Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Наиболее ценные церковные сосуды пожертвованы в Ипатьевский монастырь Годуновыми. Лучшие из них – это подарок Дмитрия Ивановича и сына его Владимира Годуновых – массивный потир (табл. I, с правой стороны от зрителя), дискос, звездица, копие и лжица, сделанные из золота (поддон дискоса серебряный и составляет работу позднейшую); потир украшен чеканными изображениями четырех евангелистов, и дискос – изображением Божественного Агнца-Младенца, подле которого стоят ангелы с ромбоидальными рипидами. Потир имеет надпись: «лета 1590 при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея руси дал сей потир вдом пречистые и живоначальные Троицы выпатцкой монастырь золотые сосуды потырь звезду три блюдца лжицу копиецо дал конюший и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей и ввечны благ». Второй потир (табл. I, с левой стороны) серебряный со звездицей и лжицей 1603 года – подарок окольничего Ивана Ивановича Годунова: потир украшен витым орнаментом и чеканным изображением деисиса. Третий потир серебряный отличной ажурной работы, с серебряным дискосом и звездицей в стиле второй половины XVII века. К этой же категории предметов следует отнести водосвятные чаши (табл. VII), из которых одна пожертвована Яковом Афанасьевичем Годуновым (во иноцех – Иосиф) в царствование Ивана Грозного; вторая 1594 года и третья начала XVII в. – подарок Д. И. Годунова. Два панихидных блюда, из которых одно пожертвовано тем же Д. И. Годуновым, другое Иваном Ивановичем Годуновым (табл. VIII). Представляют интерес также: серебряная ладанница (табл. IX, между двумя ковшами) с 13-ю бюстовыми изображениями светского характера, исполненная в стиле возрождения, по-видимому, западным художником и, вероятно, бывшая первоначально ларцом или солонкой; кропило, пожертвованное Иваном Андреевичем Голицыным, западной работы, переделанное, кажется, из подсвечника; другое кропило 1658 г. (табл. VII) с черневой надписью: «лета 7166 году августа в 6-й день построено сие кропило в дом живоначальныя Троицы в Ипацкий монастырь при архиморите Тихоне сбратиею из ризницы; серебряные ковши, из которых один – царя Михаила Фёдоровича – прислан Императором Николаем I из Моск. Оружейной палаты (табл. IX, с левой стороны), а другой Императрицы Екатерины II (табл. IX, с правой стороны); фонарь (табл. X) сделанный из железа и слюды в форме шатровой церкви – один из лучших образцов этого рода, уцелевших доселе, и выносной крест (табл. XI), украшенный басмой. По преданию, крест этот и фонарь принесены в Ипатьевский монастырь Московским посольством 1613 г. Посох, по преданию – царя Михаила Фёдоровича (табл. XII). Поставная свеча оригинальной формы: четырёхгранная, сделана из досок, украшенных свящ. изображениями (табл. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

64) л. 41. а) У жены Василия родится сын, имя ему нарекают Иоанн.в) Василий приносит св. Иоанну мешки с деньгами и иным имением и драгоценные сосуды. (См. табл. XXXI) 65) л. 41 об. Св. Иоанн крестит зятя Муронова игемона Лаврентия. (См. табл. XXXII). 66) л. 42. Св. Иоанн изгоняет беса из сына жителя того же града Офора именем Хруса («како сына Хроусова исцеле»). 43) ( л. 48 об. Св. Иоанн изгоняет беса из больного сына Хруса. 67) л. 42 об. Св. Иоанн крестит Хруса, жену его и сына. (См. табл. XXXIII). 68) л. 43. По слову св. Иоанна разрушается капище Аполлона (как бы разваливается на отдельные кирпичи) В храме все бывшие остаются целы. (См. табл. XXXIV). 44) ( мз) л. 49 об. По слову св. Иоанна разрушается храм Аполлона, несмотря на жрецов, угрожающих св. Иоанну жезлами. 69) л. 43 а) Язычники избивают св. палками;в) сажают его и св. Прохора в темницу. 71) л. 44 об. Мурон с Аполлонидом приходят к игемону Акиле ходатайствовать за св. Иоанна. 72) л. 45. а) Аполлонид снимает железа со св. Иоанна.в) Мурон изводит св. Иоанна из темницы.с) Мурон просит св. Иоанна пребывать в дому его, не выходить и не сталкиваться с язычниками. (См. табл. XXXV). 73) л. 45 об. Св. Иоанн и св. Прохор проходят около прокаженного. (См. табл. XXXVI). 74) л. 46. а) Жена некая вдова, встретив св. Иоанна, спрашивает о дороге к храму Аполлона. Св. Иоанн, узнав, что она хочет молиться об изгнании беса, мучащего сына её, посылает её домой, гдев) она и находить сына здоровым по слову Иоаннову. (См. табл. XXXVII). 45) ( ми) л. 52. Жена некая вопрошает св. Иоанна о дороге к храму Аполлона. 75) л. 46 об. а) Св. Иоанн исцеляет прокажённого.в) Исцеленный прокаженный приходить в дом Мурона 46) ( м) л. 53. Исцеленный прокаженный приходит к св. Иоанну, вкушающему трапезу в дому Мурона. 76) л. 47. Св. Иоанн крестит Родона, «нетиа» Муронова 77) л. 47 об. а) Св. Иоанн благословляет припадшего к его ногам исцелённого прокажённого.в) Св. Иоанн крестит исцелённого прокажённого. 78) л. 48. Св. Иоанн толкует жидовину Кару Священное писание и рассказывает об Иисусе Христе. Жест толкования состоит из именословного перстосложения. Еврей и все окружающие с жестами изумления и напряженного внимания. (См. табл. XXXVIII

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

2 . Подобная же панагия (табл. VII, 2) в виде звезды (0,10 м.) серебряная позолоченная, с восемью жемчугами. Фон украшен чеканной орнаментикою. В средине под кабошоном на меди изображена Св. Троица ветхозаветная. Вверху ушко с двумя пуговками и цепь серебряная белая панцирная. Внизу привеска в виде корсунчика с распятием, с серебряными наконечниками и парагонами. Обратная сторона – обновленная гладкая, с надписью «Серебреников». Панагия XVII в. 3 . Такой же формы панагия (табл. VII, 3), но несколько меньшего размера, с 8 жемчугами. В средине под кабошоном образ И. Христа, ушко с жемчугом. На левой стороне обозначены надписями Св. мощи: Ионы Архиепископа, Иоанна Архиеп. новгородского, Иакова Боровицкого, Иакова Перского, муч. Акилины и «Плащаница Христова». Век XVII. 4 . Роскошная многогранная серебряная панагия (0,13х0,16 м.), закрашенная филигранью, бирюзой, альмандинами и яхонтами (табл. VII, 4). В средине под кабошоном прекрасный «чин»: И. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела. Возле ушка две ажурные пуговки, две пластинки, богато украшенные камнями, и приспособление для цепочки. Бляшки с трех сторон – правой, левой и нижней – ажурные. Левая сторона гладкая. Век XVII. 5 . Многогранная панагия (0,12 м.) серебряная с прорезным орнаментом на лицевой стороне; украшена эмалью и 8-ю камнями. Внизу привешен каменный образок. Цепь в виде мониста (табл. VII, 5). 6 . Небольшая серебряная овальная панагия (0,05 x 0,07 м.) с ушком и привеской. На лицевой стороне изображение Богоматери «воплощение», на обратной Арх. Михаил, вокруг которого надпись с обозначением мощей. XVII в. (Табл. VII, 6). Нижняя группа таблицы VII. 1 . Маленькая (0,05x0,06 м.) золотая панагия (табл. VII, 1). В средине крупный жемчуг; внизу три привески, из которых средняя имеет форму старинной серьги, украшенной жемчугом. На левой стороне тонко нацированный орнамент. 2 . Панагия овальная (0,09x0,11 м.). Середина янтарная, обработана в форме сердца (табл. VII, 2): здесь помещено горельефное изображение Св. Троицы в виде «Отечества», при чем Бог Отец представлен в трехсоставной папской тиаре. На обратной стороне сердца начертана монограмма латинская, может быть, иезуитская. Фигура сердца заключена в овальную серебряную раму с изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. Вверху и внизу херувимы. Цепочка кольчатая позолоченная. Панагия эта западной работы XVIII в., оправа русская, также не ранее XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Прилагаемые при сем фототипии исполнены Д.М. Гусевым с фотографий г. Чистякова. К рисункам Табл. I. Вид церкви Спаса Нередицы с западной стороны. Восточный фасад храма. Во время ремонта Северный фасад. Во время ремонта Вид с запада. Во время ремонта Село Спасское и церковь Спаса Нередицы. Табл. II. Восточный фасад церкви Спаса Нередицы. Северный фасад. Во время ремонта Вид с южной стороны. Во время ремонта Тоже. Во время ремонта Вид с юго-восточной стороны. До ремонта. Табл. III. Тимпан западного подпружного свода. Деталь фресок на западной стене выше хор. Рождество Христово. Орнамент на западной стороне западной подпружной арки. Деталь фрески с изображением Рождества Христова (на западной стене выше хор). Господь Вседержитель (из сцены Вознесения, в куполе). Здесь, как и на всех сводах храма, видны шляпки железных гвоздей, поддерживающих штукатурку. Табл. V. Ангелы, поддерживающие диск с изображением Спасителя в картине Вознесения (в куполе). Рождество Христово. Табл. V. Св. праведная Анна, мать Богородицы. Фреска в замке северной подпружной арки. Нерукотворный Образ Спасителя на плате Фреска в замке восточной подпружной арки. Праведный Аким, отец Божией Матери. Фреска в замке южной подпружной арки. Нерукотворный Образ Спасителя на черепице. Фреска в замке западной арки. Пророк Исаия. Фреска в барабане купола. Пророк царь Соломон. Фреска в барабане купола. Табл. VI. Св. «Оаросиния». Фреска над проходом у северо-западного пилона над хорами. Пророк Елисей. Фреска над проходом у юго-западного пилона над хорами. Фреска на южной стороне северо-западного пилона. Св. Феодосия. Фреска на южной стороне прохода у северо-западного пилона. Св. Пелагия. Фреска на северной стороне прохода у северо-западного пилона. Св. Нестор и Рождество Богородицы. Фреска над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны. Св. Максим Исповедник , св. Иоанн Куицишкъ. Фрески над изображением Рождества Богородицы над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны. Табл. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Древняя Софийская ризница в Новгороде. [T.] 1. М., XII, 214 с., XXIII фототип. табл., 35 снимков в тексте. В приложении на с. 125–214 опубликована «Опись церковного имущества Софийского собора 1751 г., составленная Софийским протопопом Дометием Феофилактовым». 1913 Древняя Софийская ризница в Новгороде. [Т.] 2. СПб., 1913. 35 с., XVII фототип. табл., 6 рис. и снимков в тексте. Новое церковное искусство и церковная старина//Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. М., 1913. 1. С. 10–20. Перепечатано в изд.: Богословие образа. Иконы и иконописцы: Антология. М., 2002. С. 263–274. Из поездки в Италию//Там же. 4–5. С. 3–15, 3 фототип. табл, в тексте + 17 л. (36 рис. на фототип. табл. I–XVII) + 1 л. (литогр. табл.). Феодоровская чудотворная икона Богоматери//Летописный и Лицевой изборник Дома Романовых: Юбилейное издание в ознаменование 300-летия Царствования а?г_-а?г_ М.: Изд. С. С. Ермолаева, Вып. а. С. 17–26, in fol. Перепечатано в изд.: Богословие образа. Иконы и иконописцы: Антология. М., 2002. С. 357–365. Костромской Ипатьевский монастырь: Колыбель Царствующего Дома//Там же. С. 47–68, in fol. В тексте воспроизведены рисунки H. Н. Хохрякова. Предисловие//ССС. Юбилейный сборник Императорского С.-Петербургского Археологического института: 1613–1913. СПб., 1913. С. V–VIII. [Отзыв] о сочинении Алентова Виталия (иером. Венедикта) «Чин таинства Елеосвящения. Историко-археологический очерк»//ЖЗСДА за 1912/13 уч. г. (в извлечении). СПб., 1913. С. 286. [Отзыв] о сочинении студента Дюкова Александра «Макариевский Колязин монастырь и его древности»//Там же. С. 315–316. [Отзыв] о конкурсном сочинении Протопопова Димитрия «Нилова пустынь: ея история и древности»//Там же. С. 412. [Отзыв] о конкурсном сочинении Троицкого Димитрия «Происхождение и состав русского иконописного подлинника»//Там же. С. 471–472. 1913 Древняя ризница Софийского новгородского собора//Труды XV АС в Новгороде: 1911. Μ., 1914. T. 1. С. XI–XVIII, 1–124, XXIII фототип. табл., 35 снимков в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108) л. 63 об. а) Жрец Аполлона искушает св. Иоанна, прося исцелить хромого сына.в) По слову Св. Иоанна у самого жреца заболевают обе ноги, и он падает на землю. 66) ( ) л. 70. Жрец Аполлона охромевает по слову Иоаннову. 109) л. 64. а) По слову св. Иоанна св. Прохор исцеляет хромого сына жреца и приводить исцелённого к св. Иоанну.в) Исцелённый припадает к ногам Иоанновым, который и благословляет его. (См. табл. LII). 67) ( о) л. 70 об. Св. Прохор по повелению св. Иоанна исцеляет хромого сына жреца Аполлонова. 110) л. 64 об. Св. Иоанн исцеляет и благословляет уверовавшего жреца Аполлона. (См. табл. LIII). 68) ( оа) л. 71. Исцеленный припадает к ногам св. Иоанна, а пораженный чудом отец его, жрец Аполлона, молит об исцелении и крещении. 111) л. 65. Св. Иоанн совершает в море крещение жреца и сына его, исцелённых от хромоты. (См. табл. LIV). 112) л. 65 об. а) Человек, одержимый «трудом водным», пишет мольбу св. Иоанну об исцелении.в) Посланный передает св. Иоанну послание. (См. таблицу LV). Соответствующих миниатюрам 112–114 рисунков в рукописи нет, но их и не было, так как текстимеется на своем месте, без иллюстраций. 113) л. 66. а) Св. Иоанн пишет грамоту.в) Грамота вручается посланным больному.с) Больной исцелевает. (См. табл. LVI). 114) л. 66 об. Св. Иоанн совершает крещение над исцеленным им больным «трудом водным». 115) л. 67. Св. Иоанн в доме «Гемона»: жена «Гемона» лежит на ложе, около неё спеленатый новорожденный. Св. Иоанн благословляет «Гемона».В рукописи везде Гемон, как собственное имя: на самом деле это «игемон». (См. табл. LVII). 116) л. 67 об. «Гемон» и жена его предлагают св. Иоанну многое драгоценное имущество. 69) ( ов) л. 72. Св. Иоанн совершает крещение «Гемона».(И в этой рукописи «Гемон» как собственное имя). 117) л. 68. Св. Иоанн с учениками идет в град Мурос (или Муроса?): «приидохом в Моуроса». (См. таблицу LVIII). 118) л. 68 об. Св. Иоанн спрашивает о 12 юношах, прикованных и обречённых в жертву волку. 119) л. 69. Св. Иоанн изгоняет с острова Патмоса демона, бывшего в образе волка. (Волк – демон изображен человекообразным с человеческим лицом, отличающимся необыкновенно длинным носом). (См. табл. LIX).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

131) л. 75. а) Поклонники Диониса-Вакха в храме его напиваются и блудят с женами («нападаху на жены несытным многоблудством»); b) Св. Иоанна, порицавшего празднование Дионисово, жрецы, связав, избивают палками. (См. табл. LXV). 76) ( о ) л. 80. Жрецы Денисовы связывают св. Иоанна. 132) л. 75 об. а) По слову св. Иоанна храм Диониса разрушается и погребает в развалинах 12 жрецов. 77) ( п) л. 80 об. а) По слову св. Иоанна храм Диониса разрушается и давит жрецов. b) Испуганный народ развязывает св. Иоанна. (См. табл. LXVI). b) Народ освобождает св. Иоанна. 133) л. 76. Жрец Нетиан предлагает св. Иоанну воскресить 12 задавленных в развалинах жрецов. (См. таблицу LXVII). 134) д. 76 об. Жрец Нетиан вызывает 12 злых духов, которые принимают образ задавленных жрецов. (См. табл. LXVIII). 135) д. 77. Нетиан ведет народ на то место, где находился разрушенный храм Диониса. 136) д. 77 об. а) Св. Иоанн приглашает св. Прохора идти на место падения храма (узнав духом предпринятый Нетианом обман)в) Св. Иоанн прогоняет бесов. 137) л. 78. Нетиана приводят к св. Иоанну; многие просят о просвещении Христовом и припадают к ногам. 78) ( па) л. 83. Нетиана волхва приводят к св. Иоанну. 138) л. 78. Нетиан злым волшебством, чтобы воспрепятствовать крещению, претворяет воду в реке в кровь, но словом Иоанновым река очищается. (См. табл. LXIX). 139) л. 79. Св. Иоанн крестит народ на глазах пораженного Нетиана, который в изумлении уронил и книгу волхований. (См. табл. LXX). 79) ( пв ) л. 84. Св. Иоанн крестит народе на глазах изумлённого и огорчённого Нетиана.Превосходно изображен удрученный волхв: он сжал руки и весь согнулся. 140) л. 79 об. Св. Иоанн совершает крещение волхва Нетиана. 141) л. 80. Падают кумиры в доме Нетиана, вся семья его и домашние принимают крещение от св. Иоанна. (См. табл. LXXI). 80) ( пг ) л. 84 об. Падают кумиры в доме Нетиана. 81) ( пд ) л. 85. Св. Иоанн ведет беседу в доме Фауста и просвещает его.В Академической рукописи миниатюры, соответствующей этой, совсем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Начиная с сер. XVI в. образ М.-воина часто включали в программу церковных росписей, как правило размещая среди фигур на гранях столбов. В Спасо-Преображенском соборе Спасского мон-ря в Ярославле (1563/64) он представлен на сев.-зап. столбе в среднем ярусе как юный воин в доспехах и в плаще; он опирается на меч в правой руке, в левой копье, украшенное прапором (см.: Анкудинова, Мельник. 2002. Ил. на с. 71. С. 100. Табл. 12). В росписи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598) святой написан в нижнем ярусе на сев. грани юго-вост. столба (по мнению Л. С. Ретковской, это образ мч. Меркурия Смоленского) - он юный и безбородый, вооружен копьем, мечом и небольшим 8-гранным щитом за левым плечом. В том же соборе М. в доспехах, с копьем изображен в паре с вмч. Феодором Тироном на сев. стене в откосе окна (нижний ряд, среднее окно, вост. откос; живопись поздняя). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторяющей программу и рисунок росписи 1564/65 г., фигура М. находится на юго-зап. столбе, на юж. грани в 3-м ярусе, над образом мч. Христофора; М. молод, безбород, в воинских доспехах, в правой руке держит крест, в левой - меч, за левым плечом - щит. Изображение М. нередко встречается на столбах и в оконных откосах в росписи храмов 2-й пол. XVII в., ориентированной на Кремлевские соборы Москвы. В Успенском соборе в Ростове (1659, 1670-1671) М. представлен в 3-м ярусе сверху на зап. грани юго-вост. столба ( Никитина. 2015. С. 304. Табл. 9 Б. 11). Если в визант. искусстве М. изображали часто в паре или рядом с мч. Прокопием Кесарийским, в поствизантийском - с вмч. Иаковом Персянином, то в рус. традиции встречаются разнообразные варианты расположения святых на столбах соборов: напр., М. представлен вместе с мч. Мардонием Никомидийским во 2-м ярусе на сев. грани юго-зап. столба в росписи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1685, артель под рук. Гурия Никитина). Образ М. включен в роспись: Троицкого собора Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря в Ростове (1689) - в 1-м ярусе на зап. грани сев. столба (Там же. С. 423. Табл. 8. 11А); ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683) - в оконном откосе юж. окна верхнего света на зап. стене (см.: Там же. С. 375. Табл. 8. 92); Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684) - в зап. откосе зап. окна верхнего света на юж. стене (Там же. С. 390. Табл. 7. 51).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

5) л. 3 об. Корабль терпит крушение. Св. Иоанн бросается вплавь, св. Прохор спасается, плывя на доске.Согласно с текстом корабль расседается, а не опрокидывается. У корабля и на носу, и на корме изображены звериные головы. (См. табл. III). 2) л. 3. Св. Иоанн Богослов схватив в руки весло бросается в воду с опрокидывающегося корабля. 6) л. 4. Св. Прохор и с ним все спасшиеся выходят на землю в 5 поприщах от Селевкии и после трех часов лежания на берегу от крайнего изнеможения уговариваются идти в Селевкию. 7) л. 4 об. а) Граждане Селевкии, а с ними и потерпевшие крушение, обвиняют св. Прохора, что он вместе с исчезнувшим Иоанном Богословом, который «злохитрый волхв», виновен в потоплении корабля. Требуют, чтобы Прохор предал волхва и сказал, где он.в) Прохора ведут в темницу (изображенную в виде зеленого здания с башенками). Ввергает юноша в бытовом костюме, в узких зеленых брюках, а граждане в шубах с длинными рукавами, так что чисто иконописный костюм только на св. Прохоре. (См. табл. IV). 3) л. 4. Воин ведет св. Прохора в темницу (обычное византийское здание типа базилики). 8) л. 5 об. а) Св. Прохора приводят на «общее место» пред старейшины града.в) После данных объяснений св. Прохор, отпущенный, уходить с «общего места». (См. табл. V). 4) л. 4. Св. Прохор стоит на «общем месте» пред старейшины (коих всего 2). 9) л. 6. а) св. Прохор помогает св. Иоанну выйти на берег.в) св. Прохор лобызается с св. Иоанном.с)Разговаривая, идут в село Mpaмophoe.d) Беседуют, войдя в ограду городскую. Таки образом в одной композиции разделены и изображены четыре момента. (См. табл. VI). 5) л. 5 об. св. Прохор, по завету св. Иоанна, достигнув через 40 дней Азии, на приморском каменистом месте у села Мраморного, изнеможенный усталостью впадает в сон.6) л. 6. Проснувшись, св. Прохор замечает огромную волну, которая «исплюну» св. Иоанна на брег. Св. Прохор помогает св. Иоанну выйти па берег.В композиции два момента и св. Иоанн изображен дважды. 10) л. 7. Подойдя к граду Ефесу, святые Иоанн и Прохор останавливаются на месте, именуемом «призрак Артемидин» около бани городского старейшины, именем Диоскорида.Жена, которой поручена баня, нанимает святых странников топить баню. Женщина нарисована с короною на голове. (См. табл. VII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010