326 «А в том тогда монастыре (Троице-Сергиевом), – пишет Курбский, – обитал Максим преподобный, мних святыя; горы Афонския Ватопеда монастыря, грек родом, муж зело мудрый, и не токмо в риторском искусстве мног, но и философ искусен, и уж в летех превосходные старости умащен, и по Бозе в терпении исповедалческом украшен: много бо претерпел от отца его многолетных и тяжких оков и многолетного заточения в прегорчайших темницах и других родов мучений искусил неповинне, по зависти Даниила митрополита, прегордого и лютого, и ото вселукавых мнихов, глаголемых Осифлянских; а он был его из заточения свободил, по совету некоторых сигклитов своих, исповедающих ему, иже отнюдь неповинне страждет таковый блаженный муж. Той предреченный мних Максим начал советовати ему, да не едет на так далекий путь, наипаче ж со женою и с новорожденным отрочатем». См. Сказания кн. Курбского, 3 изд., Н. Устрялова, Спб. 1868 г., стр. 35. 327 См. ниже в Приложениях под 9, 10, 62, 106, 140,142, 143. – Толковая псалтырь XVI в. там же за 18, 34, 61, 63–67, 72, 99, 108, 134, 141, 180, 190, 208, 231, 233 и стр. CCXCVI; XVII в. – за 1, 8–10, 20, 21, 79, 106, 140, 142, 143, 145–147, 178, 183–186; XVIII в. за 19, 28, 62, 107, 198; XIX в. за 144. 328 См. там же за 2, 4, 6, 7, 11, 31, 36, 38, 39, 70, 73, 75, 109, 110, 130, 151, 158, 159, 161, 163, 165, 188, 189, 204. 205, 210, 212, 235, 239, 242. – Слов ркп. XVI в. за 5, 12, 30, 37,48, 50, 51, 60, 77, 100, 101, 103, 126–128, 148, 197, 201–203, 238, 243; XVII в. за 2–4, 7, 11, 13, 14, 38, 49, 68, 70, 73, 76, 109, 110, 129, 131, 149–151, 158–160, 163, 164, 166, 174, 179, 188, 189, 192, 210–213, 215, 235 и стр. CCXCI; ркп. XVIII в. за 6, 31, 36, 39, 40, 54, 78, 130, 161, 165, 167, 168, 177, 204, 225–227, 239, 242; ркп. XIX в. за 32, 71, 75, 81, 194, 205. 329 См. там же за 15–17, 35, 41, 43, 46, 53, 55, 57, 74, 84, 113, 132, 133, 162, 173, 176, 191, 207, 209, 217, 220–222, 228, 236, 240. Сборники XVI в. см. за 42, 93, 104, 105, 111, 181, 214, 230, 232, 234 и стр. CCXCI; XVII в. за 15–17, 43, 52, 58, 74, 82, 84, 102, 112, 132, 162, 173, 176, 191, 193, 196, 200, 206, 207, 209, 217, 220–224, 228. 240, 241 и стр. ССХС; XVIII в. за 35, 41, 53, 56, 59, 80, 113, 133, 169–172, 175, 182, 195; XIX в. за 33, 44–46, 55, 57, 83, 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

173 (1665) году приемные Пятницкого монастыря Строителя Митрофана, что он отдавал пустоши в Пятницком монастыре, писаны на двух листах, за его Митрофановою рукою. 173 (1665) году книги росписные Воскресенского подворья Строителя Филофея с Священником Сергием, за их руками, писаны на тетради. 168 (1660) году книги росписные Давыдовы пустыни Священника Леонида с Священником Андреяном, за их руками, писаны на семи листах. 171 (1663) году книги приходные и расходные старца Флавиана, да сына Боярского Остафья Глумилова, за рукою старца Флавиана, писаны на двух листах. 172 (1664) году книги расходные Офонасьевского монастыря Строителя Сергия, за его Сергиевою рукою, писаны на 9 листах. 172 (1664) года книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Иеремии, за рукою Иеромонаха Мисаила, писаны на трех листах. 172 (1664) году книги приходные и расходные Понойского ж промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иова, за его Досифеевою рукою, написаны на пяти листах. 172 (1664) книги приходные и расходные старца Флавиана, что он издержал денег на древяную покупку, за его рукою, писаны на пяти листах. 16З (1665) книги Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, что он издержал на разные покупки. 173 (1665) году книги приходные и расходные старца Флавиана что он покупал дубовые бревна на деньги и на соль, за его Флавиановою рукою, писаны на четырех тетрадях. 173 (1655) году книги Иконома Иеромонаха Феодосия хлебной покупки в платеж за крестной монастырь, за его Стоителевою рукою, писаны на пяти листах. 173 (1665) году книги старца Флавиана, что он покупал бревна четырех саженные на монастырские деньги, писаны на тетради. 174 (1664) году книги хлебной покупке старца Арсения да старца Иулиена, за рукою Курмышского старца Тимофея, писаны на тетради. 174 (1666) году книги соляной продажи села Рожествена Большова целовальника Федьки Козьмина, за рукою Дьякона Маркела, писаны на трех листах. 174 (1666) году книги соляные села Завидова целовальников Меркушки Григорьева да Федьки Тиханова писаны на двух листах, за рукою Иеромонаха Мисаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Василий Великий, архиеп. Письмо 38. К Григорию, брату// Его же . Письма. – М.: Изд-во Моск. Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. – 560 с. – С. 99–109. С. 106. Там же. С. 107. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 33. Курсив К. Шёнборна. – В.Н. Василий Великий, архиеп. Письмо 38. С. 108–109. Курсив наш. – В.Н. Второй канон свт. Николаю на утрени, песнь 4-я//Минея праздничная, 6 декабря. – М.: Донской монастырь: Изд-кий отдел Моск. Патриархата: ТОО «Кузнецкий мост», 1993. Лист 129, оборот. Mansi J.D. Sanctorum Conciliorum nova et amplissima collectio . – Florenz, 1759. 13, 101 AC. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 170. Рус. пер. см.: Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 172. Шёнборн К. Икона Христа. С. 173. Mansi 13, 44 D. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 173. Mansi 13, 45 BC. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 173, примеч. 20. Шёнборн К. Икона Христа. С. 173. Mansi 40 Е – 41 А. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 174. Шёнборн К. Икона Христа. С. 174.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6192346

Мы упомянули, что придумано было много имен и названии Греческих к числу звериному; выставим на вид некоторые из них, которые впрочем более удовлетворяют численности, случайно попавшейся, нежели существу дела; противоречащие значения их еще менее внушают к ним доверия. Позаимствуем их из толкования св. Андрея Кесарийского , откуда также заимствовал Митрополит Рязанский Стефан Яворский , написавший книгу об антихристе (издан. в Москве 1764 года). 30+1+40+80+5+300+10+200=666. ΛΑΜΠΕΤΙΣ, что значит: сияющий, блестящий. 300+5+10+300+1+50=666. ΤΕΙΤΑΝ – титан или солнце. 20+1+20+70+200+70+4+8+3+70+200=666. ΚΑΚΟΣΟΔΗΓΟΣ – злой вождь. 80+1+30+1+10+2+1+200+1+50+70+200=666. ΠΑΛΑΙΒΑΣΑΝΟΣ – издревле мучитель. 1+30+8+9+8+200+2+30+1+2+5+100+70+200=666. ΑΛΗΘΗΣΒΛΑΒΕΡΟΣ – истинно вредоносный. 1+40+30+70+200+1+4+10+20+70+200=666. ΑΜΝΟΣΑΔΙΚΟΣ – агнец неправедный. 2+5+50+5+4+10+20+300+70+200=666. ΒΕΝΕΔΙΚΤΟΣ – благословенный. Последнее название сопровождалось оговоркой, что антихрист примет его из дерзкого подражания Иисусу Христу, истинно благословенному Богу. Положим, что надменное и гордое лицо, как антихрист, которое дерзнет выдавать себя за божество, возмечтает величаться такими громкими именами, как то: блестящий, солнце, благословенный; но вероятно ли, чтобы он оставил при себе унизительные названия злого вождя, старинного мучителя, истинно вредоносного и агнца неправедного?– Это прозвания, которыми могут осуждать его современники, а не имена. Точно так же ошибались те, которые Юлиана называли антихристом, исчисляя слова αποατης чтò значит отступник, которым, достойно именовали его Христиане. И потому придаточные от других названия не могут быть применяемы к антихристу, как не его собственные. В последствии времени некоторые называли Магомета антихристом, ограничивая его имя Греческим μαομετις. Почему же не Μαομεθ? счет 666 не состоялся бы. – Все сии и сему подобные странности, которые встречаются в вычислениях звериного имени, внушают мысль, что это имя недоступно нашему разумению, потому что тот, кто будет носить его, еще не являлся, и что не было еще в мире характера, совершенно сходственного с описанием Ев. Иоанна в Апокалипсисе и других святых Апостолов, которые говорили об антихристе. – Надобно , однако, и то сказать, что гонители Церкви Христовой, и особенно Юлиан, близко подходили к описаниям Апостольским, как видели мы из предыдущего рассматривания; но они были только предтечи настоящего антихриста. Впрочем, быть может, что число имени звериного относилось и к ним в принимаемом нами другом смысле. Не разумел ли под тем числом Ев. Иоанн Домициана или другого которого-нибудь из императоров, ненавистников веры Христовой? Или не скрывалось ли под тайною того имени мерзостное идолопоклонство Римской Империи и самый народ Римский, изуверный, богохульствующий, всюду свирепый и кровожадный убийца Христиан? Была же мысль подводить под число имени звериного слово: λατεινος а оно означает латинянин или римлянин, так же и по-Еврейски Romiil, то же Римлянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Очевидно, что не гонения были прямой причиной упадка городов и церквей, а нежелание христиан расставаться с языческими благами этого мира, роскошью и комфортом, что наиболее ярко проявилось в судьбах Лаодикии и Сардиса. Ещё один вывод, который необходимо сделать на основе данного церковно-археологического исследования – удивительное переплетение истории церкви и города. Угроза, звучащая в адрес некоторых церквей «... сдвину светильник твой с места его» в исторической перспективе говорит о том, что Господь, сдвигая светильник ослабевшей церкви, сдвигает и светильник города. Ослабевшая духом, хотя и богатая материально церковь неизбежно влечёт за собой город к угасанию (Ефес, Сардис), сильная своим духом церковь способна поддержать и сохранить город в самых тяжёлых испытаниях (Филадельфия). Учитывая весь опыт толкования и изучения Апокалипсиса, следует отметить, что выявление вечных ценностей благовестия ап. Иоанна Богослова на историческом фоне формулирует религиозно-нравственные постулаты, актуальные для христианского сознания во все времена. Приложения 1. Индекс персоналий Авдий 181 Адриан 93, 149, 158, 227 Александр Македонский 14, 15, 42, 71, 105, 118, 135, 163, 176 Алексей Комнин 120 Андроник II Палеолог 200 Антиох II 209 Антиох III Великий 15, 72, 181 Антиох IV Епифан 59 Антипа 142, 143, 144 Антоний 140 Антонин Пий 181, 187, 190, 194, 196 Апулей 49 Ататюрк Мустафа Кемаль 23, 24, 121, 161 Аттал I 135, 140 Аттал II 136, 197 Аэлий Эр и стид 148 Баязет 200 Браун Реймонд 5 Венизелос Элефтериос 23, 24, 121 Вергилий 43 Веспасиан 47, 57, 180, 198 Виктор Римский 98 Викторин Римский 40 Витрувий 86, 87, 105, 216, 217, 225 ВудД. 82, 84, 88 Гай Гракх 16 Гален 16, 141 Гарнак А. 214 Геродот 174 Герострат 105 Гомер 121, 174 Даниил 60, 66, 67, 90, 127 Дарий 176 Деций 102, 104 Дион Кассий 54 Дионисий Александрийский 54 Домициан 36, 37, 38, 40, 41, 42, 47, 48, 54, 55, 56, 57, 58, 75, 76, 77, 81, 144 Друзиана 36 Евсевий Кесарийский 54, 78, 98, 123, 125, 182 Екатерина Еммерих 91, 92 Зелинский Ф. 152 Иаков Зеведеев 30 Иаков, брат Господень 30 Игнатий Антиохийский НО, 199 Иезавель 170 Иероним 41, 78 Иоанн V Палеолог 200 Иоанн Дука 120 Иоанн Златоуст 79 Иоанн пресвитер 77 Иосиф Флавий 142, 181, 182, 193, 213

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

53 Муравьев Милицу, мать Стефана, называет Ангелиною, а дочь её, Милеву, Ливериею (Жит. окт. 235), а пр. Филарет Милеву называет Саломиею (св. южн. слав июль, стр. 18). 54 Макуш. 53. Майк. 278– 283. Гильф. т. 2. стр. 169. Голуб. 440. 441. Стефан подписывался: «Милостию Божиею господин в сеи земли сербской и поморию и подунайским странам». Филар. св. южн. с.т. июль, стр. 21. 55 По смерти Стефана предъявил было свои права на Сербию сын Магомета I, Мурад II, как родственник Малевы, но Бранкович отстоял свои права, как старший в роде, и притом как получивший управление, по завещанию Стефана. Гильф. т. 2, стр. 173. Юрий Бранкович был сын Вука Бранковича, того самого, который изменил Лазарю на Косовом поле, и который называл себя сыном севастократора Бранке и внуком воеводы Младена (Майк. 278– 283; Голуб. 441); по словам Гильфердинга, он был внук старшей дочери Лазаря (Собр. соч. т. 2, стр. 173), по словам арх. Филарета, был женат на тетке Стефана (св. южн. сл. июль, стр. 20), по словам Муравьева, был зять Стефана (Жит. окт. стр. 270). 58 Гильф. т. 2, стр. 173, 174. Майк. 284. 286. Ист. Ранке 1857 г. стр. 21. Макуш. 54. Прав. об. 1870 г. апр. стр. 68. 60 Гильфердинг об этом сообщает немного иначе. Он говорит, что по смерти Лазаря, по завещанию его, приняла управление Сербиею жена его, Прина Палеолог; но сербские бояре (властели) разделились на две партии: одни требовали, чтобы Ирина передала власть сыну боснийского короля Томаша, Стефану, за которым была в замужестве дочь её, другие же объявили соправителем Ирины брата великого визиря Махмуд-паши, Михаила Благоевича, с тем, чтобы Ирина вышла за него замуж и положила начало новой династии в Сербии. Ирина вероломно выдала Благоевича венгерцам, и тогда Магомет предоставил (1459 г.) своим наместникам управлять Сербиею именем султанши Мары. Гильф. т. 2, 174, 175. 61 Майк. 287. Ранке, 24. Голуб. 441, 442. Прав, обозр. апр. стр. 629. Ист. слав. пар. Раича. т. 3, кн. IX. гл. IX, стр. 255– 260. 64 Так они привязывали к подбородку женщин мешки с золой, и вдруг подняв мешки к верху, засыпали им лица; иных с связанными руками и ногами вешали на перекладину, наваливая на тело тяжелые камни; иных засекали до смерти, многих сажали на кол, многих жарили на огне, детей, в насмешку над таинством крещения, погружали в кипяток.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

(свт. Иоанн Златоуст , 54, 201). Источник. Война с диаволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с диаволом: это значит находимся в мире с Богом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 209). Источник. Нет ничего злее диавола. Так он повсюду обременяет и развлекает своих бесполезными трудами, и не только не допускает получить награду, но умеет еще сделать их достойными наказания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 237). Диавол всегда таков, – все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались (свт. Иоанн Златоуст , 54, 374). ...Победи только самого себя – и победишь козни диавола (свт. Иоанн Златоуст , 54, 505). ...Огради душу верою и любовью, и ни одна из разжженных стрел диавола не в состоянии будет вонзиться в нее (свт. Иоанн Златоуст , 54, 550). Источник. ...Диавол с большею яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе все погубляя... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 621). Подобно тому, как палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляют других, так и здесь (то же самое говорится) о лукавом демоне (см.: 1Кор. 5, 5 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 655). Молясь, восплачем от глубины сердца, чтобы прогнать врага нашего в глубину пещи геенской. Ведь когда ты стенаешь, он подвергается ударам; когда ты ударяешь себя в грудь, он получает раны; когда ты принимаешь удары, он подвергается казни (свт. Иоанн Златоуст , 54, 917). ...Он производит посмешище в народном собрании, уничижение в доме, смущение в церкви, пожирание плоти, немощь души, повседневную скорбь, путы ума, препятствие в делах (свт. Иоанн Златоуст , 54, 924). Велика злоба демона. Но над всеми видами ее превозмогает пост и молитва (свт. Иоанн Златоуст , 54, 925). Стрела же диавола есть порочное пожелание (свт. Иоанн Златоуст , 55, 188). Источник. ...Как пираты... минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

С. 702. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. Пг., 1914. С.173. Смирнов С. Указ. соч. С. 437. Дневник А.В. Горского/С прим. прот. С. Смирнова. М., 1885. С. 22. Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А.В. Горского//Православное обозрение. 1875. 12. С. 7. Корсунский И.Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии//Богословский вестник. 1898. 11. С. 188-189. Там же. С. 200. Там же. С. 200-201. Из воспоминаний студента//Богословский вестник. 1915. 9-11. С. 725-726. Флоровский Г. Указ. соч. С. 360. Краткое воспоминание о Московской Духовной Академии в период 1876-1880 гг.//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 174. См.: Дневник А.В. Горского/С прим. прот. С. Смирнова. М., 1885. С. 192-193. Цит. по: Смирнов С. Указ. соч. С. 438. См.: Нечкина М.В. В.О. Ключевский. М., 1974. С.170-173. Голубцов С., протодиакон. Московская Духовная Академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 53. Нечкина М.В. Указ. соч. С. 173. Там же. Глубоковский Н. За тридцать лет (1884-1914)//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 742. Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1700-1917 гг.)//История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1997. Ч.2. С. 64. У Троицы в Академии. 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914.Сергиев Посад, 1914. С. 7-8. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 25.01.2022 07.01.2021 01.02.2020 26.10.2018 19.09.2018 Последние комментарии 07.04.2024 22:09 07.04.2024 21:55 07.04.2024 19:10 07.04.2024 19:05 07.04.2024 14:39 07.04.2024 14:11 07.04.2024 10:29 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/29/...

Кабала на Москвич, рыбного ряду на торговых людей за продажную рыбу семгу семь кабал, денег по них взять (626) рублев (2) алтына (2) деньги, писаны во 174 году в ноябре месяце (1665). Да рядных волостей на монастырских крестьян дровяных 40 кабал, денег на них взять 98 рублев с полтиною, писаны во 173 (1665) году. Кабала крестового монастыря на Строителя старца Иринарха, да на старца Флавиана, в двухстах рублях в заемных деньгах, писано в 174 году. Тридцать кабал на Старорусских плотников разных погостов в заемных серебряных деньгах в 88 рублях с полтиною, писаны в 171 и во 172 годах. Две кабалы в трех рублях, писаны во 166 году. Кабала в четырех рублях в медных деньгах, писано во 169 году. Четыре кабалы в 8 рублях в медных деньгах, писаны во 168 году. Кабала на Старорусских плотников разных погостов во 175 рублях медных деньгах, писано во 171 году. Девятнадцать кабал на монастырских крестьян разных волостей в заемных деньгах в 55 рублях с полтиною, писаны во 172 году в разных месяцах и числах. 68 кабал на монастырских крестьян разных волостей и деревень в заемных деньгах, денег по них взять 256 рублев, писаны во 173 году. Четыре кабалы на монастырских крестьян, денег по них взять 11 рублев, писаны во 174 году. Десять золотых червонных подносу Казанского Митрополита Лаврентия. Золотой червонной, что взят в цену у Иеромонаха Сосипатра. Пол ефимка серебреного, весу в нем скудная золотника, что взят в цену у него ж Иеромонаха Сосипатра. 89 ефимков печатных серебреных. Семь четвертаков печатных серебреных. 38 ефимков не печатных серебреных. 11 пуговиц опошневых больших серебреных, в них весу 66 золотников. Печать казенная серебряная резная, весу в ней шесть золотников. II. Книги приходные и расходные 164 (1656) году книги приходные и расходные Сосновской пустыни Игумена Иосифа за руками Зарайского города Соборной церкви Протопопа Матфея, да старца Виталия, на пяти тетрадях. 166 (1658) году книги приходные и расходные старца Никодима, как он был в Галилеи на рыбном промыслу, за своею Никодимовою рукою, писаны на тетради.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010