л. 76 (78). Нила Постника главы (1–153). «Преподобнаго отца нашего Нила Постника предисловие 153 глав о молитве». Нач.: «Огнем жегома мя пламенем нечистых страстей, обычнее исцелил еси прикоснутием боголюбезных твоих писаний…» л. 96 (98). Свт. Феодорита Кирского поучение. «Блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго слово о божественней и святей любви». Нач.: «Какови убо суть подвижницы добродетели…»   3/17 1804 г. Книга о четырех последних. 4 о . 23х18. 163 л. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков: I – (л. 1-106 об., 162-162 об.), II – ( л. 107-161) схим. Климент. Два припереплетных листа в начале и два в конце без текста. Нумерация поздняя, печатная. Названия и номера глав чернилами в колонтитулах. Имеется много исправлений, на полях сноски, некоторые в фигурных рамках. Переплет картон в коже с тиснением. Украшения Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В конце некоторых глав простые концовки чернилами. Записи На л. I об. Запись писца: «Сия душеполезна и спасителна книга переведеся с греческаго простаго языка на словенский язык, честным отцем и архимандритом и старцем бывшаго святой обители Нямецкия и Секулския Дорофеем. Книга первая или часть первая, совершися переводом 1804 году априллия 20. Вторая же часть и третия и четвертая, обретеся славенская, но недостаточна против греческой, якоже в главах тако и при конце глав деяния не обретошася». Там же ниже, другой рукой, владельческая запись: «Сие книга на хацу Онуфриа». На внутренней стороне задней крышки переплета записи нравоучительного характера, владельческая запись: «Савва монах непотребный». Содержание л. I. Заголовок «Дверь покаяния сиречь книга умилителна и душеполезна объемлюща четыре последняя человека, смерть, суд, ад, и рай. От нихже бывает дивное преображение ветхаго человека, и новаго рождение». л. 1. Предисловие. «Любочитателеви». Нач.: «Изречение есть Духа Святаго, написано великою тростию величайшаго апостолов Павла…» л. 4. Предисловие (второе). «К читателю. Ветхаго убо ради человека, возбранение новаго же ради, наказание помяни, яко вси умираем».

http://bogoslov.ru/article/6193417

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

В частности, при раскопках памятника были обнаружены и полностью исследованы остатки двух построек хозяйственного и жилого назначения. Первое сооружение реконструируется как легкая, небольшая по площади наземная постройка (приблизительно 8 х 5 м) с обмазанной глиной плетневой основой, ориентированная по линии юго-запад – северо-восток. Торцевой частью эта постройка была обращена к реке, что делало ее защищенной от дувших со стороны поля ветров; там же, очевидно, располагался и вход. Второе, более крупное по размерам (приблизительно 9 х 6 м) сооружение, располагавшееся в 15 м к юго-западу, было ориентировано аналогичным образом. Оно имело прямоугольную в плане каркасно-столбовую конструкцию с мощными опорными угловыми столбами и слабо заглубленными в материк двумя очажными и одной хозяйственной ямами. В пределах данной постройки, интерпретированной как жилая, выявлены многочисленные развалы глиняной посуды, брошенной, главным образом, по периметру стен и в районе очагов. Коллекция археологических материалов памятника включает около 10 тысяч единиц лепной керамики (в том числе около полутора десятков сосудов полных форм), обломки глиняных пряслиц, небольшие тигельки для плавки малых порций металла, свидетельствующие о наличии на поселении бронзолитейного производства. Изделия из камня представлены кремневыми пластинами и наконечником стрелы среднеднепровского типа С. 69], а также обломками массивных молотов. Наиболее любопытны предметы из бронзы – двухлезвийный нож-кинжал, симметрично изогнутое серповидное орудие и слиток С. 11–24]. Облик материальных остатков в целом не оставляет сомнений в принадлежности памятника лесостепной срубной культуре. Это следует в первую очередь из анализа его керамической серии, основная масса которой по ряду признаков (фактура, примеси, формы, техника нанесения и мотивы орнаментации) обнаруживает близость керамике памятников типа Мосоловского поселения главным образом тех, что по наличию абашевского (покровского) компонента соотносятся с ранним этапом его существования. Вместе с тем в коллекции поселения Красное 1А имеется небольшая группа посуды, формы и традиции изготовления которой идут от лесных культур шнурового мира Среднего Поволжья, связываемых с фатьяновско-балановскими племенами и их позднейшими субстратами, оставившими поселения с гибридной (чирковской) керамикой С. 93–98, 106–113; 1. С. 123–139; 8. С. 24, 35–37, 47]. Таким образом, весь комплекс обнаруженных на поселении материалов может быть отнесен к раннему этапу лесостепной срубной культуры с элементами традиций средневолжских постшнуровых культур и датирован XV– XIV вв. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Гл.1. Об определении, предмете, задаче и цели Богословия (§1–7/Р.1–4/). Гл.2. О разделении Богословия (§8–12/Р.5–8/). Гл.3. О методе Богословия (§13–15/Р.8–11/). Гл.4. Об основаниях Богословия, и прежде всего, только ли Священное Писание дает основания для Богословия? (§16–32/Р.11–25/). Гл.5. Об авторитете Священного Писания (§33–54/Р.25–48/). Гл.6. Опровергаются те, кто настойчиво высказывается против авторитета Священного Писания (§55–68/Р.49–65/). Гл.7. О необходимости Священного Писания (§69–98/Р.65–89/). Гл.8. О ясности Священного Писания (§99–121/Р.89–105/). Гл.9. О совершенстве Священного Писания (§122–150/Р.106–130/). Гл.10. О надлежащем толковании Священного Писания (§151–183/Р.131–164/). Гл.11.О канонических книгах Священного Писания (§184–251/Р.164–236/). Гл.12. Можно ли Священное Писание излагать на отечественных языках и позволять, чтобы его читали миряне? (§252–276/Р.236–261/). Гл.13. Что следует думать о постановлениях Соборов, о преданиях и о писаниях Отцов, но предметам Богословия? (§277–313/Р.261–308/). Том 2 Часть 1. О вере или о том, во что следует верить [de credendis] КНИГА ПЕРВАЯ. О Боге внутри [ad intra], в отношении к сущности, существованию и атрибутам (существенным свойствам). Введение. В начале книги Пролегомен (главы 2 и 3) мы сообщили о разделении и методе Богословия, из какового рассуждения ты легко выведешь (и мы там обратили внимание на это), что Трактат о вере не ведет речь о вере, насколько она является нашим свойством или действием, то есть одной из Богословских добродетелей. Ибо так обсуждать веру предполагается в другой части Богословия, которая обращена к тому, что следует делать [de faciendis]. Итак, здесь под именем веры я разумею предмет веры, то есть, во что нам следует верить. А таковым первоначальным и главным предметом, каковой Диалектики называют предметом определения [obiectum attributionis], является единый Бог . Прочее же, во что нужно верить, является предметами веры прилагательными [attributa], которые относятся к Богу, и они потому предлагаются в качестве предметов веры, что принадлежат Богу. Итак, на первом месте мы будем вести речь о Боге, притом согласно тому методу, какой излагаем выше. То есть, во-первых, дается исследование о Боге внутри, или как Он есть в Себе. Во-вторых, – o Боге вовне [ad extra], или как Он совершает и совершал то, что вне Его Самого. Далее, исследование о Боге внутри также состоит из двух частей. Первая обращена к сущности Божией, Его существованию и атрибутам, притом без всякого внимания к Его Лицам. Другая рассматривает Божественные Лица, их отношения и отличительные свойства. Первое исследование займет эту первую Книгу, второе исследование – вторую Книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Григория Богослова. Т. I. С. 175. 82 Григория Богослова надгробное слово Василию Великому/Твор. Григория. Т. IV. С. 75—77; Стихотворение Григория о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 13. 83 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 152. 84 Шлоссер. Всемирная история. Т. IV. С. 354. 85 Письмо Василия Великого к Либанию/Твор. Василия Великого. Т. VII. С. 339. 86 Это свидетельство св. Иустина Философа/Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 2. 87 Слова Синезия/Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. С. 182. 88 Блаж. Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 89 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 153. 90 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 9, 13. 91 Блаж. Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 92 Евсевий. Церков. история. Кн. V, гл. 20. 93 Там же. Кн. VI, гл. 3. 94 Gregorii Neocaesariensis Oratio panegyrica in Origenem, cap. 16. 95 dementis. Stromatum. Lib. I, cap. 1. 96 Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями/Творения его. Т. IV. С. 345. 97 Там же. С. 356. 98 Там же. С. 349. 99 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 100 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 2. 101 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 79. 102 Там же. С. 76. 103 Sievers. Das Leben des Libanius. Berlin, 1868. S. 24—25. 104 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. Т. I. С. 174. 105 Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 13. 106 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. С. 175. 107 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 16. 108 Там же, гл. 16. 109 Там же, гл. 13. 110 Василий Великий. К юношам..»: 111 Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии/Творения его в рус. пер. Т. I. С 131—132. 112 Март. Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Рус. перев. Москва, 1880. С. 226—229. 113 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 114 Там же. 115 Григорий Богослов. Стихотворение о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 9. 116 Василий Великий. Толкование на пророка Исайю/Твор. его. Т. II. С. 123. 117 Григорий Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

85 Срав. «Index restitutus» Гельцера. 86 Намек на это можно усматривать в начале арабского списка (см. первые 6 имен). 87 К. Смирнов. Цит. соч., с. 19. 88 К. Смирнов. Цит. соч., с. 39. 89 Имеются в виду провинции, которые по древней терминологии назывались епархиями (см. свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с 2). 90 В. В. Болотов. Theodoretiana. ХЧ, 1892, ч. 11, с. 151. 91 Patrum Nicaenorum nomina..., p. XL1X-L. Французский ученый-египтолог Э. Ревилью, издатель «Коптских текстов Никейского Собора», высказал мнение, что Александрийский Собор исповедников (362 г.) при участии св. Афанасия воспроизвел (хотя не совсем текстуально и не полностью), а затем и обнародовал акты Никейского Первого Вселенского Собора, незадолго пред тем уничтоженные арианами. «Коптские тексты», содержащие, между прочим, и неполный перечень имен никейских отцов (список К из 165 имен), являются, по мнению Ревилью, переводом на коптский язык подлинных актов Александрийского Собора 362 г. 92 Е. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius, VII (Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philol.-hist. Klasse, 1908, Heft 3). 93 В. Бенешевич. Синайский список..., с. 282, примеч. 1-е. Срав. 2-й тезис В. В. Болотова. 94 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 2. 95 В списках I, II, III, G, N, D, R, равно как и в «Index " e» Гельцера, имя Секунда Птолемаидского неправильно помещается в числе епископов провинции Египта. Подпись Феоны Мармарикского не сохранилась ни в одном из наличных списков. 96 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 18—20. 97 Там же, с. 14, примеч. 98 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14, примеч. 99 Т. е. список из синодика св. Афанасия. 100 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14. Шварц полагает, что из наличных списков ближе всех стоит к списку из синодика св. Афанасия, которым пользовался Сократ, список Феодора Чтеца. 101 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 30—59. 102 Там же, с. 66. 103 Там же, с. 17. 104 Там же, с. 20. 105 См. Migne, SG, t. 85. col. 1309—1312 и col. 1341—1344 106 У св. Афанасия встречаются две цифры: 300 и 318 (см. далее); св. Евстафий называет приблизительное число: около 270 (Феодорнт, I, 8); Евсевий-более 250 (Жизнь Константина, III, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

Слова: 87. О смирении. 1827. XXVI. 264. 88. О воскресении мертвых. 1837. III. 27. 89. О Пасхе. 1839. II. 22. Письма: 90. О Вере. 1839. IV. 275. 91. О молитве к Григорию, просветителю Армении. 1842. I. 373. 92. Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте. 1843 . IV. 169. Евсевия, Епископа Палестинской Кесарии †340 93. О предвечности и Божестве Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLV. 282. 94. О том, что Божественные Пророки издревле знали как имя Иисуса, так и имя Христа, и благоговели пред ними. 1832. XLV. 299. 95. О времени, в которое Иисус Христос явился людям. 1841. IV. 417. 96. О том, как император Тиверий принял донесение Пилата об Иисусе Христе. 1838. II. 81. 97. О том, каким образом учение о Христе в краткое время распространилось по всему миру. 1838. II. 84. 98. Бедствия, какие постигли Иудеев по убиении Иисуса Христа. 1838. II. 86. 99. О самоубийстве Пилата. 1838. II. 90. 100. О том, как пострадал Иаков, брат Господень. 1840. IV. 143. 101. Мученичество Апостола Uakoba. 1838. II. 92 . 102. Об оправдании Ап. Павла в Риме и о гонении Нерона, в которое увенчались в Риме мученичеством Петр и Павел. 1841. II. 459. 103. О последнем покорении Иудеев, бывшем по смерти Иисуса Христа, и о голоде, который претерпевали Иудеи во время осады Римлянами Иерусалима. 1832. XLVII. 235. 104. О голоде, бывшем в царствование Клавдия. 1838. II. 91. 105. О том, какие в десятый год царствования Коммода известны были Епископы, какие были тогда разногласия касательно празднования Пасхи, а каким образом все согласились на одно мнение. 1841. I. 461. 106. Слава Христовой Церкви при гонении Диаклитиановом. 1823. X. 127. 107. Церковная история. 1848. Т. I. 3. (В писаниях церковных историков). 108. Книга о палестинских мучениках. 1849. II. 3. (там же). 109. Четыре книги о жизни блаженного царя Константина. 1849. II. 49. 105. 163. 220. (там же). 110. Царя Константина слово, написанное к обществу святых. 1849. II. 287. (там же). 111. Слово Царю Константину, по случаю тридцатилетия его царствования. 1849. II. 345 (там же). Св. Антония Великого †357

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей ), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского// Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. 3 (5). С. 66-94. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П. , прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского//Тверские ЕВ. 1904. 3. С. 77-81; 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г.//Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв.//Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в.//Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика//ВМУ: Филол. 1983. 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков//Русская речь. 1984. 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л. , Прохоров Г. М. Арсений//Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий//Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.

http://pravenc.ru/text/76186.html

85 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120. 86 Там же. С. 99. 87 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 280. 88 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119. 89 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 26. 90 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70. 91 См.: Свт. Тихон Задонский . Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241. 92 Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256. 93 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76. 94 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 425, 471. 95 См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631. 96 См.: Кратиров П . Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71. 97 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33. 98 Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10. 99 См.: Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81. 100 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 150. 101 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. С. 277. 102 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 183—184. 103 Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5. С. 158. 104 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 151. 105 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 106 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 278. 107 Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов . Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221—222. 108 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51—53; Ч. 2. С. 148—149, 239—240. 109 См.: Прп. Нил Синайский . Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний//Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

...Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и душевредной (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 275). Источник. ...Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 278). Источник. Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 24–25). Источник. ...Есть ревность по Богу? Значит, есть жизнь Христова в вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 24). Бывает вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 149). Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: «Авва! По силе моей держу себя нескверным от помыслов; итак, что мне еще делать?» Старец же, вставши, простер руки свои к небу, – и десять пальцев его были, как десять огненных свечей. И сказал ему: «Если хочешь, то будь весь огнем» (98, 39). Источник. Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию. Придя в город, авва увидал там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?» «Две вещи тронули меня, – отвечал старец. – Во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что у меня нет столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям» (97, 227). Блаженный Иоанн Колов оставил мир в юном возрасте и с родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они поместились на жительство в одной келье и подвизались в посте и молитве. Через некоторое время Иоанн сказал брату: «Я решил нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищи и пития, приготовленных на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу». Сказав это, он тотчас снял бывшую на нем одежду и нагой вышел из кельи в пустыню. В эту ночь случился сильный мороз. Не стерпев его, Иоанн возвратился в келью к брату своему и начал стучаться в дверь. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса. Потом сотворил молитву и сказал: «Кто там стучится так настойчиво в мою дверь?» Иоанн отвечал: «Это я, брат твой Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе». Даниил отвечал на это: «Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты мой брат? Разве не знаешь, что брат мой – ангел, что он небрежет о теле, не нуждается в пище? Уйди от меня!» Тогда Иоанн сотворил молитву и сказал: «Я брат твой, Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть». Когда он покаялся, брат отворил дверь и принял его в келью и при этом сказал ему: «Брат, на тебе плоть. Для нее ты должен трудиться, доставляя пищу и питие» (106, 285–286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010