В области уголовного права Д. пропагандировал идею соразмерности наказания преступлению, равенства всех перед законом, равного наказания за одинаковые преступления и др. Возможность применения смертной казни ограничивал умышленным убийством и изменой родине, категорически противился негуманным способам ее исполнения (Там же. С. 186-200). Д. считал необходимым пересмотреть существовавшую классификацию преступлений, поставив на 1-е место по тяжести преступления против личности и собственности, а не против гос-ва и Церкви, как это было принято. Ученый не соглашался с применением уголовного наказания за преступления против религии (Там же. 1959. С. 201-214). Значимое место в сочинениях Д. занимали натурфилософские и космологические вопросы. Философ придерживался теории множественности миров, писал о бесконечности и вечности вселенной, критиковал астрологию, интересовался учением И. Ньютона. При всей многосторонности ученой деятельности Д. основной след он оставил в науке о праве: его идеи (о происхождении права, гос-ва, о «четвертой» (гражданской) власти, о суде присяжных и др.) широко использовали юристы XIX в., его называли «первым русским правоведом». Соч.: Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. [М., 1768]; То же//Речи, произнесенные в торжественных собраниях Имп. Моск. ун-та рус. профессорами оного. М., 1819. С. 213-281. Ч. 1; То же//Юридические произведения прогрессивных рус. мыслителей: 2-я пол. XVIII в./Под общ. ред. С. А. Покровского. М., 1959. С. 143-185; Слово о причинах смертных казней в делах криминальных. [М., 1770]; То же//Речи. М., 1823. Ч. 4. С. 256-291; То же//Юридические произведения. С. 186-200; Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие. [М.], 1772; То же//Речи. М., 1819. Ч. 1. С. 282-319; То же//Юридические произведения. С. 201-214; Слово на высокоторжественный день тезоименитства... имп. Екатерины Алексеевны. [М., 1775]; Слово на высокоторжественный день бракосочетания... вел. кн. Павла Петровича... с... вел. кн. Наталиею Алексеевною. [М., 1773]; Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества. [М., 1775]; То же//Речи. М., 1823. Ч. 4. С. 292-324; То же//Юридические произведения. С. 215-224; Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства. М., То же//Речи. М., 1823. Ч. 4. С. 338-366; То же//Юридические произведения. С. 225-241; Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства. М., То же//Речи. М., 1823. Ч. 4. С. 367-398; То же//Юридические произведения. С. 242-258; Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи//ЗИАН. Сер. 8: По ист.-филол. отд. СПб., 1905. Т. 7. 4. С. 1-45; То же//Юридические произведения. С. 99-142; [Из примеч. к пер. кн. Блэкстона «Истолкование английских законов»]//Юридические произведения. С. 259-264.

http://pravenc.ru/text/171755.html

Возражение из числа Евномиевых. Сам Спаситель не прикровенно, но в высшей степени ясно называет Отца большим Себя, когда говорит: «Отецъ, пославый Мя, Мене есть». Итак, если вы согласны, что истина истинствует, – а Истина – это Христос 278 , – то Он имеет Отца большим. И если так, то Он всяко будет и не подобным. А раз не подобным, то и не единосущным. Опровержение на это. Нужно вас, христоборцы, и на сей раз спросить: когда Отец то ли стал, то ли обнаружился большим Сына, или что вы там еще хотели сказать? Ведь если вы станете определять время, то кто это потерпит? Ибо Сын есть Творец времен и существует прежде вкъ 279 , согласно не ложным словам святых. А если исключить время, то всяко остается говорить, согласно вашему утверждению, что Отец вечно и безначально Сына. Но, любезнейшие, вспомните, немножко придя в себя, что отличающееся от чего-либо тем, что оно является или называется большим, имеет рядом с собой и вводимое им самим меньшее, по сравнению с которым оно и является большим. Ведь когда мы захотим узнать большее, то, устремившись к восприятию меньшего, видим превосходство первого. Итак, если Отец присно есть Сына, то Он [и] был присно, и присно был с Ним и Сын, о Котором и говорится, по-вашему, что [Отец] Его больше. А присносущее как будет не подобным присносущему? Большим же как [оно будет], когда Родившему сопутствует бытие Порождения, обладающего по природе всем тем, что присуще Отцу? ИНОЕ. Возбуждаясь от [преподанных всем] нам уроков Аристотеля и злоупотребляя могуществом мудрости мира сего, они мечут гром пустых словес, не ведая того, что и по отношению к сей [мирской мудрости] будут изобличены как невежды. Ибо поистине достойно удивления то, что, исследуя вопрос о большем и меньшем, они перескочили на вопрос о подобном и не подобном, не зная того, что, согласно Аристотелеву искусству, которым они имеют привычку кичиться, не к тому же роду причисляется подобное и не подобное, что и большее, и меньшее. Ибо большее и меньшее называется ими принадлежащим к числу соотнесенных (τν πρς τι χντων) 280 . А подобное или [также] и не подобное принадлежит к иной категории, т. е. разделу. Откуда тогда у вас перескок с большего на подобное? И из меньшего (имеется в виду [меньшее] большего) делая посылку (πρτασιν), выводите относящееся к иному роду (τερογενς) заключение (συμπρασμα), говоря: «Если Сын является меньшим Отца, то и не подобным, стало быть». Ибо надо было лучше сказать: «не равным, стало быть» или «не столь великим, стало быть», – дабы вам снова не быть изобличенными в том, что вы являетесь невеждами, привнося посредством большего и меньшего количество (τ ποσν) 281 . Ибо не для некоторым образом соотнесенных [признаков] (τ πρς τ πως χοντα) законоположило Аристотелево искусство, чтобы они подлежали [определению] количества, но для большего или меньшего. Видов же ему [Аристотель] полагает семь: число, слово, линия, поверхность, тело, время и место 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Патриарх Макарий в сопровождении своего родного сына Павла, архидиакона Антиохийской церкви, и прочих спутников выехал в далекое путешествие в июле 1652 года 276 . Пережив множество трудностей во время сухопутного перехода до Константинополя, морского – до Молдавии, перенеся множество тяжких испытаний в Молдавии и Валахии, где путешественники вынуждены были стать свидетелями и в какой-то мере даже участниками известных в истории политических потрясений и переворотов, патриарх Макарий и его спутники 10 июля 1654 года вступили в пределы Украины 277 . Украинский народ вел борьбу за освобождение от польского владычества. 20 июля того же года антиохийские гости прибыли в город Путивль и из него начали свое путешествие по России 278 . Они пробыли в пределах Московского государства вплоть до 16 июля 1656 года, после чего, выехав из Путивля, вновь ступили на Украинскую землю 279 . 15 августа 1656 года путешественники оказались в Молдавии 280 . Там им снова пришлось пережить великое множество испытаний с риском для жизни. Морем они переправились затем на побережье Кавказа и сушей через Турцию вернулись домой. Патриарх Макарий и его спутники благополучно прибыли в Дамаск 1 июля 1659 года и были торжественно встречены народом и духовенством, сохранив почти все ценности, которыми одарили их в России для полной уплаты долгов и прочих нужд Церкви, пробыв в путешествии ровно семь лет 281 . Все это время архидиакон Павел вел подробные записи о том, что привлекало его внимание. Сочинение Павла Алеппского изобилует такими подробностями и сведениями, каких нельзя найти больше нигде. С этой точки зрения «Путешествие» – уникальный источник церковной и гражданской истории. Книга Павла Алеппского создавалась следующим образом. В повествовании, носящем характер дневниковых записей, события переданы в хронологической последовательности, однако встречаются замечания, из которых явствует, что автору известен дальнейший ход событий, но он считает нужным передать его «в своем месте». Сам Павел Алеппский говорит о своей работе над книгой так: «О ты, читающий это описание, мною составленное, помолись за меня, немощного раба Павла, по званию архидиакона, да простит мои согрешения Тот, Кто облегчил мне труд и открыл способности моего ума, так что разум мой расширился и я написал все это повествование, составление и изложение которого были бы многим не по силам! Я утруждал свои глаза, мысль и чувства, прилагал большие старания и много потрудился, пока не извлек его из черновых тетрадей по истечении года от написани их» 282 . В другом месте архидиакон Павел между прочим замечает: «Знай, брат, что сведения, которые я сообщил, не подлежат никакому сомнению, ибо когда я приезжал в Москву во второй раз из страны Грузинской, сопровождая патриарха Египетского (Александрийского) и моего родителя, я основательно исследовал и подтвердил все эти известия» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

       Приблизительно в те же дни Владыка Нестор и В.С. Полянский встречались с М.С. Лопухиным.  Епископ Нестор горячей верой в милость Божию, любовью и преданностью Государю Николаю II сумел зажечь в нём твёрдое решение сделать всё возможное для освобождения Царской Семьи.       2/15 января 1918 г. Константин Соколов с двумя товарищами, поручиками Дмитрием Головиным и Моравским прибыли в квартиру В.С. Полянского для получения приказов от генералов. Там они встретили полковника Н. и юного поручика Николая Раевского, побывавшего курьером в Тобольске. Раевский сообщил, что он и его старший брат в сентябре 1917 г. были посланы в этот город В. М. Пуришкевичем для выяснения обстановки вокруг Царской Семьи. Им удалось установить связь с Государем через Его духовника отца Алексия Васильева. Далее он рассказал, что население Тобольска поголовно монархически настроено и там существуют монархические организации, готовые помочь в деле освобождения Императорской Семьи.      Полковник Н. чётко и ясно объяснил офицерам их задание: штаб-ротмистр Константин Соколов, поручики Дмитрий Головин и Моравский вместе с Николаем Раевским должны выехать в Тобольск 6/19 января 1918 г. Константину Соколову поручались налаживание связей с монархическими организациями, разведка Губернаторского дома, выяснение численности и расположения охраны и постов. Поручику Моравскому поручалось узнать о перевозных средствах, а поручику Головину выяснить возможность захвата телеграфа. (К. Соколов «Попытка освобождения Царской Семьи». «Архив Русской революции». Т. 17. 1926. С. 281, 282).      В назначенный день 6/19 января группа Константина Соколова прибыла в квартиру В.С. Полянского, где их ожидал епископ Нестор.  Полянский передал офицерам полный комплект обмундирования и деньги на расходы, которые ему удалось собрать у знакомых купцов. Епископ Нестор прочёл молитву и благословил отъезжающих иконой Божией Матери «Утоли Моя Печали». Все простились, и ночью того же дня офицеры поездом выехали в Екатеринбург. Там они пересели в поезд, следующий в Тюмень, а затем на лошадях добрались до Тобольска 14/27 января. 

http://radonezh.ru/2021/01/12/predannye-...

Характерно, что эти же имена были упоминаемы в качестве кандидатур в экзархи Грузии еще двумя годами раньше (в 1916 году), когда великий князь Николай Николаевич, назначенный новым наместником Кавказа, поставил вопрос о переводе с экзаршей кафедры архиепископа Питирима (Окнова): «Мне нужен там такой архиерей, которого бы я чтил и которому бы я верил» 280 . С просьбой назвать кандидатов для экзаршей кафедры великий князь обратился к протопресвитеру армии и флота Георгию Шавельскому , который рекомендовал обратить внимание на трех иерархов: архиепископа Кишиневского Платона (Рождественского), архиепископа Холмского Анастасия (Грибановского) и архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова). Дав каждому краткую характеристику, об архиепископе Кирилле протопресвитер, знавший владыку еще с 1898 года, когда тот занимал должность законоучителя 2-й Петербургской гимназии, сказал так: «Архиепископ Кирилл, при безусловной порядочности, крепком уме и хорошей настроенности, отличался еще лоском, красотой и уменьем обходиться с людьми» 281 . Зная критическую настроенность (если не предубежденность) отца Георгия против архиереев и наблюдая то «сословное раздражение «белого» духовенства против «монахов» (выражение протопресвитера Иоанна Мейендорфа ) 282 , которое сквозит почти в каждой строчке «Воспоминаний» отца Георгия Шавельского , можно заключить, что даже сдержанный положительный отзыв армейского протопресвитера о владыке Кирилле свидетельствовал о действительно высоком духовном авторитете Тамбовского святителя. Надеждам протоиерея Георгия Голубцова суждено было сбыться только отчасти. Он оказался одним из первых, кто узнал о новом назначении на экзаршую кафедру. 29 марта 1918 года отец Георгий был принят Святейшим Патриархом Тихоном по вопросу о выделении Сухумской кафедры в качестве самостоятельной из состава Грузинского экзархата в связи с усилением изоляционистских и автокефалистских настроений среди грузинского духовенства и опасностью захвата всей Абхазии (вместе со всеми абхазскими и русскими в ней монастырями и храмами) Грузинской Церковью. Патриарх, внимательно выслушав настоятеля Сухумского кафедрального собора, поручил более подробно доложить об этом деле новому экзарху Кавказскому – владыке Кириллу. Вечером отец Георгий уже докладывал ему о возникших проблемах русского Закавказья. Владыка Кирилл, как и сам патриарх, обещал в деле образования самостоятельной Сухумской кафедры (Российской юрисдикции) свою поддержку 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Влияние христианства в Персидской Армении также беспокоило шаханшаха. При Й. была неудачная попытка возродить там зороастризм в качестве гос. религии. Инициатором выступил главный министр Михр-Нарсе, проявивший себя в борьбе с христианством уже при Вахраме V. От имени Й. он отправил арм. знати указ, содержание к-рого изложено в сочинениях арм. историков-вардапетов Лазара Парпеци и Елише ( Ghazar P " arpetsi. 1985. P. 60-64; Елишэ. 2001. С. 206-208). В указе содержался призыв к армянам обратиться в зороастризм, а христианство объявлялось губительной для народа религией. Положительный пример Армении должен был также способствовать примирению с Сасанидами царств Иверия и Албания Кавказская , где к этому времени христианство также преобладало ( Langlois. 1869. Vol. 2. P. 281-282). Собор Армянской Апостольской Церкви, в к-ром приняли участие также представители знати, созванный в Арташате, отказался выполнять требования персов. Тем не менее Й., занятый войной с гуннами, был удовлетворен демонстративным признанием маздеизма нек-рыми из арм. нахараров во главе с марзпаном Армении Васаком Сюнийским. Й. сохранил за арм. знатью ее привилегии и владения, взял в заложники неск. аристократов и в 450 г. отправил в Армению более 700 жрецов-магов для подготовки страны к обращению в свою веру. В результате этого арм. нахарары во главе с Варданом Мамиконяном вскоре подняли восстание, а христ. духовенство благословило их на священную войну. Внутренние разногласия аристократических семей в Армении помешали их совместным действиям против персов. Марзпан Армении Васак Сюнийский, занимавший должность с 443 г., сохранил верность иран. двору и принял зороастризм. Восставшие христиане тщетно искали помощи у Византии; империя была озабочена охраной границ от нападений гуннов Аттилы. И все же активное противодействие армян новой политике персов сделало невозможным их примирение с сасанидской администрацией. По завершении войны на востоке Й. отправил в Армению главные силы своей армии. 26 мая 451 г. в Аварайрской битве персы разбили восставших. Вскоре в Иран были отправлены захваченные в плен предводители восстания и нелояльное к персам христианское духовенство. Многие из них, в т. ч. католикос Иосиф I (Овсеп) Вайоцдзоци, были казнены. Васак, не оправдавший доверия центральной власти, был снят с должности марзпана, лишился всего имущества, был заключен в тюрьму и вскоре умер. После казни христ. священников новые марзпаны, назначаемые Й. в Армению уже из числа иранцев, пытались улучшить отношения с местным населением, и после смерти Й. свобода вероисповедания в Армении была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1237995.html

Они доставляли деньги в казну миллионами, но в то же время благосостояние государства с каждым днем все более падало 279 . Постоянные опасения извне и притеснения внутри заставляли многих бросать отечество: «целые еллинские города, – говорит Никита Хониат , – колониями переселялись к варварам, потому что частые мятежи развратили политическую нравственность народа, а постоянное грабительство правительственных лиц подавило в большинстве всякую привязанность к родине. Завоевание Константинополя латинами нанесло непоправимый ущерб в политическом и материальном положении государства: конфискации имуществ, ссылки, смертные казни, изгнание и тысячи других подобных бедствий составляли обыкновенные явления жизни» 280 . Хороший урожай, вследствие постоянных смут и нападений, был редкостью, достойной упоминания в истории 281 . За недостатком средств существования, многие вынуждены были за три обола отдаваться в рабство богачам, между тем как последние предавались роскоши и пьянству. Издавна обыкновенно говорили: «в Византии, кто ни приедет, будет пьян; там по целым ночам пьянствуют». На Западе было известно, что «римская держава занимается только пьянством, а Византия в совершенстве представляет собой знаменитый некогда город Сибарис» 282 . Рядом с необычайной роскошью город представлял полное запущение. Богатствам столицы и ее памятникам был нанесен большой ущерб завоеванием крестоносцами 283 . «Константинополь грязен, вонюч и во многих местах постоянно темен, так как дворцы богатых покрывают улицы, оставляя бедным и иностранцам грязь и потемки», – говорит Одон де-Дёйль (Диогильский), капеллан Людовика VII (пол. XII в.), сопутствовавший ему в крестовом походе. «Во тьме совершаются убийства, грабежи и другие преступления. В городе столько господ, сколько богатых, столько воров, сколько бедных. О законе нет и речи, и ни у кого нет ни страха, ни совести, так как порок не наказывается и даже не выходит на свет. В этом городе во всем крайности: он превосходит другие города своими богатствами, но и порочностью своих жителей» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Мы уже знаем, что через Евхаристию верующие приобщаются к универсальному телу Христа для того, чтобы в воскресении получить прославленное и обновленное тело по образу прославленного тела Господа. Поэтому Евхаристия есть залог блаженного воскресения и будущего единения с Отцом и Сыном в Божественной славе (De Tr. VIII, 12). Эту же мысль о действии Евхаристии Иларий выражает в словах: «Троица Господня, от Которой принимаем пищу, т. е. Хлеб живой, сила которого такова, что Сам, будучи живым, животворит и тех. которые Его принимают» (In Ps. 127, 10 ). Почитание святых В двух местах Иларий говорит о почитании мощей мучеников и апостолов и о чудесах, совершающихся у их гробниц 281 . Эсхатология В эсхатологии Илария нужно отметить несколько тезисов, характерных не столько для его личных убеждений, сколько для западных церковных писателей доникейской эпохи, ставших ко времени Илария традиционными в той церковной среде, в которой он получил свое христианское воспитание. Прежде всего остановимся на выяснении Иларием некоторых терминов, не безразличных для эсхатологии. Это термины: αιν, saeculum, aeternum. Греческому αιν, на латинском языке соответствует saeculum. То и другое обозначает определенный период времени. Aeternum, напротив, обозначает бесконечность, не замыкающуюся никакой границей. Saeculum saeculi или saeculum saeculorum имеет значение, равносильное aeternum 282 Вместе со смертью человека для него наступает время воздаяния за все, совершенное им в жизни, и определяется его загробная судьба, которая по смерти не может быть изменена покаянием, так как вместе с жизнью человек утрачивает свободу воли и возможность нравственного возрождения. Тогда начинает действовать закон воздаяния по заслуге прежней воли. Души всех умерших нисходят в преисподнюю. «Закон человеческой необходимости состоит в том, чтобы после погребения тел души нисходили в преисподнюю» (In Ps. 138, 22 ). Даже Давид, о святости которого так много говорит Иларий, должен был разделить этот общий удел человека 283 . Даже Господь, чтобы совершить все, свойственное истинному человеку, не уклонился от нисхождения в преисподнюю 284 . Ориген полагал, что только до сошествия Христа в ад все души умерших сходили в преисподнюю и были там заключены, а после воскресения Христа души праведных восходят уже непосредственно на небо, в рай. Тертуллиан признавал это только привилегией мучеников. Как Иларий представлял себе это – допускал ли он возможность для душ праведников, умерших после нисхождения Христа в ад, непосредственно восходить на небо, – мы не имеем к тому данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

С.Б. Сорочан Краткий мартирий братьев Евпрепия и Феодора (входит в так называемый Scholion sive Hypomnesticum, написанный по-гречески, вероятно, в конце 668 – начале 669 гг. и сохраненный в позднейшем латинском переводе в Collectanea Анастасия библиотекаря 281 . В нем повествуется о ссылке в 646 г. и продолжительном пребывании в Херсоне и других местах Юго-Западной Таврики монахов – братьев Евпрепия и Феодора и о ссылке в эти же края, смерти и погребении в Херсоне папы Мартина I в 655 г. 282 . Сохранился идентичный с латинским греческий текст схолии с указанным кратким мартирием, который вошел в состав так называемой «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина, бывшего папы Рима, а также преподобного Максима и его ученика» 283 . Последний памятник был скомпилирован в конце VII в. и из него следует, что автором первоначального краткого мартирия был некий Феодор, который может быть отождествлен с одноименным константинопольским монахом, Феодором Спудом, вероятно, клириком Св. Софии Константинопольской, состоявшим в переписке с высокопочитаемым им папой Мартином (письма XIV и XV) 284 . Исходя из текста мартирия братьев Евпрепия и Феодора и «Краткой истории о сделанном против блаженного Мартина», можно заключить, что мартирий был составлен вскоре после смерти последнего из братьев, Феодора, по словам автора схолия, последовавшей в 667 г. Ниже публикуется краткое содержание латинского текста, пересказанное С. П. Шестаковым, и цитаты из подлинника. Комментарии к приведенному отрывку выполнены С. Б. Сорочаном). Братья Феодор и Евпрепий, сыновья Плутина, главного интенданата «при блаженнейшей памяти императоре» (здесь разумеется Ираклий) 285 , захвачены были во время гонения со стороны еретиков близ Авида (Авидоса) и сосланы в Херсон. Там неоднократно были они насильственно разлучаемы и отправляемы в качестве послов в укрепления (городища) племен, живших по соседству («in castris gentium ibidem adjacentium) 286 . Евпрепий умер на 9-й год ссылки, 26 октября, в один год с папой Мартином I, умершим 16 сентября 655 года 287 . Феодор прожил лет 12 дольше 288 . Автор схолия ездил к нему в Херсон и получил от него некоторые вещественные памяти, оставшиеся после папы, а также выслушал его рассказы о многочисленных чудесах святого в Херсоне и вынесенных им здесь лишениях: »...jam memoratus videlicet frater Theodorus qui et propria manu multa sanctorum opuscula dignatus est exibere nobis, quipergebamus illuc ad visitationem et adorationem ejus, et pretiosae memoriae Martini summi et vere universalis papae et magni martyris veritatis. Cujus et miracula nobis copiosa quae ibidem facta sunt, cum illatis quoque illis importabilibus, retulit, donata etiam particula sancti orarii, id est facialis, quae sibi fuerat ab eo dimissa: et uno ex campagis ejus, id est caligis: quos nullus alius inter homines portat, nisi sanctus papa Romanus» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения 1. Письмо Т.И. Филиппова к К.К. Зедергольму 281 Любезнейший Константин Карлович! Вот Вам задача! Часто повторяют мысль, что покровительство светской власти не помогает вероисповеданию распространиться, а гонение не препятствует, а скорее способствует его успеху. Эта мысль, проистекающая из веротерпимости, не подтверждается историей. До Константина Великого число христиан, конечно, было меньше, чем после его крещения всей его империи. Покровительство арианам усиливало арианство, гонение ариан помогало размножению православного исповедания. Покровительство царей решениям соборов прекращало ереси; покровительство ересям угнетало христиан. Впоследствии Карл Великий мечом обратил Саксонию 282 . В Южной Франции огнем и мечом истреблены были предшественники реформации Вальдены. Чехи, два века воевавшие за свободу вероисповедания, насильно приняли латинство по падении их королевства. Протестантство распространялось только там, где светская власть ему покровительствовала, в Испании инквизиция истребила, во Франции меры Людовика 14, т. е. уничтожение Нантского эдикта, привело дело в такое положение, что после даже когда терпимость была введена вновь, протестанты усилиться не могли. Про Бельгию не знаю, как и по каким причинам она явилась католическою. В Англии до Каннинга католицизм замирал, после дарования ему прав он стал привлекать в свои недра лучших людей 283 . Вот! Я Вам высчитал все, что пришло в голову о следствиях терпимости и гонений. Быть может, Вам известны по истории еще какие-нибудь подобные случаи. Задача состоит в том, чтобы ряд этих случаев был представлен в порядке времени, с обстоятельным обозначением лиц, времени, обстоятельств; чтобы не вкралось какой ошибки, ибо это, может быть, войдет в бумагу. Нужно же это графу для отражения ложной мысли, будто гонение способствует распространению гонимого вероисповедания. Гонение порождает мучеников, вызывает чудеса исповедничества, подает повод к величайшим торжествам духа, запечатлевает силу учения, но не размножает адептов, оно преступно в нравственном отношении, но достигало и достигает цели, даже касаясь православной веры, ибо и Православной Церкви завещана только истина, а не успех. Составив эти справки, пришлите мне. Это поручает Вам граф.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010