Место в Деяниях Событие География Робинсон (1976) Джуитт (1979) Послания (1999) Макрей (2003) Кинер (2013–16) Рождение 2 пол. 10-х гг. Обращение на пути в Дамаск Дамаск Авг-окт.34 Между 31 и 34 Дамаск, Аравия (33–35) Иерусалим Кон.37 Тарс, Сирия, Киликия (35–46) Между 34/35 и 40? Павел в Антиохии Антиохия Ок. 40–47? Второе посещение Иерусалима, во время голода Иерусалим Первое миссионерское путешествие Пергия, Атталия, Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия Весна 45-весна 49 Кон.47-сер.48 Апостольский Собор в Иерусалиме Иерусалим Авг-окт.51 Нач.49 Второе миссионерское путешествие Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины, Коринф, Эфес Кон.49 или нач.50-осень 52 Лето 49-лето 51 Третье миссионерское путешествие Эфес, Троада, Македония, Милет, Тир, Кесария Весна 53-весна 58 Авг.51-май 54 Пребывание в Иерусалиме Иерусалим Пребывание в Кесарии Кесария Лето 57-лето 59 Лето 57-лето 59 Лето 54-июнь 56 Путешествие в Рим Сидон, Миры, Крит, Мальта, Сиракузы, Регия, Путеолы Осень 59-зима 60 Осень 59-зима 60 Осень 60-весна 61 Осень 56-зима 57 Первое заключение в Риме Весна 61-весна 63 Май 57-фев.59 Более поздние путешествия, второе заключение в Риме Смерть Зима 67–68 64–67? 23 Cp.: Keener C.S, Acts. Vol. 2. P.1449 (автор, однако. отмечает. что эта датировка – не более чем догадка). 25 Benedktus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis mitlesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli. P.670. 26 Датой рождения Иисуса Христа принято считать 5–6 годы до Р.Х. О том, каким образом Иисус мог родиться за несколько лет до «Рождества Христова». см. в: Иларион (Алфеев) , митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. С.257–262, гл.5, 2. О возрасте апостолов см.: Там же. С.537, гл.12, 5. 27 См., в частности: Hengel M. Zur urchristlichen Geschichtsschreibung. S.72 (32–34гг.); Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. P.30; Hubaut M.A. Paul de Tarse. P.29–57; Baslez M.F. Saint Paul. P.401–405. 34 Jewett R.A. Chronology of Paul " s Life (схема помещена в конце книги и не имеет пагинации). Выстраивая хронологию жизни Павла, Джуитт отдает предпочтение Павловым посланиям как первичному источнику перед книгой Деяний как вторичным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 1834 г. место погребения П., находившееся на правой стороне подклета Никольской ц., представляло собой «гробный растреснувшийся и обращающийся в песок камень, над коим сделан небольшой деревянный, несколько возвышенный обруб, покрытый парчовым покрывалом» (Там же. Л. 2). Кроме того, около Покровской ц. были найдены остатки колодца, выкопанного «по преданию предков самим оным иеромонахом Пафнутием»; при возобновлении этого колодца в нем был «найден медный крест, в дереви врезан на самом дне», к-рый после извлечения покрыли серебром и позолотой (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Крест хранился в Никольской ц., в наст. время его местонахождение неизвестно. Паломники ради исцеления от болезней служили панихиды у гроба П., а также пили воду из колодца святого, смешанную «с песком от его надгробия» (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об., 59). Панихиды совершались вплоть до 20-х гг. XX в. (Жизнеописания. 2015. С. 328). По благословению еп. Амвросия в Никольской ц. была заведена книга для записи чудес по молитвам П. (ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 158. Л. 6 об.; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58). Сохранился лишь краткий «Реестр видевшим сновидения и получившим исцеления людям» (ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 58 об.- 59 об.). В нем описаны 11 чудес, зафиксированных с окт. 1833 по февр. 1839 г. В основном это исцеления жителей Балахны, Н. Новгорода, крестьян Нижегородской и Костромской губерний от душевных болезней: «черной тоски», «злобы» и «кликоты». Запись в «Реестре...» от 1 окт. 1833 г. зафиксировала чудесное явление П. во сне смотрителю Балахнинского уч-ща титулярному советнику П. П. Павловскому, во время к-рого святой указал точное местоположение своей могилы на сев. стороне подклета Никольской ц. Согласно описанию Павловского, П. предстал ему монахом в возрасте ок. 50 лет, одетым в рясу, клобук, с четками в руках. В Синодике Троицкой кладбищенской ц. Балахны, составленном в 60-х гг. XIX в.- 1907 г. (ныне хранится в фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса: БРМ-3153/ПИ-82), встречается более 70 семейных поминаний, в начало которых жители Балахны и Н. Новгорода вписывали «иеромонаха Пафнутия» (очень часто вместе с именем «иеромонаха Серафима», т. е. прп. Серафима Саровского).

http://pravenc.ru/text/2579802.html

Только в начале XX столетия вопрос о формальном и каноническом положении Константинопольского патриарха в Православной Церкви приобрел острый и насущный аспект в связи с новой теорией Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксасис), который поднял вопрос о подчинении всей православной диаспоры, находящихся вне территории автокефальных Церквей, Константинопольскому патриарху, основывая эту новую теорию на канонах Вселенской Церкви. Против такой новой теории Константинопольского патриарха почтительно, но остро и со знанием предмета выступил один из последних российских канонистов, проф. С. В. Троицкий 58 58. Хотя Константинополь, по мысли императора Константина, должен был быть преимущественно христианским городом, центром и опорой новосозданного христианского государства, тем не менее проф. В. В. Болотов говорит: «Константинопольская церковь не могла похвалиться ни древностью происхождения, ни апостольским основанием», следовательно, Константинополь в чисто церковном отношении не имел таких привилегий, какие выпали на доля других восточных церквей. В основе возвышения Константинопольской кафедры лежало ее политическое положение, как новой столицы римской империи. В конце IV века, по утверждению Григория Богослова , в Константинополе было мало православных, там господствовали ариане 59 59. А проф. А. В. Карташов, сам будучи в юрисдикции Константинопольского патриарха, так характеризовал состояние нового Рима ( Константинополя) в начальный период его образования: «Нельзя сказать, чтобы православной иерархии Константинополя посчастливилось от самого ее появления на сцене истории как столицы, так как вождь ариан Евсевий сразу же захватил Византию вместе с дворцом под свое влияние. Рим и Александрия полстолетия боролись с Константинопольским арианством и императорами. Рим и Александрия сознавали себя на страже вселенского православия...против этого неблагославленного выскочки – Константинополя. И против его маленького епископа, зависимого от митрополита Ираклийского. Никакого церковного прошлого, никаких заслуг перед Церковью и православием . Только одни раздражающие претензии быть каким-то непрошенным главой церкви, орудием государственной власти. Под покровительством Феодосия Великого в 381 году на втором Вселенском Соборе царствующий град, еще не отмывшийся от арианской грязи, уже провозглашен был в церковном отношении вторым по чести после древнего Рима» 60 60.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Т. зр. о П. У. как о псевдониме Иоанна IV Грозного получила развитие у Н. А. Ганиной и Д. М. Коренева. По мнению исследовательницы, «смысл псевдонима может быть вполне уяснен при одновременной расшифровке обеих частей псевдонима, то есть при прочтении его как единого цельного высказывания» ( Ганина. 2007. С. 233). Соединение содержательных элементов «Парфений» («девственный, имеющий отношение к деве») и «Уродивый» («безумный, неразумный») отсылает к евангельской притче о мудрых и неразумных девах (согласно слав. переводу, «мудрых и юродивых»). Тем самым псевдоним Парфений Уродивый оказывается обозначением пишущего как «девы юродивой», не имеющей елея в светильнике и отверженной Женихом (Там же). Покаянное самоуподобление царя «деве юродивой» вполне отвечает духу и образности «Канона...» (Там же. С. 234). Причину использования царем псевдонима Ганина видит в том, что «понятия Иоанна IV о царском достоинстве могли не позволить ему подписывать своим царским именем Канон, исполненный глубокого личного покаяния и живейших личных чувств» (Там же. С. 236). По мнению Д. М. Коренева, «модель поведения юродивого, его методы спасения христиан, его место (чин) в социальной системе вполне соответствовали темпераменту и характеру первого русского царя, его оценке своего места и роли в Московском царстве» ( Коренев. 2012. С. 97). В частности, «выделяя себе опричный удел в Московии, царь тем самым формировал ситуацию, аналогичную той, в которой находился юродивый по отношению к Церкви» (Там же). Принятие Иоанном IV Грозным имени Парфений исследователь связывает с заключением царя, что «с новгородской ересью покончено», и с житием прп. Парфения , еп. Лампсакийского, к-рый прославился обращением в христианство язычников, изгнанием бесов и строительством христ. храмов на месте идольских капищ (Там же. С. 98). Нек-рые совр. исследователи приводят аргументы, свидетельствующие о недостаточной обоснованности концепции о том, что П. У.- псевдоним Иоанна IV. В 2002 г. А. А. Турилов и А. В. Чернецов обратили внимание на сведения «Сводного иконописного подлинника», в к-ром упоминается описание изображения «отца нашего Парфения, иже Христа ради Уродиваго, творца Канона Ангела Грозного». При этом авторы призвали осторожно относиться к этой информации, поскольку она содержится в поздних (не ранее 2-й пол. XVIII в.) источниках ( Турилов, Чернецов. 2002. С. 58). Кроме того, авторы показали слабость аргументов в пользу принадлежности П. У. (царю) «Молитвы Ангелу Грозному»: в частности, авторству «царя противоречит прошение в тексте молитвы к архангелу о заступничестве перед земными властями» (Там же. С. 59). Опровергается также и вывод Лихачёва о том, что «Молитва...» (наряду с «Каноном...») была написана в 70-80-х гг. XVI в., т. к. известен ее список, созданный не позднее сер. XVI в., «когда мироощущение молодого царя (или еще великого князя), безусловно, было иным» (Там же. С. 59-60; Рукопись, содержащая текст, хранится: РГБ. Ф. 310. Унд. 55. Л. 177 об.- 178).

http://pravenc.ru/text/2579118.html

С 1991 по 2016 г. занимал пост сопредседателя Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Московской обл.). В 2007 г. избран действительным членом Российской академии естественных наук. Главными темами публикаций, докладов и публичных лекций О. являются различные вопросы христ. вероучения (о Боге, Церкви, таинствах, спасении, загробной участи человека), естественнонаучной и богословской апологетики , межхристианских и межрелигиозных отношений, а также широкий круг вопросов, касающихся духовной жизни христианина согласно аскетическому учению правосл. Церкви. О. выступает популяризатором и комментатором аскетического учения свт. Игнатия (Брянчанинова), в частности о духовном наставничестве и старчестве, молитве, послушании и др. Имеет ряд церковных и светских наград. Соч.: Христиане на пути к экумене служения и ответственности за мир: (Доклад на заседании Богословской комиссии Христианской мирной конференции, Москва, 12-14 сент. 1972 г.)//ЖМП. 1972. 12. С. 44-48; Насилие и справедливость//ЖМП. 1973. 7. С. 49-51; Справедливость и насилие//БТ. 1973. Сб. 11. С. 193-197; «Иисус Христос объединяет»: (Присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире)//ЖМП. 1975. 8. С. 59-65; Принстонская встреча: (Богосл. диалог между представителями христ. Церквей СССР и Нац. Совета Церквей Христа в США)//Там же. 8. С. 65-70; Спасение - освобождение для мира и справедливости во Христе: Значение Церкви//Там же. 1976. 3. С. 60-65; О некоторых принципах правосл. понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180-187; Богословские основы миротворческой деятельности Церквей//ЖМП. 1980. 10. С. 33-36; Святые как знак исполнения Божия обетования человеку//Там же. 11. С. 59-67; Современный диалог РПЦ с Евангелическо-Лютеранскими церквами, 1959-1979//Там же. 8. С. 58-60; 9. С. 63-67; Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви//Там же. 1982. 2. С. 57-61; Наставник духовной жизни: (К 175-летию со дня рожд. еп. Игнатия (Брянчанинова))//Там же.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

С целью ослабления канонической Церкви местные власти усиливали давление на «тихоновцев»: священнослужителей и мирян привлекали к адм. и уголовной ответственности, подвергали высылке. В частности, репрессиям подверглись представители церковного совета минусинского Спасского собора и минусинской Троицкой ц. (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 771. Л. 58, 59, 61, 108, 202). Храмы передавали обновленцам. В Минусинске раскольники получили Спасский собор, Вознесенский и Троицкий храмы; у православных оставалась кладбищенская Сретенская ц. С жалобой на действия бывш. заместителя председателя Минусинского исполнительного комитета Дудина, попытавшегося закрыть и эту церковь, верующие обращались во ВЦИК, в Наркомат юстиции, НКВД РСФСР и Прокуратуру РСФСР (Там же. Л. 8, 59, 61, 108). Тем не менее к сер. 20-х гг. XX в. в Минусинском окр. были сохранены все церкви, большинство из них оставались открытыми (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 135). В 1925 г. верующим удалось добиться изъятия у обновленцев и передачи правосл. общине минусинской Троицкой ц. (Архив г. Минусинска. Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 877. Л. 108-109). В отчете Минусинского окружного временного оргбюро Союза воинствующих безбожников от 1 нояб. 1928 г. отмечалось, что благочиннические собрания в М. в. проводятся «по мере надобности, года через два». «Больными вопросами» были содержание и финансирование причтов, канцелярии благочинного и кафедры епископа, поскольку «население на церковь давало мало». В отчете также констатировался «провал обновленчества» и сообщалось, что состоявшаяся не позднее янв. 1926 г. поездка раскольничьего «епископа» Иннокентия по вик-ству имела «жалкий вид»: «епископа» «не только не встречали, но местами пришлось ему идти пешком, местами само духовенство везло на своих лошадях». Службу Иннокентий «отправлял как рядовой священник, без архиерейской помпы» (ГА Красноярского края. Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 2-3). С янв. по сент. 1928 г. Минусинский еп. Димитрий временно управлял Енисейской епархией.

http://pravenc.ru/text/2563298.html

58 Funk , Kirchgesch. Abhandl. u. Untersuch. 264 59 Collatio XXI, cap. 30 60 Гл. VII 61 Апология II, Ср. Тертуллиан, «О Крещении», гл. 20 62 Правило 85 63 Epist.Iad Himerium. Bingham o.c. 199 64 В рукописных уставах XVI в. Соловецкой и Московской Синодальной библиотеки такая молитва полагается и на полных великопостных литургиях-свв. Златоуста и Василия Вел. 65 Дмитриевский А . Описание литургических рукописей, т. I. . Киев 1895, стр. 133. 66 Правило 6. 67 Epist. Canon. Ad Letojum. 68 Бес. 52 .о тех, которые в Пасху постятся» 69 Бес. 22, „о гневе». 70 Бес. 42. 71 Missale romanum, dominica I Quadragesimae, feria secuuda 72 Funk , ibid. 265 73 Истор. рассужд. о постах, стр. 20, 58. 74 Бес. на Четыредесятницу 75 Так считает уже Кассиан. Collam. XXI, 27, 28. 76 Правило св. апостолов 66 Трулльск. соб. пр. 55. 77 18 оглас. слово, хотя слово ,,Четыредесятница“ могло быть у него уже terminus technicus 78 В послании св. Иоавна Дамаскина о посте есть ссылка на это cbuдemeльcmbo.Migne, s. gr. 95, 71—78. 79 „Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи, начинаясь с понедельника, а оканчиваясь в пятницу; потом начинайте св. седмицу Пасхи (Страстную), постясь во время ея со страхом и трепетом» (кн. 5, гл. 1). 80 „Четыредесятницу до 7 дней св. Пасхи (Страстной недели) церковь обыкновенно проводит в посте; сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную неделю) весь народ проводит в сухоядении». 81 69 правило 82 Слово 40, на крещ. 83 Слово 62, о врем. 84 Вот толкование этого места кн. Левит в Талмуде: „Подобно тому, как под «делом», запрещенным в день очищения, разумеется работа, за которую в другом месте (т. е. в законах о субботе) полагается «истребление», так и под «изнурением» разумеется воздержание от такой пищи, за которую в другом месте полагается «истребление», а именно от «оставшихся» (от жертвенного мяса) и от пиггула (мерзкого)» Joma. Siphra achare. Талмуд, перев. Переферковича, Сиб. 1899, II,313. 85 Там же, 814. 86 Joma, VIII, 2 87 VIII, 2 88 Taannith III, 9(а) (3, 3); пер. Переферковича 462

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Их убеждение в мессианском достоинстве Иисуса Христа, в истинности воскресения Его, в божественности как Его самого, так и учения Его, и в спасении всех человеков посредством Его, это убеждение послужило краеугольным камнем начавшейся Римской церкви. Вскоре присоединились к ним другие, уверовавшие во Христа: это – воины из итальянского отряда, крещенные в одно время с Корнилием, сотником их, и возвратившиеся из Палестины в начале царствования Калигулы (37–41 гг.) и вскоре после возведение Ирода Агриппы на престол Иудейский. В 53 году св. апостол Петр был в Риме и успешно проповедывал там о Христе. Тогда же спутник и переводчик его Марк по просьбе римских христиан написал им Евангелие, а Петр одобрил оное 3 . В 58 и 59 годах вера эта христиан уже прославлялась во всем мире 4 . В 66-м году апостолы Петр и Павел приняли в Риме мученические венцы и погребены были в усыпальнице под холмом Ватиканским. При жизни этих апостолов и по смерти их немало было число тамошних христиан из всех сословий и из трех народностей: еврейской, греческой и латинской. В послании апостола Павла к Филипписеям 5 упомянуто, что в Риме были христиане даже из дома кесаря. Известны имена, прозвания и государственные должности первых римских христиан из знатных семейств. Историк Тацит в тринадцатой книге своих летописей 6 поведал, что в 58 году, следовательно, при жизни апостолов Петра и Павла, жена Плавтия, завоевателя Британии в царствование Клавдия (41–54 гг.), Помпония Грецина была обвинена в том, что приняла чужое суеверие. Эта вина ее была отдана на суд ее мужа и родственников. Но они признали ее невиновной. После сего она жила до глубочайшей старости в постоянной печали. Никто не покушался возобновить прежнее обвинение ее; а под конец та жизнь, которую она вела, была прославлена, mors in gloriam vertit 7 . Это сказание Тацита внушает мне мысль, что Помпония была христианка, проводившая жизнь аскетическую, которая современникам ее казалась печальной и, однако, славной. Не сомневаюсь в христианстве ее, потому что в усыпальнице папы Калликста I (218–223 гг.) найдена могила внука Помпонии Грецины с надписанием имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010