415 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222—224 PG 3, 592ВС 416 Максим Исповедник, Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165АВ 417 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С 418 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А 419 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы-скептики 420 Эфектиками ( εφεκτικο ) назывались философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст 421 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76—77, PG 26, 308B-309B 422 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C 423 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В 424 Ср.: Молитва «Царю Небесный» 425 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC 426 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А 427 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρργτικς , 3, PG 45, 604В 428 Палама употребляет здесь каламбур: имя « Ακνδυνος » означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — « πολυκνδυνος » (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3-й тропарь) 429 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 430 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D 431 Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1, 173 PG 45, 965В 432 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 433 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A 434 Там же, 68С 435 Там же, 65CD 436 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D —373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С 437 Антирретики, 2, 11, 40—41 438 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123, 357В 439 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Епархиальная жизнь в 1919 г. была достаточно активной. 4 июня указом Донского епархиального совета причтам епархии предписывалось составить акты ущерба, нанесенного храмам большевиками. 24 июня был торжественно отмечен 200-летний юбилей старочеркасского Воскресенского собора. 1 сент. 1919 г. Аксайский еп. Ермоген в сослужении духовенства освятил в Новочеркасске, на месте расстрела большевиками в февр. 1918 г. атамана Назарова, председателя войскового круга Е. А. Волошинова и др. офицеров, площадку под постройку храма в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» («храм спасения Дона») (Донская христианская мысль. 1919. 38/39. С. 407-408). 17 июля заседал Донской миссионерский комитет, постановивший открыть в наиболее крупных населенных пунктах епархии «чтения применительно к требованиям современности». Председатель комитета, ректор Донской ДС архим. Григорий подчеркнул, что главной задачей миссионеров должна стать не борьба с сектами и со старообрядчеством, а усиление «религиозно-нравственного просвещения народа» (Там же. 30/31. С. 328-329). В сент. на епархиальном собрании был заслушан отчет о деятельности Донской епархиальной типографии, принято постановление об издании и о распространении среди народа листков религиозно-нравственного содержания, составление которых было поручено Аксайскому братству. 23 сент. обсуждался и был отклонен как несвоевременный проект создания самостоятельного вик-ства (во главе с еп. Ермогеном (Максимовым)) или отдельной епархии на севере Донской обл. (Там же. 40/41. С. 421-422). В 1918-1919 гг. в Новочеркасске были созданы братства Св. Креста и Благовестническое, одной из задач последнего было проведение религиозно-нравственных чтений для интеллигенции. В кон. 1919 г. началось наступление Красной Армии на обл. Войска Донского, 7 янв. 1920 г. был взят Новочеркасск, в марте большевики заняли весь край. 25 марта обл. Войска Донского была упразднена, большая часть ее территории составила Донскую обл. с центром в Ростове-на-Дону. Округа на северо-востоке бывш. обл. Войска Донского - Хопёрский, 2-й Донской и Усть-Медведицкий - вошли в Царицынскую губ., к которой в 1923 г. также присоединили станицы Букановскую, Слащёвскую, Федосеевскую и Усть-Хопёрскую Верхнедонского округа. Новообразованной Донецкой губ. УССР из бывш. обл. Войска Донского отошли Таганрогский округ, Гундоровская, Калитвенская, Каменская, Усть-Белокалитвенская ст-цы и Карпово-Обрывская вол. Донецкого округа, г. Александровск-Грушёвский (Шахты), ст-ца Владимирская и сев. части станиц Аксайской и Грушёвской Черкасского округа, а также Сулиновская вол. Летом 1924 г. Донская обл. была упразднена, ее территорию, вошедшую в февр. в состав Юго-Восточной обл., разделили на 4 округа: Донецкий, Морозовский, Ростовский (в сент. 1924 переименован в Донской), Сальский. В окт. 1924 г. Юго-Восточная обл. после присоединения к ней ряда территорий была переименована в Северо-Кавказский край, центром к-рого являлся Росто-на-Дону.

http://pravenc.ru/text/178954.html

С. 421–422. Ср. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь//Там же. С. 56–57, прим. 1. 40 Здесь и далее ссылки на “Домашнюю церковь” в последнем издании (Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. С. 23–168) даются в скобках в тексте статьи. 41 Нужно отметить, что здесь подход автора “Домашней церкви” соотносится с подходом Д. Е. Мелехова, нашедшим отражение в упомянутой книге “Психиатрия и проблемы духовной жизни”. Д. Е. Мелехов также исходит из идеи целостности человеческой личности, в которой — согласно христианскому пониманию — следует различать духовную, душевную и телесную составляющую, своего рода слои. См. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни//Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 1997. Такое совпадение взглядов отца Глеба Каледы и Д. Е. Мелехова не случайно: они были знакомы, обсуждали столь принципиальные для пастырского богословия, психиатрии и педагогики проблемы и в данном случае выступают как единомышленники. 42 См., например, Каледа Л. В. Воспоминания об отце Глебе. С. 290–292; Ефимов Г. Б. Памяти отца Глеба. С. 423. 43 В своей книге отец Глеб специально останавливается на дифференциации таких понятий как мировоззрение, миропонимание и идеология. “Мировоззре­ние, — пишет он, — это общее духовное, а отчасти и душевно-умственное восприятие человеком мира и его начал, а миропредставление — это логико-рационалистический синтез сведений о природе и обществе Мировоззрение современных христиан — то же, что мировоззрение святителя Василия Великого и апостола Павла, но наше миропредставление отличается не только от их миропредставления, но и от взглядов людей начала ХХ века” (С. 75). 44 Вообще богословствование отца Глеба Каледы удивительно целостно. В нём напрочь отсутствует конфликт между верой и знанием, “религией” и культурой, духом и материей. Примечательно, что такая целостность христианского миропонимания смогла проявиться в эпоху, скорее располагавшую христиан к закрытости, изоляционизму, гипертрофированному апокалиптизму. 45 В конце 1980 — начале 1990-х гг., когда в нашей стране наблюдался взрывной рост числа воскресных школ, отец Глеб не пересмотрел своего отношения к домашнему христианскому воспитанию.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

1970. 10. С. 72. 405 Архим. Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 226. 406 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 407 ЖМП. 1970. 10. С. 73. 408 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 409 ЖМП. 1970. 10. С. 72. 410 ЖМП. 1972. 12. С. 58. 411 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 412 Воронов, цит. статья. С. 73. Затем эту мысль как свою повторил митр. Никодим. 413 ЖМП. 1968. 8. С. 64. 414 Путь. 1929. 16. С. 80. 415 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 219. 416 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 417 См. речь дра Юджина Блейка, генерального секретаря ВСЦ, на 25м заседании Центрального комитета ВСЦ в Утрехте//ЖМП. 1972. 11. С. 55. 418 Св. Феодор Студит . Огласительныя поучения. М., 1872. С. 265. 419 Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский. Толкования на Но­вый Завет. СПб., 1911. С. 1010. 420 Ortodoxie heute. Dflsseldorf. 1972. N 40–41. S. 20. 421 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 422 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 423 ОТ. 16.6.1989. 842. С. 1. Кол. 1–3. 424 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 425 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 426 Там же. С. 251–252. 427 Там же. С. 251–252. 428 Там же. С. 251–252. 429 ОТ. 16.12.1983. н 585. С. 1. 430 См. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. II. С. 364–386 и особенно С. 373. 431 Там же. С. 436 432 ЖМП. 1958. 6. С. 69. 433 Возможность православным участникам Эванстонской ассамб­леи 1954 г. составить свою декларацию оказалась лишь хитрой уловкой и дипломатическим маневром с целью убедить ревни­телей Православия, что у них есть свобода высказывания. 434 ЖМП. 1958. 6. С. 71. 435 ЖМП. 1961. 8. С. 7. 436 Там же. С. 5. 437 ЖМП. 1961. 7. С. 55. 438 ЖМП.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

391 Приск Аттал, префект Рима, был провозглашен императором по требованию Алариха еще до захвата последним Вечного города во время второй осады в 409 г .. Вскоре Аларих поссорился с Атталом и лишил его императорского титула летом 410 г., после чего осадил Рим в третий раз. 392 Здесь имплицитно присутствует идея божественного наказания языческого Рима, более ярко выраженная у Созомена IX.6 . В наиболее развернутой форме она представлена у Аврелия Августина. 393 Зосима сменил Иннокентия в 417 г., Бонифаций Зосиму в 418 г., а Целестин Бонифация в 422 г. Феодорит V.38 и 40 ошибочно помещает Бонифация между Иннокентием и Зосимой. 394 Эта смута, как и последующие события нападение монахов на префекта Ореста и убийство Ипатии , относятся к 415 г. 395 Ипатия ок.370—415 — знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы. 396 По мнению Феодорита V.39 , гонения спровоцировал епископ персидских христиан Авда, который разрушил один зороастрийский храм, тем самым вызвав гнев шаха. 397 Война византийцев с персами шла в 421—422 гг. 398 Речь идет об Арзанене, области к западу от озера Ван. 399 По условиям мирного договора 422 г. между Византией и Персией персидским христианам была предоставлена свобода вероисповедания и отправления культа в пределах державы Сассанидов. 400 Амида — город на р. Тигр на границе Арзанены и Софены Великой области между истоками Тигра и Евфрата . 401 Атенаида была язычницей. Ее брак с Феодосием II был заключен 7 июня 421 г. 402 Аскетизм и благочестие императору привила его старшая сестра Пульхерия, которая фактически управляла государством в 411—421 гг. и которая, по утверждению современников, превратила императорский дворец в настоящий монастырь. После брака Феодосия с Евдокией Пульхерия стала утрачивать свое влияние на брата. 403 Птоломей Филадельф 285—246 гг. до н. э . — египетский царь, знаменитый покровитель литературы и искусств. Считалось, что именно по его инициативе Ветхий Завет был переведен на греческий язык. 404 Хеврон — город в Иудее область в южной Палестине .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

1015. [Ересь 41.] О кердонианах. С. 123127. PG 41, 692696. 1016. [Ересь 42.] О маркионитах. Главы 13. С. 127132. PG 41, 696700. ТСО 44. Кн. 4. 1017. О маркионитах. Главы 3–14. С. 133261. PG 41, 700817. 1018. [Ересь 43.] О лукианистах. С. 261264. PG 41, 817821. —453— 1019. [Ересь 44.] Об апеллианах. С. 265277. PG 41, 821832. 1020. [Ересь 45.] О севирианах. С. 277282. PG 41, 832836. 1021. [Ересь 46.] О татианах. С. 282290. PG 41, 836845. ТСО 44. Кн. 6. Книга вторая. Отд. 1. 1022. [Содержание.] С. 291296. PG 41, 845849. 1023. [Ересь 47.] Об енкратитах. С. 297302. PG 41, 849856. 1025. [Ересь 48.] О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или еще таскодругитами. С. 302328. PG 41, 856880. 1025. [Ересь 49.] О квинтиллианах, или пепузианах, они же и прискиллиане. С. 329331. PG 41, 880881. 1026. [Ересь 50.] О четыренадесятниках. С. 332337. PG 41, 881888. 1027. [Ересь 51.] О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса. С. 337417. PG 41, 888953. 1028. [Ересь 52.] Об адамианах. С. 418423. PG 41, 953960. 1029. [Ересь 53.] О сампсеях. С. 423426. PG 41, 960961. 1030. [Ересь 54.] О феодотианах. С. 426435. PG 41, 961972. 1031. [Ересь 55.] О мелхиседекианах. С. 435453. PG 41, 972989. 1032. [Ересь 56.] О вардисианистах. С. 453458. PG 41, 989993. 1865 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 1. 1033. Слово против Ария и Савелия. С. 122. 2017/5. Adversus Arium et Sabellium de Patre et Filio. CPG 3141. PG 45, 12811301. 1034. Слово о Святом Духе против македонян. С. 2358. 2017/6. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto. CPG 3142. PG 45, 13011333. 1035. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). С. 59201. 2017/8. Antirrheticus adversus Apollinarium. CPG 3144. PG 45, 11241269. 1036. Против Аполлинария, к Феофилу, еп. Александрийскому. С. 202210. 2017/7. Ad Theophilum adversus Apollinaristas. CPG 3143. PG 45, 12691277. —454— 1866 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 2. 1037. К Армонию о том, что значит имя и название: христианин. С. 211223. [С. 315.] 917 2017/25. De professione Christiana ad Harmonium. CPG3163.PG 46, 237249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

(Л. 422) Февраля в 3 день по книгам Алатарские десятины церкви Николы Чюдотворца усть Мени Прокофьевы вотчины Вранского в селе Тихомирове попа Семиона венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, с трех двоеженцов дватцать девять алтын. Да нынешняго 1640/41 году з дву отроков, с одного двоеженца девять алтын три деньги взято. Платил алатарец Василей Ананин. Февраля в 4 день по книгам Арзамаские десятины церкви архангила Михаила в селе Арати, Зубарево то ж, попа Ивана венечных пошлин прошлого 1638/39 году с трех отроков, с пяти двоеженцов тритцать алтын. Да 1639/40 году с одново троеженца, с одной похоронной рубль дватцать пять алтын; да нынешняго 1640/41 году с семи отроков, з дву двоеженцов дватцать шесть алтын три деньги. Всего (Л. 422 об.) три рубли семнатцать алтын пять денег взято. Платил тое ж церкви поп Иван. Февраля в 8 день по книгам Алатарские десятины церкви святого мученика Дмитрея Селунского чудотворца в селе в Скрыпине попа Ивана за его рукою венечных пошлин прошлого 1639/40 году з дву отроков, с одново двоеженца девять алтын три деньги. Да нынешняго 1640/41 году со шти отроков пятнатцать алтын. Всего дватцать пять алтын взято. Платил алатарец Сила Костянтинов сын Степанов. Того ж дни по книгам Алатарские ж десятины церкви Николы Чюдотворца в селе Александрове попа Офонасия за его рукою венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков семь алтын три деньги. Да ныне (Л. 423) шняго 1640/41 году с трехнатцати отроков тритцать два алтына три деньги. Всего рубль шесть алтын четыре деньги взято. Платил алатарец Иван Пересекин. Февраля в 17 день по книгам Арзамаские десятины церкви Николы Чюдотворца в селе Адашеве попа Ивана венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с четырех отроков, с одново двоеженца четырнатцать алтын три деньги взято. Платил Арзамаского уезда села Гагина рожественской поп Стефан. Февраля в 17 день по книгам Арзамаские десятины церкви Богоявления Господня в селе в Стексове попов Гаврила да Володимера венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков, с одного двоеженца семнатцать алтын. Да (Л. 423 об.) нынешняго 1640/41 году с четырнатцати отроков, з дву двоеженцов рубль десять алтын четыре деньги. Всего рубль дватцать семь алтын четыре деньги взято. Платил боярина князя Ивана Андреевича Голицына человек Иван Леманов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Метафорический смысл данного стиха в том, что слабый (ст. 14) приобретет силу. горы, и холмы. Символы многочисленных врагов Израиля (ст. 11,12; ср. 42,15). 41 Бедные и нищие. Иудеи, возвращающиеся из плена, и все те, кто ищет милости Божией. воды. Божественное спасение подобно влаге, утоляющей жажду и дарующей надежду (см. ком. к 1,30). Бог Израилев. См. ком. к 37,16. 41:18–19 Образы влаги («реки... источники») и растительного изобилия («кедр... бук») служат Исаии символами преображения всего сотворенного и, соответственно, обновления Божественного завета (12,3; 35,1 и ком.; ср. 43,18–20; 49,9–11; 55,13). 41 воды. См. ком. к 1,30. 41 в пустыне. См. ком. к 40,3. 41 что произойдет... как оно кончилось. Господь один является автором планов, их провозвестником и исполнителем. прежде. Имеются в виду события минувшего времени и особенно описанные Исаией в гл. 1–35. о будущем. Речь идет о предсказаниях будущего века (ст. 23): Божественной милости и окончательном торжестве Его Царства, изложенных в гл. 40–66 (42,32; 44,7; 45,11; 46,10). Освобождение Израиля из плена знаменует начало этого века и приближает торжество Царства Славы Божией на земле. 41 доброе ли, худое ли. Исаия осмеивает бессилие ложных богов. 41 Я воздвиг... он придет. Господь провозглашает Свою власть над народами. его. Т.е. Кира (ср. ст. 2). от севера... от восхода. Исполняя волю Божию (45,4.5; 2Пар. 36,23 ; Езд. 1,1–4 ), Кир шел к Вавилону из Персии, находившейся на востоке, а после того как в 549 г. до Р.Х. была завоевана Мидия, под его властью оказались и земли, находившиеся на севере Вавилона. 41 первый. См. ком. к ст. 4. Сиону. См. ком. к 1,8. благовестника. См. ком. к 40,9. Возможно, речь идет о самом Исаии (40,1 и ком.). 41 не было... не нашлось. Язычники и их божества оказались бессильны. советника. См. ком. к 11,2. 41 ничтожны... ветер и пустота. Господь подтверждает никчемность языческих идолов (см. 40,18–20; 41,7.21–24; 44,9). Глава 42 42:1–13 Рассматриваемые стихи представляют собой первую из четырех представленных в 40,1 55,13 торжественных песен во славу совершенного Слуги Господа (в Синодальном переводе назван «Отроком»; 49,1–9; 50,4–11; 52,13 53,12; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

447 Город Джабия, Γαβιθ у Феофана, по определению Михаила Сирийца , XI, 6,20, был расположен – dans la region de Bostra, qu’ils appelent Gabitha, sur le fleuve nomme Yarmouka. Nöldeke. Z. d. M. G., 29, (1876), стр. 79; 430, помещает его в оазисе Голан, центре царства Гассанидов. Город этот имел большое значение, и его имя носили ворота Дамаска, обращенные в ту сторону пути к нему. По замечанию Нöльдеке, в первые годы своего господства в Сирии арабы рассматривали старую резиденцию Гассанидов, как главный город своих новых завоеваний. Здесь побывал Омар во время своего путешествия в Сирию и здесь он на совещании с Амром дал тому разрешение на поход в Египет. 451 Nö ldeke.Zur Gesch. d. Araber ( ZdDMG , XXIX, p. 76, 579). Текст переиздан в латинском переводе. – Chr. min. ( S c r. Syri. IV). p. 60. 458 Феофан.– 338, 10 и  Михаил Сириец. XI, 6, 421 относят сдачу Дамаска ко времени после битвы при Ярмуке, но тогда арабы взяли его во второй раз. 459 Во фрагменте Сирийской хроники – 50 тысяч, Михаил Сириец дает цифру 40 тысяч, но видит в ней число павших в битве. Себеос. гл. 30, стр. 118 – армия – 70 тысяч, число павших – 2 тысячи, но разгром полный. 460 Theoph.338; Себеос. гл. 30, стр. 117–118. – Описание битвы у Себеоса носит характер живых рассказов участников боя, но относится к одному эпизоду, когда погибло 2 тысячи человек. Mich. Syr. XI, G. p. 420–421. Точная дата битвы сохранена в отрывке сирийской хроники, изданной Nöldeke. ZdDMG, XXIX, 79. Eutych. Ann. p. 1097 – сохранил другую версию о судьбе Ваана: он бежал на Синай и стал монахом под именем Анастасия. 461 Себеос.гл. 30, стр. 118. – Проф. Бьюри (И, 266) повторяет вслед за другими ни на чем не основанное утверждение, будто сам Ираклий заезжал в Иерусалим. 462 Mich. Syr.XI, 7, 421. – Михаил Сириец (XI, 6, 421) сохранил память об участии в войне с арабами одного из сыновей Шахрбараза. Он был в числе вождей армии Ваана, участвовал в битве при Ярмуке, спасся и подчинившись арабам проживал в Эмессе. Он обратился с предложением к Омару дать ему войско для покорения Персии арабам. Омар готов был согласиться на это, но дочери Хосрова, находившиеся в плену у арабов, рассказали об измене Шахрбараза Хосрову и об убийстве Ардашира и выставили его предложение, как желание завоевать себе царство. Омар приказал распять его в Эмессе. – Другой сын Шахрбараза, Никита, не был втянут ни в какую катастрофу и в 639 году состоял при византийском дворе в сане патриция.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010