Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

В 60-х гг. Е. стал уставщиком Волоколамского мон-ря, в нач. 70-х гг., по-видимому, исполнял также обязанности казначея (в этой должности он упом. в «изустной памяти» Е. И. Бровцына 1571/72 г.- АФЗХ. Ч. 2. 356. С. 397). В сент. 1573 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный при поддержке монастырской братии просил Е. стать настоятелем Волоколамской обители, однако Е. отказался. Согласно духовной грамоте Е., царь все же настоял на его назначении. 26 июля 1575 г. митр. Антоний поставил Е. игуменом Иосифова мон-ря вместо Тихона (Хворостинина), хиротонисанного 5 июля во архиепископа Казанского. К 70-м гг. относятся труды Е. по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) Е. составил опись книг Волоколамского мон-ря. Даже в старшей своей части она не является повторением описи 1545 г., но существенно отредактирована. Вероятно, основная заслуга в этом принадлежит Пафнутию (Рыкову), однако нельзя отрицать и участия Е., переписавшего оригинал описи (РГБ. Ф. 79. Горский. 37). По-видимому, будучи уже игуменом, Е. составил «Список старой кормовой», в к-ром соединены синодик и кормовая книга Волоколамского мон-ря (ГИМ. Епарх. 1(6)), вскоре эту рукопись Е. заменил новым списком (Там же. 415(675)). На бумажной оклейке внутри верхней крышки переплета пергаменной рукописи Епарх. 1(6) сохранилась помета: «Се список старои кормовои, держати в церьки по вся дни и на понахидах чести в обычныа, в меньшиа, кормы, а в большиа кормы государьскиа на понахыдах чести по новому списку, по книге игуменьскаго письма Еуфимьева». В этих важных источниках записаны имена и фамилии первых вкладчиков обители, указаны дни их памяти по месяцам. Во время игуменства Е. в новый список кормовой книги делались записи и вставки листов (ГИМ. Епарх. 415(675). Л. 35-38, 95, 136-137). Е. считается автором особых записных книг с чином поминовения вкладчиков мон-ря и с указанием о кормах, последнюю записную книгу он создал в 1584-1585 гг. (РГБ. Ф. 113. Вол. 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 482). В 1578/79 г. Е. написал монастырский устав - Обиходник (список 1578/79 г.- автограф Е.: ГИМ. Син. 829). Обиходник содержит сведения о распорядке монастырской жизни, о богослужении, о церемониале приема часто посещавшего обитель царя Иоанна IV Васильевича. В Обиходнике Е. дал хвалебную характеристику отцу царя - вел. кн. Василию III Иоанновичу , о чьей «милостыни... государьския и великого жалования не мочно сказати и не исписати» ( Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастыря//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 4).

http://pravenc.ru/text/187717.html

108. О книге: «Современные церковные вопросы» Т. Филиппова (1883г. Там же). 109. Еще о Савватие (1883г. Москов. Вед. Затем в Братском Слове напечатаны: 110. Несколько слов по поводу возобновления «Братского Слова» (1883г.). 111. О статье г. Боголепова (1883г.). 112. Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре и произнесенная при этом речь (1883г.). 113. Ответ защитнику Савватия (1883г.). 114. Газетные толки о расколе, шесть статей (1883 и 1884 гг.). 115. Из писем митропол. Филарета к архиеп. Алексию (1883г.). 116. Поездка в суздальский Спасо-евфимиев монастырь в 1870 году (1883г.). 117. Отповедь на жалобу и протест старообрядцев (1883г.). 118. Переписка с Кононом Новозыбковским (1883г.). 119. Из письма и по поводу письма митр. Филарета (1884г. т. 1). 120. Великое самопосрамление старообрядцев, приемлющих австрийское священство (1884г. т. 1). 121. Газетные и иные демонстрации по поводу смерти Конона (1884г. т. 1). 122. Воспоминания об авторе Окружного Послания и переписка с ним (1884г. т. 1). 123. Разбор ответов на вопросы Новниковских старообрядцев (1884 и 1885 гг.). 124. Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884г. т. 1). 125. Ответ Единоверцу «Востока» (1884г. т. I). 126. Из писем и резолюций митр. Филарета (1884г. т. 1). 127. Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884г. т. 1). 128. «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884г. т. 1). 129. «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884г. т. 1). 130. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884г. т. 1). 131. Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884г. т. 1). 132. Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884г. т. 1). 133. Удивительное известие (1884г. т. 1). 134. Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884г. т. 2; изданы и особою книгою). 135. Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136. Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884г. т. 2). 137. Несколько слов в дополнение к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884г. т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

При аббатисах Релинде (1153-1176) и Герраде Ландсбергской (1176-1196) мон-рь Гогенбург достиг расцвета ( Legros. 1988. Р. 137-141). В этот период в скриптории аббатства была составлена поэма «Hortus deliciarum» (Сад наслаждений), имевшая характер богословской энциклопедии,- одна из немногих книг из древнего скриптория и рукописного собрания монастыря (утрачено в 1870 при пожаре в городской б-ке Страсбурга), сохранившихся до Нового времени. Великолепно выполненный манускрипт, на создание которого ушло ок. 30 лет (с 1175 по 1205), содержал 344 миниатюры, на одной из них была изображена О. с нимбом (см.: Herrad of Hohenbourg. 1979. [Vol. 1.] P. 503). В латинском тексте поэмы встречаются цитаты из сочинений свт. Григория Чудотворца , свт. Иоанна Златоуста , блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , папы Льва I Великого , св. Исидора Севильского, св. Беды Достопочтенного и др. отцов и учителей Церкви и аллюзии на них ( Herrad of Hohenbourg. 1979. [Vol. 2.] P. 43-59; Legros. 1988. Р. 141-153). Жизнь Часовня св. Одилии в мон-ре Гогенбург в Эльзасе. Фото: Berthold Werner. 2009 г. Часовня св. Одилии в мон-ре Гогенбург в Эльзасе. Фото: Berthold Werner. 2009 г. Жизнь О. происходила из знатной семьи. Ее отец Этихон был герцогом Эльзаса, одним из влиятельных князей королевства Меровингов ( Ebeling Н. Prosopographie der Amtsträger des Merowingerreiches von Chlothar II. (613) bis Karl Martell (741). Münch., 1974. S. 33-37; Ewig E. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttg., 20065. S. 193-196). Мать Берсвинда (Бересвинда, Персинда) была родственницей (вероятно, племянницей) св. Леодегария , еп. Отёна (Vita Odiliae. 2; см.: Burg. 1987. P. 59-61). Брат Адальберт после смерти отца принял титул дукса; его наследниками (племянниками святой) были Лиутфрид и Эберхард ( Wilsdorf. 1975. P. 65-66). Сохранились также сведения о дочерях Адальберта: Евгения стала преемницей О. на посту аббатисы мон-ря Гогенбург, монахиней там же была ее сестра Гундлинда, а 3-я племянница О., св. Аттала, стала 1-й настоятельницей обители св. Стефана в Страсбурге (Vita Odiliae. 19; см.: Vollmer. 1957. S. 142-143; Burg. 1987. P. 64-69; Legros. 1988. Р. 102-113).

http://pravenc.ru/text/2578203.html

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

29 Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии России. София. 1924. С. 26, 29—30, 38—39. 30 Там же. С. 38. 31 Минея Праздничная. М.. 1901. Июль, 15-й день. Л. 361 об. 32 Там же. Август. 30-й день. Лл. 441—441 об.. 445. 33 Аристов Н.Я. Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни. Варшава. 1870. С. 134—135. 34 Бахметева А.Н. Жития святых. М., 1878. С. 47—48. 35 Митрополит Макарий. История Русской Церкви. СПб.. 1887. T.IV. С. 306. 36 Там же. СПб.. 1891. Т. VII. С. 465. 37 К учению о Святой Руси. С. 90—91. 38 Там же. С. 97. 39 Там же. С. 98—99. 40 Там же. С. 93. 41 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч.И. С. 193—196; Ч. III. С. 224.252. 42 Там же. Ч. II. С. 193—196; Ч. III. С. 224, 252. 43 Там же. Ч. II. С. 133—137. 44 Еп. Феофан Затворник. Толкование послания ап. Павла к Римлянам. М., 1890. С. 267—268. 45 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. С. 225—227. 46 К учению о Святой Руси. С. 96. 47 Там же. С. 93. 48 Самое миропомазание паря и царииы совершалось и. конце литургии перед причашением Тела и Крови Христовых, чем и завершалось коронование. 49 Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее коронование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. М.. 1896. С. 10—11. 50 Там же. С. 18—20. 51 Там же. С. 26—27. 52 Там же. С. 28—30. 53 Воскресное чтение. Киев. 1856—1857. С. 110—113. Зызыкин М.В. Указ. соч. С. 164—177. 54 К учению о Святой Руси. С. 93. 55 Там же. С. 93—94. 56 Там же. С. 94. 57 Русская идеология. С. 91. 58 Необходимо заметить, что говорить об учении православной веры как о чем-то отдельном от учения св. отцов нельзя. Этим самым можно дать повод думать, что учение православной веры одно, а учение св. отцов Церкви — другое. Учение православной веры основано на Свящ. Писании и святоотеческих творениях. Православная вера в своем учении одновременно включает в себя и то и другое, почему она называется апостольскою и отеческою. 59 К учению о Святой Руси. С. 94.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

Среди них была такая важная, как двор в Московском Кремле (АСЭИ. Т. 2. С. 87. 150). К. принимал земельные вклады в мон-рь от местных вотчинников и на Вологде, и на Белоозере, что говорит о дружественных связях обители с соседями (АСЭИ. Т. 2. С. 64-65. 104, 105; С. 71-73. 114-118 и др.). Особо тесные отношения связывали мон-рь с белозерским кн. Михаилом Андреевичем. В Житии прп. Кирилла в разделе о посмертных чудесах описано исцеление князя и его жены св. водой, к-рую К. прислал из мон-ря. После этого князь «многая предасть обители села же и езера». Это свидетельство Жития подтверждается документами. Кн. Михаил Андреевич жаловал мон-рю земли (Там же. С. 73-74. 120; С. 76. 125; С. 78-80. 128, 131, 134, 135), освобождал владения монастыря от кормов и подвод, дал им право суда по всем делам «опричь душегубства», освободил монастырских людей от уплаты торговых пошлин (Там же. С. 79-80. 133), давал мон-рю ругу рыбой, сыром и маслом (Там же. С. 70. 113; С. 75-76. 123; С. 78. 129), разрешил монастырским слугам ловить рыбу в принадлежавших князю озерах (Там же. С. 74-75. 122), рубить лес (Там же. С. 81. 137). Во время игуменства Филофея Михаил Андреевич пожаловал мон-рю 400 копен сена (Там же. С. 113. 179). В монастырском архиве хранится ряд грамот кн. Михаила, регулирующих отношения Белозерского мон-ря с крестьянами, заложившими свои пожни (Там же. С. 69-70. 112; С. 83-84. 141; ср.: С. 88. 151). Хорошие отношения сложились у К. с великокняжеской семьей - Василием II, его матерью Софией Витовтовной и супругой Марией Ярославной. Вел. кнг. София дала монастырю Сеземские пустоши (Там же. С. 59-61. 98-99), освободив их от дани на 15 лет. Это пожалование позднее подтвердила вел. кнг. Мария Ярославна. Василий II передал мон-рю двор в Вологде (Там же. С. 63-64. 103), 4 дек. 1456 г. освободил от дани, поборов и торговых пошлин на 10 лет новоприходцев в монастырском с. Ивановском на Вологде (грамоту подтвердил вел. кн. Иоанн III Васильевич ), др. грамотой вел. кн. Василий II освободил жителей села от постоев (Там же.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Публ.: Œuvres choisies de P. Tchaadaef/Publ. pour la 1ère fois par le père Gagarin de la CJ. P.; Lpz., 1862; Un nonce du Pape à la Cour de Catherine II: Mémoires d " Archetti. P.; Brux., 1872; Les Jésuites de Russie, 1772-1785: La Compagnie de Jésus conservée en Russie après suppression de 1772: Récit d " un Jésuite de la Russie-Blanche. P., 1872 (рус. пер.: Записки о том, как было сохранено в Белоруссии Об-во Иисуса//Европейский альманах. М., 1991. С. 163-171). Лит.: Orthodoxie et Papisme: Examen de l " ouvrage du père Gagarin sur la réunion des Églises catholique grecque et catholique romaine. P., 1859; Clair Ch . Premières années et conversion du prince J. Gagarin//Revue du monde catholique. 1883. N 19. P. 113-118; Пирлинг П. И. С. Гагарин//РБС. 1914. Т. 4. С. 69-74 (То же//Истина и жизнь. 1992. 4. С. 29-33); Rouet de Journel J. Le prince Gagarine. Brux., 1929; Сипягин А. , свящ. О. Иоанн Гагарин: (Биогр. очерк)//Благовест. 1931. 3. С. 31-42; 4. С. 11-24; Л. Ш. Из истории полемики И. С. Гагарина со славянофилами//Символ. 1982. 7. С. 178-181; он же. О книге И. С. Гагарина «О примирении Рус. Церкви с Римскою»//Там же. 8. С. 197-202; он же. К биографии И. С. Гагарина//Там же. 1984. 12. С. 200-203; Реммерс Г. Воссоединение Церквей по И. С. Гагарину//Там же. 1994. 32. С. 7-71; Темпест Р. Между Рейном и Сеной: (Молодые годы И. Гагарина)//Там же. С. 137-163; Яковенко С. Католич. идея в России XIX в.//Европейский альманах: история, традиции, культура. М., 1995. С. 46-55; Pierling P. Le prince Gagarin et ses amis: 1814-1882. P., 1996 ( рус. пер.: Кн. И. Гагарин и его друзья//Символ. 2001. 44. С. 7-178); Цимбаева Е. Н. Путь исканий кн. И. С. Гагарина: (Мат-лы рус. католиков из франц. архивов)//ВФ. 1996. 7. С. 133-137; она же. Рус. католицизм: забытое прошлое российского либерализма. М., 1999. Пресв. Константин Симон Рубрики: Ключевые слова: ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму

http://pravenc.ru/text/161391.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010