115. Ответ на 112, Советский недобиток: Нет, не смеюсь. Я же не с Русским Иваном разговариваю. Он сам бросал, знает. 114. Ответ на 110, Vladislav: Некто отбрехался, притом священнику ответить не решился.- Вот я щас кого-нибудь замучаю, отрежу нос и уши и непременно осталю документ, чтоб все люди знали кто злодей По приказу руководителей, курирующих таких, как пан Владислав, даже паспорт рядом с башнями-близнецами был оставлен, " чтоб все люди знали, кто злодей " . 113. Ответ на 111, Vladislav: Ну и какой ты учитель, если такой невежа ,Тихвинскую икону освободили из музея и возвратили в церковь, в Псковскую духовную миссию, гитлеровцы. Первые два года она там была, потом в Риге, после войны пришлось скрывать от большевиков её в Америке, в Чикаго. Вы все царебожники иноагенты и вредители. В главном Храме ВС РФ в парке Патриот есть фреска с облетом Москвы с Тмхвинской иконой. Верующие люди знают , что у чудотворных икон есть несколько списков. Вы царебожники против БОГА , против ХРИСТА , занимаетесь подрывной деятельностью. 112. Ответ на 105, Vladislav: Нет, не смеюсь. Я же не с Русским Иваном разговариваю. 111. Ответ на 108, учитель: Ну и какой ты учитель, если такой невежа ,Тихвинскую икону освободили из музея и возвратили в церковь, в Псковскую духовную миссию, гитлеровцы. Первые два года она там была, потом в Риге, после войны пришлось скрывать от большевиков её в Америке, в Чикаго. 110. Ответ на 106, С. Югов: Некто отбрехался, притом священнику ответить не решился.- Вот я щас кого-нибудь замучаю, отрежу нос и уши и непременно осталю документ, чтоб все люди знали кто злодей 109. Ответ на 107, Русский Иван: Среди интернет-комиссаров в РНЛ нет криминалистов,но они чётко знают,что нет трупа-нет и дела.Но одно ясно,что под мостиком из шпал зарыли и выкопали в несколько приёмов чьи то кости.Выдают за царские.Там где прошёл комиссар ничего отыскать нельзя,поэтому они и глумятся над поверженными трупами,а в Колпашево как бы и нет несколько тысяч трупов.Женщин,стариков,детей!Не учли одного,что русло реки всегда подмывало тот берег где располагалась тюрьма в 1930 годы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/18/st...

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Списки монахинь обители до кон. XVIII в. утрачены, первый из сохранившихся датируется 1790 г. К 1764 г. в монастыре проживали игумения, 9 монахинь и 56 белиц (престарелых вдов и девиц) ( Хвощёв. 1904. С. 375). К 1790 г. в обители насчитывалось 18 насельниц (в т. ч. 3 рясофорные послушницы), в 1800 г.- 58 насельниц (в т. ч. 14 рясофорных и 29 простых послушниц), в 1862 г.- 64 насельницы. В 1909 г. в П. Т. м. подвизалось 82 чел. (игумения, 16 штатных и 47 нештатных монахинь, 18 указных послушниц), 252 сестры находились на испытании; в 1914 г. насчитывалось 98 чел. (игумения, 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указные послушницы), 239 сестер находились на испытании; в 1918 г. насчитывалось 222 чел. (игумения, 110 монахинь, 111 послушниц), 125 сестер находились на испытании. Среди известных пострижениц обители - мон. Дорофея (в миру Дарья Михайловна Новикова (урожд. Мартынова)), родная тетя Н. С. Мартынова, убившего на дуэли поэта М. Ю. Лермонтова . В П. Т. м. она поступила в 1788 г., а в 1795 г. приняла там постриг, позднее была настоятельницей нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря (22 июня 1802 - 22 февр. 1831). Мон. Дорофее посвятил оду «На пострижение благородной особы» пензенский вицегубернатор поэт кн. И. М. Долгоруков. В 1861 г. в П. Т. м. из тамбовского Вознесенского мон-ря была переведена старица Анна ( 23 апр. 1861). Она была сослана в Тамбов под именем вдовы коллежского асессора Анны Ивановны Степановой, однако на ее высокое происхождение указывал наперсный крест с надписью на оборотной стороне: «Царевна Анна» - и с вензелевым изображением имени имп. Павла I (по одной из версий, А. И. Степанова - внебрачная дочь имп. Павла I Петровича и Г. И. Алымовой). Материальное обеспечение Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. В марте 1698 г. подьячий Пензенской приказной избы Осип Иванов отказал мон-рю 2 усадьбы (Там же. С. 360). В 1699 г. игум. Анисия обратилась за содействием в получении земельных владений к проезжавшему через Пензу воспитателю царя Петра I Алексеевича боярину кн.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Имя Анурий встречается в Великих Четьих Минеях митр. св. Макария . Под 19 сент. приведена память сщмч. Анурия (Ианурия), «епископа Веневедиска» (ВМЧ. Сент. 14-24. Стб. 1253). С теми же днем памяти и именем святой указан в совр. старообрядческих месяцесловах (см., напр.: Старообрядческий церковный календарь. 7517/2009. С. 97). Речь идет о сщмч. Ианнуарии , еп. Беневентском (совр. память - 21 апр., ранее существовала также память под 19 сент.). Наряду с формой Анурий в старообрядческих месяцесловах встречается также форма Ианнуарий: мч. Ианнуарий (Кануарий) под 25 янв. (Там же. С. 12). Не исключено, что наряду с трактовкой имени Анурий как формы имени Ианнуарий оно могло быть осмыслено в XVI-XVII вв. и как Ануфрий при написании (в особенности скорописью) с выносным вторым Н под титлом, прочитанным как «фита» (в совр. справочниках по рус. антропонимике имя Анурий может возводиться как к имени Ианнуарий, так и к имени Онуфрий). Почитание И. в сер. XVI в. делает допустимым предположение о тождестве И. (Аннурия) с прп. Онуфрием Соловецким, известным по позднейшим источникам, в к-рых он, так же как и И., охарактеризован как «пустынник Соловецкого монастыря» или «острова» и как ученик прп. Зосимы. Мощи прп. Онуфрия покоились в Соловецком мон-ре в часовне прп. Иринарха вместе с мощами преподобных Василия и Иоанна Соловецких, учеников прп. Зосимы (Описание о российских святых. С. 171; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. В. Новгород, 2006. Т. 1. С. 670-671). Архим. Леонид (Кавелин) включил Онуфрия в число святых, считавшихся учениками прп. Зосимы, со ссылкой на «Повести о пустынниках Соловецких» ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 110-111), однако в изданном тексте «Повестей...» о прп. Онуфрии нет упоминаний ( Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 493-506). День памяти прп. Онуфрия Соловецкого (12 июня) близок к древнейшему дню памяти И. (16 июня - РГАДА. Ф. 181 (собр. МГАМИД). 716. Л. 373).

http://pravenc.ru/text/200379.html

108. О книге: «Современные церковные вопросы» Т. Филиппова (1883г. Там же). 109. Еще о Савватие (1883г. Москов. Вед. Затем в Братском Слове напечатаны: 110. Несколько слов по поводу возобновления «Братского Слова» (1883г.). 111. О статье г. Боголепова (1883г.). 112. Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре и произнесенная при этом речь (1883г.). 113. Ответ защитнику Савватия (1883г.). 114. Газетные толки о расколе, шесть статей (1883 и 1884 гг.). 115. Из писем митропол. Филарета к архиеп. Алексию (1883г.). 116. Поездка в суздальский Спасо-евфимиев монастырь в 1870 году (1883г.). 117. Отповедь на жалобу и протест старообрядцев (1883г.). 118. Переписка с Кононом Новозыбковским (1883г.). 119. Из письма и по поводу письма митр. Филарета (1884г. т. 1). 120. Великое самопосрамление старообрядцев, приемлющих австрийское священство (1884г. т. 1). 121. Газетные и иные демонстрации по поводу смерти Конона (1884г. т. 1). 122. Воспоминания об авторе Окружного Послания и переписка с ним (1884г. т. 1). 123. Разбор ответов на вопросы Новниковских старообрядцев (1884 и 1885 гг.). 124. Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884г. т. 1). 125. Ответ Единоверцу «Востока» (1884г. т. I). 126. Из писем и резолюций митр. Филарета (1884г. т. 1). 127. Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884г. т. 1). 128. «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884г. т. 1). 129. «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884г. т. 1). 130. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884г. т. 1). 131. Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884г. т. 1). 132. Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884г. т. 1). 133. Удивительное известие (1884г. т. 1). 134. Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884г. т. 2; изданы и особою книгою). 135. Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136. Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884г. т. 2). 137. Несколько слов в дополнение к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884г. т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ведь идя в храм, мы идем для того, чтобы предстать пред Лицом Божиим – мы идем не в обычный человеческий дом, а в дом Божий, где Сам Господь встречает нас, как его Небесный Хозяин. Храм Божий – это, по выражению многих св. угодников Божиих, есть как бы «небо на земле«. И вот почему истинные христиане ничего не должны жалеть, никаких денег, никаких жертв для того, чтобы храм был выстроен и благолепно украшен достойно своего высокого предназначения. «Вступив в храм», говорит наш великий всероссийский пастырь св. прав. Иоанн Кронштадтский , «вы как бы оставляете за собою землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность»... («Мысли о Церкви» стр. 109). «Польза, важность храма и потребность знания священного славянского языка. Здесь в храме едино на потребу; здесь – убежище от суеты и бурь житейских; здесь – нетленная пища и питие душ; здесь – свет, просвещение всякаго человека, грядущаго в мир; здесь – чистый воздух духовный; здесь – источник живой воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан. 4, 14 ); здесь – раздаяние даров Духа Святаго; здесь – очищение душ...  Храм – земное небо,  место теснейшего соединения с Божеством; училище небесное, воспитывающее христиан для небесного гражданства, научающее их небесным нравам, небесному жительству; преддверие неба; место общей молитвы, благодарения, славословия Триединому Богу, все Создавшему и Хранящему; единение с Ангелами. Что честнее и почетнее храма? – Ничего». (Там же, стр. 110–111). Так ли всё это чувствуют и переживают в глубине своих душ все современные христиане? И так ли все они относятся к святыне храма? Понимают ли они, что нельзя входить в храм с такими чувствами и настроениями, как во всякий другой человеческий дом? И так вести себя в нем, как у себя дома, или в гостях у своих светски-настроенных друзей и знакомых? Не будет ли это дерзким, легкомысленным кощунством? К сожалению и к погибели душ наших, мы видим в настоящее время большей частью именно такое, порою до крайности легкомысленное отношение к страшной святыне храма, хотя бы поступающие так и не являлись, в существе своем, какими-то злостными безбожниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Другой великий Старец сказал: «Следует избегать встреч и бесед с теми, кто служит беззаконию, пусть даже это наши друзья или родственники, или те, которые имеют священные или государственные чины» 108 . Также он сказал: «Нам не полезно иметь знакомства и встречаться с людьми, презирающими закон Божий, ни в Церкви, ни на торговой площади и вообще иметь с ними какое-либо общение» 109 . Еще один рассудительный Старец сказал: «Не селись в том месте, где злоба и зависть будут преследовать тебя, потому что там ты не преуспеешь. Где есть интриги, не суди о том, каковы их причины, а пресеки связь с производящими их» 110 . «Со всеми имей любовь, и от всех удаляйся», – говорил авва Арсений 111 . Преподобный Исаак Сирин учит: «Друг безумный и безрассудный есть хранилище зависти, раздробление сердца, седалище посреди нечестивых. Лучше поселиться со зверями, чем с теми, кто живет греховно. Поселись лучше посреди коршунов, чем посреди своекорыстных и алчных. Будь лучше рядом с убийцей, нежели с тем, кто одержим соперничеством. Поселись рядом со свиньей, нежели с чревоугодником. Поселись лучше посреди калек, чем посреди гордых» 112 . Вышеприведенные наставления Отцов свидетельствуют о том влиянии, какое на нас производит наше окружение, и убеждают в правоте слов Писания: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс. 17, 26–27 ). Разве великие исторические личности не оказывались часто жертвами своего окружения? Откуда же тогда происходили войны, вражда, конфликты и беспорядки, а также все то, что превращает нашу жизнь в страдание? Разве не господство страстных и слабых людей, навязывавших другим свои страсти и немощи, было причиной всему этому? Еще одной темой, к которой полезно обратиться тем, кто желает подвизаться законно, является долготерпение и перенесение встречающихся в жизни искушений и скорбей. Господь напоминает нам, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Не только тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто Его воли и Его заповедей не исполняет и противно Его святому учению живет, не делая того, что Христос повелевает. Всякий такой – противник Христу, хотя и имя Его исповедует, и говорит Ему: «Господи. Господи!». Таким Он и отвечает: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 )... Кто против Христа? Тот, кто против Его воли, мысли и желания поступает. Всякий беззаконный христианин, прилепившийся миру сему и полагающий в нем все свое утешение, есть противник Христу, ибо Христос отводит нас как от грехов, так и от любви к миру сему Своим учением и делом. Святитель Тихон Задонский ( 104, 793 ). Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1, 6 ), – сказал Иоанн Богослов ( 111, 260 ). Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению ( 112, 117 ). Всеоружие Божие – все Евангельские заповеди. Поправший одну из них, попрал все собрание их, весь закон. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 162 ). Мы становимся сынами Света При исполнении Божиих заповедей созревает внутри нас, как некий многочастный плод, любовь, милосердие, благость, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, при которой мы удостаиваемся видеть Бога. И чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы этого и не знаем ( 61, 15 ). Где со тщанием исполняются заповеди Божии, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После этого явления Спасителя приходит и совершенная любовь ( 61, 112 ). Чем более христианин преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более душа его очищается, озаряется и просвещается, и удостаивается видеть откровения великих таин, глубины которых никогда не видел и совершенно не способен видеть никто из тех, кто не достиг такой чистоты ( 61, 133 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

С такой же уверенностью Генри Кэдбери утверждал противоположную тенденцию, говоря (об устной передаче повествований), что «место, время, личность, если только они не связаны с сутью рассказа, стираются со временем» 105 ; и далее, касаясь уже евангельских рассказов о чудесах: «При многократном повторении в конце концов исчезают даже имена и названия мест» 106 . Однако Кэдбери признавал, что имеются (например, в апокрифических Евангелиях) свидетельства позднейшего изобретения имен – именно из романического интереса. Это означает, что «тенденция к исчезновению имен сталкивается здесь с противоположной тенденцией… что ставит достоверность имен собственных под большое сомнение» 107 . Э.П. Сандерс в главе о «возрастающей детализации как возможном направлении развития традиции» привлекает в свидетельство этого предполагаемого развития не только синоптические Евангелия, но и неканонические тексты 108 . К сожалению (для наших целей), он не выделяет феномены, описанные нами в таблице 5, в отдельную группу; таким образом, его заключения не связаны непосредственно со случаями, когда какое-то лицо называется по имени в одном Евангелии и не называется в другом. Таблица 5 позволяет нам сделать и дальнейшие наблюдения. Если мы принимаем первенство Марка (то есть считаем, что параллельный материал Марка, Матфея и Луки зависит от Марка), то видим, что там, где материал Марка используют и Лука, и Матфей, оба они в четырех случаях сохраняют имена (Симон Киринеянин, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, Мария – мать Иакова и Иосии) 109 ; в одном случае Лука сохраняет имя, а Матфей его меняет (Левий) 110 ; в одном случае Лука сохраняет имя, а Матфей его опускает (Иаир); наконец, в четырех случаях оба опускают имена (Вартимей, Александр, Руф 111 и Саломия). Персонажи, не названные по именам у Марка, ни в одном случае не получают имя у Матфея или Луки. В одном случае (не отраженном в данных таблицы 5) два ученика, которых Марк оставляет безымянными ( Мк 14:13 ) 112 , у Луки названы Петром и Иоанном ( Лк 22:8 ); однако эту идентификацию персонажей, чьи имена у Марка упоминаются в других местах, не следует путать с появлением имен у тех, кто у Марка оставался безымянным. Таким образом, общий материал синоптических Евангелий демонстрирует явную тенденцию к исчезновению имен – что опровергает теорию Бультмана, если, разумеется, мы признаем первенство Марка (а Бультман его признавал).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010