Игумен Дамаскин – автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. Он продолжил прерванную в XX веке житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. Основополагающим для развития русской агиографии на рубеже XX и XXI веков стал труд игумена Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992–2002. 7 книг). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы архивов ФСБ, Президента РФ, бывших партийных и др., в т.ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных им в 70-х – 80-х годах XX века. За этот труд в 1997 году он был удостоен премий митрополита Макария (за 1-ю и 2-ю книги) и в 2002 году – Союза писателей России (за 6-ю книгу). Составленные игуменом Дамаскиным жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002–2005. Т. 1–5, доп. 1–4). В 2005 году началось издание полного собрания составленных игуменом Дамаскиным «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века» в соответствии с их церковной памятью по месяцам. (Тверь, 2005–2008. Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, продолж.). С 1997 года игумен Дамаскин – научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели которого – изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. В 2002–2009 годах были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиепископа Фаддея (Успенского), Пермского архиепископа Андроника (Никольского), Курского архиепископа Онуфрия (Гагалюка), Воронежского архиепископа Петра (Зверева), епископа Каменец-Подольский и Брацлавского Амвросия (Полянского), епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова), митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).

http://fond.ru/novosti/219-igumenu-damas...

7 мая 1927 года отец Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле отец Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда. В ноябре 1930 года отец Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 году возведен в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа. 27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь . Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодежи. 8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска. – Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? спросил следователь. – Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, ответил отец Алексий. 19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. ?????? ????? ?? ????. АМП. Послужной список. Архив УФСБ по Москве и Московской области. Д. Р-40944. ГАРФ. Ф. 10035. 18460. ЦИАМ. Ф. 2303, оп. 1, д. 5, л. 49; д. 4, л. 20. Тернистым путем к небу.//Сост. П. Г. Проценко. М., 1996. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д.- автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых ХХ в. Он продолжил прерванную в ХХ в. житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехрист. агиографии, когда жития создавались на основе офиц. документированных и устных свидетельств. В 1992-2002 гг. Д. было подготовлено к печати и издано 7 сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия», содержащих ок. 900 житий. За этот труд он был удостоен премий митр. Макария 1997 г. (за 1-ю и 2-ю книги) и Союза писателей России 2002 г. (за 6-ю книгу). Составленные Д. жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4). В 2005 г. началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских ХХ в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам (Тверь, 2005-2006. Янв., Февр., Март, Апр., продолж.). С 1997 г. Д.- председатель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели к-рого - изучение архивных документов и др. свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. В 2002-2004 гг. были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиеп. Фаддея (Успенского) и Пермского архиеп. Андроника (Никольского) . Д.- автор многочисленных статей и участник научных конференций, посвященных истории РПЦ в ХХ в., а также серии телевизионных передач о новомучениках и исповедниках Российских. Д. является членом совета по изданию серий «Памятники церковной письменности» и «Славянский мир», редакционной коллегии научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», научно-редакционного совета ПЭ. Член Союза писателей России. В 2000 г. за работу в синодальной Комиссии по канонизации святых награжден медалью РПЦ свт. Иннокентия Московского и Коломенского. Определением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

http://pravenc.ru/text/168716.html

Января 23 (5 (февраля) Преподобномученик Серафим (Булашов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Серафим (в миру Николай Семенович Булашов) родился в 1872 году в Москве в семье раскольников-поповцев. С 1893 по 1897 год Николай служил в армии в чине старшего унтер-офицера. 19 ноября 1899 года Николай был присоединен к Православной Церкви и в этот же день поступил в Никольский единоверческий монастырь. Два года он проходил в монастыре послушание свечника; в 1902 году стал келейником настоятеля. 28 июня 1903 года Николай был определен в число монастырских послушников, а 26 февраля 1904 года пострижен в монашество с именем Серафим. С 1903 по 1905 год он был письмоводителем настоятеля монастыря. 23 ноября 1906 года монах Серафим был рукоположен во иеродиакона. Начав служить, он продолжал исполнять послушание письмоводителя, к которому присоединилось клиросное послушание. В 1911 году иеродиакон Серафим стал исполняющим должность благочинного Никольского монастыря. 13 апреля 1912 года он был рукоположен во иеромонаха. В 1915 году отец Серафим перешел в Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, который был основан специально для того, чтобы вести просветительскую деятельность среди старообрядцев. В феврале 1930 года был арестован священник храма Ахтырской иконы Божией Матери в селе Яковлево, и прихожане стали просить согласия отца Серафима служить у них. Отец Серафим согласился и направил прошение епархиальному архиерею. 4 июня 1930 года он был назначен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери и 10 июня 1931 года был возведен в сан игумена. Он прослужил здесь почти восемь лет. 25 января 1938 года игумен Серафим был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен. Отец Серафим на обвинение, предъявленное следователем, ответил, что виновным себя не признает, никогда никакой агитации он не вел. Тогда были призваны два лжесвидетеля, которые подтвердили обвинения, выдвинутые следователем. 2 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Игумен Серафим (Булашов) был расстрелян 5 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ:ГАРФ. Ф. 10035, д. ПП53531. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1998. С. 45. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 4 (17) Священномученик Андрей (Беднов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Андрей родился 5 августа 1885 года в селе Сколково Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Беднова. С детства мальчик прислуживал в храме. Семья была бедная: отец работал сезонным рабочим, а мать занималась сельским хозяйством. Андрей Беднов до 1923 года нанимался работать на дачные участки. Получить систематическое образование он не смог, но усердно занимался самообразованием. В 1923 году по своему горячему желанию послужить гонимой Церкви Христовой Андрей Беднов принял священный сан и был определен на служение в Георгиевскую церковь села Ганусово Бронницкого района Московской области. В очередную волну беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов власти приняли решение арестовать отца Андрея. Начальник Бронницкого отделения НКВД в конце января 1938 года вызвал на допрос двух священнослужителей Бронницкого района, которые уже неоднократно привлекались сотрудниками НКВД в качестве дежурных свидетелей. Они приписали отцу Андрею различные антисоветские выступления, которые якобы слышали от него. В ночь с 27 на 28 января 1938 года священник Андрей Беднов был арестован и заключен сначала в Бронницкое отделение милиции, а потом – в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января состоялся допрос. – Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, – признаете себя в этом виновным? – спросил следователь. – Антисоветской агитацией я не занимаюсь и не занимался, этого факта не было, и виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Андрей. Следователь зачитал показания лжесвидетелей, требуя от отца Андрея признания в возводимых на него клеветнических обвинениях. Однако священник все их отверг, категорически заявив, что виновным себя ни в чем не признает. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Священник Андрей Беднов был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 19878. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Января 4 (17) Священномученик Павел (Фелицын) Составитель С. Н. Романова Священномученик Павел родился в 1894 году в семье священника Иоанна Фелицына. В то время они жили в селе Карпово Дмитровского уезда Московской губернии. После окончания школы и ремесленного училища Павел Иванович был призван в армию, где служил рядовым с 1915 по 1916 год. В 1916 году он попал в австрийский плен и находился там до 1918 года. В 1923 году многое изменилось в жизни Павла Ивановича. Умер его отец, и в том же году, несмотря на разворачивавшиеся гонения на Церковь , он стал священником. Первоначально местом служения отца Павла было село Горки Дмитровского района Московской области, а с 1931 года он стал служить в селе Леоново Ростокинского района (сейчас это территория Москвы) в храме Ризоположения. У отца Павла не было своей семьи, своего дома, он снимал квартиру у вдовы священника села Леоново Смирновой Александры Ивановны . Священник Павел был арестован 15 ноября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе следователь спросил: – Церкви какого направления принадлежите вы? – Я принадлежу к Тихоновской Церкви. – Следствию известно, что вы на квартире у Смирновой… проводили контрреволюционную агитацию… признаете, что это было так, или нет? – Нет этого не было… никакой контрреволюционной агитации против советской власти я не проводил, – отвечал священник. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Павла Фелицына к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался 17 января 1941 года. Место его смерти и захоронения неизвестно. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. П-30358. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Окончание следует Рейтинг: 6.6 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 347. Николай Доненко, протоиерей. Наследники Царства. Т. 2. Симферополь, 2004. С. 485. Иосиф (Ключников), иеродиакон. Жития новомучеников земли Чувашской. Чебоксары, 2009. С. 20. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. С. 127. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. С. 572. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, 2002. С. 209. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Тверь, 2005. Доп. т. 2. С. 179. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 52. Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни. Издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2008. С. 206–207. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. С. 209. Здесь и далее сведения об отце Иоанне Тодорове даются по: Николов М. Клеветата//Църковен вестник. 2003. 5. Николов М. Мъченичество и оправдание…//Църковен вестник. 2003. 11. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. III. С. 275. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 219–223. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2–3. Романов-Борисоглебск, 2000. С. 125. Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Бердянска. Феодосия; М., 2006. С. 148. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 157.

http://pravoslavie.ru/41945.html

документированных и устных свидетельств. Основополагающим для развития рус. агиографии на рубеже XX и XXI вв. стал труд игум. Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ ст.: Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992-2002. 7 кн.). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы Архивов ФСБ, Президента РФ, бывш. партийных и др., в т. ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных в 70-х гг. XX в. В 2005 г. началось издание полного собрания составленных игум. Дамаскином «Житий новомучеников и исповедников Российских ХХ в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам (Тверь, 2005-2007. Янв., Февр., Март, Апр., Май, продолж.). Составленные игум. Дамаскином жизнеописания публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ в. Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4). Действует региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», целями которого являются изучение архивных документов и др. свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников, создание их жизнеописаний, публикация духовного наследия мучеников. В 2000-х гг. агиографическая работа велась почти во всех епархиях РПЦ, были созданы епархиальные комиссии по канонизации святых, занимающиеся сбором материалов о новомучениках и подвижниках благочестия, составлением их жизнеописаний и подготовкой материалов для канонизации. Игум. Андроник (Трубачёв) Изд. (избр.): [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых (Минеи Четьи). К., 1689-1705 (переизд.: М., 1711-1716, 1756-1759, 1762, 1764, 1767, 1789, 1805, 1837, 1888; К., 1757, 1764; Ростов, 1824, 1849); Кушелев-Безбородко. Памятники. СПб., 1860-1862. Вып. 1-4; ВМЧ. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998, 2007; Житие Варлаама Хутынского: В 2 списках.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери//Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником//Смена: Газ. Л., 1967. 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело//Ленинское знамя: Газ. 1969. 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой//Калининская правда: Газ. 1982. 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее//Ленинское знамя. 1992. 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь//ДОМовой. Тверь, 1993. 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании//Вече Твери: Газ. 1996. 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии//Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью//Тверской мирянин: Газ. 2000. 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель//Тверская жизнь: Газ. 2001. 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты//Там же. 2003. 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени//Тверская жизнь. 2010. 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах//Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского//Там же. С. 7-46.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Лит .: Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. М., 1798; СИСПРЦ. 1836. С. 190-196; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 98; он же. РСв. 2008. С. 635-641; Ключевский. Древнерус. жития. С. 71-74, 170-171; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 371-372; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Нояб. С. 105-111; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 5, 11-12; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 44; Голубинский. Канонизация святых. С. 67, 104, 541; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 59-79; он же. Источники «Написания» монаха Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; он же. О принятии Михаилом Ярославичем Тверским и владимирскими князьями титула «великий князь всея Руси»//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 8-21; он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV вв.//Там же. С. 216-226; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского//СККДР. Вып. 1. С. 166-168; она же. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007 (по указ.); она же. Тверь в литературных памятниках периода независимости княжества: власть и народ//Славянский мир: общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 227-236; она же. Политика тверских Рюриковичей в период становления Тверского княжества//У истоков Российского государства. Тверь, 2015. С. 9-23; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.): Пер. с нем. Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 186-201; Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 725-летию со дня рожд. Михаила Ярославича - вел. кн. Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 нояб. 1996 г.). Тверь, 1997; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Михаил Ярославич Тверской - вел. кн. всея Руси: Мат-лы Всерос. науч. конф.: К 700-летию принятия титула «великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении рос. государственности. Тверь, 21-22 дек. 2005 г. Тверь, 2008; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской: 690 лет в нар. памяти: Сб. докладов науч. конф. Тверь, 2009; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской/Сост.: Г. С. Гадалова и др. Тверь, 2015; Борисов Н. С. Михаил Тверской. М., 2017. (ЖЗЛ).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010