6-го числа Св. Фотия, патриарха Константинопольского «Прежде всего призывали меня к добродетели отец, который для православия и истинной веры, отказавшись от богатства и почестей, согласился все вытерпеть и скончался мученически в изгнании, и матерь Боголюбивая, привязанная к добродетели и ревностная, ни в чем не отстававшая от своего супруга»... Так пишет о себе Фотий и вместе с тем являет собою жизнь, высота которой действительно почерпнута из непреложно-спасительного источника: христианского воспитания, полученного от родителей. Выдвигающийся между современниками своими необычайным умом и изумительным многосторонним научным образованием, – даже враги его отзывались о нем: «сведениями почти во всех свободных науках светских он столько отличался, что по праву мог быть признаваем за славу своего века и даже мог спорить с древними», – Фотий выше всего, однакоже, ставил предметы св. веры. «Наши благородные музы, – писал он, – столько же выше муз еллинских, сколько благородный дух превосходит жизнь рабскую, а истина – ложь». Внук св. Тарасия, патриарха Цареградского, состоявший в родстве с царским домом, бывший начальником гвардии и первым государственным секретарем в сенате, Фотий с молодых уже лет был поставлен на блистательном поприще, но не увлекался им; иночество более соответствовало стремлениям души его к уединению, углублению в себя, внутреннему деланию. Но и духовного высокого сана он не искал и уклонялся от него всеми силами, когда последовало избрание его в патриархи. Вот какими письмами отзывается Фотий на это избрание: «Приступают ко мне собором избранные из клира, епископов и митрополитов, и впереди их и вместе с ними благочестивый император... Не отступали от меня, доколе не совершили дела, мною нежеланнаго, а им приятнаго»... (письмо к патр. Антиох.). И в письме в Варде: «Не испытав на деле, я чувствовал себя недостойным степени архиерейского... В то же время смущало меня ожидание неприятностей, ныне обуревающих душу мою. Колеблемый и томимый ими, я плакал, молил, употреблял все меры, чтобы отклонить от себя избрание»... В письме к папе Николаю: «я, как виновный, содержим был под стражею; приговор о мне был положен против моего желания; я плакал, умолял, терзался, когда возводили меня в сию должность. Это знают все».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тарасий Константинопольский. Творения Тарасий Константинопольский был инициатором созыва Седьмого Вселенского Собора — догматизировавшего иконопочитание. В наше собрание творений Тарасия Константинопольского вошли его речь при избрании в патриархи, два послания к Адриану, Папе Римскому и послание к Иоанну, пресвитеру и игумену. Сочинения предъ народомъ, вырвавшаяся изъ устъ его въ тотъ день, когда самодержцы объявили народу, что онъ делается въ каковой санъ онъ и былъ возведенъ осьмаго, года отъ пресвитеру и игумену Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину папе древняго Рима, епископъ Константинополя, новаю Рима, о Господе радоваться Послание Тарасия, святейшаго патриарха Константинополя, новаго Рима, к Адриану, папе древняго Рима notes 1 2 3 4 Сочинения предъ народомъ, вырвавшаяся изъ устъ его въ тотъ день, когда самодержцы объявили народу, что онъ делается въ каковой санъ онъ и былъ возведенъ осьмаго, 6293  года отъ Хранители непорочной нашей веры и ревнители славы верные императоры  наши, обо всемъ, чтó угодно Господу и что полезно намъ ныне же особенно сильно озабоченные делами церковными, при вопроса о для этого царствующаго города своего, на мне остановили благочестивую мысль свою и приказали уведомить меня о томъ, что имъ угодно было остановиться на мне. Когда же я объявилъ, что недостоинъ этого и не делалъ имъ ни малейшей уступки, какъ не силъ поднять и понести это тяжелое иго, то они повелели представить меня предъ ваше лицо; такъ какъ и вы разделяете это ихъ Итакъ теперь вы, мужи, Бога и всегда Его въ сердцахъ своихъ, себя именемъ Христа, истиннаго Бога нашего, то есть выслушайте краткую отъ нашего и ничтожества. Все, что я высказалъ уже въ свою защиту благочестивымъ и всеправославнымъ императорамъ нашимъ, выскажу и предъ лицомъ вашимъ. Мне страшно согласиться на такое и отъ лица я впиваю въ себя боязнь решиться на это такъ легко и безъ всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному Если услышать гласъ училищемъ небо, созерцателемъ рая, неизреченные глаголы и имя предъ лицомъ народовъ и царей, божественный апостолъ Павелъ, въ къ Коринфянамъ, говорилъ: да не како инымъ проповедуя, самъ неключимъ буду (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Кузенков П. В. Грандиозный хронографический труд, начатый Георгием, синкеллом Константинопольского патриарха Тарасия, и завершенный его другом, игуменом монастыря Великого Поля Феофаном, снискавшим венец исповедничества в борьбе против второй волны иконоборчества – эпохальная веха в истории византийской хронологии. Это сочинение, охватившее 6305 лет мировой истории (от Адама до 813 г. н.э.), стало последней дошедшей до нас византийской хронографией – «летописанием» в прямом смысле этого слова. Более поздние сочинения, претендующие на это название, могут быть отнесены к этому жанру лишь условно, поскольку его непременный хронологический атрибут – сквозной «счет лет» мировой истории – занимает в них весьма скромное место. Первая часть «Хронографии», доведенная Георгием Синкеллом до начала правления Диоклетиана (284 г. н.э.), представляет собой полномасштабный хронологический трактат, посвященный историческому и богословскому оправданию и утверждению так называемой александрийской эры, созданной в начале V в. монахом Аннианом (начало отсчета, или эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). Как показывают имеющиеся в нашем распоряжении источники, к концу VIII в. позиции этой некогда весьма авторитетной в Византии хронологической системы заметно пошатнулись. В повседневном употреблении распространение получила так называемая византийская, или «ромейская» эра (эпоха – 1 сентября 5509 г. до н.э.), происхождение которой восходит к сирийским календарным традициям. С византийской эрой теснейшим образом связана так называемая «протовизантийская» эра, сконструированная автором «Пасхальной хроники» около 630 г. (эпоха – март 5509 г. до н.э.). Со 2-й четверти VII в., когда эра «от сотворения мира» впервые выходит за пределы теоретических построений хронистов, 1 она в течение века проникает в тексты практического назначения (пасхалии, церковные и светские документы, надписи). И при этом ни один из известных нам примеров применения таких датировок не может быть отнесен к александрийской системе – за исключением пасхалистического трактата Максима Исповедника , составленного в начале 641 г. и содержащего полемику с приверженцами византийской эры. 2 Памятники VII–VIII вв. – среди которых и такие вполне официальные тексты, как правила Трулльского Собора (692 г.) и «Эклога» императоров Льва III и Константина V (741 г.) – определенно свидетельствуют о широком употреблении византийской эры в различных ее вариантах: ультрамартовском, сентябрьском и мартовском. К 768 г. византийская эра с сентябрьским началом года была уже известна на крайнем Западе Европы под именем счета лет от Адама «согласно грекам» (annus ab Adam secundum Graecos) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Отцы Церкви V-VIII вв. и богословие Григория Кипрского Автор статьи продолжает исследовать влияние произведений отцов Церкви на богословскую пневматологическую концепцию патриарха Константинопольского Григория Кипрского. Эта часть исследования посвящена ссылкам у свт. Григория на творения святых отцов V-VIII в. – свт. Кирилла Александрийского, прп. Максима Исповедника и свт. Тарасия Константинопольского. Статья Ранее, в публикациях были рассмотрены обстоятельства жизни и богословская система патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского. В 80-х гг. XIII в. Григорий Кипрский сформулировал свою пневматологическую концепцию, направленную против учения сторонников Лионской унии 1274 г. В настоящей публикации мы рассмотрим применение Григорием текстов отцов Церкви V-VIII вв. для обоснования своей богословской концепции. Ранее нами уже было рассмотрено цитирование Григорием творений прп. Иоанна Дамаскина теперь мы рассмотрим ссылки патриарха на творения свт. Кирилла Александрийского, прп. Максима Исповедника и свт. Тарасия Константинопольского. Отметим, что исследователи богословия Григория Кипрского обращают внимание на попытки патриарха опереться на творения данных авторов с. 122, 130-131, 133, 147, 226; 6, с. 73, 84-96, 117]. В настоящей работе мы постараемся ответить на два вопроса: Для каких целей патриарх Григорий использует тексты названных отцов Церкви V-VIII в.? Иначе говоря, какие тезисы он хочет обосновать с помощью сочинений этих отцов Церкви? При помощи каких текстов Григорий строит свою аргументацию?

http://bogoslov.ru/article/6028045

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского Память 25 февраля Святой Тарасий родился в Константинополе; отец его Георгий и мать Евкратия были люди благородные и принадлежали к сословию патрициев 1598 . Достигнув совершеннолетнего возраста и получив хорошее образование, Тарасий исполнял различные должности при царском дворце; за его благоразумие и добрый нрав здесь все любили и уважали его, и он был сделан одним из царских советников. А на царском престоле восседал тогда Константин Порфирородный 1599 , сын Льва Хозара 1600 , внук Копронима 1601 ; он царствовал не один, но вместе с матерью своею Ириною 1602 , так как ему ко времени воцарения было всего 10 лет. Патриархом же был тогда Павел Кипрянин 1603 , муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный и боязливый. Он возведен был на патриаршество в царствование упомянутого Льва Хазара, сына Копронимова, при котором ересь иконоборцев, получившая начало от Льва Исаврянина 1604 , все более и более усиливалась. Видя, что многие претерпевают от злочестивого царя великие муки за поклонение святым иконам, патриарх убоялся и стал скрывать свое благочестие и даже имел общение с еретиками. По смерти Льва Хозара патриарх и хотел восстановить благочестивый обычай поклоняться святым иконам, но не мог, потому что не было у него помощника, между тем как ересь иконоборцев все усиливалась как в самой столице, так и в других областях государства. Это сильно печалило патриарха. Видя, что он ничего не может сделать для торжества православия, Павел задумал оставить патриарший престол, который занимал не более четырех лет. Заболев, он тайно оставил патриаршие палаты и прибыл в монастырь святого Флора, где и восприял святую схиму. Слух о пострижении патриарха скоро распространился повсюду, и все были сильно удивлены этим обстоятельством. А царица Ирина сильно опечалилась, так как патриарх оставил престол, не известив заранее о своем намерении. И вот она отправилась к нему с сыном своим, царем Константином, и спросила его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества. Преп. Феодор Студит Литература: Карташев; Болотов; Мейендорф, Введение; Meyendorff, Byzantine Theology; Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought; Шмеман, Исторический путь; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Previte-Orton. 1. С 775 по 780 г. правил сын Константина Копронима Лев IV Хазар (его мать была дочерью хазарского кагана). Его женой была афинянка Ирина. Константин Копроним перед свадьбой своего сына взял с афинской красавицы клятву, что она не будет поклоняться иконам, к чему она привыкла у себя дома. Ирина клятву дала, но сердца своего не изменила. Известна история, когда муж обнаружил у нее под подушкой две иконы, и ей с трудом удалось оправдаться. Однако отношения все накалялись, и если бы Лев не скончался скоропостижно, Ирина, скорее, всего не осталась бы во дворце. После смерти мужа она была назначена регентшей при сыне Льва Константине VI. Это было вызовом иконоборческой партии. Они попытались путем переворота воцарить сына Копронима от третьей жены. Но заговор был раскрыт, заговорщики сосланы, а претендент и его братья пострижены в монашество. Укрепившись таким образом на престоле, Ирина отменила гонения на иконопочитание и исподволь начала подготовку ко Вселенскому Собору. О необходимости его созыва говорил перед своей смертью (784 г.) патриарх Павел. Новым патриархом был избран имперский секретарь Тарасий, который непременным условием своего согласия на патриаршество постановил восстановление общения Константинопольской церкви с Православной Церковью Востока и Запада через посредство Вселенского Собора. Условие приняли, и 25 декабря 784 г. Тарасий был рукоположен в патриархи. Немедленно были приняты меры к созванию Вселенского Собора. С арабами недавно (782 г.) заключили мир, поэтому была возможность направить приглашения на собор от имени патриарха и императрицы не только в Рим, но и восточным патриархам. Папа Адриан I прислал ответное послание императрице, в котором он говорил о ненужности собора и выдвигал ряд требований, для греков непонятных и неприемлемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивеших и христолюбивых наших государей Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, в четвертый день октябрьских календ индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, созванный по Божией милости и благочестивому повелению тех же богохранимых императоров в славной митрополии никейской, что в вифинской области, а именно: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители Адриана, блаженнейшего и святейшего архиепископа апостольского престола древнего Рима, и Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольского престола восточной области. Когда они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, называемой Софиею, где присутствовали и слушали славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Пегрона, преславный бывший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и Иоанн, императорский остиарий и логофет военного логофетства, – когда весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии, вместе с боголюбезнейшими архимандритами, игуменами и со всем множеством иноков, и когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие; тогда Димитрий, богохранимейший диакон и скевофилакс святейшей великой церкви константинопольской, сказал: «Так как в предыдущее заседание святой великий и вселенский собор, следуя отеческим и церковным определениям, положил принимать обращающихся от ереси, а также и хиротонисанных еретиками, но держащихся православного учения; 10 епископы, уже прочитавшие православные свои исповедания, стоят пред дверьми и просят позволения войти и быть судимыми по вашему усмотрению». Святой собор сказал: «пусть войдут». Святейший патриарх Тарасий сказал: «недавно прибывший боголюбезнейший епископ неокессарийский пусть по тетрадке передаст свое исповедание».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Скачать epub pdf О святителе Тарасии Константинопольском Предисловие Божественный отец наш Тарасий жил в царствование Константина и матери его Ирины, а затем при Никифоре Генике. 21 декабря 795 г. по настоянию императрицы Ирины он был возведен из чина мирян на Константинопольскую кафедру, после Павла Константинопольского 395 . Пробыв на патриаршем престоле 21 год и 2 месяца 396 , он совершил воистину великое дело: своими увещаниями убедил императоров собрать святой VII Вселенский собор, а просительными письмами, адресованными Римскому папе Адриану и восточным патриархам, убедил и их послать на Собор своих представителей. Тарасий был дядей святейшего патриарха Фотия. Наряду с прочими своими посланиями он написал и настоящее послание против симонитов и отправил его Римскому папе Адриану, поскольку и в Риме был распространен этот порок. Это послание Церковь признала каноническим, оно находится в «Синодиконе» (т. 2) и в «Пандектах» (т. 2) 397 . Во святых отца нашего Тарасия Константинопольского. Послание к папе Адриану С толкованием Многократно и многообразно 398 из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8 ). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне ( Мф.6:24 ), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима ( Ис.40:2 ), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь... кровь ее взыщу от руки стража ( Иез.33:6 ), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26 ) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Фотия, патриарха Константинопольского Св. Фотий Великий родился в 810 г. в знатной византийской семье. Его отец, спафарий Сергий, был братом патриарха св. Тарасия фев.], а его дядя по материнской линии женился на сестре императрицы Феодоры. Родители святого любили монахов и мученически пострадали во время иконоборческих гонений, оставив сыну наследство, много лучшее знатности и богатства, – приверженность истинной вере до самой смерти. Одаренный Богом исключительными интеллектуальными способностями, молодой Фотий получил глубокое образование в науках духовных и светских. Ночи напролет он проводил в учении, не оставив без внимания ни одной науки, доступной в то время. Он приобрел всеобъемлющие знания, которые сделали его самым ученым человеком своего времени и центральной фигурой интеллектуального возрождения Византии после иконоборческих потрясений. Он стал преподавателем философии Аристотеля и богословия в Императорской академии, расположившейся в Магнаврском дворце 418 . Во время дипломатической миссии к халифу Багдадскому в 845 г. он по памяти написал для своего брата сочинение «Мириовивлос» (что значит «Десять тысяч книг») – критическое изложение двухсот восьмидесяти книг самого разного жанра, доказательство его универсальной образованности. Поскольку миссия увенчалась успехом, он по возвращении получил почетную должность начальника императорской канцелярии (протасикрита), не оставив при этом преподавания и милых его сердцу научных занятий. В 857 г. Варда, дядя императора Михаила III, захватил власть и стал кесарем. Чтобы отомстить патриарху св. Игнатию окт.], осуждавшему его поведение, он заставил св. Игнатия отречься и поставил на кафедру благочестивого и мудрого Фотия против его собственной воли, но при единогласном одобрении клира. Предпочитая смерть этой опасной должности в столь смутное время, Фотий сколько мог сопротивлялся приказам и угрозам. Наконец, со слезами на глазах он оставил мирный кабинет и философские дискуссии с товарищами по духу. Двадцать пятого декабря 858 г. он стал патриархом Константинопольским, пройдя за шесть дней все ступени церковной иерархии. В одном из посланий кесарю Варде он писал: «Мы были избраны против нашей воли, и престол наш подобен тюрьме».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Интронизация Патриарха Сербского Иринея — фоторепортаж «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября, 2010 «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) в храме Св. Апостолов в Печской патриархии в Косово, в присутствии нескольких тысяч верующих и гостей (по оценкам местной полиции, более 2500) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея. По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции, в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей. Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр (Русская Зарубежная Церковь). 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиереи Сербской Православной Церкви а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской – митрополит Галльский Эммануил, Александрийской – митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской – архиепископ Филиппопольский Нифон, Иерусалимской – архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской – митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской –  митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской – митрополит Видинский Дометиан, Элладской – митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской – митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской – архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке – епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010