1573 Он вышел из масонства в 1937 году. См.: Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С. 23. Дружба Лосского с Е. Ковалевским продолжалась до 1953 года, когда последний, уже будучи священником, разорвал отношения с Московской Патриархией. Тогда Лосский покинул Институт св. Дионисия, в котором они с о. Евграфом работали вместе со дня его основания (1945). 1574 Лосский В. Н. Догмат Церкви и экклезиологические ереси//Богословские труды. Т. 38. М., 2003. С. 237. 1578 Bouyer L. D’un ami catholique…//Messageur de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1959, 30–31. P. 91. 1579 «…Когда опасность была преодолена, он, верный своей интеллектуальной честности, уважению одновременно и к нюансам и величию, хотел подчеркнуть позитивные интуиции о. Сергия Булгакова ». – Cléman O. Vladimir Lossky, un théologien de la personne et du Saint-Esrit//Messageur… 1959, 30–31. P. 205. 1580 Notice biographique//Messageur de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. Mémorial Vladimir Lossky. 1903–1958. 1959, 30–31. P. 82. 1583 Lossky V. Téologie négative et connaissance de Dieu chez Maître Eckhart. Paris, 1960. P. 344. 1588 См.: Гаврюшин Н.К. «...Чтобы иссякло упорство раздора». Штрихи к портрету Г. В. Флоровского//Символ. 2003, 47. С. 224–228. 1591 «Дело Сына относится к человеческой природе – это она искуплена, очищена, воссоздана Христом; дело Духа Святого обращено к личностям» (Там же. С. 554). Насколько нам известно, есть только одна небольшая работа, посвященная анализу понятия личности у Вл. Лосского. Она принадлежит перу его сына Николая: Лосский Н., диак. Понятие личности по В. Н. Лосскому //Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004. С. 324–329. По Лосскому, как пишет о. Николай, «личность есть несводимость человеке к природе», то, что превосходит природу (С. 327). «Привилегия в его глазах была ни чем иным, кроме ответственности (так, во всяком случае, он воспитывал своих детей)» (С. 328). То есть тут нет ничего прямо об «искре Божией» и «нетварном начале», но есть о «царском служении» как ответственности и «подлинном господствовании», осуществляемом в уважении и любви к ближнему и ко всему творению (С. 329). Это богоподобие не «субстанциальное», а «функциональное», деятельное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

95. " Жизнеописание... " , с.182-183. 96. П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. T.I(II). Москва, изд. " Правда " , 1990, Историографический очерк игумена Андроника (Трубачева), с.835. 97. Ср. каппадокийский текст у преп. Максима Исповедника: " душа каждого человека, ставшая бесплодной вследствие изначального преступления (заповеди) " . Вопросоответы к Фаласию, вопр.47, толк. Лк.3:4-6, Творен., Москва, МДА, изд. " Мартис " , 1994, с.141. 98. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Слово о смерти. М., 1991, с.7-8. 99. прот. А. Шаргунов. Тайна добра и зла: изложение доклада на тему " Эсхатология Вл. Соловьева и учение Церкви о добре и зле " . " О Церкви, России, о нравственном мире " . М., 1993. 100. Там же, с.98-100. 101. См. об этом подробнее учение св. Мефодия Патарского. 102. Твор. Афанасия Великого. Ч.II. Слово 2-е против ариан., с.359,362. 103. архиепископ Серафим (Соболев). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935, с.62-63. 104. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992, с.19. 105. Там же, с.43-44. 106. Опубликована Братством во имя Всемилостивого Спаса. Москва, 1992. 107. О началах III 5,3. 108. Слово 4, о мире. Т.4, с.229. 109. Увещание к Эллинам, 1, пер. Корсунского, с.64. 110. Ориген, О началах III, 5, 4, Migne, gr., t.11, col.328-329. 111. Там же, с.333. 112. Там же, с.334, прим.594, Уч. 12 ап. 10,5. 113. Там же, с.339. 114. Там же, с.340 и далее. 115. Там же, с.343. 116. Авва Евагрий. Умозритель. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Пер., вступ., статья и комент. А.И. Сидорова. " МАРТИС " , 1994, с.248, 264 (сн.60). 117. Torrance T.F. Theology in Reconstruction. L., 1965, pp.30-31. 118. E. Овсянников. Учения св. Отцов Церкви о познаваемости Бога в опровержение арианских заблуждений. Вера и разум, 1898, с.399-406. Евагрий, развивая мысли своих учителей, указывает и на " простоту " Божественной сущности (в противоположность " сложности " тварных вещей), которая делает естество Святой Троицы недоступным анализу " (см.: Les six centuries des " Kefalaia gnostika " p.203-205; Авва Евагрий, с.258)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Еф. 2:12. 328 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности». 329 Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились. 330 Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214/PG 36, 132В. 331 1 Тим 6:15–16. 332 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32/PG 94, 800ВС. 333 Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37,422А. 334 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 335 Молитва «Царю Небесный». 336 Ср.: Рим. 1:20. 337 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 338 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D. 339 Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180/PG 45, 416ВС. 340 1 Тим 6:16. 341 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187–188/PG 46, 264D. 342 Григорий Богослов. Слово 30,18, Barbel 206/PG 36,125С. 343 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3,15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128–134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC. 344 Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС. 345 Ин. 5:17. 346 Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B. 347 Анастасий Синаит, " Οδηγς, 2, PG 89, 53C. 348 В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3,1 — Jaeger 46/PG 45, 124D–125A», но ни в указанном месте, ни в каком–либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30–го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения. 349 Цитата также не поддается идентификации. 350 Исх. 7:1. 351 Василий Великий, Письмо 189, 7–8, Courtonne 2, 140/PG 32, 693С–696А. 352 Григорий Нисский, Contra Eunomium : Book 2, chapter 1, section 499, line 3–8. 353 Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7. 354 Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В. 355

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Епархиальная жизнь в 1919 г. была достаточно активной. 4 июня указом Донского епархиального совета причтам епархии предписывалось составить акты ущерба, нанесенного храмам большевиками. 24 июня был торжественно отмечен 200-летний юбилей старочеркасского Воскресенского собора. 1 сент. 1919 г. Аксайский еп. Ермоген в сослужении духовенства освятил в Новочеркасске, на месте расстрела большевиками в февр. 1918 г. атамана Назарова, председателя войскового круга Е. А. Волошинова и др. офицеров, площадку под постройку храма в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» («храм спасения Дона») (Донская христианская мысль. 1919. 38/39. С. 407-408). 17 июля заседал Донской миссионерский комитет, постановивший открыть в наиболее крупных населенных пунктах епархии «чтения применительно к требованиям современности». Председатель комитета, ректор Донской ДС архим. Григорий подчеркнул, что главной задачей миссионеров должна стать не борьба с сектами и со старообрядчеством, а усиление «религиозно-нравственного просвещения народа» (Там же. 30/31. С. 328-329). В сент. на епархиальном собрании был заслушан отчет о деятельности Донской епархиальной типографии, принято постановление об издании и о распространении среди народа листков религиозно-нравственного содержания, составление которых было поручено Аксайскому братству. 23 сент. обсуждался и был отклонен как несвоевременный проект создания самостоятельного вик-ства (во главе с еп. Ермогеном (Максимовым)) или отдельной епархии на севере Донской обл. (Там же. 40/41. С. 421-422). В 1918-1919 гг. в Новочеркасске были созданы братства Св. Креста и Благовестническое, одной из задач последнего было проведение религиозно-нравственных чтений для интеллигенции. В кон. 1919 г. началось наступление Красной Армии на обл. Войска Донского, 7 янв. 1920 г. был взят Новочеркасск, в марте большевики заняли весь край. 25 марта обл. Войска Донского была упразднена, большая часть ее территории составила Донскую обл. с центром в Ростове-на-Дону. Округа на северо-востоке бывш. обл. Войска Донского - Хопёрский, 2-й Донской и Усть-Медведицкий - вошли в Царицынскую губ., к которой в 1923 г. также присоединили станицы Букановскую, Слащёвскую, Федосеевскую и Усть-Хопёрскую Верхнедонского округа. Новообразованной Донецкой губ. УССР из бывш. обл. Войска Донского отошли Таганрогский округ, Гундоровская, Калитвенская, Каменская, Усть-Белокалитвенская ст-цы и Карпово-Обрывская вол. Донецкого округа, г. Александровск-Грушёвский (Шахты), ст-ца Владимирская и сев. части станиц Аксайской и Грушёвской Черкасского округа, а также Сулиновская вол. Летом 1924 г. Донская обл. была упразднена, ее территорию, вошедшую в февр. в состав Юго-Восточной обл., разделили на 4 округа: Донецкий, Морозовский, Ростовский (в сент. 1924 переименован в Донской), Сальский. В окт. 1924 г. Юго-Восточная обл. после присоединения к ней ряда территорий была переименована в Северо-Кавказский край, центром к-рого являлся Росто-на-Дону.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Совершенно не соответствует действительности или не поддается проверке и тот материал, которым г. Пиццардо иллюстрирует указанны[й] свой вывод, например,: организация антирелигиозных митингов молодежи на праздники Пасхи и Рождество, будто бы на основании обязательных постановлений центральной или местной власти или что теми же властями издаются приказы, имеющие ввиду сделать богослужение и обряды, связанные с религиозной жизнью, невозможным 324 “если верить теперешним газетам русским” – сообщает г. Пиццардо. Несомненно, что источником информации для г. Пиццардо послужили русские газеты эмигрантской прессы, враждебной Соввласти, так как на основании русских газет, издаваемых в России, обсудивших 325 широко антирелигиозные митинги молодежи, г. Пиццардо легко убедился бы, что эти митинги устраивались союзом молодежи исключительно по своей 326 инициативе и не только власть не принимала в них участие, но и партия никого из членов к этому не обязывала и даже предложила молодежи таких манифестаций на праздник Пасхи не устраивать, хотя бы по мотивам и не религиозного характера. А что касается сведений о приказах местных и других властей, сообщенных “теперешними газетами русскими”, которым склонен верить г. Пиццардо, то за неуказанием этих газет и фактов, трудно проверить реальность и значение их, но чтобы помочь г. Пиццардо избежать колебаний “верить или не верить” таким сведениям таких 327 газет, мы можем рекомендовать г. Пиццардо ознакомится с законодательством РСФСР по церковному вопросу по официально удостоверенному законодательному великому акту об отделении церкви от государства и школы от церкви, от 23/1–18 г. Инструкция к нему 328 от 24/VIII-18 г. смногочисленными разъяснениями в руководство местных властей выпущенными на днях издательством Н.К.Ю. в виде сборника с заглавием: “ Церковь и Государство по законодательству РСФСР” [ 30 ]. Там, между прочими разъяснениями действующего законодательства помещен инструктивный циркуляр Н.К.Ю. 329 и Н.К.В.Д от 19/VI-23 г. § 5 всем губисполкомам [ 31 ], формулирующий нашу практику за 5 лет по вопросу отправления религиозных культов так: отправление культа а также произнесение проповедей, поскольку таковые являются “неотъемлемой составной частью богослужение данного культа, допускаются свободно, без какой либо предварительной цензуры, при условии, чтобы по содержанию своему они фактически имели исключительно религиозный характер” (постановление ВЦИК от 13/IV-21 г. [ 32 ]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

325 Цит. по: Харитон, иг. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов опытных делателей. М., 1992. С. 46–47. 326 Библиографию по различным аспектам проблемы, уже несколько устаревшую, см. в статье П. Керестеша: Kereszt.es Р. The Jews, the Christians, and Emperor Domitian//Vigiliae Christianae. 1973. Vol. 27. No. 1. P. 7 f. Notes 22–26. 327 См.: Энгельс Ф. Книга Откровения//К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и Церкви. Изд. 2-е, дополн. М., 1986. С. 386–392; его же: К истории первоначального христианства//Там же. С. 483. 328 Утверждение Г. Йорка безапелляционно: «Гонение Домициана, как единодушно [universally] признано исследователями, дало непосредственный повод для создания Апокалипсиса» (York Н.С. A Note on the Interpretation of the Fourth Gospel//Journal of Biblical Literature. 1918. Vol. 37. No. 1/2. P. 101). В том же духе, но более осторожно высказывается Д. Мак-Фейден (McFayden D. The Occasion of the Domitianic Persecution//American Journal of Theology. 1920. Vol. 24. No. 1. P. 46). Эта точка зрения продолжает сохранять популярность и в наши дни: Hemer С. The Letter to the Seven Churches of Asia in Their Local Setting//Joumal for the Study of the New Testament. 1986. Supplement Series 11. P. 4; Le Gall J., Le Glay M. L’Empire Romain. T. 1. Le Haut-Empire de la bataille d’Actium (31 av. J.-C.) al’assasinat de Severe Alexandre (235 ap. J.-C.). P, 1987. P. 386; ÓCollins G., Kennan J.AL Jesus Our Priest. A Christian Approach of the Priesthood of Christ. Oxford, 2010. P. 38; Ekeke E.C. Persecution and Martyrdom of Christians in the Roman Empire from AD 54 to 100: a lesson for the 21-st century Church//European Scientific Journal. 2012. Vol. 8. No 16. P. 184. 329 См.: Bell А.А. The Date of John’s Apocalypse. The Evidence of some Roman Historians Reconsidered//New Testament Studies. 1978. Vol. 25. Issue 01. Pp. 93–102; Jones B. The Emperor Domitian. L.; N.Y., 1992. P. 116 f.; Van Koot.en G.H. The Year of the Four Emperors and the Revelation of John: The «pro-Neronian» Emperors Otho and Vitellius, and the Images and Colossus of Nero in Rome//Journal for the Study of the New Testament. 2007. Vol. 30. No. 2. P. 205–248.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1722 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 268 об. 1723 Дмитриевский Τυπ ., 867. 1724 Кекелидзе, Литург. груз. пам. 276. 1725 Диаковский , Послед. нач. час. 25—30. 1726 Ркп. Моск. Синод библ. 328/383 л. 20 об. — 23; 329/384, л. 30 об. – 31 об. 1727 Там же, л. 4, л. 17. 1728 Алмазов А . Тайная исповедь в прав. вост. церкви. Одесса 1894 т. 2, стр. 117—120. 1729 Симеон Сол . Ответы на некот. вопр. отв. 32. 1730 Диаковский, Посл. Часов. и изобр., кор. листы. 1731 Кекелидзе , Литург, груз пам. 324. 1732 Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 35/491, л. 15 об. Моск. Син. библ. греч. 381 л. 16. 1733 Ркп. Моск. синод библ. 328/383 л. 36 об. 1734 Тип. Ирины гл. 33, Migne , Patrol. s. gr. 127, p. 1054. 1735 Ркп. Моск. Тип. Библ. 229/144, л. 39. 1736 Дмитриевский , Τυπ . 233. 1737 Ркп. Моск. Типогр. библ. 205 142/1206, л. 20 об. 1738 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 66 об. 1739 Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 35/491, л. 15 об. Моск. Син. библ. греч. 381, л. 16. 1740 Никон. Черног . Панд. сл. 29 л. 202 и об. Другая редакция Пахомиева «Правила», помещаемая в позднейших Псалтирях Следованных: по обычном начале пс. 50, Верую, 100 молитв Иисусовых, Достойно есть и отпуст. 1741 Там же, л. 199 об. 200. 1742 Помещается в Псалтирях Следованных и Канонниках. но не во всех изданиях. 1743 Он есть уже в Студ-Алекс. уставе по ркп. Моск. Син. библ. 330/380 л. 269 в качестве особого правила после повечерия в форме одного чина, но без нынешнего заглавия. 1744 По упомянутому списку Студ. устава после 101 пс. мол. Манассии, пс. 50, трисвятое, 3 покаян. тропаря, славословие, «покаянны» гласа, Господи пом. 50, трисвятое 7 тропарей по ликам свв., Даждь нам Владыки и мол. Евстратия, – словом, как вночных часах Соф. 1052 и др. (см. выше, стр. 427). 1745 Напр., в ркп. Моск. Син. библ. 350/406 (Псалтирь XV в.), л. 7. 1746 Мансветов, Церк. уст. 296. 1747 На слав. яз. издано в 1620 г. в Вильне архимандритом Леонтием Карповичем под загл. «Вертоград душевный сиречь собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных блаж. памяти иноком Фикарею святогорцем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

311 Афанасий Александрийский, О воплощении Слова, 8, PG 26, 996С 312 Григорий Нисский, Об установлении христианском, — Jaeger 8, 1, 85, 10—13 313 Он же, О христианском совершенстве к Олимпию монаху, PG 46, 280АВ 314 Т. е. Свое человечество 315 Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху PG 46, 277С 316 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141В 317 Диадох Фотикийский, Κεφαλαια , 76 — de Places 5, p. 134 318 Там же, 80, p. 137 319 Там же, 85, р. 144 320 войну явно для всех вокруг C1 P1 R1 321 См., например: 1Кор. 16 322 Григорий Богослов, Слово 31, 30, PG 36, 168С 323 Там же 324 Ср.: Григорий Нисский, Epistulae, 11, 5, line 3—4 325 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В 326 Его же, Слово 40, 5 327 Канон Григорию Богослову. 25 янв. песнь 9 328 Глас 8-й, Троичен 8-й песни канона воскресного в неделю на утрене 329 Василий Великий, Homiliae super Psalmos, 44, 6 PG 29, 400D 330 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В 331 Он же, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В 332 Григорий Богослов, Письмо 178, 11 333 Ср.: Василий Великий, Homiliae super Psalmos 33, 9, PG 29, 373A 334 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67—72 335 Григорий Богослов, Слово 29, 6, PG 36, 81В 336 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 444BC 337 Там же 338 «Из чего-то» и «от кого-то» по-гречески будет одинаково: « κ τινς » 339 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 716АВ 340 Там же 341 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 716АВ 342 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ 343 Т. е. «духовным» от Духа 344 Василий Великий, Против Евномия, 4, 2, PG 29, 692А 345 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 716В 346 В неделю на полунощнице канон Троичный, глас 2, песнь 5, на «Слава» 347 Канон Троичный, глас 4, песнь 5 348 Канон Троичный, глас 2, песнь 6 349 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 716В 350 Василий Великий, Письмо 189, 7 — Courtonne, 140 PG 32, 693D. Чаще это письмо теперь приписывается Григорию Нисскому (Jaeger 3, 1, 1—16)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

326 «А в том тогда монастыре (Троице-Сергиевом), – пишет Курбский, – обитал Максим преподобный, мних святыя; горы Афонския Ватопеда монастыря, грек родом, муж зело мудрый, и не токмо в риторском искусстве мног, но и философ искусен, и уж в летех превосходные старости умащен, и по Бозе в терпении исповедалческом украшен: много бо претерпел от отца его многолетных и тяжких оков и многолетного заточения в прегорчайших темницах и других родов мучений искусил неповинне, по зависти Даниила митрополита, прегордого и лютого, и ото вселукавых мнихов, глаголемых Осифлянских; а он был его из заточения свободил, по совету некоторых сигклитов своих, исповедающих ему, иже отнюдь неповинне страждет таковый блаженный муж. Той предреченный мних Максим начал советовати ему, да не едет на так далекий путь, наипаче ж со женою и с новорожденным отрочатем». См. Сказания кн. Курбского, 3 изд., Н. Устрялова, Спб. 1868 г., стр. 35. 327 См. ниже в Приложениях под 9, 10, 62, 106, 140,142, 143. – Толковая псалтырь XVI в. там же за 18, 34, 61, 63–67, 72, 99, 108, 134, 141, 180, 190, 208, 231, 233 и стр. CCXCVI; XVII в. – за 1, 8–10, 20, 21, 79, 106, 140, 142, 143, 145–147, 178, 183–186; XVIII в. за 19, 28, 62, 107, 198; XIX в. за 144. 328 См. там же за 2, 4, 6, 7, 11, 31, 36, 38, 39, 70, 73, 75, 109, 110, 130, 151, 158, 159, 161, 163, 165, 188, 189, 204. 205, 210, 212, 235, 239, 242. – Слов ркп. XVI в. за 5, 12, 30, 37,48, 50, 51, 60, 77, 100, 101, 103, 126–128, 148, 197, 201–203, 238, 243; XVII в. за 2–4, 7, 11, 13, 14, 38, 49, 68, 70, 73, 76, 109, 110, 129, 131, 149–151, 158–160, 163, 164, 166, 174, 179, 188, 189, 192, 210–213, 215, 235 и стр. CCXCI; ркп. XVIII в. за 6, 31, 36, 39, 40, 54, 78, 130, 161, 165, 167, 168, 177, 204, 225–227, 239, 242; ркп. XIX в. за 32, 71, 75, 81, 194, 205. 329 См. там же за 15–17, 35, 41, 43, 46, 53, 55, 57, 74, 84, 113, 132, 133, 162, 173, 176, 191, 207, 209, 217, 220–222, 228, 236, 240. Сборники XVI в. см. за 42, 93, 104, 105, 111, 181, 214, 230, 232, 234 и стр. CCXCI; XVII в. за 15–17, 43, 52, 58, 74, 82, 84, 102, 112, 132, 162, 173, 176, 191, 193, 196, 200, 206, 207, 209, 217, 220–224, 228. 240, 241 и стр. ССХС; XVIII в. за 35, 41, 53, 56, 59, 80, 113, 133, 169–172, 175, 182, 195; XIX в. за 33, 44–46, 55, 57, 83, 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Григорий Богослов, Слово 31, 30 PG 36, 168С (р. п.: Т. 1. С. 461). 324 Его же, Слово 34, 10, PG 36, 252А (р. п.: Т. 1. С. 496). 325 Его же, Слово 25,16 (р. п.: Т. 1. С. 370). 326 Его же, Слово 31, 14, PG 36, 148D–149A (р. п.: Т. 1. С. 451). 327 Его же, Слово 23, 6,, PG 35,1157С (р. п.: Слово 22. Т. 1. С. 370). На самом цитируемое здесь Слово является не «Вторым», а «Третьим словом о мире». 328 Его же, Слово 34, 10, PG 36, 252А (р. п.: Т. 1. С. 496). 329 Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8,117–118; 185–186 (р. п.: С. 19 (91); 22 (94)). 330 Т. е., приводящего к завершению или совершенству. 331 Ср. Пс. 35:10. 332 Точное изложение православной веры, 1, 8, op. Cit., 8, 197–201 (р. п.: С. 22–23 (94–95). 333 Григорий Богослов, Слово 34, 10, PG 36, 252А (р. п.: Т. 1. С. 496). 334 «τς γραφικς μαρτυρας» — в Средние Века слово «Писания» употреблялось шире, чем в наше время, охватывая собой не только библейские книги, но и всякий почитавшийся богодухновенным текст — в том числе и писания Святых отцов. 335 Ин. 15:26. 336 «Относящееся к произведению» здесь противопоставляется «божескому» как ипостасное природному, поскольку слово «Бог» указывает на общую для трех Лиц природу, а относящееся к произведению — рождение и исхождение — на ипостасные особенности Каждого. 337 См. Григорий Богослов, Слово 38, 15, PG 36, 328D (р. п.: Т. 1. С. 530); Слово 45, 27, PG 36, 660С (р. п.: Т. 1. С. 679). 338 Там же. 339 1 Кор. 2:12; Гал. 4:6. 340 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 733АВ (р. п.: Ч. III. С. 197–198). Его же, Послание 38 Григорию брату, 4, PG 32, 329CD (р. п.: Т. 3. С. 53). 341 Его же, Послание 38 Григорию брату, 4, PG 32, 329CD (р. п.: Т. 3. С. 53). 342 Ин. 15:26. 343 333 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 736D (р. п.: Ч. III. С. 200). 344 333 Ин. 1:3. 345 Там же. 346 333 Иоанн Златоуст (псевдоэпиграф), На воплощение Господа нашего Иисуса Христа, 5, PG 59, 697 (р. п.: Т. 8 (2). С. 890). 347 334 Примечание издателя: «Согласно «Выпискам об исхождении Святого Духа» Иоанна Века (PG 141, 617D) этот пассаж происходит из омилии Иоанна Златоуста «О двух заветах», начинающейся так: «Одного и Того же Бога от начала являли закон и пророки». К сожалению, мы не смогли отыскать эту омилию, не упоминаемую, впрочем, в алфавитном каталоге начальных фраз из творений Златоуста, помещенном в издании Миня (64, 1327–1426). Похожие тексты встречаются в других катехизических омилиях, как то: Слово 4 на Анну (PG 54, 67), Слово 6 против Иудеев (PG 48, 915), Слова огласительные 3, 10 и 4, 2 (А. Пападопуло–Керамевс, Varia Sacra, СПб, 1909, С. 155–157), Оглашение на крещение 3, 5 (А. Wenger, Sources Chratiennes, t. 50, Paris, 1957, С. 153)». От себя прибавим, что в TLG также не обретается цитированный отрывок. 348

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010