Вы же есте, говорит, тело Христово. Если на нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более на теле Христовом, и тем более, чем благодать сильнее природы. И уди от части. Мы, говорит, не только тело, но и члены... Что значит: от части? Сколько это касается вас и сколько от вас зависит составлять часть. Он сказал: тело, а так как все тело составляла не коринфская церковь , но вселенская, то и присовокупил: от части; т. е. ваша церковь есть часть церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всею вселенскою церковью, если вы в самом деле члены целого тела. И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третье учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков (ст. 28). Не напрасно он говорит здесь: первое, второе, но поставляет превосходящий дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары» (т. X., стр. 297–298; 299, 300, 301, 302, 303, 306, 307, 314, 315, Толк, на перв. посл. Коринф.), б) «И того даде главу выше всех церкви. О, и куда церковь Он возвел! Как бы некоторою машиною поднявши ее, Он возвел ее на высоту великую, и посадил ее на том же престоле, потому что где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом. И если бы связь между ними прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы... Яже есть тело его. Чтобы ты, услышав слово «главу», не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, не счел Его только начальником, но видел в Нем, как бы телесную (действительную) главу, апостол прибавляет: исполнение исполняющего всяческая во всех. Он считает как бы недостаточным (название главы для того), чтобы показать родство и близость церкви ко Христу, и что говорит? Церковь есть исполнение Христа, точно так же, как голову дополняет тело и тело дополняется головою. Видишь, каким орудием пользуется апостол, как он не останавливается ни пред каким оборотом речи, чтобы представить Божию славу. Исполнены, говорит, т. е. как глава пополняется телом, потому что тело составляется из всех членов, и каждый член необходим для другого. Видишь, как апостол представляет, что для Христа, как главы, нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. И так тело Его составляется из всех членов. И значит: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом» (т. XI, стр. 26–27, Толк. на Ефес.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

257 Т. 3. С. 188. 258 Т. 5. С. 431 (св. Каллист Тиликуда). 259 Т. 5. С. 455. 260 Так и у св. Исаака. 261 Т. 5. С. 474. 262 Т. 5. С. 389. Ср.: Т. 2. С. 229. 263 Т. 5. С. 389. 264 Т. 5. С. 389. 265 С. 474. Ср.: Т. 2. С. 136—137. 266 Т. 2. С. 137. 267 Т. 2. С. 210. 268 Т. 3. С. 49. 269 Там же. 270 Там же. 271 Т. 3. С. 178. 272 Т. 2. С. 134—136. 273 Т. 2. С. 136—137 274 Т. 5. С. 376—377. 275 Т. 5. С. 377. 276 Т. 5. С. 378. 277 Т. 5. С. 473. 278 Т. 5. С. 433. 279 Т. 5. С. 474. 280 Т. 5. С. 474. 281 От слова «ум». 282 Т. 5. С. 204. 283 Т. 5. С. 443. 284 Т. 5. С. 443—444. 285 Т. 5. С. 372—373. 286 Т. 5. С. 373—374. 287 Т. 5. С. 312—313. 288 Т. 5. С. 443. 289 Т. 5. С. 444—445 290 Т. 2. С. 140. 291 Т. 3. С. 435. 292 Т. 5. С. 370. 293 Т. 3. С. 436. Ср.: Т. 5. С. 170 (св. Феолипт, митр. Филадельфийский). 294 Т. 5. С. 58. 295 Т. 5. С. 217. 296 Там же. 297 Т. 5. С. 227—228. 298 Т. 5. С. 228. 299 Т. 5. С. 374—375. 300 Т. 5. С. 217. 301 Там же. 302 Там же. 303 Т. 5. С. 227—228. 304 Т. 5. С. 216. 305 Т. 5. С. 292. 306 Там же. 307 Там же. 308 Т. 5. С. 433. 309 Там же. 310 Т. 5. С. 335; 249—250. 311 Т. 5. С. 301. 312 Т. 5. С. 292. 313 Там же. 314 Т. 5. С. 301. 315 Т. 5. С. 292. 316 Т. 2. С. 214. 317 Т. 5. С. 337 (свв. Каллист и Игнатий). 318 Т. 5. С. 337. Ср.: Там же. С. 370. 319 Т. 3. С. 189. 320 Т. 5. С. 249—250. 321 Т. 5. С. 250. 322 Т. 5. С. 250. Ср.: С. 335. 323 Там же. 324 Там же. 325 Там же. 326 Ср.: «От сердца бо исходят помышления» (Мф.15:19) — Т. 5. С. 292. 327 Т. е. способности размышлять и чувствовать в сердце. 328 Действие умной молитвы в сердце. 329 Т. 5. С. 250—251. 330 Т. 5. С. 295. 331 Т. 5 С. 295. 332 Свт. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. М., 1870. С. 47—48. 333 Т. 5. С. 469. Примечание. 334 Там же. 335 Т. 5. С. 294. 336 Т. 5. С. 301. 337 Т. 5. С. 336. 338 Т. 5. С. 432. 339 Т. 5. С. 338. 340 См.: (Мф.6:6). 341 Т. 5. С. 481—482. 342 Т. 5. С. 339. 343 Ср.: Т. 5. С. 469—470 (примеч. еп. Феофана). 344 Т. 5. С. 388 (свв. Каллист и Игнатий). 345 Т. 5. С. 370.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

VII, 73. Имя названного короля не по праву толкуют как власть мира 303 . Ибо не тот вечно непостоянный мир зовется истинным, который царит меж нечестивыми и который дан детям сего века, но действительного мира вкусил лишь тот, кто, укротив в своей душе всякую страсть, снискал царствие небесное в награду за смирение, побеждающее невзгоды. Сей епископ, обретший в двоякой непорочности 304 прибежище на небесах, смеется над угрозами беззаконника, созерцая пламя возмездия, терзающее этого распутника, так как, по свидетельству учителя нашего Павла 305 , Господь наказует прелюбодеев 306 . Болеслав же, узнав обо всем этом, не переставал мстить, чем только мог 307 . После этого названный король умер 308 , исполнен днями 309 , оставив все свое наследство двум сыновьям, тогда как третий 310 до тех пор находился в темнице. Впоследствии, сам ускользнув, но оставив там жену, он бежал к тестю 311 . VII, 74. Упомянутый король носил венерин набедренник 312 , усугублявший врожденную склонность к блуду. Но Спаситель наш Христос, заповедав нам препоясывать чресла 313 , обильный источник губительных излишеств, разумел воздержание, а не какой-либо соблазн. Услыхав от своих проповедников о горящем светильнике 314 , названный король смыл пятно содеянного греха усердной щедростью милостыни 315 . Ибо написано: «Подавайте милостыню, тогда все будет у вас чисто.» 316 Он умер, будучи уже в немощной старости 317 и долго правив упомянутым королевством 318 , и похоронен в большом городе Киеве (Cuiewa) 319 в церкви мученика Христова папы Климента 320 рядом с упомянутой своей супругой 321 ; саркофаги их стоят на виду посреди храма 322 . Власть его делят между собой сыновья 323 , и во всем подтверждается слово Христово, ибо, боюсь, последует то, чему предречено свершиться устами нелживыми – ведь сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» 324 и проч. Пусть же молится весь христианский мир, да отвратит Господь от той страны [свой] приговор. (Thietm. 1935. Р. 486, 488, 490) 7. [VIII, 1. 30 января 1018 г. в Баутцене (Будышине) заключен польско-немецкий мир. Он скреплен браком польского князя Болеслава I с Одой, дочерью майсенского маркграфа Эккехарда 325 . (...)]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV-XVI вв. датируется соборный Типикон мон-ря Пантократор (Там же. С. 303-315), к кон. XIX - нач. XX в. являвшийся старейшим из афонских соборных Типиконов (т. е. таких, по к-рым непосредственно правится служба в мон-ре). По своему составу и содержанию он мало отличается от др. Типиконов своего времени (ср.: Там же. С. 252-253, 332-335, 382-384, 508-512), как главную особенность пантократорского Типикона Дмитриевский отмечает только полноту общелитургической части (Там же. С. 313), однако в кон. XIX в. пантократорский Типикон неожиданно сыграл значительную роль в истории богослужения греч. Церквей - по нему в 1880-1888 гг. была осуществлена правка греч. приходского Типикона, первоначально составленного протопсалтом Константином, но затем, при Патриархе К-польском Иоакиме III, исправленного протопсалтом Георгием Виолакисом (см. Виолакиса Типикон ). К кон. XIX в. пантократорский Типикон имел репутацию точной и древней записи Иерусалимского устава (очевидно, в связи с тем, что в употреблении это был древнейший из афонских Типиконов, хотя в б-ках и хранились более древние рукописи) и поэтому был избран Патриархом Иоакимом и затребован у типикаря мон. Агафона (Дмитриевский приводит их переписку.- Там же. С. 313-315). Вышедший в 1888 г. «Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας» (Типикон Великой Христовой церкви; не путать с древним Типиконом Великой ц.) стал основным уставом всех греч. Церквей, по нему совершается богослужение в кафедральных, приходских, нередко и в монастырских храмах. Так афонская традиция еще раз повлияла на общецерковную. Др. Типиконы XV-XVI вв., использовавшиеся к нач. XX в. в качестве соборных в мон-рях на А.: в Дохиаре - Doch. 395, XV в. (Там же. С. 508-509), в Ватопеде - соборный Типикон 1508 г. (Там же. С. 509-512), близкий к пантократорскому; Типикон Xen. 57, XV в., на полях к-рого почерком XVII в. выписаны различные указания относительно особенностей афонской практики, также близок к пантократорскому (Там же. С. 252-253). На основе указаний Типикона Xen. 57 в 1794 г. был составлен соборный Типикон мон-ря Ксенофонт (Там же. С. 532-538).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

2000 г. стр. 61. 294 Там же, стр. 198. 295 Там же. 296 «Поучение предогласительное», п. 16. То же самое близко к тексту говорит святой Василий Великий в беседе, побудительной к крещению, в «Творениях святых отцов», том 8, стр. 233. 297 Св. Григорий Богослов. « Слово на святое крещение». В «Творениях святых отцов», том III, стр. 277. 298 Ad illumin. Cateh n.3 а также и в Act homil XI, n2. 299 «Краткое изложение Божественных догматов», гл. 18. 300 Протопресвитер Николай Афанасьев . Вступление в Церковь. Изд. “Паломник”. М. 1993 г. стр. 101. 301 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 8–9. 302 Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Изд. Одесса ОБС ЕХБ “Богомыслие” 1998 г. стр. 449. 303 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 304 «Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1992, 1 ноября, стр. 23. 305 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 105. 306 Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994 г. стр. 354. 307 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 308 Толкование на послание к римлянам, кн. V, гл. 6. 309 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 310 Катехизис. Изд. Киев. 1991 г. стр. 303. 311 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 409. 312 Иаков Козлов. Вопросы и ответы. Ч.1. Изд. USA. 1991 г. стр. 54. 313 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 96. 314 “Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что таковых есть Царствие Божие ( Лк. 18:16 )”. П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 44. 315 «Против ересей». Книга II , 22; а также кн. V ‚15. 316 Алистер Мак-Грат. «Введение в христианское богословие» изд. ОДСЕХБ. Одесса, 1998 г. стр. 449. 317 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 44. 318 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 405. 319 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

И. В. м. возглавлял Вавила Диакон, при к-ром мон-рь получил в качестве подушных вкладов вотчины в Рузском и Зубцовском уездах (Там же. 286, 288-291, 293). При настоятеле (1563-1566) игум. Леониде (Протасьеве) мон-рь получил ряд земельных владений в Волоцком (Там же. 305, 313, 319, 324), Дмитровском (Там же. 298), Московском (Там же. 325), Рузском (Там же. 297, 303, 304, 310, 311, 318, 320, 323) и Тверском (Там же. 301, 315) уездах. В дек. 1563 г. царь Иоанн IV выдал И. В. м. жалованную тарханную и несудимую грамоту на всю вотчину (Там же. 302), освобождавшую ее население от уплаты налогов («опричь томги и мыта») и гарантировавшую судебный иммунитет «опричь душегубства одного». Вероятно, выдача грамоты была сопряжена с проверкой документов, удостоверяющих владельческие права мон-ря. В июле 1564 г. царь выдал И. В. м. послушную грамоту на деревни в Волоцком у. «сверх их земель», в февр. 1565 г. пожаловал вотчину опального кн. Дмитрия Немого (Там же. 309, 316). В мае 1565 г. было проведено размежевание земель И. В. м. и владений удельного старицкого кн. Владимира Андреевича. Ок. 1566 г. старицкий князь выдал обители жалованную несудимую грамоту на вотчины в Звенигородском и Дмитровском уездах (Там же. 312, 317). Преемником игум. Леонида в 1566 г. стал Лаврентий, при к-ром И. В. м. получил неск. земельных вкладов в Волоцком (Там же. 327, 329, 330), Московском (Там же. 326) и Тверском (Там же. 328) уездах. В период вторичного игуменства Леонида (1568-1573) мон-рь продолжил получать земельные вклады «по душе» в Волоцком (Там же. 333, 336, 337, 340, 343, 354), Дмитровском (Там же. 344), Рузском (Там же. 334, 335, 338, 339, 342, 346, 351, 355), Тверском (Там же. 341, 345, 348-350) уездах. В июле 1569 г. была составлена опись владений мон-ря в Рузском у. (Там же. 347). С весны 1572 до нач. 1574 г. игуменом был Тихон (Хворостинин), который упоминался в числе соборных старцев еще в 1559 г. (Там же. 275). Сведения о земельных вкладах, полученных И. В. м. при игум. Тихоне, отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/673721.html

298 «Об установлении особого сбора на покрытие расходов по содержанию Собора»//Там же. Вып. 2. Постановление 11. С. 29. 302 «О созыве очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета»//Там же. Вып. 4. Определение 4. Статья 1. С. 10. 303 См.: Wuyts А. Указ. Соч. Р. 33–47, а также работу: Соловьев И. В. 2 concilio е il patriarca. La discussione sul govemo ecclesiastico superiore//2 concilio di Mosca... P. 149–163. 306 См. проект восстановления патриаршества на собрании от 3 июня 1906 года Предсоборного Присутствия. 311 Речь Булгакова С. Н. Значение патриаршества на Руси И Деяния... Т. 3. С. 17–21, в данном случае С. 18. 315 См., например, указ императора Николая II от 27 декабря 1905 года//церковные ведомости. 1906. 1. С. 1–2. 317 Речь С. Н. Булгакова «Значение патриаршества на Руси»//Деяния... Т. 3. С. 17–21, в данном случае С. 17. 328 В частности, особая делегация Собора была направлена к большевикам для того, чтобы просить помилования для юнкеров. 330 «По общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви»//Собрание определений... Вып. 1. Определение 1. Статья 3. С. 3. 357 Там же. См.: Dupuy B. La concession du saint myron a la metropole de Kiev (14 е siecle) et ses aspects actuels//Istina. T. 35. 1990. P. 94–104. 358 Святое Миро, изготавливаемое патриархом в Страстной Четверг, используется при Таинстве миропомазания, следующем после крещения, а также для освящения престола нового храма, для освящения антиминса и для «помазания на царство» самодержца. 375 «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления»//Там же. Вып. 1. Определение 4. Глава В. Статья 17. С. 16. 383 Об избрании патриархов «смешанными» Соборами (в частности Вселенского Патриарха с 1860 года) см.: Милаш Н. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 331–335. 404 Там же. Статья 5. С. 7–8. Напомним, что Урмийской называется миссия в иранском Курдистане, состоящая из обратившихся в Православие ассирийцев–несториан. О зарождении этой епархии см. Gilson S. G. Conversion of the Nestorians of Persia to the Russian Church//Missionnary Review of the World. T. 12. 1899. C. 745–752; Ratel A. L’Eglise nestorienne en Turquie et en Perse//Echos d’Orient. T. 7. 1904. C. 348–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

301 Немного ранее этого (4 апр.) в нижней части церкви освящен был предел Воскресения Христова «поспешно устроенный, дабы скорее доставить братии утешение церковного богослужения.» (Пис. Филарета к М. Н. Муравьеву). Чт. в общ. люб. дух. просвещ. 1878 г. ч. III, стр. 221; ср. пис. Антонию, т. IV, стр. 178. 302 Собр. мнен. и. допол. стр. 513–514; свое путешествие в Гуслицы для освещения монастыря митрополит описал также в письме к А. Н. Муравьеву (от 3 июня), стр. 554–555. 303 На эту непрактичность строителя святитель Московский неоднократно жаловался. См. пис. Высоч. Особ. ч. II, стр. 257; пис. А. Н. Муравьеву, стр. 560. 304 Долг этот простирался до 23,000 руб., как оказалось по представленным счетам (Пис. Антонию, IV т. 228 стр.), и даже до 40000, как писал митрополит обер-прокурору Св. Синода (Пис. Высоч. Особ. ч. II, стр. 257). 309 Первоначально Парфений думал построить монастырь 25 тысячами но, по окончании дела, оказалось, что монастырь встал в 100 т. (Там же, стр. 228). 311 Приблизительно в сентябре или октябре 1859 года, как можно судить по содержанию письма, а не 21 мая, как показано в Чтениях общ. любит. 313 Эти иконы куплены были у единоверца – надзирателя Преображенского кладбища, A. Е. Сорокина. Собр. мнен. и отз. т. V, ч. I, стр. 213, примеч. Пис. Антонию, т. IV, стр. 150. 315 Бывшие до этого времени миссии носили случайный характер; Таковы, напр. миссии Питирима и Неофита в начале XVIII ст.; таковы временные Пермские миссии 1738, 1788 и 1800 г.г. О последних см. в сочин. арх. Палладия: «обозрение Пермского раскола,» стр. 55–57. СПБ. 1863 г. 318 Там же, стр. 256; постановл. 19 авг. В 1835 году эта миссия была усилена двумя новыми миссионерами, там же, стр. 271. 320 Там же, стр. 331; постанов. 8 июн.–11 июл. В 1840 году эта миссия была усилена четырьмя новыми миссионерами, там же, стр. 375. 322 Так в одном 1855 году основаны были четыре миссии: Архангельская (стр. 606), Калужская (стр. 615), Курляндская (стр. 626) и С-Петербургская (стр. 713). 323 «Казенными» называют этих миссионеров в отличие от миссионеров настоящего времени, потому что все они состояли на казенном жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Судные списки. С. 103–105. 299 Там же. С. 106—107; см. также Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев. С. 286. 300 Судные списки. С. 110; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев. С. 287. 301 Судные списки. С. 99, 112. 302 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М„ 1998 (1–е изд. М„ 1903). С. 85. 303 Судные списки. С. 120. 304 Сочинения преп. Максима Грека. Казань, 1850. Ч. 2. С. 452—453. 305 Там же. С. 260–276, 290–294. 306 Там же. Казань, 1859. Ч. 1. С. 23–39. 307 Дата «Исповедания» определена Е. Е. Голубинским (Максим Грек, говоря в этом сочинении «аз… безпрестани… молюся о великом князе Иване Васильевиче и его брате Георгии», не упоминает о их матери, регентше Елене Глинской). См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М„ 1911. Т. 2, 2–я пол. С. 237. 308 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 416—417. 309 Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. М., 2006. С. 83. 310 Брагина Л. Пико делла Мирандола. В кн.: Эстетика Ренессанса. Т. 1. М„ 1981. С. 243-244. 311 Дунаев Б. И. Преп. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке. М., 1916. С. 6—7; Синицына Н. В. Максим Грек и Савонарола. В кн.: Феодальная Россия во всемирно–историческом процессе. Сб. статей, посвященный JI. В. Черепнину. М., 1972. С. 149—151. 312 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 161–185, 229–230. 313 Там же. С. 266, 267, 269, 270. В ряде собраний сочинений Максима Грека имеется предисловие, название которого имеет датирующую приписку, в которой сказано, что автор начал составлять «сию книгу» в начале 7040 года, то есть примерно осенью 1531 года; этот же год, как уже говорилось, является и датой написания «Плача» («Сия словеса сотворил инок в темнице затворен…»). Впрочем, в рукописи имелась и другая дата: «в начале 7047 лета», то есть осенью 1538 года; но цифра 7 стерта, и осталась дата «7040–лету», которая представлена и в других рукописях этого собрания, восходящих к первоначальной. 314 Обоснование датировки см.: Синицына Н. В. Максим Грек в России. С. 154. 315 Синицына Н. В. Сказания… С. 83. 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

1959. С. 224). Его преемник католикос-патриарх Авраам I (1282-1310) в 1289 г. сопровождал царя, обвиненного в заговоре против нового хана Аргуна, по пути в Орду. Суд приговорил Димитрия II к смерти. Авраам I тайно выкупил тело мученика и при помощи тбилисских купцов привез на родину, где в Светицховели царя предали земле (Там же. С. 288). Авраам I также принимал участие в сложных переговорах между монголами и восставшим против них царем Давидом VIII (Там же. С. 303). Вопреки неблагоприятной внутренней и внешней политической обстановке М. К. не оставлял без внимания периферийные центры ГПЦ и усиливал там свое влияние. Так, согласно колофону 1310 г. Магалашвилевского Четвероевангелия, католикос-патриарх Евфимий III (10-е - 2-я пол. 30-х гг. XIV в.) посетил в этом году находящиеся в груз. исторической пров. Эрети Анцухскую и Курмухскую епархии и передал Курмухскому архиеп. Кириллу (Донаури) Четвероевангелие. По указанию предстоятеля свящ. Иессей (Китиашвили) и его 12 учеников переписали Четвероевангелие для церквей, мон-рей епархии и организованных при мон-рях 7 школ ( Кекелидзе. 1945. Т. 2. С. 315). В 30-х г. XIV в. царь Грузии Георгий V Блистательный (1318-1346) освободил страну от монг. ига и вновь объединил Зап. и Вост. Грузию. Начался период возрождения в области гос. и церковной жизни. По сведениям Вахушти Багратиони, царь созвал церковный Собор, на к-ром присутствовали Западногрузинский (Абхазский) католикос и Мцхетский католикос-патриарх. На Соборе таким образом было утверждено церковное единство страны во главе с М. К. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 259). Католикос-патриарх Евфимий III вместе с царем Георгием V принимал активное участие в создании законодательства для горного региона Мтиулети, где в результате слабых институтов управления имели место систематические правонарушения. Судопроизводство в Мтиулети в области церковного и частично гражданского права вошло в ведение М. К. (ПГП. 1963. Т. 1. С. 401). В кон. XIV в. в Вост. Грузию вторгся Тамерлан, его нашествия сильно повлияли на историю страны.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010