьмого (по латинскому переводу) слова св. Симеона и представлен в переводе понятном. См Migne, Patrol. curs. complet. ser. graec. tom. CXX. Symeonis Junioris oratio VII. pag. 355–356. Преп. отца нашего Симеона, Нового Болослова, «словеса зело полезная». Изд. Козельской Оптиной пустыни. М. 1852. 35–37. 1500 Единственный список его находится в рукоп. М. Дух. Акад. (не разборчиво) л. 45–54. Приложение XVIII. 1501 Сравн. Рукоп. М. Д. Акад. (не разборчиво) л. 46–47 и Рукоп. Новгор. Соф. библ. 1281, л. 298. 1502 Это имеет значение и в отношении напр. свидетельства Василия Великого . Рукоп. 1281. л. 298 об. и рукоп. (не разборчиво) л. 47. Приведенное здесь свидетельство Василия Великого взято из его «слова подвижнического и увещательного об отречении от мира и духовном совершенстве.» Оно верно передает мысли св. отца. См. творен. св. отцов в русск. переводе т. IX. Творен. св. Василия Великого ч. V. 47–48. Подлин. см. Migne, Patr. Curs. Complet. Ser. graec. tom. XXXI. S. Basilii Caesariensi tom. III, pag. 629–630. 1503 Сравн. Рукоп. Новгор. Соф. биб. 1281, л. 298 и Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво) 45–46. 1504 Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво) л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

(Рукоприкладство по пунктам): «К сему доношению иермонах Иоиль и вместо монаха Пахомия по его велению и (за) себя руку приложил. К сему доношению и пунтом Матфей Попов вместо монаха Пахнутия, по его прошению руку приложил. К сему доношению вместо монаха Саватия по его велению Спасова монастыря монах Иона руку приложил». Сряду же после рукоприкладства вписан братский приговор Спасского монастыря, состоявшийся вследствие только что приведенного «доношения»: «1727 году апреля в 23 де(нь) Каргопольского Спасова манастыря келарь монах Александр и казначей монах Антоний и всего того манастыря братия в небытность архимандрита Иосифа, по умертвии его, согласно приговорили против сего заручного прошения приписные Хергозерские пустыни бывшего строителя иеромонаха Иоиля, з братиею, по указу бывшего новгородского архиерея, по которому указу повелено в 721-м году выдать помянутае пустыни и по переписным книгам заручным того 721-го году, которые в Спасове монастыре в казне обретаются досмотреть и переписать, с ясным объявлением прибыли и убыли и по осмотру и по переписке отвесть та Хергозерская пустыня, которые просители в доношении руками своими подписалися, с роспискою, до указу; буде у оных просителей не явится при отводе между ими какова в(е)щем перед прежней перепиской за кем какова похищения в утайке изо оныя пустыни и прежних казначеев тоя пустыни в приходах и росходах сщесть с 721 году, также которое братство з 721 году выведенное из помянутой пустыни – отпустить, с росписками, чтоб им во оной пустыне, по их прошению, в той Хергозерской пустыне быть в трудех, а в другие места не изходити, как о том указы повелевают, и об оном послать указ (?). К сему приговору Спасова монастыря иеромонах Евфимий и вместо келаря монаха Александра и казначея монаха Антония, по их общему веленью и за себя руку приложил. Уставщик монах Гавриил руку приложил». Доношение хергозерцов и приговор строкинцов писаны на одном листе. Из первого видно, что монахов Хергозерской пустыни было еще в живых четыре: строитель иеромонах Иоиль; иноки Пахомий, Пафнутий, Савватий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. Т. I, 186—188. Киев, 1891). 302 Ересь 68, гл. 4. Творен, том IV, стр. 95. Впрочем, св. Афанасий, напротив, утверждает, что церквей в Александрии было немного» (а между тем, оба писателя 2 303 Св. Епифаний . Ересь 69, гл. 1—2. Творения. Том IV, стр. 107, 109. 304 Первая апология, гл. 67. 305 Во время больших гонений III века многие из христиан бежали в скрытые места или попадали в ссылку, даже на каторгу; естественно, что среди них появлялся пресвитер, совершал для них богослужения, а оставаясь среди них надолго или навсегда, он основывал приход, зависимый от епископа. 306 Св. Епифаний . Ересь 69, гл. I. Творения его. Том IV, 107. 307 Творения св. Афанасия. Т. I. 391—392. Серг. Посад, 1902. 308 Св. Епифаний . Ересь 66, гл. 11. (Рус. пер. Т. III, 257). 309 Сап. 77. Hefele . Conciliengeschichte. В. I, S. 190. Freib., 1873. 310 Собора Неокесарийского (нач. IV века) прав. 13. 311 В Константинопольской церкви право это получили приходские пресвитеры лишь в середине V века, в правление патриарха Геннадия. См.: Церк. история Феодора Чтеца , кн. I, гл. 13. 312 Hatch . Die Gesellschaftsverfassung der Kirchen im Alterthum. S. 200—202. Giessen. 1883. 313 Rothe . Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. B. I, S. 338. Heidelb, 1875. 314 Hatch . Op. cit. S. 202. 315 Это можно видеть из следующих фактов. В подписях под определениями Никейского собора находят от 14 до 20 подписей хорепископов (значит, они не отличались от действительных епископов. Gelzer . u. s. w. Patrum Nicaenorum nomina, p. LX-LXIV. Leipz., 1898). В «Лавсаике» встречаем указание, что в IV веке некто Элпидий «удостоился пресвитерства» от руки каппадокийского хорепископа Тимофея. (Палладий . Лавсаик, гл. 91. Рус. пер., стр. 318. СПб., 1893). 316 Анкирского собора (314 г.) прав. 13. 317 По словам Григория Богослова, в епископском округе Василия Великого было 50 хорепископов. Творен. Григория в рус. пер. Т. VI, стр. 19. М., 1848. При таком их множестве авторитет их был, конечно, невелик. 318 Такой вывод позволительно делать на основании пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

По свт. Тихону Задонскому : «Терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая во всем предаваться на волю Божию» (Творен. II, § 213, стр. 271). 11 Св. Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости – признак малодушия» (Творен. V, изд. 3-е, стр. 280). Великодушие – свойство души христианина переносить скорби кротко, с мужеством и спокойствием, неизбежно пребывая в добром устроении и благорасположении к ближним. Великодушие – свойство человека «великой», мужественной и добродетельной души. Благодушие – спокойствие, «благое», доброе устроение и расположение души, когда радостное чувство благодарения Богу за все не подавляется скорбями, и скорби принимаются, как благо. (Еп. Феофан. Начертание христианск. нравоуч., п. П, В, § 2, п. «б», стр. 383–384.) Противоположное великодушию состояние – малодушие. Малодушие – проявление слабости и нетвердости души, впадающей в уныние и духовное расслабление при встрече с трудностями и скорбями. 19 См. выше в нашей работе – часть I, глава 13-я «Об унынии», § 7. Ревность о богоугодной жизни. 35 Зарин С. Аскетизм. Т. I, кн. 2-я, стр. 570–575. «Христианин имеет скорби от грехолюбивой плоти. Где господствует плоть и дух работает плоти, там нет скорбей от борьбы со страстями. А где дух старается господствовать над плотью, бороться со страстями, там повседневная скорбь, брань (война), борьба с противоборствующей плотью, борющейся при помощи природных или вызываемых искусителем-диаволом греховных влечений» (Свт. Димитрий Ростовский . Твор. I, 781). 36 Прп. Марк Подвижник указывает случаи, когда не следует терпеть зло: «когда вред от одного (человека) распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым и не своей искать пользы, но спасения многих, поскольку общая добродетель полезнее частной». (Слово 2-е, гл. 214.) «Кроме истинного христианского терпения может быть в людях и греховное терпение. Например, бывают такие люди, которые намеренно во время ссоры, чтобы еще более противника вызвать на гнев, хладнокровно в духе надменности и презрения подзадоривают возмутившегося человека всякими колкими и обидными словами. Такое терпение – богопротивное». (Срав.: прп. Иоанн Кассиан . Собес. 16, гл. 20–22.)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

4023 Ф.Ф. Нелидов. Очерки по истории новейшей русской литературы. 1-я часть. М. 1906, стр. XXV-XXVI. 4024 «Чем должен руководиться пастырь в слове обличения?». Прибавления к Церковн. Ведом. 1889 г. 33 стр. 967–968. 4028 Jos. Lutz. Chrysostomus und die übrigen berühmtesten kirchlichen Redner alter und neuer Zeit. Tübingen, 1859. S. 270. См. также соч. иерея Семеона Никольского «История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста , по его творениям». Ставрополь Кавказский. 1905. Отд. I, стр. 74–75. Творен. Злат. т. III. кн. 1, стр. 2. 4029 В половине VII в. до Р.Х. – Архилох преследовал Ликамба, отца Необулы, помолвленной за поэта, но выданной на другого, и все его семейство столь язвительными сатирами, что его обидчики, как гласит предание, не снесли позора и покончили с собой самоубийством. См. A. Baumgartner. Geschichte der Weltliteratur. В. III. Freiburg im Breisgau 1900. S. 103. 4039 Сат. I, 105–167. – Гораций по сравнению с Луцилием и Ювеналом, сатирик иного рода. По словам Персия, современника Нерона, «хитрый Флакк… лукаво и умно издевается над толпой, затрагивает все пороки своих друзей, причем сами они смеются». См. Адольф, цитов. соч., стр. 38. 4044 Здесь же Puech приводить мнение бл. Иеронима (из письма к Паммахию) о праве полемиста «давать иногда своей мысли выражение несколько усиленное», потому что «иное дело сражаться, иное поучать». Puech, рр. 73–74. А в положении сражающегося находится и проповедник-обличитель, как замечено было выше. 4045 Бес. на 1Фес.5 – творен. т. XI, кн. 2, стр. 519–520: Puech, Рр. 100, 278 ет 280. Т. X, кн. 1, стр. 382: «пусть никто не осуждает, если все я сказал яснее надлежащего; и хочу отличаться не чистотой слов, но сделать слушателей чистыми». 4051 Слова и речи Филарета, митрополита Московского. Ч. I. М., 1844, Стр. 255; сн. «Русское Проповедничество», стр. 394; ср. Juven. sat. II, 64–81. 4061 Hippocratis Coi Aphorismi… Vol. II. Hagae Comitum, MOCCLXVII. Рр. 477–478; см. цитов. соч. о. Симеона Никольского , отд. II, стр. 110: «мы в творениях св. Иоанна Златоуста вращаемся как в анатомическом театре». Ам. Тьерри, в соч. «Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия». М., 1884, стр. 20 и примеч., приводит выражение Палладия, современника и биографа Златоуста, сравнивающее обличения св. отца с «погружением бритвы в сердца богачей, дабы вырезать из них нарыв гордости»: сн. стр. 28. Но с наибольшею определенностью и полнотой выражает мысль о разнообразии действия пастырско-проповеднического слова сам св. отец в IV слове «о священстве»; после примера дел предоставлен один вид и способ врачевания – учение словом… Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно». См. т. I, кн. 2, стр. 453.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010