А. является автором неск. посланий к своим родственникам и пастве, «цветников» (сборников выдержек из творений христ. писателей), богословских и полемических произведений, написанных с целью распространения учения часовенных, а также защиты христианства против нападок атеистов. Нек-рые сочинения А. («цветники», ряд посланий) известны лишь по упоминаниям о них в 3-томном Урало-Сибирском патерике (Там же. 4/90-г, 11/90-г, 5/91-г), посвященном истории часовенного согласия (начало работы над патериком относится к 40-м гг. XX в., в 90-х гг. он еще дополнялся). В патерике почти полностью приведено послание А. сестре Александре (Там же. 4/90-г. Л. 135 об.-137, 1928 г.), готовившейся к постригу. Послание представляет собой поучение об иноческих добродетелях и искушениях, особенно А. советовал беречься страсти любоначалия; очерчен краткий круг лит-ры для самостоятельного чтения: Лествица, патерик, творения преподобных Исаака Сирина и Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, жития святых. Урало-Сибирский патерик цитирует также послание А. к о. Максиму (Там же. Л. 149-149 об., 1976 г.), в к-ром игумен сокрушается о собственных несовершенствах, о том, что за заботами ушло время, к-рое нужно было посвятить монашескому подвигу. Во всех поучениях А. особенно советует стяжать смирение, избегать греха гордости. Сохранилось пространное послание А., написанное между 1955 и 1977 гг., без названия (Там же. 5/97-г), содержание к-рого Урало-Сибирский патерик передает так: «Большое письмо поучительное християном о покаянии, о молитве, о крестном знамении, о последнем времени, о смешении с еретики, о пиянстве». А. является одним из авторов житийных повествований Урало-Сибирского патерика (в разделах «О старцах» и «О старицах»). Наиболее значительно участие А. в создании 4 житий: его сестры Татьяны (м. Тавифы) (Там же. 11/90-г. Л. 36 об.- 50), о. Симеона (Там же. 4/90-г. Л. 105 об.- 107 об.), о. Георгия и м. Павлины (Там же. Л. 112 об.- 120) и самого А. (Там же. Л. 134-148 об.); жизнеописание А., созданное после его смерти, опиралось во многом на его мемуары, написанные в качестве предварительных материалов для патерика.

http://pravenc.ru/text/115976.html

31 Источник цитаты не установлен. 32 Т. е. Савеллий, который был родом из Птолемаиды Ливийской. 33 Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 281AB. 34 Правильная атрибутация цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. op. cit., 37, 9—13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ncrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultwis Catholiques), 1948). 35 Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 108С. 36 « Ουκουν ο διαζενξας αλληλων ουσιαν τε και δυναμιν, ην και ενεργειαν καλουμεν, εκ μεσου των οντων πεποικεν εκατερον ». 37 Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам,– примечание издателей. 38 Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. М., 1993. С. 265). 39 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 40 Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 41 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах» 42 Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 43 Максим Исповедник. Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165 AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божьего/Творения преподобного Максима Исповедника Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 44 Там же. 2, 90, PG 90, 1168С (р. п.: С. 253). 45 Там же. 2, 93, PG 90, 1169А (р. п.: С. 254). 46 Т. е. ангелы. 47 Василий Великий. Против Евномия, 3. PG 29, 660B (р. п.: С. 134).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

В 1780 г. по настоянию Ираклия II церковный Собор ГПЦ под председательством католикоса-патриарха Антония I за оставшиеся неизвестными «преступления разные» снял И. с кафедры и наложил запрет на совершение им богослужений ( Кавтария. 1977. С. 143). И. был сослан в монастырь Давидгареджи в пуст. Гареджи , откуда бежал в Имерети, надеясь, по-видимому, на поддержку имеретинского царя Соломона I (1752-1784), католикоса-патриарха Вост. Грузии Максима II (Абашидзе) и епископов Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (Путешествие. 1852. С. 2). Не добившись поддержки, И. по требованию Ираклия II вернулся в Тбилиси и жил в доме при ц. Квашвети . На протяжении всей жизни И. стремился оправдать себя. В «Путешествии...» упоминается о том, как он, «подверженный обсуждению и обвинению в этом, был обречен на гонения и подвержен великим мукам и страданиям мира сего определением и волею наставника моего, царевича Антония католикоса» (Там же. С. 9). За 1783-1795 гг. И. объехал почти весь православный Восток: К-поль (Там же. С. 11-28), Афон (Там же. С. 29-50), Иерусалим (Там же. С. 51-70), острова Патмос, Самос, Лесбос, Хиос, Лемнос, Кипр, Родос, Тенедос, Кефалония (Кефалиния) и др. (Там же. С. 61-76, 98-99), Бейрут, Дамаск, Египет (Там же. С. 84-90), п-ов Синай (Там же. С. 91-101). Также в эти годы он путешествовал по Европе - был в Венеции (Там же. С. 77-83), Вене (Там же. С. 102-107), Польше (Там же. С. 108-138); с разрешения Святейшего Синода РПЦ подвизался в Киево-Печерской лавре (Там же. С. 139-145). Очевидно, И. имел нек-рый дипломатический статус, данный ему либо Антонием I, либо Ираклием II. Так, во время путешествия по Востоку И. встретился почти со всеми Главами правосл. Церквей, и везде ему оказывали высокий прием; исследователи связывают это не только с личными качествами И.- образованностью, практическим умом, общительностью, обаянием, дипломатическими способностями, но и с авторитетом Ираклия II. И. с почетом был принят в Ахалцихе и заручился поддержкой тур. паши, к-рый помог ему доехать до К-поля. В 1784 г. И. предстал перед патриархом К-польским Прокопием и находившимся там в то время с братским визитом патриархом Иерусалимским Авраамием (1775-1787), к-рые «благословили» И. и «отпустили грехи», после чего он был «разрешен». О восстановлении И. в сане митрополита патриархи написали Ираклию II и Антонию I.

http://pravenc.ru/text/578302.html

60 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. С. 290—292. 61 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб.. 1883. T.I. С. 584. 62 Там же. С. 585—586. 63 Св. Василий Великий. Творения. СПб.. 1911. Т. I. С. 149—150. 64 Там же. T.II. С. 71. 65 Русская идеология. С. 117—120. 66 Тихомиров Л.А. Указ. соч. Ч.II. С. 116—117. 67 Там же. С. 12—20. 68 Там же. С. 22—24. 69 Там же. С. 25. 70 Т.е. самодержавною. Тихомиров в своем труде «Монархическая государственность» (Ч.III. С. 150) приводит определение самодержавной власти русского царя, данное Романовичем-Словатинским. который говорит: «Власть русского царя есть самодержавная, т.е. самородная, не полученная извне, не дарованная другой властью». 71 Тихомиров Л.А. Указ, соч. С. 28. 72 К учению о Святой Руси. С. 94. 73 Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 69—71. 74 Зызыкин М.В. Указ. соч. С. 59. 75 Тихомиров Л.А. Указ. соч. Московские ведомости. 1884. Ч. III. С. 133. 76 Аксаков И.С. Сочинения. М.. 1887. T.V. С. 13; Тихомиров Л.А. Указ. соч. Ч. III. С. 133. 77 Граловский А. Начала русского государственного права. СПб.. 1875. Т. I. С. 2. 78 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб.. 1910. Т.1. С. 61—62. 79 Там же. С. 77. 80 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб.. 1893. Т. 1. С. 158. 160—162. 81 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. 82 К учению о Святой Руси. С. 94—95. 83 Там же. С. 95. 84 Там же. С. 94—97. 85 Русская Идеология. С. 93: К учению о Святой Руси. С. 96. 86 Русская Идеология. С. 126—127. 87 Там же. С. 148. 88 Там же. С. 179. 89 К учению о Святой Руси. С. 100. 90 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч.П. С. 193—196: Ч.Ш. С. 224. 252. 91 К учению о Святой Руси. С. 99. 92 В русском переводе синодального издания слова этого стиха читаются так: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания: ибо жизнь человека не зависит от его имения». 93 В то время митрополит Макарий был архимандритом и профессором С- Петербургской Духовной Академии. 94 Собрание некоторых слов архимандрита Макария. инспектора и профессора богословских наук С.-Петербургской Духовной Академии. СПб.. 1847. С. 131. Ср.: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. СПб., 1883. С. 461—462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

1930) тюрьмах. 3 сент. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу с заменой 10 годами ИТЛ. 28 сент. отправлен по этапу в Карелию. Отбывал срок в Свирьском ИТЛ: с 3 окт. 1931 г.- в Бажанах, а с янв. 1932 г.- в Свирьстрое. 7 нояб. 1932 г. переведен в Соловецкий ИТЛ, до нояб. 1933 г. занимался канцелярской работой в г. Кемь. В 1934 г. отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ на строительство канала: отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по нояб. 1934 г.- в Тунгуде, со 2 нояб. 1934 по 15 июня 1937 г.- в Надвоицах и с 18 июня 1937 г.- в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин. В свободное время писал стихи. 14 окт. 1937 г. взят под стражу в лагере по обвинению в антисоветской агитации. 20 нояб. Особой тройкой УНКВД Карельской АССР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение, Ж. расстрелян вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Похоронен в общей безвестной могиле. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. 100256; Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-13738; Архив СБУ. Д. 38183фп; Информ. центр МВД Карелии. Картотека Соловецкого лагеря. Карточка личн. д. 2507; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Соч.: К вопросу о вечных муках//Христ. мысль. 1916. 7/8. С. 78-93; 9. С. 52-69; Тайна любви и Таинство брака//Там же. 1917. 1. С. 61-75; 3/4. С. 34-54; 5/6. С. 41-51; 7/8. С. 15-29; Из дум о братстве в Церкви//Там же. 1917. 5/6. С. 142-149; Литургический канон теперь и прежде: К вопр. о церк. реформе. В ограде верных//Там же. 1917. 9/10. С. 3-26; С.-Петербургские ЕВ. 1991. 1. С. 24-28; «Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката»//Сев. просторы. 1992. 1/2. С. 27-31; 3/4. С. 28-33; «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»//Рус. пастырь. Джорд., 1997. 28/29. С. 5-8; «Много званых, но мало избранных»//Там же. 2000. 37/38. С. 18-20; «Мы должны все претерпеть ради Христа...»: Проповеди, богосл. эссе, письмо из ссылки к своей пастве. М., 2008. Лит.: Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 73, 74, 78, 79, 99, 100; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 428, 438-439; Шкаровський М. В. Icmuhho-Npabocлabha Церква проти радянськоï влади: укр. cmopihku//Людина i cbim. 1997. 8. С. 40, 41, 43; он же. Истинно-православные на Украине//Правосл. жизнь. Джорд., 1998. 9. С. 3-11; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 70, 91-96, 103, 112, 117, 124, 125, 152, 365, 366, 375; Цыпин. История РЦ. С. 209, 661; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 13, 40-42, 86, 90, 93, 94, 307; Semenenko-Basin I., Procenko P. Anatolij hurakovskij. Mil., 1999. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/182361.html

Лужецкий настоятель занимался обработкой и изучением монастырского архива. В 1877 г. были разобраны рукописные столбцы «и переплетены в 3 книги с описанием содержания бумаг в каждом году и с общим для них алфавитным указателем» (Краткая летопись. С. 90). Д. описал также древнюю монастырскую вкладную книгу, рукописную Следованную Псалтирь XVI в. (Там же. С. 92). Сохранились книги из Лужецкой обители с пометами Д.: Требник XVII в., Минея за месяц дек., Минея за месяц окт., Минея за месяц нояб. Д пожертвовал в монастырскую библиотеку 60 книг (рукописных и печатных). Стоимость вложенных им рукописных книг - 646 р., печатных - 226 р. (Список настоятелей. С. 186). Сохранившийся материал позволяет говорить о Д. как о гимнографе. Он написал акафисты сщмч. Дионисию Ареопагиту, прп. Ферапонту Можайскому (27 мая 1877 г., в день памяти прп. Ферапонта, «начато употребление его при святом гробе преподобного» (Там же. С. 89)). В 1878 г. Д. составил службу преподобному (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 103), к-рая впервые стала совершаться в обители в день его памяти в 1878 г. (Краткая летопись. С. 91). Служба и акафист вместе были напечатаны в Московской Синодальной типографии в 1890 г. (Там же. С. 106). В 1877-1892 гг. Д. составил также ряд др. акафистов и служб, в т. ч. акафисты Колочской иконе Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне , прп. Иоанну Лествичнику , блгв. кн. Даниилу Московскому, службу и акафист ап. Павлу , прав. Филарету Милостивому , священномученикам Херсонесским , свт. Московскому Петру , акафист и службу с малой вечерней равноап. Марии Магдалине. Особый интерес представляют гимнограф. произведения, посвященные историческому событию, современником к-рого был автор. Это «служба Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17 день октября 1888 г.», а также акафист, посвященный тому же событию. В мон-ре во Введенском храме имелась «икона спасения Государя Императора 17-го октября 1888 г.» (Список настоятелей. С. 178). А. Попов приводит перечень акафистов, которые не были утверждены к изданию С.-Петербургским комитетом духовной печати. Среди них есть ряд акафистов без указания авторства, но к-рые, очевидно, были составлены Д. ( Попов. С. 427, 428, 433, 435, 437, 440, 443). Одной из причин отклонения было предложение неск. акафистов, посвященных одному и тому же лицу.

http://pravenc.ru/text/178371.html

Г. вел строгий, аскетический образ жизни, точно исполнял церковный устав. Еще в 1868 г. составил послание к пастве в качестве предсмертного завещания, в нем просил у всех прощения и молитв. После известия о гибели имп. Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. состояние здоровья Г. стало ухудшаться. Скончался на 2-й день Пасхи. Похоронен 17 апр. 1881 г. в калужском Троицком соборе, в зап. углу, погребение совершил Тульский архиеп. Никандр (Покровский) . После смерти Г. почитался в Калужской епархии, особенно в Оптиной пуст., где ежегодно 25 янв. (в день памяти свт. Григория Богослова ) по нему служились панихиды. К 2006 г. в Троицком соборе совершаются богослужения, захоронение Г. утеряно. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 71; К. 91. Ед. хр. 41; К. 106. Ед. хр. 10, 11; Ф. 214. Опт. 151-9, 151-10, 151-11; Опт. 361. Л. 56 об.-69 об., 268-274. Соч.: Воззвание [к настоятелям церквей о содействии успехам Миссионерского об-ва]//Калужские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 8. С. 219-220; [Предсмертное послание к пастве]//Там же. 1881. Ч. офиц. 8. С. 81-82; Письма ректора КазДА архим. Григория к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ПС. 1889. 1. С. 125-133. Лит.: Можаровский А. Ф. История Казанской ДС. Каз., 1868; Торжество празднования 25-летнего управления Калужской епархией//Калужские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 23. С. 427-440; 24. С. 448-462; Там же. 1881. 8. [вып., посв. Г.]; [Некролог]//Моск. вед. 1881. 113; Благовещенский А. История Казанской ДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; [Агапит (Беловидов), архим. ] Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). М., 1995. С. 40-51, 106-108. Г. М. Запальский, Е. В. Липаков Иконография Сохранилось неск. изображений Г., напр. поколенный портрет 1860 г. в овале, напечатанный в литографии В. Бахмана в Москве (РНБ),- иерарх представлен сидящим в кресле возле стола, в рясе и черном клобуке, с панагией и крестом в память Крымской войны, орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на груди и четками в руках, у него узнаваемые черты лица, высокий лоб и окладистая, темная борода; под изображением факсимиле автографа («Гpuropiй Епскпъ Kaлyжckiй»). На эстампе 1861 г. работы П. Ф. Бореля, вышедшем из литографии А. И. Траншеля (ЦАК МДА),- сходный тип изображения Г. с наградами (возможно, обе литографии восходят к неизвестному живописному оригиналу), но в правой руке архиерея - книга (Портреты духовных лиц. СПб., 1861). Его ростовое изображение в архиерейской мантии и клобуке, с теми же орденами, с поднятым вверх указательным пальцем правой руки имеется в росписи 80-90-х гг. XIX в. трапезной Оптиной пуст. в ряду портретов выдающихся иерархов, содействовавших духовному расцвету этой обители (возле свт. Филарета Московского). Портрет Г., как и мн. др. подвижников, находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166670.html

Арх.: Ин-т истории СО РАН. 1/96-г. Л. 1-3; 1/94-г.; 1/2000; 2/2001; 2/88-г.; 5/90-г. Публ.: Афанасий Герасимов. Повесть о Дубчесских скитах//Новый мир. 1991. 9. С. 91-103; то же: Духовная литература староверов востока России XVIII-XIX вв. Новосиб., 1999. [Т. 1.] С. 272-189; он же. Стихосложении: Берестяная книга//Живая старина. 1995. 1. С. 31-39; то же: Духовная литература староверов востока России. Новосиб., 1999. [Т. 1.] С. 310-321; он же. О конце света//Проза Сибири. 1996. 1. С. 278-286; Титова Л. В. «Благовещенье Пресвятыя Богородицы и Рождество Христово» - сочинение современного старообрядческого писателя Афанасия Герасимова//Русское общество и литература позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 298-324; Пример ко лжедуховномудреникам [прил. к ст.: Успенский Б. А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта (представления о рае в сер. XIV в.)]//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 134-142; Мурачёв А. Г. Благовещенье Пресвятыя Богородицы и Рождество Христово//Духовная литература староверов востока России. Новосиб., 1999. [Т. 1.] С. 254-271, 689-691; он же. О останке Израилевом. Наука и техника - природе убийца. Предатомные предвестии. Слово о Марфе и Марии. Плач Богородицы//Духовная литература староверов востока России XVIII-XIX вв. Новосиб., 2005. Т. 2. С. 303-411 [коммент.: 536-551]; Зольникова Н. Д. Сказание об иконе Божьей Матери Римской в переделке А. Г. Мурачёва//Памятники отечественной книжности: Новые тексты, новые интерпретации. Новосиб., 2007. С. 296-319. Лит.: Зольникова Н. Д. Современный писатель-старообрядец с Енисея//Традиционная духовная и материальная культура рус. старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 283-288; она же. Мемуары А. Г. Мурачёва, сибирского старовера-часовенного (кон. XX - нач. XXI в.)//Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV-XXI вв. Новосиб., 2010. С. 213-288; она же. Эсхатологические споры часовенных в посл. трети ХХ в. как инструмент самоидентификации//Гуманит. науки в Сибири. 2016. 3. С. 85-89; Покровский Н. Н. Рукопись сибирских старообрядцев на бересте//Живая старина. 1995. 1. С. 28-39; Титова Л. В. Духовные стихи в берестяной книге Афанасия Герасимова//Там же. С. 40-41; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв. М., 2002 (по указ.); Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII - нач. XXI в. Новосиб., 2012; Урало-Сибирский патерик: Тексты и комментарии: В 3 т. М., 2014. Кн. 1. С. 387-400.

http://pravenc.ru/text/2564358.html

71 Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7. 72 Он же. Homil. 30, 8. 73 Он же. Homil. 24,2. 74 De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2—3. 75 Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64. 76 Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9. 77 Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4. 78 Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3. 79 Ориген. In Rom. V,9; V,1. 80 De moribus eccles. cathol. 1,40. 81 Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum. 82 Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961. 83 Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?..» (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея). 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых), отпевание. 88 Рим.1:21—31; Пс.13:1—3; 52:1—4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4. 91 Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV,40. 95 Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7. 97 De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2. 98 Concil. Trid. sess. V,5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27. букв. «о-смертили себя». — Прим. пер. букв. «о-греховил». — Прим. пер. букв., «о-смертил». — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Во время своих благовестнических путешествий ап. Павел не мог не заложить в основанных им общинах начатка церковной организации; автор книги Деяний 87 именно так и представляет дело, рассказывая как апостол ставил по всем городам пресвитеров. Однако эти местные руководители церкви редко упоминаются в его посланиях. В самых ранних посланиях говорится больше об отдельных служениях власти, чем о твердо установленных должностях 88 , а там, где речь заходит о них, внимание обращено более на странствующее вселенское апостольство, чем на местное управление. Так, Послание к ефесянам 89 перечисляет одновременно апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей; не все эти наименования имеют свой специальный смысл, а три первые не относятся к местной организации церкви. Не следует впрочем думать, чтобы носители церковного сана среди новообращенных могли иметь в глазах апостолов большое значение. Все они были недавно обращены и едва отстали от язычества; истинными главами церкви все еще были непосредственные провозвестники Евангелия. Однако состав церковного управления уже был налицо, назывался даже теми самыми именами, которые впоследствии остались в употреблены. В надписании своего Послания к филиппийцам, написанного ок. 63 г., ап. Павел обращается к «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». За несколько лет перед этим, по дороге в Иерусалим, он созвал «пресвитеров» Ефеса и поручил их заботам юную церковь , где Св. Дух поставил их «епископами» 90 . Уже отсюда видно, что между пресвитерами и епископами не делали различия и что управление церковью было коллегиальным. Ефесская церковь , как и Филиппийская, находилась под руководством группы лиц, которые были в то же время пресвитерами и епископами. Этот порядок, или, если угодно, этот способ выражения продержался весьма долго. По посланиям ап. Петра и ап. Иакова 91 , местная церковь находилась под руководством «пресвитеров», в Пастырских посланиях, отводящих столько места избранию и обязанностям церковных властей, они именуются то пресвитерами, то епископами. Послание св. Климента (около 97 г.), имеющее здесь весьма важное значение, так как оно было написано по поводу споров о церковной иерархия, рисует нам местную церковь под управлением епископов и диаконов. То же видим мы и в недавно открытом Учении XII апостолов. Терминология здесь та же, что и в Послании к филиппийцам. Около 115 г. Филиппийская церковь получила послание от Поликарпа, еп. Смирнского; в нем речь идет лишь о пресвитерах и диаконах 92 . Ерм 93 так же говорит о римской церкви своего времени; то же можно сказать о II послании Климента, римском или коринфском памятнике, современном Ерму . Эти последние произведения доводят нас приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010