2 . Дело Бога в творении. – С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Тем, Кто создал небо и землю» ( Быт 14, 19 ), «Семизвездие и Орион… Кто создал горы и ветер» ( Ам 5, 8; 4, 13 ). Д. Бога Творца становится основанием для упования на Бога как на Владыку истории: не есть ли это творение столь прочное, величественное, могущественное, залог могущества и верности Бога ( Ис 40, 12 слл)? Его восхваляют за все, что является «делом Его рук»: за небеса ( Пс 18, 2 ), за землю (101, 26) и за то, что Он поставил чка «над делами рук» Своих (8, 4–7). «Да славят Господа все дела Его» (144, 10), дивную красоту к-рых люди видят ( Иов 36, 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, ч-к должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» ( Иов 10, 3 ), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его»: «не он сделал меня»? ( Ис 29, 16; 45, 9 ; Прем 12, 12 ; Рим 9, 20 сл.). 3 . Премудрость – божественная художница. – Движение, ведущее от Бога, Владыки истории, к Богу Творцу завершается с своей последней стадии неким предчувствием творческого в Боге, – управляющего ходом мира. Кн. Сына Сир содержит размышления о Д. Божием в творении (42, 15–43, 33) и во времени (44, 1–50, 29); в кн. Прем есть попытка изложить как бы богословие истории (10–19). В обеих кн. утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь на земле. Представленная как «художница творения» ( Притч 8, 30 ), эта царственная Премудрость была создана (греч) Богом в начале Его замыслов, прежде самых первых Его творений (8, 22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль ( Сир 24, 3–8 ), но существовала она много раньше (24, 9), ибо была «художницей всего» ( Прем 7, 21 ): через свое Д. она дала ч-ку познать Господа, Владыку природы и истории. По Бога, своего Создателя, ч-к должен тоже всегда быть занят Д-м. 1 . У истоков человеческих дел. – Чка побуждает действовать не только внутренная потребность, но и Божия. Уже в раю она открывается ему в виде заповеди, отвечающей Ягве ( Быт 2, 15 сл.). Т. обр. Д. чка являют собою как бы расцвет божественного Д. Однако они требуют от чка усилия, принятия обязательства, выбора. Воля Божия представляется ч-ской конкретно в виде находящегося вне чка и обязывающего его к

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как облако было угрожающим мраком для одних, а для других светом и защитой, так и грозная Т. может оказаться защитой; и за этой защитой ч-к открывает некое присутствие. 1 . Земная тень. – Т. очень ценится в повседневной жизни, в особенности на Востоке, ибо она охраняет от жгучего солнца. Все творения ищут Т. – лотос, страшный бегемот ( Иов 40, 22 ), птицы, звери и люди ( Иез 31, 6 ). Тенистое дерево – символ охраняющей как Даниил объясняет Навуходоносору: «Дерево, к-рое ты видел, это ты, царь» ( Дан 4, 17 слл); Т. укрывает и защищает ( Суд 9, 15 ); праведный князь – «как тень от высокой скалы в земле жаждущей» ( Ис 32, 2 ). Однако, в силу своей двойственной сущности, тень может обмануть эту надежду, напр., Т. от растения над головой Ионы ( Ион 4, 5 слл), Т. от царя Израиля ( Плач 4, 20 ); и тем более Т. Египта ( Ис 30, 2 ) или же «тень от кедров ливанских», к-рые могут быть вырваны в одно мгновение и сброшены долу вместе с теми, кто доверился их обманчивой Т. ( Иез 31 ; Дан 4 ). 2 . Тень Божия. – Один Бог дает надежную Т. вместо неверной зыбкой теневой защиты. Следует оставить приятную Т. священных деревьев ( Ос 4, 13 ) и найти у Господа тенистый приют ( Пс 120, 5 ; Ис 25, 4 слл). Упование верующего жить «под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоиться» ( Пс 90, 1 ), быть как истинный служитель в Т. руки Господней или Его крыл ( Пс 16, 8; 56, 2; 62, 8 ; Ис 49, 2; 51, 16 ). За этими метафорами мы находим несколько воспоминаний об Исходе. В переводе LXX это принято во внимание: глагол «шакан» (покрывать, покоиться, оставаться) переведен: σκιζειν, πισκιζειν (покрывать своею тенью, осенять). В то время осеняло скинию ( Исх 40, 35 ), определяя т. обр. продолжительность остановок в пути ( Числ 9, 18, 22 ); это облако осеняло даже Израильтян (10, 34), охраняя их чудесным образом, как говорится в кн. Премудрости (19, 7). Такая защита снова явится в последние времена. Слава Ягве будет покоиться на очищенном Сионе, подобно «шатру для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогоды и дождя» ( Ис 4, 5 сл.). И когда Израиль будет шествовать, осиянный этой божественной славой, «леса будут осенять его» ( Вар 5, 7 слл; см 1, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ТАЙНА Греч, слово μυστριον встречается в греч. Библии только в нескольких позднейших кн. (Тов, Иф, Прем, Сир, Дан, 2 Макк); оно передает арамейское слово раз, значащее «тайное» и соответствующее древне–евр. сод (еще употреблявшееся в кумранских рукописях). В НЗ это слово стало богословским термином. Вследствии того, что его часто употребляли в эллинистических кругах (в философии, культе мистерий, гнозисе, магии), важно точно установить его смысл во избежание неправильных толкований. ВЗ 1 . Откровение Тайн Божиих. – Мысль о Т. Божиих знакома Израилю со времени пророков. Эти Т. касаются замысла о спасении, осуществляемого Богом в истории ч-ства, что и является предметом «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны (сод) рабам Своим пророкам» ( Ам 3, 7 ; см Числ 24, 4, 16 ). Второисаия проникнут этим традиционным учением: исторические судьбы Израиля соответствуют замыслу Господню, заранее открытому через пророческое что и обеспечит приход спасения в конце времен ( Ис 41, 21–28 ). Так подготовляется специфически религиозное понятие – «тайна», употребляемое параллельно прор. Даниилом и в кн. Премудрости. 2 . Даниил и Книга Премудрости а) Книга прор. Даниила есть «апокалипсис», т. е. божественных Т. (раз: Дан 2, 18 сл, 27 сл, 47; 4, 6). Эти Т. не касаются творения, как в других апокрифических произведениях, но относятся к тому, что осуществляется во времени в виде последовательной истории, направленной к определенному концу; иначе говоря, это Т. замысла о спасении. Т. эти вписаны в небе, и они непреложно осуществятся, и потому Бог их иногда открывает в сновидениях, видениях или через ангелов (см 2; 4; 5; 7; 8; 10–12). Никакая ч-ская мудрость не могла бы обладать таким знанием будущего, но «есть на небесах Бог, открывающий тайны» и заранее извещающий о том, «что будет в последние дни» (2, 28, 47); и если эти загадочные откр. остаются непостижимыми для людей, то нек–рым избранным Он дает (см 5, 11), исключительную проницательность благодаря к-рой «никакая тайна их не затрудняет» (4, 6). То, что Он т. обр. открывает, – это Его предваряющий Все это уже давно заключено в пророческих Писаниях: архангел Гавриил является прор. Даниилу, исследующему кн. Иеремии, и открывает ему таинственное значение пророчества о семидесяти седмицах ( Дан 9 ), основанное на символике Итак, Писания пророков толкуются здесь т. же обр., как сны или видения, к-рые передают в других местах св. Писания в загадочных символах Т. замысла Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

З. «Не любите мира, ни яже в мире» (1Ин.2:15) 1. Не любите мира, ни яже в мире «Не любите мира, ни яже в мире», – говорит св. ап. Иоанн. Под миром апостол разумеет не совокупность творений Божиих, получивших свое бытие от Бога, и не род человеческий вообще, который любим Самим Богом ( Ин.3:10 ), но все то, что в мире и людях испорчено грехом и дает пищу греху, что сделалось враждебно Богу ( Иак.4:4 ) и «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), следовательно, и то, что в самом человеке влечет его ко греху ( Рим.7 сл.). Частнее апостол определяет в 1Ин.2 , что такое этот мир, именно: «похоть плотская, похоть очей и гордость житейская». Он называет здесь те душевные состояния или страсти, которые возбуждаются предметами мира, показывая тем, что не самые предметы неодушевленные и одушевленные нечисты, а употребление их, воззрение на них делает их поводом ко греху, делает их нечистыми. Прекрасное создание Божие – жена, но и одно нечистое воззррение на нее может повести человека ко греху ( Мф.5:28 ); «невинно вино, – говорит Премудрый, – но пианство укоризненно» ( Притч.20:1 ). Так рождается похоть плотская. Другая похоть – похоть очей, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Она рождается при виде всего, обладание чем может доставить человеку удовольствие, например, при виде богатства ( Еккл.4:8 ). «Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи человечестии несыти ( Притч.27:20 ). Наконец, гордость житейская, желание поставить себя выше других, превозношение даже действительными достоинствами ( Лк.18:11 ). «Начало греха – гордыня» ( Сир.10:15 ), «а в гордости погибель и развращение много» ( Тов.4:13 ). Таков, по апостолу, мир. Не любить своих страстей, своих порочных расположений, влекущих к миру и в его предметах находящих себе пищу, – а затем не любить и того, что возбуждает эти страсти – вот что значит «не любить мира». (См. кн. «Рук. к истолк. чт. книг и зав.» Сост. А. Иванов . Изд. 2-е, стр. 64–65). 2. Суетность любви к миру (Из твор. св. Димитрия Ростовского ) 1 . «Не пристращайся, человек, к земному, чтобы по неразумию, сделавшись рабом земных наслаждений, не быть плачевно связанным вечными узами, – учит св. Димитрий Ростовский . Не привязывайся сердцем своим к предметам временным, чтобы тебе не обмануться, как в сновидении. Ищи покоя для себя не в земных наслаждениях, и утешения не в плотских удовольствиях, но в Господе, все сотворившем. Если и имеешь что на земле, будь как неимеющий; получаешь что, будь как неполучающий; ешь что, будь как бы неядущий; пьешь что, будь как бы непьющий: будь свободен от всего земного, чтобы всем сердцем прилепиться к одному Господу: ибо все земное служит на малое время, а Божия благодать вечна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.А. Половцов Демидов, Павел Николаевич Демидов , Павел Николаевич, брат Анатолия Николаевича, владелец богатейших Сибирских чугуноплавильных заводов, егермейстер двора Его Величества, почетный член Императорской Академии Наук, родился 6 августа 1798 г., умер в Майнце 25 марта 1840 г. Павел Николаевич воспитание и образование получил в Париже, в лицее Наполеона, с 1812 по 1826 г. служил в русской армии и затем, в 1831 г., был назначен гражданским губернатором в Курской губернии. Покровительствуя процветанию научных знаний в России и владея громадными богатствами, Демидов, с 1830 г. по смерть свою, ежегодно, в день рождения покойного Государя Александра Николаевича 17 апреля, вносил в Академию Наук по 20000 рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5000 рублей «на издание увенчанных Академиею рукописных творений». За такое щедрое пожертвование Демидов удостоился выражения особого благоволения Государя Николая Павловича. Начиная с 1832 г., Академия Наук из пожертвованного Демидовым капитала ежегодно назначала за выдающиеся сочинения Демидовские премии большие в 5000 руб. и малые в 2500 руб. Вместе с братом своим Анатолием, Павел Николаевич учредил в Петербурге детскую больницу, на содержание которой внес особый капитал, и, кроме того, сделал крупные пожертвования в Комитет Инвалидов, в Приют для бедных, в Общество садоводства и др. Павел Николаевич женат был на Авроре Карловне Шернваль, и от этого брака имел единственного сына Павла, получившего княжеский титул Сан-Донато. «Сын Отечества», 1840 г., т. II, кн. 3, стр. 644–646. «Московские Ведомости «, 1831 г., 86. «Дамский Журнал», 1832 г., ч. 39, 39, стр. 185. «Телескоп», 1831 г., ч. 3, 10, стр. 255–259. К. Головщиков: «Род дворян Демидовых», Я., 1881 г., стр. 231–238. Вейдемейер: «Двор и замечат. люди в России во 2-й половине XVIII столетия», СПб., 1846 г., ч. 1, стр. 211. «Журн. Мин. Народн. Просв.», 1841 г., т. XXXIII, стр. 92–101. «Собр. постановлений по Мин. Нар. Просв.». СПб., 1833 г., стр. 254–264. «Академический Календарь на 1841 г.», стр. 179. «Отчеты Академии Наук о присуждении Демидовских прем.», СПб. «Русский Архив», 1867 г., стр. 265; 1872 г., стр. 1998; 1873 г., стр. 2221 и сл.; 1878 г., кн. 1, стр. 239, 387 и др. Кн. Лобанов-Ростовский: «Русская родословная книга», СПб., 1895 г., т. I, стр. 183. «Положение о наградах, учрежд. 17 апреля 1831 г. камергером П. Н. Демидовым», СПб. 1831 г. Г. Спасский: «Жизнеописание Акинф. Никит. Демидова», СПб., 1833 г. В. Огарков: «Демидовы, основат. горного дела в России», СПб., 1891 г. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Церковь – новое творение – может родиться только от Духа, от К-рого рождается все, что рождается от Бога ( Ин 3, 5 сл.). Кн. Деян. представляет собою как бы «евангелие Духа». Действие Духа здесь сохраняет обе черты, уже отмеченные в ВЗ. С одной стороны, – это чудеса и исключительные деяния: восхищенное состояние вдохновенных Им людей ( Деян 2, 4, 6, 11 ), избавление от недугов больных и одержимых (3, 7; 5 12, 15…), героическое дерзновение учеников (4, 13, 31; 5, 20; 10, 20). С другой стороны, эти дивные явления, окончательного спасения, свидетельствуют о том, что обращение возможно, что грехи прощены, что пришел час, когда Бог, в Церкви, изливает Своего Духа (2, 38; 3, 26; 4, 12; 5, 32; 10, 43). Этот Дух – Дух Иисуса; Он научает повторять дела Иисуса, возвещать Его слово (4, 30; 5, 42; 6, 7; 9, 20; 18, 5; 19, 10, 20), повторять молитву Иисуса ( Деян 7, 59 сл.; Лк 23, 34, 46 ; Деян 21, 14 ; Лк 22, 42 ), продолжать в преломлении хлеба благодарение Иисуса. Он поддерживает между братьями то единство ( Деян 2, 42; 4, 32 ), в к-ром ученики были сплочены вокруг Иисуса. Невозможно предположить, что здесь дело в устойчивости привычек, приобретенных в общении с Ним или в сознательной воле воспроизвести Его существование. Даже когда Он жил с ними, Ему требовалась вся сила Его личности, чтобы удержать их при Себе. Теперь, когда они Его больше не видят и притом знают по Его примеру, чему они себя подвергают, Его ученики сами собой следуют по Его стопам: они получили Духа Христова. Дух Св. – благодаря к-рой Церковь стремительно распространяется «до предела земли» (1, 8); Он то непосредственно овладевает язычниками (10, 44), тем самым доказывая, что Он «излит на всякую плоть» (2, 17), то отправляет избранных Им: Филиппа (8, 26, 29 сл.), Петра (10, 20), Павла и Варнаву (13, 2, 4). Но Он не только посылает их: Он сопровождает действие Апостолов и им руководит (16, 6 сл.), придает их решениям силу Своей (15, 28). Если Слово и умножается» (6, 7; 12, 24), то внутренним источником этого радостного устремления является Дух (13, 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О воскр.= О воскресении плоти. CPL 19. Твор., т. 2, 213–310; Соч., 188–248. О крещ.= CPL 8. О крещении: Твор., т. 3, 32–59; Соч., 93–105. О мол.=CPL 7. О молитве: Твор., т. 3, 1–31; Соч., 294–306. Прещ.=CPL 5. О прещении (Об отводе дела против еретиков): Твор., т. 2, 1–40; Соч., 106–129. Прот. иуд.=CPL 33, Против иудеев: Твор., т. 2, 121–164. Adv. Marc.=CPL 14. De anima=CPL 17. De corona militis=CPL 21. De fuga=CPL 25. De jejun.=CPL 29. De monogamia=CPL 28.      . De pudicitia=CPL 30. Scorp.=CPL 22. Устав= Устав для всего общества Израиля в конечные дни [I QS]/Пер. и коммент. К.Б. Старковой. – «Палестинский сборник», вып. 4 (67). М.; Л., 1959, 17–72. Переизд.: Тексты Кумрана [II]/Введ., пер. с древневр. и арам. и коммент. А.М. Газова-Гинзберга, М.М. Елизаровой и К.Б. Старковрй. СПб., 1996 (Пам-ки культуры Востока 7), 112–131 (примеч. 131–153). Феодорит= бл. Феодорит Кирский . Рус. пер. основных творений в серии «Творения святых отцов…», ч. 1–7, т. 26 и сл., М., 1855–1861; 1905–1907 2 . Комм. Пс.=CPG 6202. TLG 4089/24. Рус. пер. во 2-й; и 3-й ч. Творений. Письма=CPG 6239–6278. TLG 4089/5–7. Бл. Феодорит Киррский : Письма. Кн. 1 [письма 1–150] – 2 сл.]. Сергиев Посад, 1907. ЦИ=CPG 6222. TLG 4089/3. Феодорит Кирский . Церковная история. М., 1993 2 (СПб., 1852 1 ). Eranistes=CPG 6217. TLG 4089/2. Феоф. Авт.=CPG 1107. TLG 1725/1. Феофил Антиохийский . К Автолику. Рус. пер.: СДХА 128–191. Филон= Филон Александрийский. О жизни соз.=TLG 18/28. Рус. пер. Н. П. Смирнова в его книге: Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909, Приложение, 1–31 [отд. оттиск из ТКДА ]. Новый сокр. перевод М.М. Елизаровой в ТК 376–391 [§§ 1–2, 11–13, 18, 20–22, 24–39, 65–85, 88–90]. О потомках Каина=TLG 18/6. О потомках надменного Каина и о его изгнании. Рус. пер.: Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000, 252–292. Abr.= De Abrahamo. TLG 18/20. De plantatione NoT=TLG 18/10. Spec. leg.= De specialibus legibus. TLG 18/24. Фотий, Bibl.= Св. патриарх Фотий. Bibliotheca. TLG 4040/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Результаты исследования НЗ и его религ. окружения были сведены в 30-х гг. XX в. в богословские и экзегетические словари, так, в 1928 г. вышел словарь В. Бауэра Wörterbuch zum Neuen Testament, впосл. выдержавший много переизданий. Достижения религиозно-исторических исследований отражены в Theologishes Wörterbuch zum Neuen Testament (Hrsg. von R. Kittel. Stuttg., 1933-1979. 10 Bde (ThWNT)), в к-ром представлены история важных богословских понятий НЗ на фоне палестинского и эллинистического иудаизма и своеобразие христианства рядом с совр. ему религиями. Классическими грамматическими пособиями по греч. языку НЗ являются грамматики Ф. Бласса (Grammatik des neutestamentliche Griechisch. Gött., 1896; с 1913 в переработке А. Дебрюннера выдержала множество переизданий) и Дж. Х. Моултона (1906 и сл.). Пособием по греч. языку Септуагинты является изд. Thackeray H. St. J. A Grammar of the Old Testament in Greek according to Septuagint ([S. l.], 1909, 1987r). Источниковедение Библии Центральным для критической Б. стал вопрос об источниках отдельных библейских книг, к-рые прежде представлялись неразделимым единством. Первые догадки такого рода были выдвинуты в Германии в нач. XVIII в. Х. Б. Виттером и во Франции Ж. Астрюком . Виттер, лютеран. пастор из г. Хильдесхайма, в комментарии на кн. Бытие (Iura Israelitarum in Palaestina terra. [S. l.], 1711) обратил внимание на употребление различных имен Бога в 2 вариантах рассказа о Творении (Быт 1. 1 - 2. 3 и 2. 4 - 3. 24) и сделал вывод, что до написания книги уже существовали 2 источника (нем. Gedichte - поэмы), к-рые передавались изустно, пока не были соединены Моисеем. Работа Виттера прошла незамеченной и едва ли была известна франц. врачу Астрюку (1684-1766), к-рый последовательно выделил неск. источников в кн. Бытие. Основная цель его книги (Conjectures. 1753) была апологетической. Он хотел защитить авторство Моисея, поскольку повторные повествования об одном и том же событии, постоянное чередование имен Элохим и Яхве, хронологическая путаница могут вызвать у читателя кн. Бытие сомнения в существовании одного автора книги. Астрюк предположил, что в распоряжении Моисея было 4 источника (mémoires), к-рые тот разместил в 4 параллельных колонках, а ответственность за окончательный текст с его несообразностями лежит на переписчиках, исказивших первоначальный замысел.

http://pravenc.ru/text/149119.html

«Смело исповедую, что не только думаю но и твердо знаю, – душа – не телесна». 477 De orthod. fide 2, 12. «Не отличное что нибудь от себя самой имеет она (душа) ум; но это есть чистейшая часть ее: что глаз в теле, то ум в душе; душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать». 480 Молешотт Kreislauf Lebens, 1855. s. 392 – 425. Фохт в физиологических письмах, Спб. 1863. Бюхнер Stoff u. Kraft, Berl. 1859. 481 Physiologie 1, 156. Тоже Вагнер Physiol. Wormerb s 505. Сл. умные замечания в груд. киев акад 1860 г 111, 375 – 420. 482 О творении человека предлагали учение согласное с рассказом Моисея св. Феофил (ad Avtol. 2, 18 28), Ириней (adv. hær. 4, 37), Василий в. (бес. 22 на шестод), Тертулиан (Cont Магсиоп. 4), Амвросий (de parad. 1, 10). Богослов Григорий пишет: «Бог из сотворенного вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь, творит как бы некоторый второй мир, в малом великий; поставляет на земле иного ангела, зрителя видимой природы, таинника твари созерцаемой умом» Слово 45. Твор. IV, 157. Дамаскин: «из видимого и невидимого естества Бог своими руками сотворил человек по образу своему и по подобию; из земли образовал тело, а душу словесную и разумную сообщил человеку своим дуновением». О пр в. вере кн. 2. гл. 12. 484 Геррес asiat. u. nordisch. Мутнеп s. 62. 90. 155. Виндишман Philosophue in Weltgesch. s. 386. Слова Санхониятона у Евсевия Pfæpar. evang. lib. 1. с 10. По словом Диадора (bibl. 1, 1) и Лаэрция, египтяне верили, что люди получили начало в известное время. 486 У дикарей оренокских в южной Америке Паррукаминари сперва создал мужа и когда тот заснул, взял одно из его ребр и образовал жену. (Nachrichmen vom Lande Gviana, Spenge Hamb 1785). Тоже у Караибов (De la Borde Reise zu d. karaiben Hurnb. 1782): Базельский миссионер из уст верховного жреца Аррева на островах товарищества слышал такое предание: Богу Терроа, Творцу всяческих, сотворившему человека из персти и назвавшему его Тани, пришла мысль что человек будет жалким созданием, когда останется один и потому решился создать ему помощницу, сделал отверстие в его боку и вынул кое – что, из чего образовалась жена, которая и представлена была к Тани».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1263 Все отцы видели в Иосифе прообраз нашего Господа И. Христа. Сл. Caron, Essai sur les rapports entre le saint patriarche Joseph et N. S Jésus Christ, in-4°, 1825. [Ha русском языке см. y E. Молоховец, „Ветхозаветная история Иакова и семьи его, как прообраз истории христианства“, С. – Петербург, 1906. Пер.]. – Об Иосифе см.бл. Августина, Sermo. CCCXLIII, De Susanna et Joseph, 6, t. XXXIX, col. 1309; св. Амвросия, De Josepho t. XIV, col. 641–672. – Литературная красота истории раскрыта у Rollin’a, Traité des études, 1805, t. II, p. 617–618, 621. Все относящееся к его истории можно читать в La Bible et les découvertes modernes, 5 ed., t. II, p. 1–212. [В русской литературе см. y проф. Я. A. Богородского, „Об Иосифе, библейском патриархе“, Казань, 1891, отд. оттиск из Прав. Соб. 1891, II, и у проф. В. И. Пропюпопова, „Иосиф, патриарх еврейского народа“, Правосл. Богосл. Энциклопедия, т. 6, С .– Петербург, 1906. Пер.]. 1264 О пророчестве Иакова см. у св. Амвросия, De benedictionibus Patriarcharum, t. XIV, col. 673–694; между творениями бл. Августина, De benedietionibus Jacob, t. XXXV, col. 2199–2206; A, Lemann, Le sceptre de la tribu de Juda entre les mains de Jésus Christ ou le Messie venu, in-8°, Paris, 1880; Corluy, Spicilegium dogm. bibl. t. I, p. 456 sq. [Ha русском языке o том же см. митр. Филарета. „Пророчество Иакова“ , Чт. в Общ. Любит. духов. просвещ .“, 1872, май, и особенно у епископа Бориса, „Объяснение 49-й главы кн. Бытия, с обращением особенного внимания на апологетическое ее значение“, изд. 2-е, С.-Петербург, 1893. Пер.]. 1267 Иаков созерцает разделение земли Обетованной как уже совершившееся. Praesentes tangens, futura prospiciens (касаясь настоящего, прозирает будущее), говорит блаж. Августин. Sermo, CCLXXIX, 1, t. XXXVIII, mol. 1275. 1271 Третье лицо употреблено здесь вместо второго. Иаков как бы отвращает свою голову, чтобы не видеть виновного, из-за ужаса от его преступления. – Пророчество ст. 3–4 повторено во Второзаконии, Втор.33:6 . Рувим, действительно, согласно с предсказанием своего отца, не пользовался своими правами первородства. Дафан и Авирон, бывшие его потомками, тщетно добивались для себя преимущества. Числ.16:1 . Рувим не пользовался влиянием между своим народом. Его дети не принимали участия в войне против Сисары. Суд.5:15 . Они жили кочевниками, к востоку от Иордана, непостоянными как вода, и были немногочисленны, Втор.33:6 . Верховная власть и мессианское достоинство, священство и двойная доля, бывшие привилегиями первородства, разделены были между Иудою, Левием и Иосифом. См. Быт.29:10,25–26 ; 1Пар.5:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010