Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

3. Свято-Екатерининский монастырь. (г. Видное, Петровский проезд). На территории монастыря располагалась Сухановская тюрьма. Неподалеку находилась государственная дача руководителей ОГПУ-НКВД – Г.Г. Ягоды, а затем Н.И. Ежова. Монастырь до его закрытия был местом служения преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого. В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых – частица мощей великомученицы Екатерины. 4. Храм иконы Божьей Матери «Казанская» (г. Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Лебедева, а также два мощевика, один из которых содержит частицы обретенных мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской. Разработка новых маршрутов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и введение их в экскурсионную и паломническую практику служит увековечению памяти новомучеников Церкви Русской и усвоению из духовного опыта. Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–7. – Тверь : «Булат», 1992–2002. 2. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь–Июнь. Москва – Тверь: «Булат», 2005–2008. (продолжающееся издание). 3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. В 9 кн.Тверь : «Булат», 2002 – 2006. 4. Мученица Татиана (Гримблит). Мне бы жизнь за тебя положить. Стихотворения. – М., 2017. 5. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М. : «Молод. гвард.», 1997. 6. Жития преподобномученика Иоасафа и священномученика Ярослава. – М. : Свято-Екатерининский монастырь, 2002. 7. Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Преподобный старец Алексий, старец – затворник Смоленской Зосимовой пустыни. – Свято-Троице Сергиева Лавра, 2002. 8. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 8, – М. : «Альзо», 2007. 9. Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов – Синодик. М. : Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

4 См.: Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии/С. Куртуа, Н. Верт и др. Paris, 1997. Пер. с франц. М., 2001. 780 с. 5 См. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской (Российской) Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 книгах. Тверь, 1992–2002. Кн. 1: 1992. 238 с.; Кн. 2: 1996. 528 с.; Кн. 3: 1999. 623 с.; Кн. 4: 2000. 479 с.; Кн. 5: 2001. 480 с.; Кн. 6: 2002. 478 с.; Кн. 7: 2002. 545 с.; Иноземцева З. П. Рецензия на кн. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним//Отечественные архивы. 2005. 1. С. 116–120. 6 См.: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В 5 кн.: январь–май. Тверь, 2005–2007. 560 с.; 504 с.; 286 с.; 318 с.; 447 с.. 7 См.: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. В 8 тт.: январь–декабрь. Тверь, 2002–2005. 2002 – 288 с.; 2003 – 288 с.; 2003 – 240 с.; 2004 – 336 с.; 2004 – 176 с.; 2005 – 287 с.; 2005 – 272 с.; 2005 – 278 с.. 8 См.: Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. Барнаул, 2003–2004. 395 с. 9 См. Водопьянова З. К. “Круглый стол” в Православном Свято-Тихоновском богословском институте//Отечественные архивы. 2003. 3. С. 196; а также см. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке//Культура. Образование. Православие: Сб. матер. региональной науч.- практ. конф. Ярославль, 1996. С. 248–252; Он же. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы “новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века”//Ежегодная X богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2000 г. М., 2000. С. 348–353; Он же. Сравнение статистических оценок репрессий 1917–1938 гг.//Ежегодная XII богословская конференция Православного Свято-Тихонов­ского богословского института: Материалы 2002 г. М., 2002. С. 182–188.

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас! Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, Исповедники и Подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Тт.1 – 7. Москва – Тверь: «Булат», 19922002. 2. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века (составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) в 12 тт. Москва – Тверь: «Булат», 2005 – (продолжающееся издание). 3. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века Московской епархии под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова). – Москва – Тверь: «Булат», 2002. 4. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни» (любое издание). 5. Ямвлих. Жизнь Пифагора. М.: « Алетейа», 1998. 6. Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания.- Спб.: «Наука», 2006. 7. Егоров Г. Священное писание Ветхого Завета. Учебное пособие.- М.: «ПСТГУ», 2007. 8. Иоанн Златоуст Полное собрание творений в 12 тт. Свято - Успенская Почаевская Лавра, 2005 (Беседа о священномученике Фоке. Беседа о мучениках). 9. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. В кн.: Вехи. Из глубины.- М.: «Правда», 1991. 10. Боханов А.Н. Император Николай II.- М.: «Русское слово», 2001. 12. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: «Международные отношения», 2005. 13. Пушкин А.С. ПСС.т.6. Л.: «Наука», 1978. 14. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: «Молод. гвард.», 1997. 15. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди, размышления, поздравления.- М.: «Правило веры», 2007. 16. Бутовский полигон. М.: «Альзо», 2007. 17. Добротолюбие. т.5. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993 (Преподобного Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы. 158). 18. Мученица Татиана (Гримблит). Стихотворения.- М.- «Булат», 2006. 19. Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский.- Спб.: «Вера», 1997. 20. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник.- Житомир, 2003. 21. Жития Новомучеников и Исповедников Оптиной Пустыни, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Письма преподобноисповедника Рафаила.- Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

документированных и устных свидетельств. Основополагающим для развития рус. агиографии на рубеже XX и XXI вв. стал труд игум. Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ ст.: Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992-2002. 7 кн.). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы Архивов ФСБ, Президента РФ, бывш. партийных и др., в т. ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных в 70-х гг. XX в. В 2005 г. началось издание полного собрания составленных игум. Дамаскином «Житий новомучеников и исповедников Российских ХХ в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам (Тверь, 2005-2007. Янв., Февр., Март, Апр., Май, продолж.). Составленные игум. Дамаскином жизнеописания публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ в. Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4). Действует региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», целями которого являются изучение архивных документов и др. свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников, создание их жизнеописаний, публикация духовного наследия мучеников. В 2000-х гг. агиографическая работа велась почти во всех епархиях РПЦ, были созданы епархиальные комиссии по канонизации святых, занимающиеся сбором материалов о новомучениках и подвижниках благочестия, составлением их жизнеописаний и подготовкой материалов для канонизации. Игум. Андроник (Трубачёв) Изд. (избр.): [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых (Минеи Четьи). К., 1689-1705 (переизд.: М., 1711-1716, 1756-1759, 1762, 1764, 1767, 1789, 1805, 1837, 1888; К., 1757, 1764; Ростов, 1824, 1849); Кушелев-Безбородко. Памятники. СПб., 1860-1862. Вып. 1-4; ВМЧ. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998, 2007; Житие Варлаама Хутынского: В 2 списках.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Что вам слышится? Оклик конвоя? Лязг затвора и выстрел глухой? Незнакомое чувство святое В этот миг овладеет душой. С каждым часом сильней и смелее Из души это чувство росло, А на карточке желтой – острее Иссушенное пыткой чело. В нем слились и упорство, и воля, Понесенных скорбей торжество, И огромное озеро горя В глубине напитало его. Иерархи в униженном сане, Лица старых монахов, дьячков С этих карточек смотрят очами В новый век на далеких сынов. Как вы выжили? Как сохранила Вашу душу седая тюрьма? Не сломала вас, не убила, Не свела на допросах с ума? Словно дети, рыдали и лгали Здесь герои Гражданской войны. Только вы в кабинетах молчали, Не признав клеветы и вины. Истощились до тени, до нитки, И не дав торжества палачам, Претерпели бессонные пытки, Убивающий свет по ночам. А наутро, лишь солнце украсит Над тюрьмою лазоревый свод, Сам Христос, молчалив и прекрасен, За Собою вас в рай поведет. Еп. Каскеленский Геннадий (Гоголев) «Новомученики и исповедники – это первые и прямые молитвенники за нас, о нашем спасении. Сможем ли мы их понять, усвоить их опыт, получить ответ на наши вопрошания – от этого зависит и наше настоящее, и наше будущее». Игум. Дамаскин (Орловский) 1 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 7. Тверь, 2002. С. 76–83. 2 «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 184–185. 3 Об этом можно прочитать более подробно, см.: А. Г. Тепляков. Процедура: исполнение смертных приговоров в 1920–1930-х годах. М.: Возвращение, 2007; А. Разумов. Скорбный путь соловецких этапов. Продолжение поиска//Ленинградский мартиролог. Т. 8. СПб., 2008. 5 Иеромонах Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга1.–Тверь: Издательство «Булат», 1992 год,стр.6. 6 Религия и перестройка [из сокращенной записи доклада председателя Совета по делам религий К. С. Харчева на встрече с преподавателями ВПШ] (конец марта 1988) (РПЦ в советское время. Кн. 2//М.: Пропилеи. – 1995. – С. 216–218.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

121 «Хотя мы многократно убеждались в его прозорливости, которую мы наблюдали по отношению и лично к нам, и к другим, находящимся далеко, он не придавал ей такого значения, как рассуждению, о котором он говорил с восхищением. Он называл его превосходным средством борьбы в невидимой брани, особенно для нас, монахов. «Соль, дети мои, соль нужна», – говорил он нам, имея в виду рассуждение» (Γροντος ωσφ Βατοπαιδινο. Γροντας ωσφ συχαστς... Σ. 225). 131 Σωφρονου (Σαχρωφ), ρχιμ. ψμεθα τν θεν καθς στι. σσεξ γγλας, 1993. Σ. 116, 166, 196, 209 κ. . 139 Γρηγορου Παλαμ. Κεφλαια κατν πεντκοντα 17//Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/Π. Χρστου, κδ. Θεσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 45. 143 Γροντος ωσφ Βατοπαιδινο. Θεας χριτος μπειρες. νκδοτες πιστολς 13. γιον ρος, 2005. Σ. 169–170. 147 Hausherr Ι. Penthos: la doctrine de la componction dans Γ Orient chretien. Roma, 1944 (Orientalia Christiana Analecta; 132). 157 С 2002 г. на этом сайте представлена кафедра информатики ПСТГУ, на которой разработана и поддерживается БД новомучеников и исповедников. Официальный адрес сайта ПСТГУ – www.pstgu.ru. 158 Выписки из архива Свято-Пантелеимонова монастыря, полученные от иеродиакона Философа, хранятся в архиве кафедры информатики. Сведения из них в биографических справках оговариваются особо. 159 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн. 7. С. 97–101. 160 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Тверь: «Булат», 2004. С. 8–16. 165 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. С. 143, 160, 161, 305; Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь : По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 340. 168 Доненко Н.Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х годов. Симферополь, 1997. С. 55–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем самым и в годы репрессий, и в годы церковного возрождения граница легальности, проходившая по телу Церкви, не была непроницаемой. Церковь, жившая как бы в двух измерениях — легальном и подпольном, продолжала оставаться единым организмом, подобно кораблю, разделенному ватерлинией на две части. Вместе с тем контакты между “надводной” и “подводной” частями церковного корабля были затруднены, а жизнь в некоторых “подводных” отсеках подвергалась существенному искажению. Список сокращений ГАРФ Государственный архив Российской Федерации . РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории . 1 Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. М.–Ново­сибирск, 1997. С. 212; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 109. Ср. Покровский Н. Н. Предисловие//Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 48–49. 2 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 221–224. 4 См., например, Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации//2000 летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 93–95. 5 Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. С. 142, 231–233; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 211. 7 Ср. Смолич И. К. Русское монашество. 988–1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к “Истории Русской Церкви”. М., 1999. С. 563. 8 Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati D ei//Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2002. 9 Подсчитано нами по ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 4; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 60; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 254; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 172, 182.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

Тем самым и в годы репрессий, и в годы церковного возрождения граница легальности, проходившая по телу Церкви, не была непроницаемой. Церковь, жившая как бы в двух измерениях - легальном и подпольном, продолжала оставаться единым организмом, подобно кораблю, разделенному ватерлинией на две части. Вместе с тем контакты между " надводной " и " подводной " частями церковного корабля были затруднены, а жизнь в некоторых " подводных " отсеках подвергалась существенному искажению. Список сокращений ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации. РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории. Примечания 1. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1. М. - Новосибирск, 1997. С.212; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С.109. Ср. Покровский Н.Н. Предисловие//Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1. С.48-49. 2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С.221-224. 3. Там же. С.250-261. 4. См., например, Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации//2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С.93-95. 5. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. Тверь, 1992. С.142, 231-233; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. С.211. 6. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.25-30. 7. Ср. Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к " Истории Русской Церкви " . М., 1999. С.563. 8. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocate Dei//Церковь в истории России. Вып.5. М., 2002. 9. Подсчитано нами по ГАРФ. Ф.5263. Оп.1. Д.32, Л.4; РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.407. Л.60; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. С.254; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С.172,182.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Соловки – Сандармох (пропавший соловецкий этап) 88. Головкин, Н. За веру и правду пострадавшие: более 70 лет назад мученическую смерть под Ленинградом принял 2-й Соловецкий этап – 509 заключенных СЛОНа, люди разных сословий и вероисповеданий ... Среди них – выдающийся богослов и ученый-энциклопедист, «Русский Леонардо», священник П. Флоренский //Природа и человек. XXI век. 2008. 12. С. 46–49: ил. 89. Иофе, В. Большой террор и имперская политика СССР: по следам большого соловецкого расстрела 1937 года//Посев (Москва). 1997. 5. С. 35–37. 90. Иофе, В. Дни памяти: Сандармох – Соловки//Мемориал: информ. бюл. Правления Междунар. ист.-просвет. благотворит, и правозащит. о-ва «Мемориал». 1999. 13. С. 28–33. 91. Мемориальное кладбище Сандармох. 1937.27 октября – 4 ноября (Соловецкий этап)/сост. И. А. Резникова; сопровод. текст В. В. Иофе; Междунар. о-во «Мемориал». СПб: НИЦ «Мемориал», 1997.172 с. 92. Место расстрела Сандармох/сост. Ю. А. Дмитриев. Петрозаводск. 1999. 352 с. 93. Разумов, А., Груздева, В. Скорбный путь соловецких этапов//Ленинградский мартиролог, 1937–1938: книга памяти жертв политических репрессий. СПб., 1999. Т. 4:1937 год. С. 658–664. 94. Разумов, А. Скорбный путь соловецких этапов. Продолжение поиска//Ленинградский мартиролог, 1937–1938/[редкол.:... А. Я. Разумов (отв. ред.) и др.]. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2008. Т. 8: Январь – февраль 1938 года. С. 656–676. 95. Соловецкий этап...: Расстреляны 27.10.37, 2.11.37, 3.11.37, 4.11.37: [Поименные списки]//Место расстрела Сандармох. Петрозаводск, 1999. С. 231–281. 96. Федущак, Л. Памяти жертв соловецкого расстрела, паломничество 2007 года//Львовская газета. 2007. 4 сент. Священнослужители и церковнослужители – узники всех конфессий 97. Александр, архим. Узники Соловецкого монастыря//Живая Арктика. 1998. 2. С. 3–6. 98. Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов/сост. В. Н. Уйма нов. Томск, 1992. Т. 3. Из содерж.: [Серафим (Шамшин), епископ].– С. 377. 99. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–7. Тверь: Булат, 1992–2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010