В печати П. выступил, еще будучи воспитанником Московского Университетского Благородного Пансиона, напечатав в Пансионском журнале-альманахе «Каллиопа» следующие свои стихотворные произведения и переводы: в 1816 г. – «Мечта» (стр. 63–64), «К Постуму; из Горация» (стр. 77); «Первая сцена из Вольтеровой трагедии «Смерть Цезаря» (стр. 132–140, в стихах) «Покаяние, из Исайи» (стр. 205–207) «Горациева сатира. Людские жалобы и роптанья» (стр. 212–218); на 1817 г. «Виргиния. Баллада, из Виллиамса» (стр. 65–70); «Мальвина. Драматическое стихотворение», из Оссиана (стр. 83–94) «К Секстии», из Горация (стр. 118–119) «К Филомеле», из Ж. Б. Руссо (стр. 148–149); «Печальная Оссианова беседа с Мальвиной о друзьях» (стр. 150–152); «Мадагаскарская песня» (стр. 198–199); «Стихи на заданные слова» (ч. III, стр. 214–216); «Благовоспитанное дитя», стих. (стр. 286–229); «Обеты благодарности», стих. (стр. 278–280); на 1820 г. (ч. IV): «Сцена из Вольтеровой трагедии Смерть Цезаря», сцена 2-я (стр. 66–75) и «Радость и печаль. Аллегория», стих. (стр. 102–104; ранее было напечатано в книге «Речь, разговор и стихи, произнесенные на публичном акте Университетского Благородного Пансиона 1817 г., декабря 21-го дня», M. 4°, стр. 25–26); в книге «Речь, разговор и стихи...» 1816 г., декабря 23-го дня (M. 4°, стр. 30–32) помещено стихотворение П. «К товарищам», а в книге: «Священная Лира; приложения в стихах избранных мест из св. Писания известными Российскими стихотворцами ч. I, М. 1819 г.) – «Выздоровление и покаяние. Из молитвы Езекии, Исайя, гл. 38»; затем нам известны еще стихотворения П.: «Из Мицкевича, «Курган Марили " » – в «Московском Телеграфе» 1826 г. (ч. IX, 9, отд. 2, стр. 4–9); «Ода Гаафица» (там же, ч. IX, 10, отд. 2, стр. 66–67, подписана: Киев, 2-го октября 1825 г.); «К Ал...-не-ой», стих. (там же, стр. 68–69, подп. «Москва, 3-го июня») и «Элегия» (там же, ч. IX, 12, отд. 2, стр. 156–158, писано в Москве, в 1826 г.); в «Русском Зрителе» 1828 г. (ч. II, стр. 206) – «Песнь из Валленрода»; «К А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Патерике Азбучно-Иерусалимском другой перевод (см.: van Wijk N. Einige Kapitel aus Ioannes Moschos in zwei kirchenslavischen Übersetzungen. – Zeitschr. für slavishe Philologie, 1933, Bd 10, S. 60–66) включает 25 глав (по счету издания Миня). Относительно текста 58 глав «Луга духовного», входящих в состав самого распространенного из собраний патериковых рассказов в древнерусской письменности – Патерика Сводного, возникшего в Болгарии в XIV в., существуют различные мнения: И. П. Еремин полагал, что текст 58 глав представляет новую редакцию древнеславянского перевода, известного по рукописи XI–XII вв. (Еремин И. П. «Сводный» Патерик у nibдehho-cлobяhьckux, украинському та московському письменствах. – Зап. Icm.-фiлoл. biд. Укр. АН, кн. 15 (1927), с. 66–69), а С. Николова не исключает возможности их нового перевода (Николова С. Патеричните разкази в българската средновековна литература. София, 1980, с. 37–39; текст 58 глав в составе изданного С. Николовой Патерика Сводного см. там же, с. 147–384). Извлечения из «Книги святых мужей» и «Изречений святых старцев» переведены также в составе патериков Скитского и Азбучно-Иерусалимского. Главы «Истории египетских монахов», переведенные в составе П., отличаются по редакции греческого оригинала от полного перевода этого сочинения, помещенного в Патерике Египетском. Большинство исследователей на основании данных лексики памятника считает, что П. Синайский был переведен в Болгарии в начале X в. Однако, исходя из этих же данных, Т. А. Иванова считает, что П. был переведен в IX в. Мефодием прежде других собраний патериковых рассказов (Иванова Т. А. Заметки о лексике Синайского Патерика. (К вопросу о переводе Патерика Мефодием). – В кн.: Проблемы современной филологии: Сб. статей к 70-летию акад. В. В. Виноградова . М., 1965, с. 149–152), а А. С. Львов полагает, что перевод был осуществлен на Руси в XI в. (Львов А. С. рец.: Синайский патерик. М., 1967. – Сов. славяновед., 1971, 6, с. 107–110). На распространенность П. в древнерусской культуре XI–XII вв., помимо созданного на Руси древнейшего списка памятника XI–XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Сформулированная Ф. идея «Москва – третий Рим» почти до самого кон. XVI в. воспроизводилась лишь в составе указанных произведений. В связи с учреждением московского патриаршего престола она проникла в официальные документы, в литературные произведения (Повесть о белом клобуке, Повесть о зачале Москвы и др.) и получила отражение в публицистике и в церковной литературе XVII в. С 3-й четв. XVII в. послания Ф. были распространены главным образом в старообрядческой письменности. Изд.: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Лит.: Шахматов А. А. К вопросу о происхождении Хронографа//СОРЯС. 1899. Т. 66. 8; Масленникова Н. Н. 1) Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства//ТОДРЛ. М.; Л., 1951. Т. 8. С. 187–217; 2) К истории создания теории «Москва – третий Рим»//Там же. 1962. Т. 18. С. 569–581; Smremooukhoff D. Moscow the third Rome: Sources of the Doctrine//Speculum. 1953. Vol. 28. N 1. P. 84–101; Andreyev N. 1) The Pskov-Pechery Monastery in the Sixteenth Century//Slavonic and East European Review. 1954. Vol. 32. P. 318–343; 2) Filofey and his Epistle to Ivan Vasilyevich//Ibid. 1959. Vol. 38. P. 1–31; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 367–383, 484–496; Кämpfer F. 1) Beobachmungen zu den Sendschreiben Filofejs//Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1970. Bd 18. H. 1. S. 1–26; 2) «Sendschreiben Filofejs» oder «Filofej– Zyklus»?//Canadian – American Slavic Studies. 1979. N 1–2. P. 126–138; Гольдберг А. Л. 1) Три «послания Филофея»: (опыт текстологического анализа)//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 23. С. 68–97; 2) Идея «Москва – третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI века//Там же. 1983. Т. 37. С. 139–149. А. Л. Гольдберг, Р. П. Дмитриева Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

173 об. и ещё 176 л.). Там же ещё: «Обаче помощию Господнею в восточней церкви, четырёх верховнейших пастырей, по подобию четырёх евангелистов имеем... и аще бы хотя один от них и низпал, и все еже подлежащее под паствою стадо его, в ту же яму вринул, единаче православную церковь ни в чем бы соблазнить мог, зане имеет во всем равные ему пастыри три, от того свободны падения... и аще бы и прилучилося когда таковое заражение, или не восхотел бы покаятися, то яко гнилый уд отъят, и прочь отвержен будет», (л. 185 об.). – « Церковь от времён самих апостолов, говорит Августин, через известнейшие преемства епископов, продолжающееся даже до наших дней, и имеющее продолжаться на все последующие времена». (Озер. 66 стр.) «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе». (Исаия 62 гл., 6 ст.) ... Под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей её (церкви) и учителей. Они охраняют стены церкви, чтобы противник наш диавол... не получил возможности опустошать стадо Господне». (Иерон. ч. IX, 149–150 стр.; ч. XIV. стр. 33–34; VI, 127) «Об иудейском священстве и царстве, говорит Августин, которые, хотя и называются установленными на веки, не сохранились; так что под ними разумеются другие священство и царство, которым обещается вечность... Мы видим, что священство это было отменено, и что нет даже надежды, чтобы обещанное тому дому когда-нибудь исполнилось; потому что то священство, которое по отвержении и отмене его заступало место его, ещё с большей силой провозглашается вечным... священство по чину Ааронову установлено в виде сени будущего вечного священства; а потому, когда ему обещана была вечность, она обещана была не сени или образу, а тому, что ею оттенялось или преобразовалось. Но чтобы о сени не думали, будто она имеет остаться, нужно было пророчество и об отмене её». (О град. Бож. кн. 17, гл. 6, 7. V, 242). «Ста и подвижеся земля. И растаяша холми вечнии. Шествия вечная за труд видеша» (прор.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

С 2014 г. в М. и Ч. е. выходит газ. «Доброе слово», действует молодежный епархиальный клуб. По инициативе еп. Диодора открылись 3 храма при исправительных учреждениях. С территорией М. и Ч. е. связаны жизнь и служение епископов священномучеников Амфилохия (Скворцова) и Леонида (Антощенко) , священников священномучеников Иоанна Миронского и Константина Сухова , иером. прмч. Владимира (Пищулина) . В димитровградской Никольской ц. почивают мощи преподобноисп. Гавриила (Игошкина). Святыни Преображенского кафедрального собора - чудотворный образ Казанской Божией Матери и икона с частицей мощей преподобноисп. Гавриила; там же хранятся епитрахиль и скуфья святого. В Богоявленской ц. пос. Ст. Майна Старомайнского р-на находится чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери. Ежегодно с 2001 г. в Димитровграде проводится общегородской крестный ход от Георгиевской к Никольской ц., приуроченный ко дню памяти преподобноисп. Гавриила Мелекесского (5 окт. по ст. ст.). Близ с. Ерыклинск Мелекесского р-на имеется св. источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Архиереи Симбирский митр. Прокл (Хазов; 26 июля 2012 - 19 мая 2013, в. у.), еп. Диодор (Исаев; с 19 мая 2013). Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 9. С. 5; 2013. 4. С. 22. Лит.: Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования: Сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. Симбирск, 1898. С. 199-201; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 194-195; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941 гг.: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 313; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 83, 85; Скала А. В., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1990 гг.). Ульяновск, 2007; он же. Святые, в земле Симбирской просиявшие. Ульяновск, 2009. С. 216-234; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церк. подполье в СССР. М., 2008. С. 63, 139, 196-197, 265-266; Губайдуллов Р. З., Шаповалов С. Н. Исторические храмы Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск, 2011. Т. 1: Недействующие храмы. С. 149-163, 178-181; Куликова Л. В. Угодник Божий Гавриил, архим. Мелекесский. М., 2011. С. 66-75, 80-99, 134-135; Наречение и хиротония архим. Диодора (Исаева) во еп. Мелекесского и Чердаклинского//ЖМП. 2013. 8. С. 45-47; Мелекесский исповедник: К 15-летию канонизации св. преподобноисп. Гавриила, архим. Мелекесского/Авт.-сост.: В. Соколова и др. Ульяновск, 2015; Погосов А. Церковь обеспокоена проблемами экологии//ЖМП. 2015. 10. С. 52-53.

http://pravenc.ru/text/Мелекесская и ...

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

Д. стал верным сподвижником митр. Даниила. Известно послание Даниила Д., написанное «любви ради и спасения». Митрополит обращается к Крутицкому епископу со словами назидания, чтобы устранить возникшее недоразумение: «Мы же, враждующеся и роптающе, како не соблазним мьногих» (см.: Дружинин. С. 66-67; Макарий (Веретенников). С. 121-122). В 1522 г. Д. вместе с др. архиереями участвовал в составлении крестоцеловальных записей, где ручался в верной службе государю за кн. В. В. Шуйского (СГГД. Ч. 1. С. 414-415. 149; ДРВ. М., 1788. Ч. 3. С. 26), в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского (СГГД. Ч. 1. С. 425-427. 154), 5 февр. 1531 г.- за кн. Ф. М. Мстиславского (Там же. С. 439-443. 159; ДРВ. Ч. 3. С. 74-83). Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Важной проблемой этого времени являлся вопрос о наследнике московского престола, поскольку вел. кн. Василий III был бездетен. События тех лет описаны в «Выписи о втором браке Василия III» (по мнению Зимина, составлена в нач. XVII в.: Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 135). После отказа вост. патриархов разрешить Василию III вступление во 2-й брак при жизни вел. кнг. Соломонии (см. София Суздальская , прп.) государь «для кручины своей» отправился в Александрову слободу, где велел быть «Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие» (Там же. С. 145). Перед вступлением государя в брак с Еленой Васильевной Глинской митр. Даниил собирал «преосвященный сонм», к-рый утвердил вел. князя в его намерении ( Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 118; автор называет Д. в числе возможных авторов «Повести...»).

http://pravenc.ru/text/Досифей ...

Тифлис, 1924. 2. С. 214-242; 3. С. 266-286 (на груз. яз.); Численность населения Иверии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 1. С. 259-266 (на груз. яз); Грамота Царицы Тамары Великой на имя Гелати от 1193 г.//ИзвКавИАИ. 1925. Вып. 3. С. 111-120; Об истории денег в Грузии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1925. Вып. 1. С. 1-35 (на груз. яз.); Описание города Тифлиса 1803 г.//Там же. 1925. Вып. 2. С. 27-104 (на груз. яз.); О происхождении исторических личностей в росписи Зарзма//Там же. Вып. 1. С. 139-142 (на груз. яз.); К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имерети//ИзвКавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Вокруг вопроса о «Витязе в тигровой шкуре»//Мнатоби. Тифлис, 1927. 11/12. С. 239-263 (на груз. яз.); Из социально-экономических вопросов средневек. Грузии//ИзвКавИАИ. 1927. Вып. 5. С. 101-127; К датировке постройки мон-ря Креста против Мцхета//Там же. С. 61-70; Изыскания об истории грузин в IV-VII вв.//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 2. С. 1-59 (на груз. яз.); Когда был построен храм Светицховели//Там же. Кн. 1. С. 95-107 (на груз. яз.); Имеретинские церковные крестьяне и имения по описям 1820 и 1825 гг.//Там же. 1929. Кн. 4. С. 76-101 (на груз. яз.); «Калмособа» о Зап. Грузии//Там же. С. 35-66 (на груз. яз.); Краткий обзор истории Грузии. Сухуми, 1941; Две большие войны Давида Строителя//Тр. Кутаисского пед. ин-та. Кутаиси, 1942. Вып. 4. С. 205-217 (на груз. яз.); Кончина Георгия Саакадзе//Мнатоби. Тбилиси, 1942. 5. С. 123-136 (на груз. яз.); Тбилиси во 2-й пол. V в.//Там же. 1958. 10. С. 99-112 (на груз. яз.); Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959, 1994 2 (на груз. яз.); Шота Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Дидгорская битва. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); О надписях Болнисского храма//Мнатоби. Тбилиси, 1985. 5. С. 149-154 (на груз. яз.); Крцанисская битва. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); История груз. народа, 1783-1921. Тбилиси, 1997, 2003 2 (на груз. яз.). Изд.: Грамота священнослужителя Григория Сурамели 1250 г. для мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз.

http://pravenc.ru/text/Какабадзе.html

[vii] Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. — С. 200. [viii] Там же. С. 207–208. [ix] Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. — С. 34–35. Об этом же отец Софроний пишет в другой своей книге: «Насладившись вожделенным Светом Неба, мы затем поставляемся в страшные положения: Дух Святой оставляет дом наш пустым, покинув нас. Нам уже казалось, что мы достигли Искомого, что мы созерцаем сокровенные от века Тайны в недрах Божества… и вдруг мы снова подобны обнаженным нищим» (Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 72). [x] Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. — С. 200–201. [xi] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 155. [xii] См., например: Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. Т. 1. — С. 26, 62, 67, 105, 107. [xiii] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 161. [xiv] Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. — С. 66. [xv] Там же. С. 28. [xvi] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 149. скрыть способы оплаты Комментарии Юрий Паневчик 22 июня 2017, 11:13 В этой статье нашел ответ на свое сегодняшнее состояние. Спасибо огромное! Очень полезный материал, который явно дышит присутствием мудрости от Бога! Любовь 18 июня 2017, 21:53 Спасибо огромное, долго страдала от непонимания , не однократно переживала это состояние. Душа действительно кричит и взывает к Богу. Храни Вас Всех Господь! Владимир 19 марта 2015, 08:58 Всё, верно, всё про меня. В этот тяжкий период я взывал к Господу и получил ответ в этой статье. Спасибо вам, храни вас Господь. Наталия 7 августа 2013, 21:25 Огромное спасибо за статью. Каждое слово - как будто обо мне. Именно в такой сложный период, который описывает уважаемый автор, мне на глаза " случайно " попалась эта статья. Стало намного легче от понимания своего состояния. Хочется выразить благодарность сайту, всегда много интересной информации, отличные публикации, замечательная возможность задать вопрос православному священнику,мне кажется, можно найти ответы на многие вопросы, которые возникают у православных людей.

http://pravoslavie.ru/smi/52516.htm

В честь Георгия построено большое число церквей и монастырей в Болгарии и Македонии, а также монастырь Зограф на Афоне, в котором хранятся 2 чудотворные иконы великомученика. Из др. монастырей, посвященных вмч. Георгию, следует назвать монастырь Георгия Скорого (Горг, Горгос) близ Скопье, бывший объектом богатых пожалований болгарских и серб. правителей в XIII–XIV вв. (Петров. С. 242–250), Кремиковский в окрестностях Софии, возобновленный в кон. XV в., Волковийский в Горни-Пологе (Поп-Атанасов и др. С. 47–48), Гложенский («Киевский») с чудотворной иконой близ с. Гложене на горе Лисец (Стара-Планина) и др. С болгарскими монастырями, посвященными вмч. Георгию, связан ряд преданий о чудотворных иконах великомученика. Наиболее известны существовавшие не позднее 1-й пол. XVIII в. сказания о чудотворных иконах Георгия в Зографе, зафиксированные в т. н. Зографской хронике или «Сводной Зографской грамоте» (Иванов. С. 541–542) и В. Г. Григоровичем-Барским (Григорович-Барский. С. 257–260). Малоизученной остается дошедшая в списке 1870 г. повесть о Гложенском монастыре и чудотворном образе Георгия. (Мутафчиев. С. 355–358). Сюжет «Чуда о змии», видимо, оказал влияние на болгарское Житие героя-змееборца Михаила Воина из Потуки (нач. XIII в.). В Сербии после XIV в. посвящение монастырей вмч. Георгию представляет значительную редкость, известно только 3, причем в 2 случаях зафиксирована лишь дата их обновления. Монастырь во имя вмч. Георгия (Сын-джордже) к юго-западу от Тимишоары (Румыния) основан, по преданию, деспотом Иоанном Бранковичем (ок. 1498–1502), но письменные свидетельства о нем сохранились с 1623 г. (Cyбomuh-Гoлyбobuz. С. 130, 42). Монастырь Ломница (или Ловница) близ Шековичей в Боснии упоминается в 1578 г. (Там же. С. 149, 66), а Добриловина на р. Таре в Черногории был обновлен ок. 1592 г. (Там же. С. 127, 27). После распада империи Стефана Душана имя Георгий носили мн. областные правители кон. XIV – 1-й пол. XVI в.: Георгий I († 1378) и Георгий II († 1403) Балшичи, деспот Гюрг Бранкович (1427–1456) и его внук, митр. Максим († 1516), а также последний серб. правитель Зеты из династии Черноевичей (кон. XV в.). Распространение имени среди правителей совпадает по времени с прекращением посвящения Георгию новых монастырей.

http://sedmitza.ru/text/414398.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010