Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов. Труды: Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, о евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1. 181, стр. 180–183. Поучение на праздник Благовещения о достоинстве христианского храма//Там же, т. 1. 182. Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях//Там же. Два поучения печерским инокам об обязанностях иноков//Там же. Не изданы: На Сретение Господне. В Неделю мясопустную о страшном суде. В Неделю Православия о посте. В Неделю блудного сына – о долготерпении Божием. Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два). Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 1923, 26, 30, 33–35, 256, 257. Окружное послание «О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем»//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841–1842, т. 1–5, т. 1., 19. Духовное завещание Фотия//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 144–148. Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 208–220, прим. 51. Невоструев К. Монограмма Всероссийского митрополита Фотия. М. Изд. Общества древнерусского искусства. 1866, стр. 175 и 181. Кротков. Плащаница всероссийского митрополита Фотия. 1864. Филимонов Г.Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита//Вестник Общества древнерусского искусства. М. 1876. Павлов А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вышел в немецком переводе под заглавием: «Theoretische Mechanik von I. Somoff, übersetzt von A. Ziwet». Кроме упомянутых работ, С. напечатал еще «Démonstration des formules de M. Iacobi relative à la théorie de la rotation d " un corps solide» («Journal für die reine und angewandte Mathematic. von Crelle», т. XLII); «Méthode du calcul des fonctions elliptiques de troisième espèce» (Там же, т. XLVII); «Construction des axes d " un ellipse» (Nouvelles annales de mathématique, Terquem " а, 1860 года. XIX); «О способе Гаусса для вычисления междупредельных интегралов по приближению» («Журнал Главного Управления Путей Сообщения и Публичных зданий» 1854 г.); «Элементарный способ вычисления части поверхности или объема шара, заключающейся между плоскостями, не проходящими через центр» («Математический Сборник», изд. Московским математическим обществом, т. III (1868), стр. 79); «Замечания, относящиеся к началу наименьшего действия» (Там же, т. V, стр. 303); «Притяжение точки однородным многогранником какой-либо формы силами, обратно пропорциональными квадратам расстояний» (Там же, т. XIII, ст. 99). В последние годы своей жизни, чувствуя сильное утомление от многолетней педагогической деятельности и желая посвятить свои ослабевшие силы исключительно научным работам, С. мало-помалу отказался от преподавания в различных учебных заведениях, а в начале 1876 г. он покинул и С.-Петербургский университет. В том же году он был избран этим университетом в почетные члены – звание, которого он удостоился от Московского университета еще в 1867 г. Некролог в «СПб. Ведомостях» за 1876 г., 117. 129. – Портретная галерея русских деятелей, изд. А. Мюнстера, т. II (СПб. 1869), стр. 56–57. – Григорьев. С.-Петербургский Императорский университет в течение первых 50 лет его существования (СПб. 1870), стр. 180–181, 396–397; прилож. стр. 51, XVI, – Статья Д. Бобынина в «Энциклопед. словаре» Брокгауза и Ефрона, т. XXX, стр. 851–852. – Некрологи «Газета Гатцука», 1876 г. 23; «Голос»; 1876 г., 117; «Иллюстрированная Неделя», 1876 г., 26; «Народная Школа», 1876 г., 5, прилож., стр. 13. – B. Рождественский, Памяти О. И. Сомова («Церковный Вестник»; 1876, 18) – XVII-oe присуждение учрежденных Π. Η. Демидовым наград. (СПб. 1848), стр. 61–75. – Систематический и алфавитный указатель статей, помещенных в периодических изданиях и сборниках Императорской Академии Наук (СПб. 1875). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882), английский натуралист и путешественник «Я абсолютно не имел в виду писать в атеистическом духе... Я совершенно согласен с Вами, что мои воззрения не являются непременно атеистическими». (Из письма к Д. Грею). «В самые крайние моменты колебания я никогда не был атеистом, в том смысле, чтобы отрицать существование Бога». (Из письма к Э. Форбсу). «Таинственный вопрос о начале всех начал для нас неразрешим, и я со своей стороны должен удовлетвориться скромным уделом агностика». (Из автобиографии). Конечно, не нужно никому доказывать несоизмеримость агностика с атеистом. По собственным словам Дарвина, он не хотел своею теорией «о происхождении видов» унижать достоинство человека и оскорблять религию. Из литературы известно, с каким сочувствием Дарвин следит за трудами христианских миссионеров в Огненной земле... Когда он убедился в существенной перемене быта дикарей Огненной земли под влиянием христианской проповеди , то стал давать ежегодное пожертвование на дела миссии и даже уличал в «низкой неблагодарности» путешественников, относящихся к этому иначе». (См.: Протоиерей П. Боголюбский. Богословие в апологетических чтениях. М., 1913, с. 22). Эрнст Добльхофер, немецкий исследователь «И все-таки Библия права» – эта фраза, которая еще недавно заставила насторожиться широкие круги, стала также движущей силой исследований нашего молодого гравировщика (Смита. – Авт.)». (Цит. по: Эрнст Добльхофер. «Знаки и чудеса», М., 1963, с. 163). «Хеттов, как народ, пришлось открывать заново! Не то чтобы даже и имя их кануло в вечность и окончательно изгладилось из памяти человечества: его сохранила для нас Книга книг, сокровищница самых разнообразных сведений – Библия; этот народ – хетты, хеттеяне, правда, лишь вскользь, упомянут там в нескольких местах». (Там же, с. 180181). «Индоевропейский народ уже получил в ученом мире название хетты, и этот библейский термин слишком глубоко укоренился, чтобы от него теперь можно было легко отказаться». (Там же, с. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

7. Христианину же достаточно немногого для понимания этого предмета. Ведь и достоверного всегда немного, да и не позволено христианину стараться узнать больше, чем можно. Бесконечные же прения и Апостол запретил 176 . Кроме того, нельзя открывать больше того, что открыто Богом; а то, что открыто Богом, есть всё. Глава III. Происхождение души – из дыхания Бога. 1. О, если бы не существовало необходимости возникновения ересей для выявления искусных! 177 Тогда мы вообще не спорили бы о душе с философами, я бы сказал, патриархами еретиков 178 ; ведь еще Апостол предвидел, что философия станет потрясением для истины 179 . Ибо он, побывав в Афинах, понял, что сей город отличается словоблудием, когда убедился на собственном опыте, что все там торгуют мудростью и красноречием 180 , потому-то он и сформулировал свое предостерегающее предписание. 2. Точно так же и понимание души было извращено философскими учениями людей, смешивающими воду с вином 181 : одни отрицают, что душа бессмертна, другие утверждают, что она более чем бессмертна 182 ; одни рассуждают о ее сущности, другие – о форме, иные – о ее устройстве. Эти считают ее появление нездешним, те полагают таковым ее конец, – в зависимости от того, убедил ли их авторитет Платона или энергичность Зенона 183 , или размеренность Аристотеля, или глупость Эпикура, или печаль Гераклита, или безумие Эмпедокла 184 . 3. Оплошало, думаю, божественное учение, возникнув в Иудее 185 , а не в Греции. Ошибся и Христос, послав на проповедь рыбаков, а не софиста. Итак, если где-нибудь ясный и чистый воздух истины подобным образом загрязняется чадом философии, то рассеять этот чад должны христиане, опровергающие первичные, то есть философские, умозаключения и противопоставляющие им небесные, то есть Господни, предписания, чтобы разрушить то, при помощи чего философия улавливает в свои сети язычников, и сломить то, при помощи чего ересь тревожит верных. 4. Одно сражение – против Гермогена – уже закончено, как было сказано в самом начале, ибо мы утверждаем, что душа – из дыхания Бога, а не из вещества, находя поддержку и в этом вопросе в одном из положений божественного учения, которое нельзя затемнить. И вдохнул, – говорит, – Бог дыхание жизни в лице человека, и стал человек душой живою 186 , – конечно, из дыхания Бога, и к этой проблеме не стоит более возвращаться; есть посвященный ей трактат 187 , есть соответствующая ересь. Перейду к остальным вопросам 188 . Глава IV. Душа рождена и сотворена.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК) Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского : «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 7, 1807-1811 гг.). В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов Г. и прав. Иулиании, в 1867-1868 гг. совершение молебнов было восстановлено. По-видимому, в кон. XIX в. существовало почитание святых Иулиании и Феодосии, почитание Г. было утрачено - архим. Леонид (Кавелин) не упомянул его в списке рус. святых ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. 698-699. С. 180-181). Церковное почитание Г. возрождено включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. 629/20978. Л. 36-38; Там же. Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об.; РГБ. Ф. 215. Архив М. М. Осоргина. Картон 3. Д. 7, 14-17, 19. Ист.: Филимонов. Иконописный подлинник. 1876. 4-5. С. 27; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных//ИРГО. 1900. Отд. 3. Вып. 1. С. 14-40; Сторожев В. Н. Мат-лы для истории рус. дворянства. М., 1909. Вып. 2. С. 60-61; Евгений (Мерцалов), еп. Житие св. прав. Иулиании Лазаревской (в 2-х ред.) и служба ей. СПб., 1910; Лихачёв Н. П. , Мятлев Н. В. Тысячная книга 7059-1550 г. Орел, 1911. С. 179-180 [Библиогр.]; Скрипиль М. О. Повесть об Улиянии Осорьиной: (Ист. коммент. и тексты)//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 276-323; ТКиДТ. С. 71, 157; АСЗ. 1998. Т. 2. 337-338. С. 297-298; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в.//РД. 2002. Вып. 8. 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/164229.html

Роспись иконостаса и живопись вост. фасада церкви выполнены в один и тот же период. Это самый ранний образец фасадной сюжетной живописи в Сванети ( Аладашвили и др. 1983. С. 12). Внешняя роспись Н. сохранилась фрагментарно - в виде прориси и отдельных цветовых пятен. В боковых арках вост. фасада находились живописные изображения святых. На фронтоне была представлена живописная композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Живопись отличается звучным колоритом: чередованием золотистой охры, красно-коричневатого, серого и изумрудно-зеленого тонов, по стилистическим признакам она тесно связана с груз. искусством IX-X вв. (Там же. С. 13). Святыни В Н. хранились живописные и чеканные иконы (большая часть хранится в Сванети этнографии и истории музее ): «Апостол Павел» (X в., серебро, позолота, 15×5 см), «Великомученик Георгий с Деисусом» (XI в., дерево, позолоченное серебро; в нижней части иконы изображен вмч. Георгий, поражающий имп. Диоклетиана, в верхней - 3-частная композиция Деисуса), «Богоматерь с Младенцем и святая Варвара» (XI-XII вв., дерево, темпера, 55×45,5 см), «Великомученик Георгий» (XI-XII вв., дерево, позолоченное серебро, 56×43 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII в., холст, темпера, 56×43 см), «Великомученик Георгий» (XII-XIII вв., дерево, темпера, 80×59 см), «Спас Вседержитель» (XII в., дерево, серебро, 50×44 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII-XIII вв., дерево, холст, темпера, 104×25 см); «Три святых воина» (вмч. Георгий, вмч. Димитрий и неизв. святой; XIII в., дерево, холст, левкас, темпера, 124×74,5 см). В церкви хранится икона вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана (XI в., дерево, серебро, 50×41 см) ( Бурчуладзе. 2016. С. 36, 78, 146, 150, 152, 157, 160, 165, 166, 180-181). Лит.: Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тб., 1961. С. 268-272 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 247; Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тб., 1983; Алибегашвили Г. В. Роспись ц. св. Георгия в Накипари//Там же. С. 77-101; Шевякова Т. Монументальная живопись раннего средневековья Грузии. Тб., 1983. Ил. 86-89; Паташури Г. Типология церк. архитектуры Верхней Сванети//Леван Рчеулишвили, 100: Сб. тр. науч. конф. Тб., 2009. С. 43-55 (на груз. яз.); Kenia M. Upper Svaneti, Medieval Mural Painting. Tbilisi, 2010. P. 6-8, 28-31 (на груз., англ. языках); Бурчуладзе Н. Грузинские иконы. Тб., 2016 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Свана.html

в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих-Миней и затем вошло в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1839-1862). На основании этого Жития во 2-й пол. XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Е., помещенное в нестишном Прологе под 24 окт., днем памяти мч. Арефы (Там же. Стб. 1836-1837). Впосл. эта дата утвердилась в календаре РПЦ в качестве памяти Е. В проложном сказании эфиоп. царь именуется «блаженным» и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Е. попали в стишной (Там же. Стб. 1863). В рус. традиции Е. воспринимался как образец правителя, с одной стороны презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой - покаравшего гонителей христиан. Царь Иоанн IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. 1986. С. 155). В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина» (ПСРЛ. Т. 19. С. 99). В рус. ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Е. С. Назаров (1747-1822). Ист.: агиографические: Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Fr./M., 1691. P. 416; ВМЧ. Окт. Дни 19–31. Стб. 1834, 1836–1837,1839, 1860–1863; ЖСв. Окт. С. 528, 529, 545–553; Martyrium sancti Arethæ et sociorum in civitate Negran/Ed. E. Carpentier//ActaSS.Oct. T. 10. P. 742–760; Martyrium Sancti et magni martyris Arethæ//PG. 115. Col. 1249–1289; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell’Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 401–402, 420–425; Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboâ, 1899. P. 79, 80–81, 108–122, 179– 180 [эфиоп. текст], 124–127, 152–165, 181–182 [португ.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Лес Кармильский обозначен в Библии: «И прииду в средину чащи Кармильския» ( 4Цар 19:23 ). «Паси люди Твоя жезлом твоим, овцы наследия твоего, вселяющиеся едины в дубраве среде Кармила; попасут Васанитиду и Гаалатиду яко же дние века» ( Мих 7:14 ). В ночное время нельзя следовать дорогою чрез Каифу, потому что эта крепостца, находящаяся на самой дороге, не растворяет ворот своих без особенного приказания паши. Несколько сотен вертепов испещряют ребра священного Кармила; там обитало со времен Пророков Илии и Елисея несметное множество отшельников. Один писатель сравнивает эту гору с ульем, а отшельников ее с пчелами, собирающими духовный мед для вечности 180 . Пророк Амос упоминает о пещерах Кармила, говоря: «Аще скрыются на версе Кармила, то и оттуда взыщу» ( Ам 9:3 ). Известно, что Пророк Илия скрывался здесь от Иезавели. Некоторые из пещер можно отнести к временам троглодитов. За девятьсот лет до Рождества Христова Пророк Илия, первый поселился на вершине Кармила, и за ним Елисей. В Книге Иисуса Навина сказано, что Кармил и его окрестности принадлежали царю Иеконому Кармильскому ( Нав 12:22 ). На самой вершине Кармила существовал город Акбатана 181 который Плиний называет также именем Кармила. Здесь Камбиз, по нашествии на Египет, кончил жизнь свою по предсказанию оракула (Id. ibid). Елена соорудила здесь церковь ; от нее ничего не осталось. Кармелитский монашеский орден восприял здесь свое начало; монастырь этого ордена существовал уже здесь в 1180 году. В 83 году по Рождестве Христовом Пророк Агав построил здесь храм во имя Пресвятой Богородицы Кармильской; это первый храм, как полагают, посвященный Ее пресвятому Имени. Агав был одним из 72 учеников Спасителя; он предсказал общий голод при Клавдии ( Деян 11:28 ) и заключение святого Апостола Павла, когда Апостол Павел находился в Кессарии ( Деян 21:10 ); он был с ним в постоянном сношении и наконец приял мученический венец в Антиохии. Источник, напояющий монастырь, приписывают чуду святого Илии; говорят, что этот источник несколько раз высыхал, когда неверные овладевали Кармилом, и возобновлял свое теченье с возвращением монастырской братии. В некотором расстоянии от монастыря показывают примечательные окаменелости; рассказывают, что это поле было предано проклятию великим Пророком. В монастыре кармелитском нашел я сладкое отдохновение от пути; но я предпочел бы видеть братию монастыря в сумрачных сводах пещер отшельнических, там, где обитали Илия, Елисей, Агав; куда приходили искать утешений верующие и несчастные. Жизнь созерцательная и уединенная предписана орденом Кармелитским, который считает Пророка Илию своим основателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

В монументальной живописи изображение П. нередко размещено в алтарной зоне храма вместе с др. св. епископами. В росписи нижней церкви костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря (2-я или 3-я четв. XII в., кон. XI в. (?)) образ святого находится в ярусе с погрудными образами 6 св. епископов непосредственно в апсиде, под изображением деисусной композиции в конхе; П. показан в медальоне седовласым, с клиновидной бородой средней длины. Последовательное размещение образа П. в пространстве вимы можно проследить на примере росписи афонских храмов: напр., святой изображен на сев.-вост. стене юго-вост. компартимента кафоликона Протата (ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин), на своде сев.-вост. компартимента кафоликона (1311/12) и в парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) мон-ря Ватопед, на своде прохода из алтаря в сев.-вост. компартимент кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22), в зоне купола юго-вост. компартимента кафоликонов мон-рей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий) и др. (см.: Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημεακς ζωγραφικς το Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 56, 111, 121, 146, 183, 239, 301). В ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1208-1209) П. показан в редком для его иконографии типе - средовеком, с темно-каштановыми вьющимися волосами и со средней длины бородой, разделенной на конце на неск. кудрявых прядей. Сведения об облике П. имеются в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Преподобный Парфеней сед, плешив; брада Григория Богослова, риза кресчата, исподь вохра с белилы, а на нем амфор (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 69-70). Это описание было взято за основу текста в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова с единственным добавлением: «...в руке Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 267). В подлиннике сводной редакции XVIII в. (список Строгановского подлинника) из собрания С. Т. Большакова сведения те же, но со ссылкой на киевские печатные листы, где указано др. подобие святого: «брада Козмина» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 71). Единообразие трактовки внешности святого отражает и изображение в лицевой части подлинника из того же собрания (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 100). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) добавляет к описанию святого образную характеристику: «…очень добрый, милостивый, слезно молитвенный» и рекомендует писать в руке П., прославившегося чудесами исцелений и воскрешений, хартию с текстом: «Востани, не телесною бо немощию одержим еси, но наказуешися немощи ради душевныя: тую убо отряси, и будеши паки здрав» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Димитрий Александрович собрал удельных князей, вышел против царевича и прогнал его назад в Орду, не испугавшись гнева хана за такое своеволие. Действительно, хан не наказал Димитрия Александровича и даже не выразил своего неудовольствия, боясь, вероятно, всемогущего Ногая. После этого Димитрий Александрович в продолжение семи лет княжил спокойно, но в 1292 году Андрей Александрович снова решил попытаться низвергнуть брата и с этой целью, соединившись с некоторыми недовольными удельными князьями, поехал к Ногаю, очернил в его глазах Димитрия и побудил его приказать Дюденю, одному из царевичей Золотой Орды, двинуться на великого князя. Димитрий Александрович, узнав об этом, бежал из Переяславля, где он тогда находился, в Псков к своему зятю Довмонту. Татары опустошили страну и ушли назад, а Андрей Александрович занял великокняжеский стол и сейчас же был объявлен князем Новгородским. Удел Димитрия, Переяславль Залесский, Андрей Александрович передал одному из своих союзников, князю Феодору Ростиславичу. Но Димитрий Александрович, лишь только Дюдень со своими татарами удалился, решил возвратиться в Переяславль, но у Торжка едва не был перехвачен Андреем, оставил весь свой обоз и бежал в Тверь. Молодой Тверской князь Михаил Ярославич принял Димитрия Александровича и согласился даже быть посредником между братьями. При помощи Тверского епископа ему удалось примирить их: Димитрий Александрович отказался от великого княжения в пользу брата, но оставил себе свой любимый удельный город Переяславль Залесский, из которого пришлось удалиться посаженному туда князю Феодору Ростиславичу. Димитрий Александрович отправился в свой Переяславль, но на пути туда, около Волока, заболел, постригся и в 1294 г. умер. Тело его было перевезено в Переяславль и там положено в Спасо-Преображенском соборе. У Димитрия Александровича были дети: Иван, Александр, еще Иван, младший, и несколько дочерей, из которых одна, Мария, была замужем за князем Псковским Довмонтом. Полн. Собр. русск. лет., I, 226–228, II, 345–346, III, 57–66, 220, IV, 39–44, 180, 183, V, 7, 10, 189–191, 193–196, 198–202, VII, 162, 164, 167–169, 172–181, XV, 405–407. Никон. лет., III, 40, 42, 46–48, 50–53, 55–61, 64–66, 70–73, 88–92. Татищев, IV, 45–48, Карамзин – IV, 50, 55, 59–75, 79–89, 133. Соловьев (изд. т-ва «Общ. Польза»), I, 842, 844–847, 850, 883, 886, 877, 881. Экземплярский, «Великие и удельные князья северной Руси», I, 44–52. Костомаров, «Севернорусские народоправства» т. I, стр. 101, 104, 254–255, 358, т. II., стр. 61, 273. Древн. Российская Вивлиофика (2-е изд., т. 16, стр. 76). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010